Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Бессмертное произведение "горе от ума". Грибоедов горе от ума Грибоедов горе от ума по ролям

Анализ комедии

А.С. Грибоедова "Горе от ума"

Комедия, написанная Александром Сергеевичем Гри-боедовым. К сожалению, нет точных данных о времени возникновения замысла комедии. По некоторым данным, она была задумана в 1816 году, но существуют предполо-жения, что первые мысли о комедии появились у Грибое-дова еще раньше. Закончив произведение в 1824 году, автор приложил немало усилий, чтобы ее напечатать, но это ему не удалось. Не удалось также получить разрешение для постановки «Горя от ума», но это не помешало широкой известности комедии. Она расходилась в списках, ее чита-ли, обсуждали, восхищались ею.

«Горе от ума» стоит у истоков зарождения националь-ной русской литературы, открывая новую эпоху в ее исто-рии — эпоху реализма. Автор отдает дань традициям клас-сицизма (единство действия, места и времени, «значащие» имена, любовная интрига), но пьеса полностью отражает тогдашнюю действительность, характеры ее персонажей многогранны (достаточно вспомнить Фамусова, заигрыва-ющего с Лизой, лебезящего перед Скалозубом, читающего наставления Софье). Комедия написана живым русским языком, острый, полемический диалог ее увлекает, застав-ляет почувствовать напряженность действия. И.А.Гончаров писал в критической статье «Мильон терзаний», что в пьесе изображен длинный период русской жизни, что «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, истори-ческий момент и нравы».

Грибоедовская комедия основана на конфликтах: лю-бовном и общественном. Одно с другим оказывается тесно связанным, личная проблематика вытекает из обществен-ной. Грибоедов писал в письме к одному из своих друзей: «...Девушка, сама не глупая, предпочитает дурака умному человеку (не потому, что ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здраво-мыслящего человека); и этот человек, разумеется, в проти-воречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше других...»

Главный герой пьесы, Александр Андреевич Чацкий, после трехлетнего отсутствия вернулся в Москву и сразу же, не заезжая домой, явился в дом Фамусова. Одной из многих причин, побудивших Чацкого покинуть столицу, была одна, которая больше всего тревожила и терзала его сердце — любовь к Софье. Софья — умница, в этом Чацкий был уверен. Еще четырнадцатилетней девочкой она вместе с ним смеялась и над молодящейся тетушкой, и над пре-данностью батюшки Английскому клубу. Если бы в про-шлом не было этого сочувствия, если бы она тогда — три года назад — не разделяла, хоть и полудетски, без доста-точно глубокого понимания, его мнений и мыслей, он, наверное, и не пускался бы в расспросы и воспоминания. Стараясь возобновить разговоры, прерванные три года назад, Чацкий хотел узнать, по-прежнему ли она смеется над тем, что смешно и ему, то есть хотел понять тепереш-ний образ ее мыслей. Если она и теперь его единомышлен-ница, то надежды были не напрасными.

Но Софья недвусмысленно осудила даже самые легкие его насмешки над Москвой. Естественно, что возникло подозрение:

...Нет ли впрямь тут жениха какого?

И самое главное в мучительных поисках Чацкого за-ключалось в том, что критерий ума был для него единст-венным. Скалозуб потому и не вызвал у него больших подозрений, что умная Софья не могла полюбить такого глупца. По тем же причинам он долго не верил в ее любовь к Молчалину. Даже на минуту он не хотел допустить, что умная Софья может искренне хвалить возлюбленного за лакейскую покорность и угодливость.

Грибоедов-реалист превосходно понимал, что характер человека складывается под воздействием условий жизни — в широком смысле этого слова — и прежде всего под влиянием непосредственного окружения: родственных связей, воспитания, бытовых обычаев, традиционных взглядов, мнений, предрассудков и т.д. Понять человека можно только тогда, когда знаешь его среду. Поэтому автор достаточно подробно знакомит нас со средой, в которой Софья сформировалась как личность в отсутствие Чацкого.

