Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Берг (Война и мир Толстой Л. Н.). Cочинение «Берг

Берг - немец, «свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный». В начале романа поручик, в конце - полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только о себе и своих интересах, главным из которых был успех. Об этом предмете он мог говорить часами, с видимым удовольствием для себя и одновременно поучая других. Во время похода 1805 г. Б. - ротный командир, гордящийся тем, что он исполнителен, аккуратен, пользуется доверием начальства и выгодно устроил свои материальные дела. При встрече в армии Николай Ростов относится к нему с легким презрением.

Б. сначала предполагаемый и желаемый жених Веры Ростовой, а затем и ее муж. Предложение будущей супруге герой делает в то время, когда отказ ему исключен, - Б. верно учитывает материальные затруднения Ростовых, что не мешает ему потребовать от старого графа части обещанного приданого. Достигнув известного положения, дохода, женившись на Вере, которая соответствует его требованиям, полковник Б. чувствует себя довольным и счастливым, даже в оставляемой жителями Москве заботясь о приобретении мебели.

Образ Берга в романе "Война и мир" (2 вариант)

Кроме исключительных людей с исключительными качествами и поступками, Лев Николаевич Толстой в «Войне и мире» рисует совершенно иные портреты. Это и портреты-маски, и портреты-контрасты, и так далее. Портреты-маски Толстой создает в сатирических целях, например, при характеристике отрицательных персонажей: Курагиных, Бориса Друбецкого, Берга. Дважды срывается маска обольстителя с Василия Курагина, и обнажаются черты придворного льстеца-карьериста и корыстолюбца.
Красивая внешность Берга также обманчива. Она не соответствует его внутреннему облику, а скрывает пустоту и ничтожность. Этот человек из светского общества уже давно потерял все нравственные идеалы и принципы честного и чистого человека. Хотя, вряд ли они у него когда-то вообще были.
Берга интересовало то, что было модно, то, чем интересовались все молодые люди высшего света – он стремился быть счастливым и успешным. Казалось бы, что в этом плохого? Мне кажется то, что Берг всегда и везде видел только себя и пытался в любой ситуации перевести на себя взгляды окружающих. Чаще других в его речи звучало слово «я».
Самый обычный карьерист…. Как же ему не упомянуть в разговоре то, что «переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен»? И хвалился Берг этими страшными вещами с такой наивностью, что, наверное, очень удивился бы, открой ему кто-нибудь глаза на его безнравственность. Толстой называет такое свойство характера этого героя «наивным эгоизмом». Мне кажется, очень точное определение.
«Сын темного лифляндского дворянина», «скромный, нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе», Берг быстро занял хорошую должность. Но он постоянно стремится все выше, руководствуясь жаждой денег и желанием занять место получше. При этом больше ничего вокруг этого героя не интересует. Толстой показывает, что это было нормально для светского общества того времени.
Толстой иронизирует над Бергом в рассказе о том, как «в Фридляндском сражении ему удалось отличиться»: «Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок…» За такую «доблесть» Берг получил две награды. Но зачем же он это всем рассказывает? Мне кажется, для того, чтобы все поверили, что сей нелепый поступок было просто необходимо совершить. А про то, как он был ранен в Аустерлицком сражении, Берг так настойчиво и часто рассказывает, что получает за это целых две награды.
Этот герой такой, каким ему диктуют быть нормы поведения в светском обществе. И это по-настоящему страшно. Поражает ситуация, когда герой делал Вере Ростовой. «Я не из-за денег женюсь, я считаю это неблагородно!» - говорит Берг, а сам через некоторое время заявляет графу, что если «не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то принужден будет отказаться». Но в скором времени он опять же утверждает, что искренне любит Веру за удивительный характер. На самом деле, не говорить же невесте, что лучшей партии в финансовом плане ему и не найти! Ведь этот герой реально беден, а Вера, помимо финансовых достоинств, оказалась еще и красавицей.
Конечно, и Ростовы в какой-то степени были рады отдать Веру замуж. Они опасались, что их старшая дочь больше ни от кого не получит предложения, а ведь ей уже двадцать четыре года. Отец и мать Ростовы решили: пусть Вера будет женой этого бедного юноши. К тому же, и воспитаны они в одном духе.
К сожалению, надежды на счастье Веры не оправдались. Вскоре стал явно виден финансовый расчет со стороны Берга, ибо даже детей он считал обузой, а свою жену – глупой и слабой.
Но Толстой так описывает Берга, что этот герой не вызывает у нас особого раздражения. Он вообще не вызывает никаких эмоций, его не замечаешь. Такую реакцию вызывают только мертвецы, каковым, по сути, Берг и является.
Берг – человек аккуратный, но в нем и это не завидная черта. Она сводится к тому, что у него на приеме «все было, как у всех»: «старички со старичками, молодые с молодыми, хозяйка у чайного стола, на котором были точно такие же печенья в серебряной корзиночке, какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других». И это для Берга самое важное - «улыбка радости не сходила долго с его лица».
По классификации Толстого, Берг принадлежит к «маленьким наполеончикам». Во время бегства из Москвы в войну 1812 года он не проявляет ни капли патриотизма – покупает за бесценок мебель, а потом едет к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы. Неужели он думал, что сможет все это потом продать?
Берг не упускает ни малейшей возможности получить лишнюю копейку – будь то фуражные деньги, удачная женитьба или что-то еще. Он говорил в обществе о деньгах, хотя в высшем свете это было неприемлемо. Но его слушали, относясь с иронией. Ведь лучше выслушать, чем переубедить человека, свято уверенного в том, что он делает все правильно.
Вместе с тем, мне кажется, что от поступков Берга нет никакого вреда. И даже расчетливая женитьба на Вере не несет ничего плохого – эти молодые люди были под стать друг другу.
Образ Берга создан для контраста с другими действующими лицами романа. Этот герой всего лишь пополнил лагерь таких же, как он сам. И его примера достаточно, чтобы понять, что представляют собой подобные люди.

