Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Авторские вступление в романе евгений онегин. Виды лирических отступлений

Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Действительно, в этом романе дана картина всех слоев русского общества: и высшего света, и мелкопоместного дворянства, и народа. В годы создания романа Пушкину пришлось многое пережить, потерять своих друзей, испытать горечь гибели лучших людей России. Роман был для поэта, по его словам, плодом "ума холодных наблюдений и сердца горестных замет".

Образ автора в романе создают лирические отступления, их в романе двадцать семь значительных по объему и около пятидесяти малых. Кто же главный герой.романа "Евгений Онегин"? Многие считают, что главный герой романа это все-таки сам Пушкин. Если прочесть роман повнимательней, то можно увидеть, что в нем не один главный герой, а два: Онегин и Пушкин. Об авторе мы узнаем почти столько же, сколько и об Евгении Онегине. Они во многом похожи, недаром Пушкин сразу сказал об Евгении, что это "добрый мой приятель". Пушкин о себе и об Онегине пишет: Страстей игру мы знали оба, Томила, жизнь обоих нас, В обоих сердца жар угас...

Пушкину нравится "резкий, охлажденный" ум Онегина, его недовольство собой и злость мрачных эпиграмм. Когда Пушкин пишет о том, что Онегин родился на брегах Невы, говорит о воспитании Онегина, о том, что он знал и умел, то невольно все время представляется сам Пушкин. Автор и его герой это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, "жил долгами..." Обобщая, Пушкин пишет: "Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь, но воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть". Поэт поневоле отмечает и свое отличие от Онегина. 06 Онегине он пишет, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить". Пушкин, в отличие от Онегина, занимается. поэзией серьезно, называя ее "высокой страстью". Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин пишет: "Деревня, где скучал Онегин, была прелестный уголок." По-разному воспринимают Пушкин и Онегин, например, театр. Для Пушкина петербургский театр волшебный край о котором он мечтает в ссылке. Онегин же "входит, идет меж кресел по ногам, двойной лорнет, скосясь, наводит на ложи незнакомых дам", а потом, едва взглянув на сцену, с рассеянным видом "отворотился и зевнул". Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину.

Для Онегина любовь это "наука страсти кожной", у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина это мир светских обедов, роскошных забав, гостиных, балов, это мир высокопоставленных особ, это мир высшего общества, в который попасть далеко не просто. Читая роман, мы постепенно понимаем отношение Пушкина к светскому обществу и дворянскому классу, к которому он сам принадлежит по рождению. Петербургский высший свет он подвергает резкой критике за фальшь, неестественность, отсутствие серьезных интересов. С насмешкой относится автор к поместному и московскому дворянству.

Он пишет: Несносно видеть пред собою Одних обедов длинный ряд, На жизнь смотреть как на обряд, И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с пей Ни общих мнений, ни страстей...

Пушкину нелегко жить, гораздо труднее чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы его высылаю из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегин свободен, но зачем ему свобода? Он томится и с ней, и без нее, он несчастлив, потому что не умеет жить той жизнью, какой живет Пушкин. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия. Если Пушкин наслаждается природой, то Онегину все равно, потому что он ясно видит, что "и в деревне скука та же". Пушкин сочувствует Татьяне, которая живет среди "дикого барства" в деревне, а затем в высшем обществе Петербурга, о котором она говорит, что это "ветошь маскарада". Автор не просто сочувствует Татьяне, он пишет: "Я так люблю Татьяну милую мою". Из-за нее он вступает в спор с общественным мнением. В одном из лирических отступлений автор раскрывает перед нами свой идеал женщины, которая "от небес одарена воображением мятежным, умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем, пламенным и нежным".

Пушкин признается, что письмо Татьяны он свято бережет и не может им начитаться. Многие строки романа раскрывают перед нами биографию автора, начало его творческого пути, имена его кумиров, события литературной борьбы, отражение настроений общественных групп и литературных группировок. Многие лирические отступления поэта посвящены культурной жизни России начала девятнадцатого века. Из этих строк мы узнаем, что поэт был горячим театралом. Он пишет о театре: "Там, под сению кулис, младые дни мои неслись".

Размышляя о смысле человеческого существования, о значении молодости в жизни каждого человека, Пушкин с горечью говорит: Но грустно думать, Что напрасно была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она.

Заканчивая роман, Пушкин снова обращает взор к тем, кого любил в юности, кому остался верен сердцем.

