Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Безумная жизнь художника мориса утрилло. Репродукции картин мориса утрилло Художник утрилло морис картины

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Мориса Утрилло. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Мориса Утрилло на натуральном холсте.

Морис Утрилло – сын профессиональной натурщицы, известной по образам картин Огюста Ренуара, Пьера Пюви де Шаванна, Винсента ван Гога, Анри де Тулуза-Лотрека, Берты Моризо, которым она позировала, а впоследствии – художницы Сюзанны Валадон. Отцом Мориса предположительно был художник- любитель Буасси. В 1891 году в восьмилетнем возрасте мальчика усыновил испанский художественный критик и писатель Мигюэль Утрилло.

Художественного образования как такового Морис не получил, начал рисовать по подсказкам матери и наблюдая за работой художников парижского района Монмартр, в котором родился.

Но путь к искусству был непростым. В подростковом возрасте Морис пристрастился к алкоголю. Ему приходилось из предместья самостоятельно добираться до парижского колледжа, где он учился. Его иногда подвозили штукатуры, угощали 14-летнего парнишку вином... Из-за пагубного пристрастия ему пришлось бросить колледж. Если не удавалось раздобыть рюмку абсента, он впадал в ярость: рвал тетради и одежду, ломал мебель, угрожал самоубийством. К 16 годам он стал предметом всеобщих насмешек. Тогда по совету психиатра, мать и стала учить сына рисовать, буквально водя по бумаге рукой сына с карандашом. Первоначально карандаши не слушались Мориса, он рвал картон, пытался выпрыгнуть в окно…но постепенно живопись увлекла его.

Он стал рисовать городские пейзажи, которые пользовались успехом у простой публики, но не признавались критиками. Подписывал он свои картины как Морис Валадон по фамилии матери, с 1906 года принял фамилию Утрилло.

В 1909 году работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра.

К 1910 году любимой темой художника стал Собор Парижской Богоматери. Интерес к соборам - художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде - связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.

Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, тогда у него появились поклонники и среди искусствоведов, а в 1920-х он стал знаменитостью международного масштаба.

В 1929 г. правительство Франции наградило его Орденом Почетного легиона.

В 1935 г. Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его художественные работы.

Морис, женившись, уехал с женой в парижский пригород Ле-Везине, где и провел последние 20 лет своей жизни.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Мориса Утрилло не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

25 декабря 1883 года в Париже родился художник Морис Утрилло, блестящий «певец монмартрских пейзажей» и глубоко несчастный человек с неустойчивой психикой и изломанной судьбой. Его личная и творческая жизнь тесно переплелись с жизнью его матери - талантливой художницы Сюзанны Валадон...



Морис Утрилло никогда не знал своего настоящего отца, им мог оказаться любой из художников, для которых позировала его мать — Сюзанна Валадон.

Сюзанна была независимой и раскрепощенной женщиной, являлась одной из любимых натурщиц Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека. Именно Сюзанна Валадон позировала для знаменитой картины Ренуара «Танец в Буживале».

Сюзанна крутила бесконечные романы с мужчинами из своего окружения, но при этом была не просто «симпатичной мордашкой», природа одарила ее и художественным талантом, который она смогла развить в себе в полной мере.

Сюзанна Валадон добилась признания и финансового благополучия еще при жизни. Особый успех ей принесли портреты обнаженных натурщиц: для конца XIX века художница, изображающая обнаженных женщин, являлась скорее исключением, чем правилом.


Когда на свет появился маленький Морис, его отцом Сюзанна записала Мигеля Утрилло и Морлиуса, возможно, он дал ребенку свою фамилию из жалости к незаконнорожденному малышу.



Уже первые месяцы жизни Мориса Утрилло были отягощены нервными приступами: он то приходил в оцепенение, то дрожал всем телом, а его дыхание ненадолго останавливалось.

Ребенка растила бабушка по материнской линии, которую рождение внука смогло отвлечь от беспробудного пьянства. Следуя сельским обычаям, старая женщина отпаивала маленького Мориса после нервных приступов смесью из бульона и красного вина. Этот напиток у лиможских крестьян считался успокоительным средством.

