Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектурные памятники востока. Стили архитектуры.Архитектура Востока.Византийская архитектура.Античный стиль Архитектура восточных стран

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

  • 1. доисламский период (до 7 в. н. э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;
  • 2. исламский - особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;
  • 3. османский - действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;
  • 4. современный (начало 20 века - нынешнее время) - отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

У ислама не было своих художественных традиций, поэтому искусство в покоренных странах сознательно ориентировалось на местные традиции. Религиозная идеология ислама поставила перед архитектурой новые задачи. Появляются мечети, а также медресе и мавзолеи.

Основополагающее значение для формирования архитектуры арабов имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). У них арабы переняли схему культовых построек - мечетей и мавзолеев - центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Купол своим основанием опирался на четыре стоны основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применяющихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась и много лопастная зубчатая.

Основным строительным материалом арабов являлся обожженный кирпич, отчасти камень - известняк, песчаник; поливную керамику - фаянс и майолику; дерево, гипс, тростник. Мрамор использовался, в частности, для небольших колонок, поддерживавших своды, которые применялись в архитектуре западных и африканских районов арабо-мусульманского мира. Арки повышенных очертаний выкладывались обычно из кирпича. Нередко на них опирались распространенные в мусульманской культуре, наряду с куполами, не подшитые снизу деревянные балочные перекрытии, которые обрабатывались орнаментом.

Пространственной организацией мечеть значительно отличается от христианского храма. В основе своей она имеет две части и состоит из обширного двора с колодцем для ритуальных омовений и из собственно молельни. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного многонефного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене (михраб), где хранится коран. Для чтения корана здесь оборудована деревянная или каменная кафедра. В целом это просторное многонефное помещение, которое снаружи выглядит как простое прямоугольное строение. Наружный облик дополняется минаретами, с которых верующие призываются к молитве. Это стройные призматические (например, в Испании и Марокко) или цилиндрические (в Персии и Турции) башни с галереями, видимо, берущие начало от исходных форм и функций звонницы. Но наряду с культовыми возводились и другие здания - дворцы, торговые дома, инженерные сооружения, жилые дома.

Основные приемы в области архитектуры арабов - наличие дворового принципа организации плана зданий с галереями по периметру двора, плоские покрытия и кровли, в центричных помещениях - специфических повышенных очертаний с легкой стрельчатостью купола.

Зодчество мусульманских стран отличалось активным применением мелкомасштабного орнамента, преимущественно неизобразительного, равномерно заполнявшего ту или иную отведенную для него поверхность.

Замки возводились из камня чаще всего по следующей системе: квадрат мощных стен с башнями, в середине - двор, обстроенный помещениями. Одним из самых значительных был замок Хирбат ал-Марфджар (8 век), включающий помимо жилья мечеть, монументальную баню и другие постройки.

Помещения окружали двор в два этажа и были перекрыты кирпичными сводоми. Выделяется баня - квадратный многоколонный зал площадью около 30*30 м, напоминающий ахеменидскуюападана, но но перекрытый сводами. В центре высился купол на парусах. Отделка отличаласьбогатством; в декоре соединились античные и восточные традиции (коринфские капители, мраморная облицовка, мозайка и т. п.)

Когда Дамаск становится столицей халифата, складывается тип колонной мечети. Большая мечеть в Дамаске построенная в 708 г. Стала прообразом нового архитектурного типа. Занимая значительную площадь (157*100 м), мечеть делится на трехнефный молитвенный зал глубиной 37 м и обширный двор. Главная ось, ориентированная поперек нефоф, закреплена куполом на пилонах с трехчастной аркой между пилонами со стороны двора и расположенным у стены главным михрабом - украшенной декором священной нишей. Двухъярусные аркады интерьера высотой около 15 м несут плоский балочный потолок. Открытые во двор арки покоятся на квадратных в сечении столбах; внутренние арки, слегка подковообразной формы и со слабовыраженной стрельчатостью, опираются на мраморные коринфские колонны, детали которых говорят об их византийском происхождении. О византийском влиянии говорят и сохранившиеся орнаменты в отделке интерьера: низ стен был облицован мрамором, верхняя часть до потолка была сплошь покрыта мозайкой на золотом фоне. По общей площади мозаичных изображений мечеть превзошла византийские образцы. Однако трактовка форм здесь отличается самобытностью. В многоколонном зале, имеющем 19 нефов и свыше 600 колонн, доминирует оригинальная по своей разработке аркада из двух ярусов самонесущих арок. Сочетание видимого в перспективе «леса колон» с ажурными арками, подчёркнутыми клинчатой кладкой из белых и красных камней, образует в пространстве богатый и красочный узор, проникнутый сложным орнаментальным ритмом. Вместе с ием соразмерное построение аркады в плане и по высоте подчинено строгой логике. Выделены главный неф и отдельные подкупольные ячейки. Интерьеры под куполоми, акцентрированные декором, украшены сложной системой пересекающихся арок - полуциркульных, трех и пятилопастных.