Какими бы ни были разными Пушкин и Онегин, но они из одного лагеря, их объединяет недовольство тем, как устроена российская действительность. Умный, насмешливый поэт был настоящим гражданином, человеком, который не был равнодушен к судьбе своей страны. Многие друзья Пушкина считали, что он передал свои черты и изобразил себя в образе Ленского. Но в лирических отступлениях Пушкин показывает ироническое отношение к Ленскому. Он пишет о нем: "Во многом он бы изменился, расстался б с музами, женился, в деревне, счастлив и богат, носил бы стеганый халат". Онегина же Пушкин мечтал сделать декабристом, и в этом сказалось все е.го уважение к своему герою.

Образ Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А. С. Пушкина В.Г.Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

Образ Татьяны Лариной противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.

Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы.

И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо.

Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна. самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нужным.

Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.

Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем.

Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе.

Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока.

И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой.

Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище...

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.

Главные черты характера Татьяны сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство.

Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.

Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

Александр Сергеевич Пушкин… Наверное, нет человека в России, который бы не знал этого имени. Он входит еще в детстве в нашу жизнь и остается в ней до конца: для кого-то - друг, для кого-то - учитель. Каким человеком был Пушкин? Он всегда стремился к справедливости и свободе, осуждал произвол помещиков, мстительность, эгоизм. Самым известным произведением поэта, безусловно, является роман «Евгений Онегин». По окончании его написания Александр Сергеевич о самом себе воскликнул: «Ай да Пушкин!» Автор понял, что создал шедевр. И правда, произведение получилось изящным, легким, но в то же время безгранично глубоким и многогранным. «Евгений Онегин» отразил всю российскую горькую действительность «золотого века». Роману до сих пор нет равных ни в отечественной, ни во всей мировой литературе.

Создание «энциклопедии русской жизни»

Произведение в целом писалось более восьми лет. Пушкин начал его еще в молодости, когда находился в южной ссылке - это были годы декабристского восстания. В процессе написания романа «Евгений Онегин» поэт потерял многих своих друзей. Завершил он его в Болдино, когда после разгрома декабристов царила обстановка строгого режима Николая Первого. Именно в это время у Александра Сергеевича наблюдался небывалый творческий подъем. Известный критик Белинский назвал «Онегина» наиболее задушевным произведением Пушкина. С этим трудно не согласиться, ведь в своем творении поэт воплотил не только собственные рассуждения о жизни, чувства и мысли, но и себя в целом. Образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин», пожалуй, можно назвать одним из центральных.

Пушкин как герой произведения

Творя особый мир, Александр Сергеевич и сам выступает в нем действующим лицом. Он - не только сочинитель и повествователь, но и герой произведения. Насколько важен сей персонаж? Образ автора и его роль в романе Пушкина «Евгений Онегин» трудно переоценить. За счет постоянного присутствия поэта на страницах книги описываемым событиям придается необыкновенная достоверность и особенный лиризм. Александр Сергеевич в своем произведении - полнокровный живой персонаж, имеющий свой характер, свое мироощущение, свои идеалы. Вместе с тем образ автора в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» не превалирует над остальными, его вторжение в ход повествования вполне оправдано и органично. Субъективный взгляд поэта на те или иные вещи позволяет читателю глубже осмыслить происходящие события, понять, как автор оценивает многие исторические факты и явления действительности, характерные для того времени.

Пушкин и Онегин: различия

Образ автора в романе «Евгений Онегин» прослеживается уже с начала произведения. Так, Александр Сергеевич, говоря о типичности полученного главным героем образования, и себя относит к этой социальной среде. Он пишет: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…» В то же время поэт подчеркивает разницу между собой и Онегиным. Они противопоставляются в отношении к театральному искусству: Пушкин называет театр «волшебным краем», а Евгений в нем видит только развлечение. По-разному они относятся и к природе: автор любит ее, а Онегин считает одним из звеньев перемены занятий. Нет у них схожести и в отношении к любви: главный герой говорит, что это «наука страсти нежной», а Александр Сергеевич отмечает, что «все поэты - любви мечтательной друзья». Иначе они относятся к литературе - создатель произведения пишет о Евгении: «не мог он ямб от хорея… отличить».

Пушкин и Онегин: сходство

И все-таки образ автора в романе А. Пушкина «Евгений Онегин» перекликается с образом главного героя. Их объединяет и предпочтение Татьяны Ольге, и снисхождение к Ленскому, и оценка дома Лариных. В начале произведения настроение поэта ветреное, игривое, переменчивое. Уподобляясь Онегину, познавшему «науку страсти нежной», Александр Сергеевич поклоняется женским ножкам, воздавая дань забавам юношества. Здесь автор предстает легкомысленным, завсегдатаем столичных балов и типичным представителем пустого аристократического сообщества. Но в тексте тут же следует опровержение, позволяющее читателю понять, что хоть поэт и не идеален, поскольку издержки среды, в которой он воспитывался, наложили на него отпечаток, но вместе с тем его характер достаточно сложен, неоднозначен, и ему - наряду со светской бесцеремонностью - присущи утонченность и глубина чувств.

