Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Биография группы Queen. Рок-энциклопедия. Перед коронацией: как родилась группа Queen История квин

История главной рок-группы 80-х годов началась в Имперском колледже Лондона в 1964 году. Брайан Мэй, тогда студент факультета физики и математики, а в будущем – гитарист Queen и кандидат наук по астрофизике, собрал блюз-рок группу «1984». В 1968 году она поменяла название на «Smile». Главным достижением студенческой группы было то, что однажды они смогли поиграть на разогреве перед концертом .

В 1979 году группу покинул вокалист, и Мэй начал искать ему замену. Неожиданно оказалось, что его сосед по комнате Фарух Булсара, студент из Занзибара, умеет петь. Родителям Фаруха пришлось бежать в Британию, когда та отказалась от своего протектората над Занзибаром в пользу арабского султана, и в стране вспыхнула революция. Фарух еще в школе получил прозвище «Фредди», а для сцены придумал еще и звучную фамилию – Меркьюри, Меркурий. Попав в состав «Smile», он начал очень деятельно: придумал название «Queen» («Королева»), нарисовал герб группы. Участники «Queen» смогли выпустить альбом, совмещая запись с учебой, но особого успеха он не имел. Определенная известность пришла только в 1974 году, с появлением песни . Она попала в чарты, хотя и не поднялась там особенно высоко. Однако группу начали слушать, и второй альбом разошелся уже значительно лучше, а третий даже отлично. , позже вошедшую в репертуар , до сих пор считают классикой хэви-металла.

Однако настоящая слава пришла к «Queen» с альбомом «A Night at the Opera», 1975 года. Его называют лучшим альбомом 70-х, а – даже песней тысячелетия. 6-минутная, вместо привычных трех, смело сочетающая поп- и рок-музыку, элементы оперы и с навсегда впечатывающимся в память рефреном «Мама, у-у-у», песня была настолько хороша, что даже клип на нее в Англии считают лучшим клипом за всю историю телевидения.

В 1977 году «Queen» делают серьезный поворот – от изощренного арт-рока и экспериментов они переходят к более простым, сдержанным, но и более выразительным формам. В этом году выходят главные «боевики» группы – и . Хотя в момент выхода они были не особенно успешны, однако сегодня это бесспорно самые известные песни «Queen».

C 1980 года группа окончательно отходит от глэм-рока. Мерькюри приходит к новому имиджу – короткая стрижка и усы меняют его до неузнаваемости. «Queen» находятся на пике славы. 80-е становятся десятилетием «Queen». В 80-м году выходит альбом «The Game», который сам Меркьюри считал лучшим в своей карьере. Группа впервые начинает использовать синтезатор, появляются песни вроде , относящиеся скорее к диско, чем к року. В 82-м году группа отправляется в масштабное турне по всему миру. Песни

24 ноября 1991 года от бронхопневмонии, скончался выдающийся вокалист, солист группы Queen - Фредди Меркьюри. Музыканты группы после его смерти официально заявили, что потеряли не просто талантливого вокалиста, а члена семьи.

Биография

Настоящее имя Фредди Меркьюри - Фаррух Булсара. Он появился на свет в Занзибаре 5 сентября 1946 года. Приятели называли его Фредди, а фамилию Меркьюри он взял лишь в 1970 году по астрологическим соображениям. Родители будущего певца были парсийского происхождения, отец работал в британском правительстве бухгалтером.

В восьмилетнем возрасте родители Фредди отправили его учиться в Индию, в английскую школу Святого Петра, не очень далеко от Бомбея. В этой школе делался упор на английские виды спорта, но не все из них Фредди были по душе. Больше всего он любил бокс, хоккей и спринт. Также ему нравилось рисование.

Музыка

Но главным увлечением Фредди ещё со школьных лет стала музыка. Он постоянно слушал пластинки (в основном с индийской музыкой, реже - с западной), из-за чего порой даже прогуливал уроки. Его способности отметил директор школы и предложил родителям Фредди оплатить дополнительные уроки на фортепьяно.

В 1958 году Меркьюри и несколько его школьных друзей создали рок-группу и начали выступать на юбилеях и других мероприятиях. В том коллективе Фредди был пианистом. В 1962 году, по окончании школы, он возвратился в Занзибар, но в 1964-м там начались беспорядки, и многие британцы и индусы покинули страну. Семья Фредди решила перебраться в Англию.

Фредди было уже 17 лет, и он решил поступать художественный колледж, но сначала, для получения нужного балла, ему пришлось окончить политехническую школу. В 1966 году задача была выполнена, и его зачислили в Илинговский художественный колледж на курс графической иллюстрации. В 1969 году Фредди получил диплом графического дизайнера.

Творческий путь

В колледже Фредди познакомился со студентом Тимом Стаффеллом, у которого уже была группа Smile. Тим был солистом и бас-гитаристом группы, но Фредди вдохновила и игра другого гитариста Smile Брайана Мэя и ударника Роджера Тэйлора. Вдохновлённый Фредди снова увлёкся музыкой и стал петь дома вместе со своим другом Крисом Смитом, с которым на тот момент они жили в одной квартире.

