Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Бажов короткие рассказы для детей. Павел бажов

Биография

БАЖОВ, ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ (1879−1950), русский писатель. Родился 15 (27) января 1879 на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров. Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в творчестве - в частности, в очерках Уральские были (1924). Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище (1889−1893), затем в Пермской духовной семинарии (1893−1899), где обучение было гораздо дешевле, чем в светских учебных заведениях.

До 1917 работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. О том, как сложилась его жизнь после Февральской и Октябрьской революций, Бажов писал в автобиографии: «С начала Февральской революции ушел в работу общественных организаций. С начала открытых военных действий вступил добровольцем в Красную Армию и принимал участие в боевых операциях на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ряды ВКП (б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь», а с 1923 - в свердловской «Крестьянской газете». Работа с письмами читателей-крестьян окончательно определила увлечение Бажова фольклором. По его позднейшему признанию, многие из выражений, найденных им в письмах читателей «Крестьянской газеты», были использованы в его знаменитых уральских сказах. В Свердловске вышла его первая книга Уральские были, где Бажов детально изобразил как заводовладельцев и «барских подлокотников"-приказчиков, так и простых мастеровых. Бажов стремился выработать собственный литературный стиль, искал оригинальные формы воплощения своего писательского дарования. Это удалось ему в середине 1930-х годов, когда он начал публиковать свои первые сказы. В 1939 Бажов объединил их в книгу Малахитовая шкатулка (Государственная премия СССР, 1943), которую впоследствии дополнял новыми произведениями. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана». Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства. В русской литературе традиция сказовой литературной формы восходит к Гоголю и Лескову. Однако, называя свои произведения сказами, Бажов учитывал не только литературную традицию жанра, подразумевающую наличие рассказчика, но и существование старинных устных преданий уральских горнорабочих, которые в фольклоре назывались «тайными сказами». От этих фольклорных произведений Бажов перенял одну из главных примет своих сказов: смешение сказочных образов (Полоз и его дочери Змеевки, Огневушка-Поскакушка, Хозяйка Медной горы и др.) и героев, написанных в реалистическом ключе (Данила-мастер, Степан, Танюшка и др.). Главная тема бажовских сказов - простой человек и его труд, талант и мастерство. Связь с природой, с тайными основами жизни осуществляется через могущественных представителей волшебного горного мира. Один из самых ярких образов такого рода - Хозяйка Медной горы, с которой встречается мастер Степан из сказа Малахитовая шкатулка. Хозяйка Медной горы помогает герою сказа Каменный цветок Даниле раскрыть свой талант - и разочаровывается в мастере после того, как он отказывается от попыток самостоятельно сделать Каменный цветок. Сбывается пророчество, высказанное о Хозяйке в сказе Приказчиковы подошвы: «Худому с ней встретиться - горе, и доброму - радости мало». Бажову принадлежит выражение «живинка в деле», ставшее названием одноименного сказа, написанного в 1943. Один из его героев, дед Нефед, объясняет, почему овладел мастерством углежога его ученик Тимофей: «А потому, - говорит, - что ты книзу глядел, - на то, значит, что сделано; а как сверху поглядел - как лучше делать надо, тут живинка тебя и подцепила. Она, понимаешь, во всяком деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Бажов отдал дань правилам «социалистического реализма», в условиях которого развивалось его дарование. Героем нескольких его произведений стал Ленин. Образ вождя революции приобрел фольклорные черты в написанных во время Отечественной войны сказах Солнечный камень, Богатырева рукавица и Орлиное перо. Незадолго до смерти, выступая перед писателями-земляками, Бажов говорил: «Нам, уральцам, живущим в таком краю, который представляет собой какой-то русский концентрат, представляет собой сокровищницу накопленного опыта, больших традиций, нам надо с этим считаться, это усилит наши позиции в показе современного человека». Умер Бажов в Москве 3 декабря 1950.

Бажов Павел Петрович, годы жизни 1879−1950. Русский писатель родился 15 (27) января 1879 вблизи Екатеринбурга на Сысертском заводе в семье горнозаводских работников. С 1889 по 1893 год Бажов учился в Екатеринбургском духовном училище, потом с 1893 по 1899 год в Пермской духовной семинарии, где конечно же обучение было значительно дешевле, чем в светских учебных заведениях.

