Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Беседа для взрослых береги себя для жизни. « Научись себя беречь. Правила поведения в общественном транспорте

Хохлачева В.П

БЕСЕДА "Я здоровье сберегу, сам себе я помогу"

Тема: Я здоровье сберегу, сам себя я помогу.

Цель: формирование понятия«здоровье».

Задачи:

    дать представление о правилах здорового образа жизни, раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека;

    развитие внимания, мышления, устной связной речи на основе упражнений и заданий;

    воспитание потребности вести здоровый образ жизни, ответственного и бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент

Цель: активизация внимания и настрой на занятие.

Упражнение «Как настроение?»: дети определяют с помощью фигурок (солнце, туча) свое настроение.

Задание: расшифруйте слова: ПДД, ОБЖ,ГАИ, ЗОЖ (запись на доске). Из данных букв составьте слово (ЗДОРОВЬЕ).

II. Основная часть

1. Введение в тему

Беседа.

Что такое здоровье человека?
– Как определить, здоров ли человек?
– А теперь вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, друзьям в поздравительных открытках?
– Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?
– Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
– Почему здоровье необходимо? (Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе).

2. Сообщение темы занятия

Задание: слова потерялись, составьте из них предложение.

На доске вразброс представлены слова сам,помогу, здоровье, я, сберегу, себе.

Ответ: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу.

Давайте так и назовем наше занятие.

Сообщение по теме

Что же такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов.Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”
Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровый образ жизни для 75% россиян значит отказ от курения.
Здоровый образ жизни для трех четвертей россиян означает отказ от курения, свидетельствуют данные официального интернет-опроса Минздравсоцразвития России.
По данным опроса, для 75% россиян здоровый образ жизни связан с отказом от курения, алкоголя и наркотиков. Почти 65% респондентов считают, что это рациональное питание, а 62% – занятие спортом,сообщается в пресс-релизе министерства.
Для многих в понятие "здоровый образ жизни"также входит достаточная двигательная активность и здоровый сон. Закаливание важным для здорового образа жизни считают всего около 25%участников опроса, а регулярное обследование у врача – чуть более 20%.

Игра «Кто больше?»

Назовите признаки здорового человека(радостный, бодрый, энергичный, у него чистая кожа, блестящие волосы, хороший сон и т.д.).

Нарисуй портрет

Детям предлагается нарисовать портрет больного и здорового человека. Дается шаблон –контур изображения фигуры человека. Дети должны дорисовать «признаки» здорового и больного человека. Затем происходит обсуждение получившихся рисунков. Можно провести командное соревнование.

Тест «Твое здоровье»

Если вы согласны с утверждением – ставьте знак«+», если нет – знак «–».

1. У меня часто болит голова.

2. У меня часто бывает насморк.

3. У меня часто болят зубы.

4. Иногда у меня болит ухо.

5. У меня нередко болит горло.

6. Каждый год я болею гриппом.

7. Иногда меня тошнит.

8. Некоторые лекарства и продукты вызывают у меня аллергию.

9. Ко мне легко прилипают всякие болезни.

Каких знаков получилось больше: «+» или «–»?
– Как вы думаете, что же надо делать, чтобы улучшить или сохранить здоровье?

(Улыбаться, говорить друг другу хорошие и добрые слова, есть полезную пищу, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила гигиены,выполнять физические упражнения, соблюдать режим дня и т д.).

Физминутка

Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головой три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

Правила здоровья

Дети могут заранее выучить наизусть стихотворения.

Рано вставать, рано в кровать:
Завтра на парте не будешь зевать.

Прогоню остатки сна, одеяло в сторону.
Мне гимнастика нужна – помогает здорово.

С умом струйка водяная на руках дробится,
Никогда не забывай по утрам умыться.

Чистят ножи и кастрюли, и трубы.
Как же не чистить до завтрака зубы?

Вовремя пей, вовремя ешь –
Будешь до старости крепок и свеж.

Коль пришел ты на урок,
На язык повесь замок.
Но далеко не прячь ключи,
Там, где нужно – не молчи.