В последующих столетиях в арабских странах ведущими типами минаретов становятся тонкая, столпообразная, кверху скругляющаяся и суживающаяся вертикаль.

В арабских странах широкий размах приобрело строительство инженерных сооружений, особенно гидротехнических. Засушливый климат побуждал к созданию развитой системы ирригации, устройству водоемов, крытых резервуаров, водопроводов, водоемы, облицованные камнем круглой или полигональной формы, оштукатуренные гидроизоляционным раствором и огражденные парапетом, часто достигали огромных размеров (водоем в Кайруане, диаметр - 128 м), к ним примыкали сооружения отстойников, сводчатые цистерны, акведуки и другие сооружения.

Основополагающее значение для формирования арабской архитектуры имело очень развитое по формам и конструкциям зодчество Ирана эпохи династии Сасанидов (226-651 гг.). От Сасанидов арабы восприняли композицию центричного сооружения, завершенного куполом повышенных эллиптических очертаний. Подобный прием использовался ими для культовых построек - мечетей и мавзолеев. Купол своим основанием опирался на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арочки - тромпы, перекинутые в угловых частях последнего.

Заметим сразу, что формы арок в архитектуре арабов были различны. Обычный и самый простой из применявшихся типов - арка подковообразная, стрельчатая однолопастная, иногда трехлопастная. В Индии распространена была стрельчатая килевидная, более пологая арка. Для мавританской Испании характерна подковообразная арка, использовалась здесь и многолопастная зубчатая.

Основным культовым зданием ислама стала мечеть, где собирались для молитвы последователи пророка. Мечети, состоящие из огороженного двора и колоннады (положившие начало «дворовому», или «колонному», типу мечети), в 1-й половины 7 в. были созданы в Басре (635), Куфе (638) и Фустате (40-е гг. 7 в.).

Колонный тип надолго остался основным в монументальной культовой архитектуре арабских стран и оказал воздействие на мусульманское зодчество Ирана, Кавказа, Ср. Азии, Индии. В архитектуре получили развитие также купольные постройки, ранний образец которых представляет восьмигранная мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме (687-691). В дальнейшем куполами завершают различные культовые и мемориальные здания, чаще всего увенчивая ими мавзолеи над могилами известных лиц.

С 13 в. доначало 16 в. зодчество Египта и Сирии было тесно взаимосвязано. Велось большое крепостное строительство: цитадели в Каире, Халебе и др. В монументальной архитектуре этого времени пространственное начало, доминировавшее на предшествующем этапе (дворовая мечеть), уступило место грандиозным архитектурным объёмам: над гладью мощных стен и большими порталами с глубокими нишами вздымаются высокие барабаны, несущие купола. Для украшения стен снаружи и в интерьере наряду с резьбой широко применяется инкрустация разноцветным камнем. В Ираке в 15-16 вв. в декоре используются цветная глазурь и позолота (мечети: Мусы аль-Кадима в Багдаде, Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе).

