Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что почитать ребенку 5 лет список. Примерный список литературы для чтения детям по программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой

Переходим к нашим самым любимым книгам с дочкой для детей 5-6 лет.

Вот и настало время моей любимой писательницы Астрид Линдгрен.

Книга «Про Лотту с горластой улицы». Лотта ни в чем не хочет уступать своему старшему брату и старшей сестре, и это у нее отлично получается. Ей 5 лет, но для нее не проблема достать елку и сладости на Рождество. Она знает, чего хочет, и с ней случаются разные веселые истории.

Книга «Приключения Эмиля из Леннеберги» про мальчика, которого зовут Эмиль. Он ужасно озорной и упрямый. Он ходит в кепарике и с ружариком. А за свои проделки сидит в сарае и вырезает деревянных человечков. Для него не составляет труда угодить головой в супницу, сломать окно, поймать мышеловкой папину ногу, дрессировать свинку, накормить толпу бездомных, выиграть лошадь и даже спасти человека. Эмиль - это чудесный мальчик, он смелый, сообразительный и очень веселый.

Книга «Мы все из Бюллербю». Представьте маленькую деревню, в которой всего три дома, и стоят они бок о бок. И в этой деревне живут дети: Лассе, Буссе, Лиза, Бритта, Анна и Улле. Это целая банда неразлучных друзей. Они вместе ходят в школу, вместе помогают родителям, вместе отмечают праздники и главное - они вместе играют. А игры у них очень интересные, взрослым таких игр точно не придумать.

И опять Андрей Усачев в соавторстве с А.Березиным с книгой «Все о дракоше». До чего же милый этот зеленый дракоша, который живет в семье Дружининых. И на даче с ними живет, и в городе. Они пытаются его прятать, но разве того смышленого и озорного спрячешь. В книге много интересных колоритных героев, много смешных моментов. Ребенок будет в восторге от данной книги.

Книга Эно Раунда «Муфта, полботинка и моховая борода». Очень необычные персонажи и с ними происходят крайне необычные истории: то погоня из тысячи кошек, то их окружают тысячи крыс. Но дружба помогает главным героям справиться со всеми трудностями и даже получить медали.

Издательство «Лабиринт пресс» выпустило серию «Открой книгу» с отменным качеством. У нас из этой серии приобретены следующие книги: «Приключения незнайки и его друзей», «Волшебник изумрудного города», «Приключения барона Мюнхаузена». Не буду писать содержание, так как сюжет этих книг известен каждому. Просто купите книги в данном исполнении, не пожалеете на все 100%.

А вот про «Чудесные приключения Нильса с дикими гусями» я не могу не написать. Как-то получилось так, что эту книгу я в детстве не читала, и это огромное упущение. Ведь в данной книге так красочно описано интереснейшее приключение, что даже взрослый скажет «уау». Вместе с Нильсом и с гусем Мартином вы облетите все Швецию, за вами будет гнаться злобный лис Смирре, вы посетите подводный город, поучаствуете в празднике на горе Кулаберг (только раз в году на ней сходятся все звери и птицы), подружитесь со всеми зверями и птицами, полюбите природу во всей ее красоте и великолепии! Вы будите парить над облаками и удивляться мудрости Акки Кебнекайсе - предводительнице стаи.

Это наша интересная подборка книг для следующего возраста: Лучшие книги для детей 6-7 лет

P.S. Книги покупаю в интернет-магазине Лабиринт, хорошее соотношение цена-качество.

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».

В возрасте от 5 до 6 лет дети уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлеченно иллюстрируя понравившийся сюжет.

Дети в 5 лет и 6 лет с огромным удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на темы нравственности, жизни своих сверстников, окружающей природы и героических событий, описанных в книгах. Они начинают проявлять большой интерес к научно-познавательной и исследовательской литературе.