Бажов успел до 1917 года поработать педагогом в Екатеринбурге и Камышлове. Ежегодно во время летних каникул Павел Петрович любил собирать фольклор, путешествуя по Уралу. После Февральской и Октябрьской революции описывал в своей биографии, как сложилась его судьба: « В самом начале Февральской революции работал в общественных организациях. Когда начались военные действия, вступил в ряды Красной Армии и воевал на Уральском фронте. В сентябре 1918 года был принят в ВКП (б)". Также успел поработать журналистом в газете «Окопная правда», а с 1923 года - в свердловской «Крестьянской газете».

Работая с письмами читателей, понял, что для него важно заниматься фольклором. Позднее Бажов признался, что многое из использованного в своих уральских сказах, почерпнул из писем читателей «Крестьянской газеты». Первая книга «Уральские были» вышла в Свердловске, в которой он достаточно четко изобразил заводовладельцев и обычных тружеников.

Найти свой литературный стиль ему удалось только в середине 1930 года, когда мир увидел его первые сказы. В 1943 году Бажов получает Государственную премию (за то, что в 1939 году объединил свои сказы в одну книгу Малахитовая шкатулка). Помимо этого, он редактировал книги, был главой Свердловской писательской организации, директором Уральского книжного издательства.

В своих нескольких произведениях он давал образ В.И.Ленина. Образ вождя проглядывался в таких сказах как, «Орлиное перо», «Солнечный камень», написанных во время Отечественной войны. Незадолго до кончины, выступая перед писателями, он сказал: «Нам, уральцам, проживающим в таком краю, представляет собой клад накопленного опыта, огромных традиций, нам нужно с этим считаться, это увеличит наши позиции в показе современного человека». 3 декабря 1950 года в Москве писателя не стало.

П.П. Бажов всем известен как великолепный писатель и замечательный фольклорист. «Малахитовая шкатулка» известна наверняка каждому ребенку и взрослому – именно этот человек стал автором этих сказов. Благодаря таким великолепным произведениям ему вручили Сталинскую премию ІІ степени.

Павел появился на свет 15 января 1879 года неподалеку от Екатеринбурга. Его отец был простым рабочим. Детство будущей знаменитости прошло в одном маленьком городке огромной матушки России под названием Полевск, расположенный в Свердловской области. Обучение Паша проходил в обычной школе, где со временем стал лучшим среди всех учеников класса.

Окончив духовное училище в родном городе, Бажов поступает в духовную семинарию, расположившуюся в Перми. По окончании обучения становится преподавателем русского языка.

Его супругой становится Валентина Иваницкая, которая подарила своему супругу четверых детей.

Павел Петрович приступил к писательской деятельности тогда, когда разгоралась Гражданская война. Именно в этот период времени он становится журналистом местного журнала.

«Уральские были», так называлась его первая книга произведений, появилась в 1924 году. Публикация первого сказа пришлась на 1936 год. В большинстве своем, каждый сказ, пересказанный и записанный Бажовым, больше был фольклорным.

«Малахитовая шкатулка» вышедшая в 1939 году сильно повлияла на дальнейшую жизнь писателя. Именно она принесла Павлу огромную популярность и всемирную известность. Ее страницы беспрестанно пополнялись. Это прекрасный сборник рассказов, где речь идет о прекрасной природе Урала и о жизни уральцев.

Здесь собрано немало мифологических персонажей, среди которых можно увидеть бабку Синюшку, Хозяйку медной горы, Великого Полоза и многих других.

Премию Сталина Бажов получил в 1943 году именно благодаря «Малахитовой шкатулке». В 1944 году Павла удостоили Ленинской премии.

Этим великим человеком было создано немало произведений, по мотивам которых ставились многочисленные балеты, оперы и спектакли. Кроме всего прочего, на основе его рассказов было снято немало фильмов и мультиков.

На сегодняшний день в его родном городе, в доме, где он родился и вырос, открыт музей в его честь. Имя Павла Бажова носит народный фестиваль, проходящий ежегодно в Челябинской области. В его честь в Свердловске, Полевском и иных городах установлены памятники. В большинстве городов бывшего СССР названы улицы в честь великого писателя Павла Бажова.