Образ Берга в романе "Война и мир" (3 вариант)

Берг напоминает Молчалина: у того два качества - умеренность и аккуратность», этот, в свою очередь, «во время похода получив роту, успел своею исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства». Действительно, Молчалив и Берг - одного толка чиновники. Но люди они разные, и, может быть, Берг сложнее. Мы еще не знакомы с ним, когда слышим впервые его имя, - Наташа, «разгорячась», говорит Вере: «У каждого свои секреты. Мы тебя с Бергом не трогаем… Ты кокетничай с Бергом сколько хочешь…» Уже то, что с Бергом кокетничает Вера - красивая, холодная, спокойная Вера, всегда говорящая неприятные вещи, так непохожая на остальных Ростовых, - уже одно это настораживает. Но вот и он сам - «свежий, розовый… безупречно вымытый, застегнутый и причесанный» - сидит в кабинете старого графа Ростова и «розовыми губами» выпускает дымок «из красивого рта».

Берг неприятен нам сразу, как неприятен Толстому, и он не изменится; с первых страниц до последних он останется тем же аккуратным, рассудительным, чисто вымытым розовым офицером; только чины его будут меняться.

«Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, когда говорили о чем-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения… Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием».

Все его рассказы - это рассуждения вслух о своей выгоде: «Будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать…», «Я, знаете, граф, не хвалясь, могу сказать, что я приказы по полку наизусть знаю… Поэтому, граф, у меня по роте упущений не бывает. Вот моя совесть и спокойна». Бергу выгодно не только получать двести тридцать рублей, но и быть честным. Он заботится не только о повышении в чине, но и о спокойной совести. Он по-своему патриот: встретившись с Ростовым на войне, «надел чистейший, без пятнышка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и… с приятной улыбкой вышел из комнаты». Его патриотизм - в подражании и преданности царю. У него тоже есть свой нравственный идеал: «В нашей породе фон Бергов, граф, все были рыцари…» Согласно этому нравственному идеалу, он и совершил «подвиг» при Аустерлице: взял шпагу в левую руку и пошел вперед. Ему было страшно, но он преодолел страх. Он имел право уйти с поля боя, но не ушел, остался…

Зато уж потом он выжмет из своего «рыцарского» поведения все, что возможно.

Это не грубый расчет, нет. Это такой самоуверенный эгоизм, что можно было бы ему удивляться, если бы он редко встречался в людях. Но, к сожалению, он встречается не так уж редко.

