Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что такое олимпиада в древней греции. Место олимпийских игр в культуре древней греции

Человечество взяло от Древней Греции не только демократию, но и Олимпийские игры. Неудивительно, что именно в Элладе зародились одни из самых популярных соревнований современности, где культ человеческого тела был на самом высоком уровне. Кроме того, греков привлекал дух соревнования, поэтому жители Эллады предпочитали бороться не на полях войны, а в спорте.

Когда возникли Олимпийские игры?

Историки установили, что первые соревнования, известные сегодня, как Олимпийские игры, были проведены в Греции в 8 в. до нашей эры. Их главным девизом был выражение «Быстрее, выше, сильнее». Эти слова полностью отражали то, к чему стремились греки во время состязаний.

Греки обожали спорт, постоянно держали себя в форме, что было связано с объективными причинами. Эллада подвергалась набегов соседних стран, греческие полисы воевали между собой. Греки, служившие в армии и флоте, должны были иметь отличную физическую форму. Постепенно культ красивого спортивного тела получил распространение среди жителей всей Эллады. Спортивные тренировки проводились в гимназиях, занятия в которых были включены в повседневное обучение.

Участниками всех состязаний были только мужчины. Они же были и зрителями, женщин на трибуны не пускали. Исключение было сделано только один раз для жрицы богини Деметры, которую звали Хамина.

На первых Олимпийских играх участие принимали только атлеты из полиса Пелопонесс. Позже к участию в соревнованиях допустили спортсменов из Коринфа, Спарты и других полисов Греции, жителей греческих колоний в Средней и Малой Азии, Сицилии, Финикии. Постепенно в Играх стали участие принимать атлеты из других стран, которые находились в Азии, Африки, Европе.

В 394 году нашей эры Олимпийские Игры были запрещены, поскольку Греция была завоевана Римом, распространение получило христианство, ставшее в Элладе государственной религии. На тот момент Игры были проведены уже 293 раза.

Олимпийские Игры сопровождались национальными праздниками, которые способствовали развитию греческой культуры. В день начала состязаний проводился общий праздник в главном храме Зевса, который имел прозвище Олимпийский. Храм стоял на реке Алфея, и именно отсюда начинались первые соревнования, которые переходили в Олимпийские игры. Точная дата начала Игр определяется по специальному списку, в который распорядители общегреческих спортивных соревнований записывали имена победителей в беге. Самый древний список начинается с даты 776 год до нашей эры. И эта дата официально принята в истории счета олимпиад.

Таким образом, Олимпийские игры, проводились раз в четыре года, когда наступало первое полнолуние после летнего солнцестояния.

Версии появления Олимпийских игр

Есть несколько вариантов того, почему Олимпийские игры появились именно в Греции. К самым популярным стоит отнести:

  • Царь Фригии по имени Пелопс, который детство провел на Олимпе, победил в состязаниях колесниц. Именно ему принадлежала идея проводить такие соревнования регулярно, с периодичностью раз в четыре года.
  • Сын Зевса Геракл организовал празднество для всех жителей царства правителя Авгия, во время которого были проведены соревнования легкоатлетов. А потом постановил, чтобы они стали регулярными.
  • Между Спартой и остальной частью Эллады постоянно велась борьба за господство на Пелопонесском полуострове. Однажды правители Литург (Спарта) и Ифит (остальная Эллада) заключили перемирие, во время которого и были проведены первые Олимпийские игры. Как говорит легенда, именно тогда и было установлено место для состязаний. Выбор пал на местечко Олимпия, которое находится возле горы Кронос.

Рельеф местности был удобный для соревнований и подходящий для того, чтобы зрители могли наблюдать за спортивными играми. Для легкоатлетов построили спортивный комплекс, который был настоящий архитектурным шедевром для своего времени. В его состав входили ипподром, стадион, бани, гимнасии, спортивные площадки, на которых греки играли в мяч, боролись, метали диск.

Правила

Играми заведовали жители Эллады, которые должны были организовывать соревнования, следить за порядком, обеспечивать прием гостей, атлетов. Их право один раз забрали жители Писы, но большая часть Греция этого не приняли. И снова Эллада стала заведовать Олимпийскими играми. К традициям и правил проведения спортивных состязаний можно отнести:

  • Эллада рассылала всем странам древнегреческого мира так называемых «вестников мира», которые объявляли о том, что наступил священный месяц праздника в честь Зевса. Это означало, что должны были быть прекращены все войны на Пелопонесском полуострове.
  • Для государств-полисов, которые нарушили договоренность о неведении войны, или уставы Игр, тогда участников полиса из соревнований вообще исключали.
  • Грех надо было искупать покаянием и уплатой штрафом. Деньги шли на содержание храма Зевса.
  • Частных жителей того или иного государства, нарушивших устав Игр, имели выбор, кому платить штраф. Можно было выбирать на собственное усмотрение – полису, где человек постоянно живет, олимпийскому храму Зевса.
  • За соревнованиям следили специальные судьи, которые назывались элладоники.
  • Атлеты судьям заранее должны были заявить о том, что хотят участвовать в состязаниях, а также предоставить доказательства того, что их не лишили гражданских прав.
  • Атлеты должны были дать присягу, что будут состязаться честно, не будут применять уловок.
  • Также участники соревнований подтверждали под присягой, что в течение 10 месяцев занимались в гимнасиях, посвящая большую часть своего времени гимнастическим упражнением, совершенствования духа и тела.