Прежде чем Морис Утрилло начал говорить, он уже был алкоголиком, а с возрастом нервные припадки только участились.

Утрилло рос малообщительным ребенком, подверженным неукротимым и беспричинным приступам гнева, в моменты которого он разражался потоками дикой брани.



Уже двенадцати лет от роду Морис Утрилло напивался до полусмерти, засыпая в лесу или под мостом. Будущий художник экономил карманные деньги, чтобы покупать себе абсент или вино, а если в алкоголе ему отказывали, он впадал в ярость, рвал на себе одежду и ломал мебель.

Во время одного из таких приступов Морис Утрилло, вооружившись кухонным ножом, угрожал покончить жизнь самоубийством. Молодому человеку тогда было 19 лет, и он впервые был направлен на лечение в психиатрическую больницу Святой Анны. Лечение длилось три месяца. По совету врача Сюзанна Валадон стала приобщать сына к живописи для того, чтобы отвлечь его от алкоголя.

Эта первая госпитализация Мориса Утрилло не была единственной, художник еще как минимум трижды попадал в психиатрические клиники. Находясь под впечатлением от одной из госпитализаций, художник написал работу под названием «Безумие», эта картина в корне отличается от привычных «утрилловских» пейзажей Монмартра.

Морис Утрилло. «Безумие»


Во взрослом возрасте Морис Утрилло опустится до питья жидкости для разведения красок. Тяга к алкоголю и неустойчивость психики во многом были следствием психологической травмы, нанесенной ему обожаемой матерью.

Раскрепощенная Сюзанна крутила романы на глазах собственного сына, приводя в дом то одного, то другого мужчину. Морис Утрилло большую часть своей жизни проживал вместе с матерью и ее любовниками. Однажды пьяный Утрилло привел в дом своей матери молодого художника Андре Уттера, который на долгие годы стал любовником и сожителем Сюзанны Валадон.


Уттер был на 21 год моложе Сюзанны и на три года моложе самого Мориса Утрилло. На Монмартре Валадон, Утрилло и Уттера часто называли «проклятой троицей», их сожительство сопровождалось постоянными скандалами и вечным пьянством Утрилло. Сюзанна хотела, чтобы Уттер занял место главы семьи и оказал положительное влияние на ее сына, но из этой затеи так и не вышло ничего путного.

Несмотря на тяжелую алкогольную зависимость, жизнь Мориса Утрилло была достаточно продолжительной (72 года), он пережил многих художников, написал бесчисленное количество различных по качеству полотен (по некоторым данным — 3000, по другим — 10 000).

Злоупотребление алкоголем станет для художника его роком, он выглядел настоящим посмешищем даже в глазах сутенеров и проституток с площади Пигаль. Едва приметив фигуру Утрилло на подгибающихся ногах, они дразнили его «придурком с холма», а детишки кричали ему вслед обидное прозвище — Литрилло.


«Он бродил по улицам Парижа и его предместий, бессознательно ища приключений, которые иногда и находил. Он был даже рад какой-нибудь сомнительной встрече, лишь бы разрядиться и истратить избыток силы хотя бы в драке…» — вспоминал друг Утрилло литератор Франсис Карко. Обычно после таких «разрядок» требовалось не меньше недели для того, чтобы художник успокоился и пришел в себя.

Вне опьянения Морис Утрилло был тихим и одиноким человеком, избегавшим общения с людьми, но такие периоды бывали у него крайне редкими. «Он писал лишь для того, чтобы пить», — вспоминал один из биографов художника, имея в виду то обстоятельство, что часто Утрилло продавал свои работы за литр-другой вина.

Несмотря на беспробудное пьянство и патологическую связь с матерью, картины художника неплохо продавались еще при жизни. Кто-то из биографов Мориса Утрилло рассказывал о том, что, будучи уже взрослым человеком, художник часто запирался в комнате и в абсолютной тишине развлекался с игрушечным электрическим поездом, который ему в детстве подарила Сюзанна Валадон.