Список книг для детей в 5 и 6 лет

Загадки, небылицы, дразнилки, считалки, докучные сказки, пословицы и поговорки, сказки народов мира
Толстой Л. Акула. Пожарные собаки. Филипок. Булька. Мильтон и Булька
Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке
Андерсен Г. X. Гадкий утенок. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Волшебный холм. Новый наряд короля. Дорожный товарищ. Принцесса на горошине. Дочь болотного царя. Калоши счастья. Маленький Клаус и Большой Клаус. Русалочка. Огниво. Сундук-самолет. Старый дом. Суп из колбасной палочки. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди (и другие)
Ершов П. Конек-Горбунок
Маяковский В. Тучкины штучки
Михалков С. Непоседы. А что у вас? Если. Фома
Маршак С. Цирк. Баллада о королевском бутерброде. Веселые чижи. Багаж. Старушка
Киплинг Р. Сказки
Аксаков С. Аленький цветочек
Катаев В. Цветик-семицветик
Яснов М. Утренняя песенка. Пейзаж с луной. Подходящий угол. Спасибо! Хомячок
Грозовский М. Сурок
Коваленков А. Почему медведь зимою спит
Пивоварова И. Мой храбрый лев. Волшебная палочка. Про шляпу
Сапгир Г. Шел садовник. Туча. Моя семья. Ночные страшилки. Месяц
Пляцковский М. Как ослик Алфавит учился старших уважать. Мамина песенка. Как попался кот на удочку
Лунин В. Когда я взрослым стану
Усачев А. Веселая мышка. Сколько ног у осьминога
Харрис Д. Сказки дядюшки Римуса (Как оживить сказку. Братец Лис и Братец Кролик и другие)
Драгунский В. Друг детства. Заколдованная буква. Он живой и светится...
Мошковская Э. Я пою. Ботиночный врач. Ну и что, ну и что... Какие бывают подарки
Цыферов Г. Большой одуванчик. Град. Одинокий ослик
Остер Г. Вредные советы. Бабушка удава. Ненаглядное пособие
Бианки В. Лесные были и небылицы
Степанов В. Что за птица. Маленький рост. Кто хозяин?
Рыжий пес. Снегирь. Пеликанские острова
Берестов В. Знакомый. Заячий след
Барто А. Бестолковый Рыжик
Иванов А. Про Фому и суслика
Братья Гримм. Бременские музыканты. Волк и семеро козлят. Горшочек каши. Бабушка Метелица. Король-лягушонок, или Железный Генрих. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. Синяя Борода
Родари Д. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы
Хармс Д. Стихи для детей. Плих и Плюх
Булычев К. Приключения Алисы (Путешествие Алисы.
Заповедник сказок. Миллион приключений. Конец Атлантиды. Подземная лодка. Алиса и крестоносцы. Война с лилипутами
Линдгрен А. Пеппи Длинныйчулок. Эмиль из Лённеберги
Вестли А. Мама, папа, восемь детей и грузовик
Милн А. Винни Пух и все-все-все. Баллада о королевском бутерброде
Волков А. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман.
Сказки тысячи и одной ночи (Семь путешествий Синдбада-морехода. Повесть о скитаниях принца, ставшего нищенствующим дервишем. История о Медном городе. Абдаллах Земной и Абдаллах Морской. Абу Кир и Абу Сир. Рассказ про Ала ад-Дина и волшебный светильник. Истории о яйце птицы Рух и сокровищах пирамид и другие)
Гофман Э. Щелкунчик и мышиный король
Шварц Е. Сказка о потерянном времени
Перро Ш. Кот в сапогах. Спящая красавица. Золушка, или Хрустальная туфелька
Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Балинт А. Гном Гномыч и Изюмка
Пантелеев Л. Буква «ты». Фенька. Две лягушки (и другие)
Житков Б. Что я видел. Рассказы
Чаплина В. Вайгач. Питомцы зоопарка
Бабич И. Мои знакомые звери
Голявкин В. Тетрадки под дождем
Алешковский Ю. Кыш и Двапортфеля
Носов Н. Фантазеры. Затейники. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне. Приключения Коли и Миши
Коллоди К. Приключения Пиноккио
Толстой А. Золотой ключик, или Приключения Буратино
Губарев В. Королевство кривых зеркал
Хаит А. Приключения кота Леопольда
Научно-популярные энциклопедии для детей

Список книг для детей 5-6 лет приведен по

Коэффициент полезности от совместного с ребенком чтения очень велик: польза несоизмеримо высока в соотношении с затратами времени, правда с обязательным условием систематичности этих затрат.

