Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что мы узнаем о детстве обломова. Роль детства в жизни человека – аргументы ЕГЭ

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

День открытых дверей

Урок литературы

Тема:

«Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Дата проведения: 15.11.2014г.

Класс: 10 Б

Провела учитель

русского языка и литературы:

Беськаева Е.А.

Саранск – 2014г

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера главного героя; через изобразительные средства проследить формирование характера героя; уяснить роль символов; овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить роль образов-символов в главе.

Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

2. Развивающие:

Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

3. Воспитательные:

Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование:

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, схема, раздаточный материал, текст начала романа с нумерацией предложений

ХОД УРОКА

Учитель:

Сегодня мы побываем в «чудном крае, в благословенном уголке», куда нас перенесет сон Обломова.

Что сегодня мы обсудим на уроке?

( проследим становление Обломова, откуда взялись корни лени и апатии, поразмышляем о русском характере, о России и её судьбе.)

Итак, тема урока: «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова»). Для темы урока я выбрала высказывание французского писателя 19 века Антуана де Сент –Экзюпери.

Ребята, как вы думаете: высказывание раскрывает основную мысль 9 главы? Обоснуйте свою точку зрения.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Обломова «Кто я? Отчего я такой?» На эти вопросы попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова.

Учитель:

Для раскрытия характера своего героя автор выбирает мотив сна. Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

(Сообщение

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Учитель :

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Словарная работа:

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и, конечно, идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

( Основные черты идиллического мира:

-идеальный пейзаж

-единение человека и природы

-замкнутость пространства

-неопределённость времени

-мифический характер

-бессюжетность

-бесконфликтность.

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения - картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, мо рем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и гра дации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации -усилении впечатления чего-то безгра ничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступи лось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, нич тожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обло мовцы.

плана 9 главы.

1.Пейзаж Обломовки.

2. Описание времён года.

3.Природные явления.

4.Описание деревни.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

8. Овраг.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

10.Домашний быт.

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

13.Сказки.

14.Приметы.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

17. «Труд» (галерея, плетень).

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки.

Учитель: Итак, мы попадаем в «благословенный уголок»… (чтение начала главы учеником)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой , или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Учитель: Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

УЧИТЕЛЬ

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти - это излюбленные образы романти ческой литературы, связанные в романтизме с такими понятия ми, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06 ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою ли тературную позицию: отказ от романтизма как метода, изобра жающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкно венной жизни.

Учитель: И вот мы в Обломовке… Кем заселен «чудный край» в этом описании? (Крестьянами )

Какие детали крестьянского быта появились в тексте? (Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя. По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы)

Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического

Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве?

(Посторонний вторгся в их замкнутый мир, они испытывают страх.

чужой пришел, письмо,);

Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

В чем заключается волшебная сила? (сон)

Каков закон в этом мире (безделие);

Главная забота обломовцев? Найдите в тексте.

(кухня и еда), забота о пище, запасы)

Учитель:

Что было главным занятием обломовцев?

Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ пирога имеет символическое значение.

(Индивидуальное задание «За бота о пище был а первая и главнейшая забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»


В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель:

В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении - один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. Пирог - это «пир горой», рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства . Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ. От пирога исходят тепло и благоухание; пирог - центральный и наиболее архаический символ народной утопии. Обломовка - это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема. Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок-кусок громадного когда-то пирога. Само слово «пирог» созвучно слову «пир». Это празднич ное пиршественное блюдо. И действительно, «пир» - цент ральное событие каждого дня для обломовцев; они проводят свою жизнь не в трудах, считают труд наказанием, а в пирах, ибо их жизнь - гармо ния, где неразрывно слиты и телесное, и духовное начала.

Словарная работа :

Эдем - рай, место изобилия

Учитель:

Отметим особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»

Найдите описание течения времени в Обломовке.

« Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Учитель:

См ерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Чаще всего звучат слова «тишина, сон, покой». Создаётся картина неспешной, неторопливой, ленивой жизни. Время как бы замедляет своё течение. Автор передаёт радость от размеренной жизни, наслаждение ею. В атмосфере неги растёт маленький Илюша.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

(Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Учитель:

В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Когда Илюша убегал от няни, ему хотелось «попасть и в березняк, и на голубятню», и понаблюдать за насекомыми. Здесь проявляется любознательность, свойственная любому ребёнку.