Мать умерла, когда Морису было 55 лет. Понимая, что сын абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, она настояла на том, чтобы он женился на Люси Валор (вдове одного бельгийского банкира). Морису Утрилло на момент женитьбы был 51 год.

Другая версия гласит, что художник, страшно ревновавший свою мать к ее многочисленным любовникам, женился назло ей.

Как бы то ни было, под влиянием супруга Люси Валор начинает рисовать в наивной манере: по большей части ее работы изображают яркие цветочные букеты.

Свои нежные и тихие пейзажи Морис Утрилло писал несмотря на тяжелейшую форму алкоголизма, припадки ярости и агрессии, сопровождавшие этого большого художника на протяжении всей жизни.

«До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной», — говорил французский писатель Андре Моруа.

Париж, запечатленный на полотнах Мориса Утрилло, навсегда стал городом этого художника.

Художник Морис Утрилло - коренной парижанин, блестящий «певец монмартрских пейзажей» и глубоко несчастный человек с неустойчивой психикой и изломанной судьбой. Его личная и творческая жизнь тесно переплелись с жизнью его матери - талантливой художницы Сюзанны Валадон.

(Всего 26 фото)

1. Морис Утрилло никогда не знал своего настоящего отца, им мог оказаться любой из художников, для которых позировала его мать - Сюзанна Валадон.

2. Сюзанна была независимой и раскрепощенной женщиной, являлась одной из любимых натурщиц Огюста Ренуара, Эдгара Дега и Анри де Тулуз-Лотрека. Именно Сюзанна Валадон позировала для знаменитой картины Ренуара «Танец в Буживале».

3. Сюзанна крутила бесконечные романы с мужчинами из своего окружения, но при этом была не просто «симпатичной мордашкой», природа одарила ее и художественным талантом, который она смогла развить в себе в полной мере.

4. Сюзанна Валадон добилась признания и финансового благополучия еще при жизни. Особый успех ей принесли портреты обнаженных натурщиц: для конца XIX века художница, изображающая обнаженных женщин, являлась скорее исключением, чем правилом.

5. Когда на свет появился маленький Морис, его отцом Сюзанна записала Мигеля Утрилло и Морлиуса, возможно, он дал ребенку свою фамилию из жалости к незаконнорожденному малышу.

6. Уже первые месяцы жизни Мориса Утрилло были отягощены нервными приступами: он то приходил в оцепенение, то дрожал всем телом, а его дыхание ненадолго останавливалось.

7. Ребенка растила бабушка по материнской линии, которую рождение внука смогло отвлечь от беспробудного пьянства. Следуя сельским обычаям, старая женщина отпаивала маленького Мориса после нервных приступов смесью из бульона и красного вина. Этот напиток у лиможских крестьян считался успокоительным средством.

8. Прежде чем Морис Утрилло начал говорить, он уже был алкоголиком, а с возрастом нервные припадки только участились.

9. Утрилло рос малообщительным ребенком, подверженным неукротимым и беспричинным приступам гнева, в моменты которого он разражался потоками дикой брани.

10. Уже двенадцати лет от роду Морис Утрилло напивался до полусмерти, засыпая в лесу или под мостом. Будущий художник экономил карманные деньги, чтобы покупать себе абсент или вино, а если в алкоголе ему отказывали, он впадал в ярость, рвал на себе одежду и ломал мебель.

11. Во время одного из таких приступов Морис Утрилло, вооружившись кухонным ножом, угрожал покончить жизнь самоубийством. Молодому человеку тогда было 19 лет, и он впервые был направлен на лечение в психиатрическую больницу Святой Анны. Лечение длилось три месяца. По совету врача Сюзанна Валадон стала приобщать сына к живописи для того, чтобы отвлечь его от алкоголя.

12. Эта первая госпитализация Мориса Утрилло не была единственной, художник еще как минимум трижды попадал в психиатрические клиники. Находясь под впечатлением от одной из госпитализаций, художник написал работу под названием «Безумие», эта картина в корне отличается от привычных «утрилловских» пейзажей Монмартра.