Чтобы ночью лучше спать,
Видеть сон хороший,
Мы советует гулять
Вечером погожим.

Народная мудрость.

А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл.

Дети выбирают конверты, в которых находится либо начало пословицы, либо конец. Каждый должен найти свою половину. Затем пословицы зачитываются, объясняется их смысл.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
Праздная молодость – беспутная старость.
Голова седая, да душа молодая.
Здоровье дороже золота.
Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
Здоровья не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоров будешь – всего добудешь.
Болен – лечись, а здоров – берегись.

Марафон загадок

Утром я по распорядку
Делаю всегда … (зарядку) .

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой.
Он без туч, без облаков.
Целый день идти готов. (Душ)

У него два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами … (велосипед)

Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет … (спорт).
Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
И, конечно, …
(тренировка).

Гладко, душисто,
Моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было.
Что это такое? (Мыло)

Хожу-брожу не по лесам,
А по чистым волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

Помогает нам всегда
Солнце, воздух и … (вода ).

Гимнастика для глаз

Дети выполняют гимнастику для снятия утомляемости глаз с помощью тренажера«Светофор» (поочередное движение глаз по цветовым кругам).

Игра «Хорошо – плохо»

Давайте повторим, что же хорошо для нашего здоровья, а что плохо.
Дети заполняют таблицу. Затем зачитывают получившиеся ответы и объясняют свой выбор.

Хорошо

Плохо

III. Итог

Давайте подведем итог нашему занятию.
– Что же такое здоровье? Почему люди чаще всего желают друг другу именно здоровья? Какое слово,связанное со здоровьем, мы слышим каждый день?
– От чего зависит здоровье?
– Как влияют вредные привычки на здоровье?
– Что нужно знать и уметь, чтобы быть всегда здоровым?
– Пожелаем друг другу здоровья.

Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда!
Но добиться результата невозможно без труда.
Мы открыли все секреты, как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы, и легко вам будет жить!

Вспомните, как мы назвали наше занятие? Вы согласны с этим выражением?
Каждый человек должен заботиться о своем здоровье. Потому что никто не позаботиться о твоем здоровье лучше, чем ты сам. Я желаю вам быть всегда здоровыми.

Классный час «Береги здоровье смолоду!»

Цель: формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.

Задачи:

Раскрыть понятие «здоровый образ жизни»,

Определить условия для сохранения здоровья,

Формировать у учащихся убеждения о пользе здорового образа жизни и о здоровье как самой главной ценности,

Воспитывать общую культуру здоровья.

Оборудование:

Плакаты с пословицами «Здоровому всё здорово», «В здоровом теле – здоровый дух!»

Цветок здоровья

Магнитная доска

Таблица режима дня с разрезными частями

Мультимедийное оборудование

Паспорт здоровья.

Ход занятия.

    Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! А здоровы ли вы, дорогие мои? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово». Здоровый человек красив, он легко преодолевает трудности, с ним приятно общаться. Он умеет по-настоящему и работать, и отдыхать. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание другу здоровья? (Ответы детей )

Конечно, вы правы, здоровье для человека – самая главная ценность.

Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем! Здоровье нельзя купить не за какие деньги и ценности. И, что уже давно доказано, его нужно беречь с самого первого дня появления на свет. Сначала о вас заботятся родители, но вы растёте и уже каждый из вас сейчас должен задуматься, как не навредить своему здоровью.

Сегодня у нас необычный классный час. Мы вместе с вами в нашей ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ выведем формулу здоровья, от каждого из вас будет зависеть успех нашего общего дела. Прежде чем вывести формулу здоровья, давайте уточним, что же такое здоровье? (Слайд 1 )

Вы помните сказку В. Катаева «Цветик - семицветик»? в ней рассказывается о том, как однажды волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тот час любое желание исполнялось. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога и он не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым.

Давайте и мы представим, что волшебница и нам подарила цветок, но не простой, а волшебный цветок здоровья. Как бы он выглядел? (На доске открывается цветок, дети по очереди переворачиваю лепестки и читают надписи на их обратной стороне.)