Мечети строились следующим образом. В плане они имели прямоугольные очертания. Перед входом располагался просторный дворик, окруженный портиками и обычно засаженный деревьями, с фонтаном посередине (для омовения правоверных) ; мечети были увенчаны одной или несколькими башенками, высокими и стройными минаретами, с которых муэззин возвещал час начала службы. Собственно храм состоял из одного или нескольких нефов и михраба - ниши, иногда облицованной эмалевыми плитками (а в Кордове, в виде исключения, стеклянной мозаикой), направленного в сторону Мекки, перед которым по правую сторону минбара (трибуны или пюпитра) молились верующие. Архитектонические элементы мечетей следующие: арка различных, чаще подковообразных, форм, купол на квадратном основании; нередко, особенно в начальный период арабского господства на ближнем Востоке, при постройке мечетей устанавливались колонны, взятые из старинных римских и вестготских зданий.

Арабы, избегая монотонных орнаментов и гладких поверхностей, украшали стены мраморными или гипсовыми пластинками с рельефом небольшой глубины. На рисунках изображались растения в схематической форме или геометрические фигуры. Эти украшения назвали арабесками (хотя они и применялись задолго до арабов). Обычно места углублений на рисунке окрашивались в пурпурные или синие тона, выпуклости же покрывались позолотой. Эти цветовые контрасты давали замечательный декоративный эффект, придавая рисунку живость и яркость. Арабы редко применяли для построек камень; они предпочитали обожженный кирпич и цемент.

В гражданских сооружениях план и конструкция были аналогичны плану и конструкции мечетей с изменениями, которые были обусловлены различным назначением зданий. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине. Почти всегда дома имели лишь один этаж и лишены были окон по фасаду, выходящему на улицу. При доме обычно имелся сад.

В городах улицы прокладывались узкие и делалось это либо для того, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары, либо с тем, чтобы прирезать к домам побольше земли для сада и дворовых построек. Иногда городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами. Таким образом, различные части города легко могли быть изолированы друг от друга.

В 1619 - 1635гг. в центре Самарканда на площади Регистан дедом Айтеке-би Жалантос Бахадуром («Эмир г. Самарканда») построен знаменитое медресе Шир -Дор («Львиное») в 1647-1660 годах медресе Тилля Кари («Покрытое золотом»). Эти сооружения стали памятником архитектуры Востока, они притягивают взгляд своей красотой и изяществом исполнения (рис. 1.12).
Регистан (Иран; букв, место, покрытое песком) парадная площадь в городах Среднего Востока. Наиболее знаменит Регистан г. Самарканд. Это великолепное произведение тюркского градостроительного искусства XV-XVII вв.
Расположенное в западной части Регистана медресе Улугбека было построено в 1417-1420гг., в восточной части в 1420г. построен караван-сарай Мирзой, в южной части - мечети Кукельдаш и Масаджиди-Мукатта.
В 1619-1635гг. перед медресе Улугбека было построено медресе Шир - Дор стены медресе украшены цветными литыми кирпичами, глянцевыми плитками, узорной керамикой. В верхней части фасада здания помещено изображение двух тигров, устремившихся за косулей.

Рисунок 1.12 Архитектурные ансамбли Самарканда

С хищником связано его второе название медресе «С тигром». В 1646-1659 годах медресе называли Тилля Кари («Обрамленное золотом»). В украшении интерьера медресе использовано много золота.

Город Бухара

Архитектурно - историческим городом Востока является город Бухара который расположен на границе пустыни Кызылкум, в долине реки Зеравшан (рис. 1.13). Город был основан в середине первого тысячелетия до н.э. В то время он носил согдийское название - Нумижкат.
Впервые название Бухара встречается в китайской летописи V века. VIII-X веках город был столицей государства Саманидов. В X веке стал владением Караханидов, в XIII веке принадлежал хорезмшаху Мухаммеду. В 1220 году город был завоеван Чингис-ханом. В 1370 году вошел в состав государства эмира Тимура, а в XVI веке принадлежал государству Шайбанидов. С XVI века до 1920 года он был столицей Бухарского ханства.


Рисунок 1.13 Архитектура Бухары: а - Центр Бухары б- Медресе Чор Минор

На территории современной Бухары сохранилось около 140 исторических памятников. Мавзолей Исмаил Самани, минарет Калян, медресе Мир Араб, мавзолей Сайфеддин Бохарзи, медресе Улугбека, Кокилдаш, Надира Диуанибеги и Абдул-Азиз-хана - все они являются произведениями архитектурного искусства. Из сооружений пригорода привлекает внимание мавзолей Бехауддина, сооружение Чор Бакр, мавзолей Файзабада, медресе Чор Минор.