Более всего характеризует это общество Фамусов, отец Софьи. Павел Афанасьевич Фамусов — типичный москов-ский барин начала позапрошлого века с характерной смесью самодурства и патриархальности. Он привык быть бари-ном, он очень уверен в себе и любит себя. Он занимает большой служебный пост, но к службе тоже относится по-барски, не отягощает себя ею. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Идеал человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Раболепие и подлость для него тоже хороший путь, если он приводит к желаемому результату. Фамусов — зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Фамусову нравится полковник Скалозуб Сергей Сер-геевич. Он сравнительно молод, но завтра непременно станет генералом; он надежный защитник старины. Скало-зуб — шумный, затянутый в мундир, озабоченный военны-ми упражнениями и танцами типичный аракчеевский офи-цер, тупой и бездумный, противник всякой свободной мысли и просвещения.

К фамусовскому обществу принадлежит и Алексей Степанович Молчалин, более того, он прямое его порож-дение. С первого же появления он кажется совершенным ничтожеством: боится произнести лишнее слово, охотно угодничает перед всеми, не смеет иметь своего мнения, своим главным талантом считает «умеренность и аккурат-ность». Эти свойства обеспечивают его настоящие и буду-щие успехи в фамусовском мире.

Фамусовское общество представлено не только основ-ными героями пьесы, но и эпизодическими.

Старуха Хлестова — важная московская барыня, гру-боватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Она даже в отношении Фамусова не может не показать своей властности. И в то же время она очень похожа на Фамусова: и постоянным желанием повелевать людьми, и преданностью старым, отжившим устоям и порядкам.

Антон Антонович Загорецкий — необходимый спут-ник Фамусовых и хлестовых. Он всегда готов предложить свои услуги, при этом его сомнительные нравственные качества не смущают хозяев общества. Хлестова говорит о нем:

Лгунишка он, картежник, вор...

Я от него было и двери на запор;

Да мастер услужить...

Говоря о Загорецком, Хлестова характеризует и себя, показывает нравственный уровень и свой, и своего круга. Того круга, которому противостоит Чацкий.

Чацкий — вольнолюбив, его идеалы — идеалы Про-свещения, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Порядки, существующие в России, воз-мущают его, он с гневом обличает «негодяев знатных» — крепостников, душащих все новое, угнетающих собствен-ный парод. Он истинный патриот, ему непонятно существующее в высшем свете преклонение перед всем иностран-ным. Чацкий воплотил в себе лучшие черты прогрессивной молодежи начала XIX века, его отличает острый, живой ум. Показывая конфликты героя и окружающего его общества, автор раскрывает содержание главного конфликта эпохи: столкновение «века нынешнего и века минувшего», не желающего сдавать свои позиции. Позиции «века минув-шего» еще сильны: его представители формируют общест-венное мнение, мнение света, имеющего огромное значе-ние в жизни любого. Им ничего не стоит объявить человека сумасшедшим, тем самым сделав его для себя безопасным: безумие объясняет дерзкие речи Чацкого, его «странное» поведение. Но Чацкого удерживает в доме Фамусова Софья, ее участь, ее отношение к нему.

Надо было увидеть ночное свидание, собственными ушами услышать, что сплетню о сумасшествии выдумала и пустила в оборот именно Софья, чтобы понять, наконец, что она давно сделала свой выбор — выбор между ним и Молчалиным, между высокими идеалами человечности и моралью фамусовской Москвы. Может быть, она и не захочет помириться с Молчалиным, но Чацкий для нее потерян навсегда. Теперь ей осталось вместе с батюшкой ждать со страхом, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна».

В комедии «век минувший» побеждает, но повержен ли Чацкий? «Чацкий сломлен количеством старой силы», — пишет И.А.Гончаров в статье «Мильон терзаний». По вы-ражению Гончарова, Чацкий — «провозвестник», «за-стрельщик» нового и потому - «всегда жертва». «Чацкий неизбежен при смене одного века другим», — приходит к выводу писатель.

В этих словах и заключается вечный, общечеловечес-кий смысл пьесы Грибоедова. Борьба старого и нового будет продолжаться всегда. Автор с непревзойденной силой убедительности показал, что сила старого ущербная, сле-пая.