2, 4, 5 класс для детей начальной школы

Интересные факты и даты из жизни

Известный журналист, публицист и, конечно, писатель, прославившийся на весь мир своими Уральскими сказами. Из-под его пера вышли Данила-мастер, хозяйка Медной горы, рассказчик дед Слышко. Сочный, самобытный язык, пропитанный легендами и поверьями, человек труда в центре каждого произведения, интригующий и непредсказуемый сюжет. Эти характерные особенности выделяют его книги среди прочих.

Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года по новому стилю и 15-го по- старому. Все детство прошло в небольшом городке Сысерть, близ Екатеринбурга. Отец Пётр Васильевич – потомственный горняк, работал на местном заводе, мать Августа Стефановна плела кружево на продажу. Семья была не богатая, даже бедная. Павел рос единственным ребенком.

Изначально у Бажова, была фамилия Бажев, от слова «бажить», то есть колдовать. Но один сибирский писарь, выдавая Павлу Бажеву документ, ошибся в правописании и написал Бажов. Павел Петрович менять ничего не стал, фамилия Бажов осталась с ним на всю жизнь и сделала его знаменитым. Также писатель подписывался множеством псевдонимов: Колдунков, Бахеев, Деревенский, Старозаводский, Осинцев.

Детство и юность

Бажов рос среди горнорабочих. Некоторые из них были не только мастерами своего дела, но и хорошими рассказчиками. От них местные ребята узнавали о легендах, в которых существовали сказочными существа, люди, колоритная уральская природа также была одним из персонажей. Особенно маленькому Павлу запомнились рассказы старого горняка Василия Алексеевича Хмелина, на тот момент работавшего сторожем заводских складов. У его сторожки постоянно собиралась местная детвора.

Павел рос смышленым мальчиком. Его начальные классы пришлись на мужскую земскую трехлетку. Позднее учителя вспоминали, как Бажов по собственному желанию выучил весь сборник стихотворений Некрасова и рассказывал произведения классу.

Дальше по плану значилась гимназия или реальное училище. Но цена за обучение была настолько велика, что оказалась непосильной для семьи. Поэтому мальчика отдают в Екатеринбургскую духовную школу, там цена за образование была низкой, а жильё ученикам предоставлялось бесплатно. В 14 лет Бажов зачислен в Пермскую духовную семинарию, её студент заканчивает с хорошими баллами. Молодой человек мечтает об университете, но это слишком дорого для семьи. Ему предлагают место в Киевской духовной академии, но Павел отказывается. Он не видит себя в роли священнослужителя.

В поисках себя

В 20 лет Бажов начинает трудовую деятельность. Он учитель в начальной школе в глухой деревне Шайдуриха, где жили в основном старообрядцы. Затем он преподает русский и литературу в школах Екатеринбурга и Камышлова. После чего становится учителем в Екатеринбургском духовном училище, где некогда сам учился. В его трудовой карьере также значится Епархиальное женское училище, там он обучает не только словесности, но еще алгебре и старославянскому языку. В стенах этого заведения происходит судьбоносная встреча, Бажов знакомится с будущей женой Валентиной Иваницкой, впоследствии у пары родится семеро детей, трое умрут в младенчестве.

Валентина Александровна так вспоминала первую встречу: «Мы услышали легкое покашливание. В классе появился не очень высокий молодой человек, с густой, роскошной бородой и слегка волнистыми, русого цвета волосами. Но особо нового учителя выделяли умные и лучистые глаза».

Во время преподавательской деятельности Бажов мечтает о поступлении в Томский университет. Но ему отказывают из-за политической неблагонадежности. В 20 с небольшим лет Павел Петрович увлекается революционными идеями и мечтает о кардинальных преобразованиях в стране. Несостоявшегося студента также интересует журналистика, история края, местные легенды и сказания. Каждое лето во время каникул Бажов отправлялся в пеший тур по отдаленным селам и деревням. Он собирает фольклор, знакомится с ремеслом камнерезов, литейщиков, в блокнот заносит редкие слова, выражения, пишет заметки о природе. Позднее все эти наброски лягут в основу знаменитых сказов.