    Здоровье – это красота

    Здоровье – это сила и ум

    Здоровье – это самое большое богатство

    Здоровье - это то, что нужно беречь

    Здоровье - это то, что нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным

    Здоровье – это долгая счастливая жизнь

    Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается

До 1940 года считалось, что здоровье – это отсутствие болезней. Вы согласны с этим? (ответы детей).

А вот такой пример: у человека ничего не болит, но у него плохая память. Или пьяный человек, у которого тоже ничего не болит, но можно ли считать его здоровым? Так что же такое здоровье? ЗДОРОВЬЕ – это не просто отсутствие болезни, это состояние физического, психического и социального благополучия. (Слайд 2).

Давайте-ка расшифруем девиз нашего занятия: « В здоровом теле – здоровый дух!» (На доске зашифрован девиз (Слайд 3. ))

А как вы понимаете это выражение? (Ответы детей) (Слайд 4.)

Что надо делать, что бы быть здоровым?

Правильно, надо заниматься физкультурой и спортом, физический труд тоже укрепляет здоровье, быть больше на свежем воздухе, закаляться, не нужно курить и употреблять алкоголь, нельзя пробовать наркотики, нужно соблюдать чистоту тела, правильно питаться и соблюдать режим дня.

Ребята, вы видите сколько «можно» и сколько «нельзя» нужно соблюдать, чтобы вырасти здоровым, крепким, выносливым человеком. (Слайд 5)

Да, что бы быть здоровым нужно соблюдать ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Что, на ваш взгляд, входит в это понятие? Про какого человека можно сказать, что он ведет здоровый образ жизни?(По ходу ответов детей, появляются слайды с составляющими ЗОЖ (Слайд 6)).

    Основная часть занятия

    Режим дня.

Как вы понимаете это выражение? Расскажите о своём распорядке дня. Как самому составить распорядок дня?

Работа в группах.

(Дети разделены на группы, каждая из который получает карточки с режимными моментами. Каждая группа должна составить распорядок дня. Проводится обсуждение, после чего выбирается наиболее оптимальный режим дня.)

Какое главное правило нужно помнить при составлении режима дня? (Чередовать труд и отдых)

Зачем нужен режим дня?

В школьные годы надо научиться беречь время. Для этого каждый школьник может попробовать «сфотографировать» свой день: на листе бумаги слева записать каждое, даже самое маленькое дело, а справа – указать потраченное на него время. Вечером пересмотреть записи и определить, где и когда время было потрачено зря. Тут же следует прикинуть, как лучше спланировать завтрашний день, что бы не было потери времени. Такая «фотография» помогает научиться дорожить временем

Работа с паспортом здоровья.

- Предлагаю вам прямо сейчас сделать подобную «фотографию»

    Гигиена тела

Вспомним известные строки из стихотворения Чуковского «Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня…..»

Почему так произошло? Что происходит с нашей кожей, если о ней не заботиться?

Обратитесь к словарю и найдите значение слова «Гигиена».

Почему в режим дня обязательно входят водные процедуры?

Какую часть тела мы моем чаще всего? С чем это связано? Как нужно мыть руки? (Показ учащимися)

Ученик читает стихотворение «Пугалки» М.Котина

Какая еще процедура входит в соблюдение гигиены тела? Предлагаю вам посмотреть видеоролик о том, как правильно чистить зубы.

Работа с паспортом здоровья.

    Гигиена зрения

Почему человеку важно сохранять зрение? Как сохранить хорошее зрение? Для снятия напряжения с глаз необходимо выполнять специальные упражнения.

Гимнастика для глаз.

Ученики читают стихотворение

Прислушайся! Когда хотят,
Чтоб вещь служила нам без срока,
Недаром люди говорят:
«Храните как зеницу ока!»
И чтоб глаза твои, дружок,
Могли надолго сохраниться,
Запомни два десятка строк
На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто -
Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,
Лежа книгу не читай;
На яркий свет смотреть нельзя -
Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть -
Упрекать не стану,
Но, пожалуйста, не лезь
К самому экрану.