Посольства от государств-полисов, которые принимали участие в Играх, должны были идти к Олимпии по специальной священной дороге. Потом все участники состязаний обязаны были собраться у жертвенника Зевса, который располагался в оливковой роще. В жертву Верховному богу горы Олимп и всех греков приносили животных, приведенных их родных стран. Посольства обязаны были привозить с собой и жертвенные чаши.

Жертвенный огонь складывали дрова из тополя, сверху их поливали салом убитых животных. Пока огонь пылал, атлеты и другие участники должны были петь. Как только огонь гас, начинались соревнования.

В чем древние греки соревновались?

На Олимпийских играх были представлены такие виды спорта, как:

  • Борьба.
  • Кулачный бой.
  • Скачки.
  • Бег на короткие и длинные дистанции.
  • Пятиборье.

Игры начинались с бега, который относился к самым древним видам гимнастических упражнений. Участники бежали по партиям, каждая из которых состояла из четырех человек. На первых Олимпийских играх бегуны носили на себе пояс, но потом его сняли, и атлеты остались совершенно нагими.

От простого бега на соревнованиях быстро отказались, сделав его более сложным. В частности, атлеты пробегали стадию уже не один раз, а два, а потом – вообще восемь. «Компанию» бегу составили борьба, прыжки, метание диска и кулачные бои. Позже всех появился такой вид спорта, как бег колесниц. Его появление было связано с присутствием на состязаниях богатых греков и усложнением общественной жизни в самой Элладе.

Впервые Олимпийские игры были проведены в Древней Греции приблизительно в 776 году до н.э.. Они получили свое название благодаря древнегреческому городу Олимпия, в котором проводились 1 раз в 4 года.

Олимпийские игры представляли собой состязание в таких видах спорта как езда на колесницах, пятиборье, боевых искусствах. Олимпийские игры также носили религиозный характер, так как посвящались верховному древнегреческому богу Зевсу, который пользовался особенным уважением греков, будучи богом грома и молний.

История Олимпийских игр Древней Греции

На время проведения Олимпийских игр, греки объявляли временное перемирье со странами, с которыми учувствовали в военных конфликтах. Каждые Олимпийские игры были настоящим праздником для греческого народа. Олимпиада была своеобразным идеологическим отражением культа тела и совершенства духа, который активно пропагандировался в Древней Греции.

Героем Олимпиады воздавались почести. Существовала довольно интересная традиция: победитель Олимпиады торжественно въезжал в город на колеснице, но не через главные ворота, а через проем в стене, который сразу после этого закрывали, чтоб не выпустить из города победоносный дух Олимпиады. Победитель был одет в красный плащ, а на голове у него был венок из листьев лавра, который был символом победы.

Центром олимпийских соревнований был святой круг Зевса, который представлял собой рощу вдоль течения реки Алфей. Олимпийские игры устраивались греками более трехсот раз. Согласно греческой мифологии стадион в Олимпии, где проводились Олимпийские игры, был сооружен Гераклом в честь победы Зевса над своим отцом Кроносом.

Олимпийский огонь

Незаменимым атрибутом Олимпийских игр был Олимпийский огонь. В Древней Греции существовал культ Прометея, который украл из Олимпа священный огонь и передал его людям, за что поплатился годами невероятных страданий. В честь Прометея древние греки зажигали Олимпийский огонь. Также, чтоб оказать честь Прометею, устраивались соревнования по бегу, где каждый бегун держал в руках зажженный факел с огнем. Победитель такого соревнования был удостоен чести зажигать огонь для жертвоприношения Зевсу, что считалось тогда очень важной миссией.

За Олимпийскими играми в древней Греции наблюдали не только ее жители. На период игр в Олимпию съезжалось огромное количество представителей других государств. Впечатленные Олимпийскими играми, многие из них старались организовать подобное состязания в своей стране, но, увы, достигнуть масштабности Олимпии не смогли нигде.

Олимпийские Игры закончились с приходом Христианства на земли Греции. Подобные мероприятия рассматривались ни что иное как язычество. Но, не смотря на то, что Олимпийские игры в свое время прекратили проводить, это замечательное действо не кануло в Лету.

Возрождение Олимпийских игр

С 1896 году после длительного перерыва Олимпийские игры провели в Афинах. Значительно расширился спектр видов спорта. С 1896 г. Олимпийские игры проводят один раз в четыре года. В период Первой и Второй Мировой войны, по вполне объяснимым причинам, игры не проводились.

Олимпийские игры стали не только своеобразной данью традициям, они по-прежнему представляют собой яркое, захватывающее зрелище, к которому пристально приковано внимание мировой общественности. Города на десятилетия вперед борются за честь принимать у себя Олимпийские игры, а для спортсмена, которые в них участвуют – это не только всемирная слава, но и заслуженное вознаграждение за года работы в спорте.

Олимпийские игры - древнейшие и наиболее популярные спортивные мероприятия в Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам, эта попытка получается третьей) состоялись они в 776 году до н. э. и являлись частью празднества, посвященного Зевсу. Год проведения первой Олимпиады греки считали для себя очень важным, и поэтому с него началось античное греческое летоисчисление.