Путешествуя по страницам произведения, читатель понимает, что образ автора в романе «Евгений Онегин» вовсе не такой, каким кажется вначале. Поэт выше поверхностных увлечений и слабостей, его внутренний мир многообразен и богат. Пушкин преодолел зависимость от аристократической среды, возвысился над ней, освободившись от пустоты и пошлости светской жизни, и сошелся на этой почве с Онегиным. Автора и главного героя объединяет протест против бездуховности, критическое восприятие реальности, стремление к самореализации, поиск общественных идеалов.

Отношение поэта к Лариной и Ленскому

Образ автора в романе Пушкина «Евгений Онегин» вырисовывается в оценках героев произведения и их поступков. Александр Сергеевич симпатизирует всем персонажам, но главным образом Татьяне Лариной. Не случайно он пишет: «Я так люблю Татьяну милую мою!» У автора с ней много общего - это отношение к свободе, к природе… Поэту близка задумчивая мечтательность Татьяны, глубина ее чувств, душевная напряженность. Для духовно повзрослевшего Пушкина она - идеал женщины и даже муза.

Доброжелательно относится Александр Сергеевич и к Ленскому - свободолюбивому и романтически восторженному молодому человеку, который верит в силу настоящей дружбы. Автор и сам таким же был в юности, но уже давно пережил увлечение романтизмом - теперь это он иронично называет высокопарным и оторванным от действительности. Хотя к иронии подмешивается и горечь того, что ушедшее время уже не вернуть.

Авторские отступления и образ автора

В романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений, в которых Пушкин или возвращается в свою юность, или говорит о волнующих его проблемах общества. Поэт много внимания уделяет Москве - городу, который он очень любит. Кому не известны его строки: «Москва! Как много вэтом звуке…»!

Но больше всего образ автора в романе «Евгений Онегин» раскрывается, когда Александр Сергеевич пишет о любви, рассказывает, как следует относиться к женщинам. Ведь именно в этом произведении Пушкиным сделан вывод: «Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», которому в наши дни стараются следовать все мужчины.

В лирических отступлениях поэт вспоминает о прожитых годах, главных событиях своей жизни, радостных и грустных. Под пером глубокого мыслителя и тонкого лирика оживает все пережитое им в Царскосельском лицее, в Михайловском, в Петербурге.

Роман о молодежи

В произведении Александр Сергеевич показал жизнь разных слоев общества: и деревни, и города, и провинции, и столицы. Особенно ярко он рассказал о российской молодежи того времени. В романе все герои - молодые люди, полные жизни, чувств, надежд, страстей. Пушкин жалеет о том, что его юность быстро прошла, и призывает читателя дольше оставаться молодым, не поддаваться лени и хандре.

Вообще нельзя не сказать о том, как поэт относится к читателю. Он для автора - лучший друг, готовый понять и выслушать. «Мои друзья», «милые мои», «мой читатель» - так Александр Сергеевич обращается к своим адресатам. Конечно, с самого начала повествования это располагает читателей к Пушкину. Вместе с тем поэт то приближает их к себе, то отдаляет. Для автора читатель - критик, с которым он делится своими планами.

Чему учит произведение

Образ автора в романе «Евгений Онегин» способствует расширению границ произведения. Повествование ведется как бы от нескольких перебивающих друг друга лиц, одни из которых непосредственно сами вовлечены в текст, другие - знакомы с героями романа, а третьи находятся вне событий. Все они соединяются в авторе, составляют гамму его всевозможных проявлений, и оттого появляется ощущение богатства и сложности личности поэта. Произведение написано в тоне светлой печали, грусти, но в то же время оно наполнено верой человека в будущее. Роман отвергает крепостничество, учит ненавидеть бессодержательную и пустую жизнь, самовлюбленность, эгоизм, черствость сердца.

В заключение

Александр Пушкин в «Евгении Онегине» старался уйти от шаблонных художественных приемов, избежать условностей. Поэтому он намеренно соединил мир автора и героев, специально нарушил сюжетные линии и ввел в роман черты современного ему быта. Это позволило поэту создать поистине реалистичное произведение, настоящую «энциклопедию русской жизни».

