Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Что любят и что презирают обитатели ночлежки. Сочинение «Образы ночлежников в пьесе А. М. Горького «На дне

1. Конфликт драмы «На дне»..
2. «Во что веришь — то и есть».
3. Вера в человека — выражение авторской позиции.

Превосходная должность — быть на земле человеком!
М. Горький

Пьеса М. Горького «На дне»— это социально-философская драма. Она появилась в печати и на сцене накануне первой русской революции. В этом произведении нашли свое отражение противоречия русской жизни. Место действия пьесы — ночлежный дом Костылевых. Почти все герои пьесы — обитатели ночлежки. Разными путями попали они сюда, вывод один — обратного хода нет. Их отвергло общество, они никому не нужны. Настоящее их ужасно, а будущего у них нет. Все только в прошлом. Здесь и бывший актер, и бывший барон, и бывший слесарь. Их имена больше напоминают клички, прозвища: Пепел, Клещ, Актер, Барон, Татарин. Ночлежка как тюрьма, из нее не выбраться. Даже песня, которую поют ночлежники, звучит трагично и зловеще — «Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно...».

Грубая и суровая жизнь в ночлежном доме. Законы выживания царят здесь. Нет места жалости, состраданию. Никто не реагирует на муки Анны, кото-» рая умирает от чахотки, даже ее муж Клещ. Если человек не может работать, здесь он становится обузой. Свою черствость души Клещ оправдывает тем, что хочет уйти из ночлежки, покинуть «дно», но для этого он должен искать работу. Больная Анна отнимает и время, и деньги, ведь их надо тратить на ее содержание. Клещ свысока относится ко всем обитателям ночлежки, называя себя «рабочим человеком», он считает их «пропащими людьми», потому что они живут без цели, без смысла. Он говорит, что уйдет от них, когда умрет Анна. Но со смертью жены он продает свои инструменты, чтобы похоронить ее, и утрачивает последнюю надежду стать полноправным членом общества. Клещу противопоставлен Васька Пепел. Это вор, который живет лучше Клеща, так как «ему деньги легко достаются». Пепел недолюбливает Клеща за то, . что тот гордый, злой. Клещ заявляет: «Ежели людей по работе ценить... тогда лошадь лучше всякого человека... Возит и молчит!». На слова Клеща о том, что ему противны люди без совести и чести, Пепел говорит, что совесть и честь нужны тем, у кого сила и власть. Пепел считает себя вольным человеком. Он крутит роман с Василисой, женой хозяина ночлежки. Но Васька способен проявить широту своей души. Он дает в долг деньги Актеру, хотя знает, что Актер не вернет ему долг. Пепел способен полюбить Наташу, сестру Василисы. Он предлагает ей уехать вместе и изменить жизнь. Но ему не удается осуществить свои планы. Все закончилось убийством Костылева, которое подстроила Василиса, и судом.

Невыносима и беспросветна жизнь в ночлежке. Каждый из обитателей «дна», ищет для себя отдушину, чтобы хоть на время забыть о своем безрадостном существовании. Актер и картузник Бубнов пьянствуют, проститутка Настя читает сентиментальные романы и фантазирует о настоящей любви, умирающая Анна мечтает о спокойной загробной жизни. Все это прекрасно понимает странник Лука. Он внезапно появился в ночлежке и так неожиданно исчез. Он жалеет людей, успокаивает их. Лука утешает Анну, говорит ее о светлой райской жизни, Настю убеждает, что она найдет свою настоящую и чистую любовь. Спившемуся Актеру рассказывает о том, что есть специальные бесплатные лечебницы для алкоголиков, и там его вылечат, и он обязательно будет еще играть на сцене. Но постепенно Горький обнажает пагубность этого самообмана для слабохарактерных людей, не случайно Актер читает вслух стихи П. Ж. Беранже, которые пришли ему на память:

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Лука дает понять, что может произойти с человеком, если у него отнимут надежду. Он рассказывает притчу о праведной земле. Один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Он жил очень плохо, но не унывал, он мечтал уйти в эту праведную землю. А жил он в Сибири, там познакомился со ссыльным ученым. Он попросил показать ученого на карте, где она, эта земля. Но на карте ее не было, да и быть не могло. Человек от злости и обиды даже побил ученого, а потом ушел и повесился. Актер повторяет судьбу этого человека. Он узнал, что нет таких бесплатных лечебниц для больных алкоголизмом, и от отчаяния повесился. Мы понимаем, что Лука отдает себе отчет в том, что уход в мир иллюзий — это страшно, потому что возвращение в реальность будет болезненным и страшным. Главный вопрос, который пытается разрешить в этой пьесе драматург, — это вопрос, что же лучше: красивая ложь или страшная правда.