И смотри не все подряд,
А передачи для ребят.

Не пиши, склонившись низко,
Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз
Не сгибайся, как от ветра,
От стола до самых глаз
Должно быть сорок сантиметров!

Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:
НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

    Правильное питание.

- В режиме дня важно правильно спланировать питание. Сколько раз необходимо есть? Какой приём пищи самый важный? Почему? Из каких продуктов состоял ваш сегодняшний завтрак?

Игра «Что укрепляет здоровье и что разрушает»

Из списка продуктов выберите полезные, объясните свой выбор.

Групповая работа.

(Каждая группа получает набор картинок с изображением продуктов питания из которых должен выбрать полезные)

Запомните золотые правила питания, которые вам озвучит ваша одноклассница.

Учитель читает стихотворение:

Гигиена, режим дня,
Всё понятно вам, друзья!?
Но вам необходимы
Ещё и витамины!
От простуды, от ангины
Нас спасают витамины.
Витамины А, В, С
Есть, ребята, не везде!

В класс входят Витамины.

Витамин А:

Витамин “А” просто
Незаменим для роста.
Для глаз, волос и кожи
Он очень нужен тоже.
В овощах и фруктах
Оранжевого цвета
Без труда мы обнаружим
Витаминчик этот.

Витамин В1:

Витамины группы “В”
Есть и в мясе, и крупе…

Витамин В2:

Рыбе, яйцах, молоке…

Витамин В3:

Орехах, сыре и муке!

Витамины В1, В2, В3 (хором) :

Эти витамины
Ничем не заменимы!

Витамин С:

Ну а аскорбинка –
Как микроапельсинка,
Сохранит иммунитет,
И болезням скажет – “нет”!

Работа с паспортом здоровья.

    Занятия физкультурой и спортом

Человек, ведущий здоровый образ жизни, в режиме дня обязательно выделяет время для занятий физкультурой и спортом. Что даёт занятие спортом?

А вы занимаетесь спортом? Какие виды спорта вас особенно привлекают?

Спортивные загадки.

Он бывает баскетбольный,

Волейбольный и футбольный.

С ним играют во дворе,

Интересно с ним в игре.

Скачет, скачет, скачет, скачет!

Ну конечно, это... (мячик)

Рядом идут по снежным горам,

Быстрей помогают двигаться нам.

С ними помощницы рядом шагают,

Нас они тоже вперед продвигают. (Лыжи и лыжные палки)

Воздух режет ловко-ловко,

Палка справа, слева палка,

Ну а между них веревка.

Это длинная... (скакалка)

Соревнуемся в сноровке,

Мяч кидаем, скачем ловко,

Кувыркаемся при этом.

Так проходят... (эстафеты)

Мы, как будто акробаты,

Делаем прыжки на мате,

Через голову вперед,

Можем и наоборот.

Нашему здоровью впрок

Будет каждый... (кувырок)

- Молодцы, ребята!

    Подведение итогов

- Теперь пришло время подвести итоги нашему классному часу и проверить ваши знания.

Игра «Собери пословицы»

(Дети в группах собирают пословицы о здоровье)

- Какой теме было посвящено наше занятие? Как понять значение словосочетания «Здоровый образ жизни»? Какую формулу здоровья мы вывели?

Пожелание.

Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Постарайтесь следовать нашей формуле здоровья и вы долгое время сохраните молодость и красоту. А это может и должен делать каждый человек, что бы иметь не только физическое, но и психическое здоровье.

И на последок предлагаю вам оценить уровень вашего здоровья.

Работа с паспортом здоровья.

- А теперь аплодисменты. Это не только благодарность за хорошуб работу, но и ещё массаж наших рук.

« Научись себя беречь »

Цель: формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности.

Форма : беседа с элементами практикума.

Участники: учащиеся класса, классный руководитель.