Ташкент («каменный град»)

Ташкент - древний город Средней Азии. Расположен на Великом Шелковом пути в долине реки Чирчик (рис. 1.14). В VI веке был в составе Тюркского каганата. В VIII-IX веках город назывался Бинкент и был центром региона Шаш. В 1918-1924гг. Ташкент был столицей Туркестанской автономной республики. В 1924 году вошел в состав Узбекистана и с 1930 года является его столицей.


Рисунок 1.14 Культовые архитектура Ташкента

Среди архитектурных памятников наиболее известны медресе Абулкасим Шейха, Барак-хана, Кокилдаш, мавзолей Жунус-хана, Толе-бия, Каффэль Шаши.
Несколько оригинальных архитектурных ордеров и арок предложены арабским миром и Китаем.
Арка - излюбленный архитектурный элемент при строительстве больших зданий. Арка может выдерживать большие нагрузки. Это объясняется тем, что сила тяжести стремится сжать арку, тем самым укрепляя ее.

Исламская архитектура

Каплевидная форма заостренных арки или купола, часто с узким основанием, характерна для мечетей и других сооружений мусульманского мира (рис. 15, 16). Мечеть - это место, где приверженцы ислама покланяются своему богу.


Рисунок 1.15 Конструкция и тектоническое решение стоечно-балочной системы: а - средневековый деревянный портик (Китай); б - деревянный ордер в архитектуре Средней Азии (по В. Л. Ворониной); в - то же, в архитектуре Монголии.


Рисунок 1.16 Арки Ислама: а - стрельчатая; б - трилистником; в - подковой; г - зубчатая; д - килевая; ж - очертания арок: 1 -пологой; 2 - полуциркульной; 3 - стрельчатой (ложной, безраспорной); з - деревянные распорки, которые придавали необходимую форму каменной кладке.

Культовые сооружения: Мечети, церкви, храмы и другие здания такого рода выполняют роль культовых и религиозных центров. К таким сооружениям относится Мечеть Сулеймана, Тадж-Махал, Алматинская мечеть и т.д (рис. 1.17).


Рисунок 1.17 Религиозные центры: а - Мечеть Сулеймана, Стамбул; б - Тадж - Махал, Агра

Тадж - Махал в 1932 году индийский правитель Джахан построил неподалеку от города Агры великолепный мавзолей из белого мрамора, инкрустированного полудрагоценными камнями, над усыпальницей своей любимой жены.

Голубая мечеть Ахмета Сулеймана в Стамбуле (Турция) получила свое название из-за 2100 голубых керамических плиток, укрощающих ее внутреннее пространство.

Архитектура Двуречья (IV тыс. до н.э. - IV в. до н.э.)

Одна из самых древних цивилизаций Востока сложилась в дельте Тигра и Евфрата, где уже в V - IV тыс. до н. э. существовали рабовладельческие государства. Основные объекты их строительной деятельности - ирригационные сооружения и укрепленные города.

Зависимость хозяйства и всей жизни от водного режима рек вызвала необходимость изучения сезонных особенностей климата, звездного неба, движения Солнца и Луны. Из среды занимающихся астрономическими наблюдениями людей формируется особая каста жрецов, взявших на себя регулирование всех хозяйственных работ.

В состав храмовых хозяйств входили крупные хранилища посевного зерна, выдача которого строго контролировалась жрецами. Здесь общественные склады, почитаемые как священные объекты, превращаются в настоящие храмы, но - с закромами.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строительстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использовались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок - фашин того же тростника.

Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами.

Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило возможности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

О бщий вид Вавилона

Вавилон. Сады Семирамиды -

дворцовый парк на высоте 20 м

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возможность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки.

Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.

От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испарение которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, используемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши - наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3 - 4 м. Часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича, в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7 - 10 м.

Камень как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шил только на облицовку, скульптуру, памятные стелы.

Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей. Глазурованные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневою, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, поэтому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах - террасах. На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средством защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки.