13. Во взрослом возрасте Морис Утрилло опустится до питья жидкости для разведения красок. Тяга к алкоголю и неустойчивость психики во многом были следствием психологической травмы, нанесенной ему обожаемой матерью.

14. Раскрепощенная Сюзанна крутила романы на глазах собственного сына, приводя в дом то одного, то другого мужчину. Морис Утрилло большую часть своей жизни проживал вместе с матерью и ее любовниками. Однажды пьяный Утрилло привел в дом своей матери молодого художника Андре Уттера, который на долгие годы стал любовником и сожителем Сюзанны Валадон.

15. Уттер был на 21 год моложе Сюзанны и на три года моложе самого Мориса Утрилло. На Монмартре Валадон, Утрилло и Уттера часто называли «проклятой троицей», их сожительство сопровождалось постоянными скандалами и вечным пьянством Утрилло. Сюзанна хотела, чтобы Уттер занял место главы семьи и оказал положительное влияние на ее сына, но из этой затеи так и не вышло ничего путного.

16. Несмотря на тяжелую алкогольную зависимость, жизнь Мориса Утрилло была достаточно продолжительной (72 года), он пережил многих художников, написал бесчисленное количество различных по качеству полотен (по некоторым данным - 3000, по другим - 10 000).

17. Злоупотребление алкоголем станет для художника его роком, он выглядел настоящим посмешищем даже в глазах сутенеров и проституток с площади Пигаль. Едва приметив фигуру Утрилло на подгибающихся ногах, они дразнили его «придурком с холма», а детишки кричали ему вслед обидное прозвище - Литрилло.

18. «Он бродил по улицам Парижа и его предместий, бессознательно ища приключений, которые иногда и находил. Он был даже рад какой-нибудь сомнительной встрече, лишь бы разрядиться и истратить избыток силы хотя бы в драке…» - вспоминал друг Утрилло литератор Франсис Карко. Обычно после таких «разрядок» требовалось не меньше недели для того, чтобы художник успокоился и пришел в себя.

19. Вне опьянения Морис Утрилло был тихим и одиноким человеком, избегавшим общения с людьми, но такие периоды бывали у него крайне редкими. «Он писал лишь для того, чтобы пить», - вспоминал один из биографов художника, имея в виду то обстоятельство, что часто Утрилло продавал свои работы за литр-другой вина.

20. Несмотря на беспробудное пьянство и патологическую связь с матерью, картины художника неплохо продавались еще при жизни. Кто-то из биографов Мориса Утрилло рассказывал о том, что, будучи уже взрослым человеком, художник часто запирался в комнате и в абсолютной тишине развлекался с игрушечным электрическим поездом, который ему в детстве подарила Сюзанна Валадон.

21. Мать умерла, когда Морису было 55 лет. Понимая, что сын абсолютно не приспособлен к самостоятельной жизни, она настояла на том, чтобы он женился на Люси Валор (вдове одного бельгийского банкира). Морису Утрилло на момент женитьбы был 51 год.

22. Другая версия гласит, что художник, страшно ревновавший свою мать к ее многочисленным любовникам, женился назло ей.

23. Как бы то ни было, под влиянием супруга Люси Валор начинает рисовать в наивной манере: по большей части ее работы изображают яркие цветочные букеты.

24. Свои нежные и тихие пейзажи Морис Утрилло писал несмотря на тяжелейшую форму алкоголизма, припадки ярости и агрессии, сопровождавшие этого большого художника на протяжении всей жизни.

25. «До Утрилло я не знал, что с виду такие однообразные кварталы прекрасны красотой свежей и почти таинственной», - говорил французский писатель Андре Моруа.

26. Париж, запечатленный на полотнах Мориса Утрилло, навсегда стал городом этого художника.

Материал подготовлен при поддержке Центра пропаганды и развития творчества людей, страдающих психическими расстройствами, Дарьи Евсеевой

Иногда, известное выражение об отыскании истины в вине обретает свое неожиданное воплощение. В конце XIX века, Морис Утрилло, безрассудный пьяница, явил миру пейзажи Монмартра, удивившие обывателей и восхитившие знатоков. Картины художника побудили многих к переоценке ценностей; взамен движения к абстракции, они стимулировали переосмыслить реальность. Судьба благоволила Утрилло. Он прожил удивительную творческую жизнь, хотя мог бы безвестно закончить свои дни в какой-нибудь лечебнице.

