Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Биография. Биография Некоторые другие произведения

18.06.1907 – 17.01.1982

Писатель Варлам Шаламов родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны. В 1914 г. поступил в гимназию имени Александра Благословенного г. Вологды. В 1923 г. окончил единую трудовую школу второй ступени №6, располагавшуюся в бывшей гимназии. В 1924 г. уехал из Вологды и поступил на работу дубильщиком на кожевенный завод г. Кунцево Московской области.

В 1926-м поступает по направлению от завода на 1-й курс Московского текстильного института и одновременно по свободному набору на факультет советского права Московского государственного университета. Выбирает МГУ.

19 февраля 1929 г. арестован при облаве в подпольной типографии при печатании листовок под названием «Завещание Ленина». Получает за это как «социально-опасный элемент» 3 года заключения в лагерях. После содержания в Бутырской тюрьме прибывает с этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал). Работает на строительстве Березниковского химкомбината под руководством Э.П.Берзина, будущего начальника колымского Дальстроя. В лагере встречается с Галиной Игнатьевной Гудзь, будущей первой женой (поженились в 1934).

В октябре 1931 г. освобожден из исправительно-трудового лагеря, восстановлен в правах. В 1932 возвращается в Москву и начинает работать в профсоюзных журналах «За ударничество» и «За овладение техникой», с 1934 – в журнале «За промышленные кадры».

В 1936 г. Шаламов публикует первую новеллу «Три смерти доктора Аустино» в журнале «Октябрь» №1.

13 января 1937 г. писатель арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность и вновь помещен в Бутырскую тюрьму. Особым совещанием осужден на 5 лет заключения в исправительно-трудовых лагерях с использованием на тяжелых работах. 14 августа с большой партией заключенных на пароходе прибывает в бухту Нагаево (Магадан). До декабря 1938 г. работает в золотодобывающих забоях прииска «Партизан». В декабре 1938 г. арестован по лагерному «делу юристов». Находится в следственной тюрьме в Магадане («Дом Васькова»), после чего переведен в тифозный карантин магаданской пересыльной тюрьмы. С апреля 1939 по май 1943 работает в геологоразведочной партии на прииске «Черная речка», в угольных забоях лагерей «Кадыкчан» и «Аркагала», на общих работах на штрафном прииске «Джелгала».

В мае 1943 г. арестован по доносу солагерников «за антисоветские высказывания» и за похвалу в адрес писателя И.А. Бунина. 22 июня 1943 г. на суде в пос. Ягодном осужден за антисоветскую агитацию на 10 лет лагерей. Осенью 1943 г. в состоянии «доходяги» попадает в лагерную больницу «Беличья» близ пос. Ягодное. После выписки работает в шахте на прииске «Спокойный». Летом 1945 тяжело больным находится в больнице «Беличья». С помощью сочувствующих медиков выходит из предсмертного состояния. Остается временно в больнице культоргом и подсобным рабочим.

Осенью 1945 г. работает с лесорубами в тайге на зоне «Ключ Алмазный». Не выдержав нагрузки, решается на побег. В наказание направляется на общие работы на штрафной прииск «Джелгала». Весной 1946 г. находится на общих работах на прииске «Сусуман». С подозрением на дизентерию вновь попадает в больницу «Беличья». После выздоровления с помощью врача А.М. Пантюхова направляется на учебу на курсы фельдшеров в лагерную больницу на 23-й километр от Магадана. После окончания курсов направляется на работу фельдшером хирургического отделения в Центральную больницу для заключенных «Левый берег» (пос. Дебин, 400 км от Магадана). Доработает фельдшером в поселке лесорубов «Ключ Дусканья». Начинает писать стихи, вошедшие затем в цикл «Колымские тетради». В 1950 – 1951 гг. работает фельдшером приемного покоя больницы «Левый берег».

13 октября 1951 г. срок заключения окончен. В последующие два года по направлению треста «Дальстрой» работает фельдшером в поселках Барагон, Кюбюма, Лирюкован (Оймяконский район, Якутия), чтобы заработать деньги для отъезда с Колымы. Продолжает писать стихи и написанное отправляет через знакомого врача Е.А. Мамучашвили в Москву к Б.Л. Пастернаку. Получает ответ. Начинается переписка двух поэтов.

12 ноября 1953 г. возвращается в Москву, встречается с семьей. Сразу же встречается с Б.Л. Пастернаком, который помогает установить контакты с литературными кругами. В 1954 г. Шаламов начинает работу над первым сборником «Колымские рассказы». К этому же времени относится расторжение брака с Г. И. Гудзь.

В 1956 г. переезжает в Москву, заключает брак с О.С. Неклюдовой. Работает внештатным корреспондентом журнала «Москва», Публикует первые стихи из «Колымских тетрадей» в журнале «Знамя», №5. В 1957 - 1958 гг. переносит тяжелое заболевание, приступы болезни Меньера, лечится в Боткинской больнице.