Автор дает нам ответ на поставленный им самим вопрос. Изменить свою жизнь в лучшую сторону может только сильный духом человек. Ложью спасаются только слабые люди, потому что они не могут принять свободу выбора. М Горький вкладывает свои мысли о человеке в уста бывшего телеграфиста Сатина, который попал когда-то в тюрьму из-за того, что посмел заступиться за сестру. После ухода Луки Клещ вспоминает, что старик не любил правды. Но Сатин вступает в спор и говорит, что Лука шарлатаном не был и знал всю правду: «Человек — вот правда! Он это понимал... Вы — нет! Он врал... но — это из жалости к вам... Есть ложь утешительная, ложь примиряющая... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. А кто сам себе хозяин... кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Чтобы утешить себя, человек хотеть услышать ложь, боится жизни, боится сделать выбор. Писатель нам говорит, что если человек не готов к тому, чтобы двигаться по выбранному сложному жизненному пути, то ему нужна ложь «во спасение». Горький словами Сатина утверждает мысль, что ложь может унизить только тех, кто силен духом, для кого слово «человек» «звучит гордо». А для слабых духовно, кто не борется за право называться человеком, необходимы самообман, жалость, ложь и сострадание.

В драме «На дне» М. Горький показал нам некую модель общества, где находятся люди, попавшие на самое «дно» жизни. Каждый из них по-разному переживает свое положение и свое будущее. Писатель стремился найти выход из тупиковой ситуации, пытался провозгласить идею свободного выбора человеком своего будущего. Проблемы, поднятые автором пьесы «На дне», носят общечеловеческий характер. Самое главное — это верить в себя, в свои силы. Активное, жизнеутверждающее начало заключено в самом человеке. И только движение по пути может привести к счастливой жизни. Пьеса «На дне» показала сложный этап в судьбе самого писателя. Герои пьесы демонстрируют противоречивость мятежной натуры и самого М. Горького. Главные проблемы, которые решал драматург на страницах этого произведения — проблемы духовной отчужденности людей, реального и иллюзорного преодоления кошмарного положения вещей, утопических мыслей и пробуждения души. Но самая главная мысль этой пьесы — вера писателя в Человека.

Пьеса «На дне» – итог двадцатилетних наблюдений А. М. Горького над миром «бывших людей». Самому писателю было всего десять лет, когда ему пришлось отправиться «в люди». Он наблюдал жизнь самого «дна» общества, а когда начал писать, в его произведениях нашли отражение эти детские и юношеские впечатления. Вначале М. Горький даже идеализировал бездомных бродяг, потому что ему казалось, что эти люди, лишенные собственности, отличаются от обычных обывателей. Они не жадны, не копят денег, а потому свободны. Позже, в пьесе «На дне», написанной в 1902 году, М. Горький отказался от какой бы то ни было идеализации и романтизации мира «бывших людей».

В пьесе «На дне» изображена ночлежка Костылева, в которой обитают люди, лишенные всего. У многих из них не осталось даже имени, и они известны по кличкам: Актер, Клещ, Татарин, Барон. Обитатели «дна» – это выходцы из самых разных сословий тогдашней России. Барон – бывший аристократ, Бубнов – ремесленник, Сатин – интеллигент, бывший служащий на телеграфе. Есть в пьесе и те, кто не знал другой жизни. Это Настя и «вор, воров сын» Васька Пепел.

Известно, что официальная пропаганда оправдывала существование «дна». Считалось, что на «дно» люди попадают вследствие своих пороков, обитатели ночлежек – это естественные отбросы человеческого общества. М. Горький же показывает, что эти люди даже в нечеловеческих условиях сохранили «жемчужины нравственных качеств». Добр, мягок, отзывчив Актер, трудолюбив Клещ, мечтающий честным трудом вырваться со «дна». А сколько богатырской силы и благородства у потомственного вора Васьки Пепла! Нищая, голодная Настя мечтает не о сытости и благополучии, а о жертвенной, чистой и бескорыстной любви. И у читателя создается впечатление, что не сами люди виноваты в своем падении. При других обстоятельствах они могkи бы стать достойными членами общества. Судьбы людей «дна», как их описывает М. Горький, это обвинение социальному устройству России того времени.