И польза не только в формировании и развитии умственного и эмоционального потенциала ребенка, но и в закладке базовых принципов выстраивании отношений ребенка с обществом в целом, и с различными представителями общества в частности.

На примерах героев книг легче объяснить, что такое добро и зло, плохие и хорошие поступки.

Где вы еще возьмете столько примеров?

Только книги должны соответствовать возрастным интересам и потребностям ребенка. Ведь они развивают воображение, кругозор, умение фантазировать, учат дружить, любить, сопереживать, мечтать, шутить.

Книги не должны быть пустыми и, тем более, вредными.

Можно, конечно, ограничиться показом мультфильмов и фильмов, но так вы познакомите ребенка с фантазией режиссера. Через прочтение книг вы проложите дорогу развитию его собственной фантазии, а потом уже предложите сравнить с фантазией режиссера.

Значение сказок

Начинайте приобщать ребенка к чтению с народных сказок. В них четко разделены понятия добра и зла, плохого и хорошего, они не спутаны, а ярко выражены и понятно вырисованы, что соответствует уровню развития сознания детей 3-4 лет.

В народных сказках как бы законсервирована житейская мудрость наших предков, они учат, что добро и зло обязательно получают по заслугам.

Конечно, в жизни все сложнее, зло не так явно проявляет себя, а часто скрывается под личиной добра. Но понимание этого должно приходить вовремя, не торопите время. Не игнорируйте сказки, даже если они вам кажутся несовременными. Они закладывают ребенку азы понятий, на которых базируются основные представления о человеческих чувствах, о принципах выстраивания взаимоотношений между людьми.

Выбирайте сказки с качественной подачей: с красивым художественным переводом и литературной обработкой.

Например, сказки Андерсена без обработки не адаптированы под восприятие современных детей. Его поучительные глубокие сказочные истории без обработки подойдут для старшего возраста детей, если ребенок сам сможет посмотреть на историю сквозь призму современной реальности, и если ему это будет интересно.

Обязательно возьмите на заметку:

Одни из лучших и известных переводчиков детских книг:

  • Корней Чуковский.
  • Николай Чуковский (сын Корнея Чуковского).
  • Борис Заходер.
  • Самуил Маршак (переводы детской, и не только, поэзии).

Один из самых известных пересказчиков сказок – Алексей Толстой.

Это писатели-классики. Их произведения и переводы относятся к прошлому веку. Но ведь понятия добро и зло тоже можно отнести к классике, они не стареют. Их произведения познакомят ребенка с классическим литературным языком и образным художественным стилем написания.

И помните: книги, как и любые знания, должны соответствовать возрасту.

Народные сказки

Народные русские сказки в обработке Алексея Толстого.

Их много, самые известные:

  • «По щучьему веленью».
  • «Царевна-лягушка».
  • «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что».
  • «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
  • «Морозко».
  • «Иван царевич и серый волк».
  • «Пузырь, соломинка и лапоть».
  • «Мужик и медведь».
  • «Гуси-лебеди».

Былины о богатырях.

В литературной обработке Александра Афанасьева:

  • «Алеша Попович».
  • «Илья Муромец и змей».
  • «История о славном богатыре Илье Муромце и Соловье-разбойнике».
  • «Никита Кожемяка».
  • «Перышко Финиста ясна сокола».
  • «Покатигорошек».

Также много известных русских народных сказок: и про Елену Прекрасную, и про Кощея Бессмертного, и про Иванушку-дурачка – было пересказано Александром Афанасьевым.

В литературной обработке Ирины Карнауховой:

  • «Вольга Всеславьевич».
  • «Микула Селянинович».
  • «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
  • «Как Илья из Мурома Богатырем стал».
  • «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  • «Про прекрасную Василису Микулишну».
  • «Святогор-богатырь».