Огромное количество цитат из «Горя от ума» стали поговорками, крылатыми фразами, прочно заняв место в русском языке, тем самым обеспечив комедии бессмертие, так же, как и ее автору, Александру Сергеевичу Грибоедову. «Горе от ума» — до сих пор неразгаданное и, может быть, величайшее творение всей нашей литературы...» (А. Блок).

ИЗОБРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРОВ И НРАВОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»


«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений в русской литературе. Это блестящий пример тесной связи ли-
тературы с общественной жизнью. Проблемы, поставленные в комедии, продолжают волновать русскую общественную мысль и сейчас, спустя столетия.
В комедии передана атмосфера смены исторических эпох. В высказываниях различных персонажей комедии возникает реалистический образ старой Москвы Екатерининских времен, нравы барского общества и вечный конфликт двух поколений.
Конфликт произведения раскрывается и с помощью внесценических персонажей. Благодаря этому фону расширяется картина жизни столичного дворянства. Все внесцени-ческие персонажи можно условно разделить на две большие группы: лагерь Фамусова и лагерь Чацкого. Большая часть их примыкает к фамусовскому кругу. Особенно запоминается дядюшка Фамусова. Максим Петрович - идеал для людей этого круга, он делал карьеру, не брезгуя никакими средствами, унижаясь перед всесильной Екатериной. Фамусов, восторженно рисуя его стремительный взлет, нравоучительно говорит: «Упал он больно - встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово?». Фамусов забывает о другом: время «дураков» проходит. Чацкий считает Фамусова недалеким, а подобные идеалы вызывают в нем только гнев. Он с горечью говорит: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Все жизненные блага представители «века минувшего» получали за то, что унижали свое человеческое достоинство, забывая о дворянской чести.
Не менее ярок портрет Кузьмы Петровича, который тоже является идеалом Фамусова. Он сумел не только свою жизнь устроить, но и о близких не забыл:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат...
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
Не уступают мужчинам и представительницы прекрасного пола. Дамы всесильны. Яркий пример - Татьяна Юрьевна, которая близко знакома с «чиновными и должностными». Фамусов говорит:
А дамы? - сунъся кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...

Присутствовать пошлите их в Сенат!
Ирина Власъевна! Лукерья Алексеека?
Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!
Очень большой вес в обществе имеет княгиня Марья Алексевна, мнения которой очень боится Фамусов. Чацкий высмеивает этих «властительниц», их пустоту, глупость и вздорный характер.
Кроме «тузов», в дворянском обществе есть люди и помельче. Их больше, и поэтому они являются типичными представителями среднего дворянства. Представители этого типа - Загорецкий и Репетилов, а из вне-сценических можно назвать «черномазенько-го, на ножках журавлиных», а также «троих из бульварных лиц»^ о которых упоминает Чацкий. Все они, сознавая свою ничтожность перед «столпами» московского дворянства, стараются им услужить, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусов-ское общество.
Все внесценические персонажи необходимы для того, чтобы оттенить характеры главных действующих лиц, раскрыть их полнее. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченность. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным «тузом» благодаря умению использовать любые средства для достижения своей цели. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что «чуть из постели прыг» - уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться: он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто занимает более низкое положение, Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который «не нынче-завтра генерал». Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова;
А тот чахоточный, родня вам, книгам враг,
В Ученый комитет который поселился
И с криком требовал присяг,
Чтоб грамоте никто не знал и не учился?
Этот персонаж, выведенный в комедии, помогает понять общественно-политическую обстановку в России, почувствовать атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет, как ненужный хлам, новая сила, то есть