Рисуя образы ночлежников, М. Горький не только отвечает на вопрос: «Кто виноват?». Он ставит и решает еще более существенный вопрос: «Что делать?». Что поможет человеку обрести достойную жизнь? По-разному отвечают на этот вопрос главные персонажи пьесы – Лука и Сатин.

Лука – странник, старый человек, который появляется в пьесе не сразу. Зритель и читатель уже заглянули на «дно» жизни и ужаснулись человеческому страданию. И вот появляется Лука, который умеет для каждого найти ласковые, утешительные слова, примиряющие человека с действительностью. Актеру он рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут ему помочь; Анну он уговаривает потерпеть и не бояться смерти, потому что потом «муки не будет». Он защищает Настю, когда говорит, что верит ее рассказам о «роковой любви». Ваське Пеплу он советует ехать в Сибирь на «вольные земли». И несчастные люди потянулись к Луке. Даже Васька Пепел, который не очень-то поверил рассказам Луки, говорит: «Ври, ничего… Мало, брат, приятного на свете…»

Дальнейшие события пьесы показывают, что утешительная ложь Луки, хотя и смягчила нравы в ночлежке, по-настоящему никому помочь не смогла. Судьба ночлежников поистине трагична: повесился Актер, умерла Анна, еще тяжелее, чем прежде, Насте, которой больше никто не верит; Васька Пепел, скорее всего, попадет в Сибирь, только не на «вольные земли», а на каторгу.

А сам Лука исчезает в самый решительный момент, когда людям нельзя помочь словами, а нужны только реальные дела.

Хотя многие сюжетные линии пьесы исчерпываются в третьем акте, М. Горький пишет и четвертый акт, который, как показала многолетняя практика постановки пьесы на многих сценах мира, воспринимается как самый важный. Когда- то даже А. П. Чехов усомнился в сценичности этого акта. Но зрительское напряжение всегда достигало кульминации именно в четвертом акте, где не происходит никаких событий, но где Сатин произносит свои знаменитые монологи о правде и лжи.

Сатин вовсе не положительный герой пьесы, да такого, наверно, и не могло быть в пьесе о босяках. Но Сатин, сохранивший многие хорошие человеческие качества, стал выразителем идей М. Горького в этой пьесе. Примечательна биография Сатина, который «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая честь сестры, а после тюрьмы ему «нет ходу». И этот много переживший в жизни человек утверждает, что людям не нужна ложь. «Ложь – религия рабов и хозяев», одним она помогает оправдать свое господство, а другим – примириться с бесправием и угнетением. Но тому, кто свободен и «не жрет чужого», ложь не нужна. «Правда – бог свободного человека!». Не нужно унижать человека ложью, человек всегда должен знать истинное положение дел. Только тогда он сможет победить обстоятельства. Это философское содержание пьесы, особенно отчетливо выраженное в последнем акте, и было особенно дорого зрителю и читателю.

Пьеса М. Горького «На дне» была написана накануне первой русской революции, и в те тревожные дни она утверждала красоту и величие свободного человека. «Человек – это звучит гордо!». Это была пьеса-буревестник, которая предвещала бурю и бурю звала.

Поэма «Василий Теркин» имеет подзаголовок – «Книга про бойца». И действительно, А.Твардовский пишет о рядовом армии, о том, кто стоит на самой нижней ступени армейской иерархии, кто несет главные т...

Роман «Поднятая целина» М. А. Шолохов начал писать по горячим следам событий – тогда, когда партия приняла решение о сплошной коллективизации и в село было направлено 25 тысяч рабочих, которые должны...

Сочинение по литературе.

Пьеса Горького «На дне», написанная в тысяча девятьсот втором году, принадлежит к новому для того времени типу социальной драмы. Её герои – обитатели ночлежки, люди, выброшенные на дно жизни.

«Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно», – поют ночлежники. Ночлежка действительно напоминает тюрьму. В подвале, «похожем на пещеру», оказались представители различных слоёв общества, но участь у всех одна. Никто из них не может выбраться отсюда. И даже здесь, на дне, продолжается власть «хозяев жизни», представленных зловещими фигурами содержателей ночлежки – старика Костылёва и его жены Василисы.

Герои пьесы мало говорят о том, как жили раньше. Но даже в немногих словах раскрываются их судьбы. «Не помню, когда я сыта была... Всю жизнь в отрепьях ходила», говорит Анна. «Скорняк был... своё заведение имел», – рассказывает о себе Бубнов. «Я – сызмальства вор», – признаётся Пепел. «Образованным человеком» считался бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин. Осталась в прошлом обеспеченная жизнь Барона, творческая работа Актёра.

Горький – знаток языка многих сословий, отлично владеет искусством описания диалога. У каждого ночлежника речь имеет характерные особенности. Сатин любит иностранные и замысловатые слова, его язык меток и выразителен. Барон, помнящий о своём благородном происхождении, высокомерно разговаривает с Лукой. Речь Костылёва насыщена нарочито-ласковыми словами: «полтинничек», «маслице», «лампадка».

Чётко выраженный сюжет в пьесе отсутствует, и движущей силой становится противостояние общественных и философских воззрений персонажей. Между героями пьесы нередко возникают горячие споры.

Обитатели ночлежки отвергают многие общепринятые истины. «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть», – отвечает на укор Клеща Пепел. «На что совесть? Я – не богатый», – подтверждает Бубнов. Когда Клещ отмечает, что «ворам деньги легко достаются... они не работают», Сатин парирует: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна... Когда труд – обязанность, жизнь – рабство».

Ночлежники много говорят о лжи и правде. «Вали всю правду, как она есть!» – считает Бубнов. Его слова приводят в бешенство Клеща: «За что мне – правду? Будь она проклята!» Настя уходит от жестокой реальности в иллюзорный мир выдуманной любви, выдавая фантазии за действительность.

На самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах возникает спор о человеке. Здесь на первый план выходят Лука и Сатин. Лука – беспаспортный бродяга, умный и обладающий громадным опытом. Он пытается успокоить и ободрить человека, утешая его ложью. Гуманизм Луки – сострадательный, Лука призывает жалеть человека, но не борется за изменение его судьбы. Сатин, напротив, уверен, что следует не примирять человека с тяжёлой действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку. Утешительную ложь Луки он называет «религией рабов и хозяев». «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!» – говорит о Человеке Сатин.

В последнем акте пьесы становится видна беспросветность жизни ночлежников. Васька Пепел посажен в тюрьму за убийство Костылёва. «Утешитель» Лука исчез, и Актёр, не выдержавший разоблачения лжи «во спасение», повесился. Похороны Анны «съели» инструмент Клеща, слесарь превратился в безработного обитателя трущобы.

Неприглядные картины, подобные тем, что изображены в пьесе Горького, можно встретить и более чем столетие спустя, в наши дни. Ничуть не устарели и образы героев пьесы, взятые драматургом век назад из современной ему действительности. Полные жизненной правды, эти образы ещё долго будут привлекать к произведению внимание читателей.

Драма "На дне" является этапным произведением в творческой биографии Горького. Описание героев будет представлено в этой статье.

Произведение это было написано в переломное время для страны. В России в 90-х годах XIX века разразился серьезный Массы обнищавших, разорившихся крестьян после каждого неурожая уходили в поисках заработка из деревень. Закрывались заводы и фабрики. Без средств к существованию и крова оказались тысячи людей. Это привело к тому, что появилось большое число "босяков", опустившихся на дно жизни.

Кто жил в ночлежках?

Предприимчивые владельцы трущоб, пользуясь тем, что люди оказались в безвыходном положении, нашли, как извлечь из зловонных подвалов пользу. Они превратили их в ночлежки, в которых жили нищие, безработные, воры, бродяги и другие представители "дна". Это произведение было написано в 1902 году. Герои пьесы "На дне" - именно такие люди.