История архитектуры древнего Двуречья (Месопотамии) делится на четыре периода соответственно этапам экономического и политического подъема государств, попеременно принимающих на себя роль культурного центра.

Этими центрами были:

ранние государства Двуречья (V тыс. до н. э. - 2300 г. до н.э.);

Вавилон - централизованное рабовладельческое государство (2150 - 1000 гг, до н.э.);

Ассирия - огромная военная держава (1000 - 605 гг. до н э.);

Нововавилонская империя (625 - 539 гг. до н.э.).

Архитектура Древней Персии (VI - IV вв. до н. э.)

Степные долины Иранского плоскогорья, расположенные между земледельческими районами Двуречья и Индии, обеспечивали благоприятные условия для развития пастбищного скотоводства. Древние персы, населявшие эти районы, имели свои традиции в хозяйстве и искусстве, присущие кочевому образу жизни. У них были легкие передвижные и разборные жилища, колесный транспорт, предметы быта. Суровая закалка и неприхотливость хорошо организованных персидских отрядов обеспечили им военный успех в походах. Царь Кир в середине VI в. до н. э. завоевывает одно за другим ослабевшие государства Двуречья и Восточного Средиземноморья.

Захват областей с высоким уровнем цивилизации приблизил персов к достижениям оседлой культуры. Заимствуются приемы горного крепостного строительства, тип царских скальных гробниц, монументальная образность дворцов на платформах. При этом не строили специальных оснований, а подбирали подходящие участки и обрабатывали их в виде террас. Дворцы не подавляли своей монументальностью и глухими стенами; они легкие, просторные, со стройными колоннами внутри - на их архитектуру оказали влияние традиции возведения кочевых шатров.

В Древней Персии был создан тип многоколонных широких залов с портиками во всю ширину стены. Царские приемные залы, построенные таким образом, назывались стаканами. В них ежегодно устраивались церемонии подношения дани царю.

Персидские владыки не жалели средств для возведения сооружений, возвеличивающих их могущество. На царские стройки сгонялись лучшие художники и скульпторы со всех концов империи.

Укрепленная резиденция, которую начал строить в 520 г. до н. э. Дарий I, получила название Персеполь. Здесь был политический центр империи.

Для строительства была избрана труднодоступная терраса, защищенная горами с северо-запада. С юга и запада терраса была укреплена высокой глинобитной стеной. В скалах над Персеполем устраивались усыпальницы царей.

Планировка ансамбля отвечала характеру организации процессии посланцев с дарами. Поднявшись по главной лестнице - единственному входу, ведущему на террасу, и пройдя пропилеи, посетитель оказывался прямо против ападаны, возвышающейся на высокой платформе, в которой были устроены торжественные лестницы, украшенные величественными рельефами, изображавшими воинов.

Зал ападаны размером 62,5x62,5 м, вмещавший 10000 человек, имел 36 стройных мраморных колонн высотой почти 19 м. На происхождение их формы от деревянных стоек указывает решение капителей, имеющих сложный профиль и высоту около 2/5 от высоты колонны. Перекрытие из прочных кедровых балок допускало широкую расстановку опор.

Исходный элемент персидской капители деревянный брус с пазом для укладки балок крыши.

Оригинальные капители, принципиально новое пространственное решение объектов официальной архитектуры, развитие скульптуры и рельефных облицовок - все это свидетельствует о блестящем расцвете персидской строительной культуры, созданной вавилонскими, мидийскими, египетскими, греческими мастерами.

Персы не строили храмов. Они были огнепоклонниками и обожествляли свет, которому строили жертвенники и алтари огня.

Империя держалась на силе, процветала благодаря планомерному грабежу покоренных народов, не затрагивая их обычаев, культов, социального устройства. В 331 г. до н. э молодой македонский царь Александр двинул свои армии в Переднюю Азию, Персидская армия, не получившая поддержки внутри империи, откатывалась назад и вскоре была разбита. Обширное персидское царство становится частью империи Александра Македонского.