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

Учитель:

Овраг – это незнакомое, опасное. Рассказ о чудище в овраге («там, говорят, и лешие, и разбойники. и страшные звери») передан автором комически. Сравнение «как в кратер вулкана» пугает Илюшу, для него это неведомый мир, и он вспоминает все суеверия, услышанные от взрослых.

Учитель:

Часть главы похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль?

(Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром.).

Какие любимые герои сказок у Обломова?

Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

Учитель:

Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте.

Ощупью жили бедные предки наши, наивно дивились всему. Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят. Сильна вера в чудесное в Обломовке.»

Учитель:

Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято. Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.)

Учитель:

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов. «Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте.

Учитель:

Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев. Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Умственным трудом никто себя не утруждал. На книгу смотрели как на вещь, предназначенную для развлечения.».Вот и « Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю . О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела.»

Гончаров прибегает к перифразе , чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:

Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения?

(Старики – да, но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:

Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?

(Штольц, получивший трудовое практическое воспитание).

Имело ли новое влияние успех?

(Нет. «Сегодня не поедешь- в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома»).

Есть ли в этом отрывке черты сказочности?

( Нет. Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

(Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки?

{ Обломов подсознательно жаждет деятельности).

Учитель:

Каково значении фамилии героя?

Обратим внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни. Фамилия тоже помогает раскрыть характер. Она имеет общий корень со старорусским словом «обло» - круг, колесо (отсюда, «облако», «область»). Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного движения.

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА. По мнению исследователей творчества Гончарова, обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватной жизни, это обломок Эдема как символа счастливой, изобильной, благодатной жизни. Это и обломок старого, патриархального уклада русской жизни, опоэтизированного Гончаровым. В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

Учитель:

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

Учитель:

Вернемся к теме урока «Все мы родом из детства». Актуальность звучания романа. « В каждом из нас сидит значительная часть Обломова». Действительно ли это так?

УЧЕНИК

Индивидуальное задание

Взгляд современного читателя на роман в целом и, в частности, на эпизод

Это только кажется, что лишь в благословенном угол ке земли, куда перенёс нас сон Обломова, "счастливы люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе грех". В действительности подобное счастье сон ного царства ("Точно ком теста, свернулся и лежишь") – тайная мечта не одного Обломова и не прерогатива лишь ушедшего в далёкую историю XIX века.

Если оглянуться вокруг, то без особых затрудне ний можно увидеть рядом с собой не одного, не сотню, не тысячу людей, у кого сказка смешалась с жизнью, и они бессознательно грустят: "зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка"; у кого сквозь века и поколения в сознании меч та погулять, "где нет забот и печалей"; у кого остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы; у кого не во сне, а наяву праздное воображение рису ет неведомую сторону, "где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют..."

"И поныне русский человек среди окружающей его стро гой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры" - это Гончаров пишет в «Обломове», надо полагать, о своём времени, а мы лишь повторяем за ним, отме чая то же самое уже в своём, XXI столетии.

Нет, кто что ни говори, а жизненная позиция, по которой идеал жизни - в покое и бездействии, не вчера сформи ровалась, не завтра умрёт. И лучшим подтверждением этой мысли в романе Гончарова служит эпизод с обрушением части галереи. Рождённый писателем два века тому на зад, он и поныне чуть не каждый день почти что в неизмен ном виде присутствует в телевизионных новостных пере дачах. И мы, как подлинные обломов цы, смотрим и ахаем, диву даёмся, ужасаемся и упрекаем друг друга, а иной раз так даже и сердимся. Ну, точь-в-точь как во сне Обломова, только у нас это всё наяву.

Сопоставим: обломовцы из романа Гончарова "другой жизни и не хотели, и не любили. Им было бы жаль, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызла бы тоска, если бы завтра не было бы похоже на сегодня, а послезавтра на завтра".

А теперь посмотрим вокруг себя и увидим, как уже совре менные обломовцы искренне недоумевают: "Зачем им раз нообразие, перемены, случайности, на которые напраши ваются другие? Пусть же другие и расхлёбывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. Пусть другие живут, как хотят". Роман Гончарова заставляет задуматься об активной жизненной позиции человека, его гражданственности.

