Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что написал чингиз айтматов. Чингиз айтматов - биография, информация, личная жизнь. Фантастическое в творчестве

12 декабря 1928 года в киргизском аиле Шекер родился мальчик Чингиз. Его отец, Торекул Айтматов, один из первых коммунистов среди киргизов, начинал свою деятельность партийным активистом, потом стал государственным деятелем своей республики. Мать Чингиза, Нагима Абдулвалиева, по национальности татарка, была в молодости комсомолкой, политработником в армии, а потом выступала на сцене местного театра. Большая поклонница литературы, она приучала детей к чтению, рассказывала о русской культуре. Но с младенчества Чингиз впитал и национальный образ жизни киргизов. К тому же Таласская долина, где находился аил Шекер, была одним из древних культурных очагов Киргизии - место, овеянное славой предков, в котором рассказывали множество сказок, легенд и преданий. В семье мальчика говорили на двух языках, и впоследствии это явилось одной причиной двуязычного творчества писателя Айтматова.

Чингизу не исполнилось и девяти лет, когда его отца арестовали. В 1938 году Торекул Айтматов был расстрелян, и его жена вместе с детьми некоторое время жила в городе Караколе, у своего отца Хамзы Абдулвалиева, бывшего татарского купца. В родной аил Чингиз вернулся незадолго до начала войны, а в 1943 году, когда в аиле не осталось взрослых мужчин, ему пришлось работать секретарем сельсовета, в четырнадцать лет решая проблемы всех жителей аила. Позднее Чингиз Торекулович говорил, что и сам не в силах поверить в это. Светлое и поэтическое детство мальчика осталось позади слишком рано, но ужасы военных лет и непосильной для подростка руководящей работы, лишив Чингиза юности, сформировали в нем и творческую, и гражданскую личность.

Несмотря на все трудности, Чингиз окончил восемь классов и стал студентом Джамбульского зоотехникума. Учился он отлично, и после выпуска, в 1948 году, юношу без экзаменов приняли во Фрунзенский сельскохозяйственный институт. На последних курсах института он начал писать очерки и заметки, которые публиковались в киргизской прессе, и очень заинтересовался филологией и переводами, написав несколько статей. Напечатали в 1952 году и его рассказ на русском языке, называвшийся «Газетчик Дзюйдо».

В 1951 году Чингиз женился на Керез Шамшыбаевой. Семейная жизнь двух студентов была счастливой и даже не слишком голодной - Чингиз был сталинским стипендиатом, а Керез получала повышенную стипендию. В этом браке родилось двое сыновей - Санджар и Аскар.

В 1953 году Чингиз закончил институт и три года работал по специальности в животноводческом опытном хозяйстве. Но ему хотелось писать, он продолжал заниматься журналистикой, пробовал себя как переводчик и в 1956 году уехал в Москву - на Высшие литературные курсы. Первая серьезная публикация Чингиза Айтматова - маленькая повесть «Лицом к лицу», переведенная с киргизского А. Дроздовым и напечатанная в журнале «Октябрь» в 1958 году, когда Чингиз окончил курсы. Повесть о войне оказалась очень яркой, и творческая карьера Чингиза Айтматова быстро пошла в гору.

В том же году он опубликовал в «Новом мире» несколько рассказов и повесть «Джамиля», которая принесла своему автору сначала всесоюзную, а потом и мировую известность. Луи Арагон назвал это произведение самой трогательной из написанных современниками историй любви.

По своей первой специальности Чингиз Торекулович больше не работал. Он стал журналистом в городе Фрунзе, был редактором «Литературного Киргизстана» и собственным корреспондентом «Правды» в Киргизии. В 1959 году Айтматов вступил в КПСС.

Все свое свободное время он отдавал теперь творчеству. В 1963 году увидела свет книга Айтматова под названием «Повести гор и степей». В этот сборник вошли повести «Первый учитель», «Верблюжий глаз», «Материнское поле», «Тополек в красной косынке», рассказывающие о становлении Киргизии, о сложных переменах в душах и судьбах обыкновенных деревенских людей. Эта книга сделала Чингиза Торекуловича лауреатом Ленинской премии.

Первую повесть на русском языке Айтматов написал в 1965 году - «Прощай, Гульсары!». Образ иноходца, именем которого названа повесть, - великолепная метафора человеческой жизни с ее неизбежным отказом от естественного бытия и подавлением личности, а один из критиков окрестил Гульсары «образом-кентавром». Еще одной характерной чертой произведений Ахматова был в этой повести эпический фон, использующий сюжеты и мотивы киргизского эпоса.

В 1970 году вышла повесть «Белый пароход» - история ребенка, не смирившегося с жестоким и лживым миром взрослых, своеобразная стилизация под народный эпос. Мифологические мотивы легли и в основу повести, вышедшей в 1977 году, философской сказки «Пегий пес, бегущий краем моря», затронувшей важнейшие вопросы современности.

Чингиз Торекулович занимался и драматургией. Пьеса «Восхождение на Фудзияму», написанная в 1973 году в соавторстве с Калтаем Мухамеджановым, была поставлена в столичном театре «Современник» и прошла с большим успехом.