Образованные передовые дворяне. Они боятся перемен, потому что без крепостных сами ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои привилегии.
Пушкин говорил, что цель комедии - это «изображение характеров и нравов». Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов «века минувшего», которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве. Способность ради карьеры «отважно жертвовать затылком», беззастенчивость, с которой «торопятся попасть в полки шутов», - все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу:
Смешные, бритые, седые подбородки,
Как волосы, так и умы коротки!
Старуха Хлестова говорит: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев,..». Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что «там будут лишь учить по-нашему: раз, два; а книги сохранят так: для больших оказий». Он сожалеет о своем брате: «Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать». Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, но ничего, кроме раздражения, Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: «А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!». Сам Грибоедов писал: «Чем образованнее человек, тем он полезнее своему отечеству». Но фамусовское общество не желает быть полезным своему отечеству. Родины и своего народа они, по существу, не знают и не желают знать.
В комедии много внесценических персонажей из крепостного сословия. Все образы, даже самые незначительные, играют важную роль в развитии сюжета, что помогает осуществить основной идейный замысел комедии - дать широкую картину русской действительности того времени, показать борьбу двух лагерей, то есть «века нынешнего» с «веком минувшим». Внесценические персонажи помогают автору создать полную сатирическую картину общества, обобщая, типи-

Зируя конфликт. В этом новаторство Грибоедова. Консервативная масса дворянства проповедовала идеалы «минувшего века»: «И на-гражденья брать, и весело пожить» - вот их лозунг, их девиз. Чацкий же и ему подобные видят цель жизни в переустройстве общества, когда «рабов по духу» сменит гармонично развитая личность, способная к самопожертвованию во имя прогресса. Чацкий о «минувшем веке» говорит: «Прямой был век покорности и страха». Герой противопоставляет идеалам Фамусова высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека.

«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни, образец умения писателя в художественно совершенной форме откликнуться на актуальные явления современности. Проблемы, поставленные в «Горе от ума», продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя после появления пьесы.

В комедии отражена эпоха, наступившая после 1812 г. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни конца 10-х - начала 20-х гг. XIX в.

На первом плане в «Горе от ума» показана барская Москва. Но в разговорах, репликах персонажей возникает и облик столичного министерского Петербурга, и саратовская глушь, где живет тетка Софьи, и необозримые равнины, «все та же глушь и степь» бескрайних просторов России (ср. лермонтовскую «Родину»), которые представляются воображению Чацкого. В комедии выступают люди самого различного общественного положения: от Фамусова и Хлёстовой - представителей московской дворянской среды - до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучал голос всей передовой России, возникал образ «умного, бодрого» нашего народа (ср. заметку Грибоедова «Загородная поездка», 1826).

«Горе от ума» - плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в комедии важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о. борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о деятельности тайных политических обществ, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, проблемы долга, чести и достоинства человека и так далее.

Историческое содержание «Горя от ума» раскрывается прежде всего как столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - «века нынешнего» и «века минувшего» (в сознании передовых людей того времени историческим рубежом между XVIII и XIX столетиями была Отечественная война 1812 года - пожар Москвы, разгром Наполеона, возвращение армии из заграничных походов).

В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в русском обществе после Отечественной войны,- лагеря феодальной реакции, защитников крепостной старины в лице Фамусова, Скалозуба и других, и лагеря передовой дворянской молодежи, облик которой воплощен Грибоедовым в образе Чацкого.

Столкновение прогрессивных сил с феодально-крепостнической реакцией являлось фактом не только русской, но и западноевропейской действительности того времени, отражением социально-политической борьбы в России и в ряде стран Западной Европы. «Общественные лагери, столкнувшиеся в пьесе Грибоедова, были всемирно-историческим явлением,- справедливо замечает М. В. Нечкина.- Они создавались к моменту революционной ситуации и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Греции, и в Пруссии, и в других европейских странах. Всюду они принимали своеобразные формы... Выражаясь образно, Чацкий в Италии был бы карбонарием, в Испании - «эксальтадо», в Германии - студентом» ". Добавим, что самим фамусовским обществом Чацкий воспринимался сквозь призму всего европейского освободительного движения. Для графини-бабушки он «окаянный вольтерьянец», для княгини Тугоуховской - якобинец. Фамусов с ужасом называет его карбонарием. Как видим, основные этапы освободительного движения на Западе - просветительство XVIII в., якобинская диктатура 1792-1794 гг. и революционное движение 20-х гг.- указаны в комедии весьма точно. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в «Горе от ума» существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Основным и важным в ту пору и было противоречие и столкновение двух указанных общественных лагерей, борьбу которых Грибоедов раскрывает в ее широких исторических связях как современных, так и прошлых.