Однако есть свидетельства о возникновении Олимпиад из другого культа - спортивных игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь уместно сделать небольшой шаг в сторону греческих мифов, чтобы напомнить читателям об истории этого героя. Пелопс был сыном печально известного Тантала - того самого, что по сию пору испытывает муки в царстве Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной смертью и чудесным спасением - отец его в ослеплении вседозволенностью (он был сыном Зевса), решив проверить проницательность олимпийских богов, пригласил их на пир, одно из блюд на котором было приготовлено из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала, боги не коснулись страшного кушанья, только лишь Деметра, скорбящая о потере дочери Персефоны, не обратив внимания, съела плечо мальчика. Однако Гермес своими чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой кости сделал ему новое плечо. Тантал был наказан, а юный Пелопс получил власть в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось ему править - войной пошел на него могущественный царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден был покинуть родину (не забыв при этом свои сокровища). В сопровождении отряда земляков он отправился на юг Греции, где поселился на полуострове, до сих пор носящем его имя, - Пелопоннесе. Увидев однажды дочь царя города Писы Эномая красавицу Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее в жены. А надо сказать, сие желание не было оригинальным, но жуткое предсказание Эномаю о его смерти от руки зятя являлось препятствием в этом мероприятии. Не имевший равных себе во всей Греции в искусстве управления колесницей и владевший самыми быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал соискателям руки и сердца дочери скачки через весь Пелопоннес - от Писы до Коринфа. Побежденный жених оплачивал проигрыш своей жизнью. Но даже это не останавливало желающих - настолько хороша была Гипподамия. Головы несчастных жертв красоты Эномай прибивал к воротам своего дворца. Не миновала бы чаша сия и нашего героя, но... Унаследовавший от отца гордыню, коварство и изобретательность, Пелопс сделал ход конем - наобещав возничему Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала заручился его обещанием не вставлять чеки в оси колесницы, что должно было задержать царя Писы в дороге. Замысел удался на славу - на всей скорости колеса соскочили с осей, колесница опрокинулась, и гордый Эномай бесславно погиб в пыли не единожды покоренной им трассы. Победитель торжественно вернулся в Пису, взял в жены Гипподамию, а заодно сел на престол убитого им тестя. Все бы хорошо, да тут Миртил вспомнил, кому должен быть благодарен Пелопс за так неожиданно доставшийся ему приз, и потребовал аж полцарства (по другой версии - первую брачную ночь с Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись Танталовы жадность и коварство. Истории неизвестно, какой такой уловкой заманил Пелопс Миртила на высокую скалу, однако итог встречи был печален - новоявленный монарх столкнул возничего в море. По греческой традиции Миртил успел сделать единственное, на что у него хватило времени падения, а именно - проклясть Пелопса и все его потомство. В честь себя любимого Пелопс и учредил данные игры, по свидетельству Павсания, "более блестящие, чем кто-либо до него".

Археологи нашли подтверждение связи культа Пелопса с Олимпийскими играми. На так называемом священном участке Зевса в Олимпии - городе проведения игр - они обнаружили остатки святилища Пелопса приблизительно конца 2-го тысячелетия до н. э.

Второй попыткой возобновления Олимпийских игр Греция обязана Гераклу. Как мы помним, шестым подвигом Геракла было очищение "авгиевых конюшен" - скотного двора Авгия. (Ох, и фантазия была у работодателя Геракла - Эврисфея.) Авгий был сыном Гелиоса и царем Элиды. Неисчислимы были богатства его, а особенно - стада. Триста белоногих быков, двести - красных, как пурпур, двенадцать - белоснежных, как лебеди, и один - сияющий, как звезда (забавно, но в легендах нет ни слова о лошадях). Неудивительно, что хлева царского дома были весьма запущенны. И вот эту помойку и предложил Авгию очистить Геракл всего за один день и десятую долю его стад. Авгий согласился на столь выгодное предложение и, как оказалось, прогадал. Геракл, не мелочась, направил на скотный двор потоки двух элидских рек - Алфея и Пенея, а после просто восстановил разрушенные водой стены. Тут мы снова сталкиваемся с прямо-таки патологической греческой жадностью - не захотел Авгий расставаться со своими любимыми зверушками и выгнал Геракла. Последний оказался весьма злопамятным парнем, через несколько лет вторгся в Элиду с большим войском и убил своего должника. В честь победы Геракл принес традиционные жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии олимпиоников увенчивали венками из веток именно этой рощи) в честь Афины Паллады и учредил Олимпийские игры.

Но это все легенды, а вот что история говорит о третьей - самой удачной - попытке. Первые Олимпиады были событием весьма локального характера и привлекали не слишком много как участников, так и зрителей - только жителей Элиды и Спарты: имена победителей первых одиннадцати Олимпийских игр принадлежат уроженцам Западного Пелопоннеса. Кстати, традиционно считается, что правила и порядок проведения игр установили Ликург (правитель Спарты, осуществлявшей протекторат над Элидой), Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель Элиды). Текст этого договора об олимпийских состязаниях был запечатлен на бронзовом диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал Аристотель и который во II в. до н. э. видел Павсаний. В самой первой Олимпиаде было единственное состязание - забег юношей на короткую дистанцию в 1 стадий (185 м). История сохранила нам и имя первого победителя-олимпионика (от греч. Ника - богиня победы) - им стал повар из Элиды Кореб.