В 1975 году появились «Ранние журавли», почти автобиографическая повесть о подростках военных лет, которые стали взрослыми, миновав юность. Как и прочие произведения Айтматова, она обрела у читателей большой успех. В конце семидесятых Чингиза Айтматова уже называли «негласным литературным лидером СССР». Инсценировки его рассказов и повестей ставили на театральных сценах, а Большой театр включил в репертуар балет «Асель», который был создан по мотивам повести Чингиза Торекуловича «Тополек мой в красной косынке».

Свой первый роман Айтматов написал в 1980 году. Его первоначальное название - «И дольше века длится день». Впоследствии роман был переименован в «Буранный полустанок». Повествование развивается на Земле и в космосе - даже внеземные цивилизации не остались равнодушными к к поступкам землян. Важное место в романе заняла легенда о матери и сыне, ставшим не по своей воле жестоким и бессмысленным существом. Резонанс общественности после выхода романа «И дольше века длится день» оказался огромен, а слово «манкурт» превратилось в нарицательный символ изменений современного человека, разорвавших его связь с извечными ценностями и основами.

В 1986 году вышел следующий роман, «Плаха», в котором появились образы Иисуса Христа и Пилата. Во многом «Плаха» повторяла мотивы первого романа, бескомпромиссно поставив перед читателем самые сложные вопросы современности: о бездуховности, о наркомании, об экологии души.

Примерно в то же время первый брак писателя распался. Мария Урматовна, его вторая жена, училась во ВГИКе, вместе с близким другом Айтматова режиссером Замиром Эралиевым. В новой семье родились двое детей - дочь Ширин и сын Эльдар.

В конце восьмидесятых Чингиз Торекулович стал главным редактором «Иностранной литературы», журнала, имевшего тогда в стране огромную популярность. Также он состоял в Международном совете издания, куда входили Морис Дрюон, Умберто Экон, Кэндзабуро Оэ, Милорад Павич.

Чингиз Айтматов много и плодотворно занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР и членом Президентского совета, входил в состав секретариатов Союза кинематографистов и Союза писателей. Именно Айтматов считается инициатором «Иссык-кульского форума», интеллектуального международного движения. Сумел Чингиз Торекулович сделать и политическую карьеру - с 1990 года он являлся послом Советского Союза и России в Бельгии, Нидерландах и Люксембурге - странах Бенилюкса. В январе 1994 года он ушел на пенсию.

В 1990 году вышла повесть Айтматова «Белое облако Чингисхана», а в 1996 появился новый, полностью фантастический роман «Тавро Кассандры» о создании искусственного человека. И эти книги, как и все творчество писателя, одухотворяет чувство, которое Айтматов считает главным для человека, - любовь, делающая каждого из нас человечнее.

Последний роман написан Чингизом Торекуловичем в 2006 году - «Когда падают горы» («Вечная невеста»). Эта книга снова говорит о жертвах обстоятельств и заложниках собственной судьбы.

Книги Айтматова переведены на многие языки, а сам писатель - лауреат множества наград и премий, советских, российских и международных. В конце весны 2008 года Айтматова планировали выдвинуть на получение Нобелевской премии. Но до этого Чингиз Торекулович, к несчастью, не дожил.

В мае он приехал в Казань, где снимался документальный фильм к его юбилею. 16 мая его срочно госпитализировали, поставив диагноз «почечная недостаточность, а через три дня отправили на лечение в Германию, в клинику города Нюрнберга. Но спасти писателя врачи не сумели.

10 июня 2008 года Чингиз Торекулович Айтматов умер. Его похоронили 14 июня в пригороде Бишкека, в «Ата-Бейите», историко-мемориальном комплексе.

О его творчестве сегодня говорят по-разному, но даже самые резкие критики книг Айтматова не отрицают величия, присущего его произведениям. Органичное сочетание современности и культурной архаики, актуальность проблем, поставленных этим писателем, сделали его истинным классиком русской литературы еще при жизни.

Советская литература

Чингиз Айтматов

Биография

АЙТМАТОВ, ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ (р. 1928), киргизский прозаик.

Родился 12 декабря 1928 в кишлаке Шекер в Киргизии в семье партийного работника. В 1937 отец был репрессирован, будущий писатель воспитывался у бабушки, его первые жизненные впечатления связаны с национальным киргизским образом жизни. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова.

В 1948 Айтматов окончил ветеринарный техникум и поступил в сельскохозяйственный институт, который окончил в 1953. В 1952 начал публиковать в периодической печати рассказы на киргизском языке. По окончании института в течение трех лет работал в НИИ скотоводства, одновременно продолжая писать и печатать рассказы. В 1956 поступил на Высшие литературные курсы в Москве (окончил в 1958). В год окончания курсов в журнале «Октябрь» был опубликован его рассказ Лицом к лицу (перевод с киргизского). В том же году были опубликованы его рассказы в журнале «Новый мир», а также вышла в свет повесть «Джамиля», принесшая Айтматову мировую известность.

В повести «Джамиля», героем-повествователем которой был 15-летний подросток, проявилась главная особенность прозы Айтматова: сочетание напряженного драматизма в описании характеров и ситуаций с лирическим строем в описании природы и обычаев народа.