Подготовительный этап: классному руководителю необходимо подготовить памятки-рекомендации для учащихся, наглядный материал по различным аспектам безопасного поведения детей. Желательно пригласить на классный час представителя МЧС. Готовясь к классному часу, учащиеся получают задания начертить схему микрорайона проживания.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя:

Жизнь каждого человека бесценна. Начиная с раннего возраста каждого ребенка необходимо учить сознательному и ответственному отношению к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих людей. Потому правила безопасного поведения в школе, на улице, в быту, на природе должны стать неотъемлемой частью жизни детей.

Для того чтобы учащиеся смогли оценить отношение к себе и окружающим в вопросах безопасности, предложите следующий тест:

1. Можете ли вы без взрослых допоздна гулять на улице?

2. Пробовали ли вы сигареты, алкоголь?

3. Можете ли вы уйти из дома, не проверив, выключена ли вода, электро-, газовые приборы?

4.Считаете ли вы, что правила дорожного движения всегда соблюдать не обязательно?

5. Можете ли вы прогуляться по тонкому льду?

6. Можете ли вы искупаться в незнакомом водоеме?

7. Можете ли вы выполнить просьбу незнакомого человека принести в школу какой-нибудь неизвестный предмет?

8. Часто ли вы прогуливаете школу?

За каждый ответ «да» поставьте – 5 баллов, «нет» - «0».

Если вы набрали хотя бы 5 баллов, будьте уверены, что вы не научились ценить свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Целесообразно объяснить учащимся смысл понятия «безопасность», которое дается в словаре С.И. Ожегова: «безопасность – положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».

Существует 3 вида опасности:

Природные;

Техногенные;

Социальные.

Работа в микрогруппах

Учитель раздает карточки, на которых написаны названия:

Наводнение

Терроризм

Солнечная радиация

Алкоголизм

Наркомания

Учащимся, необходимо самостоятельно определить, к какой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.

Рядом с человеком находятся потенциальные, т.е. возможные опасности. Чтобы потенциальные опасности не превратились в действительные, нужно учиться распознавать опасности, предотвращать их.

Задание можно несколько усложнить, предложив ребятам на заранее начертанной схеме «Микрорайон, в котором я живу» отметить специальным значком места, представляющие опасность для детей.

Правила поведения в общественном транспорте

Ожидай транспорт только на остановках, которые обозначены указателями, не выходи на проезжую часть.

Садись в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства только после их полной остановки. Посадка обычно производится через задние двери, а высадка – через передние.

Не прыгай в автобус, трамвай на ходу, не цепляйся за них сзади, не стой на выступающих частях и подножках машин.

Войдя в салон, пройди в середину, не останавливайся на площадке.

Если есть свободное место, займи его, не стой в проходе. Помни! Передние места отводятся пассажирам с маленькими детьми, инвалидам и пожилым людям.

Не шути, не разговаривай громко. Не отвлекай от работы водителя. Не высовывайся из окон.

Если нужно выйти на ближайшей остановке, заранее перейди поближе к выходу.

Выходи из транспорта только после полной остановке.

Трамвай обходи спереди, а автобус сзади.человеком находятся потенциальные, т.е. акой группе опасностей они относятся, и объяснить свою точку зрения.

м аспектам безопа

Правила пожарной безопасности

Не применяй самодельные электрические приборы и предохранители, не пользуйся электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Не включай в одну розетку большое число потребителей тока, не используй неисправную аппаратуру, не пользуйся поврежденными розетками.

Не накрывай и не обертывай электролампы и светильники бумагой, тканью, не пользуйся электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов, не оставляй без присмотра включенные электрические приборы.

Не загромождай коридоры, лестничные площадки и эвакуационные люки на балконе мебелью и различными материалами, не устраивай в квартире мастерскую и склад.

Не оставляй без присмотра топящуюся печь.

Не играй со спичками, зажигалками, бенгальскими огнями, петардами: может произойти пожар.

Соблюдай осторожность при использовании предметов бытовой химии. Легко воспламеняющиеся и горючие жидкости храни в плотно закрытых сосудах, вдали от нагревательных приборов.

Если в доме пожар

Оцени обстановку, убедись в наличии опасности и определи, откуда они исходят.

Вызови пожарную охрану по телефону 01.