По окончании колледжа Фредди перебрался к Роджеру Тейлору, и они поначалу занимались продажей картин Фредди. Но 13 августа 1969 года Фредди познакомился с коллективом Ibex, и уже через десять дней знал весь их репертуар. Он добавил в него свои песни и отправился с Ibex в Болтон на фестиваль.

Вернувшись, Фредди решил искать новую группу, где он мог бы работать вокалистом. Нашелся коллектив Sour Milk Sea, где его взяли сразу же, как услышали голос, обладающий не только широким диапазоном, но и необычайной красотой и мощью. С гитаристом и вокалистом Крисом Чезни Фредди сблизился настолько, что пригласил его к себе жить; это не понравилось другим участникам, и вскоре группа распалась.

Весной 1970 года Тим Стаффелл оставил группу Smile, и Фредди стал вокалистом вместо него. Он изменил название группы на Queen, а свою настоящую фамилию - на всем известный псевдоним. Дальнейшая судьба Фредди во многом совпадает с судьбой коллектива, в котором он проработал до самой смерти.

Queen и сольная карьера

Группа очень быстро стала популярной, благодаря песням Фредди, и он всегда был на первом плане. Его невероятная энергетика заряжала зал, от поклонников не было отбоя. В 1975 году, когда музыканты гастролировали по Японии, орущая толпа сопровождала их повсюду. Эта страна произвела на Фредди особое впечатление, он стал коллекционировать японский антиквариат и живопись.

В октябре 1979 года Фредди осуществил давнюю мечту - выступил с Королевским оргестром. Он пел вживую, начав выступление со своей знаменитой Bohemian Rhapsody, и ему аплодировали стоя.

В 1982 и 1987 годах группа Queen делала перерывы в своих выступлениях, и в эти периоды Фредди занимался сольными номерами. Сначала это были единичные синглы, к примеру, песня для Love Kills восстановленного немого фильма «Метрополис», а в 1985 году вышел его сольный альбом - Mr. Bad Guy.

13 июля 1985 года состоялся грандиозный концерт группы Queen на стадионе Уэмбли, который вошёл в историю. Ровно год спустя группа дала ещё один не уступающий по размаху концерт на том же стадионе. 9 августа 1986 года группа Queen вместе с Фредди Меркьюри выступила в последний раз.

Значимым событием в карьере Фредди Меркьюри стала и его встреча с Монтсерат Кабалье в 1987 году. Вместе с ней он успел несколько раз выступить на фестивалях с хитом Barcelona, который Меркьюри посвятил городу, где родилась Кабалье, и даже записать совместный альбом.

Болезнь и уход из жизни

Фредди тщательно скрывал, что у него ВИЧ. Хотя слухи об этом просочились в прессу ещё в 1986 году, о диагнозе знали лишь самые близкие. Но за день до кончины музыкант дал своё последнее интервью, в котором сделал сенсационное признание, что у него СПИД.

24 ноября 1991 года сердце великого певца и музыканта остановилось. Фредди умер в Лондоне, у себя дома. Причиной смерти стала бронхиальная пневмония, которая у него развилась на фоне СПИДа.

20 апреля 1992 года на стадионе Уэмбли состоялся памятный концерт в честь Фредди Меркьюри с участием многих рок-звёзд. 6 ноября 1995 года участники группы Queen выпустили альбом с последними песнями Фредди.

Группа “Queen” была образована в 1964 году в Великобритании. Основатели коллектива: Брайан Мэй и Тим Стаффел. Первоначально их коллектив назывался “1984”, в честь одноименного романа Джорджа Оруэлла, затем группа именовала себя “Smile”. Группа начала искать барабанщика в стиле Митча Митчелла и Джинджера Бейкера, на данный зов откликнулся студент-дантист Роджер Тейлор, у которого была уникальная способность – точно настраивать барабаны. Группа начинает свои первые выступления, особым достижением стало выступление на разогреве у “Pink Floyd”. Однако напряженная работа и отсутствие менеджмента, сделали раскол в коллективе. Не смотря на уход Тима, Мэй и Тейлор верили в свой творческий успех. Как-то они поделились своими амбициями со своим товарищем по комнате – Стаффелом Фредди. На тот момент они даже не подозревали, что он вообще умеет петь. У товарища было четкое представление того, какими должны быть выступления и сценическая работа группы. Попав в коллектив, он сразу же придумал для него название “Queen”, разработал логотип и взял псевдоним Фредди Меркьюри. Рок-группа добилась широчайшей известности в 1970-м году. После смерти вокалиста группа практически прекратила студийную деятельность. Гастроли продолжил Роджер Тейлор и Брайан Мэй под названием “Queen+Paul Rodgers”, которые исполняли хитовые и новые песни коллектива. В 2014 году на роль вокала приходит Адам Ламберт. Группа запланировала выпуск нового студийного альбома под названием “Queen Forever”. На данный момент, это наиболее успешная группа в истории рок-музыки. Музыкальные критики называют её культовой, ведь она и по сей день, имеет сотни миллионов поклонников.