По окончании Высших литературных курсов Айтматов работал журналистом в г. Фрунзе, редактором журнала «Литературный Киргизстан». В 1960-1980-е годы был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты». За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

В 1963 был издан сборник Айтматова «Повести гор и степей», за который он получил Ленинскую премию. Вошедшие в книгу повести «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Материнское поле» повествовали о сложных психологических и житейских коллизиях, происходящих в жизни простых деревенских людей в их столкновении с новой жизнью.

До 1965 Айтматов писал на киргизском языке. Первая повесть, написанная им по-русски, - «Прощай, Гульсары!» (первонач. название «Смерть иноходца», 1965). Судьба главного героя, киргизского крестьянина Тананбая, так же типична, как судьбы лучших героев «деревенской прозы». Тананбай принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам становился жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играл образ иноходца Гульсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет. Критики отмечали, что образ Гульсары является метафорой сущности человеческой жизни, в которой неизбежно подавление личности, отказ от естественности бытия. Г. Гачев назвал Гульсары характернейшим для Айтматова «двуголовым образом-кентавром» животного и человека.

В повести «Прощай, Гульсары!» создан мощный эпический фон, ставший еще одной важной приметой творчества Айтматова, использовались мотивы и сюжеты киргизского эпоса Карагул и Коджоджан. В повести Белый пароход (1970) Айтматов создавал своеобразный «авторский эпос», стилизованный под эпос народный. Это была сказка о Рогатой Матери-Оленихе, которую рассказывал главному герою Белого парохода, мальчику, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущался трагизм судьбы ребенка, который сам обрывал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

Мифологические, эпические мотивы стали основой повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977). Ее действие происходит на берегах Охотского моря во времена Великой Рыбы-женщины, прародительницы человеческого рода.

В 1973 Айтматов написал в соавторстве с К. Мухамеджановым пьесу «Восхождение на Фудзияму». Поставленный по ней спектакль в московском театре «Современник» имел большой успех. В центре пьесы - проблема человеческой вины, связанной с молчанием, невозвышением голоса против несправедливости.

В 1980 Айтматов написал свой первый роман «И дольше века длится день «(впоследствии озаглавленный «Буранный полустанок»). Главный герой романа - простой казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны - с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Действие романа развивается в двух планах: земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. Как и в повестях Айтматова, в романе «И дольше века длится день» важное место занимает образ верблюда - как символа природного начала, а также легенда о матери Найман Ана и ее сыне, который по воле злых людей становится манкуртом, т. е. не помнящим своих корней бессмысленным и жестоким существом. Роман «И дольше века длится день» имел огромный общественный резонанс. Слово «манкурт» стало нарицательным, своего рода символом тех неодолимых изменений, который произошли в современном человеке, разорвав его связь с извечными основами бытия. Второй роман Айтматова «Плаха» (1986) во многом повторял мотивы, возникшие в романе «И дольше века длится день». В романе появились образы Христа и Понтия Пилата. Критики отмечали эклектичность авторской философии, которая в романе «Плаха» перевешивала художественные достоинства текста. Впоследствии Айтоматов развивал в своем творчестве фантастическую, космическую тему, которая стала основой романа «Тавро Кассандры» (1996). В 1988-1990 Айтматов был главным редактором журнала «Иностранная литература». В 1990-1994 работал послом Киргизии в странах Бенилюкса. Произведения Айтматова переведены на многие языки мира.

Писатель скончался 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

1928 года 12-го декабря, в семье партийного работника родился будущий писатель Айтматов. Но его отца репрессировали, когда Чингизу исполнилось 9 лет, потому мальчика отдали на воспитание бабушке, которая привила любовь к родной земле и культуре. Поскольку с детства писатель говорил на киргизском и русском одинаково хорошо, это также отразилось на его будущем творчестве.

Сначала ветеринарный техникум, потом сельскохозяйственный институт окончил Айтматов с отличием. За год до выпускного, в 1952-м, он начал уже публиковать свои рассказы в периодических изданиях. Несмотря на то, что писатель нашел работу в НИИ скотоводства, это ему не мешало развиваться творчески и уделять время литературе. И вот уже в 1956 году Чингиз переехал в Москву, чтобы попасть на Высшие литературные курсы. В год окончания курсов он выпустил сразу несколько рассказов, а также написал наиболее известную свою повесть «Джамиля», которая пробудила интерес к писателю.

Чингиз Айтматов родился в 1928 году в долине реки Талас, в кишлаке Шекер Кировского района Киргизской ССР. Трудовая биография будущего писателя началась в годы Великой Отечественной войны. «Самому теперь не верится, - вспоминал Чингиз Айтматов, - в четырнадцать лет от роду я уже работал секретарем аил совета. В четырнадцать лет я должен был решать вопросы, касающиеся самых различных сторон жизни большого села, да еще в военное время».

Герой социалистического труда (1978), академик АН Киргизской ССР, лауреат Гос. премии (1968, 1977, 1983), Лауреат в 1963 году Ленинской премии, кавалер ордена Дружбы (1998), принятого из рук Бориса Николаевича Ельцина, экс-главный редактор журнала «Иностранная литература».