Сообщи о пожаре соседям, отключи газ, электроэнергию, по возможности закрой окна и двери.

Немедленно покинь помещение, иди в сторону, противоположную пожару.

Двигайся к выходу или в сторону не задымленной лестничной клетке.

При выходе через задымленный коридор

Накройся мокрой плотной тканью (полотенцем, одеялом).

Дыши через мокрый носовой платок, ткань, одежду.

Двигайся к выходу прогнувшись или ползком – внизу дыма меньше.

Если выйти из помещения невозможно

Вернись и плотно закрой входную дверь.

Дверные щели и вентиляционные отверстия заткни мокрыми тряпками.

Подавай сигналы спасателям через окно куском яркой ткани или фонариком.

При задымлении помещения или повышении температуры выйди на балкон, плотно закрой за собой дверь.

Правила пользования электроприборами

- Не прикасайся к оголенному, плохо изолированному проводу; не дотрагивайся до включенного электроприбора мокрыми руками.

Не пользуйся неисправными электроприборами.

Не пользуйся электроприборами в ванной.

Не играй вблизи электроподстанций, на чердаках и в подвалах, около электрощитов.

Не подходи к упавшим на землю проводам ближе, чем на 15 м.

Правила пользования опасными веществами и средствами бытовой химии

К средствам бытовой химии относятся моющие, чистящие, дезинфицирующие средства, средства борьбы с бытовыми насекомыми и защиты растений, клеи, лакокрасочные материалы.

По степени опасности препараты бытовой химии бывают:

Безопасные – на упаковке отсутствуют предупредительные надписи;

Относительно безопасные – на упаковке есть предупредительные надписи, например, «Беречь от попадания в глаза»;

Ядовитые – на упаковке есть надписи «Яд» или «Ядовито»;

Огнеопасные – на упаковке есть предупредительные надписи «Огнеопасно», «Не распылять вблизи открытого огня» и т.д.

Как избежать отравлений препаратами бытовой химии

Никогда не пользуйся незнакомыми препаратами бытовой химии.

Не пей жидкости из незнакомых бутылок и банок.

Не пользуйся спичками и открытым огнем рядом с банками и бутылками с резким запахом.

Храни химические вещества в закрывающихся шкафчиках.

Увидев, что краску или лак перелили в другую бутылку, сделай на ней предупредительную надпись.

Храни аэрозольные баллончики в вертикальном положении в прохладном месте. Не распыляй их содержимое вблизи открытого огня.

Как не стать жертвой преступника

Никогда не вступай в разговор с незнакомым человеком на улице.

Не соглашайся идти с незнакомым человеком, не садись к нему в машину, как бы он тебя не уговаривал и чтобы не предлагал.

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

О любом таком происшествии с тобой обязательно расскажи родителям, учителю и знакомым взрослым.

Как не стать жертвой мошенников

Никогда не принимай предложения совершить сомнительную, по твоему мнению, сделку, даже если она кажется очень выгодной.

Приобретая дефицитный товар с рук, встречайся с продавцом там, где можно спокойно и без спешки рассмотреть или примерить приобретаемую вещь.

При покупке, прежде чем отдать деньги, еще раз просмотри товар, расплачивайся, не выпуская его из рук.

Не доверяй свои вещи посторонним людям.

Не принимай участия в сомнительных розыгрышах призов и лотерей, особенно на улице, в переходах, у метро, на вокзалах, рынках.

Никогда не играй в азартные игры, даже с друзьями.

Не вступай в игру, правила которой тебе недостаточно хорошо известны.

Никогда не соглашайся на нарушение этики и закона.

Как уберечься от падения и ушибов

Не высовывайся из открытого окна: совершенно неожиданно у тебя может закружиться голова, и ты упадешь вниз.

Когда быстро бежишь, не забывай смотреть под ноги, иначе ты не заметишь какой-нибудь предмет, о который можно споткнуться и упасть.

Никогда не прыгай с большой высоты.

Когда сбегаешь вниз по лестнице, держись за перила; если ты соскользнешь со ступеньки, перила не дадут тебе упасть.