Всего группа выпустила 15 студийных альбомов, 5 концертных и еще множество различных сборников. Почти все альбомы коллектива занимали первые места в чартах всего мира. Все концертные выступления в составе Фреди Меркьюри были самыми яркими и значимыми в истории рока.

Такие песни как “Bohemian Rhapsody”, “We are the Champion”, “The Show Must Go On”, “I Want to Break Free” и “A Kind of Magic”, являются классикой рока. Все видеоклипы “Queen” содержали интересные спецэффекты с применением монтажа, что было для всей музыкальной индустрии настоящим новаторством. Клип “Bohemian Rhapsody” называют ключевым в истории музыкальных видеороликов. Именно он сделал существенный вклад в развитии всей видеоиндустрии.

Чтобы слушать песни “Queen”, перейдите по прямой ссылке и нажмите кнопку “Слушать mp3 онлайн”. Все композиции передают качественное звучание, которое наполняет слушателя необыкновенными эмоциями. По желанию все треки можно скачать себе на телефон или компьютер на высокой скорости. Наслаждайтесь любимой музыкой на нашем портале!

мощную энергетику исполнения: Меркьюри и Мэй особенно стараются, по колено в тестостероне. Еще один сногсшибательный рок-гимн того же чекана, что и «Hammer То Fall» и «One Vision», песня поднялась на третью строку в британском хитпараде в мае 1989 года, будучи издана в виде сингла. Кроме того, она дала Роджеру Долтри повод порвать голосовые связки на концерте памяти Фредди Меркьюри в 1992 году.

I WANT TO BREAK FREE
По поводу второго сингла к альбому «The Works», изданного в апреле 1984 года, мнения расходятся. Кто-то обожает песню, кто-то распекает ее на все корки. По той же причине «I Want To Break Free» может похвастать двуми важными достижениями: во-первых, она стала мощным хитом, достигла третьей позиции в британском хит-списке (задержавшись в чарте еще на 14 недель) и поднялась до вершины в нескольких других европейских странах; во-вторых, эта песня временно оборвала карьеру Queen в США. Бог дал, бог взял. Сотворенная щедрой рукой Джона Дикона, «I Want То Break Free» — откровеннейший поп, не отступающий от элементарной трехаккордной структуры и монотонного ритмического рисунка. Текст также не требует вдумчивого прослушивания: герой Дикона тщится сбросить оковы любви, мечтая об освобождении. Именно эта простота и завораживает слушателя, от восхитительной тупизны «I Want To Break Free» нет спасенья, ее невозможно выбросить из головы усилием воли. В этом отношении у группы получился идеальный поп-сингл. Когда Роджер Тейлор размышлял над возможным сюжетом клипа на песню, его посетила блестящая идея: давайте переоденемся в женщин! «Да, это я придумал, — рассказывал он впоследствии. — Я представлял себе ролик как эпизод „Улицы Коронации", что-то в таком духе. Фредди ухватился за эту мысль, и мы сделали клип». Снимали его в «Limehouse Studios» (теперь там высится комплекс зданий Канари Уорф) 22 и 23 марта 1984 года, причем немалая часть сюжета требовала от Queen исполнения женский ролей: Тейлор был одет как школьница, Мэй — в розовой ночнушке и бигудях, Дикон изображал старуху в очках, а Фредди щеголял кожаной мини-юбкой, чулками... и усами. «О боже, мы веселились не на шутку, — вспоминал Тейлор. — Два дня сплошного хохота». В то время как европейские фэны Queen посчитали очаровательной попытку музыкантов исследовать жен скую сторону своего характера, Америка пришла в ужас. «Клип на песню „I Want To Break Free" в мановение ока разрушил нашу карьеру в Штатах, потому что там попросту не поняли юмора, — объяснял Брайан Мэй. — Я был там, занимался промоушном, и когда интервью кончилось, ведущий сказал: „А теперь давайте все вместе посмотрим новый клип Queen". Телевизионщики не видели ролика, пока не пустили в эфир, и я наблюдал, как медленно зеленели их лица. Потом они просто вырубили его. У них в голове не укладывалось, как такое возможно». Вслед за этим канал MTV вычеркнул клип «I Want То Break Free» из своего плей-листа, а на территории нескольких штатов его вообще запретили к показу. «Полагаю, в Америке нет такой, как в Европе, исторической традиции переодевания в одежду противоположного пола, — пожимает плечами Тейлор. — Для американцев это уж слишком». Реакция на «I Want To Break Free» в Южной Африке была еще более странной: там Африканский национальный конгресс утвердил песню в качестве гимна борцов с апартеидом. Тем более неожиданно, что в ходе турне «The Works» Queen выступили в «Солнечном городе» под Йоханнесбургом — гигантском казино, олицетворявшем развращенность и расточительство белого населения ЮАР, — и подверглись за это нещадной критике. Queen были готовы объяснить свой поступок: «На протяжении всей нашей карьеры мы держались от политики подальше, — рассказывал Джон Дикон. — Нам нравилось приезжать в новые города. Мы столько раз катались по Америке и Европе, что захотели чего-то нового. Все ездили в Южную Африку — Элтон Джон, Род Стюарт, Клифф Ричард... Знаю, мои слова могут кому-то не понравиться... но мы будем играть везде, где нас ждут наши фэны». Брайан Мэй продол жил мысль: «Мы решительно протестуем против апартеида и всего того, что олицетворяет эта политика, но мне показалось, что наше появление в ЮАР навело немало мостов. Мы сталкивались с музыкантами обеих рас, и все встречали нас с открытыми объятиями, вся критика звучала за границами Южной Африки». Но, несмотря на все свои протесты и оправдания. Queen надолго застряли в «черном списке» Объединенных Наций.