Начиная с 660-го г. до н. э. - то есть, с 30-х игр - к состязаниям были допущены все жители материковой Греции, а через 10 игр (40 лет) в Олимпиадах стали принимать участие и жители греческих колоний. Олимпийские игры завоевали широкую популярность, а победители могли рассчитывать на щедрый приз, почести и всенародную славу. Олимпионик "короновался" хрестоматийным оливковым венком (ветви для которого срезал золотым ножом мальчик, сын свободных и здравствующих родителей) и награждался пальмовой ветвью. Плутарх писал о том, что победивший на Олимпийских играх афинянин получал в награду 500 драхм, что было весьма немалой суммой. Также в честь атлетов-победителей устанавливались скульптуры - иногда в самой Олимпии у святилища Зевсу, иногда на родине героя. Однако согласно Плинию, сходство эти скульптуры имели только с трехкратными победителями Олимпиад, остальные же могли довольствоваться лишь идеалистическим образом в свою честь. Родина не оставалась в долгу перед своими героями - они обычно получали ряд экономических и политических привилегий вплоть до освобождения от всех государственных повинностей, а в некоторых случаях даже обожествлялись. В дополнение к перечисленным наградам олимпионики до конца своих дней могли рассчитывать на бесплатные обеды в городском управлении, что, согласитесь, более приятно и полезно, чем изваяние, не имеющее к тому же фактического сходства. Медные статуи Зевса (на дорическом диалекте называвшиеся занами), посвященные опозорившим себя участникам (например, уличенным в мошенничестве, подкупе и пр.) игр, выполнялись на деньги, полученные в виде штрафов, и ставились по сторонам дороги, ведущей на олимпийский стадион. Греки очень любили вещественные напоминания о событиях.

С 15-й Олимпиады - 720 г. до н. э., Спарта, имевшая характер военно-организованного родового союза, становится доминирующим по количеству победителей государством. С 15-й по 50-ю Олимпиаду (720-576 гг. до н. э.) сохранились фамилии 71 победителя, из которых 36 - спартанцы. Например, известен некий спартанец Гипосфеп. Впервые он победил в борьбе среди юношей, позднее перейдя во "взрослую" категорию, и там на протяжении пяти Олимпиад одерживал победу. Другими словами, он успешно выступал в состязаниях борцов в течение 24 лет.

В Спарте особое внимание уделялось вопросам физического воспитания граждан-воинов, чтобы с помощью оружия и военной силы закреплять свое господство над покоренными местными жителями. Спартанцы вообще отличались весьма строгими нормами поведения, а также неукоснительным их соблюдением. Например, несовместимым с честью спартанца считалось признание поражения. В связи с этим спартанцам было запрещено публично выступать в соревнованиях по кулачному бою и панкратию, ибо по правилам этих состязаний участник должен был или победить, или признать свое поражение. Сохранилась также легенда об одном старике, запоздавшем к началу соревнований. Весьма неудачно он пытался найти себе хоть какое-нибудь место среди осыпавших его насмешками и оскорблениями зрителей. Эти попытки привели его к группе спартанцев, сидевшей на "трибунах" - склонах холма Кроноса. Как один, спартанцы встали, уступая старику место. Растроганный, он сказал: "Все греки знают правила приличия, но выполняют их только спартанцы!".

В эпоху греческой колонизации влияние Олимпии постепенно распространяется на Малую Азию и прилегающие к ней острова. На 23-й Олимпиаде в кулачном бою победил Ономаст из Смирны, который разработал и правила состязаний кулачных бойцов. На 46-й Олимпиаде победителем в беге стал Полимнестор из Менеста, про которого рассказывают, что он догнал на пастбище зайца.

Гегемония спартиатов в списках победителей заканчивается к 50-й Олимпиаде. Среди западно-греческих городов выделяется основанный на юге Италии Кротон. Знаменитый Милон Кротонский был шестикратным чемпионом по борьбе Олимпийских (532-512 гг. до н. э.) и шестикратным же - Пифийских игр. Современники сравнивали его с Гераклом и Ахиллом, его феноменальная сила стала легендой. Публика ревела от восторга, когда он, неся на плечах живого быка, появлялся на стадионе. Убив быка затем одним ударом в голову, Милон целиком съедал его в течение дня. Погиб Милон Кротонский очень глупо - решив в очередной раз испытать свою силу, застрял в расщепленном дереве и был сожран волками заживо. Всего же в период с 564 по 510 гг. до н. э. в списках победителей мы находим 13 кротонцев. Сложилась даже пословица, что последний из кротонцев равен первому среди остальных греков.

Чемпион пятиборья 444 г. до н. э. Икк из Тарса стал впоследствии тренером и прославил свое имя (помимо побед, разумеется) первым в истории спорта руководством по тренингу спортсменов. Весьма новаторскими для того времени были рекомендации специальной диеты, отказ от излишеств, а также запрет на сексуальные отношения непосредственно перед состязаниями. Только вот десятикратный чемпион игр между 328 и 292 годами до н. э. Геродор из Мегары наверняка не читал рекомендация Икка. Говорят, что во время обычных своих тренировок он съедал за раз по 15 фунтов хлеба с мясом и выпивал несколько галлонов разбавленного вина.

Вполне закономерно, если у читателей возник вопрос, а откуда известны поименно эти чемпионы? Софист, математик и астроном V в. до н. э. Гиппий впервые опубликовал список победителей прошедших за три века Олимпиад. Юлий Африкан также приводит перечень победителей Олимпийских игр вплоть до своего времени, т. е. до 217 г. н. э - 249-й Олимпиады включительно. Евсевий Памфил Кесарийский, епископ и историк, нигде об этом не упоминая, столетием позднее переписал список Африкана в своей "Хронике".

Нумеровать Олимпиады стали лишь 600 лет спустя после их начала. Во 2-м в. до н. э. астроном и географ из Александрии Эратосфен разработал точную хронологическую таблицу, в которой все известные ему политические и культурные события датировал по Олимпиадам (то есть, по четырехлетним периодам между играми), опираясь при этом на составленный им список олимпийских победителей. Его девятитомная Хронография (Chronographiai) охватывала период от разрушения Трои (датированного автором 1184/83 гг. до н. э.) до смерти Александра (323 г. до н. э.).