Берг не просто расчетлив, эгоистичен, скуп - он твердо убежден, что иначе жить нельзя; поэтому ему не стыдно рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным…». Это напоминает уже не Молчалина, а Скалозуба: «Довольно счастлив я в товарищах моих; вакансии как раз открыты: то старших выключат иных; иные, смотришь, перебиты…» Но Скалозуб - тупой полуграмотный солдафон, а Берг - милый, учтивый, аккуратный…

Для графини Веры Ростовой Берг вовсе не блестящая партия. Несколько лет назад его предложение, несомненно было бы отклонено, да и он сам, четыре года назад показав Веру своему товарищу и сказав: «Она будет моею же^ ною», - не торопился делать предложение. Он был безвестный дворянин из обрусевших немцев; она - девушка из богатой и знатной семьи. Но Берг терпелив - он ждал четыре года, и за это время многое изменилось: «дела Ростовых были очень расстроены… а главное, Вере было двадцать четыре года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения».

Граф Илья Андреевич объясняет Верину непохожесть на всю свою семью тем, что «графинюшка мудрила» со старшей дочерью. Мало вероятно, чтобы любящая мать могла так много «намудрить». Ростовы, живущие открыто, по-старинному, не задумываясь, просто ие заметили, как их старшая девочка становилась все холоднее и эгоистичнее по мере того, как появлялись новые дети и требовали своей доли материнских забот. Конечно, ее баловали, как баловали и Николая, и Наташу, и Петю, - но те трое любили друг друга, учились у отца быть добрыми и думать не только о себе. Рядом с ними росли Соня и Борис, нуждавшиеся в душевном тепле… Вера же с детства поняла, что ей мешают остальные дети, что они лишние; недаром она делает выговор Николаю за взятую у нее чернильницу; недаром возмущается «секретами» Наташи и Сонис все они ее раздражают; у нее одна забота - о себе.

Берг правильно выбрал себе жену и правильно рассчитал время, когда сделать предложение. К 1809 году он уже не тот безвестный офицер, который сидел в кабинете графа Ростова в 1805 году.

«Берг недаром показывал всем свою раненную в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно ненужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это сокрытие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, - и Берг получил за Аустерлиц две награды». Еще две награды он получил за то, что в Финляндской войне «поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего, и поднес начальнику этот осколок». Самое поразительное, что, упорно повторяя рассказы об этих своих подвигах, Берг вовсе не думает о карьере: он любит себя и убежден, что каждый его поступок значителен и важен другим людям, что всем интересно знать, как он отличился. В результате в «1809-м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие-то особенные выгодные места».

И женился он вовсе не по расчету. Вера давно произвела на него впечатление. Еще в 1805 году он «с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное», и верил тому, что говорил. Вера - та жена, какая ему нужна, «прекрасная, почтенная девушка… Вот другая ее сестра - одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?.. Неприятно…» Берг женился по любви, как он понимает любовь, «но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое», поэтому он торгуется со старым графом самым натуральным образом: «Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться. теряется, ему чего-то стыдно, и он хочет поскорей покончить с расчетами. Трудно представить себе таких разных людей, как Илья Андреевич Ростов и Берг. Старый граф разорился, угощая обедами и ужинами всю Москву, а Берг даже товарищу своему хотел было сказать: «вот будете приходить к нам обедать», но сказал: «чай пить». Но ведь расточительный граф Ростов оставил своих детей без денег, и жена его, став вдовой, будет перебиваться только благодаря самоотречению сына; а Берг и родителям своим устроил аренду, и детям своим оставит приличное состояние.

Чем же плох аккуратный, старательный, очень твердо соблюдающий свое представление о долге и чести Берг? Это обнаружится со всей ясностью гораздо позже, когда наполеоновская армия подойдет к Москве, и русские, еще вчера втридорога продававшее сено своим, сегодня будут жечь его, чтобы не досталось врагу; Наташа начнет выкидывать из подвод вещи всей семьи, чтобы увезти с собой раненых; весь народ - то есть каждый человек! - будет думать не только о себе. Но люди, подобные Бергу, останутся собой - и сам он, такой же чистенький, как всегда, будет озабочен покупкой шифоньер очки для своей любимой жены.

Не стану уверять, что Берг когда-нибудь расплатился за то, что жил так мелко и самодовольно. Нет. Он всю жизнь будет чувствовать себя счастливым и таких же вырастит детей; он никогда ни в чем не раскается. Чацкий был по-своему прав, когда говорил: «Молчалины блаженствуют на свете». Они блаженствуют потому, что их счастье легко достижимо. Да, Берг счастлив. Но ведь нетрудно - добиться его идеала счастья. Вот он сидит, уже полковник, в «чистеньком мундире, с припомаженными наперед височками, сил государь Александр Павлович», в своем «новом, светлом, убранном бюстиками, и картинками, и новой мебелью кабинете», рядом красивая жена его в новой кружевной пелеринке, какая была на княгине Юсуповой… К ним съезжаются гости, и Берг счастлив оттого, что «вечер был как две капли похож на всякий другой вечер… все было, как и у всех», и в серебряной корзинке были точно такие же печенья, «какие были у Паниных на вечере, все было совершенно так же, как у других».