В 1961 г. издает первую книжку стихов «Огниво». Продолжает работать над «Колымскими рассказами» и «Очерками преступного мира». В 1964 г. издает книгу стихов «Шелест листьев». Год спустя завершает сборники рассказов колымского цикла «Левый берег» и «Артист лопаты».

В 1966 г. Шаламов разводится с О.С. Неклюдовой. Знакомится с И.П. Сиротинской, в ту пору сотрудницей Центрального государственного архива литературы и искусства.

В 1966 – 1967 гг. создает сборник рассказов «Воскрешение лиственницы». В 1967 г. издает книгу стихов «Дорога и судьба». В 1968 – 1971 гг. работает над автобиографической повестью «Четвертая Вологда». В 1970 - 1971 гг. – над «Вишерским антироманом».

В 1972 г. на Западе, в издательстве «Посев», были опубликованы «Колымские рассказы». Шаламов пишет письмо в «Литературную газету» с протестом против самовольных незаконных изданий, нарушающих авторскую волю и право. Многие коллеги-литераторы воспринимают это письмо как отказ от «Колымских рассказов» и порывают отношения с писателем.

В 1972 г. Шаламов издает книгу стихов «Московские облака». Принят в Союз писателей СССР. В 1973 – 1974 гг. работает над циклом «Перчатка, или КР-2» (заключительным циклом «Колымских рассказов»). В 1977 г. издает книгу стихов «Точка кипения». В связи с 70-летием представлен к ордену «Знак почета», но награды не получает.

В 1978 г. в Лондоне, в издательстве «Overseas Publications», выходит книга «Колымские рассказы» на русском языке. Издание осуществлено также вне воли автора. Здоровье Шаламова резко ухудшается. Начинает терять слух и зрение, учащаются приступы болезни Меньера с потерей координации движений. В 1979 г. с помощью друзей и Союза писателей направляется в пансионат для престарелых и инвалидов.

В 1980 г. получил известие о присвоении ему премии французского Пен-клуба, но премии так и не получил. В 1980 - 1981 гг. - переносит инсульт. В минуты подъема читает стихи навещавшему его любителю поэзии А.А. Морозову. Последний публикует их в Париже, в «Вестнике русского христианского движения».

14 января 1982 г. по заключению медкомиссии переводится в пансионат для психохроников. 17 января 1982 г. умирает от крупозного воспаления легких. Похоронен на Кунцевском кладбище г. Москвы.

Биография составлена И.П.Сиротинской, уточнения и дополнения – В.В. Есипов.

Плюсануть

Судьба человека предопределяется, как полагают многие, его характером. Биография Шаламова - тяжелая и чрезвычайно трагическая - следствие его нравственных воззрений и убеждений, становление которых происходило уже в отрочестве.

Детство и юность

Варлам Шаламов родился в Вологде в 1907 году. Отец его был священником, человеком, выражающим прогрессивные взгляды. Возможно, обстановка, которая окружала будущего писателя, и родительское мировоззрение дали первый толчок в развитии этой необыкновенной личности. В Вологде проживали ссыльные заключенные, с которыми отец Варлама всегда стремился поддерживать отношения и оказывал всяческую поддержку.

Биография Шаламова отображена частично в его повести «Четвертая Вологда». Уже в юные годы в авторе этого произведения начала формироваться жажда справедливости и стремление бороться за нее любой ценой. Идеалом Шаламова в те годы был образ народовольца. Жертвенность его подвига вдохновляла молодого человека и, возможно, предопределила всю дальнейшую судьбу. Художественная одаренность проявилась в нем с ранних лет. Вначале его дар выражался в непреодолимой тяге к чтению. Читал он запоем. Будущего создателя литературного цикла о советских лагерях интересовала различная проза: начиная с приключенческих романов и заканчивая философскими идеями Иммануила Канта.

В Москве

Биография Шаламова включает в себя судьбоносные события, произошедшие в первый период пребывания в столице. В Москву он уехал в семнадцатилетнем возрасте. Сперва работал дубильщиком на заводе. Спустя два года поступил в университет на факультет права. Литературная деятельность и юриспруденция - направления на первый взгляд несовместимые. Но Шаламов был человеком действия. Ощущение, что годы проходят зря, томило его уже в ранней молодости. Будучи студентом, он был участником литературных диспутов, митингов, демонстраций и

Первый арест

Биография Шаламова - это сплошь тюремные заключения. Первый арест состоялся в 1929 году. К трем годам заключения был приговорен Шаламов. Очерки, статьи и множество фельетонов было создано писателем в тот тяжелый период, наступивший после возвращения из Северного Урала. Пережить долгие годы пребывания в лагерях ему, быть может, дало силы убеждение, что все эти события являются испытанием.