Время перемен

После революции 17 года Бажов работает в Комитете общественной безопасности Камышлова, затем становится депутатом городского Совета. А также последовательно занимает должности комиссара просвещения и главного редактора газеты «Известия камышловского Совета», в 1918 году Павел Петрович получает партийный билет.

В годы гражданской войны будущий писатель уезжает в соседний Алапаевск налаживать работу газеты «Окопная правда». Семья остаётся в Камышлове, когда его занимает армия Колчака. В это неспокойное время Бажов одно за другим пишет письма следующего содержания: «Валянушка! Родная моя, хорошая, дорогая! Ребята! Где вы? Что с вами? Как тяжело не знать этого!».

После Алапаевска был Нижний Тагил, Омск, Тюмень, а затем Усть-Каменогорск (город в Казахстане). Бажов не только выступает революционные газеты, но и сражается в рядах Красной армии. После окончания гражданской войны Павел Петрович заболевает тифом. После выздоровления семья возвращается в родные края.

Путь писателя

О писателе Бажове заговорили в 1924 году, когда вышла книга «Уральские были», где рассказывается о тяжелом труде горняков. В 1937-м появляется «Формирование на ходу» где повествуется об истории Камышловского полка. За это произведение писателя исключили из партии, правда, потом восстановили.

Знаменитая «Малахитовая шкатулка» увидела свет лишь в 1939 году. За нее в 1943-м году Павла Петровича удостоили Сталинской премии. Книга выходила в нескольких редакциях. Бажов дополнял ее новыми сказами. Истории о хозяйке Медной горы, Даниле-мастере, Великом Полозе, Серебряном копытце, бабке Синюшке, рассказанные дедом Слышко приобрели мировую популярность и были переведены на десятки языков. Кстати, писателю пришлось доказывать, что именно он автор сказов, что он их не просто записал, а сочинил.

У Бажова есть две автобиографические повести. «Зеленя кобылка» появилась в 1939-м под псевдонимом Егорша Колдунков, более поздняя «Дальнее-близкое» датируется 1949-м годом.


Имя: Павел Бажов (Pavel Bajov)

Возраст: 71 год

Место рождения: Сысерть, Пермская обл .

Место смерти: Москва

Деятельность: писатель, журналист

Семейное положение: был женат

Павел Бажов - биография

Разными путями приходят люди в большую литературу. Кто-то ради денег и славы, кто-то в надежде изменить мир, а иные - в поисках спасения от ужасов жизни. Последний случай - про Бажова.

Детство, семья писателя

В уральском городке Сысерти 15 января 1879 года в семье простого горнорабочего родился единственный ребенок - будущий автор «Малахитовой шкатулки» и «Серебряного копытца» Павел Бажов.


Биография детских лет мальчика была тяжелой. Отец любил сына и жену, был асом в своем деле, но часто пил. Всякий раз, хлебнув лишнего, начинал оскорблять начальство, и остановить его никто не мог. «Сверло» (так его прозвали за злой язык) часто увольняли - без работы он сидел месяцами. Чтобы найти хоть какое-то место, семья переезжала с рудника на рудник. И на каждом новом месте история повторялась - сдав смену, «Сверло» снова пил и ругал начальство...

Семью спасала мать: сутками напролет вязала шали и чулки, которые продавала соседкам. Однако из нищеты семья так и не выбралась - отец рано умер от алкоголизма, а мать ослепла...

Учеба

Уже в первом классе заводской школы стало ясно, что у Паши редкие способности и тяга к учению. Преподаватель литературы показал одаренного паренька знакомому ветеринарному врачу из Екатеринбурга. К удивлению родителей, тот разрешил Бажову жить у себя во время обучения в духовном училище. «Это была спасительная путевка в люди», - как позже скажет писатель.


Из Екатеринбурга Бажов переехал в Пермь, где продолжил обучение в духовной семинарии. До карьеры священника оставался лишь шаг - диплом духовной академии. Но Бажов вдруг круто изменил свою жизнь: подал документы в Томский светский университет и... на экзаменах провалился. Конечно, Бажова «срезали» сознательно: повлияли низкое социальное происхождение и неоднократное участие в студенческих революционных волнениях.