В данной обработке былины поданы простым и доступным для детского восприятия языком.

Сказки народов мира.

  • Сказки славянских народов:
  1. Украинские;
  2. белорусские;
  3. молдавские.
  • Сказки народов севера.
  • Сказки народов востока, самые известные из которых представлены в серии сказок «Тысяча и одна ночь».
  • Скандинавские сказки.

Завершите знакомство с народными сказками просмотром мультфильмов. Например, мультипликационные сказки из цикла «Гора самоцветов» познакомят ребенка с современной интерпретацией не только русских сказок, но и сказок других народов.

Истории в стихах

Стихи легко воспринимаются и записываются в детской памяти. Самые интересные отрывки пробуйте с ребенком учить наизусть.

  • Для детей младшего возраста.

Корней Чуковский. Сказки в стихах:

  1. «Айболит».
  2. «Муха-цокотуха».
  3. «Тараканище».
  4. «Краденое солнце».
  5. «Мойдодыр».
  6. «Федорино горе».

Самуил Маршак. Детские стихи:

  1. «Детки в клетке».
  2. «Вот какой рассеянный».
  3. «Сказка о глупом мышонке».
  4. «Багаж».
  5. «Веселая азбука».
  6. «Веселый счет».
  7. «Урок вежливости».
  8. Английские и шотландские баллады и стихи. Одна из самых известных – «Дом, который построил Джек».

Сергей Михалков. Детские стихи и басни:

  1. «А что у вас?»
  2. «Дядя Степа».
  3. «Как старик корову продавал».

Александр Пушкин. Сказки:

  1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  2. «Сказка о царе Солтане».
  3. «Сказка о золотом петушке».
  4. «Сказка о золотой рыбке».
  5. «Сказка о попе и работнике его Балде».
  6. «У Лукоморья дуб зеленый».

Продлите удовольствие от знакомства с творчеством Пушкина мультипликационными экранизациями этих сказок, и тогда они останутся в памяти ребенка на всю жизнь.

Мировая классика

  • Для детей младшего возраста.

Шарль Перро. Сказки:

  1. «Золушка или хрустальная туфелька».
  2. «Кот в сапогах».
  3. «Спящая красавица».
  4. «Мальчик с пальчик».
  5. «Ослиная шкура».
  6. «Красная шапочка».

Братья Гримм. Немецкие народные сказки в литературной обработке братьев Гримм:

  1. «Белоснежка и семь гномов».
  2. «Бременские музыканты».
  3. «Храбрый портняжка».
  4. «Госпожа Метелица».
  5. «Король Дроздобород».
  6. «Рапунцель».
  7. «Волк и семеро козлят».
  8. «Горшочек каши».

Ганс Христиан Андерсен. Самые известные сказки:

  1. «Снежная королева».
  2. «Дюймовочка».
  3. «Дикие лебеди».
  4. «Русалочка».
  5. «Принцесса на горошине».
  6. «Огниво».
  7. «Стойкий оловянный солдатик».
  8. «Свинопас».
  9. «Гадкий утенок».

Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы» в литературной обработке Алексея Толстого:

  1. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Редьярд Киплинг. Сказки:

  1. «Рикки Тикки Тави».
  2. «Слоненок».
  3. «Кошка, которая гуляла сама по себе».
  4. «Откуда у носорога шкура».
  5. «Откуда взялись броненосцы».
  6. «Отчего у верблюда горб».
  7. «Откуда у кита такая глотка».

Многие из перечисленных сказок имеют не только мультипликационные экранизации, но и свои киноверсии. Интерес к сказкам мировой классики не пропадает, появляются и современные экранизации, например, довольно новый мультфильм «Рапунцель».

Приключенческие истории

С циклами приключенческих историй начинайте знакомить ребенка ближе к 5 годам, когда уровень восприятия, способность запоминать и анализировать, уже более развиты. С них вы можете начинать учить ребенка самостоятельно читать.

Эти сказочные приключения подарят ребенку длительное путешествие в придуманный мир увлекательных историй из жизни героев.

