Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектурные памятники востока. Восточный архитектурный стиль Архитектура на религиозном фундаменте

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

  • 1. доисламский период (до 7 в. н. э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;
  • 2. исламский - особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;
  • 3. османский - действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;
  • 4. современный (начало 20 века - нынешнее время) - отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек - мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику - фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Замки возводились из камня чаще всего по следующей системе: квадрат мощных стен с башнями, в середине - двор, обстроенный помещениями. Одним из самых значительных был замок Хирбат ал-Марфджар (8 век), включающий помимо жилья мечеть, монументальную баню и другие постройки.

Помещения окружали двор в два этажа и были перекрыты кирпичными сводоми. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м, напоминающий ахеменидскуюападана, но но перекрытый сводами. В центре высился купол на парусах. Отделка отличаласьбогатством; в декоре соединились античные и восточные традиции (коринфские капители, мраморная облицовка, мозайка и т. п.)

Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети. Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа. Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

В последующих столетиях в арабских странах ведущими типами минаретов становятся тонкая, столпообразная, кверху скругляющаяся и суживающаяся вертикаль.

В арабских странах широкий размах приобрело строительство инженерных сооружений, особенно гидротехнических. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр - 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.

Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). От Сасанидов арабы восприняли композицию центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Подобный прием использовался ими для культовых построек - мечетей и мавзолеев. Купол своим основанием опирался на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях последнего.

Заметим сразу, что формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применявшихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась здесь и многолопастная зубчатая.

Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).

Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) ; мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба - ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.

Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.

В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

Арабская цивилизация хорошо известна как одна из наиболее оригинальных и высокоразвитых в культурном уровне цивилизаций на планете - достаточно вспомнить хотя бы то, что в культуре повседневного быта и в точных науках арабский мир в Средние века находился далеко впереди Европы. И это тем более поразительный факт, если учитывать, что арабская культура во многом появилась как бы без корней, ниоткуда. Взять хотя бы арабскую архитектуру - ведь до принятия ислама архитектура у кочевых арабских племен находилась на зачаточном уровне. Понадобилось всего несколько веков военных завоеваний, чтобы на основе заимствований арабским миром была создана собственная уникальная архитектура.

Архитектура на религиозном фундаменте

Возникновение, укрепление и распространение самобытной арабской цивилизации непосредственно связано, как известно, с появлением и развитием такой религиозной системы, как ислам. Собственно, ислам и стал двигателем практически всех сторон жизни арабской цивилизации, в том числе и архитектуры. Арабская архитектура на стадии своего зарождения появилась в связи с необходимостью сооружения священных зданий, мечетей. Не имея собственной богатой традиции возведения масштабных и долговечных зданий, арабы позаимствовали саму схему и во многом методику строительства сооружений для религиозных нужд из Ирана.

Арабская мечеть, то есть большое здание с купольным сооружением в центре, имеет явное иранское происхождение. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене, где хранится Коран. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны, наиболее распространены были подковообразная, стрельчатая однолопастная или трехлопастная. Снаружи основного здания возводятся высокие минареты, с которых верующих созывают на молитву.

Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе - духовные училища), получили название пештак. Также традиционно популярны айваны, сводчатые здание из четырех стен, открытые только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник, известняк). В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды, и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания).

В будущее благодаря традициям

Однако представление о том, что арабская архитектура это исключительно прерогатива религиозных построек, не совсем верно. Да, главные творческие силы арабской мира были направлены на прославление Аллаха любыми способами, в том числе и архитектурными. Но и гражданская архитектура в арабской цивилизации благодаря векам развития достигла немалых высот. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине, причем почти всегда имели один этаж и не имели окон, выходящих на улицу. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в плане строительства гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов, ирригационных систем и так далее. В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую отдельные городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами - в первую очередь для создания эффективной системы обороны в случае вооруженного нападения на город.

Современное развитие арабской архитектуры, по мнению исследователей, во второй половине прошлого столетия было осложнено слишком сильным влиянием западных архитектурных стандартов. Специалисты выделили четыре основные направления этого процесса:

  • следование в русле «международного стиля»;
  • формальная стилизация сооружений европейского типа арабскими мотивами;
  • использование стилевых мотивов арабской архитектуры в соединении со средствами современной архитектурной стилистики;
  • творческое использование традиционных типов арабского зодчества с учетом достижений современной техники.

При этом многие ученые с оптимизмом смотрят в будущее самобытной арабской архитектуры, усматривая сохранение и возможность дальнейшего активного использования таких концептуальных ее принципов, как, например, преобладание пространственного мышления над объемным, ограничение и художественное модулирование светового потока, специфический «южный» урбанизм, сформировавшийся под влиянием родственно-племенного расселения и сухого жаркого климата, а также многие другие.