Павел Бажов - биография личной жизни

В это трудно поверить, но до 30 лет у Бажова не было ни одного романа. Все силы и время молодого человека забирали работы и подработки. Ведь нужно было кормить не только себя, но и овдовевшую мать. Бажов не роптал - до обеда преподавал, потом давал частные уроки, а после, уже вечером (иногда и по ночам!) писал статьи в уральские газеты и журналы.

Однажды Павел Петрович зашел в новый класс и... понял, что пропал. Валентина Иваницкая отличалась от всех: умная, красивая, статная, с толстой косой. Что же делать? Девушке всего 15, Бажову -уже 28. К тому же она его ученица! 4 года писатель боролся со своим чувством, стыдился его, считал преступным, пытался побороть. Тщетно.

И вот сданы все выпускные экзамены. Еще пара дней, и Бажов расстанется со своей лучшей ученицей навсегда. «Будь что будет!» - решил учитель и заплетающимся от страха языком признался Иваницкой в своих чувствах. В ответ девушка бросилась писателю на шею. Оказывается, она влюбилась в него в первый же день учебы. В 1911 году влюбленные поженились.


«Моя жена - самая большая удача в моей жизни!» -скажет спустя десятилетия Бажов. Она не просто сделала писателя счастливым - она сохранила его для великой русской литературы.

Павел Бажов - революционер

Не будучи певцом революции, как , Бажов был ярым ее сторонником как гражданин. Сказались ужасы детства: простые уральские рабочие жили бедно и тяжело. Потому и пили, и дрались, и шли на преступления. Павел Петрович искренне верил, что большевики изменят Русь, что наступит на любимом Урале счастье, равенство, богатство.

В 1905 году Бажов был «на баррикадах»: участвовал в акциях протеста, даже 2 недели провел в тюрьме. В 1917-м вступил в партию большевиков и стал редактором революционной пермской газеты «Окопная правда». Эта должность едва не стоила писателю жизни. Колчак, захватив Пермь, начал жестокие политические чистки. В тюрьме оказалась чуть ли не треть города, в том числе и Бажов. Камеры, поначалу переполненные, пустели быстро - за сутки белые расстреливали по несколько десятков человек.

Обезумев от ужаса и голода, Бажов решился на побег. Босиком по снегу, спотыкаясь о трупы, вдоль железнодорожных путей брел страдалец в Екатеринбург. Выручил сердобольный крестьянин -спрятал Павла Петровича в куче сена и провез через казачьи посты.

Дома - новый кошмар: дети плачут от голода, жена бьется в горячке с мертвым младенцем на руках, все ее родственники пропали... Поручив семью соседу, Бажов ушел партизанить в лес под Томском, а уже оттуда - на Алтай. Мог ли он тогда подумать, что его подвиги партия не оценит и приговорит к расстрелу за книги, полные правды?

Павел Бажов - книги

Гражданская война отняла у супругов Бажовых троих детей из семи. В надежде забыть страшное прошлое, Павел Петрович с головой окунулся в работу - в уральских политических изданиях он был и редактором, и журналистом, и критиком, и наставником для молодых. Параллельно помогал краеведческому музею, собирал уральский фольклор, писал первое художественное произведение -«Уральские были». Пока полностью реалистичное.

В начале 1930-х Бажов совершил ошибку - взялся за написание политико-исторического очерка «Формирование на ходу». Казалось бы, все складывалось хорошо: заказ престижный, «сверху»; цель благая - описать процесс становления новой власти на полях сражений красных с белыми. Книга получилась мощная, страстная, правдивая. Правдивая настолько, что власть ужаснулась и вызвала писателя на допрос.

«Ну, прощай, Валя!» - сказал Павел Петрович, собрав узелок для лагерей.

Однако через сутки вернулся домой: следователя, который вел дело Бажова, самого отправили в ГУЛАГ. Долго радоваться не пришлось: сын писателя Алексей погиб при взрыве на заводе. Официальная версия - несчастный случай, неофициальная - политический заказ, месть журналисту-дисседенту.