Работа над произведением длилась более 7 лет, черновик неоднократно переписывался. Александр Сергеевич работу над ним называл подвигом. По мнению некоторых критиков, творение можно отнести к «энциклопедии русской жизни». Подробно показана жизнь той эпохи: как питались люди, о чём могли мечтать, во что одевались, их интересы. Особенно подробно отражена жизнь, судьба и условия быта народа России, сложившаяся атмосфера того времени - благодаря тому, что автору посчастливилось родиться в то время.

События в романе происходят после окончания войны 1812 года, общество взволновало предчувствие гражданских свобод.

Создавалось произведение, когда автор находился в ссылке, именно в этот период он перешёл к реалистическому направлению в написании. События происходят во время развития русского общества и во времена становления у власти Александра Первого. На фоне развития других событий показана любовная линия романа, переживания главных персонажей, влияние того общества на их судьбу, жизнь и мировоззрение.

Концовка романа выпала на период творческого расцвета Александра Сергеевича Пушкина как величайшего русского поэта современности. В произведении отчётливо отражается пик его гениального мастерства, творческого подъёма, всё это придало этому гениальному творению величайшую глубину содержания.

Тема и идея повествования

В основе лежит тема безответной любви девушки Тани к Онегину. Книга красочно говорит о жизни российского общества в то время, показывает все стороны его существования. Показывается русское село и его бытовой уклад, сравнение светского и простого народа, сопоставление героев как личностей, характеристика модных веяний и вкусовых пристрастий той эпохи.

Основной персонаж - личность, которую разочаровала сама жизнь. Получив наследство дяди, он уехал в село, потому что жизнь в высшем светском обществе ему изрядно надоела. Там герой знакомится с семейством Лариных и Ленским. У Лариных есть две сестры, Оля и Татьяна. Ленский любит Ольгу, красивую и беззаботную женщину. Сестра, противоположность Ольги, влюбляется в героя своих грёз, представленного образом Онегина. В романе показывается проблема любовных отношений через чувство героев, их переживания отражают сущность общества, которое сильно подчиняется общественному мнению.

Проблемы, поднятые в произведении

Проблемная область романа довольно широкая, охватывает большой спектр вопросов:

  • Общественно-политические.
  • Культурно-исторические.
  • Нравственно-этические.
  • Выбор пути дальнейшего развития России.
  • Проблемы истинных и ложных чувств.
  • Чести и бесчестия.
  • Внешней и внутренней красоты.

Центральная проблема романа - это цель и смысл жизни. Время после декабрьского переворота стало значимым периодом для развития России, за этот период поменялось значение материальных и моральных ценностей и сознания человека. В это время высшая роль и моральный долг творца - показать вечные ценности народу, направить на твёрдые моральные ориентиры. Все значимые люди пушкинского периода начинают жить по другим принципам: они или разочаровываются в прошлых идеалах, или начинают бороться с новыми жизненными обстоятельствами, воплощая желаемое в действительность.

Люди наступившего поколения с самого начала будут «поставлены на колени». Из-за жанровой особенности в произведении отражается вся сущность процесса смены нравственности и моральных принципов. Сочинение создано таким образом, что можно проследить духовное становление участников романа, читатель наблюдает, как они проходят становление, мучительный поиск правды, видят значимость своего бытия на этой земле, определяют своё место на ней.

Пушкин в своём творении предстаёт перед читателем человеком, рассказывающим обо всех событиях, читатель видит на протяжении всего произведения его личное мнение о героях, происходящих событиях. В то же время он и является одним из них .

Лирический образ поэмы представлен 27 отступлениями, в которых показывается разговор и язык самого писателя. Отступления помогают выражать и характеризовать течение и странность того времени, раскрыть образ автора творения.

На протяжении всего произведения присутствует автор в роли рассказчика, старого друга Онегина, знакомого его отца. Его мысли носят философский характер, имеют своё мнение насчёт всех значимых ситуаций, эпизоды способны привлекать читателя своими воспоминаниями и лирическими отступлениями. Отношение автора к Онегину неоднозначно, с одной стороны, они имеют много общего, а с другой - они являются разными личностями.

Автор часто называет главного героя верным приятелем, показывает минимальное различие между ними, а сходство прослеживается во многом. Пушкин также любил светские развлечения, его товарищ, как и он, получил дворянское воспитание. Несмотря на цинизм Онегина, он свыкается с привычкой язвить, шутить над приятелем, иногда небезобидно. Они даже запланировали путешествовать вместе, но пути их разошлись на долгое время, поскольку у Онегина скончался отец. Образ Пушкина в романе Евгений Онегин во многом совпадает с образом и характеристикой главного героя.