Утрилло родился 25 декабря 1883 г. в Париже. Дитя внебрачной связи, он был первенцем молоденькой натурщицы Мари-Клементины Валадон. Отцом ребенка считался некий Буасси — художник-любитель и хронический алкоголик. Мать Мориса, незаконнорожденная дочь крестьянина, впоследствии стала протеже Тулуз-Лотрека, который посоветовал ей сменить имя на более благозвучное Сюзан, а впоследствии — познакомил с Дега, который учил ее живописи и поощрял успехи.

Когда Морис Валадон был еще ребенком, друг его матери, испанский писатель и критик Мигель Утрилло в порыве расположения даровал ему свое имя. Морис рос психически неуравновешенным, плохо учился, а после окончания школы пробовал себя в качестве банковского клерка но, мягко говоря, неудачно: к восемнадцати годам он уже находился в зависимости от алкоголя, и периодически попадал в лечебницы. Тогда-то, посоветовавшись с психиатром, Сюзан Валадон определила для сына трудотерапию, которая помогла ему сохранить и собственную личность и его скрытый талант. Рисование стало для Мориса эмоциональной отдушиной, средством для поддержания душевного равновесия. Эксперимент с трудотерапией блестяще оправдал себя.



За свою долгую творческую жизнь Утрилло произвел на свет тысячи и тысячи рисунков — маслом, гуашью, акварелью, карандашом.

Как правило, он рисовал либо по памяти либо используя изображения с почтовых открыток. В 1920-е годы он был уже всемирно известным, легендарным художником. В 1929 г. французское правительство наградило его орденом Почетного Легиона. В пятидесят лет он женился на энергичной вдове Люси Повель, которая вела дела мужа столь успешно, что супруги смогли купить шикарную виллу в окрестностях Парижа и жили там на широкую ногу. Не секрет, что с момента первого знакомства с лечебницей в юности и до своего роскошного уединения в Ле Везине в конце тридцатых, прошел через множество жесточайших алкогольных срывов. Он выжил лишь благодаря исключительной бдительности своей матери, а затем — жены. Обе женщины, в своем отношении к нему, сочетали подлинную нежность с непреклонностью тюремного надзирателя.

Самое удивительное во всей истории болезни Утрилло - то, что алкоголь не смог сокрушить его талант.

Теперь, многие живописцы и критики называют его величайшим художником-урбанистом двадцатого столетия. Однако, несмотря на высочайший статус, Утрилло был напрочь лишен критического взгляда на собственное творчество и сам прекрасно сознавал это. Совершенно заурядные работы чередовались у него с подлинными шедеврами. Нередко, работы мастера отличало отсутствие какой-бы то ни было интеллектуальной концепции, а также — единообразное повторение одних и тех же мотивов. Но, если Утрилло — только глаз, правомерно повторить сказанное Сезанном о Моне — зато какой глаз! И прежде всего, это — глаз Монмартра, того Монмартра каким он был перед первой мировой войной: старинный, живописный, относительно тихий богемный квартал. Утрилло влекли также индустриальные пригороды, с их унылыми улицами и непритязательными бистро; он рисовал кафедральные соборы Франции , панорамы Британии и Корсики, известны несколько натюрмортов с цветами. Но в истории живописи он остался именно как автор уникальных видов французской столицы.

Можно говорить об определенном влиянии на Утрилло Писарро и Сезанна; но такими вещами как уверенная композиция, гениальная простота и безошибочное чувство цвета Утрилло владел на уровне инстинкта. При этом, он не был ни примитивистом, ни классицистом, ни импрессионистом, ни фовистом; он не был даже романтиком. Он был полнейшим индивидуалистом, не поддающимся никакой классификации. Повышенное внимание, принято уделять картинам художника «белого периода», приблизительно 1909-14 гг., когда оттенки белого доминировали на его холстах. Однако годы, предшествующие белому периоду тоже принесли немало отличных работ. А в картинах позднейшего, колористического периода он часто и убедительно использовал яркие, живые тона.