Бажов снова забылся в труде. Много ездил по стране, писал об ударных стройках. В 1936 году попал на Бумкомбинат в Краснокамске. Написать о проекте нужно было хорошо, а рассказать нечего - работа шла с опозданием и ошибками, руководителей одного за другим уносил вихрь сталинского террора... В итоге Бажов сдал лишь малую часть рукописи под названием «Как мы жили и работали». Материал, естественно, не пропустили, а автора исключили из партии и уволили с работы.

Бажов - "Малахитовая шкатулка"

В этот жуткий период жизни, в 1937 году, Бажов и создал легендарную «Малахитовую шкатулку» -сборник уральских сказов, полный романтики, красоты, народной мудрости, дивной мистики. Он творил в никуда - забыв о современности, уже ни на что не надеясь. Бежал от бед, лечил душу детскими воспоминаниями о древней стране горных мастеров...

И вдруг невероятное: уже после первой публикации книги в 1939 году ему возвратили партбилет, приняли в Союз писателей СССР, дали сначала Ленинскую, а затем и Сталинскую премии. За несколько лет книгу перевели на 100 языков мира! Переиздания раскупались миллионными тиражами, из библиотек «Малахитовую шкатулку» попросту воровали.

В чем же уникальность сказов Бажова? В их удивительной неполитичности, народной языковой самобытности, русской глубинной человечности. Они вернули людям веру в труд, в чудеса, в великую силу пусть и измученной, но все же непобедимой России, такой родной и уникальной.

Последние годы и смерть Бажова

В последние годы жизни Бажов не щадил себя. Став депутатом СССР, старался помочь как можно большему числу обездоленных, выслушать и понять каждого, кто писал ему или приходил в его дом.

В 1950 году, на 72-м году жизни, Павла Петровича не стало. Незадолго до смерти он завершил свой последний сказ «Живой огонек». В наших сердцах он горит до сих пор.

Имя Павла Петровича Бажова известно каждому взрослому. При упоминании имени этого русского писателя в нашем сознании возникают чудесные самобытные сказки о малахитовой шкатулке, каменном цветке, трудолюбивых и добрых уральских старателях и искусных мастерах. Произведения Бажова уводят в мир уральского подземного и горного царства и знакомят с его волшебными обитателями: Хозяйкой Медной горы, Огневушкой-Поскакушкой, Серебряным копытцем, Великим полозом и Голубой змейкой.

П.П. Бажов - мастер уральских сказов

Павел на Урале в 1879 году. Его семья много ездила, и многое из того, что было в детстве услышано и увидено мальчиком в Сысерти, Полевском, Северском, Верх-Сысерти, легло в основу его сказов об Урале и его жизни. Павла Бажова всегда привлекал фольклор.

Он с огромным почтением относился к истории своего народа, к его самобытному характеру и устному творчеству. Писатель постоянно собирал и обновлял фольклорные записи и на их основе создавал свои неповторимые сказы. Героями его произведений становятся простые труженики.

Отображение исторических событий в сказах П. Бажова

Крепостное право существовало на Урале вплоть до конца XIX века. Произведения П.П. Бажова описывают то время, когда народ жил под гнетом господ. Заводовладельцы в погоне за доходами не задумывались о цене человеческой жизни и здоровье своих подопечных, вынужденных работать в темных и сырых рудниках с утра до ночи.

Несмотря на тяжелые времена и каторжный труд, народ не падал духом. Среди рабочих были очень творческие, умные люди, умеющие трудиться и глубоко понимающие мир прекрасного. Описание их характеров, быта и душевных стремлений содержат произведения Бажова. Список их достаточно велик. Писательские заслуги Павла Бажова были оценены по достоинству при жизни. В 1943 году ему была присуждена Сталинская награда за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Посыл уральских сказов

Сказы не являются ранними произведениями Павла Бажова. Несмотря на то что журналист, публицист и революционер Бажов всегда интересовался фольклором, мысль о написании сказов появилась у него не сразу.

Первые сказы «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко» были опубликованы до войны, в 1936 году. С тех пор произведения Бажова стали появляться в печати регулярно. Целью и смыслом сказов было поднятие боевого духа и самосознания русского народа, осознание себя сильной и непобедимой нацией, способной на подвиги и противостояние врагу.