Прежде чем залезть на стул, позаботься о том, чтобы кто-нибудь стоял поблизости и мог подстраховать тебя.

Правила поведения на воде

Общество спасения на водах (ОСВОД) более 100 лет учит граждан России самым простым правилам безопасности поведения:

Не нырять в незнакомых местах; не заплывать за буйки;

Не выплывать на судовой ход и не приближаться к судам;

Не хватать друг друга за руки и ноги во время игр в воде;

Не плавать на надувных матрасах или камерах;

Не умеющим плавать купаться только в специальном оборудованных местах глубиной не более 1, 2 м;

При пользовании лодкой (катамараном, водным велосипедом) запрещается:

Отплывать далеко от берега;

Вставать, переходить и раскачиваться в лодке;

Нырять с лодки;

Залезать в лодку через борт.

Если тонет человек

Сразу громко зови на помощь: «Человек тонет!»

Попроси вызвать спасателей и «скорую помощь».

Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце.

Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.

Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.

Не давай схватить себя утопающему.

Если утопающий ушел под воду – запомни ориентиры.

Если тонешь ты

Не паникуй.

Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

Ляг на спину, расслабься, сделай несколько глубоких вдохов.

Прочисти нос, проглоти воду, несколько раз сделай вдох-выдох.

Если зацепился под водой при нырянии – не рвись, постарайся освободиться от того, что мешает.

При судороге ноги:

Задержи дыхание, и ущипни сведенную мышцу несколько раз;

Расслабь сведенную конечность;

Плыви к берегу.

В заключительной части классного часа предложите учащимся сделать выводы по обсуждаемой проблеме.

"Здоровье - это жизнь. Берегите его"

Цели:

Привлечь внимание детей к проблеме своего здоровья;

Обсудить факторы риска для здоровья современных детей, познакомить с основными рекомендациями по сохранению здоровья ребенка и воспитанию правил здорового образа жизни

Ход беседы

1. Организационный момент. Постановка проблемы и целей беседы.

2. Основная часть беседы.

: Для начала я хочу вам рассказать одну притчу.

В одном доме жил мужчина. Вместе с ним жили его жена, престарелая больная мать и его дочь -взрослая девушка. Однажды поздно вечером, когда все уже спали, в дверь кто-то постучал. Хозяин встал и отворил дверь. На пороге дома стояли трое. “Как вас зовут?” – спросил хозяин. Ему ответили: “Нас зовут Здоровье, Богатство и Любовь, Пусти нас к себе в дом”. Мужчина задумался” Вы знаете,– сказал он, – у нас в доме только одно свободное место, а вас трое. Я пойду, посоветуюсь с домочадцами, кого из вас мы сможем принять в нашем доме”. Больная мать предложила впустить Здоровье, юная дочь захотела впустить Любовь, а жена настаивала на том, чтобы в дом вошло Богатство. Женщины очень долго спорили между собой.Когда мужчина открыл дверь, за порогом уже ни кого не было.

Очень хочется, чтобы подобной истории не случилось в вашем доме. И Здоровье, а значит, и Любовь с Богатством найдут приют в вашем жилище. (Думаю, все согласны, что эти составляющие человеческого счастья нужно расставить именно в таком порядке.) Что вам нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание? Мы сейчас постараемся ответить на эти вопросы.

Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека. Напомню основные приметы этого возраста.

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном могут стать основой устойчивых черт.

Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

1. Проблема здорового питания.

Интересные факты

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90%настаивают на этом праве;

– 66%детей желают кушать по-разному. В зависимости от своего пола;

– мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

нужно знать, что подростки особенно мальчики . В месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца.. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

2. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури. Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

3. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

4. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление. Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

Вредные привычки .

Тревожные факты:

В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков в России составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем по России курят 35,6% мальчиков до 15лет и 25% девочек. А в возрасте 16 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови –гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей –хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2раза больше чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

6. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сн

а. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет– 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Тип человека

Особенности режима

Пик работоспособности

“Жаворонок”

Рано просыпается, рано ложится спать

9-10 часов утра, 16-17 часов вечера

“Сова”

Встает позже, очень активен вечером

11-12 часов утра, 18-20 часов вечера

“Голубь”

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно

10-12 часов утра, 15-18 часов вечера

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Заключительная часть.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего здоровье. Берегите его!