Высший расцвет Олимпийских игр приходится на VI-IV вв. до н. э. - Олимпиады становятся общегреческим праздником, а Олимпия - центром всего спортивного мира. Кроме прочего, Греко-персидские войны первой половины VI в. до н. э. сумели сплотить (хоть и ненадолго) враждовавшие между собой греческие города, и Олимпиады явились олицетворением этого единства. Также и система физического воспитания, популяризируемая Олимпийскими играми, дала свои плоды: греки были явно успешнее в поединках, навыки бега, кулачной борьбы, панкратия пригодились в битвах.

Популярность и успех Олимпийских игр привели к тому, что уже к началу VI в. и в других частях Греции стали проводить подобные соревнования. В 590 (или 582) г. до н. э. были реорганизованы Пифийские игры в Дельфах, в 573 г. до н. э. - Немейские игры в Арголиде, в 572 г. до н. э. - Истмийские игры близ Коринфа. Все эти игры проводились раз в два или четыре года с таким расчетом, чтобы на каждый год выпадали какие-либо состязания. Атлет, побеждавший на всех четырех играх в течение одного периода, получал звание периодоника. В истории сохранились имена спортсменов, ставших периодониками даже несколько раз. Упоминавшийся выше Милон Кротонский занимает среди них первое место - периодоником он был шесть раз. В списках олимпийских победителей присутствует 46 периодоников.

В этот же период появляется звание "триаст" - тройной победитель, одержавший победу в сразу трех состязаниях, проходивших в один день - в беге, двойном беге и в беге с оружием. Два раза звание триаста завоевывал родосец Леонидас, получивший на 4 Олимпиадах подряд 12 венков победителя.

Совершенно очевидно, что состязания, имеющие столь большую популярность, не могли обойтись без определенных, специально разработанных правил и условий их проведения. Ну, а долгая история наверняка способствовала рождению традиций.

Конкин Алексей

В проекте рассказывается история зарождения Олимпийских игр в Древней Греции, их взаимосвязь с древнегреческими богами и героями, их символика, общекультурное значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX городской конкурс реферативно-исследовательских работ

для учащихся 1-8 классов «Интеллектуалы XXI»

Олимпийские игры в Древней Греции

(Общественно-исторические науки)

4 класс, МБОУ СОШ № 89

Научный руководитель :

Суслова Полина Юрьевна,

учитель начальных классов

Челябинск, 2014

  1. Введение………………………………………………………………3
  2. Основная часть……………………………….......................................4
  1. Олимпийские игры от зарождения до упадка……………………...4
  2. Священный Олимпийский огонь……………………………………5
  3. Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции……………6
  1. Заключение…………………………………………………………….7
  2. Список литературы……………………………………………………8

Введение

Цель проекта : изучить историю зарождения олимпийских игр в Древней Греции, их взаимосвязь с древнегреческими богами и героями, символику, общекультурное значение.

Задачи проекта:

  1. Изучить исторические материалы о зарождении Олимпийских игр Древней Греции.
  2. Проанализировать собранную информацию, выбрать самое

необходимое для создания проекта.

  1. Привлечь внимание одноклассников к предстоящим Олимпийским играм в Сочи 2014 года.
  2. Оформить проект в виде методической разработки для классного часа.
  3. Провести классный час для одноклассников по теме проекта.

Обоснование актуальности выбранной темы : все вы прекрасно знаете, что в 2014 году в России зимние Олимпийские игры. Это грандиозное и масштабное событие для нашей страны. Поэтому мне хотелось вас ознакомить с историей возникновения Олимпийских игр, их символике, видах состязаний и общекультурном значении.

Практическая значимость данного проекта состоит в том, чтобы провести классный час с целью привлечения внимания к предстоящим Олимпийским играм в Сочи 2014 года, самому великому и грандиозному событию нашей страны.

Олимпийские игры Древней Греции – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. От Олимпии произошло и название Игр. Олимпийские игры были значимым для всей Древней Греции событием, выходившим за рамки сугубо спортивного мероприятия. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.

С 6 в. до н.э. по примеру Олимпийских Игр стали проводиться другие общегреческие соревнования атлетов: Пифийские игры, Истмийские игры и Немейские игры, тоже посвященные различным древнегреческим богам. Но Олимпиады были самыми престижными среди этих состязаний.

Основная часть

  1. Легенды о зарождении Олимпийских игр.

Существует немало легенд о зарождении Олимпийских игр. Все они связаны с древнегреческими богами и героями.

Самая известная легенда гласит, как царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить угодные им общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит, спартанский законодатель Ликург и афинский законодатель и реформатор Клиосфен установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Согласно другой легенде, основателем Игр назывался Пелопс. Выиграв в гонках на колесницах в память о своей победе, он решает устраивать каждые четыре года Олимпийский праздник и проводить соревнования.

Некоторые исследователи утверждают, что Олимпийские игры проводились в честь праздника урожая. Поэтому и победители награждались оливковой веткой и венком, которые впервые привез в Олимпию сын Зевса Геракл.

Обязательной частью античных Олимпийских игр были религиозные церемонии. По установившемуся обычаю, первый день Игр отводился для жертвоприношений: атлеты проводили этот день у жертвенников и алтарей своих богов-покровителей. Подобный обряд повторялся и в заключительный день Олимпийских игр, когда вручались награды победителям.

С Олимпийских игр 776 до н.э. у греков шел отсчет особого «олимпийского летоисчисления», введенного историком Тимеем. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Он должен был повторяться через каждые 1417 дней, составлявших Олимпиаду – греческий «олимпийский» год.