Архитектура Древнего Египта

· ок. 10000 - 5000 лет до н.э. Первые деревни на берегах Нила; образование 2 - х царств - Верхнего и Нижнего Египта

· ок. 2630 до н.э. Построена 1 - я ступенчатая пирамида

· ок. 2575 до н.э. В эпоху Древнего царства бронза вытесняет медь; строятся пирамиды в Гизе; начинается мумификация умерших

· ок. 2134 до н.э. Междуусобицы губят Древнее царство

· ок. 2040 до н.э. Начало Среднего царства; знать Фив объединяет страну; завоевание Нубии

· ок. 1700 до н.э. Конец Среднего царства

· 1550 до н.э. Начало Нового царства; постоянная армия

· 1400 до н.э. Египет достигает вершины могущества

· 1070 до н.э. Начало упадка

· 332 до н.э. Завоевание Египта Александром Македонским

· 51 до н.э. Начало правления Клеопатры

· 30 до н.э. Египет становится римской провинцией

Возникновение

Хозяйство и культура Древнего Египта возникли на узкой полосе (15 - 20 км) плодородной долины Нила, сжатой Ливийской и Аравийской пустынями. Наиболее древние памятники египетской архитектуры сосредоточены в дельте реки.

Во главе рабовладельческого государства, объединившего владения Среднего и Нижнего Нила и концу IV тыс. до н. э., стоял царь (впоследствии получивший титул фараона), считавшийся сыном бога Солнца и наследником бога подземного мира Озириса.

Историческая характеристика

Египтяне верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях. Чтобы усопший мог и в загробной жизни наслаждаться всеми благами, ему давали с собой всевозможные богато украшенные предметы обихода и роскоши, а также статуэтки слуг. На случай, если тело умершего по какой - либо причине подвергнется разрушению, создавалось ещё портретное изваяние, замещавшее для вернувшейся с того света души её земную оболочку. Более всего заботились о том, чтобы обеспечить вечную жизнь властителю страны - фараону. Уже при его жизни, на протяжении десятилетий, тысячи его подданных вырубали из скал, перетаскивали и водружали на место огромные каменные блоки для царской гробницы. Если вспомнить, как низок был уровень техники в те времена, нетрудно представить, каких затрат труда и скольких человеческих жизней стоило это строительство. Затем появились большие т.н. ступенчатые пирамиды; старейшая из них находится в Саккара и была сооружена четыре с половиной тысячелетия назад. Шедеврами древнеегипетского строительного искусства были пирамиды. Они потрясают воображение своими размерами, геометрической точностью, а также количеством труда, затраченного на их возведение. Особенно сильное впечатление они должны были производить сразу после завершения, когда их тщательно отшлифованные поверхности ослепительно сверкали в лучах южного солнца.

Строительные особенности

Религиозные воззрения древних египтян, в которых смешались почитание местных божеств, культ Озириса и Исиды, а также бога Солнца Амона, заслуживают особого внимания - они определяли общественную и государственную жизнь страны: подавляющее большинство архитектурных памятников Древнего Египта сооружения культового назначения: храмы и погребальные комплексы.

Величайшее и самое поразительное сооружение этого рода входит в знаменитый ансамбль пирамид в Гизе. Это пирамида фараона Хеопса. Её высота 146 метров и в ней может свободно уместиться, например, Исаакиевский собор. На самом деле пирамида состоит сплошь из камня, внутри неё находится лишь небольшая погребальная камера и ведущие к ней коридоры, которые после погребения царя были замурованы. Впрочем, это не помешало грабителям найти дорогу к укрытым в пирамиде сокровищам; не случайно, позднее от строительства пирамид пришлось отказаться. Теперь гробницы стали вырубать в скалах, а входы в них искусно маскировали. Благодаря невероятному стечению обстоятельств была открыта в 1922 г. одна такая гробница, где захоронен умерший молодым фараон Тутанхамон.

Пирамида Хеопса.

Храм Амона в Карнаке.

Из пирамид и масштаба крупных вельмож на берегах Нила складывались целые "города мёртвых". Неподалёку, обычно на другом берегу Нила, возвышались храмы в честь богов. В их колонные дворы и залы вели огромные ворота, образованные двумя массивными, сужающимися кверху каменными блоками, т.н. пилонами. К воротам вели дороги, обрамлённые рядами сфинксов - статуй с телом льва и человеческой или бараньей головой. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений - папируса, лотоса, пальмы. Как густой лес стоят они в огромных храмах Луксора и Карнака, которые были основаны примерно в 16 - 14 веках до нашей эры. В наше время стал особенно знаменит высеченный в скале храм в Абу-Симбеле. Строительство Ассусианской плотины грозило ему затоплением. Для спасения храма была проделана гигантская работа: скалу, в которой высечен храм, распилили на куски и снова собрали в безопасном месте на высоком берегу Нила.