Но было и различие между ними, оно заключалось в разных типах натур, Пушкин - страстный, хотел стать полезным для общества, литература и творчество были его основным поприщем. Товарища кратко можно охарактеризовать как ленивого душой, скептичного и равнодушного.

Трепетное отношение к Татьяне Лариной: всё сочинение проникнуто чувством особенной нежности. Она очень симпатична ему, показана как человек пылкий, неопытный, она бережно хранит письмо, написанное для Онегина. Письмо почему-то находится у автора, тот его постоянно перечитывает, наслаждаясь его искренностью, стилям написания, слогом. Проникается большой любовью к ней и ее чувствам, во всех поступках ищет оправдание. Как оказалось у него письмо, читатель так и не узнает, а было предназначено оно для Онегина.

Часто сам поэт со стороны даёт оценку поступкам своего героя:

  • Вы согласитесь, мой читатель,
  • Что очень мило поступил,
  • С печальной Таней наш приятель.

В романе много лирических моментов, где автор делится своими размышлениями, не стесняясь, показывает читателю, о чём думает, что у него в голове. К примеру, на одной из страниц он пишет, что «волею небес» может увлечься прозой, а стихи перестать писать. Показано отношение к традициям общества того времени.

Подробно описывается театральная, бальная, деревенская жизнь, а на примере повествования о маме Татьяны зрителю показана ценность семьи. Светская жизнь в обществе показана ненастоящей, неискренней, а деревенская, наоборот, настоящей и без прикрас, со своими трудностями и радостями.

Познавательно описание модных общественных веяний, таких как альбомы для дам, или чувство скуки и безысходности, частое тогда среди молодого поколения. Повествователь показывает похожесть мировоззрения и судьбы с героем: «Страстей игру мы знали оба, томила жизнь обоих нас».

В повествовании даётся оценка писателем модных веяний того времени и старины, мода выступает как что-то наружное и мелкое, для её описания используются определения - обветшалая, самовластная. Старина, наоборот, показана милой, умной, гостеприимной.

Образ рассказчика представлен как очень начитанного человека, использующего большое количество цитат и постоянных ссылок на произведения других писателей.

В начале произведения и в конце автора можно рисовать по-разному. В первой главе много рассказывается о его молодости, например, описание бала плавно переходит в воспоминания о его пристрастии к «прелестным ножкам». Рассказывая о себе, он даже забывает о главном персонаже своего сочинения. В последних же главах он сосредоточен на главных героях, мнение высказывает посредством небольших комментариев.

Характеристика автором персонажей

Характеристика на примере сестер Лариных:

  • Ольга Ларина - черты лица и фигура были очень привлекательными, белокурые локоны, бледная кожа и лёгкий румянец на щеках придавали образу нежность и невинность: «Улыбка, локоны льняные, движенья, голос, лёгкий стан».
  • Татьяна Ларина - автор относится к героине с особенной нежностью, переживает за трагедии в её жизни, сочувствует, цитата из произведения это ярко показывает: «Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью; ты в руки модного тирана уж отдала судьбу свою».

Поэт выступает как подруга, которая способна эмоционально принимать все события и быть впечатлительной и сочувствующей.

Любовь и отношение к женщинам

Рассказчик был сильно влюбчив, пленялся женским образом и полностью мог отдаваться своему влечению: «Когда ж, и где, в какой пустыне, безумец, их забудешь ты? Ах ножки, ножки! Где вы ныне?»

Образ любимой женщины в душе автора поселяется на долгое время, он умеет быть верным, представляет на обозрение свою ранимую и романтическую сущность через природу: «Как я завидовал волнам, бегущим бурной чередой с любовью лечь к её ногам!»

Этот персонаж играет на протяжении всего романа важнейшую роль, так как помогает разобраться в героях, особенно в образах сестёр Лариных. Описание личных чувств, которые показаны в параллельном сравнении с образом Онегина, раскрывает его внутреннее состояние и сущность.

Публикуя первую главу романа «Евгений Онегин» (1825г.), Пушкин снабдил ее предисловие, в котором писал, что несколько песен, или глав, «Евгения Онегина» носят на себе «отпечаток веселости», ознаменовавший его первую поэму «Руслан и Людмила».

Пушкин сохранил в тексте романа явное сближение юношеской поэмы со зрелым «романом в стихах». Почему Пушкин в «Евгении Онегине», не следуя романтической поэме, отдал предпочтение тому тону повествования, который сложился в «Руслане и Людмиле»?