Олимпийские игры со временем стали событием всегреческого масштаба. На Игры съезжалось множество людей не только из самой Греции, но и из ее городов-колоний от Средиземного до Черного моря.

А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.

  1. Священный Олимпийский огонь.

Олимпийский огонь стал одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.

Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

  1. Как проходили Олимпийские игры в Древней Греции

По всем греческим городам разъезжали специальные послы. Они появлялись на городских площадях в Афинах и Спарте, их видели в греческих городах Малой Азии и на цветущих берегах Черного моря, населенных греками. Всюду, где только появлялись эти послы, огромные толпы народа слушали их с праздничным, радостным возбуждением. Они сообщали о дне предстоящего великого празднества - знаменитых олимпийских играх. Олимпийские игры проводились в честь верховного греческого бога Зевса через каждые четыре года. Это был общегреческий праздник.

Но не только о дне начала игр сообщали послы на площадях греческих городов. Они провозглашали условия священного мира, который объявлялся на время празднеств. Всякие военные действия, где бы они ни происходили, немедленно прекращались. На нарушителей этого условия налагался большой штраф. Для всех племен и народов, принимающих участие в празднествах, страна, где находится святилище Зевса, - священна и неприкосновенна. Всякий, кто обидит путника, направляющегося на олимпийские празднества, также подвергается проклятию и штрафу.

По всем дорогам Греции люди спешили на празднества в Олимпию. Некоторые ехали верхом или на повозках, но большинство народа шло просто пешком. Хотя в празднествах принимали участие и присутствовали только мужчины, все равно число гостей измерялось многими тысячами. Олимпийский стадион, где происходил бег и другие гимнастические упражнения, вмещал 40 тысяч человек и был всегда переполнен. На берегу реки Алфея во время празднеств вырастал целый город из палаток и шалашей. Вдоль большой дороги и стен ограды выстраивались деревянные бараки, тут шла оживленная торговля самыми разнообразными предметами.

На первых тринадцати Играх греки соревновались только в коротком беге на одну стадию, длина которой из-за разного шага отмеряющих судей была, как уже отмечалось, неодинакова - от 175 до 192,27 м. Именно от этого слова и произошло название "стадион". Самый большой стадий был именно в Олимпии, так как его, по преданию, отмерял сам Геракл. Этот вид бега более полвека был единственным состязанием на олимпийском празднике эллинов. Стартовали бегуны со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Итак, в программу древних Олимпийских игр входили следующие виды - бег на 1,2 и 24 стадии; борьба; пятиборье (пентатлон); кулачные поединки; гонки на колесницах, запряженных двумя и четырьмя лошадьми; панкратион, бег в военном снаряжении, скачки.

После бега начиналась борьба. Существовало несколько видов борьбы: самый простой из них заключался в том, что противники выходили друг против друга с голыми руками. Победителем считался тот, кто трижды попалит своего соперника на землю. В кулачном бою борцы надевали на голову бронзовый колпак, а кулаки обматывали кожаными ремнями с металлическими шишками. Это был очень жестокий вид борьбы, кончавшийся нередко серьезными увечьями. Существовал еще один вид борьбы, представлявший собой сочетание борьбы с кулачным боем. Только в этом случае запрещалось обматывать кулаки ремнями.

Следующий день состязаний начинался с пятиборья. В него входили, кроме бега и борьбы, метание диска, копья и прыжки. Состязающиеся в прыжках восходили на особую насыпь, в руках у них были грушевидные гири. Вот они вытягивают руки с гирями вперед - прыжок! - руки быстро отбрасываются назад, и тело в прыжке устремляется вперед. Снова глашатаи провозглашают имя победителя. Потом начинается метание диска. Дискоболы выстраиваются один за другим. Они берут в руку тяжелый бронзовый диск, несколько раз вращают его рукой в воздухе, причем для сохранения равновесия слегка наклоняют верхнюю часть туловища вперед и опираются левой рукой о правое колено, а затем в момент броска упруго распрямляют тело, и диск, пущенный умелой рукой, со свистом рассекает воздух.

Пятиборье заканчивается метанием копья, которое не просто бросают как можно дальше вперед, но должны при броске попасть в определенную цель. Это уже было чисто военное упражнение.

Последний день игр посвящается состязаниям на ипподроме. Самым старинным и излюбленным видом этих состязании были бега колесниц, запряженных четверкой лошадей. Требовалось двенадцать раз обогнуть столб у старта. Нередко эти состязания, требующие большой силы и ловкости, оканчивались несчастными случаями. Но какое прекрасное зрелище представляют мчащиеся колесницы! Тысячи зрителей, затаив дыхание, наблюдали за спортсменами. После бега колесниц начинаются скачки верхом. Они имеют одну особенность: перед приближением к финишу наездник должен соскочить с лошади и бежать рядом с ней, держа поводья в руках.

Глашатаи снова торжественно объявляли имена победителей в отдельных соревнованиях. Раздача наград происходила у храма Зевса. Судьи торжественно возлагают на головы победителей простые венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Оливковое дерево, из ветвей которого сплетались венки, растет здесь же; по преданию, оно было посажено самим Гераклом. Эта простая награда ценится греками дороже золота и драгоценностей, она дает ее обладателям вечную славу и почет.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что с древних лет олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего.

Будучи местом проведения Олимпийских игр, Олимпия была историческим и культурным центром Древней Греции с большим количеством древнейших памятников. Святыми местами считались гора Кронос, курган Пелопса, алтари Зевса и Геи, Геракла и Гипподамии. Затем, появились храмы Зевса, Геры. В честь Игр в Олимпии было сооружено много красивых статуй, алтарей, храмов. Наиболее известным храмом был Олимпиум, в котором находилась большая статуя Зевса, высотой более 12 м, выполненная Фидиалом из слоновой кости и золота.