Этот идеал жизни враждебен Толстому прежде всего потоку, что люди не должны б ыть одинаковыми. Стремление быть, как все, рождает мещанина, а мещанство, можег быть, самая тяжкая болезнь общества. Там, где граждане превратились в мещан, останавливается духовное развитие людей и страны, там невозможен прогресс. Аккуратная и безобидная на первый взгляд психология Берга несет с собой гибель нравственности. Не спешите смеяться над Бергом - он не смешон, а страшен. И в особенности потому, что его идеал счастья не умер, он есть и сегодня; красивая жена, новенькая с иголочки одежда, квартира - все, как у других, как у всех… Посмотрите вокруг себя - разве вы не видите людей, замолкающих, как только разговор не касается лично их, истово убежденных, что главное в жизни - их благополучие и продвижение по службе. Загляните в свою душу - вы уверены, что там не притаился Берг?

Немец, сначала жених, а потом и муж Веры Ростовой. Это "свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный". В начале произведения Берг поручик, а в конце произведения становится полковником, из чего можно увидеть, что Берг сделал неплохую карьеру. Он точен, спокоен, учтив, но очень эгоистичен и скуп. Любит и может разговаривать только о себе и своих успехах. Окружающие посмеиваются над ним, он чужой в доме Ростовых. Им непонятны его расчетливость, скупость. Берг делает Вере предложение и требует от старого графа обещанного приданого, невзирая на трудное финансовое положение Ростовых. Этот герой явно неприятен и чужд самому Толстому.

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...

    Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных...

    Наполеона и народного чувства противостоит в романе Наполеон. Толстой развенчивает этого полководца и выдающегося исторического деятеля. Рисуя внешний облик Наполеона, автор романа говорит, что это был «маленький человек» с «неприятно-притворной улыбкой»...

Толстой «Война и мир»

В романе-эпопее Льва Николаевича Толстого деловыми людьми являются фон Берг и Друбецкой.

Среди героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» есть два карьериста - фон Берг и князь Борис Друбецкой. Оба они преуспели и, начав практически с нуля, быстро вошли в большие чины. Читатель может их видеть на разных этапах карьеры. Но если сравнить этих двух карьеристов, то можно заметить глубокие различия между ними.

Берг - не очень знатного происхождения офицер, служащий в основном в штабе. Благодаря тому, что он оказывался в нужное время в нужном месте и заводил нужные, выгодные ему знакомства, далеко продвинулся по службе. Берг так долго и с такой значительностью рассказывает всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что в конце концов получает две награды за одно ранение. А на финляндской войне он также «отличается»: поднимает осколок гранаты, которым, был убит адъютант подле главнокомандующего, и подносит этот осколок начальнику. Он тоже настойчиво пересказывает всем этот случай, пока и за финляндскую войну не получает две награды.

Берг, согласно классификации Толстого, принадлежит к «маленьким наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников. Толстой отказывает ему в каком-либо почете, в каком либо поощрении. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», даже во время Отечественной Войны 1812 года Берг не вместе с народом - он, скорее, против народа. Берг пытается выжать из войны максимум: когда все покидали Москву перед пожаром, и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненных, Берг скупает мебель по дешевым ценам.

Фон Берг отличался необычной для карьеристов откровенностью, которая ему во многом вредила. Он совершенно не скрывал, в частности, своего стремления к материальной выгоде и даже того, что для него командование ротой в первую очередь должно было обеспечить денежный доход. Берг говорил о деньгах в том обществе, где говорить о них было не прилично. Это вызывало к нему как минимум ироническое отношение и раздражение некоторых людей, которого он, впрочем, не замечал.

Несмотря на эту иронию Берг был вполне исправный офицер и свои служебные обязанности он успешно выполнял и в мирное время, и в походе, и в бою. Берг, не только хорошо знал устав, но и все приказы по полку.