Относительно первого ареста писатель в автобиографической прозе однажды сказал, что именно это событие положило начало настоящей общественной жизни. Позже, имея за своей спиной горький опыт, Шаламов поменял свои взгляды. Он не верил уже в то, что страдание очищает человека. Скорее, оно приводит к растлению души. Лагерь он называл школой, которая несет исключительно отрицательное влияние на кого угодно с первого по последний день.

Но годы, которые Варлам Шаламов провел на Вишере, он не смог не отобразить в своем творчестве. Спустя четыре года он вновь был арестован. Пять лет Колымских лагерей стали приговором Шаламова в страшном 1937 году.

На Колыме

Один арест следовал за другим. В 1943 году Шаламов Варлам Тихонович был взят под стражу лишь за то, что назвал писателя-эмигранта Ивана Бунина русским классиком. На этот раз Шаламов остался в живых благодаря тюремному врачу, который на свой страх и риск отправил его на курсы фельдшеров. На ключе Дусканья Шаламов впервые стал записывать свои стихи. После освобождения он еще два года не мог покинуть Колыму.

И только после смерти Сталина Варлам Тихонович смог вернуться в Москву. Здесь он встретился с Борисом Пастернаком. Личная жизнь Шаламова не сложилась. Слишком долгое время он был оторван от семьи. Его дочь повзрослела без него.

Из Москвы ему удалось перебраться в Калининскую область и устроиться в качестве мастера на торфоразработках. Все свободное от тяжелой работы время посвящал писательству Варламов Шаламов. «Колымские рассказы», которые создавал в те годы заводской мастер и агент по снабжению, сделали из него классика русской и антисоветской литературы. Рассказы вошли в мировую культуру, стали памятником бесчисленным жертвам

Творчество

В Лондоне, Париже и Нью-Йорке рассказы Шаламова были опубликованы раньше, чем в Советском Союзе. Сюжет произведений из цикла «Колымские рассказы» - тягостное изображение тюремного быта. Трагические судьбы героев похожи одна на другую. Они стали заключенными советского ГУЛАГа по воле беспощадного случая. Заключенные измождены и истощены голодом. Дальнейшая их судьба зависит, как правило, от произвола начальников и блатных.

Реабилитация

В 1956 году Шаламов Варлам Тихонович был реабилитирован. Но произведения его все еще не попадали в печать. Советские критики полагали, что в творчестве этого писателя отсутствует «трудовой энтузиазм», но есть лишь «абстрактный гуманизм». Такую рецензию весьма тяжело воспринимал Варламов Шаламов. "Колымские рассказы" - произведение, созданное ценой жизни и крови автора, - оказалось ненужным обществу. Лишь творчество и дружеское общение поддерживали в нем дух и надежду.

Стихи и прозу Шаламова увидели советские читатели лишь после его смерти. До конца своих дней, несмотря на слабое, подорванное лагерями здоровье, он не прекращал писать.

Публикация

Впервые произведения из колымского сборника появились на родине писателя в 1987 году. И на этот раз его неподкупное и суровое слово было необходимо читателям. Благополучно идти вперед и оставить в забытье на Колыме было уже невозможно. То, что голоса даже умерших свидетелей могут звучать во всеуслышание, этот писатель доказал. Книги Шаламова: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Очерки преступного мира» и другие - свидетельство того, что ничего не забыто.

Признание и критика

Произведения этого писателя представляют собой одно целое. Тут и единство души, и судьбы людей, и мысли автора. Эпопея о Колыме - это ветви огромного дерева, мелкие ручьи единого потока. Сюжетная линия одного рассказа плавно перетекает в другую. И в произведениях этих нет вымысла. В них только правда.

К сожалению, оценить отечественные критики творчество Шаламова смогли только после его смерти. Признание в литературных кругах наступило в 1987 году. А в 1982-ом, после длительной болезни, Шаламов умер. Но даже в послевоенное время он остался неудобным писателем. Его творчество не вписывалось в советскую идеологию, но было чуждо и новому времени. Все дело в том, что в произведениях Шаламова отсутствовала открытая критика власти, от которой он пострадал. Возможно, «Колымские рассказы» слишком уникальны по идейному содержанию, чтобы их автора можно было поставить в один ряд с другими фигурами русской или советской литературы.

Варлам Шаламов


СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

ТОМ 1

КОЛЫМСКИЕ РАССКАЗЫ


Как топчут дорогу по снежной целине? Впереди идет человек, потея и ругаясь, едва переставляя ноги, поминутно увязая в рыхлом глубоком снегу. Человек уходит далеко, отмечая свой путь неровными черными ямами. Он устает, ложится на снег, закуривает, и махорочный дым стелется синим облачком над белым блестящим снегом. Человек уже ушел дальше, а облачко все еще висит там, где он отдыхал, - воздух почти неподвижен. Дороги всегда прокладывают в тихие дни, чтоб ветры не замели людских трудов. Человек сам намечает себе ориентиры в бескрайности снежной: скалу, высокое дерево, - человек ведет свое тело по снегу так, как рулевой ведет лодку по реке с мыса на мыс.