В настоящее время олимпийские игры стали праздниками спорта. В них участвуют лучшие спортсмены большинства стран мира. В отличие от античных празднеств, проходивших на одном стадионе, современные Олимпийские игры не имеют постоянной столицы и проводятся в разных городах и странах. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря ни на что олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни олимпиады одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире, который не знал бы, что такое олимпиада или не видел бы соревнования по телевизору.

За последние годы олимпийское движение приобрело огромные масштабы и столицы Игр на время их проведения становятся столицами мира. Спорт играет все большую роль в жизни людей.

Список литературы

  1. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. - Минск: Полымя, 1980.
  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. СПб, 2001.
  3. Фурио Дурандо Греция. Пер. с англ. М., 2001.
  4. Шанин Ю.Б. Олимпия. История античного атлетизма. М., 2001.
  5. Базунов Б.А. Боги стадионов Эллады. М., 2002.
  6. Павсаний. Описание Эллады. М., 2002.
  7. Античная мифология. Энциклопедия. Сост. Королев К. СПб, 2004.

С 776 г. до н. э. в Греции стали регулярно проводить Олимпийские игры. Эти празднества являлись важнейшим элементом общественной жизни эллинов. Победители Олимпийских игр в Древней Греции становились самыми знаменитыми и почетными гражданами своего полиса. Возможно, именно поэтому каждый юноша мечтал принять участие в агонах, дабы продемонстрировать всем свою силу и доблесть. Во время таких празднеств создавалась атмосфера справедливости, в которой человек мог продемонстрировать свое мастерство, заслуги и стать лучшим среди первых.

Историческая справка

Платон подчеркивал важнейшую роль спортивных состязаний в общественной жизни. Широкая популярность игр была связана с особенностями греческого общества, где важнейшим регулятором поведения людей выступала оценка человека коллективом, его порицание или поощрение.

Следует отметить, что большое значение Олимпийских игр подчеркивается тем, что во время их проведения в Греции прекращались даже войны. На празднества приезжали граждане не только материковой Эллады, но и колоний. Здесь также собирались писатели и поэты, чтобы прочесть свои произведения тысячам слушателей.

Первые древнегреческие Олимпийские игры продолжались всего лишь 1 день, а позже - не менее 5. Руководило соревнованиями специальное общество почетных граждан. Под их присмотром участники игр тренировались около месяца до начала агонов.

История введения Олимпийских игр

По легенде, самые известные в мире состязания берут свое начало еще с гомеровских времен. Сами греки по-разному рассказывали историю возникновения этих празднеств. Одни говорили, что соревнования были введены верховным богом после его победы над Кроном. Другие уверяли, что отцом празднеств был сын Зевса - древнегреческий герой Геракл.

Возродил Олимпийские игры в 776 г. до н. э. царь Ифит. В то время Греция погрузилась в полосу длительных войн и междоусобиц. В связи с этим Ифит решил обратиться к богам. Он отправился в Дельфы к знаменитому оракулу. Пифия, провозглашая волю богов, сказала, что для того, чтобы избавить народ от войн и болезней, необходимо возродить Олимпийские игры. После этого царь пригласил к себе спартанского правителя Ликурга. Они подписали договор о перемирии, которое должно заключаться на время проведения Олимпийских игр. Ифит провозгласил Олимпию святым городом, куда было запрещено входить с оружием.

Участники состязаний

Для того чтобы понять, кто же такие на самом деле победители Олимпийских игр в Древней Греции, необходимо разобраться, кто мог принимать участие в этих празднествах. По установленным правилам к состязаниям допускали только свободных мужчин эллинского происхождения, кроме тех, кто когда-либо был осужден или виновен в неправильных деяниях. Кроме того, участвовать в агонах не могли рабы, иностранцы. Также к соревнованиям в Олимпийских играх не допускались женщины. Более того, им даже запрещалось посещать их в качестве зрителей. Исключением являлась только жрица храма

Интересные факты об участниках Олимпийских игр

Не все свободнорожденные греки могли участвовать в празднествах. Так, существовал ряд правил, которые лишали работающих небогатых эллинов (мелких землевладельцев, ремесленников, торговцев) права соревноваться на Олимпийских играх. Гражданин, который решил участвовать в празднике, должен был доказать, что он не менее 10 месяцев упорно готовился к состязаниям. Он был обязан 30 дней тренироваться под руководством судей игр. Также грек должен был участвовать в церемониях жертвоприношений. При этом он оплачивал все расходы самостоятельно. Таким образом, участие в Олимпийских играх было связано с долгим отрывом от основной деятельности и тратой немалых денежных средств, поэтому доступно только достаточно обеспеченным гражданам.

Программа в древности

В течение первых 13 Олимпиад в программу входил только бег на одну стадию, которая равнялась примерно 192,27 м.

Гиппические (конные) агоны впервые были проведены на 25-х Олимпийских играх. Сначала в них принимали участие колесницы, запряженные 4 лошадьми. Для измерения дистанции на ипподроме существовала одна большая стадия (950 м). Интересно то, что победители Олимпийских игр в Древней Греции в конных соревнованиях - это владельцы колесниц, а не участники агонов.