Египетские мастера создали множество прекрасных, простых и величественных скульптур, ничего подобного не знала ни одна из позднейших эпох. Изваяния из окрашенного дерева или шлифованного камня отличает особое достоинство. Фараонов изображали обычно в одной и той же позе, чаще всего стоя, с руками, вытянутыми вдоль тела, и с выставленной вперёд левой ногой. Несмотря на идеализацию, портреты верно передавали неповторимые черты человека. В изображениях простых людей было больше жизни и движения, нежели в торжественных статуях властителей.

Стены и колонны египетских зданий украшали рельефы и росписи, которые легко узнать по своеобразным приёмам изображения человека. Каждая часть фигуры была представлена в своём повороте так, чтобы её было видно как можно полнее: ступни ног и голова в виде сбоку, а глаза и плечи - спереди. Дело тут было не в неумении, а в строгом соблюдении определённых правил. Длинными полосами следовали друг за другом серии изображений, очерченных врезанными контурными линиями и окрашенных в красиво подобранные тона; им сопутствовали иероглифы - знаки - картинки письма древних египтян. По большей части здесь показаны события из жизни фараонов и вельмож, встречаются также и сцены труда. Полагают, что изображены не столько действительные, сколько желаемые события, поскольку египтяне верили, что изображённое непременно должно исполниться.

Древние египтяне не знали перспективы, дальние предметы они изображали просто над ближними. Несмотря на некоторую наивность, их рельефы и росписи подкупают тонкостью и изяществом. Особенно пленительны стройные женщины в лёгких льняных одеяниях, украшенные многочисленными драгоценностями.

Особый расцвет египетского искусства наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до нашей эры. В то время в искусстве получали отзвук и реальные события. Среди других произведений тогда были созданы замечательные изображения дочерей царя и его жены, красавицы Нефертити, которая повлияла на идеал красоты даже наших дней.

Благодаря верованиям и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений около двух с половиной тысячелетий. В поздний период оно подверглось воздействию искусства других народов, особенно греков, а в начале нашей эры окончательно угасло.

Развитие земледелия, основанного на цикличности летне-осеннего разлива Нила и последующего засушливого сезона, сформировало представления о расцвете и умирании природы, заложило основы религиозного мифа о жизни, смерти и возрождении бога Озириса.

По цикличности жизни природы моделировалась и человеческая жизнь. Считалось, что после смерти человек продолжает жить, но только в подземном мире, и для того, чтобы он возродился в будущем, необходимо сохранить его тело. В связи с этим в Древнем Египте получает распространение искусство мумификации и строительства погребальных сооружений. Самая прочная и величественная гробница строилась для фараона. Он приступал н ее возведению, как только занимал престол. Жизнь фараона и царского двора также регламентировалась в соответствии с божественными мифами. Для проведения сложных дворцовых церемоний, а также для управления хозяйством, учета богатств существовал аппарат жрецов. Они постепенно создали особую касту храмовых служителей, приобрели большое влияние, соперничая с фараоном властью и экономическим могуществом,

Типы сооружений

В стране с хозяйством, основанном на земледелии, фазы которого определялись временами года и периодическими разливами Нила, естественным было развитие астрономии, геометрии, геодезии. В Древнем Египте наука измерения стояла на высоком уровне и позволяла решать опытным путем достаточно сложные математические задачи, связанные с прокладной каналов, определением объема водохранилищ, разбивкой и нивелированием планов гигантских храмовых сооружений.

Народная архитектура Египта основана на формах, ведущих свое происхождение от глинобитных конструкций. Египтяне издавна строили также хижины из тростника и прибрежной лозы.

Изредка применялся камень, добытый в верховьях и на правобережье Нила.

