Что нужно знать для успешной сдачи экзаменов по химии
Для кого предназначены эти тесты?
Данные материалы предназначены для школьников, готовящихся к ОГЭ-2018 по химии . Их также можно использовать для самоконтроля при изучении школьного курса химии. Каждый посвящен определенной теме, которая встретится девятикласснику на экзамене. Номер теста - это номер соответствующего задания в бланке ОГЭ.
Как устроены тематические тесты?
Будут ли на этом сайте публиковаться другие тематические тесты?
Безусловно! Я планирую разместить тесты по 23 темам, по 10 заданий в каждом. Следите за обновлениями!
Что еще есть на этом сайте для готовящихся к ОГЭ-2018 по химии?
Вам кажется, что чего-то не хватает? Вам хотелось бы расширить какие-то разделы? Нужны какие-то новые материалы? Что-то надо исправить? Нашли ошибки?
Успехов всем готовящимся к ОГЭ и ЕГЭ!
Мы запускаем спецпроект для девятиклассников, где ребята, которые прошли через все трудности, будут рассказывать свои истории про сдачу ОГЭ и давать советы, на что обратить внимание при подготовке.
Михаил Свешников : «Мы начали готовиться с ноября, решали задачи, рассматривали структуру экзамена. До мая было много времени, и я не сильно переживал. Обычно мы выполняли одно задание в разных тестах (это действительно помогает) и делали задания из второй части. К экзамену у нас было примерно 15-20 решений.
Для меня самым сложным оказалось определение формулы вещества по описанию и написание реакции – последнее задание. На пробных ОГЭ решал его верно не всегда. Накануне я старался все максимально повторить. В день экзамена я не сильно волновался, потому что он был последним и не влиял на аттестат, но и плохо написать не хотелось.
Когда мне дали КИМ, я растерялся, потому что вариант оказался очень сложным, но я сразу же приступил к выполнению заданий, которые знал. Решить то последнее задание так и не получилось.
Мне кажется, что надо начинать готовиться за три-четыре месяца до ОГЭ (вы мало что забудете), решать больше заданий из второй части, потому что, как правило, первая часть проще, чем в пособиях. И последнее – следует быть уверенным в себе.»
Ульяна Кис : «К экзамену готовилась очень много. Учила каждый предмет, выполняла все домашние задания, ходила на факультативы, там мы решали множество тестов и пробников.
Переживания, конечно, были, потому что каждый учитель говорил, что будет очень трудно, надо готовиться день и ночь, следует ходить к репетиторам. Но я самостоятельная, и все, что было непонятно, изучала дома, с помощью видеоуроков и разных сайтов.
И вот приближался тот самый день. У нас была четырехчасовая консультация, где кипели мозги, возможно, ещё и потому, что было лето. Мы разобрали все задания по десять раз и очень волновались.
В день ОГЭ мы пошли сдавать его в другую школу, все дрожим от страха, приходим, показываем паспорт, отмечаемся, нас распределяют по аудиториям, открывают при нас задания и раздают их и... Все оказалось так просто. Никто такого не ожидал. Попались задания, которые мы разбирали на первых трех факультативах. Всё элементарно, и с нами сидели кураторы, которые не следили за каждым твоим движением, как бывало на других экзаменах.
Самое главное – быть спокойным и уверенным, не слушать тех, кто хочет тебя запугать.
Советую готовиться самостоятельно, без репетиторов, которым надо платить крупные суммы.
К экзамену можно написать шпору – маленький листик с самым главным, например, формулами. Если решишь ей воспользоваться, то можно выйти в туалет, посмотреть и вспомнить то, что забыл.
Для тех, кто не хочет готовиться или ничего не понимает, в день экзамена на различных сайтах и в группах выкладывают ответы. Для подстраховки можно и их брать с собой.»
Артем Гуров : «Я не тратил много сил на подготовку – час в неделю дополнительных занятий по химии, на половину из которых я не приходил. Активно готовиться я начал в последний момент, за два-три дня до экзамена. Не могу сказать, что очень сильно переживал, потому что была необъяснимая внутренняя уверенность.
Какие-то эмоции у меня появились за час до экзамена, тогда же я и стал понимать, что может произойти, если я его не сдам. Страх покинул меня через полчаса после начала экзамена, когда прошла некоторая «эйфория».