В 1990 г. назначен послом СССР в Люксембурге, где и проживает в настоящее время в качестве посла республики Киргизия.

Долго и упорно он искал свои темы, своих героев, собственную манеру повествования. И нашел их. Его герои - рядовые советские труженики, твердо верящие в светлые, добрые начала создаваемой при самом активном их участии жизни. «Жизни светлой, человеческой», люди чистые и честные, открытые всему хорошему в мире, в деле безотказные, в стремлениях возвышенные, во взаимоотношениях с людьми прямые и откровенные.

В повестях «Джамиля» (1958), «Тополек мой в красной косынке» (1961), «Первый учитель» (1962) стройность, чистоту и красоту их душ и помыслов символизируют певучие тополя весенние белые лебеди на озере Иссык-Куль и само это синее озеро в желтом воротнике песчаных берегов и сизо-белом ожерелье горных вершин.

Своей искренностью и прямотой найденные писателем герои как бы сами подсказали ему манеру повествования - взволнованную, чуть приподнятую, напряженно-доверительную и, часто, исповедальную - от первого лица, от «я».

С первых же произведений Ч. Айтматов заявил себя писателем, поднимающим сложные проблемы бытия, изображающим непростые, драматические ситуации, в которых оказываются люди, как сказано, сильные, чистые и честные, но сталкивающиеся с не менее сильными противниками - то ли блюстителями старых нравов и обычаев (законов адата), то ли хищниками, властолюбивыми деспотами, свинцовыми бюрократами, как Сегизбаев в повести «Прощай, Гульсары!», с самодурами и подлецами вроде Ороэ-кула в «Белом пароходе».

В «Джамиле» и «Первом учителе» писателю удалось схватить и запечатлеть яркие куски жизни, светящиеся радостью и красотой, несмотря на пронизывающий их внутренний драматизм. Но то были именно куски, эпизоды жизни, о которых он рассказывал возвышенно, если употребить знаменитое ленинское слово, духоподъемно, сам, полнясь радостью и счастьем, как полнится ими художник, задающий тон в «Джамиле» и «Первом учителе». (Так когда-то рассказывал о жизни М. Горький в «Сказках об Италии»). За это критики называли их романтическими, несмотря на добротную реалистическую основу, по мере развития таланта писателя, углубления его в жизнь, подчинявшую себе все романтические элементы.

Писатель все шире и глубже захватывает жизнь, пытаясь проникнуть в сокровенные ее тайны, не обходя острейших вопросов, порожденных двадцатым столетием. Вызвавшая острые споры повесть «Материнское поле» (1965) знаменовала переход писателя к самому суровому реализму, достигшему своей зрелости в повестях «Прощай, Гульсары!» (1966), «Белый пароход» (1970), «Ранние журавли» (1975), в романе «Буранный полустанок (И дольше века длится день)» (1980). Уже не отдельные куски, слои, пласты жизни, а весь мир начинает видеться в картинах, создаваемых писателем, реальный мир со всем его прошлым, настоящим, будущим, мир, не ограничиваемый даже Землей. Радости, горести, светлые и мрачные возможности нашей планеты в ее географической целостности и социальной расколотости окрашивают творчество писателя в новые тона.

Айтматов обладает стратегическим мышлением, его интересуют идеи планетарного масштаба. Если в своих ранних вещах, скажем, в повести «Первый учитель», писатель сосредотачивался преимущественно на своеобычии киргизской любви, жизни, культуры и, как теперь выражаются, ментальности, то в романах «Плаха» и «И дольше века длится день», имевших шумный успех в конце 70-х - 80-е годы, он проявил себя уже как гражданин Земного шара. Поднял, как прежде выражались, глобальные вопросы. Например, открыто заявил о том, что наркомания - это страшный бич. Сам себе позволил поднять, потому что до него это никому не позволялось. Ведь, как известно, наркомании, как и секса, в СССР не было.

«Многая мудрость рождает печаль», - говорили древние. Не миновало это и Чингиза Айтматова. Начиная с повести «Прощай, Гульсары!», при всем, я бы сказал, воинствующе утверждающем пафосе его творчества, оно потрясает острым драматизмом взятых жизненных коллизий, ошеломляющими поворотами в судьбах героев, порой трагических судьбах в самом возвышенном значении этих слов, когда и сама гибель служит возвышению человека, пробуждению скрытых в нем ресурсов добра.

Усложняются, естественно, и принципы повествования. Рассказ от автора порой совмещается посредством несобственно-прямой речи с исповедью героя, нередко переходящей во внутренний монолог. Внутренний монолог героя столь же незаметно переливается в речь автора. Действительность захватывается в единстве ее настоящего, ее корней и ее будущего. Резко усиливается роль фольклорных элементов. Вслед за лирическими песнями, нередко звучащими в первых повестях, автор все шире и свободнее вкрапливает в ткань произведений народные легенды, реминисценции из «Манаса» и других народных эпических сказаний. В повести «Белый пароход» картины современной жизни, как многоцветные ковровые узоры, вытканы на канве развернутого киргизского предания о матери-Оленихе, а вытканы так, что порой трудно понять, где основа, а где рисунок. К тому же оживление, очеловечение (антропоморфизм) природы настолько органично, что человек воспринимается как неотторжимая ее часть, в свою очередь, природа неотделима от человека.