Не следует забывать, что в то время для офицеров это было вполне обычным явлением - иметь доход от вверенных им воинских формирований. И если у кавалерийского офицера в части лошади содержались в полном порядке, были ухожены и, главное, накормлены, то считалось вполне нормальным, что остаток фуражных денег он забирал себе. Просто Берг был последователен и старался получить доход с фуражных денег, даже служа в пехоте. И Л.Н. Толстой пишет с какими-то гоголевскими интонациями, что Берг, заговорив с адъютантом главнокомандующего (князем Андреем), “...воспользовался случаем спросить с особой учтивостью, будут ли выдавать теперь, как слышно было, удвоенное фуражное армейским ротным командирам”. Но можно не сомневаться, что у Берга, благодаря его старательности и предусмотрительности, и лошади были в полном порядке и доход от фуражных денег был выше, чем у большинства ротных командиров.

Берг не подстраивал свои разговоры и своё поведение под нравы общества, в котором он находился. Поэтому он вызывал насмешку и раздражение у таких людей, как Николай Ростов. Это вполне естественно. Но создаётся впечатление, что он вызывал такие же чувства и у самого Л.Н.Толстого. Иначе трудно объяснить, почему в конце романа Берг изображается совсем карикатурно. Характерно название должности, которую он занимал летом 1812 года: “помощник начальника штаба помощника первого отделения начальника штаба второго корпуса”. Название нелепо даже с точки зрения грамматики: что это за “помощник первого отделения” и “первое отделение начальника штаба”. Так что это название воспринимается как насмешка над штабными офицерами вообще и над фон Бергом в частности.

Не менее карикатурна поездка Берга в Москву после Бородинского сражения, когда москвичи спешно паковались, готовясь покинуть столицу. И в такой момент Берг пожелал по дешёвке приобрести шифоньерочку и туалет. Неужто он забыл старую пословицу: “За морем телушка - полушка, да рубль перевоз”? Неужели он мог надеяться перевезти эту мебель в столь неспокойное время из Москвы к себе на квартиру в Петербург без повреждений? Всё это выглядит сверхкарикатурно. Берг явно олицетворяет мещанскую идеологию.

На первое место Берг в своей жизни ставит деньги. Он своим примитивным эгоизмом и нескрываемой любовью к деньгам привлекал к себе внимание, вызывал у многих раздражение. Он говорит о них там, где это не следовало бы делать. В любых случаях он пытается получить выгоду для себя. В отличие от Лужина, Берг не считает, что кто-то должен стоять над человеком. Для него главное получить как можно больше денег, а на всех других ему нет дела.

Друбецкой - еще один «деловой человек» в романе-эпопее. Но он не похож в своей системе ценностей на фон Берга. Если у Берга главное деньги, то у Друбецкого - карьера. Князь Друбецкой о деньгах не говорил потому, что карьера для него была важнее. А желая преуспеть в карьере, он не пренебрегал никакими мелочами, чтобы создать выгодное о себе представление. Говоря современным языком, он об имидже беспокоился больше, чем о деньгах.

Друбецкой не говорил о деньгах и о карьере в тех местах, где это было не принято, но это отнюдь не означало, что он был бессребреник. Характерная деталь: Друбецким, и матери, и сыну, неоднократно помогала деньгами подруга матери - графиня Ростова. Потом ситуация изменилась. Друбецкие разбогатели, а Ростовы обеднели. Но в романе и речи нет о том, чтобы Друбецкие думали о помощи Ростовым.

Впрочем, дело даже не в денежной помощи. У графини Ростовой был вексель Анны Михайловны на две тысячи рублей, то есть на большую для обедневших Ростовых сумму. Но разбогатевшие Друбецкие не побеспокоились отдать своим обедневшим друзьям долг.

Друбецкой не упускал ни малейшей возможности, чтобы показать себя более значительным, чем он был на самом деле. Обратим внимание на два характерных эпизода. Слушая происходивший при нём разговор Ростопчина с главнокомандующим, он понял, что быть принятым у старого князя Болконского весьма лестно. После чего он пожелал быть ему представленным и даже каким-то образом снискал его расположение. Не исключено, что старый фельдмаршал приглашал его лишь потому, что присматривался к потенциальным женихам для своей дочери, но так или иначе про Друбецкого стало известно, что его принимает сам князь Николай Андреевич, что в то время было очень почетно.