Неслучайно произведения Бажова появились перед началом Великой Отечественной войны и продолжали выходить во время нее. В этом отношении П.П. Бажов был провидцем. Ему удалось предвидеть наступление беды и внести свой вклад в противостояние мировому злу.

Мистические образы в литературных творениях П.П. Бажова

Многие знают, какие произведения написал Бажов, однако не всем понятно, откуда писатель заимствовал волшебные образы своих сказов. Конечно же, фольклорист лишь передавал народные знания о потусторонних силах, которые помогали добрым героям и наказывали злых людей. Существует мнение, что фамилия Бажова произошла от слова «бажить», являющегося уральским диалектом и буквально значащим «ворожить», «предвещать».

Скорее всего, писатель был человеком, хорошо разбирающимся в мистике, раз решился на воссоздание мифологических образов Великого полоза, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки Медной горы, Серебряного копытца и многих других. Все эти волшебные герои представляют собой силы природы. Они обладают несметными богатствами и открывают их лишь людям с чистыми и открытыми сердцами, противостоящим силам зла и нуждающимся в помощи и поддержке.

Произведения Бажова для детей

Смысл некоторых сказов очень глубок и не лежит на поверхности. Нужно сказать, что не все произведения Бажова будут понятны детям. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Здесь не уделяется много внимания переживаниям героев, но делается акцент на описании чудес и волшебных персонажей. Вот здесь озорничает Огневушка-Поскакушка в огненном сарафанчике, в другой сказке неожиданно появляется Серебряное копытце и выбивает драгоценные камешки для девочки-сиротки и доброго охотника Коковани. И, конечно же, кому не хочется встретиться с Голубой змейкой, которая крутится колесиком и показывает, где лежит золото?

Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное в сказах Бажова - это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь взрослого в этом очень необходима. После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Список произведений Бажова:

  • «Алмазная спичка»;
  • «Аметистовое дело»;
  • «Богатырева рукавица»;
  • «Васина гора»;
  • «Веселухин ложок»;
  • «Голубая змейка»;
  • «Горный мастер»;
  • «Далевое глядельце»;
  • «Две ящерки»;
  • «Демидовские кафтаны»;
  • «Дорогое имячко»;
  • «Дорогой земли виток»;
  • «Ермаковы лебеди»;
  • «Жабреев ходок»;
  • «Железковы покрышки»;
  • «Живинка в деле»;
  • «Живой огонек»;
  • «Змеиный след»;
  • «Золотой волос»;
  • «Золотоцветень горы»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Иванко-крылатко»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Ключ земли»;
  • «Коренная тайность»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Круговой фонарь»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Марков камень»;
  • «Медная доля»;
  • «Медной горы хозяйка»;
  • «На том же месте»;
  • «Надпись на камне»;
  • «Не та цапля»;
  • «Огневушка-поскакушка»;
  • «Орлиное перо»;
  • «Приказчиковы подошвы»;
  • «Про Великого полоза»;
  • «Про водолазов»;
  • «Про главного вора»;
  • «Рудяной перевал»;
  • «Серебряное копытце»;
  • «Синюшкин колодец»;
  • «Солнечный камень»;
  • «Сочневые камешки»;
  • «Старых гор подаренье»;
  • «Тараканье мыло»;
  • «Таюткино зеркальце»;
  • «Травяная западенка»;
  • «Тяжелая витушка»;
  • «У старого рудника»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Хрустальный лак»;
  • «Чугунная бабушка»;
  • «Шелковая горка»;
  • «Широкое плечо».

Произведения Бажова, список которых родителям желательно изучить заранее, помогут сформировать у детей чувство симпатии к добрым персонажам, таким как старик Кокованя, Даренка, и негативное отношение, порицание к другим (приказчик из сказки «Медной горы Хозяйка»). Они привьют ребенку чувство доброты, справедливости и красоты и научат его сочувствовать, помогать другим и действовать решительно. Произведения Бажова разовьют творческий потенциал детей и будут способствовать появлению у них ценностей и качеств, необходимых для успешной и счастливой жизни.