По проложенному узкому и неверному следу двигаются пять-шесть человек в ряд плечом к плечу. Они ступают около следа, но не в след. Дойдя до намеченного заранее места, они поворачивают обратно и снова идут так, чтобы растоптать снежную целину, то место, куда еще не ступала нога человека. Дорога пробита. По ней могут идти люди, санные обозы, тракторы. Если идти по пути первого след в след, будет заметная, но едва проходимая узкая тропка, стежка, а не дорога - ямы, по которым пробираться труднее, чем по целине. Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.


На представку


Играли в карты у коногона Наумова. Дежурные надзиратели никогда не заглядывали в барак коногонов, справедливо полагая свою главную службу в наблюдении за осужденными по пятьдесят восьмой статье. Лошадей же, как правило, контрреволюционерам не доверяли. Правда, начальники-практики втихомолку ворчали: они лишались лучших, заботливейших рабочих, но инструкция на сей счет была определенна и строга. Словом, у коногонов было всего безопасней, и каждую ночь там собирались блатные для своих карточных поединков.

В правом углу барака на нижних нарах были разостланы разноцветные ватные одеяла. К угловому столбу была прикручена проволокой горящая «колымка» - самодельная лампочка на бензинном паре. В крышку консервной банки впаивались три-четыре открытые медные трубки - вот и все приспособление. Для того чтобы эту лампу зажечь, на крышку клали горячий уголь, бензин согревался, пар поднимался по трубкам, и бензиновый газ горел, зажженный спичкой.

На одеялах лежала грязная пуховая подушка, и по обеим сторонам ее, поджав по-бурятски ноги, сидели партнеры - классическая поза тюремной карточной битвы. На подушке лежала новенькая колода карт. Это не были обыкновенные карты, это была тюремная самодельная колода, которая изготовляется мастерами сих дел со скоростью необычайной. Для изготовления ее нужны бумага (любая книжка), кусок хлеба (чтобы его изжевать и протереть сквозь тряпку для получения крахмала - склеивать листы), огрызок химического карандаша (вместо типографской краски) и нож (для вырезывания и трафаретов мастей, и самих карт).

Сегодняшние карты были только что вырезаны из томика Виктора Гюго - книжка была кем-то позабыта вчера в конторе. Бумага была плотная, толстая - листков не пришлось склеивать, что делается, когда бумага тонка. В лагере при всех обысках неукоснительно отбирались химические карандаши. Их отбирали и при проверке полученных посылок. Это делалось не только для пресечения возможности изготовления документов и штампов (было много художников и таких), но для уничтожения всего, что может соперничать с государственной карточной монополией. Из химического карандаша делали чернила, и чернилами сквозь изготовленный бумажный трафарет наносили узоры на карту - дамы, валеты, десятки всех мастей… Масти не различались по цвету - да различие и не нужно игроку. Валету пик, например, соответствовало изображение пики в двух противоположных углах карты. Расположение и форма узоров столетиями были одинаковыми - уменье собственной рукой изготовить карты входит в программу «рыцарского» воспитания молодого блатаря.

Новенькая колода карт лежала на подушке, и один из играющих похлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми, нерабочими пальцами. Ноготь мизинца был сверхъестественной длины - тоже блатарский шик, так же, как «фиксы» - золотые, то есть бронзовые, коронки, надеваемые на вполне здоровые зубы. Водились даже мастера - самозваные зубопротезисты, немало подрабатывающие изготовлением таких коронок, неизменно находивших спрос. Что касается ногтей, то цветная полировка их, бесспорно, вошла бы в быт преступного мира, если б можно было в тюремных условиях завести лак. Холеный желтый ноготь поблескивал, как драгоценный камень. Левой рукой хозяин ногтя перебирал липкие и грязные светлые волосы. Он был подстрижен «под бокс» самым аккуратнейшим образом. Низкий, без единой морщинки лоб, желтые кустики бровей, ротик бантиком - все это придавало его физиономии важное качество внешности вора: незаметность. Лицо было такое, что запомнить его было нельзя. Поглядел на него - и забыл, потерял все черты, и не узнать при встрече. Это был Севочка, знаменитый знаток терца, штоса и буры - трех классических карточных игр, вдохновенный истолкователь тысячи карточных правил, строгое соблюдение которых обязательно в настоящем сражении. Про Севочку говорили, что он «превосходно исполняет» - то есть показывает умение и ловкость шулера. Он и был шулер, конечно; честная воровская игра - это и есть игра на обман: следи и уличай партнера, это твое право, умей обмануть сам, умей отспорить сомнительный выигрыш.