Друбецкой получал информацию, прислушиваясь к разговорам вельмож. Понятно, какой источник информации для офицера важней с точки зрения службы. Но Друбецкой не просто прислушивался. Он активно искал информацию. В частности, в июне 1812 года, как раз в начале войны, на балу заметил министра полиции Балашова и понял, что Балашов привёз какое-то важное сообщение. После этого Борис как бы случайно оказался вблизи царя в тот момент, когда Балашов подошёл к нему с докладом. В результате: “Борис первым узнал о переходе французскими войсками Немана и, благодаря этому, имел случай показать некоторым важным лицам, что многое, скрытое от других, бывает ему известно, и через то имел случай подняться выше во мнении этих особ”.

Заметим, что здесь Л.Н. Толстой опять употребил длинную, ироничную, по-гоголевски звучащую фразу. И действительно, здесь Друбецкой ярко проявил своё желание показать себя более значительным, чем он был на самом деле.

Для Друбецкого деньги всегда были чем-то второстепенным. Он понимал, что чины и социальный статус важнее денег. Тем более что со временем у него появились и деньги. Остаётся только догадываться, каким образом он их приобрёл. Но как бы то ни было, заняв высшее по сравнению с Бергом положение в служебной иерархии, он и в денежных делах далеко обошёл Берга.

У Друбецкого отношение к сватовству было несколько странным. Одновременно со сватовством Берга у князя Бориса стали складываться весьма нежные отношения с Наташей Ростовой, сестрой Веры, невесты Берга. И в случае брака Друбецкой мог рассчитывать на двадцать тысяч наличными и восемьдесят тысяч по векселю. Но Друбецкого это никак не устраивало. И он в течение долгого времени присматривался к действительно богатым невестам. Но зато, присмотрев себе богатую наследницу Жюли Карагину, он стал вести себя в полном соответствии с теми нормами поведения, которые в то время были приняты в светском обществе. Так что внешне его отношения с будущей женой были весьма романтичны. А в решительный момент объяснения он сказал все те нежные слова, которые обычно говорят в таких случаях.

Друбецкой всегда мог ввести в заблуждение людей, готовых воспринимать его таким, каким он казался, а не таким, каким он был на самом деле. Главная же опасность, исходившая от Друбецкого, заключалась в том, что он мог занять высокий государственный пост и нанести большой ущерб государству.

Для таких людей как Берг, в жизни главное карьера. Во всех возможных случаях Друбецкой хочет показаться человеком, который знает то, что не знают даже самые влиятельные люди. В отличии от Берга, Друбецкой не гонится за деньгами.

Лев Николаевич Толстой – великий писатель 19 века. В своих произведениях он сумел поставить множество важных вопросов, а также дать ответ на них. Поэтому его работы занимают одно из первых мест в мировой художественной литературе. Вершиной его творчества является роман-эпопея «Война и мир». В ней Толстой обращается к коренным вопросам человеческого бытия. В его понимании, одним из таких важных вопросов, определяющих сущность человека, является семья. Толстой почти не представляет своих героев одинокими. Наиболее ярко и многогранно эта тема отображается в тех частях произведения, которые повествуют о мире.
В романе пересекаются разные семейные линии, раскрываются истории разных семей. Одной из таких линий является пара Берга и Веры Ростовой. Берг – не очень знатного происхождения офицер, служащий, в основном, в штабе, который, оказываясь в нужное время в нужном месте и заводя нужные, выгодные ему знакомства, далеко продвинулся по службе.. Берг так долго и с такой значительностью рассказывает всем о том, как был ранен в Аустерлицком сражении, что в конце концов получает две награды за одно ранение. А на финляндской войне он также «отличается»: поднимает осколок гранаты, которым, был убит адъютант подле главнокомандующего, и подносит этот осколок начальнику. Он тоже настойчиво пересказывает всем этот случай, пока и за финляндскую войну не получает две награды. Берг, согласно классификации Толстого, принадлежит к «маленьким наполеончикам», как и подавляющее большинство штабных работников. Толстой отказывает ему в каком-либо почете, в каком либо поощрении. У Берга нет никакой «теплоты патриотизма», даже во время Отечественной Войны 1812 года Берг не вместе с народом – он, скорее, против народа. Берг пытается выжать из войны максимум: когда все покидали Москву перед пожаром, и даже знатные, богатые люди бросали свое имущество, чтобы освободить повозки и перевозить на них раненных, Берг скупает мебель по дешевым ценам.
Вера старшая дочь в семействе Ростовых. Единственный ребенок, которого Ростовы решили воспитывать по существующим тогда канонам: у французских учителей. В результате Вера получилась совершенно выпадающей из дружной, теплой семьи Ростовых, где главенствовала любовь. Даже от одного ее появления в комнате, не говоря уж о том, когда она вступала в разговор, всем становилось неловко. Не удивительно: хоть она была и красивой девушкой, регулярно посещавшей светские балы, первое предложение ей сделал Берг, когда Вере было уже 24 года. Ростовы смутились, так как Берг не имел знатного происхождения. Однако был риск, что новых предложений выйти замуж Вере не поступит, и согласие на брак было дано. Однако и тут нужно отметить Берговскую меркантильность и расчет: он потребовал в качестве приданного 20 тысяч рублей наличных и еще вексель на 80 тысяч. Вообще, Берга можно сравнить с Грибоедовским Молчалиным. Мещанство Берга не знало границ.
Брак Берга и Веры получился под стать характеру Берга: во всем было постоянное заимствование: Берг был очень обрадован, увидев на жене платье точь-в-точь как у княгини Юсуповой. Молодожены давали приемы, каждый из которых ничем не отличался от предыдущего. Несмотря на внешнюю любовь друг к другу, Вера и Берг оставались эгоистичными: любой визит очередного высокопоставленного гостя каждый из них считал своей личной заслугой. Каждый из них считал свою половинку слабой, глупой беспомощной и упивался своим иллюзорным превосходством. У Берга и Веры не было никакой естественности. Когда Толстой, считающий брак Наташи и Пьера идеальным, называл Наташу самкой, он подчеркивал ее естественность, близость к природе. У Веры этого ни в малейшей степени не было. Даже к такой вещи, как детям они относились противоестественно. «Одно только, чтобы у нас не было так скоро детей». Дети считались Бергом обузой, они противоречили его эгоистическим взглядам – Вера его полностью поддерживала, добавляя «Да, я совсем этого не желаю. Надо жить для общества».
Итак, у Берга и Веры не было ни теплоты, ни естественности, ни доброты, ни каких либо прочих добродетелей, так важных для гуманиста Льва Николаевича Толстого. Поэтому они никак не могут быть названы идеальной парой.