Александр Бабицкий

Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города. В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но - с закромами. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Архитектура Древней Персии (VI - IV вв. до н. э.)

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья. В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю. Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи. Укрепленная резиденция, которую начал строить в 520 г. до н. э. Дарий I, получила название Персеполь. Здесь был политический центр империи. Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей. Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня. Империя держалась на силе, процветала благодаря планомерному грабежу покоренных народов, не затрагивая их обычаев, культов, социального устройства. В 331 г. до н. э молодой македонский царь Александр двинул свои армии в Переднюю Азию, Персидская армия, не получившая поддержки внутри империи, откатывалась назад и вскоре была разбита. Обширное персидское царство становится частью империи Александра Македонского.

Архитектура Древнего Египта

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки. Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса. Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы. Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити. Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы. Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила. Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Древняя Индия

Архитектура народов, населявших в древние времена земли Индии, Восточного и Западного Пакистана и Непала, имеет общие черты. Индийское искусство развивалось в соответствии с законами, зафиксированными в древнем писании - Ведах. Уже в конце первой половины второго тысячелетия до н. э. начинается проникновение в Индию с Иранского плоскогорья племен ариев, которые приносят с собой новый язык, новые культурные формы. Именно в этот период зарождаются ключевые элементы индийской культуры. Искусство Индии с древнейших времен питает могучая фантазия, грандиозность масштабов представлений о Вселенной. Средства художественного выражения поражают многообразием и красочностью, напоминающей цветущую природу страны. Идея единства жизни во всех ее проявлениях пронизывает и философские учения, и эстетику, и искусство. Поэтому столь велика в индийском искусстве роль синтеза - архитектуры и скульптуры, архитектуры и живописи, поэзии, живописи и музыки. Неотделимой от архитектуры становится скульптура. Выполненные с большим мастерством из камня произведения скульптуры, часто достигающие гигантских размеров, покрывают стены храмов, притягивая к себе внимание. Религиозная символика проявляется в каждом произведении архитектуры, и скульптура, прежде всего рельеф, занимает в индийском искусстве первое место. Строительные материалы, из которых в Древней Индии возводили здания, разнились в зависимости от района. Для северных округов характерным было применение камня, кирпича и дерева, а для южных – дерева и саманных блоков. Чуть позже основным строительным материалом для их возведения стали известняк и другие горные породы. Также нередким явлением были пещерные храмы, которые вырубались в монолитной скале. На сегодняшний день архитектура Древней Индии представлена храмовыми комплексами из камня, так как деревянные и кирпичные сооружения не сохранились в своём первозданном виде.

Архитектура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация возникла на основе неолитических культур, сложившихся в V-III тысячелетиях до н. э. в среднем течении реки Хуанхэ. Бассейн Хуанхэ был главной территорией формирования этнической общности древних китайцев, одним из центров ранних мировых цивилизаций, в течение длительного времени развивавшимся в условиях относительной изоляции. Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость: дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII-XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости. Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени.

Архитектура Древней Японии

Япония - это древнее государство, история которого начинается с неолита, существовавшего здесь, видимо, уже в V-IV тысячелетии до нашей эры. Храмовые архитектурные строения Древней Японии можно разделить на два основных типа – синтоистский и буддистский. На особенности конструкции зданий религиозного назначения очень сильное влияние оказали китайские традиции зодчества. Однако во все времена японцы максимально адаптировали строения к собственной культуре. Жилые помещения отличались достаточной простотой форм и внутреннего соотношения комнат. Практически все строения, как храмовые, так и светские выполнялись из древесины. Япония и сейчас очень богата лесами. В прошлом же их было еще больше. Дома из бревен позволяли сохранять оптимальную температуру в достаточно жарком климате этой страны. Кроме того, деревянные строения лучше выдерживали землетрясения, которые тут нередки. Рубленый дом к тому же достаточно легко разобрать и собрать на новом месте. Большие крыши, обычно двускатные. Япония – страна, в которой очень часто идут проливные дожди. Поэтому крыши должны были быть максимально надежными. Влияние китайской культуры проявилось в этом конструктивном элементе в загнутых больших карнизах. Все строения максимально гармонично вписываются в окружающий ландшафт. Недаром в этой стране храмом часто называют гору или лес, даже если там нет никакого строения. Религиозные сооружения располагаются обычно в глубине парка или стоят на сваях на воде. Светская и религиозная архитектура Японии достигла своего полного расцвета в VIII-XII вв. в так называемый хейанский период (по имени новой тогда столицы Хейан, в наши дни - Киото). Именно в этот период были построены такие памятники, как храмы Киемидзу, Серебряный и Золотой павильоны, замок Нидзе, Ясака Хэйан, сад камней Рёандзи и многие другие.