В этом-то и заключается талант истинного читателя: в способности сегодня услышать в классическом произведении, написанном совсем в другое время, о других лю дях, мысли не только о прошлом, но прямо относящиеся к тебе и твоей жизни.

Иначе какой смысл был бы в нынешних спорах о характере и сути реформ Ивана Грозного, Петра I , Столыпина, Горбачёва и др. Этими реформаторами двигала мысль нарушить вечный праздник Обломовки, в которой «сбывают с плеч работу, как иго», изменить убеждение, что основное достоинство русского национального характера – мягкость, деликатность, снисхождение, позволяющие нарушить обычай, не подчиниться уставу.

Нынешним читателям и прежде всего юной её части самим придётся ответить на многие вопросы: «К ак надо жить, чтобы получить хоть каплю че ловеческой радости?

Всю жизнь валяться на диване, ничего не делая? Или исходить из того, что человек создан для дела, а не для лежания на родной русской печи?

Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?

Пребывать в счастливом состоянии "я ничего не знаю" и "...наше имя легион"? Или быть восприимчивым ко все му, что предлагают окружающие тебя мир и люди?»

Эти вопросы читаются в романе Ива на Гончарова «Обломов», написанном в 1858 году - пол тора столетия назад.

И каждый из нас должен сделать правильный вывод, прочитав роман.

Учитель:

Обобщим главу « Сон Обломова» и вернемся к эпиграфу урока. Сделаем вывод. Что такое Обломовка?

Обломовка – микромодель русской жизни вообще. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, подобные Илье Ильичу. НО другая сторона этого феномена – человек до конца своих дней остаётся ребёнком ( инфантилизм*) . Эдем становится началом гибели человека.

Словарная работа:

инфантилизм - ребячество, недоразвитость, ребячливость, детскость

Учитель:

Какие же черты характера развились у Ильи Ильича под влиянием жизненного уклада Обломовки? (ответы)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечнось

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

Учитель:

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. Через образ Обломова показан русский характер. Через Обломовку показана Россия. И горько сознаваться, что и судьба России.

Что же такое русская лень? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.

Сатирическим или ностальгическим является изображение Обломова, его родной деревни? И то, и другое. И.А Гончаров в очерке «На родине» признался: «Я писал свою жизнь».

Сегодня мы совершили с Обломовым виртуальное путешествие в его детство, рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нём много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, поэтичный, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. И в результате порядочный, неглупый человек превратился в пародию на человека, а имя его стало нарицательным.

А сегодняшняя беседа ценна для вас и как для будущих родителей. Обломов - пример того, как не надо воспитывать. Гончаров написал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом ». Помните: «Не надо бы другого образца, когда в глазах пример отца». Всё начинается с детства.

Домашнее задание.

1.письменно ответить на вопрос: «Каково значение фамилии главного героя?» , доказав одну из выбранных вами точек зрения:

а) Обло – округло (когда лежишь- оплываешь)

б)Обломов- человек, обломанный жизнью

в) от «обломка» - кусочек умершего патриархального уклада жизни).

2. Отобрать материал по теме «Ольга Ильинская и Обломов»

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.

Главный герой одноимённого романа Гончарова "Обломов" является личностью апатичной и очень ленивой. Причины этому, как показывает автор, кроются в далёком детстве Ильи Ильича.

Илюша рос резвым и пытливым малышом. Его взгляд завораживала природная красота Обломовки, животные вызывали интерес к наблюдению, а друзья к общению. Мальчику постоянно хотелось быть в движении. Но гиперопека со стороны родителей, постоянный надзор и всевозможные запреты стали барьером на пути у нарастающей активности. Илья начинает поддаваться внушениям и культивировать в себе тягу к безделью, неприязнь к труду и обучению.

Жизнь в Обломовке текла размеренно и спокойно. Все запреты и остережения относительно шаловливого Илюши положили начало для формирования инертной личности. Няня ни на шаг не отходила от своего опекаемого объекта и при малейшем ослушании сразу же уводила Илью домой. Это привело к полному безволию героя. Повзрослев, он уже ни к чему не испытывал нужды стремиться. Тотальный контроль привел к надлому естественного становления личности и Обломов стал таким, каким хотели его видеть родители. В этом образе не осталось ничего от активной и целеустремленной натуры. С детства ему доказывали, что труд - это наказание. Впоследствии Обломов уже не желает ничего делать и лёжа в постели находится в ожидании всего от слуги.