В повести «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977), в романе «Буранный полустанок» художественная палитра обогащается еще и ненавязчивым подчинением реализму (реализму самой чистой пробы) мифа, легенд, «преданий старины глубокой». Эти и другие фольклорные элементы всегда несут многозначный смысл, воспринимаются то как символы, то как аллегории, то как психологические параллели, придают произведениям многоплановость и углубленность, содержанию - многозначность, а изображению стереоскопичность. Творчество писателя вцелом начинает восприниматься как эпическое сказание о мире и человеке в одну из самых величественных эпох - сказание, создаваемое одним из самых активных и страстных ее деятелей.

Чингиз Айтматов видит главное оправдание длящегося миллионы лет развития человечества, его многовековой истории, запечатленной в мифах и сказаниях, гарантию его светлого будущего. Жизнь - человеческое бытие - свобода - революция - строительство социализма - мир - будущее человечества - вот ступени, складывающиеся в единую и единственную лестницу, по которой настоящий создатель и хозяин жизни Человек Человечества поднимается «все вперед! и - выше!». Он, главный герой Чингиза Айтматова, лично ответствен за все, что, было, есть и будет, что может случиться с людьми, Землей, Вселенной. Он - человек дела и человек напряженной мысли - пристально рассматривает свое прошлое, чтобы не допустить просчета на трудном пути, пролагаемом всему человечеству. Он озабоченно всматривается в будущее. Таков масштаб, которым руководствуется писатель и в подходе к современному миру, и в изображении своего героя, осмысляя их во всей их многозначности.

Произведение острое, написанное действительно кровью сердца, роман «Буранный полустанок» породил самые различные, во многом не совпадающие мнения. Дискуссия вокруг него продолжается. Некоторые считают, что временная неопределенность образа «манкурта» может порождать кривотолки. Другие говорят о том, что символ, именуемый в романе «Паритетом» и несущий на себе всю космическую линию в произведении, слагается из противоречащих друг другу начал и потому не может быть принят безоговорочно, как и само решение связанной с ним главной проблемы. К тому же, добавляют третьи, и легенда о «манкуртах» и космическая фреска, созданная чисто публицистическими средствами, не очень органично спаяны с основной - строго реалистической - частью повествования. Можно соглашаться или не соглашаться с подобными мнениями, но нельзя не признать главного: роман «Буранный полустанок», пронизанный, по определению Мустая Карима, «болью и безмерным оптимизмом, безмерной верой в человека...», вряд ли оставит кого-либо равнодушным. Писателю удалось убедительно показать богатейший духовный мир простого человека, имеющего свое мнение о самых сложных проблемах человеческого бытия. Глазами его главного героя на нас смотрит сама наша эпоха с ее победами и поражениями, ее горечами и радостями, сложными проблемами и светлыми надеждами.

Новый роман - «Тавро Кассандры», опубликованный в «Знамени» в 1994 году. Еще более неспокойный, но неспокойный по-своему, "по-айтматовски". Казалось бы, люди на огромных просторах СНГ дерутся, деньги в огромных количествах воруют, прочие непотребности творят, - так и пиши про это. Однако Айтматов, по-видимому, не способен рассматривать всевозможные частности у себя под ногами. Взгляд его по-прежнему устремлен на Землю сверху вниз, охватывая ее целиком. Неслучайно главный герой - монах Филофей - летает вокруг Земли в орбитальной станции: так ее, горемычную, получше рассмотреть можно. Филофей таковым был не всегда, прежде он был ученым Андреем Андреевичем Крыльцовым, специализировавшимся в области выведения искусственных людей, «иксродов», во чревах, так сказать, бесплатных экспериментаторов, то есть женщин-заключенных. Потом, незадолго до объявления себя монахом, ученый выяснил, что не только дело это неправедное, но и эмбрионы отказываются появляться на свет, в котором царит зло. Таково было решение природы: защитить себя от кровососущего человечества, пусть вымрет. Чем не Апокалипсис в мягкой форме?

Благодаря своей способности концентрироваться на глобальных идеях, Чингиз Айтматов склонен и во внелитературной деятельности либо затевать, либо принимать активное участие в проектах планетарного масштаба. Например, уже много лет назад он и социолог Института проблем управления АН СССР Рустем Хаиров обратились к тогдашнему генсеку Андропову (1983) с предложением о создании комитета по встрече III-го тысячелетия. Неожиданно это предложение было принято. Постепенно Айтматов подвигнул на это дело и прогрессивную мировую общественность, организова в в 1986 году Иссык-кульский форум, на который собрались представители ЮНЕСКО, футурологи, писатели и художники. И поговорили о необходимости воспитания нового планетарного мышления, благодаря чему человечество смогло бы избежать тотального катаклизма - военного, экологического, экономического etc. И когда колесики завертелись вовсю, когда уже можно было начинать пожинать лавры и стричь купоны, Айтматов смиреннейшим образом передает бразды правления грандиозным тайм-шоу Марату Гельману.