Играли всегда двое - один на один. Никто из мастеров не унижал себя участием в групповых играх вроде очка. Садиться с сильными «исполнителями» не боялись - так и в шахматах настоящий боец ищет сильнейшего противника.

Партнером Севочки был сам Наумов, бригадир коногонов. Он был старше партнера (впрочем, сколько лет Севочке - двадцать? тридцать? сорок?), черноволосый малый с таким страдальческим выражением черных, глубоко запавших глаз, что, не знай я, что Наумов железнодорожный вор с Кубани, я принял бы его за какого-нибудь странника - монаха или члена известной секты «Бог знает», секты, что вот уже десятки лет встречается в наших лагерях. Это впечатление увеличивалось при виде гайтана с оловянным крестиком, висевшего на шее Наумова, - ворот рубахи его был расстегнут. Этот крестик отнюдь не был кощунственной шуткой, капризом или импровизацией. В то время все блатные носили на шее алюминиевые крестики - это было опознавательным знаком ордена, вроде татуировки.

Он начинал свой творческий путь с написания стихов. Стал известен благодаря публицистическому циклу, посвящённому жизни заключённых. Биография Шаламова отражена в его творчестве, прежде всего в книгах «Несколько моих жизней», «Четвертая Вологда». Сборник, принесший писателю мировую известность, - «Колымские рассказы».

Для того чтобы узнать больше о биографии Шаламова, следует, конечно, ознакомиться с его книгами. А именно прочитать «Колымские рассказы», «Четвёртую Вологду», сборник стихотворений «Колымские тетради». В этой же статье приведены основные факты из биографии Шаламова.

Сын священника

На детство и юность будущего писателя пришлось и счастливое время, и трагическое. Судьба Шаламова не щадила. Но вопреки всему он до последних дней своей жизни оставался человеком.

Шаламов Варлам Тихонович родился в 1907 году, в семье потомственного священнослужителя. Он хорошо помнил Первую мировую войну. Воспоминания детства отражены в вышеупомянутой книге «Несколько моих жизней». Оба брата Шаламова были на войне. Один из них погиб. После его смерти отец ослеп. Тихон Шаламов пережил старшего сына на целых тринадцать лет.

Ранние годы

Семья была дружной, с прочными семейными традициями. Писать стихи Варлам Шаламов начал очень рано. Отец поддерживал в сыне любовь к литературе. Однако вскоре родительской библиотеки мальчику стало недостаточно.

Юношеским идеалом Шаламова стали народовольцы. Он восхищался их жертвенностью, героизмом, проявляющимся в сопротивлении мощи самодержавного государства. Стоит сказать, что уже в ранние годы будущий писатель демонстрировал удивительную одарённость. В одной из книг Шаламов сказал, что безграмотным себя не помнит. Читать он научился в три года.

В отрочестве его больше всего привлекали приключенческие произведения Дюма. Позже диапазон литературы, вызывающей в будущем прозаике неуемный интерес, удивительно расширился. Он стал читать всё: начиная от Дюма, заканчивая Кантом.

Годы учебы

В 1914 году Шаламов поступил в гимназию. Завершить средние образование ему удалось лишь после революции. Спустя десять лет после поступления в гимназию будущий писатель переехал в столицу. В Москве он два года работал дубильщиком на кунцевском заводе. А в 1926 году поступил в МГУ, на факультет советского права.

Подавая документы в университет, Шаламов скрыл свое социальное происхождение. Он не указал, что принадлежит к семье, в которой мужчины из поколения в поколение были священниками. За что и был исключен.

Первое заключение

Первый арест Варлама Шаламова произошел в феврале 1929 года. Молодой поэт был задержан при облаве подпольной типографии. После этого события к Шаламову был прикреплен ярлык «социально опасный элемент». Последующие три года он провел в лагерях. Этот период Шаламов работал на строительстве химкомбината под руководством человека, впоследствии ставшего начальником колымского "Дальстроя".

Второй арест

В 1931 году Шаламов был освобождён из исправительно-трудового лагеря. Некоторое время он работал в профсоюзных журналах «За овладение техникой» и «За ударничество». В 1936 году опубликовал первое прозаическое произведение «Три смерти доктора Аустино».

На 1937 год пришлась новая волна репрессий. Не миновала она и Варлама Шаламова. Писатель был арестован за контрреволюционную троцкистскую деятельность. Шаламова вновь поместили в Бутырскую тюрьму, он был осужден на пять лет. В начале августа его с большой партией заключенных на пароходе отправили в Магадан. В течение года он работал в золотодобывающих забоях.