В детстве у Обломова был схожий с ним по характеру близкий друг Андрей Штольц. На примере совершенно разного воспитания, можно заметить, как меняются, их, когда-то одинаковые взгляды. С взрослением Обломов превращается в апатичного и добродушного лежебоку Илью Ильича, а Штольц в активного и бесчувственного Андрея Ивановича.

В сказках, которые в детстве Обломов слушал от няни, мир представал как что-то ужасное. И только Обломовка оказывалась самым тихим местом. Повзрослев Обломов постоянно предаётся мечтам о прежней жизни в Обломовке, вспоминает, как о нём заботились и оберегали. Но возврата нет и герой проводит дни в полном унынии.

Детство главного героя романа "Обломов" является основой к дальнейшей всей его жизни. Чтобы лучше понять психологию взрослого героя достаточно внимательно прочитать историю его детства. Литературное имя Обломов уже стало нарицательным в культуре русского народа. Гончарову в совершенстве удалось показать яркий пример бесхарактерного человека, который до сих пор интересен читателям.

Сочинение Детство и Юность Обломова

Главный персонаж произведения «Обломов» рос в усадьбе Обломовка. Это было великолепное и тихое место. Усадьба была любимым местом Обломова, он любил здесь находиться как в детстве, так и в юности. Ему нравилось здесь очень сильно, так как здесь царила атмосфера любви и заботы.

Обломов считался весьма почитаемым ребенком. Семья никогда не пропускала прием трапезы. Для них это было очень важно. После того, как семейство поело, все окунались в сон. Даже нянечки, которые были обязаны заботиться и охранять маленького Илью. Они непроизвольно закрывали глаза. Именно в такие минуты маленький ребенок был отдан сам себе.

Любимым занятием маленького Ильи было убегать из дома, прогуляться по галерее, гулять по роще. Мать Ильи очень сильно оберегала ребенка. Она ему не разрешала даже погулять во дворе. Мальчик наблюдал за старшими людьми. Смотрел, что они делают. Он все это запоминал и учился на этом.

В совсем юному возрасте, когда мальчику было двенадцать лет, семья отдала его на подготовку Штольцу. Никто из семьи Обломова не понимал всю значимость знаний. Они ждали лишь диплома. Родители Ильи очень жалели его и всегда хотели, чтобы он жил с ними.

Обломов отличался от других тем, что был слишком мечтательным и впечатлительным. Главный герой очень много мечтал о своем будущем, о том, что будет дальше, о том, как сложиться его дальнейшая судьба. Молодой человек никак не хотел осознавать то, что это лишь иллюзии и нужно жить реальностью. Он думал, что все истории, которые ему рассказывали нянечки по детству – чистая правда.

Друзей у героя было немного. Единственным другом являлся сын его учителя. Андрей с самых ранних лет был целеустремлённым мальчиком, твёрдым по характеру. Именно его друг Андрей был полностью противоположен Обломову. Штольц очень хотел мотивировать Обломова. Молодой человек хотел, чтобы Илья продолжал обучение и не опускал руки. Однако дома Илье нравилось больше, и он не хотел ничего менять. Пусть и мнения о жизни, мировоззрение молодых людей и были абсолютно разные, они продолжали хорошо общаться.

Тайна нрава, повадок Ильи скрывается в его раннем возрасте. Обломов обладал огромным потенциалом, но, к сожалению, его не смогли вовремя раскрыть. Это и сказалось на характере Ильи. Он стал ленивым и боязливым.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Без вести пропавший Горского