Единственное, что могу посоветовать девятиклассникам – готовиться заранее. К сожалению, без этого никуда.»
Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 1, 2, 3, 4, …15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). При всем своем различии задания этой части сходны в том, что ответ к каждому из них записывается кратко в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трех). Последовательность цифр записывается в бланк ответов без пробелов и других дополнительных символов.
Часть 2 в зависимости от модели КИМ содержит 3 или 4 задания высокого уровня сложности, с развернутым ответом. Различие экзаменационных моделей 1 и 2 состоит в содержании и подходах к выполнению последних заданий экзаменационных вариантов:
Экзаменационная модель 1 содержит задание 22, предусматривающее выполнение «мысленного эксперимента»;
Экзаменационная модель 2 содержит задания 22 и 23, предусматривающие выполнение лабораторной работы (реального химического эксперимента).
Шкала перевода баллов в оценки:
«2» – от 0 до 8
«3» – от 9 до 17
«4» – от 18 до 26
«5» – от 27 до 34
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами. Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.
Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.
На выполнение экзаменационной работы в соответствии с моделью 1 отводится 120 минут; в соответствии с моделью 2 – 140 минут
Новикова Галина Петровна
Должность:
учитель химии и биологии
Учебное заведение:
МБОУ СОШ с.Ярославка
Населённый пункт:
село Ярославка муниципального района Дуванский район РБ
Наименование материала:
мастер-класс
Тема:
"Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии"
Дата публикации:
10.01.2018
Раздел:
полное образование
Мастер-класс «Решение заданий развернутой части ОГЭ по химии»
Подготовила
республиканских
повышения
Петровна,
биологии
с.Ярославка
муниципального района Дуванский район Республики Башкортостан
Мастер-класс – это эффективная форма обмена опытом с коллегами. В
к выполнению экзаменационных заданий с развернутым ответом.
экзаменационного
варианта
содержит
высокого
уровня сложности, с развернутым ответом – 20, 21, 22.
Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в экзаменационной
работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания:
получения
химические
свойства
различных
неорганических
соединений;
окислительно-
восстановительные
взаимосвязь
различных
количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества; массовая
доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности
комплексных умений:
составлять
электронный
уравнение
окислительно-
восстановительной реакции;
объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их
составом и строением;
проводить комбинированные расчеты по химическим уравнениям.
выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции,
представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение
ОВР, определить окислитель и восстановитель.
Примеры решения задания 20. Задание оценивается в 3 балла.
4 – процесс окисления
1- процесс восстановления
Молекулярное уравнение
Иод в степени окисления -1 (т.е. КI) является восстановителем, а сера в
степени окисления +6 (т.е. H
) является окислителем.
5 - процесс восстановления
1 – процесс окисления
Молекулярное уравнение
окисления
является
окислителем,
окисления 0 является восстановителем.
1 – процесс окисления
6 – процесс восстановления
Молекулярное уравнение
Сера в степени окисления 0 является восстановителем, а азот в степени
) является окислителем.
Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление
массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества
вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Чтобы решить задачу, воспользуемся следующим алгоритмом:
Алгоритм
решения
задач
вычисление
химическим
уравнениям массы (объема, количества) исходных веществ и продуктов
реакции.
1.Прочитайте задачу и составьте для нее краткое условие.
2.Составьте уравнение происходящей химической реакции.
3.Вычислите молярные массы известного и искомого веществ.
4.Вычислите количество того вещества, которое известно по условию задачи.
Для этого можно воспользоваться следующими формулами:
n = m: M или n =V: V
химическим
уравнением
запишите
количественное
соотношение
между веществом, заданным по условию задачи, и искомым веществом.
Количественное соотношение определяется по коэффициентам, записанным
перед формулами соответствующих веществ в химическом уравнении.
количественному
соотношению
определите
количество
искомого
вещества.
Вычислите
искомого
вещества.
использовать следующие формулы: m = n
Примеры решения задач. Задание оценивается в 3 балла.
Задача 1.
раствора
массовой
долей NaOH 6% пропустили
углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н.у.)