(занятие из цикла бесед «Береги свою жизнь и здоровье»)

Ц е ль: сформировать у детей представление о том, что ал­коголизм - это болезнь; вызвать у них сочувствие, жалость к алко­голику, стремление не быть похожим на него.

Оборудование: портрет алкоголика; черно-белые листы с портретом алкоголика на каждого ребенка; иллюстративный мате­риал.

Ход занятия

1. Организационный момент.

11. Вводная беседа.

Вспомните, что такое болезни, какие мы знаем болезни. (Подвести детей к выводу, что алкоголизм - это тоже болезнь; есть даже специальные врачи, которые ее лечат.)

111. Основная часть.

Обсуждение вопросов:

Отношение к человеку, больному алкоголизмом;

Как алкоголизм отражается на внешнем виде человека;

Может ли человек, больной алкоголизмом, быть президентом, спортсменом, космонавтом, кинозвездой, фотомоделью;

Может ли человек, больной алкоголизмом, водить машину, плавать, кататься на лодке и т. д.

Раздать детям черно-белые листы с портретом алкоголика и предложить их раскрасить.

Внешние признаки человека в состоянии алкогольного опьянения.

В первую очередь обращает на себя внимание одежда. Пуго­вицы могут быть расстегнуты, шарф или галстук торчит наружу. Легко можно обнаружить чем-то испачканные участки одежды. Походка неуверенная, пошатывающаяся. Движения руками разма­шистые, в особенности при оживлении разговора. Очень характе­рен цвет кожных покровов лица. С одной стороны (при алкоголь­ном или гашишном опьянении), лицо становится ярко-красным, багровым. Выражен блеск глаз, расширены зрачки. При иных ви­дах опьянения цвет лица может быть бледным, с землистым оттенком, глаза тусклые, запавшие. Опьяневшему человеку одному все­гда бывает скучно. Характерны попытки заговорить о чем-либо, пообщаться. Речь несвязная, «заплетающаяся», часто опьяневший

человек перебивает других, старается навязать собственные сужде­ния. Критику практически не воспринимает, на замечания реагирует­, негативно, любит вовлекать в спорные темы, часто пристает к

Людям в транспорте, в очередях. Даже с виду «тихий», опьяневший человек опасен, так как при случайном противодействии может возникнуть бурная агрессивная реакция со значительным опасным применением физической силы. Самые распространенные виды правонарушений на фоне пьянства - домашние конфликты, по­жаpы, возникающие от непогашенных окурков.

Не отвечать на предложенные разговоры, споры, не участ­вовать в играх с опьяневшим, при этом, чтобы не обидеть его отка­зом, отойти, ничего не объясняя, уйти, и даже, если чувствуется опасность, убежать;

В общественном транспорте нельзя садиться с ним рядом;

Ни в коем случае нельзя садиться в машину, если есть подозрение, что водитель от чего-то не в себе (даже если это ваш зна­комый).

Выводы:

У людей не существует дурных привычек курить, пить вод­ку, принимать наркотики, все это - болезнь.

В жизни чаще бывает так: выкурив одну-единственную си­rapeтy или даже сделав «затяжку» табачного дыма, люди незаметно для себя втягиваются в курение. Это табакизм.

Аналогично с первой рюмки водки можно стать больным АЛКОГОЛИЗМОМ на всю жизнь, конечно, не сразу, а «от рюмки к рюмке».

Одному, чтобы стать алкоголиком, надо 20 лет, другому ­5 лет, а некоторым достаточно и 2 месяца. Поэтому лучше не рис­ковать и не пробовать.

IV. Итог занятия.

Хотите ли вы болеть (в том числе алкоголизмом)? Нарисуйте плакат на тему «Как ты относишься к человеку, постоянно употребляющему алкоголь».