Проведенный в конце прошлого года опрос общественного мнения показал, что Айтматов считается третьим по популярности политиком - после президента Аскара Акаева и мэра Бишкека Феликса Кулова.

Умер 10 июня 2008 года в больнице немецкого города Нюрнберг в клинике, где находился на лечении. Похоронен 14 июня в историко-мемориальном комплексе «Ата-Бейит» в пригороде Бишкека.

Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008гг.) - киргизский и русский писатель, дипломат, академик АН Киргизской ССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978), Лауреат Ленинской (1963) и трёх Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983), Герой Киргизской Республики (1997).

Детство и юношеские годы.

Родился Чингиз Айтматов 12 декабря 1928 в селе Шекер Таласской области Киргизской АССР в семье крестьянского активиста и партийного работника Торекула Айтматова (1903-1938). Его отец был видным государственным деятелем, однако судьба была неблагокосклонна к нему, в 1937 году он был репрессирован, а в 1938 - расстрелян. Нагима Хамзиевна Абдувалиева (1904-1971), мать Чингиза была армейским политработником и общественным деятелем. В семье говорили и на киргизском, и на русском языках, и это определило двуязычный характер творчества Айтматова. Чингиз вырос в Шекере. В годы Великой Отечественной войны в четырнадцатилетнем возрасте стал секретарем совета в ауле.

После войны окончил Джамбульский ветеринарный техникум, с 1948 по 1953 годы - студент Киргизского сельскохозяйственного института.

Литературная деятельность.

Творческая биография Чингиза Айтматова началась 6 апреля 1952 года - его рассказ на русском языке «Газетчик Дзюйдо» был опубликован в газете «Комсомолец Киргизии». После этого он публиковал рассказы на киргизском и русском языках. После окончания института, Чингиз Айтматов три года работал ветеринаром, но продолжал писать и печатать свои рассказы. С 1956 по 1958 годы учится в Москве на Высших литературных курсах.

В 1957 году в журнале "Ала-Тоо" была опубликована повесть Чингиза Айтматова на киргизском языке "Лицом к лицу", а в 1958 году уже в авторском переводе на русский язык в журнале "Октябрь". В 1957 году также впервые вышла в свет повесть "Джамиля" в переводе Луи Арагона на французский язык, позднее эта повесть была опубликована на русском языке и принесла Айтматову мировую известность.

На протяжении 6 лет (1959-1965) Айтматов работал главным редактором журнала «Литературный Киргизстан», и одновременно являлся собственным корреспондентом газеты "Правда" в Киргизской ССР.

В 1960-е годы были опубликованы его повести «Верблюжий глаз» (1960), «Первый учитель» (1961), «Материнское поле» (1963) и сборник «Повести гор и степей» (1963), за которую Айтматов получил Ленинскую премию. В 1965 году его повесть «Первый учитель» была экранизирована Андреем Кончаловским на «Мосфильме», а «Верблюжий глаз» был экранизирован Ларисой Шепитько с Болотом Шамшиевым в главной роли. Впоследствии именно Шамшиев стал одним из лучших режиссеров по экранизации произведений Чингиза Айтматова.

В 1966 году была написана повесть "Прощай, Гульсары!", которая была награждена Государственной премией. После этой повести писатель стал писать в основном на русском языке. В 1970 году был опубликован на русском языке его роман "Белый пароход", который получил признание во всем мире, а его экранизация была представлена на международных кинофестивалях в Венеции и Берлине. "Восхождение на Фудзияму", совместная работа Айтматова с казахским драматургом Калтаем Мухамеджановым, написанная в 1973 году до сих пор ставится на театральных сценах Казахстана.

В 1975 года Чигиз Айтматов получил Премию имени Токтогула за повесть "Ранние журавли". Повесть «Пегий пёс, бегущий краем моря», опубликованная в 1977 году, стала одним из любимых его произведений в ГДР и была экранизирована русскими и немецкими кинематографистами.

За свои произведения Айтматов был трижды удостоен Государственной премии СССР (1968, 1980, 1983).

За роман «И дольше века длится день», опубликованный в 1980 году, писатель получает вторую государственную премию. Его роман "Плаха" стал последним опубликованным в СССР произведением. Во время своего визита в ФРГ, Айтматов познакомился с немецким переводчиком Фридрихом Хитцером, с которым проработал до января 2007 года (Хитцер внезапно скончался от инфаркта). Все постсоветские произведения Айтматова были переведены на немецкий язык Фридрихом Хитцером, и изданы в швейцарском издательстве "Unionsverlag". В 2011 году Фридрих Хитцер был награжден посмертно Международной Премией Чингиза Айтматова за долголетнюю работу с писателем, за любовь к его творчеству и преданность ему.

В 1998 году писатель был ещё раз удостоен звания Героя Киргизии и признан Народным писателем у себя на родине.