Выбранный несколько игривый, местами несколько ироничный, а иногда серьезный тон помогает автору обозначить собственную позицию, собственный взгляд на героя, на ситуацию, на мир. Автор рядом с героем, со своим детищем, со своим трудом, он, как Ариадна, ведет своих героев (Руслана и Евгения) по тернистым дорогам судьбы; он страдает вместе с ними, негодует, а иногда дистанцируется от них, демонстрируя собственную точку зрения. Вместе с тем именно образ Автора, его «присутствие» в романе придает этому произведению исключительное своеобразие, так как служит объединяющим началом в тексте романа.

Пушкин очень рано почувствовал себя истинно национальным поэтом: в стихотворении 1818 г. «К Н.Я. Плюсковой» он уже сказал о своей поэзии: «И неподкупный голос мой // Был эхо русского народа».

И для Пушкина принципиально важно строить сюжет «Руслана и Людмилы» на национально-русском материале.

И в 1823 г., через три года после окончания «Руслана и Людмилы», обратившись к «роману в стихах», Пушкин продолжил национальную тему, но теперь в самом подходе поэта к воспроизведению русской действительности многое изменилось. Если в «Руслане и Людмиле» перед читателем предстала поэтическая древность, то в «Евгении Онегине» – картины современной поэту жизни.

Онегин в романе – объективный образ, и рядом с ним (как и с Русланом) тоже вполне самостоятельно появляется отдельный от него образ Автора. В «Евгении Онегине» главный герой и Автор – люди одной среды, однако их жизнь, биография, судьбы, занятия, отношение к миру различны:

Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной,
Чтобы насмешливый читатель
Или какой-нибудь издатель
Замысловатой клеветы,
Сличая здесь мои черты,
Не повторял потом безбожно,
Что намарал я свой портрет,
Как Байрон, гордости поэт,
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом
Как только о себе самом.

(гл.I, LVI стр.)

Взгляды Автора и Онегина могут совпадать, но в целом – это совершенно разные люди, не похожие друг на друга. В романе «Евгений Онегин» Пушкин дает свой точный духовный портрет, обнажает свою истинную душу перед читателем.

Романная фабула в «Евгении Онегине» соединилась с лирическими признаниями Пушкина. Мысль романа «Евгений Онегин» вырастала из слияния романной ситуации, где действуют четыре основных героя и множество второстепенных лиц и авторских размышлений.

Пушкин рассказывает в романе не только о героях, но и о себе. Он не скрывает перемен, происходивших с ним, начиная с Лицея:

В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья
Вдруг озарилась: муза в ней
Открыла пир младых затей,
Воспела детские веселья
И славу нашей старины,
И сердца трепетные сны.
(гл.VIII, I стр.)
И свет ее с улыбкой встретил;
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
…………………………………

(гл.VIII, II стр.)

В роман вошли пушкинская веселость (гл.I, XXX стр.):

Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость
И дам обдуманный наряд;
Люблю их ножки...,

грусть (гл.I, XIX стр.), раздумья о театре (гл. I, XVIII стр.), о литературном языке (гл. III с XXVIII по XXIX стр.), упоение жизнью, внутренний духовный мир (гл. I, LV, LVI, LIX стр.).

Пушкин как бы вовлекает читателя в разговор, делится своим замыслом, вводит в круг своих друзей (см. предисловие к роману), доводит рассказ о себе до времени завершения романа:

И ныне музу я впервые
На светский раут привожу…
(гл.VIII, VI стр.).

Судьбы героев разошлись, и романная ситуация кончилась. Поэт волен был оборвать нить повествования, но его собственная жизнь продолжалась, и поэтому внутренний духовный сюжет романа открыт:

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Прости…

Быть может, волею небес,
Я перестану быть поэтом,
В меня вселился новый бес, …
Унижусь до смиренной прозы…

Так завершается авторская мысль в «романе жизни».
В отличие от поэмы «Руслан и Людмила» герои «Евгения Онегина» – современник Пушкина, они живут словно в двух измерениях – в «романе жизни» и в «романе автора». Онегин – приятель Автора, он знаком с Кавериным, лицейским другом Пушкина. Татьяна – вполне живое лицо. Герои могут беседовать с Автором, он их хорошо знает, они знакомы с его приятелями (к Татьяне, например, «подсел» Вяземский), у героев есть прототипы («А та, с которой образован Татьяны милый идеал…»), но они также и плод его фантазии.
Автор исключен из романской фабулы, но почти все действующие лица ему известны. Он, например, точно знает, что

В пяти верстах от Красногора,
Деревни Ленского, живет
И здравствует еще доныне
В философической пустыне
Зарецкий, некогда буян,
Картежный шайки атаман.

И что теперь он «добрый и простой,
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек».