WE WILL ROCK
«Песня „We Will Rock You" стала ответом на тот период нашей карьеры, когда публика сделалась более важной частью шоу, чем мы сами. Они сами пели все песни! Поэтому мы с Фредди решили, что стоит попробовать сочинить несколько песен, которые изначально подразумевают участие публики. В конце концов, любой может хлопать в такт и петь несложный мотив...» — объясняет Брайан Мэй. Конечно, «We Will Rock You» существовала не всегда, но мало кто помнит те времена, когда песня еще не звучала. Она — столь же неотъемлемая часть нашего культурного багажа, как, скажем, чета Пош и Бекхэма, сериал «Жители Ист-Энда» или фильм «Ограбление по-итальянски». Ее простой ритмический рисунок («бум, бум, хлоп!») и воодушевляющие четыре слова припева знаменуют собой миг всеобщего единения на футбольных матчах и боксерских поединках. Как ни странно, «We Will Rock You» сопровождает и мерзкое телешоу про гладиаторов. Ее безо всяких оговорок можно считать лучшей спортивной мелодией из всех, когда-либо написанных, хотя стоит пробежать текст по диагонали — и станет ясно, что соревнования атлетов тут ни при чем. Придуманная Брайаном Мэем и записанная в старой переоборудованной церкви, оглушительная серия ударов по «барабану» на самом деле представляет собой топот участников группы по деревянным половицам. «Да, — готов подтвердить Мэй. — „We Will Rock You" построена на акустике... Мы топаем по полу и хлопаем в ладоши, снова и снова. Никаких ударных инструментов». Это восхитительное творение, совершенно лишенное обычной для Queen зависимости от многослойных гармоний или плотных гитарных «оркестровок», в памяти фэнов, возможно, ярче всего звучит в качестве первого номера программы Queen во время их триумфального выступления на акции 1985 года «Live Aid»". «Так приятно видеть, что твоя песня стала элементом фольклора, — говорит Брайан. — Теперь я могу умереть спокойно».

RADIO GAGA
Если верить легендам, название одному из наиболее успешных синглов Queen придумал не кто иной, как Феликс, трехлетний сын Роджера Тейлора. «У нас был включен приемник, и Феликс изобрел выражение „радио пу-пу", — делится воспоминаниями гордый отец. — Оно показалось мне звучным, и я лишь немного изменил его». Совершив квантовый скачок в скатологической терминологии, Тейлор отчеканил фразу до «Радио Ка-Ка» и вскоре положил ее на череду аккордов, которую случайно нашел, ковыряясь в синтезаторе. «Название мне нравилось, и вскоре я уже сочинил текст. О том, какую важную роль радио играло совсем недавно. Ведь именно по радио я впервые услышал рок-н-ролл. Мне нравились песни Дорис Дэй, но потом кто-то поставил в эфир Элвиса Пресли, и это все изменило». В «Radio Ga Ga» мало что сохранилось от музыки и текста, изначально вдохновлявших Тейлора. Томная и тоскующая, эта песня скорее в долгу у хита The Buggies «Video Killed The Radio Star» или «Vienna» из репертуара Ultravox, чем у «Heartbreak Hotel» или «Baby, Let"s Play House». В любом случае обаяния ей не занимать: хитроумный текст Роджера одновременно порицает составителей программ, превративших радио в «фоновый шум... безделушку для мальчишек и девчонок», и превозносит славное старое радио, его вклад в культурную жизнь: «Ты познакомило нас со всеми звездами прошлого... ты рассказало нам о вторжении марсиан из „Войны миров"...» «В наши дни, — рассуждал Тейлор в то время, — может показаться, что визуальная сторона рок-н-ролла — видеоклипы — сделалась важнее, чем радио, сама музыка. С ног на голову, верно? Музыка предназначена для ушей, а не для глаз». Ирония заключалась в том, что именно промо-ролик «Radio Ga Ga» вытолкнул песню в заоблачные выси гигантских тиражей. Снятый в «Shepper-ton Studios» в западной части Лондона и обошедшийся в 110 тысяч фунтов, клип показывал Queen и пять сотен статистов, хлопающих в ладоши в унисон друг дружке посреди «футуристических» декораций. В клипе также использовались некоторые фрагмен ты старого фантастического шедевра Фрица Ланга «Ме-трополис» (1926), — в частности, когда Queen описывают в небесах над городом будущего круги в своем ра-кетомобиле. «Джорджио Мо-родер купил права на демонстрацию „Метрополиса", — рассказывал Тейлор, — и обратился к нам с просьбой сочинить песню для нового саундтрека к этой немой картине. Песню мы написали („Love Kills" Фредди Меркью-ри) и обменяли ее на право использовать фрагменты фильма в клипе». Кто-то из критиков усмотрел в клипе «Radio Ga Ga» неприятную атмосферу фашистского сборища — обмен жестами между группой и публикой слишком смахивал на нацистское приветствие. На самом деле эти движения были удачным элементом театрального шоу, ничего больше: подтвердить это могут 75 тысяч фэнов Queen, подражавших видеоролику во время исполнения песни группой в июле 1985 года на бла готворительном фестивале «Live Aid». Как ни странно, в январе 1984 года сингл «Radio Ga Ga» занял лишь вторую строку в британском марте, хотя в девятнадцати других странах песня поднялась на вершину хит-списков. «Нравится она мне», — признался как-то Роджер Тейлор, и трудно с ним спорить.