Срок Шаламова был увеличен в декабре 1938 года. Его арестовали по лагерному «делу юристов». С 1939 он работал на прииске «Черная река», а также в угольных забоях. В «Колымских рассказах» Шаламов не только рассказал о быте заключённых, но и поведал о душевном состоянии человека, длительное время лишенного свободы.

Жизнь заключенных в произведениях Шаламова

Главные составляющие существования зэка - бессонница, голод, холод. В такой обстановке не завязывалась никакая дружба. По мнению Шаламова, привязанность, взаимное уважение могли быть заложены лишь на свободе. В лагере человек лишался всего человеческого, в нём оставались лишь злоба, недоверие и ложь.

Большое распространение имели доносы в лагерях. Имели они место и на свободе. Второй срок Шаламова заканчивался в 1942 году. Но его не освободили: вышло постановление, согласно которому заключенные должны были находиться в лагере до окончания войны. В мае 1943 года Шаламов был арестован. Причиной его несчастья на этот раз стала похвала в адрес писателя Ивана Бунина. Арестован Шаламов был по доносу солагерников. Спустя месяц приговорён к десяти годам заключения.

Фельдшер

В 1943 году Шаламов попал под категорию так называемых доходяг - зэков, находящихся на последней стадии физического истощения. В этом состоянии он попал в лагерную больницу, после выписки работал несколько лет на прииске «Спокойный».

В больницу Шаламов попадал несколько раз. Так, 1946 году его госпитализировали с подозрением на дизентерию. Благодаря одному из врачей Шаламов после выздоровления был направлен на курсы фельдшеров в больницу, расположенную в двадцати трех километрах от Магадана. После окончания учебы он работал в хирургическом отделении. Фельдшером он работал ещё несколько лет после освобождения.

Срок заключения был окончен в 1951 году. Приблизительно в это время Шаламов отправил Борису Пастернаку сборник своих стихов. В 1953 году, возвратившись в Москву, Шаламов встретился с родственниками. Пастернак помог ему установить контакты в литературном мире. В 1954 году Варлам Шаламов начал работу над «Колымскими рассказами».

Семья

В середине пятидесятых Шаламов развёлся с Галиной Гудзь, брак с которой был заключён в 1932 году. Писатель всего был женат дважды. В 1956 он заключил брак с Ольгой Неклюдовой. В первом браке у прозаика родилась дочь Елена. С Неклюдовой - детской писательницей - Шаламов развелся в 1965 году. В этом браке детей не было. У Неклюдовой был сын, ставший впоследствии известным фольклористом.

Последние годы

Биография Шаламова включает двадцать лет лагерей. Пребывание в заключении не прошло бесследно. В конце пятидесятых он перенес тяжелое заболевание, долгое время лечился в Боткинской больнице. После выздоровления издал сборник стихов «Огниво». А спустя три года - «Шелест листьев».

В конце 70-х писатель начал резко терять слух, зрение, способность к координации движений. В 1979 году Шаламова направили в пансионат для престарелых и инвалидов. Спустя два года он перенес инсульт. В 1982 году Шаламов был обследован, в результате чего переведён в интернат для психохроников. Однако во время транспортировки автор «Колымских рассказов» простудился, заболел пневмонией. Умер Шаламов Варлам Тихонович 17 января 1982 года. Похоронен на Кунцевском кладбище. На могиле писателя позже установили памятник скульптора Федота Сучкова.

Творчество Шаламова

Выше упомянуто знакомство героя сегодняшней статьи с автором «Доктора Живаго». Стихи Варлама Шаламова Пастернак высоко ценил. Поэтов связывала многолетняя дружба. Однако после того как Пастернак отказался от Нобелевской премии, их пути разошлись.

Среди поэтических сборников, созданных Варламом Шаламовым, помимо вышеупомянутых, стоит назвать также «Московские облака», «Точку кипения», цикл «Дорога и судьба». В «Колымские тетради» вошло шесть стихотворений и поэм. К прозаическим произведениям Варламова Шаламова относятся антироман «Вишера» и повесть «Фёдор Раскольников». В 2005 году на экраны вышел фильм, снятый по мотивам «Колымских рассказов». Творчеству и биографии Шаламова посвящено несколько документальных кинолент.

«Колымские рассказы» впервые были опубликованы на Западе. Следующий раз этот сборник опубликовали спустя четыре года в Лондоне. И первое, и второе издание «Колымских рассказов» Шаламова осуществлено было против его воли. При жизни писателя ни одно из его произведений, посвященных ГУЛАГу, не вышло.

«Колымские рассказы»

Произведения Шаламова пропитаны реалистичностью, несгибаемым мужеством. Каждая из историй, включённых в «Колымские рассказы», достоверна. Сборник рассказывает о жизни, которую пришлось пережить большому количеству людей. И лишь единицы из них (Варлам Шаламов, Александр Солженицын) смогли, нашли в себе силы поведать читателям о безжалостных сталинских лагерях.

