Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Братья гонкур. Гонкуры Французские писатели братья эдмон и жюль

ИЗБРАННЫЕ СТРАНИЦЫ

В Д В У Х Т О М А Х

Перевод с французского

ТОМ I

И З Д А Т Е Л Ь С Т В О

« Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н А Я Л И Т Е Р А Т У Р А »

М О С К В А 1 9 6 4

Edmond et Jules de Goncourt

MÉMOIRES DE LA VIE LITTERAIRE

Составление и комментарий

С. Л е й б о в и ч

Вступительная статья В. Ш о р а

Редактор перевода В. Д ы н н и к

Оформление художника

А. Лепятского

Эдмонд и Жюль Гонкуры

Литография Гаварни

БРАТЬЯ ГОНКУРЫ И ИХ « ДНЕВНИК »

«Дневник» братьев Гонкуров - явление примечательное. Уже давно

он завоевал репутацию интереснейшего документального памятника

эпохи и талантливого литературного произведения.

Всякий, кто интересуется французской культурой прошлого века,

не может миновать «Дневник», со страниц которого встают многочис

ленные образы деятелей литературы, искусства, науки - крупнейших,

памятных нам и по сей день, и второстепенных, в том числе ныне уже

забытых, но сыгравших определенную роль в умственной π художест

венной жизни своего времени.

Наполненный огромным историко-культурным материалом, «Днев

ник» Гонкуров вместе с тем не мемуары в обычном смысле. Это отнюдь

не отстоявшиеся, обработанные воспоминания, лишь вложенные в

условную дневниковую форму, а живые свидетельства современников об

их эпохе, почти синхронная запись еще не успевших остыть, свежих

впечатлений, жизненных наблюдений, встреч, разговоров. Запись тем

упорством вели ее день за днем на протяжении долгих лет. Гонкуры

мыслили «Дневник» как своего рода «стенограмму» действительности;

многое в нем показано эскизно, фрагментарно, порой поверхностно. Но

при чтении «Дневника» недостаточная глубина анализа и незавершен

ность образов искупаются острым ощущением встречи с «живой

читателя каждая страница, он словно вступает в непосредственное,

интимное соприкосновение с миром, запечатленным Гонкурами.

Гонкуры играли заметную роль в литературной жизни Франции

второй половины XIX столетия, находились в самой гуще литературно-

эстетической борьбы. Вместе с Флобером сражались они за утверждение

реалистического искусства и были основоположниками «натуралисти

ческой школы», вождем которой стал Золя. Положение Гонкуров в ли

тературе связало их личными и идейно-творческими отношениями с

виднейшими собратьями по перу. «Дневник» поэтому изобилует фак

тами высокой исторической ценности. Необозримо много в нем и вся

кого другого материала, относящегося к окружавшей Гонкуров жизни.

«Стенографический» характер записей в «Дневнике» отнюдь не ста

новится у Гонкуров в противоречие с требованиями художественной

взыскательности. Многие их страницы отличаются замечательным лите

ратурным мастерством, представляют собой образцы прозы, которую

можно охарактеризовать как словесную живопись, воспроизводящую

мгновенные аспекты действительности, тончайшие оттенки в облике

«видимого мира».

Литературная борьба, в которой участвовали Гонкуры, развертыва

лась главным образом на почве романа. Романы Гонкуров вместе с со

провождающими их предисловиями-манифестами отличались определен

ной новизной и оказали немалое влияние на развитие французской ли

тературы. И, однако, даже лучшие гонкуровские романы по своей худо

жественной силе и познавательному значению уступают «Дневнику», на

котором доныне основана популярность их имени.

Братья Гонкуры были сыновьями наполеоновского офицера, дворя

нина во втором поколении, получившего при Людовике XVIII титул

виконта. Старший из братьев, Эдмон, родился в 1822 году, младший,

Жюль, - в 1830 году. Дворянством своим они гордились и в 60-х годах

мянувшего о них в такой, показавшейся им оскорбительной, форме:

«Эдмон и Жюль Гюо, именуемые де Гонкур». Аристократические пред

рассудки были в них сильны всю жизнь, и Гонкуры тем более укрепля

лись в них, чем более ненавистным становилось им окружавшее их

общество «лавочников». Предрассудки эти наложили некоторый отпе

чаток и на их творчество.