В обличительных речах Чацкого и восторженных рассказах Фамусова воссоздан образ восемнадцатого, «минувшего века». Это «век покорности и страха», «век Екатерины» с его «вельможами в случае», с льстецами-придворными, со всей пышностью и развращенными нравами, с безумным мотовством и пирами в «великолепных палатах», с «роскошными забавами» и нищетой крепостных крестьян и с «окаянными вольтерьянцами», о которых со старческим возмущением вспоминает графиня-бабушка.

«Век минувший» и является идеалом барского, фамусовского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в фамусовском восхищении екатерининским вельможей и богачом Максимом Петровичем, выражен весь идеал фамусовского общества, его грубо эгоистическая философия жизни.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений русской драматургии . И в закладках появилось готовое сочинение.

Прочитав комедию “Горе от ума”, я была в восторге от главного героя, его свободословия, поведения. Это произведение повествует о дворянском обществе. Их поступки все на лицо, и уже никто не сможет отрицать, что эти люди делают из себя тех, кем они не являются. Жизнь - вещь тяжелая, она всегда с трудностями и препятствиями.
Главный герой - Чацкий. Умный и честный человек оказывается в обществе глупых людей. А что привело к тому, чтобы он оказался в фамусовском обществе? Мы знаем - это неразделенная любовь к Софии. София совершенно неправильно поступила с Чацким. Она его совсем недооценивала, не понимала и не уважала. Чацкий осознавал это, но хотел на все закрыть глаза. Хорошо ли встретила София своего друга детства, которого уже давно не видела? Чацкий был поражен:
Ну поцелуйте же, не ждали? говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот прием!
В доме Фамусова царят ложь, лицемерие. Главные занятия - “обеды, ужины и танцы”. Чацкий, не боясь никого, говорит то, что думает. Он противоречит высшим чинам, которые ценят только богатство и власть, боясь правды и просвещения. Не каждый мог бы так поступить в те времена. Основные взгляды на жизнь Чацкого проявляются через его диалоги. Он хочет служить делу, а не каким-то знатным людям:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чацкий не терпит унижения и подхалимства. В чем же горе героя этой комедии? Беда в том, что таких людей, как Чацкий, было очень мало. Люди в то время много умалчивали, они становились жестокими, им приходилось много унижаться и всем прислуживаться. А, может, Грибоедов хотел высказать мысли, взгляды через образ Чацкого? Мы об этом можем только догадываться. А если представить мир без таких людей, как Чацкий? Страшно подумать, что вокруг нас все будут, как фамусовы, молчалины, скалозубы.
Комедия “Горе от ума” еще на много лет останется современной. Образ Чацкого никогда не состарится, потому что он человек “Века нынешнего”, который не мирится с несправедливостью, бесчестием, унижением. Вот с таких людей мы должны брать пример. Как жаль, что такие люди не все. Эта комедия останется у меня в сердце надолго.

Я думаю, смысл комедии в том, чтобы показать быт Москвы того времени, период русской жизни от Екатерины до императора Николая. Автор хотел показать, кто господствовал в ту эпоху, как люди получали чины и чем они помогли Родине. В этом произведении разыгрывается конфликт между старомодными, глупыми, бесполезными людьми и молодым поколением, желающим добиться того, чтобы Россия заняла ведущее место в своем развитии.
Сам Грибоедов приписал горе Чацкому от его ума. Чацкий - главный герой комедии. У него есть сердце, он честный, искренний. Им восхищается горничная Лиза, он “чувствителен, и весел, и остер”. Он “славно пишет, переводит”, говорит о нем Фамусов. Чацкий серьезно любит, видя в Софии будущую жену. Фамусов сразу почувствовал, что с приездом Чацкого нарушится привычный уклад жизни, хотя и не знал о его взглядах на жизнь. Фамусовское общество представляет собой сплошную ложь и лесть, мир, где царят деньги и безнравственность. Чацкий, очутившись в этом обществе, заскучал, потому что он понял, что эти люди льстецы и эгоисты, которые ничего не видят вокруг себя. София тоже не смогла противостоять окружению своего отца. В свои семнадцать лет девушка “расцвела прелестно”, как говорит о ней пораженный Чацкий. Может, это и привлекало в Софии Чацкого. Мне кажется, что он начал разочаровываться в любимой, потому что она видит мир испорченным, не понимает его истинного значения. София не смогла оценить честь и ум Чацкого. Чацкого терзает мысль, как такая девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима. Именно Молчалин противопоставлен Чацкому как иной тип поведения молодого человека: внешне благоприличный, скромный, но в сущности подлый, подхалимствующий карьерист и лакей. В конце, когда Чацкий все узнает, он понимает, что глубоко разочаровался в Софии, и уезжает из Москвы:
Зачем меня надеждой завлекали?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в прах?!
Комедия оканчивается видимым поражением Чацкого, бегством его из Москвы. Смысл комедии, я полагаю, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и душевные муки, не отступил от своей мечты и идеала.