В «Колымских рассказах» Шаламов поднял основной нравственный вопрос советской эпохи. Писатель раскрыл ключевую проблему того времени, а именно противостояние личности тоталитарному государству, не щадящему человеческих судеб. Сделал он это посредством изображения быта заключённых.

Герои рассказов - люди, сосланные в лагеря. Но Шаламов не только поведал о суровых, бесчеловечных, несправедливых наказаниях, которыми они подвергались. Он показал, в кого превращается человек вследствие длительного заключения. В рассказе «Сухим пайком» эта тема раскрыта особенно ярко. Автор рассказал о том, насколько гнёт государства подавляет личность, растворяет его душу.

В обстановке постоянного голода, холода, люди превращаются в зверей. Они уже ничего не осознают. Они желают лишь тепла и еды. Главными ценностями становятся элементарные вещи. Заключенным управляет тупая и ограниченная жажда жизни. Сам же автор утверждал, что "Колымские рассказы" - это попытка решить некие важные нравственные вопросы, которые просто не могут быть разрешены на любом другом материале.

В трагическом хоре голосов, воспевающих ужасы сталинских лагерей, Варлам Шаламов исполняет одну из первых партий. Автобиографические “Колымские рассказы” повествуют о нечеловеческих испытаниях, которые выпали на долю целого поколения. Пережив круги ада тоталитарных репрессий, писатель преломил их через призму художественного слова и встал в ряд классиков русской литературы 20 века.

Детство и юность

Варлам Тихонович Шаламов родился в Вологде 5 июня 1907 года. Он происходил из потомственной семьи священников. Его отец, как дед и дядя, был пастырем Русской православной церкви. Тихон Николаевич занимался миссионерством, проповедовал алеутским племенам на далеких островах (ныне территория Аляски) и в совершенстве знал английский язык. Мать писателя занималась воспитанием детей, а в последние годы жизни работала в школе. Варлам был пятым ребенком в семье.

Мальчик научился читать в 3 года и жадно поглощал всё, что попадалось в семейной библиотеке. Литературные пристрастия с возрастом усложнялись: он переходил от приключений к философским сочинениям. Будущий писатель обладал тонким художественным вкусом, критическим мышлением и стремлением к справедливости. Под влиянием книг в нем рано сформировались идеалы, близкие к народовольческим.

Уже в детстве Варлам пишет первые стихи. В 7 лет мальчика отдают в гимназию, но образование прерывается революцией, поэтому школу тот закончит только в 1924 году. Опыт детских и юношеских лет писатель обобщает в “Четвертой Вологде” - повести о ранних годах жизни.


Окончив школу, парень отправляется в Москву и вливается в ряды столичного пролетариата: он идет на завод и 2 года оттачивает мастерство дубильщика на кожевенном производстве. А с 1926 по 1928 годы получает высшее образование в МГУ, изучая советское право. Но из университета его исключают, узнав из доносов однокурсников о “социально неугодном” происхождении. Так репрессивная машина впервые вторгается в биографию писателя.

В студенческие годы Шаламов посещает литературный кружок, организованный журналом “Новый ЛЕФ”, где знакомится и общается с прогрессивной писательской молодежью.

Аресты и заключения

В 1927 году Шаламов участвует в акции протеста, приуроченной к десятой годовщине Октябрьской революции. В составе группы подпольных троцкистов выступает с лозунгами “Долой Сталина!” и призывает вернуться к истинным заветам . В 1929 году за участие в деятельности троцкистской группировки Варлам Шаламов впервые взят под стражу и “без суда и следствия” отправляется на 3 года в исправительные лагеря в качестве “социально вредного элемента”.


С этого времени начинаются его многолетние арестантские мытарства, затянувшиеся до 1951 года. Первый срок писатель отбывает в Вишлаге, куда в апреле 1929-го прибывает этапом из Бутырской тюрьмы. На севере Урала заключенные участвуют в крупнейшей стройке первой пятилетки - возводят в Березниках химический комбинат всесоюзного значения.

Освободившись в 1932 году, Шаламов возвращается в Москву и зарабатывает на жизнь писательским трудом, сотрудничая с производственными газетами и журналами. Однако в 1936 году мужчине вновь припоминают “грязное троцкистское прошлое” и обвиняют в контрреволюционной деятельности. На сей раз его осуждают на 5 лет и в 1937-м отправляют в суровый Магадан на самые тяжелые работы - золотодобывающие забойные прииски.


Срок осуждения заканчивался в 1942 году, но заключенных отказались выпускать до окончания Великой Отечественной войны. К тому же Шаламову постоянно “пришивали” новые сроки по разным статьям: здесь и лагерное “дело юристов”, и “антисоветские высказывания”. В итоге срок писателя разросся до 10 лет.