THE SHOW MUST GO ON
Студийная хроника карьеры Queen обрывается на песне «The Show Must Go On». Что характерно, группа решила сойти со сцены, не тихо угаснув, а крепко полыхнув напоследок... Болезненный, но вместе с тем воодушевляющий рок-гимн обрел новое значение в свете трагической смерти Фредди Меркьюри. «The Show Must Go On» — свидетельство возвращения Queen к своим истокам, и, надо сказать, в песне запечатлена та подлинная эмоциональная сила, которая в последние годы существования Queen встречалась все реже и реже. Более того, «The Show Must Go On» действительно оказалась общим произведением. «Роджер и Джон наткнулись на определенную последовательность аккордов, — вспоминал Брайан Мэй, — и я решил записать ее. У меня появилось странное ощущение, что эта песня может оказаться чрезвычайно важной, и поэтому она захватила меня целиком... я работал и работал, ни о чем больше думать не мог». Как только Мэй был более-менее удовлетворен результатом этих трудов, песню показали Меркьюри: «Мы присели с Фредди и вместе решили, о чем будет песня, потом сочинили первый куплет. Долгая история с ней была, с этой песней. Но я всегда чувствовал, что она станет особенной, учитывая проблемы, одолевавшие нас в то время.;. Те проблемы, о которых нам было сложно говорить. Но музыка позволяет найти выход таким эмоциям». Тема, на которой сошлись Мэй и Меркьюри, все еще резонирует спустя два десятилетия. Лирический герой песни выходит на театральные подмостки, в то время как за кулисами его жизнь истерзана в клочья: «Сердце готово разорваться в груди, грим, должно быть, уже потек, но на губах по-прежнему царит улыбка...» Учитывая по-настоящему волнующую, экспрессивную манеру подачи вокала, «The Show Must Go On» едва ли можно трактовать иначе, чем прощальный привет от одного из наиболее колоритных фронт-менов в истории рок- и поп-музыки. Сороковой по счету сингл Queen стал последним, выпущенным при жизни Фредди Меркьюри. В октябре 1991 года он поднялся до 16-й строки британского хитпарада. После смерти музыканта несколькими неделями спустя тираж был допечатан, и в декабре занял 27-ю позицию. Мэй считает, что сингл заслуживал лучшей участи: «Знаете, „The Show Must Go On" — моя любимая песня на этом альбоме. Да, она печальна, и все же в ней столько надежды...»

WE ARE THE CHAMPIONS
Еще одна лихая песнь триумфа над напастями и трудностями, ставшая для Queen примерно тем же, что и «My Way» для Фрэнка Синатры. «Да, наверное, ее можно истолковать как мою версию „My Way", — признал однажды и сам Меркьюри. — В конце концов, мы добились успеха, и это было совсем не просто. „Не сахар", как поется в песне. Порой нам и сейчас бывает нелегко». Как считается, Фредди сочинил песню в горькую минуту обиды, ее победный пафос должен был исцелить его уязвленное самолюбие, — но поначалу коллеги попросту посчитали его нелепым и смешным. «Должен сказать, — замечает Мэй, — когда Фредди впервые сыграл ее для нас в студии, мы попадали на пол от смеха!» Остальные участники напрямик заявили, что песня слишком напоминает футбольную речевку, но Меркьюри настаивал на своем. «Вообще-то я сочинял ее, как раз думая о футболе, — рассказывал певец. — Мне хотелось написать песню для всех в зале. Песню, которую фэны сразу почувствовали бы своей. Она нацелена на большие толпы. Я решил посмотреть на реакцию, и в итоге все получилось как надо. Когда мы сыграли ее, еще до издания, на частной вечеринке в Лондоне, фэны не могли успокоиться и распевали футбольные куплеты между нашими песнями. Но, ясное дело, я вложил в нее больше театральных тонкостей, чем в обычную футбольную речевку. Вы же меня знаете...» Будучи издана в качестве сингла с равноценными сторонами («We Will Rock You» на обороте), «We Are The Champions» достигла второй строки чарта в Британии и четвертой — в Штатах, хотя Фредди вроде не особенно радовался этим успехам: «Для меня песня — как футболка. Надел, поносил, выбросил. То есть очень мило, что „We Are The Champions" подхватили футбольные болельщики, это ведь песня победителей, но для меня все то, что я написал раньше, остается в прошлом. Я стараюсь забыть о старых песнях, вы меня понимаете?»