«Горе от ума» Грибоедова занимает особое место. Живые образы этой , рассказывая о далеком Алл С о ч. Р У прошлом, волнуют и современного читателя. Основной конфликт комедии - борьба «века минувшего» с «веком нынешним» - близок нам до сих пор. В центре изображения - барская Москва, но в репликах, разговорах грибоедовских персонажей возникает перед нами и облик столичного Петербурга, и саратовская глушь, куда Фамусов грозит услать Софью, словом, необозримые просторы России. В комедии представлены все слои русского общества начала XIX века: от Фамусова и Хлестовой, представителей московской знати, до крепостных слуг. А в обличительных речах Чацкого звучит голос будущих декабристов. В комедии показано, что столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим» было выражением борьбы двух общественных лагерей, сложившихся в России после Отечественной 1812 года, - защитников крепостной старины и передовой дворянской молодежи.

В обличительных речах Чацкого и в восторженных рассказах Фамусова воссоздан облик века Екатерины. Это «век покорности и страха», с вельможами «в случае», с придворными льстецами, с безумным мотовством и пирами в великолепных палатах. Этот «минувший век» и является идеалом фамусов-ского общества. «И награжденья брать и весело пожить» - в этих словах Молчалина, как и в восхищении Фамусова вельможей Максимом Петровичем, выражены идеалы фамусовского общества. Мир Фамусовых состоит не только из крепостников - тузов, но и из прислуживающих им подхалимов - чиновников, таких, как Молчалин.

Молчалин стал символом и лакейства. Совершая подлый поступок, он даже не понимает, что это подлость. Он совершенно искренне недоумевает, как это в маленьких чинах «можно сметь свое суждение иметь».

Разоблачая идеалы «века минувшего», Грибоедов хотел показать, куда ведет русское общество господство скалозубов, Фамусовых и им подобных. Непримиримая вражда защитников крепостнических устоев к культуре и просвещению вела к отсталости России, к процветанию невежества, взяточничества, добровольного холопства. Врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. В глазах современников и последующих поколений этот чаще всего связывается с декабристами.

Рабской морали Фамусовых и Молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести, служение не лицам, а делу во имя блага Родины - таковы моральные принципы Чацкого. Он страстный защитник просвещения и верит в его силу, в силу слова.

Чацкий наносит страшный удар своими обличениями Фамусовым и Молчалиным. Их спокойное и беспечное существование нарушено, их разоблачили, их идеалы осудили. В ответ фамусов-ское общество мстит Чацкому, распуская сплетню о его сумасшествии. Основной смысл комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» заключается в том, что в ней изображается личная главного как общественная драма целого поколения людей эпохи декабризма. Чацкий представляет в московском обществе его лучшую, передовую часть, он высказывает идеи передовых людей своего времени.

Он борется со всем мерзким и бесчеловечным за хорошее, достойное, честное. Но в фамусовском обществе всякая независимая мысль, искреннее благородное чувство обречены на гонения. О дальнейшей судьбе гри-боедовского героя Герцен писал, что он шел прямой дорогой на каторгу, т. е. разделил судьбу декабристов. Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, но многое из того, о чем они волновались и спорили, до сих пор волнует нас. Понимать