Восточный стиль – этническое направление в архитектуре и интерьере помещений. Его формирование и развитие наблюдалось в таких странах, как Китай, Индия, Япония, Индонезия, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Строго говоря, восточный стиль как единое направление представлен только двумя странами из этого списка – Китаем и Японией. Другие страны больше относятся к Колониальному течению. В широком понимании понятие Восточный стиль в интерьере включает в себя три направления: , Китайский и японский стили.

История возникновения

Восточное направление имеет два названия:

  • Исламский (мусульманский). Вавилон – Висячие сады Семирамиды, являющие собой настоящий рай на фоне пустыни. В Индии (7 век) был создан Тадж-Махал – наиболее известный ансамбли, выполненный в мусульманском стиле.
  • Мавританский. Возник в 14-15 веках в Индии на основе исламского стиля. Ярчайшие примеры этого направления – сады Хенералифе и Альгамбри. Их отличительной чертой стало появление комнат на свежем воздухе и «патио» (композиция, состоящая из двориков и стен, их окружающих).

Стиль возник в странах, в которых не было достаточно широкого доступа к воде. Поэтому его характерной чертой стало почитание этой природной стихии.

Современное направление

Сегодня широко используется два основных направления этого стиля: и . Для большинства современных потребителей восточный стиль в интерьере ассоциируется с фен-шуем, который является ярчайшим примером китайского стиля. Он характеризуется строгой пространственной организацией – каждая деталь строго имеет свое место в комнате. Простая плетеная мебель, ширмы и завораживающие цветовые решения завершают образ четкой упорядоченности элементов.

Простота и лаконичность форм – вот основные принципы, которыми руководствуются дизайнеры при создании комнат в восточном японском стиле.

Современное направление популярно не только в области интерьерных решений, но и в пошиве одежды. На фото изображены платья в восточном стиле, на основе которых сегодня изготавливается масса моделей женских нарядов.

Архитектура

Для архитектуры востока характерно сочетание нескольких стилевых направлений. Она развивалась под влиянием религиозных, культурных, политических и социальных явлений.

Для архитектуры средневековой Европы был характерен готический стиль. Изначально применялась , а в последствии стала проникать и в прочие сферы жизни.

Элементы восточного стиля: яркость дизайна и обтекаемость форм – отличительные особенности .

Мавританский архитектурный стиль

На возникновение и развитие мавританской архитектуры повлияли два стиля: испанский и берберский.

Зодчество прошло три основных этапа:

  • Белая мечеть в Кордове – главный пример первого периода.
  • Башни Алькасар и Хиральда (Севилья) – образцы второго периода, который также называют переходным.
  • Гренадские дворцы Хенералифе и Альгамбра.

Исламская архитектура

К архитектуре относятся религиозные и светские здания и учреждения. Исламское зодчество возникло в 7- веке, после чего развивалось и распространялось в Испании, Северной Африке, Малой Азии, Иране, Индии, на Кавказе и в Средней Азии. Типичным построением является мечеть.

Мечеть – сооружение для богослужения мусульман.

Мечеть бывает нескольких разновидностей, отличающихся по функциональной направленности:

  • Квартальная мечеть – здание для ежедневных молитв, где также проводятся различные собрания для жителей квартала.
  • Намазох – открытая мечеть (крупная), расположенная загородом. Тут проводились важнейшие для мусульман праздники – Ураза-Байрам и Курбан-байрам.
  • Джума-мечеть – для пятничной молитвы. Устанавливалось в крупных городах (Багдад, Стамбул).
  • Мечеть (при медресе, мавзолеях праведников, ханаках).

Интерьер

Значительная популярность восточного стиля в европейских странах приходится на начало 18-го столетия, и до сегодняшних дней он не утратил своей популярности.

Экзотические узоры, невероятное разнообразие ярких цветов, уникальный декор и орнаменты, а также шикарные ткани – все это привлекло внимание европейцев к новому интерьерному течению.

Бамбук из Дальнего Востока получил применение в мебельном деле, а ассортимент драпировок пополнился лёгкими плотными тканями из зарубежья. Это некоторым образом внесло свои элементы в .