BOHEMIAN RHAPSODY
«„Bohemian Rhapsody" с самого начала звучала в голове у Фредди, вся целиком...» — утверждал Брайан Мэй. Пройдя путь от объекта повального увлечения до превращения в предмет на циональной гордости, сочиненная Фредди Меркьюри «Bohemian Rhapsody» впоследствии стала олицетворять все творчество Queen. Эта песня (если, конечно, ее можно называть песней) вобрала в себя рок, оперу и немало жанров между ними, ее в равной степени хвалили и хаяли, ею восхищались и высмеивали с одинаковым упорством. Для кого-то «Bohemian Rhapsody» — замечательное произведение гения, осмелившегося выйти за рамки избранного жанра и создавшего загадочный новый мир, полный демонов, попрания правил и дрожи восхищения. Для других этот трек — претенциозный, затянутый опус вырвавшегося из узды самомнения, выплеснувшего в мир все свои худшие эксцессы. Короче, «Bohemian Rhapsody» способна разделить тесную компанию на две враждебные группировки куда быстрее, чем религия или политика. И все же для большинства из нас она остается отличным допингом, и в отдельные вечера ей попросту нет равных... История песни начинается с раннего наброска, сыгранного Меркьюри коллегам по группе и продюсеру Рою Томасу Бейкеру. «Мы сидели в гостях у Фредди, и он объявил вдруг: „У меня есть пара идей для песни", — вспоминал Бейкер. — Он сел за пианино и начал играть. Песня находилась еще на очень ранней стадии, но... звучала отлично. На тот момент отсутствовали какие-то музыкальные фрагменты и части текста». Однако весь размах замысла Меркьюри продюсер оценил несколько позже: «Он все играл, играл, а потом вдруг остановился и говорит: „А здесь начинается оперный кусок..."» К тому времени, как Queen приступили к записи «A Night At The Opera», Меркьюри уже закончил трудиться над любимым проектом. «Фредди явился в студию с пачками нотной бумаги, по обыкновению испещренными его неразборчивыми пометками, — позже подтвердил Брайан Мэй. — Это была не партитура, а скорее кривые тропинки, петлявшие по всем этим бумажкам. Но музыка уже была там... Он вошел с полностью готовой песней». С ним согласен и Роджер Тейлор: «По сути, он показал нам чертеж песни — гармонии, нацарапанные на обороте телефонного справочника! Да, это явно было... творение Фредди». Хотя Queen уже привыкли преодолевать трудности музыкальных аранжировок, опера оказалась совершенно новым испытанием. «Мы наконец разобрались с аккомпанементом, — говорит Мэй, — но [нам пришлось] оставить пропуски. Фредди говорил: „Бум, бум, бум, бум... вот что здесь будет". Можно сказать, мы просто помогали ему вдохнуть в эту песню жизнь». Следующей стадией мучительной эволюции «Bohemian Rhapsody» стала запись необыкновенной средней части. Меркьюри и Мэй еще могли справиться с наложением тенора и баса, но завершить гармонию партией фальцета они предоставили Тейлору. «Да, я тянул все эти верхние оперные ноты, — признается он годы спустя. — Теперь без плоскогубцев мне такого не взять...» В соответствии с пожеланиями Меркьюри, на ленту ложились новые и новые слои вокальных гармоний (общим числом около 180) — с почти гибельным результатом: «Поскольку у нас под рукой были всего шестнадцать дорожек, то и дело приходилось перематывать пленку туда-сюда. Оказалось, старая легенда о том, что лента со временем изнашивается,— совершеннейшая правда. Мы как-то взглянули на нее против света... не могли взять в толк, куда девались высокие частоты фальцета... и обнаружили, что лента практически прозрачная. Почти весь магнитный слой успел стереться. Пришлось срочно делать копию и дальше работать с ней». Когда все части были записаны, начался кошмар сведения. «Мы собирались за пультом всей пестрой компанией, — вспоминает Мэй. — Участники группы, Рой Томас Бейкер, Майк Стоун — все шестеро с пальцами, застывшими на микшерских рукоятках. И порой мы не вставали из-за пульта по тридцать часов кряду! В итоге перестаешь понимать, что происходит, уходишь спать оглохший и ослепший, встаешь на следующее утро, а проклятое микширование еще продолжается...» Воспоминания Тейлора не менее болезненны: «Две недели записи музыки, потом еще два месяца наложения голосов...» Можно предположить, что после окончания столь грандиозного предприятия, совершенно вымотавшего группу, продюсера и звукооператора, Queen успокоятся, воткнув песню в конец диска «A Night At"The Opera» и предоставят слушателям самостоятельно ее там обнаружить. Ничего подобного. У группы были другие планы. «Мы считали ее чудом из чудес и хотели выпустить в качестве сингла, — говорит Мэй. — Конечно, пришлось одолеть сопротивление людей, считавший, что „Bohemian Rhapsody" нельзя выпускать в полном объеме. Они говорили, что никому не хватит терпения дослушать ее до конца. Но мы стояли на своем: „Нет, либо целиком, либо никак". В этом смысле нам повезло — на сингле мог выйти только кусок песни». К счастью, подоспела помощь: «Кении Эверетт, ди-джей с „ВВС Radio One", прямо обезумел, услышав „Bohemian Rhapsody". Он даже стащил запись после презентации для журналистов. Потом Кении заиграл ее до дыр на своем канале, и я думаю, это с его подачи песня пошла гулять по стране». Несмотря на поддержку Эверетта