Некоторые из историй вполне могли бы произойти и в его детском мире, а к каждому герою легко подобрать прототип из окружения ребенка, включая его самого.

За время прочтения всех историй из одного цикла ребенок обязательно привяжется к какому-то полюбившемуся персонажу, которому будет и сопереживать, и радоваться вместе с ним.

Это очень напоминает дружескую привязанность. Ребенок будет хотеть возвращаться в мир приключений любимых героев снова и снова, а это поможет зародиться другому желанию – быстрее освоить самостоятельное чтение (из личного опыта).

  1. Юрье Женевьева. Серия приключений «Жили-были кролики» с очень «живыми» иллюстрациями Лоика Жуанниго. Поэтому подойдет для обучения ребенка самостоятельному чтению.
  2. Эдуард Успенский. Серия приключений «Крокодил Гена и Чебурашка».
  3. Алан Милн. Сказки «Винни Пух и все-все-все» с переводом Бориса Заходера.
  4. Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».
  5. Джоэль Харрис. Серия приключений Братца Кролика «Сказки дядюшки Римуса» – собранный и литературно обработанный негритянский фольклор.
  6. Редьярд Киплинг. Серия рассказов о Маугли из «Книги джунглей».
  7. Туве Янссон. Серия приключений «Все о мумми-троллях».

После прочтения книг не забывайте знакомить ребенка с их мультипликационными экранизациями.

Русская классика

Знакомство с произведениями русских классиков для вашего ребенка будет очень познавательно и поучительно. Через их произведения, как через «окно», ребенок сможет заглянуть в прошлые века, познакомиться с жизнью людей того времени и услышать сказочные, и не только, истории, рассказанные классическим художественным языком. Он окунется в атмосферу тех времен, проникнется теми же чувствами, что и дети многих поколений. Ведь главные чувства и понятия не меняются ни с годами, ни даже с веками, они понятны и детям нашего времени.

Предложенные произведения рассчитаны на детей дошкольного возраста, поэтому начинайте знакомить с ними ребенка с 5 лет.

Лев Толстой. Притчи, басни и сказки. Известные рассказы:

  • «Лев и собачка».
  • «Два брата».
  • «Акула».
  • «Котенок».

Сергей Аксаков. «Аленький цветочек».

Всеволод Гаршин. Самая известная сказка – «Лягушка-путешественница».

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самая известная сказка – «Серая шейка».

А еще ваши совместные теплые литературные вечера останутся добрым и светлым воспоминанием в его сердце. В этом и заключается главное волшебство книг.

для чтения, рассказывания и разучивания

Круг чтения у детей 5-6 лет продолжает расширяться и усложнять­ся. В него входят уже не только произведения детской литературы, но и сложные тексты различных видов и жанров, имеющие скрытый под­текст (бытовая сказка, былина, басня и т. д.). Произведения усложня­ются с точки зрения художественности. Их выбор и тематика будет зависеть от специфики читательских интересов детей, от особенностей семейного чтения, литературных пристрастий педагога. В связи с этим предложить примерный перечень литературы довольно трудно. Приве­денный далее список может рассматриваться как ориентировочный.

Русское народное творчество

Малые формы фольклора. «Вдоль по реченьке лебедушка плывет», «Грачи- киричи...», «Дождик, дождик, веселей», «Зеленейся, зеленей­ся...», «Иван, Иван...», «Идет матушка-весна...», «Как на тоненький ледок...», «Как у нашего кота», «Курочка по сенечкам», «Ласточка-лас­точка...», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Пошла Маня на базар...», «Пчелки, пчелки», «Ранним- рано поутру...», «Свинка Ненила», «Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ты рябинушка, ты кудря­вая», «Ходит конь по бережку», «Уж ты пташечка, ты залетная...».

Сказки о животных. «Заяц-хвастун», «Вежливый Кот-воркот», «Котофей Котофеевич».

Волшебные сказки. «Василиса Прекрасная», «Иван Царевич и се­рый волк», «Кощей Бессмертный», «Кто сшил Мороз, солнце и ветер», «Лиса и кувшин», «Морозко», «Никита Кожемяка», «По щучьему ве­лению», «Семь Симеонов - семь работников», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Снегурочка», «Финист-Ясный сокол», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка».