Для более детального изучения этого направления рассмотрим в отдельности интерьер каждой комнаты:

  • Для спальни в восточном стиле характерно использование низких и широких кроватей, покрытых пледами или покрывалами красочных расцветок. Рядом с ложем устанавливаются прикроватные тумбочки кубической формы, на которых можно установить светильники по типу бумажных фонариков. На фото изображена современная спальня, где кроме перечисленных деталей в общую композицию входят подушки ярких цветов, а также изобилие текстиля (занавески, шторы в восточном стиле).
  • Гостиная Востока – особенное место. Полы гостиной комнаты в восточном стиле выполняются из бамбука (популярен в Азии), однако чаще всего в интерьер современных жилых помещений можно встретить паркет или ламинат светлого тона. В центре потолка устанавливается люстра в восточном стиле. Для создания уютной обстановки используются ковры с восточными орнаментами (с длинным ворсом) и напольные подушки. На фото изображена гостиная, широкие окна которой завешаны шторами в восточном стиле.
  • Ванна в восточном стиле устанавливается в центре комнаты, а рядом с ней устанавливается небольшой столик круглой формы. Декоративным украшением может служить блюдо, наполненное разноцветными камнями, или ваза с бамбуком. Для отделки комнаты используется керамическая плитка в восточном стиле (композиции насыщенных оттенков).
  • Интерьер кухни в восточном стиле предполагает отсутствие лишних деталей и лаконичностью. Общая композиция с лихвой дополнена изобилием серебряной и медной кухонной утварью, элементами декора из цветного стекла. Если размеры комнаты позволяют, то в углах можно установить большие напольные вазы с азиатскими орнаментами. Пол (как и в ванной) покрывается разноцветной плиткой. Грамотно подобранные детали позволяют сохранить общий размер комнаты, а при необходимости даже визуально его увеличить. На фото малометражная кухня в восточном стиле, где изобилие ярких элементов не влияет на небольшие размеры свободного пространства.

Цветовая гамма

Невероятное разнообразие цветовой палитры является для этого направления важной чертой. Основные цвета для отделки комнаты – кремовый, песочный или терракотовый. Для обивки мебели в восточном стиле и тканевых элементов декора – ярко-красный, белый, голубой, золотой, коричневый, зеленый, перламутровый.

Материалы

Интерьер восточного направления наполнен натуральными материалами для отделки и декорирования помещений. Для отделки используется камень, дерево, бамбук, а стены покрываются известняком или мрамором. Применяется много тканевого материала: парча, шелка, атлас. Из этих тканей и по сей день шьется одежда в восточном стиле. , то шторы в такую гостиную будут выглядеть массивно, но в то же время элегантно.

Полы и стены

Традиционное напольное покрытие – древесина или бамбук. На фото комната в восточном стиле, пол которой покрыт толстыми бамбуковыми стеблями. Также используются натуральные полудрагоценные камни. Это могут быть мрамор, бирюза, песчаник или оникс.

Широкие плиты камня декорируются надписями вязи, орнаментами, животными или растительными мотивами.

Поверхность стен отличается гладкостью и отсутствием каких-либо рельефов. В значительной степени применяется мрамор, известняк и полудрагоценные камни. Экономным вариантом станут обои в восточном стиле. Для больших помещений идеально подойдет роспись стен в восточном стиле – в малометражных домах или квартирах этот прием будет визуально уменьшать пространство комнаты.

Окна

Окна имеют простую прямоугольную форму, изготавливаются преимущественно из дерева. Для декорирования используются полупрозрачные занавески приятных оттенков (бежевый, светло-желтый или розовый, голубой). Применяются также деревянные (горизонтальные) или тканевые (вертикальные) жалюзи.

Декор и аксессуары

Глубина образа открывается благодаря множеству декоративных аксессуаров. Детали деревянной мебели украшаются инкрустацией или изящной резьбой.

На небольших полочках, комодах, столиках и прочей мебели устанавливаются статуэтки, вазы с экзотической росписью, различные элементы из бамбука, чаши с благовониями (из серебра и фарфора) или кувшины с широким горлышком.

Поверхности стен пестрят красочными веерами или коврами, на которых могут находиться коллекции оружия.

Фото детально показывает декорирование комнаты в восточном стиле, где в общий интерьер гармонично вписываются перечисленные аксессуары.

Изысканная люстра в восточном стиле, установленная в центре потолка, придает пространству особенный колорит.

Кальян – не только деталь декора, но и функциональный элемент, который создает непринужденную атмосферу безмятежности.

Индийские и арабские направления славятся изобилием светильников (напольных и настенных), изготовленных из натурального камня, шелка или бумаги, а также сложной резьбой.

Тайский, японский, китайский и . Он отличается пестротой деталей и колоритными легкими формами композиций. Интерьер восточного направления используется при обустройстве современных жилых помещений и зданий коммерческого типа (стилистических кафе, ресторанов, ).

Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Главный элемент восточной архитектуры - деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота.

Восточные постройки , как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

Многое из созданного зодчими Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры .

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами.

Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко. Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры. В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом восточной архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность. Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История архитектуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияние, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай «сам 60» был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.