Максима Горького на протяжении всего творческого пути интересовала личность, человек, тайны его Чувства и мысли, мечты и надежды, слабость и сила - это все находит отражение в произведении. Герои пьесы "На дне" - люди, жившие в начале XX века, когда рушился старый мир, и возникала новая жизнь. Однако они от остальных отличаются тем, что отвержены обществом. Это люди "дна", изгои. Неприглядно и страшно место, в котором живут Васька Пепел, Бубнов, Актер, Сатин и другие. По описанию Горького, это подвал, похожий на пещеру. Потолок его - каменные своды с обвалившейся штукатуркой, закопченные. Почему же "на дне" жизни оказались обитатели ночлежки, что их сюда привело?

Герои пьесы "На дне": таблица

герой как оказался на "дне" характеристика героя мечты
Бубнов

Владел в прошлом красильной мастерской. Однако уйти его заставили обстоятельства. Жена Бубнова сошлась с мастером.

Считает, что человек не в силах изменить судьбу. Поэтому Бубнов лишь плывет по течению. Проявляет часто скептицизм, жестокость, отсутствие положительных качеств.

Трудно определить, учитывая негативное отношение ко всему миру этого героя.

Настя

Жизнь заставила эту героиню стать проституткой. А это и есть социальное дно.

Романтичная и мечтательная особа, живущая любовными романами.

Мечтает долгое время о чистой и большой любви, продолжая заниматься своей профессией.

Барон

Был в прошлом настоящим бароном, но утратил богатство.

Насмешки обитателей ночлежки не воспринимает, продолжая жить прошлым.

Хочет вернуть свое прежнее положение, вновь став состоятельным человеком.

Алешка

Веселый и вечно пьяный сапожник, не пытавшийся никогда подняться со дна, куда его привела легкомысленность.

Как сам говорит, ничего не хочет. О себе сообщает, что он "хороший" и "веселый".

Всем всегда доволен, сложно сказать о его нуждах. Мечтает, скорее всего, о "теплом ветерке" и "вечном солнце".

Васька Пепел

Это потомственный вор, сидевший дважды в тюрьме.

Слабохарактерный, влюбленный человек.

Мечтает уехать в Сибирь с Натальей и стать добропорядочным гражданином, начав новую жизнь.

Актер

Опустился на дно из-за пьянства.

Цитирует часто

Мечтает найти работу, вылечиться от алкоголизма и выбраться из ночлежки.

Лука Это загадочный странник. О нем известно не много. Учит сочувствию, доброте, утешает героев, направляет их. Мечтает помочь всем нуждающимся.
Сатин Убил человека, в результате чего попал на 5 лет в тюрьму. Считает, что человеку необходимо не утешение, а уважение. Мечтает донести до людей свою философию.

Что погубило жизни этих людей?

Пристрастие к алкоголю погубило Актера. По его собственному признанию, раньше у него была хорошая память. Сейчас Актер считает, что все для него кончено. Васька Пепел - представитель "воровской династии". Этому герою не оставалось ничего другого, как продолжить отцовское дело. Он говорит, что даже когда был маленьким, уже тогда его звали вором. Бывший скорняк Бубнов мастерскую оставил из-за измены жены, а также из страха перед любовником своей супруги. Он разорился, после чего отправился служить в одну "казенную палату", в которой совершил растрату. Одна из наиболее колоритных фигур в произведении - это Сатин. Он в прошлом был телеграфистом, а в тюрьму попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.

Кого винят обитатели ночлежки?

Практически все герои пьесы "На дне" склонны винить в теперешней ситуации не себя, а жизненные обстоятельства. Возможно, если бы они сложились иначе, ничего существенно бы не изменилось, и все равно ночлежников постигла бы эта же участь. Фраза, которую произнес Бубнов, подтверждает это. Он признался, что на самом деле пропил мастерскую.

Видимо, причиной падения всех этих людей является отсутствие у них нравственного стержня, который составляет личность человека. Можно привести слова Актера в качестве примера: "А почему погиб? Веры у меня не было..."

Существовал ли шанс жить другой жизнью?

Создавая образы героев пьесы "На дне", автор предоставил каждому из них возможность жить другой жизнью. То есть выбор у них был. Однако у каждого первое испытание закончилось крахом жизни. Барон, например, мог свои дела поправить не с помощью кражи казенных средств, а вкладывая деньги в выгодные дела, имеющиеся у него.

Сатин проучить обидчика мог бы другим способом. Что касается Васьки Пепла, неужели на земле нашлось бы мало мест, где о нем самом и о его прошлом никто бы ничего не знал? То же самое можно сказать о многих обитателях ночлежки. Будущего у них нет, но в прошлом у них имелся шанс сюда не попасть. Однако герои пьесы "На дне" не воспользовались им.