За эти годы он успел сменить пять приисков в Колымских лагерях, кочевал по поселкам и шахтам в качестве забойщика, лесоруба и землекопа. Ему довелось отлеживаться в медицинских бараках как “доходяге”, который уже не способен ни на какой физический труд. В 1945 году, обессилев от невыносимых условий, с группой заключенных пытается сбежать, но только усугубляет ситуацию и в наказание определяется в штрафной прииск.


Попав в очередной раз в больницу, Шаламов остается там помощником, а после получает направление на курсы фельдшеров. Окончив обучение в 1946 году, Варлам Тихонович до конца тюремного срока работает в лагерных больницах Дальнего Востока. Получив освобождение, но будучи пораженным в правах, писатель еще полтора года работает в Якутии и копит деньги на билет в Москву, куда вернется только в 1953 году.

Творчество

Отбыв первый срок заключения, Шаламов работал журналистом в московских профсоюзных изданиях. В 1936 году был опубликован его первый художественный рассказ на страницах “Октября”. 20-летнее изгнание повлияло на творчество писателя, хотя и в лагерях тот не оставляет попыток записывать свои стихи, которые лягут в основу цикла “Колымские тетради”.


Программным произведением Шаламова по праву считаются “Колымские рассказы”. Этот сборник посвящен бесправным годам сталинских лагерей на примере жизни узников Севвостлага и состоит из 6 циклов (“Левый берег”, “Артист лопаты”, “Очерки преступного мира” и т.д.).

В нем художник описывает жизненный опыт людей, сломленных системой. Лишенный свободы, опоры и надежды, изможденный голодом, холодом и непосильным трудом, человек теряет свое лицо и самую человечность - в этом писатель глубоко убежден. В заключенном атрофируется способность к дружбе, состраданию и взаимоуважению, когда вопрос выживания выходит на передний план.


Шаламов был против публикации “Колымских рассказов” отдельным изданием, и в полном собрании они были изданы в России только посмертно. На основе произведения в 2005 году снят фильм.


В 1960-70-е годы Варлам Тихонович выпускает сборники стихов, пишет воспоминания о детстве (повесть “Четвертая Вологда”) и опыте первого лагерного заключения (антироман “Вишера”).

Последний цикл стихотворений выходит в 1977 году.

Личная жизнь

Судьба вечного арестанта не помешала писателю выстроить личную жизнь. Со своей первой женой Галиной Игнатьевной Гудзь Шаламов знакомится в Вишерском лагере. Там, по его словам, он “отбил” ее у другого заключенного, которого девушка приезжала навестить. В 1934 году пара поженилась, и спустя год у них родилась дочь Елена.


При втором аресте писателя репрессиям подверглась и жена: Галину сослали в отдаленное село Туркменистана, где она прожила до 1946 года. Семья собирается вместе только в 1953-м, когда Шаламов возвращается из дальневосточных поселений в Москву, но уже в 1954 году супруги разводятся.


Второй женой Варлама Тихоновича была Ольга Сергеевна Неклюдова, член Союза советских писателей. Шаламов стал четвертым и последним ее мужем. Брак продлился 10 лет, детей у пары не было.

После развода в 1966 году и до самой смерти писатель остается одиноким.

Смерть

В последние годы жизни состояние здоровья писателя было крайне тяжелым. Десятилетия изнурительных работ на пределе человеческих ресурсов не прошли даром. Еще в конце 1950-х он переносит тяжкие приступы болезни Меньера, а в 70-е постепенно лишается слуха и зрения.


Мужчина не способен координировать собственные движения и с трудом перемещается, и в 1979 году друзья и коллеги перевозят его в Дом инвалидов. Испытывая трудности с речью и координацией, Шаламов не оставляет попыток писать стихи.

В 1981 году у писателя случился инсульт, после чего принимается решение отправить его в пансионат для людей, страдающих хроническими психическими заболеваниями. Там он и умирает 17 января 1982 года, причина смерти - крупозное воспаление легких.


Сын священника, Шаламов всегда считал себя неверующим, однако его отпели согласно православному обряду и похоронили на Кунцевском кладбище Москвы. Сохранились фото с похорон писателя.

Имени Шаламова посвящены несколько музеев и экспозиций, расположенных в разных частях страны: в Вологде, на малой родине автора, на Колыме, где тот работал фельдшером, в Якутии, где писатель отбывал свои последние ссыльные дни.

Библиография

  • 1936 - “Три смерти доктора Аустино”
  • 1949-1954 - “Колымские тетради”
  • 1954-1973 - “Колымские рассказы”
  • 1961 - “Огниво”
  • 1964 - “Шелест листьев”
  • 1967 - “Дорога и судьба”
  • 1971 - “Четвертая Вологда”
  • 1972 - “Московские облака”
  • 1973 - “Вишера”
  • 1973 - “Федор Раскольников”
  • 1977 - “Точка кипения”