и явный интерес публики, руководство EMI по-прежнему сомневалось в коммерческом потенциале подобной песни, и лишь с огромной неохотой лейбл уступил уговорам Queen. «Они решили, что мы спятили, — смеется Тейлор,— но все-таки...» В то время об этом никто не мог подозревать, но внезапное решение отснять промо-ролик на «Bohemian Rhapsody» впоследствии принесет немало пользы. «И до нас люди снимали клипы на свои песни, но обычно на кинопленку, — объясняет Джон Дикон. — Нам же пришлось иметь дело с видео. Все вышло случайно. В то время мы давали серию концертов и понимали, что никак не сможем выступить в студии „Тор Of The Pops" в четверг. Наши менеджеры договорились с мобильной станцией, и мы отсняли весь клип за каких-то четыре часа!» Промо-ролик «Bohemian Rhapsody», снятый в «ELstree Studios» режиссером Брюсом Гоуэрсом и обошедшийся всего в 4,500 фунтов, по большей части был добросовестной съемкой концертного выступления Queen. И все же Гоуэрс предпочел снимать в студийных условиях, при использовании ряда доступных телеаппаратуре эффек тов — скажем, для того, чтобы растянуть отражения четырех силуэтов участников Queen в бесконечность. «Для передачи эффекта эха в музыке мы воспользовались видео-эхом... все довольно просто, — вспоминает Гоуэрс. — Видеоряд развивал мотив обложки „Queen II" с четырьмя освещенными лицами на черном фоне. Получилось неплохо, хотя в то время я не был в восторге. Передо мной поставили четкую задачу — как можно скорее закончить съемки, чтобы группа успела попасть в паб до закрытия. С этим я справился». По мнению Тейлора, видеоролик «Bohemian Rhapsody» являлся простым способом повысить реноме группы без необходимости давать лишние концерты: «Ну, мы вроде как решили, что это отличный вариант донести музыку Queen до какой-нибудь далекой страны — скажем, до Австралии, — но при этом не ездить так далеко. Кстати, я ничего не имею против австралийцев...» Выпущенная в качестве сингла 31 октября 1975 года, «Bohemian Rhapsody» вскоре стала полномасштабным феноменом: песня достигла вершины британских чартов, где задержалась на целых девять недель, что в то время случалось нечасто. Видеоролик привлек не меньшее внимание: «Top Of The Pops» крутила его не переставая. «Понимаете, мы ведь не видели законченного клипа, пока его не показали в „Top Of The Pops", — вспоминает Тейлор. — И решили тогда: „Что ж, неплохо"». Брайан Мэй удивлен успехом клипа не меньше: «Никто и представить не мог, что наш видеоролик произведет подобный фурор. Его крутили неделю, забывали о нем, крутили снова — и внезапно видеоклипы обрели собственную коммерческую ценность». Билл Батт, сам режиссер видеоклипов, занимавшийся историей вопроса, соглашается с ним: «Это был первый ролик, снятый с использованием спецэффектов, что добавило целое новое измерение в уже знакомый формат... Сейчас этим никого не удивишь, но в те годы идея была совершенно новой». Разумеется, был один человек, который ни секунды не сомневался в тотальном успехе «Bohemian Rhapsody». «Знаете, я всегда был твердо уверен, что „Bohemian Rhapsody" станет хитом — вся целиком, во всей красе, — говорил Фредди Меркьюри. — Конечно, многие ругали песню на чем свет стоит. Но, с другой стороны, с чем ее вообще можно сравнивать?» Он был прав. «Bohemian Rhapsody» принесла Queen премию имени Айвора Новелло за 1975 год, а впоследствии номинировалась как «Лучшая запись последних 25 лет» британской Ассоциацией производителей фонограмм. И верно, после переиздания сингла в декабре 1991 года — через три недели после смерти Фредди — песня немедленно взлетела на вершину хит-списка. Это единственный пример в истории, когда песня повторила свое достижение, будучи издана в неизменном виде. Словно развивая этот успех, в июле 1992 года «...Rhapsody» поднялась до второй строчки в США, когда ее использование в одной из наиболее ярких сцен фильма «Мир Уэйна» возродило в аме-риканцах интерес к Queen. И все же остается один важный момент, так до конца и не проясненный: о чем, собственно, поется в «Bohemian Rhapsody»? «Только не просите меня объяснить, про что эта песня, потому что я, черт побери, не имею ни малейшего понятия! — упорствует Роджер Тейлор. — Здесь все заключено в самой атмосфере, в мире фантазий Фредди, где сплошь всякие „во имя Аллаха" и Вельзевулы... вся эта жуткая готика. Никто ведь не ждал, что песню будут всерьез анализировать». Единственный человек, который сумел бы распутать эту загадку, к несчастью умолк навеки. И все же можно предположить, как он откликнулся бы на эту просьбу. «Мне кажется, песни Queen — сплошной эскапизм, — однажды сказал Фредди Меркьюри. — Это как пойти на хороший фильм. После можно выйти из зала, потрепаться о том, какое было классное кино, и вернуться к насущным проблемам. Я не хочу изменить мир с помощью музыки. В наших песнях нет скрытых посланий... разве что в нескольких песнях Брайана, возможно... Мне нравится сочинять песни удовольствия ради, для сиюминутного потребления. Потом люди смогут забыть о них, выкинуть, как использованные салфетки. Послушал, понравилось, выбросил из головы и затем послушал еще что-нибудь. Одноразовая поп-музыка, так-то...»