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

Большую часть своей жизни главный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» проводит на диване. Он не устал и не болен, лежание - его нормальное состояние. Обломов не видит смысла вставать, деловая или светская жизнь его не привлекают, он жалеет знакомых, захваченных ежедневной суетой. Обломов умен, добр, благороден, но есть в его душе темная сторона, которую сам герой называет «обломовщина» . В это понятие входят непобедимая лень, апатия, безволие, обжорство, пустое мечтательство, избалованность. Истоки «обломовщины» Гончаров видит в воспитании героя. Писатель вводит отдельную главу, в которой рассказывает о детстве Обломова. Гончаров использует прием сна: задремавший Обломов словно возвращается в детство. Попробуем проанализировать эту главу и выяснить, как формировался характер Обломова. Гончаров рисует развернутый пейзаж «чудного края» , в котором вырос главный герой. Автор с любовью описывает глубинную Россию. Здесь «нет ничего грандиозного» , все элементы пейзажа обладают мягкими и спокойными очертаниями. Природа словно смиряет в «благословенном уголке» свою стихийную силу, климат ровный, смена времен года происходит «правильно и невозмутимо» . На фоне идиллической природы нет места человеческой суете и страстям: «Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную сну подобную смерть» . Гончаров изображает размеренный быт помещичьей усадьбы, в которой вырос Обломов. Детство героя прошло во времена крепостного права, но автор сознательно избегает любого упоминания об ужасах крепостничества. В Обломовке все: и помещики, и крестьяне - живут в довольстве и покое. Время здесь словно замерло. Даже умирают в Обломовке редко: «В последние пять лет из нескольких сот душ не умер никто... » Наиболее распространенным «преступлением» является кража гороху, моркови и репы по огородам. Обитатели Обломовки знают друг друга и боятся чужаков. В барском доме происходит переполох, когда один из мужиков вдруг привозит из города письмо. Лишь на четвертый день его со страхом распечатывают и с облегчением узнают, что знакомый помещик просит прислать ему рецепт варки пива. Обломовцы верят приметам и часто ждут беды после дурного знака. Главной заботой обитателей Обломовки является пища. От голода никто не страдает, но о еде думают постоянно. Деревенское изобилие заставляет помещиков ежедневно совершать «нелегкий» выбор пищи: «Об обеде совещались целыми домом.. . Всякий предлагал свое блюдо.. . » После обеда в усадьбе воцарялся всеобщий сон, «истинное подобие смерти» . В таком «сонном государстве» и вырастает Обломов. Стоит ли удивляться, что он превратился в бесполезного лежебоку? Детство Обломова прошло в атмосфере беспечности и безделья. Родители и многочисленные няньки сверх всякой меры опекали и баловали ребенка. Взрослые волновались лишь о том, чтобы дитя было здорово и сыто. Им в голову не приходило, что Обломов вырастет неприспособленным к жизни. Вековой помещичий уклад не требовал от барина практических навыков: ведь все всегда делалось за него. Обломов рано начал жить созерцательной жизнью. Он видел, что безделье - обычное состояние взрослых, и сам привыкал ничего не делать. Природная детская живость находила себе выход в игре воображения. Обломов «страстно впивался» в нянины сказки, а после давал волю собственным фантазиям. Все это привело к тому, что взрослый Обломов превратился в мечтателя: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка» . От раннего детства Гончаров переходит к школьным годам Обломова и замечает, что, может быть, «Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлева» . Но пансион, где учился Обломов, находился рядом с родительской деревней, и Илюшу постоянно забирали домой, чтобы дитя не перетруждалось. Кроме того, сын немца-учителя, Андрей Штольц, частенько выполнял задания за Обломова и продолжал помогать школьному другу во взрослой жизни


В произведении «Обломов» Гончаров коснется темы распространенных пороков, присущих обществу в любой эпохе: лень, равнодушие, нежелание менять судьбу в лучшую сторону.

Автор детально описывает детство Обломова, чтобы читатель смог разобраться в причинах, повлиявших на формирование его безвольного характера. Нерешительность сделала его неудачником. Писатель наводит на мысль, что подобное поведение не приведет к счастливой и насыщенной жизни.

Опека родных

Илья Ильич Обломов провел беззаботное детство в деревне Обломовка. В родовом имении он проживал не только с матушкой и отцом. Кроме слуг там жили многие родственники.

«Он хорошенький, полненький. Такие кругленькие щечки».

Был единственным ребенком в семье. Домочадцы закармливали мальчугана всевозможными сладостями.

«Вся свита дома подхватывала Илюшку на руки, начинала осыпать похвалою и ласкою. Он едва успевал вытирать следы от непрошеных поцелуев».

Не успел младшенький Обломов проснуться, как к нему неслась няня, чтобы помочь встать и одеться. Далее к любимому сыночку из соседней комнаты торопилась мама. Женщина одаривала мальчика нежностью, чрезмерной заботой.