Утрилло — один из немногих художников XX века, чьи работы по сердцу как умудренным специалистам так и неискушенным зрителям.

Меняются веяния моды и рыночные тенденции, а картины Утрилло с каждым годом только поднимаются в цене. Ныне, признанный повсеместно, он дважды сражался за свою репутацию в суде и оба раза одержал победу. В первый раз, американские таможенники попытались обложить его картины художника пошлиной, на том основании, что они срисовывались с почтовых открыток. Во второй — каталог лондонского музея поведал миру, что художник много лет как скончался от неумеренного пьянства. Поченный хозяин Ле Везине сумел убедить британский суд что он вполне жив и делит отпущенное ему время между работой и релиогиозным служением. Семидесятилетний Утрилло помнил и рисовал, словно в первый раз, Париж — доступный и богемный, по которому он так часто скитался молодым и неприкаянным. История его жизни лишена трагического финала, как у Ван Гога или Модильяни. У нее в финале — мир. Мир, в котором на холстах одухотворяются даже самые убогие закоулки, преобразованные художником, с доверчивой и чувствительной душой ребенка, в произведения искусства.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
«Морисс Утрилло» Альфреда Вернера (1953 г.)

Один из кадров фильма «Модильяни» врезается в память с навязчивостью сцены из фильма ужасов – картина «Безумие» Мориса Утрилло и моменты жизни художника, предварявшие ее написание. Это одна из немногих (если не единственная) картина Утрилло, центром которой становится человек. Человек, мучимый не столько окружающим его зеленоватым мраком, сколько лучами недостижимого света. В сгустке боли, который сросся в одно целое с собственной тенью, несложно распознать самый болезненный в истории живописи автопортрет: в 1916 году постимпрессионист оказался в психиатрической клинике в городке Вильжюиф на севере Франции, после сменив его на приют Пиклюс – эти события и стали толчком к написанию картины. Она стала черной вороной среди выбеленных городских пейзажей мастера, которые и прославили его имя. Но вернемся на несколько шагов назад.


Еще мальчиком Утрилло наблюдал за работой будущих коллег на Монмартре, а некоторые живописные навыки получил от матери Сюзанны Валадон, художницы и натурщицы – ее фамилией он и подписывал свои первые работы (Морис Валадон), но позже взял фамилию своего отчима-испанца. Мексиканский живописец Диего Ривера (муж Фриды Кало), рассказывал анекдот о происхождении мальчика: «После рождения Мориса Сюзанна Валадон пришла к Ренуару, которому она позировала за 9 месяцев до этого. Ренуар посмотрел на ребенка и сказал: “Он не может быть моим, его цвет ужасен!” Затем она пошла к Дега , которому тоже позировала в то время. Он сказал: “Он не может быть моим, его форма ужасна!” В кафе Валадон увидела знакомого художника Мигеля Утрилло и все это ему рассказала. Мигель ответил, что она может дать ребенку фамилию Утрилло: “Это честь для меня – дать свое имя работе Ренуара или Дега!”». Кто бы ни был отцом ребенка, он несомненно передал ему часть своего таланта, который вылился в другую, более современную и меланхолическую форму.

Ранние работы Мориса Утрилло напоминают о городской поэзии Сислея и Писсаро.

В более поздних сквозит скорее Сезанн – сквозит по широким продувным улицам, бесприютным и по-европейски прямым. Формы становятся твердыми и осязаемыми, цвета – чуть более однозначными и прямолинейными, безвозвратно исчезает воздушный «дрожащий» мазок. Возможно, уход от импрессионистической лирики к этой строгости линий объясняется отказом от пленэрной живописи в пользу «срисовывания» с фотографий и открыток (к слову о вечном вопросе о том, стоит ли художнику писать картины по фото: как видите, так делали даже именитые мастера!).

Сакре Кёр и Шато де Бройар