Цель: раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героев.

Задачи:

  • обучающая – синтез и углубление знаний об образах героев романа;
  • развивающая – развивать навыки мыслительной деятельности;
  • воспитывающая – воспитать стремление познать себя, любовь к литературе и искусству слова.

Виды работы с учащимися:

  • групповая
  • коллективная
  • индивидуальная.

Оснащение урока: экран, компьютер, проектор, презентации, фрагменты фильма, тексты романа, портрет писателя.

Ход урока

Сущность её жизни – любовь…
Л.Н. Толстой.

I. Оргмомент

(проверка готовности к уроку).

II. Слово учителя.

Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя…

Л. Н. Толстой.

Эти слова мы можем соотнести с героями романа «Война и мир», с лучшими из них. Чистота их нравственного облика проявляется во всём: и в семейной жизни, и в быту.

Вспомним тему предыдущего урока: «Быт поместного дворянства». Сейчас на этапе реализации домашнего задания мы послушаем выступление группы. А вы, ребята, выпишите в тетради наиболее характерные черты семьи Ростовых.

III. Реализация домашнего задания.

Беседа (выступление по группам).

А) Расскажите, какие стороны жизни Ростовых изображает Толстой в IV ч. II т? Что главное подчёркивает Толстой в жизни поместного дворянства?

А что же означает это великое слово «любовь»?

Для этого внимательно посмотрите на экран.

«Любовь» - чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

Это толкование мы встречаем в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

«Любовь» - состояние любящего, страсть, привязанность.

А данное видим в «Толковом словаре» В.И. Даля.

Давайте же проследим за развитием великого чувства у наших героев.

Учащиеся перечисляют сцены охоты, святочных развлечений, поездку к дядюшке, сцены его пения и танца Наташи, домашний уклад жизни Ростовых. В их семье по-прежнему радушие, сердечность, чуткость, естественность, гостеприимство, чистота нравственного облика. Во всех сценах Толстой подчеркивает близость поместного дворянства к природе и простому народу. Именно это позволяет Толстому видеть в Ростовых положительных героев.

Сцена охоты отражает тему «человек и природа», интересно автор показывает сходство в поведении людей и животных («ловчий Данила скачет к засеке также, как Карай (собака) – наперерез зверю, выбрав единственное верное направление).