Бытовые сказки. «Умный мужик», «Каша из топора», «Солдатская загадка».

Докучные сказки. «Жил был старик...», «Жил был царь...», «Жили- были два братца...», «Рассказать ли тебе...».

Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Как Илья Му­ромец богатырем стал», «На заставе богатырской», «Первый бой Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Три богатыря».

Фольклор народов мира

Малые формы фольклора. «Веснянка» (укр.), «Гречку мыли» (лит.), «Дом, который построил Джек» (англ., пер. С.Маршака), «Друг за дружкой...» (укр.), «Енот и опоссум» (амер.), «Косари» (молдав.), «Лас­точка» (арм.), «Молчаливые тролли» (норв.), «Ой, зачем ты, жаворо­нок...» (укр.), «Ослик мой, быстрей шагай» (фр.), «Приди, приди, со­лнышко...» (укр.), «Слон и сверчок» (амер.), «Спляшем» (шотл.), «Ста­рушка» (англ., пер. С. Маршака), «Улитка» (молд.), «Я колышки тешу...», «Ястреб» (груз.).

Сказки. «Айога» (нан.), «Видеку рубашку» (славен.), «Голубая птица» (туркм.), «Гора смешливая, справедливая» (вьет.), «Дерево- краса, живая вода и правдивая птица» (слов.), «Добрый крестьянин» (яп.), «Золотая ладья» (слов.), «Златовласка» (чеш., пер. К.Паустов­ского), «Каждый свое получил» (эст.), «Как барсук и куница судились» (кор.), «Как братья отцовский клад нашли» (молд.), «Кролик» (мек.), «Кто умнее - тот сильнее» (кит.), «Кукушка» (нен.), «Легкий хлеб» (белор.), «Лесная дева» (чеш.), «От краденого не растолстеешь» (белор.), «Почему у месяца нет платья» (серб.), «Про жар-птицу и морскую царевну», «Соль дороже золота», «Счастья тебе, мосток» (чеш., пер. Б. Немцова.), «Храбрый мальчик» (даг.).

Поэтические произведения

Лирические стихи о природе. Я.Аким «Апрель», «Осень», «Мой верный чиж»;К. Бальмонт «Снежинка», «Золотая рыбка», «Осень»; Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»; С.Есенин «С добрым утром», «Поет зима - аукает...», «Береза», «Черемуха»;В.Жуковский «Жа­воронок»;А. Майков «Осень» (отрывок);Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок), «Зеленый шум», «Перед дождем» (от­рывок);И. Никитин «Встреча зимы»;А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» («Евгений Онегин»), «Ель растет перед дворцом...» («Сказка о царе Салтане...»), «За весной, красой природы...» («Цы- ганы»), «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...» («Евгений Онегин»), «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Румяной зарею...» («Вишня»), «У лукоморья дуб зеленый...» («Руслан и Людмила»);Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»;И. Суриков «Зима» (отрывок); А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает...» (отрывок), «Ко­локольчики мои»;Ф. Тютчев «Чародейкою зимою...», «Зима не даром злится...», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Фонтан»; А. Фет «Уж верба вся пушистая».

Лирические стихи о родине. Е.Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»;Ф. Глинка «Москва»; С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»;Н. Забила «Наша Ро­дина» (отрывок, пер. с укр. 3. Александровой);М.Исаковский «Поез­жай за моря-океаны»;Г. Ладонщиков «Родная Земля»;Н. Рубцов «При­вет, Россия...» (отрывок);И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина».