Дворянское звание, однако, само по себе не давало материального

обеспечения, достаток семьи был довольно скромным. По окончании

коллежа Эдмон должен был служить клерком у адвоката, а затем чинов

ником в казначействе. Но и он и младший его брат испытывали отвра

щение ко всем «респектабельным» буржуазным профессиям. С ранних

лет в обоих пробудилась любовь к искусству и литературе. Вскоре после

смерти матери, в 1848 году, Эдмон оставляет тяготившую его службу,

а Жюль, еще не закончивший обучения в коллеже, пишет в то же время

одному из своих друзей:

«Мое решение твердо, и ничто не заставит меня его изменить: ни

уговоры, ни советы, даже если они будут исходить от тебя, моего испы

танного друга. Я не буду делать ничего, если употребить ходовое выра

жение, хотя оно и неверно по существу. Я знаю, что мне станут без

печить мое будущее, поместив меня в одно из тех затхлых мест, где

скапливаются счета и копии с деловых писем и откуда молодые люди

вроде меня обычно начинают свою карьеру. Но что поделать? У меня нет

ни капли честолюбия. Это чудовищно, но это так. Пусть мне предо

ставляют самую лучшую в мире должность, с самым высоким жало

ваньем - я все равно от нее откажусь».

Уже в молодые годы, став свидетелями серьезных общественных по

трясений: революции 1848 года, опрокинувшей Июльскую монархию,

классовых боев в годы буржуазной республики, государственного пере

прониклись неприязнью к современной им действительности и доста

точно проницательно оценивали происходившие на их глазах события.

«Не следует заблуждаться, мой милый Луи, - писал Жюль своему другу

после июньского восстания 1848 года, - это начало социальной войны

бедного против богатого, того, кто не владеет ничем, против того, кто

владеет многим». Эдмон в то же время отмечает в одном из писем, что

«под красным знаменем сражалось 50-60 тысяч, и пол-Парижа поддер

живает новые доктрины». Заглядывая в будущее, он высказывает про

зорливые предположения: «Какими бы абсурдными ни казались социа

20.6.1870, там же), французские писатели. Их творческое содружество - своеобразное явление в истории мировой литературы. В 50-60-е гг. братья Г. создали - при удивительно прочном слиянии двух разных писательских индивидуальностей - романы, пьесы, исследования по истории и искусству 18 в. и, наконец, «Дневник». В их произведениях переплелись реалистические и натуралистические принципы художественного отражения действительности. С традицией критического реализма связан их интерес к изображению современной жизни, стремление тщательно изучить её и передать в своих произведениях. В романе «Шарль Демайи» (1860) показана гибель таланта в мире продажной прессы; в «Рене Мопрен» (1864) психологический анализ способствует разоблачению буржуазной морали. Братья Г. вводили в сферу художественного изображения жизнь «социальных низов», рисовали духовный мир людей «бедных классов»: роман «Сестра Филомена» (1861) и лучший их роман «Жермини Ласерте» (1865). В программном предисловии к нему авторы требовали права на изображение трагедии простого человека. Однако, провозглашая лозунг «документально точного воспроизведения жизни» в романе, они приходили к пассивному наблюдению, к натуралистичному подчинению факту. Социальный пессимизм, аристократическая аполитичность уводили их от обществ. конфликтов эпохи. Подмена типического бытовым, социального - физиологическим, интерес к патологии, характерные для натурализма как метода, присущи и романам братьев Г. Натуралистические черты особенно отрицательно сказались в их последних совместных романах: «Манетт Саломон»(1867) и «Мадам Жервезэ» (1869).

Основным художественным завоеванием братьев Г. явилось создание импрессионистической манеры письма, передающей тончайшие душевные состояния и субъективные ощущения. Мастерством живописной обрисовки, выразительностью стиля братья Г. обогатили традицию французской прозы. Однако нередко в их импрессионистических описаниях люди и предметы становятся лишь элементами зрительного впечатления.

Лит.: История французской литературы, т. 3, М., 1959; Zola E., Les romanciers naturalistes, 2 éd., P., 1881; Billy A., Les frères Goncourt, P., 1954; Baldick R., The Goncourts, L., 1960 (имеется библ.).

З. М. Потапова.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Гонкур Эдмон, Жюль" в других словарях:

    Гонкур, Жюль де Гонкур, Эдмон Луи Антуан де Братья Гонкур Гонкуровская премия … Википедия

    Французские писатели, братья: Эдмон (1822 96) и Жюль (1830 70). В романах из жизни разных слоев французского общества (Жермини Ласерте, 1865; Рене Мопрен, 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. Дневник (полностью опубликован… … Большой Энциклопедический словарь

    - (Goncourt) Гонкур (Goncourt), братья Эдмон (1822 1896) и Жюль (1830 1870) Французские писатели. Афоризмы, цитаты История это роман, который был, роман это история, которая могла бы быть. Смех есть веселость ума, улыбка веселость сердца. … … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 96) и Жюль (1830 70). Романы из жизни разных слоев общества, в том числе социальных низов (Жермини Ласерте, 1865, и др.). Известность приобрел Дневник (опубликован в 1887 96, полностью в… … Современная энциклопедия