Сорок лет назад, летом 1973 года, вышел дебютный альбом легендарных британцев Queen, безо всяких претензий названный просто - «Куин». Зато с претензиями была музыка - уже тогда, в первом альбоме, казалось, что играет не одна гитара, а целый гитарный оркестр, а Фредди Меркьюри у микрофона заменял собой целую опереточную труппу. Фредди нет в живых уже 22 года, но стараниями гитариста Брайана Мэя и барабанщика Роджера Тэйлора имя группы то здесь, то там всплывает в заголовках новостей.

Брайан Мэй и Роджер Тэйлор

Мэй, 65-летний гитарист и автор таких хитов группы, как We will Rock You и Tie Your Mother Down, не сидит без дела - не так давно он презентовал электронную версию книги «40 лет Queen», которая была разработана специально для iPad. Мэй (к слову, физик и математик по образованию) лично принимал участие в создании продукта. Еще в 2007 году музыкант завершил работу над диссертацией по астрофизике и участвовал в написании научной книги «Большой взрыв! Полная история Вселенной». До этой весны Брайан «подрабатывал» ректором Ливерпульского университета, пишет «Сегодня» .

Но, кстати, далеко не все технические новинки привлекают Мэя и 63-летнего барабанщика Роджера Тэйлора. Так, музыканты отказались от предложения использовать на своих выступлениях голограмму с изображением Меркьюри в полный рост, как это сделал рэпер Снуп Догг с голограммой покойного коллеги Тупака Шакура. Роджер Тэйлор назвал идею «воскрешения» Фредди «кощунством».

Кстати, кощунством считают многие давние фаны группы и концерты Мэя и Тэйлора с приглашенными вместо Меркьюри вокалистами. Если против союза музыкантов с Полом Роджерсом выступило не так уж много квиноманов (в конце концов, ветеран Роджерс тоже далеко не последняя фигура в истории рок-музыки), то недавние шоу с тридцатилетним Адамом Ламбертом вызвали массу критики и упреков. Куда там, мол, победителю реалити-шоу до талантов и харизмы Меркьюри. Но Мэю с Тэйлором все равно, да и Мэй, к тому же, подливает масла в огонь, записываясь с рэперами и Леди Гагой.

Джон Дикон

Басист группы, автор хита I Want to Break Free, отыграв в 1992 году на лондонском стадионе «Уэмбли» концерт памяти Меркьюри, дал клятву: «никаких Queen без Фредди». Принципиальный Дикон держит слово до сих пор: ушел из шоу-бизнеса и не принимает участия в концертах Мэя и Тейлора. Ему 61, он живет в небольшом городке к югу от Лондона со своей супругой Вероникой (пара вместе уже более сорока лет). У них шестеро детей, которым и в голову не приходит заниматься музыкой. Дикон лишь единожды высказался в прессе по поводу деятельности Мэя и Тэйлора - это было еще в конце девяностых, когда те перепели We are the Champions с Робби Уильямсом. Тогда Джон сказал, что Уильямс - никакая не замена Меркьюри, а классическая песня оказалась «загубленной».

Прах Меркьюри

После смерти осенью 1991 года тело Фредди кремировали в лондонском крематории Kensal Green, но до сих пор никто не знает наверняка, куда делся прах великого музыканта. По одной из версий, пепел находился в колумбарии кладбища примерно в течение года после кремации - только недавно обнаружили соответствующую мемориальную табличку. Потом прах был либо развеян в Лондоне у корней вишни, либо, по другим версиям, рассыпан в Занзибаре или же развеян над волнами Женевского озера. Именно там стоит и памятник Меркьюри - Фредди любил приезжать в Швейцарию, группа даже записала там несколько альбомов.

Меркьюри сыграет Борат Саша Барон Коен

О яркой жизни Фредди Меркьюри до сих пор не сняли ни одного байопика. Но скоро это упущение будет исправлено: на следующий год заявлен выход фильма о Фредди. У проекта пока нет названия, но известно, что главную роль сыграет скандально известный Саша Барон Коэн («Борат», «Диктатор»), а режиссером станет Том Хупер («Король говорит!»).