Стихи об окружающей предметной и социальной действитель­ности. Я.Аким «Жадина»;А.Барто «Помощница», «Уехали»;Е.Бла­гинина «Посидим в тишине»;А. Введенский «Загадка»;П. Ершов «Конек-Горбунок»;Л. Квитко «Бабушкины руки», «Кисонька»; Г. Кружков «Кросс», «Стихи о чистой посуде»;С. Маршак «Почта», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»;В. Маяковский «Кем быть», «Майская песенка», «Эта книжечка моя про моря и про маяк»; С. Михалков «Рисунок»;Ю. Мориц «Домик с трубой»;Э. Мошковская «Обида»;Е. Серова «Новогоднее»;И. Пивоварова «Волшебная палоч­ка», «Хочу летать», «Про шляпу», «Сосчитать не могу»;Д.Хармс «Очень страшная история», «Иван Иваныч и Самовар», «Кошки», «Миллион», «Что это было?...»;М. Цветаева «У кроватки»;К. Чу­ковский «Айболит», «Воробьишко», «Елка», «Загадки», «Таракани- ще», «Телефон».

Стихи зарубежных авторов. С. Вангели «Парта Гугуце» (пер. с молд. В. Берестова);О. Вациетис «Где живет зима летом?..» (пер с лат. И. Токмаковой);Ю. Ванаг «Большие дела маленького Микиня» (пер. с лит. Д. Нагишкина и И. Соколовой);Г Виеру «Мамин день» (пер. с молд. Я.Акима);В. Витка «Синица» (пер. с белорус. А.Шарапова); П. Воронько «Лучше нет родного края» (пер. с укр. С. Маршака); Р. Гамзатов «Мой дедушка» (пер. с авар. Я. Козловского);О.Дриз «Как сделать утро волшебным» (пер. с евр.);Ю. Забанцкий «Щедрый ежик» (пер. с укр. А. Островского);О. Иоселиани «Как появился Бачо» (пер. с груз. А. Эбаноидзе);С. Капутикян «Моя бабушка» (пер. с арм. Т.Спендиаровой), «Кто чем поможет» (пер с арм. И.Токмаковой), «Мы сварили плов» (пер. с арм. И. Токмаковой);М. Карим «Эту песню мама пела» (пер. с башк. Е.Николаевой);Т.Махмуд «Как пыль по заливу» (пер. с азерб. Ан. Чернова);П. Мумин «У нас рабочая семья» (пер. с узб. Ю. Кушака);К. Мурзалиев «Твой дом» (пер. с каз. В. Кор- киной);В. Пальчинскайте «Хлеб» (пер. с лит. Г. Герасимова), «Мура­вей» (пер. с лит. Г. Герасимова);Р. Салури «Как стать человеком» (пер. с эст. Е. Лейн);А. Сарсеков «Бабочка, давай дружить!» (пер. с каз. Т.Ровицкой);А. Сиххат «Сад» (пер. с азерб. А.Ахундовой);В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ. Б. Заходера);К. Тангрыкулиев «Миндаль» (пер. с туркм. Я. Акима), «Совсем как папа» (пер. с туркм. Я. Акима);Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» (пер. с пол. С. Михалкова).

Веселые стихи. А. Барто «В защиту Деда Мороза», «Веревочка»; Ю. Владимиров «Оркестр»;Б. Заходер «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;Г. Кружков «Грозная хозяйка», «Под­ледный лов»;Л. Кэрролл «Бармаглот» (пер. с англ. Д. Орловской); В.Левин «Бычок», «Джо Билл», «Зеленая история», «Несостоявшееся знакомство», «Ночная история», «Сундук»;С. Маршак «Пудель»; Ю. Мориц» «Любимый пони», «Это - да! Это - нет!»; Г. Сатир «Людоед и принцесса и Все наоборот»;Г. Остер «Вредные советы»; Э. Успенский «Память», «Страшная история», «Тигр вышел погу­лять»;Д.Хармс «Бульдог и таксист», «Врун», «Веселые чижи», «Иван Топорышкин» (скороговорка), «Удивительная кошка»; С.Черный «Жеребенок», «На коньках»;С. Ясное «Мирная считалка».

Поэтические сказки. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»;К. И. Чуковский «Приключения Бибигона», «Тараканище».

Басни. И. Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей»; С.Михалков «Большая кость», «Заяц и черепа­ха», «Кукушка и скворец», «Муха и пчела».