Важны для понимания характеров героев сцены в доме дядюшки. В пении дядюшки и танце Наташи сказывается их близость к народу, понимание русского духа и склада характера (но не как понимание нужд народа) – «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка,..-… и в тетке, и в матери, во всяком русском человеке». «Дядюшка пел так, как поет народ…» Толстой решает проблему: возможно ли взаимопонимание между разными слоями общества («мир», «лад» между ними) – и отвечает, что возможно. «Как он ладен, дядюшка!» - говорит о нем Николай Ростов. Толстой не раз повторяет слова: лад, прелесть, счастье, хорошо, отлично. Оттого и счастлива Наташа, что почувствовала свою кровную близость с народом. « А знаешь, - вдруг сказала она, я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, так спокойна, как теперь».

Б) Другая тема, разрешение которой включено во II т. – это изображение любви героев.

Не только главные герои: Андрей, Пьер, Наташа – переживают в это время чувство любви, но и второстепенные персонажи: Долохов, Денисов, Николай Ростов, Соня, Берг, Б.Друбецкой и др. Без любви нет жизни.

- Есть ли «сердце» (в понимании Толстого) у Элен?

Элен Курагина никогда никого не любила, сердце у нее мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у нее сознательная линия поведения. Именно поэтому и появляются разврат и зло, что у неё нет стыда, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное». Низость ее поведения с Пьером, связь с Долоховым и Б. Друбецким, некрасивая ее роль в истории с Наташей и Анатолем, попытка выйти за двух мужей сразу при живом Пьере – все создает облик развратной и расчетливой светской красавицы. «Где вы – там разврат, зло», - сказал о ней Пьер, и это исчерпывает ее характеристику. Вспомните слова Пьера, сказанные Анатолю: «О, подлая, бессердечная порода!»

- Берг и Вера Ростова. Любит ли Берг Веру?

Дело не в материальном расчёте (Берг мог найти невесту и богаче) и не только в стремлении породниться с графами. Берг по-своему любит Веру, потому что находит в ней родную душу. «И я люблю ее,… - олицетворявшее вполне его мечты о счастье». Любовь этих героев не возвышает их, она тоже идет не от сердца, потому что сердца-то и нет у Берга, или оно у него такое же аккуратное и сухое, как и он сам.

- Расскажите, что руководило отношениями Б. Друбецкого к Жюли Курагиной.

Примыкает к такому повороту темы любви в романе и история женитьбы Б. Друбецкого, на примере которого автор еще раз подчеркивает фальшь и корысть в отношениях людей света. Толстой показывает, чем руководствуются люди высшего общества, заключая браки (нижегородские леса, пензенские имения, а не любовь).

- В чем заключается прелесть страниц, посвященных началу любви Наташи Ростовой и князя Андрея?

Обаяние этой любви создает ее нравственная чистота. Князя Андрея привлекла в Наташе ее поэтичность, ее полнота жизни, чистота, непосредственность. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Ее пение доставляет князю Андрею наслаждение, его поражает Наташина чуткость, умение угадывать чужое настроение, понимать все с полуслова. И Наташа полюбила князя Андрея, почувствовала его внутреннюю силу, благородство. Слова князя Андрея: «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныло и темнота…» и Наташины: «… но такого со мной никогда не бывало» - убеждают в силе и серьезности их чувств.

- Как Толстой описывает возникновение и развитие этой любви?

Сцена бала. Чувствуем тончайшие переживания Наташи. Когда князь Андрей пригласил Наташу, ее улыбка как будто сказала ему: «Давно я ждала тебя».

Полон поэзии приезд князя Андрея в дом Ростовых после бала, то, как он слушает поющую Наташу и отвечает на вопрос, нравится ли ему ее пение. «Ему и в голову не приходило, чтобы он был влюблен в Ростову», но «вся жизнь его представлялась ему в новом свете».

Бережно-нежное выражение лица князя Андрея и яркий свет внутреннего огня у Наташи на вечере у Бергов – новая ступенька этой любви. Их объяснение, разговоры, отъезд князя Андрея – все это запоминается. Автор следит за всеми оттенками мыслей и чувств своих героев.

- Измена Наташи. Как вы объясняете и расцениваете этот поступок?

Велика сила раскаяния самой Наташи, тяжелы нравственные последствия ее измены для нее и других, велико горе, которое она причинила князю Андрею, но увлечение Наташи Анатолем идет не от испорченности ее натуры, а от молодости, переполненности жизнью и неопытности. Для нее это не привычная линия поведения, как для Элен, а ошибка, которую она скоро поймет, но не скоро себе простит.

- Какое место в жизни героев занимает любовь?