Важной частью празднества являлось пятиборье. В эту программу входили бег, борьба, метание копья и диска. Атлеты прыгали в яму с морским песком с небольшой высоты. При этом они держали в руках специальный груз - гальтеры. Метание диска берет свое начало с военной истории греков. Вес орудия составлял примерно 3-6 кг. Изготовлялся диск из камня, железа, бронзы, олова и дерева. Соревнования по прыжкам и метанию, как правило, сопровождались игрой на флейте, а движения атлетов гармонировали с музыкальными аккордами.

Олимпийские игры - это самые большие общегреческие соревнования, которые проводились раз в 4 года. Участники этих агонов делились на три возрастные группы: юноши, безбородые и мужи. Интересно, что Павсаний насчитывал 18 видов соревнований для взрослых и 6 - для мальчиков. По традиции самого лучшего атлета в какой-либо категории провозглашали сразу же после завершения соревнований на стадионе, а награждение проводилось в последний день празднеств.

Победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Важной частью этих празднеств было почитание лучших атлетов. Эта церемония состояла из нескольких частей и продолжалась на родине спортсмена.

Таким образом, мы рассмотрели, как называли победителя Олимпийских игр в Древней Греции. Далее пойдет речь о том, как почитались самые выдающиеся атлеты.

Как и чем награждали победителей Олимпийских игр в Древней Греции?

Церемония награждения спортсменов проходила в два этапа. Сразу после окончания соревнований глашатай оповещал на весь стадион имя и город победителя. После этого в его полис отправлялись долиходромы (вестники), чтобы рассказать всем жителям радостную новость. В последний день игр у алтаря Зевса также оглашался победитель Олимпийских игр и город, откуда тот прибыл. Атлет поднимался на бронзовый треножник в сопровождении музыки. Затем победителей Олимпийских игр в Древней Греции награждали венком. После этой церемонии в честь спортсменов проводились жертвоприношения в храме Зевса.

Почитание победителя в родном полисе

Не менее торжественно победители Олимпийских игр в Древней Греции почитались и в родных полисах. Атлет въезжал в город через главные ворота в присутствии всех почетных граждан. В некоторых полисах олимпионик попадал на родную землю через небольшой Он делался специально, чтобы олимпийская победа вошла и никогда не покидала город.

Выдающегося атлета почитали в главном местном храме. Также сюда на хранение передавался венок победителя Олимпийских Игр в Древней Греции. В некоторых случаях в честь олимпиоников возводили статуи и чеканили монеты. Кроме того, их приглашали на должность полководцев и доверяли основание новых колоний. После смерти олимпионика его в родном полисе могли почитать как бога.

Как почитали победителей нескольких состязаний?

Атлетам, которые добились нескольких побед на Олимпийских играх, отдавались особые почести. Имена таких олимпиоников выбивали на плитах священной рощи Альтис. С 540 г. до н. э. здесь было разрешено возводить статую в честь своей собственной победы. Поэты посвящали выдающимся атлетам специальные оды - эпиникии. Также имена победителей Олимпийских игр Древней Греции вносились в специальные таблицы - бассикалии.

Самые известные победители Олимпийских игр

У человека, мало знакомого с историей этих празднеств, может возникнуть вопрос: кто был первым победителем Олимпийских игр в Древней Греции? По легенде, впервые был удостоен некий Кореб. Он был простым поваром, но сумел победить в состязании по бегу. Именно имя Кореб первым было в древнегреческом списке олимпиоников.

Одним из самых известных бегунов считается Астилос из Кротона. Он восемь раз становился победителем на разных дистанциях в четырех Олимпийских играх. Превзойти Астилоса удалось Леониоду с Этот спортсмен двенадцать раз побеждал в беге на четырех Олимпийских играх.

Позже бег был включен в систему пятиборья. Лучший атлет определялся здесь таким образом: проигравшие выбывают после каждого соревнования. Следует отметить, что первый победитель Олимпийских игр в Древней Греции в системе пятиборья - это спартанец Лампис.

Самые выдающиеся победы

Самым знаменитым чемпионом в кулачном бое стал Диагор с острова Родос. Он был основателем целой династии атлетов. В средине V в. до н. э. два его сына стали победителями в Олимпийских играх (первый - в кулачном бою, второй - в единоборстве). По преданию, они сразу после награждения подошли к отцу и положили на его голову венки, подняли его на плечи и понесли вокруг поля. Один из зрителей спросил у Диагора, чего тот ждет от жизни, но спартанец вопрос уже не слышал. Его сердце остановилось в момент триумфа.

Самым известным борцом за всю историю Олимпийских игр считается Милон из Кротона. В 14 лет он стал победителем в юношеских соревнованиях. Попав во взрослую категорию, Милон 5 раз становился лучшим борцом.

Славу на весь мир заслужил также Евагор из Спарты и Кимон-старший из Афин, которые вместе со своими четырьмя лошадьми трижды побеждали в гиппических состязаниях.

Подводя итоги

Таким образом, Олимпийские игры берут свое начало с 776 г. до н. э., когда впервые венком был награжден Кореб. Эти празднества играли огромную роль в жизни греков. Посмотреть на соревнования выдающихся атлетов приезжали не только жители материковой Эллады, но и колоний. Участники празднеств, в свою очередь, долго готовились к состязаниям. Они не только тяжело физически трудились, но и вкладывали большие денежные суммы в организацию жертвоприношений. Как мы уже сказали, победитель Олимпийских игр в Древней Греции назывался олимпиоником. Вместе с лавровым венком он удостаивался большого почета и признания не только в родном полисе, а и во всей Элладе.

Дух соревнования в полной мере проявлялся во время различных спортивных агонов. Следует отметить, что эти состязания не были простым развлечением, не имевшим ничего общего с религиозными обрядами. Агоны входили в состав празднеств и носили священный характер.