Прозаические произведения русской и зарубежной литературы

О природе. В. Бианки «Молодая ворона», «Синичкин календарь», «Сова», «Хвосты»;Д. Биссет «Про тигренка Бинки, у которого ис­чезли полоски»;М. Горький «Воробьишко»;бр. Гримм «Бременские музыканты»;Б. Заходер «Серая звездочка»;У.Дисней «Приключения маленького щенка»;Р. Киплинг «Слоненок»;Ю. Коваль «Заячьи следы»;С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды», «Черный омут»;А.Куприн «Сапсан»;Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеевича, Ерша Ершовича и трубочиста Яшу», «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Сказочка про козявочку»;И. Одоевский «Мороз Иванович»; Л. Окнин «Зима»;Л. Пантелеев «Две лягушки»;К. Паустовский «Дре­мучий медведь», «Квакша», «Кот-ворюга»;М. Пришвин «Гаечки», «Золотой луг», «Как поссорились кошка с собакой», «Лисичкин хлеб», «Осинкам холодно», «Рябина краснеет»;Р. Погодин «Как же­ребенок Миша побил рекорд» из книги «Про жеребенка Мишу»; Д. Родари «Мышка, которая ела кошек»;Г. Скрябицкий «Воробей», «Ворона», «Галка», «Грач», «Ласточка», «Синица», «Скворец», «Со­рока»;Н. Сладкое «Белка и медведь», «Грачи прилетели», «Ласточка, ласточка», «Медведь и солнце», «Осень на пороге»;Г. Снегирев «К морю», «Любопытные», «Пингвиний пляж» из книги «Про пингви­нов»;И. Соколов-Микитов «Листопадничек»;В. Сутеев «Что это за птица?»;Л. Толстой «Котенок», «Лев и собачка», «Пожарные соба­ки»;К. Ушинский «Ветер и солнце», «Гадюка», «Играющие собаки», «Утренние лучи», «Четыре желания»;Е. Чарушин «Волчишко», «Во­робей», «Гаяр», «Глупые обезьянки», «Свинья», «Страшный рас­сказ», «Хитрая мама», «Что за зверь?», «Щур», «Яшка»; С.Черный «Кот на велосипеде»;Э. Шим «Жук на ниточке».

О социальной действительности и нравственных ценностях. С.Аксаков «Аленький цветочек»;Т. Александрова «Домовенок Кузь­ка»;Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка», «Снежная Королева»;П.Бажов «Голубая змейка», «Серебряное копытце»;В. Гауф «Маленький Мук»;бр. Гримм «Розочка и беляночка», «Храбрый портняжка»; В. Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок»;Б.Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; М. Зощенко «Елка»;В. Катаев «Цветик-семицветик»;М. Крюгер «Принцесса Белоснежка»;С. Маршак «Двенадцать месяцев»;А. Ми­тяев «Сказка про трех пиратов»;Н. Носов «Бобик в гостях у Бар­боса», «Живая шляпа», «Заплатка», «На горке»;Е. Пермяк «Как Маша стала большой», «Смородинка»;О. Уайльд «Мальчик-звезда», «Соловей и роза»;Л. Пантелеев «Большая стирка» из «Рассказов о Белочке и Тамарочке», «Буква „ты"»;Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица»;Р.Погодин «Жаба» из книги «Откуда берутся тучи»;М. Пришвин «Ребята и утята»;Дж. Родари «Большая морковка», «Волшебный барабан», «Дудочник и автомобили», «Хитрый Буратино» и другие из сбор­ника «Сказки, у которых три конца»;А. Толстой «Два товарища», «Девочка и грибы», «Желтухин», «Косточка» из книги «Детство Никиты»;Е.Шварц «Сказка о потерянном времени»;Э.Шим «Брат и младшая сестра».

Сказка-повесть. А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»; А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне», «Карлсон, ко­торый живет на крыше, опять прилетел»;А. Милн «Винни-Пух и все-все-все»;Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»;Дж. Родари «Джип в телевизоре», «Путешествие Голубой Стрелы»;Э. Успенский «Повесть о Чебурашке и крокодиле Гене»; Туве Янссон «Волшебная зима», «Мумми-Тролли».

Материал из книги:

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.