Таким образом, между персонажами романа и автора устанавливаются очень близкие, тесные отношения. Герои способны свободно «покидать» романную фабулу и «возвращаться» в нее. Автор не скрывает их поведение.

Роман Татьяны и Евгения творится Автором столько же, сколько самой действительностью. Их история достоверна и может быть документально подтверждена (письмо Татьяны, письмо Онегина, стихи Ленского, которые «на случай сохранились»). Итак, благодаря Автору границы между жизнью вымыслом размываются, и читатель захвачен иллюзией подлинной фактичности, но Пушкин не дает нам забыть, что пред нами действительность, преобразованная его фантазией, что роман – его творение, которое создавалось много лет, и напоминает о разных этапах своего творческого пути.

Поэт создает принципиально новое соотношение между автором и его героями, с одной стороны, и Автором и читателем – с другой.

Отношение к героям становится интимнее, чем в «Руслане и Людмиле», в их обрисовке не ограничивается общими психологическими признаками, а проникает в суть конкретного характера Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги. Автор не принимает точки зрения героев безусловно, он может смотреть на происходящее и глазами героя, но его собственный взгляд не исчезает («Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок…»). При этом всюду мотивируется независимо от того, соглашается Автор с героями или нет. так, Онегин в первой главе рекомендуется читателям как приятель Автора («Мой приятель»), затем как ученик в стихотворстве:

…Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.

Подобно Автор рассказывает о своей дружбе с Онегиным, вспоминая о встречах с ним: «Онегин, добрый мой приятель», «С ним подружился в то время…/ Страстей игру мы знаем оба:/ Томила жизнь обоих нас;/ В обоих сердца жар угас…».

И тут же, через несколько строф поэт обнаруживает «разность» между собой и Онегиным.

Между автором и героями всегда есть известное расстояние. Но тон личной близости к герою в романе сохраняется в произведении до последнего стиха!
То же постоянное вторжение авторской речи мы прослеживаем в описании Татьяны («Моя Татьяна», «моя душа»). Частые признания в том, что Татьяна – «милый идеал» поэта и любима им не мешают Автору иногда с известной героиней воспринимать героиню:

Она по-русски плохо знала,
Журналов наших не читала,
И выражалася с трудом
На языке своем родном.

«Евгений Онегин» – роман в стихах, создававшийся на протяжении 7 лет. Пушкин начал писать его молодым человеком, а закончил, когда ему было за 30 лет. Не удивительно, что духовная жизнь поэта стала предметом лирических признаний. А в ней особое место занимает поэтический труд над «Евгением Онегиным», лучшим, как считал Пушкин, его творением.

Читатели узнаю о творческом замысле (предисловие, а также гл.I LX стр.), словом, они посвящены даже в технику литературного процесса.

Так, начиная с первых строф, поэт создает потрет Онегина, подчеркивая, что предметом его заботы становится «верность» описания:

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мой воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?

Сюда же относятся и суждения о языке, тесно слитые с характеристикой героя и его среды:

Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б, это было смело, описывать мое же дело:
Но панталоны, фрак, жилет –
Всех этих слов на русском нет;
А вижу я, винюсь пред вами
Что уж и так мой бедный слог
Пестреть гораздо б меньше мог
Иноплеменными словами
Хоть и заглядывал я встарь
В Академический словарь.

Тут же попутно Пушкин вспоминает полемику между «Беседой любителей русского слова» и «Арзамасом». Автор шутливо обвиняет себя в злоупотреблении «иноплеменными словами», вошедшими уже в оборот, и, называя их, он дает представление об одежде Онегина. Ирония тут очевидна: туалет Онегина невозможно представить исконно русскими словами, потому что одет герой в европейское платье, а иностранных слов «Словарь Академии Российской» (1789-1794 гг.) не включал.

Большое место занимают обращения к героям, к себе, чтобы продолжить повествование («А что ж Онегин?», «Вперед, вперед, моя история»), отдельные замечания. Всем этим создается непринужденность рассказа, словно еще не обдуманного («собранье пёстрых глав»). Так мотивируется «свободная форма» романа. Мнимая необоснованность перерывов в повествовании объясняется «увлеченностью» Автора, который затем ставит ее себе в вину и шутливл просит разрешение вернуться к фабуле:

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Мотивировки перерывов и возвращений к фабуле самые различные – от особенности характера Автора до его усталости:

Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.

Так, раздумывая о героях, входит в роман сам Пушкин – человек, в его почти обыденной жизни.
Вместе с тем Автор хочет, чтобы читатель понимал весь роман, воспринимал его целиком. Отсюда напоминания о предыдущих главах, отсылки к ним.