Чем утешают себя герои?

Им остается теперь лишь жить несбыточными надеждами и иллюзиями. Барон, Бубнов и Актер живут Мечтами о настоящей любви тешится проститутка Настя. При этом характеристика героев пьесы "На дне" дополняется тем, что эти люди, отвергнутые обществом, униженные, ведут бесконечные споры о нравственных и духовных проблемах. Хотя логичнее было бы рассуждать о поскольку они живут впроголодь. Авторская характеристика героев пьесы "На дне" говорит о том, что их занимают такие вопросы, как свобода, правда, равенство, труд, любовь, счастье, закон, талант, честность, гордость, сострадание, совесть, жалость, терпение, смерть, покой и многое другое. Волнует их также еще более важная проблема. Они рассуждают о том, что такое человек, зачем он рождается, в чем состоит истинный смысл бытия. Философами ночлежки можно назвать Луку, Сатина, Бубнова.

За исключением Бубнова, все герои произведения "ночлежный" образ жизни отвергают. Они надеются на удачный поворот фортуны, который их со "дна" вынесет на поверхность. Клещ, например, говорит о том, что он работает с малых лет (этот герой -слесарь), поэтому выберется отсюда непременно. "Вот, погоди... умрет жена..." -говорит он. Актер, этот хронический пьяница, надеется найти роскошную лечебницу, в которой чудесным образом к нему вернутся здоровье, сила, талант, память и аплодисменты зрителей. Анна, несчастная страдалица, мечтает о блаженстве и покое в которой ей воздастся, наконец, за муки и терпение. Васька Пепел, этот отчаянный герой, убивает Костылева, хозяина ночлежки, поскольку считает последнего воплощением зла. Мечта его - уехать в Сибирь, где он начнет вместе с любимой девушкой новую жизнь.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг "еще немножко... пожить". Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот "сказки говорит" приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Мнение Сатина

Искренней жалости к обитателям ночлежки полон Лука, однако не может ничего изменить, помочь людям зажить другой жизнью. В своем монологе Сатин отвергает такое отношение, поскольку считает его унизительным, предполагающим несостоятельность и убогость тех, на кого направлена эта жалость. Главные герои пьесы "На дне" Сатин и Лука выражают противоположные мнения. Сатин говорит о том, что необходимо уважать человека и не унижать его жалостью. В этих словах, вероятно, выражается позиция автора: "Человек!.. Это звучит... гордо!"

Дальнейшая судьба героев

Что же станет в дальнейшем со всеми этими людьми, смогут ли что-то изменить герои пьесы "На дне" Горького? Нетрудно представить их дальнейшую судьбу. Например, Клещ. Он пытается в начале произведения выбраться со "дна". Он думает, что когда его жена умрет, все изменится волшебным образом к лучшему. Однако после смерти супруги Клещ остается без инструментов и денег и мрачно поет вместе с другими: "Я и так не убегу". На самом деле, он не убежит, как и другие обитатели ночлежки.

В чем заключается спасение?

Существуют ли вообще пути спасения со "дна", и каковы они? Решительный выход, возможно, намечается из этого непростого положения в речи Сатина, когда он говорит о правде. Он считает, что назначение сильного человека - искоренять зло, а не утешать страдающих, подобно Луке. Это одно из наиболее твердых убеждений самого Максима Горького. "Со дна" могут подняться люди, лишь научившись себя уважать, обретя чувство собственного достоинства. Тогда они смогут носить гордое звание Человека. Его еще нужно заслужить, по мнению Горького.

Заявляя о своей вере в творческие силы, способности и разум свободного человека, Максим Горький утверждал идеи гуманизма. Автор понимал, что в устах Сатина, спившегося босяка, слова о свободном и гордом человеке звучат искусственно. Однако они в пьесе должны были звучать, выражая идеалы самого писателя. Эту речь некому было сказать, кроме Сатина.

Горький в произведении опроверг главные принципы идеализма. Это идеи смирения, всепрощения, непротивления. Он дал понять, за какими убеждениями будущее. Это доказывают судьбы героев пьесы "На дне". Верой в человека проникнуто все произведение.