вступившего в реакцию газа.
m(р-ра NaOH)=40г 2NaOH + CO
2моль 1моль
w(NaOH)=6% или 0,06 M=40г/моль
Найти: 1)Рассчитываем массу и количество вещества NaOH:
а) m(NaOH)=40г
)- ? б) n(NaOH)=2,4г:40г/моль=0,06 моль
2)Определяем объем CO
: а)по уравнению реакции
)=2:1, значит, n(CO
)=22,4л/моль
0,03 моль=0,672л
Ответ: V(CO
Задача 2. Вычислите массу осадка, который образуется при действии
избытка раствора хлорида бария на 68,4 г 8%-ного раствора сульфата
алюминия.
Дано: Решение:
)=8% или 0,08 1моль 3 моль
Найти: М=342г/моль М=233г/моль
)-? 1)Рассчитываем массу и количество вещества
)= 5,472г: 342г/моль=0,016 моль
2) Рассчитываем массу осадка BaSO
а) по уравнению реакции n(Al
)=1:3, значит, n(BaSO
)=233г/моль
моль=11,184г
Ответ: m(BaSO
Задача 3. Вычислите массу осадка, который образуется при пропускании
сероводорода через 75,2г 5% -ного раствора нитрата меди (II).
Дано: Решение:
m (р-ра Cu(NO
)=5% или 0,05 1 моль 1 моль
Найти: М=188г/моль М=96г/моль
m(CuS) -? 1)Рассчитываем массу и количество вещества
)=3,76г:188г/моль=0,02 моль
2)Рассчитываем массу осадка: а)по уравнению
р е а к ц и и
):n(CuS) = 1: 1 , з н а ч и т n(CuS) =
б) m(CuS)=96 г/моль
0,02 моль=1,92г
Ответ: m(CuS)= 1,92г
Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет
характер
мысленного
эксперимента.
ориентировано
проверку
следующих
планировать
проведение
эксперимента
предложенных
описывать
признаки
протекания
химических
реакций; составлять молекулярные и сокращенные ионные уравнения этих
реакций. Задание оценивается в 5 баллов.
Примеры решения заданий.
вещества:
растворы NaOH,
две стадии Zn(OH)
Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции
ионного обмена напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Схема эксперимента:
Реакция ионного обмена
2 NaOH = Zn(OH)
Реакция ионного обмена
Признаки протекания реакций:
Для первой реакции – выпадение белого плотного осадка;
Для второй реакции – образование белого студенистого осадка.
вещества: Al,
р а с т в о р ы BaCl
Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в
две стадии AlCl
Опишите признаки проводимых реакций. Для 2-ой реакции
напишите сокращенное ионное уравнение реакции.
Схема эксперимента:
Признаки протекания реакций:
Для первой реакции – выпадение белого осадка;
Для второй реакции – растворение осадка, образование прозрачного
раствора.
Сокращенное ионное уравнение для 2-ой реакции:
В заключение хочется пожелать большой и кропотливой работы по
подготовке
государственной
итоговой
аттестации,
оказалась
обязательно успешной!
В этом разделе я систематизирую разборы задач из ОГЭ по химии. Аналогично разделу , вы найдете подробные разборы с указаниями к решению типовых задач по химии в ОГЭ 9 класса. Перед разбором каждого блока типовых задач я даю теоретическую справку, без которой решение данного задания является невозможным. Теории ровно столько, сколько достаточно знать для успешного выполнения задания с одной стороны. С другой стороны, я попытался расписать теоретический материал интересным и понятным языком. Я уверен, что пройдя подготовку по моим материалам, вы не только успешно сдадите ОГЭ по химии, но и полюбите этот предмет.
Общая информация об экзамене
ОГЭ по химии состоит из трех частей.
В первой части 15 заданий с одним ответом - это первый уровень и задания в нем несложные, при наличии, конечно, базовых знаний по химии. Данные задачи не требуют расчетов, за исключением 15 задания.
Вторая часть состоит из четырех вопросов - в первых двух - 16 и 17 необходимо выбрать два правильных ответа, а в 18 и 19 соотнести значения или высказывания из правого столбца с левым.
Третья часть - это решение задач . В 20 нужно уровнять реакцию и определить коэффициенты, а в 21 решить расчетную задачу.
Четвертая часть - практическая , несложная, но необходимо быть внимательным и осторожным, как всегда при работе с химией.
Всего на работу дается 140 минут.
Ниже разобраны типовые варианты заданий, сопровожденные теорией, необходимой для решения. Все задания тематические - напротив каждого задания указана тема для общего понимания.