Духовная жизнь Пушкина в ее разных периодах полно влилась в роман и отразила те изменения, которые претерпела Россия с начала 10-х гг. и до конца 20-х гг. XIX в. Все исторические перемены в стране прошли через сердце Пушкина.

О чем только не размышляет Автор!
Кажется, нет предмета, не затронутого им. Светский и поместный быт, природа зимой, летом, весной и осенью и даже в разное время суток, литературные споры, суждения о современниках. В романе отразилось все, о чем думал и мечтал Пушкин: от желания прославиться («…но я бы, кажется, желал / печальный жребий свой прославить…») до осознания жизни как непрекращающегося процесса всеобщего обновления:

Так наше ветреное племя
Растет, волнуется, кипит,
И к гробу прадедов теснит.
Придет, придет и наше время,
И наши внуки в добрый час
Из мира вытеснят и нас!

Таким образом, роль Автора в романе заключается в установлении живой связи времен, в изображении их конкретности и преемственности. Автор словно воскрешает всеобщую память. Кому не памятны и «новый шум лесов оживленной природы», и понимание того, что «любви все возрасты покорны», кому не приходит в голову мысль о напрасно прожитой молодости: «…но грустно думать, что напрасно / Была нам молодость дана, – / Что изменяли ей всечасно/, Что обманула нас она; / Что наши лучшие желанья, / Что наши свежие мечтанья, / Истекли быстрой чередой…» и кто, наконец, не согласится с Пушкиным, что жизнь, несмотря на все ее невзгоды, – пир, праздник:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.

В этом пушкинская мудрость: уметь ценить краткие мгновения праздникам жизни, уметь вовремя остановиться и иметь силы продолжать жить уже под ударами судьбы.
Автор в романе – носитель гуманного воззрения на жизнь. Он сам – торжество гуманности по его отношению к миру и людям. Этот гуманистический пафос с наибольшей силой выразился в его творческом даре, в его Музе.

Образ автора в романе «Евгений Онегин» необычен: он не только рассказывает историю и смотрит на события со стороны, но сам является другом Евгения, возможно, знает Татьяну, поэтому так сильно проявляются его чувства к героям.

В лирических отступлениях автор, не стесняясь делиться воспоминаниями, высказывает нам свои мысли. Например, в третьей главе он говорит, что может «волею небес» перестать писать стихи и увлечься прозой. В романе он выражает свое представление о сложившихся в обществе традициях. Даны описания театра, бала, деревни, семейной жизни (история матери Татьяны). Светское общество кажется искусственным, а деревня — искренней и простой. Рассказчик любит уединение и природу. Это проявляется не только в чудесных описаниях времён года, но и в следующих словах: «Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой ».

Интересны наблюдения автора за модными общественными явлениями, например, дамские альбомы или витающая среди молодёжи хандра. Она и «знакомит» его с Евгением. Рассказчик заявляет о смежности их взглядов и судеб: «Страстей игру мы знали оба; Томила жизнь обоих нас…».

В словах автора на протяжении всего романа прослеживается антитеза моды и старины, причём мода изначально оценивается как нечто наружное, мелкое (вещицы в доме Онегина), а после явно отрицательно: «Как стих без мысли в песне модной,\ дорога зимняя гладка ». Со словом «мода» поэт использует эпитеты: обветшалая, самовластная. Старина, напротив, умная, милая, гостеприимная, простонародная. Однако и старина иногда описывается с сарказмом, вспомним, например, Зарецкого, который позволяет растянуть человека (на дуэли) не как-нибудь, а «по всем приданьям старины».

Следует упомянуть, что рассказчик, конечно, очень начитанный человек, в тексте присутствуют постоянные ссылки на произведения других литераторов, используются цитаты, иногда и с целью пародии. Например, в пятой главе приведена пародия на стихотворение Ломоносова.

Образ автора отличается в начале и в завершении произведения. В первых главах он часто рассказывает о молодости. Например, отходит от описания бала и вспоминает о своей любви к «прелестным ножкам». Говоря о себе, он так увлекается, что «забывает» о главном герое произведения, и потом вынужден возвращаться к повествованию о нём, спрашивая: «Что ж мой Онегин?». В финальных главах его внимание сосредоточено на действующих лицах. Своё мнение рассказчик высказывает в небольших комментариях (иногда афористичных) в конце строф.

На протяжении всего романа отличает автора чувство юмора. В тексте встречается как довольно дружелюбная ирония, так и сатира, причём и на уровне идей (суждений об обществе), сюжета (отношения к героям), формы произведения. Например, «подчиняясь» классицизму, он пишет нужное вступление, только помещает его лишь в конце седьмой главы.