В постсоветское время были изданы за рубежом «Белое облако Чингиз Хана» (1992), «Тавро Кассандры» (1994), «Сказки» (1997). «Детство в Киргизии» (1998) и «Когда падают горы»(«Вечная невеста») в 2006 году, (в немецком переводе в 2007 году - под названием «Снежный барс»). Это было последнее произведение Айтматова.

Произведения Чингиза Айтматова переведены на 174 языка мира, а общий тираж его произведений составляет 80 миллионов.

Дважды вставал вопрос о вручении Айтматову Нобелевской премии, но к сожалению, он так и не был ее удостоен. В конце 80-х годов, по словам профессора, главного айтматоведа республики, вице-президента Национальной академии наук Абдылдажана Акматалиева, во время поездки Айтматова в Австрию, представитель Нобелевского комитета разыскал писателя в Вене, сообщил о присуждении ему Нобелевской премии и поздравил его. "Однако до официального объявления о награде Нобелевский комитет впервые за свою историю был вынужден спешно поменять свое первоначальное решение, так как Нобелевской премией мира было решено наградить Михаила Горбачева. Двум представителям CCCР нельзя было в один год получать премию", - сообщил Акматалиев.

Второй раз Чингиз Торекулович номинировался на Нобелевскую премию в 2008 году, как крупнейший тюркоязычный писатель современности, соискательный комитет был создан турецким правительством. Но рассмотрению кандидатуры Айтматова воспрепятствовала безвременная кончина писателя.

В 2012 году дочь Чингиза Айтматова, Ширин, сообщила о найденной в кабинете после его смерти рукописи романа «Земля и флейта», который нигде не идавался. Этот роман о человеке, который участвовал в строительстве Большого Чуйского канала в 1940-е годы, и нашел большую статую Чуйского Будды. По ее словам,«это классическое айтматовское повествование, написанное в стиле соцреализма». В романе, параллельно с рассказом о сооружении Большого Чуйского канала, который по масштабам можно назвать киргизским БАМом, очень чувственно и эмоционально пишется о любви и переживаниях главного героя. В какие годы был написан роман, Ширин Айтматова не уточнила, и лишь добавила, что страницы рукописи со временем пожелтели. Рукопись была перепечатана и переведена в электронный формат. Её планируют издать на русском и английском языках.

Общественно-политическая деятельность.

Чингиз Айтматов был не только одним из известнейших писателей прошлого века, но и видным общественным и политическим деятелем. Принимал активное участие в развитии международных отношений и укреплении мира. С 1959 года - член КПСС.

В 1960–1980-е годы он был депутатом Верховного Совета СССР, делегатом съезда КПСС, входил в редколлегии «Нового мира» и «Литературной газеты».

В 1978 году Чингиз Айтматов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1966-1989 годах Чингиз Айтматов - депутат Совета Национальностей ВС СССР 7 - 11 созывов от Киргизской ССР. В Верховный Совет 9 созыва был избран от Фрунзенского - Первомайского избирательного округа № 330 Киргизской ССР. С 1989 по 1991 годы - народный депутат СССР.

А также Чингиз Айтматов являлся членом Комиссии по иностранным делам Совета Национальностей, членом ЦК Компартии Киргизии, членом секретариата СП СССР и СК СССР, председателем правления СК Киргизской ССР, членом Президентского совета СССР, одним из руководителей Советского комитета солидарности со странами Азии и Африки, инициатором международного интеллектуального движения «Иссык-Кульский форум», главным редактором журнала «Иностранная литература».

Будучи членом Верховного Совета СССР, был выбран для произнесения номинационной речи во время выборов Михаила Сергеевича Горбачёва Президентом СССР в марте 1990 года.

С 1990 года Айтматов возглавлял Посольство СССР (с 1992 года - Посольство Российской Федерации) в Великом Герцогстве Люксембург, с 1994 по 2006 гг. - посол Киргизии в странах Бенилюкса - в Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

В 2006 году, вместе со своим помощником по гуманитарной работе в РФ Фарходом Устаджалиловым основал Международный благотворительный фонд Чингиза Айтматова «Диалог без границ» и был его президентом до конца своей жизни. В рамках фонда Чингиз Айтматов разработал программу поддержки и развития русского языка в странах бывшего СССР.

В 2008 г. избран членом Совета Директоров АО «БТА Банк» (Казахстан).

2008 год стал последним в биографии Чингиза Айтматова. Он был болен диабетом и умер на 80-м году жизни 10 июня 2008 года в больнице Нюрнберга. Похоронен на историко-мемориальном кладбище "Ата-Бейит"в пригороде Бишкека.

Писатель, публицист и общественный деятель Чингиз Торекулович Айтматов родился 12 декабря 1928 года в кишлаке Шекер Киргизской АССР (ныне Таласская область Киргизии). Его отец Торекул Айтматов занимал посты второго секретаря ЦК Коммунистической партии Киргизской ССР, народного комиссара земледелия, впоследствии был арестован в Москве, этапирован в Бишкек и в 1938 году расстрелян. Мать Нагима Абдувалиева, дочь татарского купца I гильдии, была активистской женского движения Киргизии, в 1937 году объявлена женой "врага народа".

Окончив восемь классов школы, в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Чингиз Айтматов работал секретарем сельского совета, учетчиком тракторной бригады.