«Она осматривала его жадным взглядом, проверяла, не мутные ли глаза, интересовалась, не болит ли что».

Паренек понимал, что все его прихоти моментально выполнялись. Он превращался в такого же ленивого, равнодушного ко всяческим проявлениям жизни человека, как и окружающие. Если он и пытался делать что-то самостоятельно, то близкие подавляли все его стремления.

«Только захочет чего-нибудь Илья, только мигнет - уж трое-четверо лакеев бросаются исполнять его желания».

Его превращали в экзотическое растение, медленно растущее в теплице.

«Всяческие проявления деятельности и силы обращались внутрь и увядали».

Иногда на мальчика находило непреодолимое желание сбежать из дому, лишиться опеки каждого из домочадцев. Стоило ему спуститься по лестнице, или выбежать во двор, как несколько человек уже спешили вслед за ним с криками и запретами.

Резвость и любознательность

Маленький Илья рос подвижным ребенком. Когда он видел, что взрослые заняты, то вмиг пытался спрятаться от их заботы.

«Ему страсть как хотелось взбежать на окружавшую дом галерею, чтобы посмотреть с высоты на речку».

Его догоняли, а он вновь старался ускользнуть на голубятню, в овраг, или в березовый лес, где могли водиться лешие и оборотни. Так рассказывала нянька. Бывало, что она целый день проводила в суматохе и беготне за своим воспитанником.

Обломов рос любознательным.

«Присмиреет, сядет возле няни, смотрит на все так пристально. Наблюдает за всеми совершающимися перед ним явлениями».

Он спрашивает у нее, почему есть свет и темнота, замечает, что от запряженной в поводья лошади на земле образуется тень, сравнивает размеры, понимая, что бочка во много раз больше лакея, везущего ее на телеге.

Выйдя гулять за пределы двора, пока гувернантка прячется в холодке, малыш пристально наблюдает за жуками, ловит стрекоз, садит их на соломинку. Прыгнет в канаву, начнет очищать корешки, есть их вместо сладких яблок.

«Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользнет от внимания ребенка. В душу врезается картина домашнего быта, напитывает детский ум примерами, бессознательно накладывает программу судьбы ребенка на жизнь, его окружающей».


Привычки родителей и близких, сформировавших характер маленького Ильи.

В поместье Обломовых считали, что ремесло вовсе не облагораживает человека.

«Родственники Ильи сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли».

Отец мальчика предпочитал только наблюдать за слугами и родственниками, спрашивать у них об их занятиях, раздавать указания. Мать могла часами разговаривать с лакеями, жильцами дома. Любила бывать в саду, рассматривать, как наливаются плоды.

«Главною заботою семейства была кухня и обед».

Все собирались вместе, бурно обсуждали приготовление блюд. После этого следовал отдых. «В доме воцаряется тишина. Наступает час послеобеденного сна». Подобное состояние овладевало каждым. Со всех уголков дома было слышно сопение и храп.

«Илюша все наблюдал.

Редко кто поднимет голову, глянет бессмысленно, с удивлением перевернется на другой бок, плюнет спросонья, почавкав губами, опять заснет». В это время взрослых совершенно не заботило то, что маленький Илья мог остаться совершенно без присмотра.

Родственники его всегда пребывали в беззаботном настроении, они не стремились к улучшению быта, а радовались тому, что им послано. Их жизнь проплывала тихою рекою. Если в доме что-то выходило из строя, рушилось, то редко когда поломку устраняли. Людям было легче вести разговоры о крестинах, свадьбах, поверьях связанных с ними. Они обсуждали всевозможные рецепты, ходили в гости, играли в карты. Такой образ жизни близких оставил неизгладимый след на формировании характера и привычек юного Обломова. Постепенно, по мере взросления мальчика, всеобщая лень овладела и им.

Образование

Родители считали, что обучение грамоте это весьма изнуряющее и ненужное занятие. Им хотелось, чтобы их сын получил аттестат как можно быстрее, не прикладывая к этому особых усилий. В тринадцать лет «отец и мать усадили баловника за книги». Это стоило им слез, капризов и воплей. Его отправили в поселок Верхлево, в пансион.

Сын не обладал особым рвением к учебе. Когда приезжал домой, пытался под любым предлогом остаться в имении как можно дольше.