    Гонкур - (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 96) и Жюль (1830 70). Романы из жизни разных слоев общества, в том числе “социальных низов” (“Жермини Ласерте”, 1865, и др.). Известность приобрел “Дневник” (опубликован в 1887 96, полностью в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Goncourt), ЭДМОН ДЕ ГОНКУР. Портрет работы Ж.Ф.Рафаэлли. братья Эдмон Луи Антуан (1822 1896) и Жюль Альфред Юо (1830 1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как … Энциклопедия Кольера

    Фотография Эдмона и Жюля Гонкуров Братья Гонкур французские писатели натуралисты Жюль де Гонкур и Эдмон де Гонкур. Содержание 1 Биография 2 Творчество … Википедия

    - (Goncourt), французские писатели, братья: Эдмон (1822 1896) и Жюль (1830 1870). В романах из жизни разных слоёв французского общества («Жермини Ласерте», 1865; «Рене Мопрен», 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. «Дневник»… … Энциклопедический словарь

    - (goncourt) де, братья: Эдмон (1822, Нанси – 1896, Шанпросе) и Жюль (1830, Париж – 1870, там же), французские писатели и историки культуры. Писательское содружество братьев Гонкур – своеобразное явление в мировой литературе, основанное на слиянии… … Литературная энциклопедия

    - (Goncourt) де, братья Эдмон (26.5.1822, Нанси, 16.7.1896, Шанпросе) и Жюль (17.12.1830, Париж, 20.6.1870, там же), французские писатели. Их творческое содружество своеобразное явление в истории мировой литературы. В 50 60 е гг. братья Г.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Дневник. Записки литературной жизни. В 3-х томах , де Гонкур Эдмон , де Гонкур Жюль , Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур - французские писатели, составившие один из самых известных творческих союзов в истории литературы. Они заложили основы натурализма и… Категория: Мемуары Серия: Многотомные издания Издатель: Книговек ,
  • Собрание художественной прозы. В 3-х томах , де Гонкур Эдмон , де Гонкур Жюль , Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкур - французские писатели, составившие один из самых известных творческих союзов в истории литературы. Они заложили основы натурализма и… Категория:

франц. писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70) романы "Жермини Ласерте", "Рене Мопрен», Эдмон написал романы «Братья Земганно», «Актриса Фостен»

Первая буква "г"

Вторая буква "о"

Третья буква "н"

Последняя бука буква "р"

Ответ на вопрос "франц. писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70) романы "Жермини Ласерте", "Рене Мопрен», Эдмон написал романы «Братья Земганно», «Актриса Фостен» ", 6 букв:
гонкур

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова гонкур

Французские писатели, братья: (1822-1896) и (1830-1870), романы: "Жермини Ласерте", "Актриса Фостен"

Французские писатели-натуралисты, в честь которых названа самая престижная литературная премия Франции за лучший роман

Определение слова гонкур в словарях

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ГОНКУР (Goncourt) французские писатели, братья: Эдмон (1822-96) и Жюль (1830-70). В романах из жизни разных слоев французского общества ("Жермини Ласерте", 1865; "Рене Мопрен", 1864, и др.) сочетаются принципы реализма и натурализма. "Дневник" (полностью...

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Гонкур, Жюль де (фр. Jules de Goncourt; 17 декабря 1830, Париж - 20 июня 1870, там же) - французский писатель, младший брат Эдмона де Гонкура. Гонкур, Эдмон Луи Антуан де (фр. Edmond Huot de Goncourt, 26 мая 1822, Нанси - 16 июля 1896 Шанрозе) - французский...

Примеры употребления слова гонкур в литературе.

И вот однажды друзья этого художника - братья Гонкуры , Эдмон и Жюль, знаменитые писатели, книги которых Гаварни часто иллюстрировал, - спросили у него: что в его сознании является раньше - лица и позы изображаемых им людей или подпись под будущей картинкой?

Нет, Джойс возник не на пустом месте: Стерн и Генри Джеймс, Мур и Конрад, Мередит и Батлер, Гонкуры , Гельдерлин, Гюис-манс и Флобер, Мореас и Верлен, Ницше и Бергсон, Метерлинк и Гауптман, Достоевский и Ибсен, Толстой и Чехов - все, кто пытался постичь смысл существования и глубинные течения души, так или иначе подготавливали приход Джойса.