В 1948 году он с отличием окончил Джамбульский зоотехникум, в 1953 году — Сельскохозяйственный институт в городе Фрунзе (ныне Бишкек).

В 1953-1956 годах работал старшим зоотехником Киргизского НИИ животноводства.

В 1958 году Айтматов окончил Высшие литературные курсы в Москве.

В своих произведениях Айтматов выступал как мастер психологического портрета, его героями были духовно сильные, человечные, активные люди. Прозу писателя отличали искренность интонации и поэтичность в сочетании с психологической достоверностью образов простых людей. В повестях "Белый пароход" (1970), "Пегий пес, бегущий краем моря" (1977), в романе "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок", 1980), "Плаха" (1986) он обращался к острым философским, этическим и социальным проблемам современности.

В 1988-1990 годах Айтматов занимал пост главного редактора журнала "Иностранная литература".

С 1990 по 1991 год — посол СССР в странах Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), в 1991-1994 годах — посол России в странах Бенилюкса.
С 1994 года по март 2008 года являлся послом Киргизии во Франции, Бельгии, Люксембурге и Нидерландах.

В постсоветское время были изданы за рубежом "Белое облако Чингиз Хана" (1992), "Тавро Кассандры" (1994), "Сказки" (1997), "Детство в Киргизии" (1998).
В 2006 году был опубликован его последний роман "Когда падают горы" ("Вечная невеста"), немецкий перевод которого увидел свет в 2007 году под названием "Снежный барс".

Айтматов вел большую общественную работу. В 1964-1986 годах был первым секретарем Союза кинематографистов Киргизии, в 1976-1990 годах был секретарем правления Союза писателей СССР, в 1986 году — первый секретарь правления Союза писателей Киргизии.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1966-1989), народным депутатом СССР (1989-1991).

Книги Айтматова были переведены на более чем 176 языков мира, изданы в 128 странах.

По произведениям писателя было снято свыше 20 фильмов . Первой картиной по Чингизу Айтматову стала кинолента "Перевал", снятая в 1961 году режиссером Алексеем Сахаровым. В 1965 году повесть "Первый учитель" была экранизирована режиссером Андреем Кончаловским на "Мосфильме", повесть "Верблюжий глаз" вошла в основу дебютного фильма Ларисы Шепитько "Зной" (1962) с Болотбеком Шамшиевым в главной роли, впоследствии ставшим одним из лучших режиссеров по постановке фильмов по произведениям Чингиза Айтматова: "Эхо любви" (1974), "Белый пароход" (1975), "Ранние журавли" (1979), "Восхождение на Фудзияму" (1988).

В мае 2008 года в Казани во время съемок фильма по роману писателя "И дольше века длится день", 79-летний Айтматов был госпитализирован с тяжелой пневмонией. Его состояние осложнилось острой почечной недостаточностью. Для дальнейшего лечения писатель был перевезен в Германию.

10 июня 2008 года Чингиз Айтматов скончался в клинике Нюрнберга. Писатель на мемориальном кладбище "Ата-Бейит" в пригороде Бишкека, рядом с могилой своего отца.

Творчество и общественная деятельность Чингиза Айтматова были отмечены многочисленными наградами. В 1978 году он был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии (1963), Государственных премий СССР (1968, 1977, 1983). Среди его государственных наград — два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, два ордена Трудового Красного Знамени, орден Дружбы народов и орден Дружбы. Он также был удостоен знака "Ак-Шумкар" Героя Киргизии, киргизского ордена "Манас" I степени, наград ряда иностранных государств.

Среди кинематографических наград Айтматова — Большой приз Всесоюзного кинофестиваля (1976), почетный приз Берлинского кинофестиваля Berlinale Camera Award (1996).

Имя писателя центральному скверу столицы Киргизии — Дубовому парку, где расположен "Вечный огонь" и памятник борцам революции 1917 года, а также Государственному национальному русскому театру драмы.

В августе 2011 года на центральной площади Бишкека был установлен Чингизу Айтматову высотой 6,5 метра.

Памятник Айтматову также был установлен в городе Чолпон-Ата Иссык-Кульской области Киргизии.

14 ноября 2013 года в Бишкеке в комплексе "Ата-Бейит" был открыт мемориал писателю.

В 2011 году в Лондоне International Chingiz Aitmatov Award (ICAA), которая вручается за популяризацию и изучение наследия писателя и культур народов Средней Азии. Отбор кандидатов производился членами международного жюри, состоящего из семи ученых из Великобритании, Германии, России, Казахстана. Премию вручает основанная в Лондоне Академия Айтматова, созданная профессором Рахимой Абдувалиевой, которая работала вместе с писателем и занималась популяризацией его творчества в Германии на немецком языке.

Чингиз Айтматов был дважды женат. Второй его супругой стала выпускница ВГИКа Мария Айтматова. У писателя четверо детей — сыновья Санжар, Аскар и Эльдар, дочь Ширин. Аскар занимал пост министра иностранных дел Киргизии в 2002-2005 годах. Ширин — депутат парламента Киргизии . Эльдар — президент Международного фонда Чингиза Айтматова.