На специальной возвышенности для принесения клятв императоров и самого Судьи Шермана уже стояли Его Императорское Величество Илларион -- владыка всех гонкуров и Его Императорское Величество Макариос -- предводитель саваттеров.

Ларошфуко, - пишет Гонкур , - я все еще оставался во власти обаяния этого великого человека и все же в глубине души был несколько иронически настроен по отношению к тому пустому и звонкому мистическому жаргону, на котором высокопарно изъясняются такие люди, как Мишле и Гюго, желая выглядеть в глазах окружающих пророками, имеющими дело с богами.

Эдмон Гонкур навещал Морского Старца и все записывал в свой дневник, - это составляло его занятие.

Братья ГОНКУР

ГОНКУР (Goncourt), братья Эдмон Луи Антуан (1822–1896) и Жюль Альфред Юо (1830–1870), французские писатели, составившие один из самых замечательных творческих союзов в истории литературы и прославившиеся как романисты, историки, художественные критики и мемуаристы. Их имя было присвоено Академии и премии, основателем которой стал старший из братьев.
Эдмон родился 26 мая 1822 в Нанси, Жюль –17 декабря 1830 в Париже. В 1834 они потеряли отца, в 1848 – мать, оставившую состояние, что позволило им посвятить себя литературе, истории и искусству.
Поначалу они решили испытать силы в качестве художников или драматургов, но все их попытки реализовать себя в живописи или на сцене окончились провалом. Также не имел успеха их первый роман В 18.. году (En 18.. ), опубликованный в 1851, в день декабрьского переворота Луи Наполеона. Хотя в художественной критике им недоставало чутья при оценке современников, они сумели восстановить репутацию А.Ватто, О.Фрагонара, Ф.Буше и других французских художников минувшего столетия в классической работе Искусство 18 века (L"Art du dix-huitième siècle , 1859–1875). В сфере истории они проявили интерес к той же эпохе, сосредоточившись не столько на политических, сколько на социальных ее аспектах, с большим успехом и очень искусно используя внешне заурядные документы, вроде театральных программок, выкроек одежды и ресторанных меню в работах История французского общества эпохи Революции (Histoire de la Société francaise pendant la Révolution , 1854) и Портреты восемнадцатого века (Portraits intimes du dix-huitième siecle , 1857–1858).
Убежденные в том, что «документальной основой романа должна быть сама жизнь», Гонкуры брали сюжеты и характеры из своего окружения. Так, в книге Шарль Демайи (Charles Demailly , 1860) они вывели знакомую супружескую чету; в Сестре Филомене (Soeur Philomène , 1861) описывается история, произошедшая в больнице Руана и ставшая известной им в пересказе одного из друзей; героиня романа Рене Мопрен (Renée Mauperin , 1864) была подругой их детских игр; в Жермини Ласерте (Germinie Lacerteux , 1864), первом великом французском романе из жизни низшего класса, предвещавшем появление пролетарских книг Золя, говорится о распутной жизни, которую некогда вела экономка Гонкуров; Манетт Саломон (Manette Salomon , 1867) посвящена художникам и натурщицам, которых они лично знали, а в Мадам Жервезэ (Madame Gervaisais , 1869) повествуется об обращении, религиозном помешательстве и смерти их тетки.
Когда Жюль скончался 20 июня 1870, Эмиль на несколько лет отошел от литературы, но затем вернулся к роману, издав книгу о проститутке Девка Элиза (La Fille Elisa , 1875). За ней последовали Братья Земганно (Les Frères Zemganno , 1879), история двух цирковых акробатов, в которых легко узнаются сами Гонкуры, и Актриса Фостен (La Faustin , 1882), основанная на обстоятельствах жизни актрисы Рашель (1821–1858).
В конце жизни Эдмон занимался творчеством японских художников, опубликовав книги Утамаро (Outamaro , 1891) и Хокусай (Hokusaï , 1896), и вносил дополнения в Записки Гонкуров (Journal des Goncours , 1887–1896; рус. перевод 1964 под названием Дневник ) – одну из самых знаменитых хроник литературной жизни, которую братья начали в 1851, а Эдмон продолжал вплоть до своей кончины. Умер Эдмон Гонкур в Шанпрозе 16 июля 1896.
ЛИТЕРАТУРА
Гонкур Э. и Ж. Дневник (...), тт. 1-2. М., 1964
Гонкур Э. Жермини Ласерте . Братья Земганно . Актриса Фостен . М., 1972
Шор В. Гонкуры и импрессионисты. – В кн.: Импрессионисты, их современники, их соратники. М., 1976
Меньшиков Г.Ф. Братья Гонкуры . Жизнь, творчество, эстетические взгляды . Самарканд, 1985
(Из энциклопедии "Кругосвет" )

    Эдмон и Жюль де Гонкур. "Дневник: Записки о литературной жизни" (перевод с французского) - прислал Александр Продан

    Том первый (1851-70 гг.; PDF 6.6 mb; 710 стр.)
    Том второй (1870-96 гг.; PDF 7 mb; 750 стр.)

    Аннотация издательства:
    «Дневник» братьев Гонкуров - явление примечательное. Уже давно он завоевал репутацию интереснейшего документального памятника эпохи и талантливого литературного произведения.
    Всякий, кто интересуется французской культурой прошлого века, не может миновать «Дневник», со страниц которого встают многочисленные образы деятелей литературы, искусства, науки - крупнейших, памятных нам и по сей день, и второстепенных, в том числе ныне уже забытых, но сыгравших определенную роль в умственной и художественной жизни своего времени.
    Наполненный огромным историко-культурным материалом, «Дневник» Гонкуров вместе с тем не мемуары в обычном смысле. Это отнюдь не отстоявшиеся, обработанные воспоминания, лишь вложенные в условную дневниковую форму, а живые свидетельства современников об их эпохе, почти синхронная запись еще не успевших остыть, свежих впечатлений, жизненных наблюдений, встреч, разговоров. Запись тем более интересная, что авторы с удивительной последовательностью и упорством вели ее день за днем на протяжении долгих лет. Гонкуры мыслили «Дневник» как своего рода «стенограмму» действительности; многое в нем показано эскизно, фрагментарно, порой поверхностно. Но при чтении «Дневника» недостаточная глубина анализа и незавершенность образов искупаются острым ощущением встречи с «живой жизнью», как бы захваченной авторами врасплох, - ее теплом обдает читателя каждая страница, он словно вступает в непосредственное, интимное соприкосновение с миром, запечатленным Гонкурами...

    Фрагменты из книги:

    "И когда я и Флобер спорим с ним, отрицая такое значение любви для писателя, русский романист восклицает, разведя руками:
    - Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину... Как это выразить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое, не правда ли?
    И, погрузившись на минуту в воспоминания, с отсветом счастья на лице, он продолжает:
    - Послушайте, в молодости у меня была любовница - мельничиха в окрестностях Санкт-Петербурга. Я виделся с ней, когда ездил на охоту. Она была прелестна - беленькая, с лучистыми глазами, какие встречаются у нас довольно часто. Она не хотела ничего брать от меня. В один прекрасный день она сказала: «Вы должны сделать мне подарок». - «Что же ты хочешь?» - «Привезите мне мыло». Я привез ей мыло. Она взяла его и исчезла, а потом вернулась, раскрасневшаяся от волнения, и прошептала, протягивая мне благоухающие руки: «Поцелуйте мне руки, как вы целуете их дамам в гостиных Санкт-Петербурга!» Я бросился перед ней на колени... и, поверьте, не было в моей жизни мгновения, которое могло бы сравниться с этим!"

    "В наши дни подрастает поколение книгочиев, чьи глаза знакомы лишь с черным типографским шрифтом, поколение мелкотравчатых молодых людей, чуждых страсти и воодушевления, незрячими глазами глядящих на женщин, на цветы, на произведения искусства, на красоту природы и, однако, считающих себя способными писать книги. Книги, значительные книги возникают лишь как отклик сердца пылкого человека, взволнованного всеми чудесами мира, - прекрасными или уродливыми.
    Что-либо хорошее в искусстве создается лишь тогда, когда все чувства человека - словно окна, распахнутые настежь."

    "История - поистине учебник разочарования: в ней действуют или плуты, или честные дураки."

    "В эти невыносимо томительные дни меня навязчиво преследует мысль, что против кристально чистого человека, против благородного человека, против талантливого человека существует тайный сговор всех сил природы с целью замучить и оболванить его."

    "Бесчисленные планы человека редко завершаются удачей, в них есть что-то общее с рыбьей икрой: из миллионов икринок лишь несколько десятков удачливы."

    "Религиозный обряд у гроба Тургенева заставил сегодня выйти из парижских домов целый мирок: людей богатырского роста, с расплывчатыми чертами лица, бородатых, как бог-отец, - подлинную Россию в миниатюре, о существовании которой в столице и не подозреваешь.
    Там было также много женщин - русских, немок, англичанок, почтительных и верных читательниц, явившихся принести дань уважения великому и изящному романисту."

    "Право, живи мы хоть тысячу лет, и все же человек, одаренный творческим умом, в день своей смерти обнаружит, что он не сделал и половины того, что хотел сделать."