Дерево даже в богатых постройках использовалось лишь для самых ответственных элементов здания: опор и балок перекрытия. Ценность дерева вызывала повышенный интерес к растительным мотивам в архитектурном декоре.

Главным обстоятельством, влияющим на пространственное решение жилища в Египте, была необходимость укрытия от палящего солнца. Поселения группировались кварталами, образующими тенистые узкие улицы с глухими глиняными фасадами домов, вся жизнь в которых сосредоточивалась на небольшом дворике. Комнаты имели лишь небольшие вентиляционные отверстия. Спальни устраивались под навесами на крышах. От жары спасали также водоемы и зелень.

Комнаты, разделенные толстыми стенами, перекрывались сплошным настилом из пальмовых стволов, на него укладывали циновки, а затем толстый слой глины.

Храм Гора в Эдфу I - II вв. до н.э.

Отсутствие дерева для промежуточных опор не позволяло, как и в Двуречье, расширять пролеты помещений. Хозяйственные и складские отсеки иногда перекрывались сводами из сырца.

Виллы крупных государственных чиновников и жрецов занимали большую территорию, хорошо озелененную, с прудами и проточной водой. Жилые помещения, как правило, ориентировали на север; хозяйственные службы изолировались на заднем дворе. Многочисленные кладовые и амбары окаймляли парадную часть, свидетельствуя о богатстве и знатности хозяина.

Идея загробной жизни получает максимальное развитие в египетской архитектуре. Мумия умершего помещалась в погребальном сооружении - мастаба. Внешне мастаба представляет глухой трапециевидный объем с ложным входом и культовым помещением. Под ним глубоко в земле располагались одна или несколько погребальных камер, где устанавливались саркофаги с мумиями. Камеры соединялись с наземной частью погребения открытой вертикальной шахтой, позволявшей, в соответствии с требованиями культа мертвых, «душе» покойного свободно перемещаться в пространстве. Целые кварталы таких погребений - «город мертвых» - занимали специально отведенные территории.

Дворцы и усыпальницы фараонов и важных сановников вначале тоже строились из кирпича, а затем начинают возводиться из камня - вечного материала, или размещаться в скальных массивах.

Художественное осмысление конструкций из сырцового кирпича, освоение техники обработки камня стали той основой, на которой формировалась монументальная образность архитектуры рабовладельческого Египта.

Этапы истории архитектуры Древнего Египта следуют периодам его социально - хозяйственного развития, известным по письменным источникам:

Древнее Царство - III - IV династии (3000 - 2400 гг. до н. э.)

Среднее - Царство - XI - XIII династии (2100 - 1700 гг. до н. э.)

Новое Царство - XVIII - XX династии (1584 - 1071 гг. до н. э.)

Поздний Египет (1071 - 332 гг. до н. э.)

Эллинистический Египет (332 - 30 гг. до н. э.)

В 30 г. до н. э. Египет становится провинцией римской державы и постепенно утрачивает культурную самостоятельность. Новый расцвет наступает в VIII в., уже в эпоху ислама.

Перемещение экономических центров в северное Средиземноморье, появление новых государств с более прогрессивными формами социально - экономической организации подрывают консервативные устои жизни рабовладельческого Египта.

Архитектура Древнего Египта наиболее полно отразила свое время и породивший ее общественный строй, но ее достижения, монументальность и подавляющее величие произведений не получили непосредственного продолжения в архитектуре других народов.

Тем не менее различные типы архитектурных сооружений (базиликальные залы, перистили), мастерство композиции сложных храмовых комплексов, умение гармоничного включения архитектуры в природное окружение, опыт стилизации растительного и животного мира в богатых настенных рельефах и живописи, а также в разнообразных типах колонн предвосхитили многие явления мировой архитектуры, хотя и в других формах и соотношениях.

Архитектура явилась той организующей средой, где были решены проблемы синтеза строительной техники, мастерства пространственной композиции, живописи и скульптуры.

Подражания исключительному по самобытности и яркости искусству Древнего Египта, его отточенной символике не раз прокатывались волной по истории человеческой культуры.

Междуречье

Две великие реки Тигр и Евфрат, на берегах которых выросла одна из древнейших культур земли, берут свое начало на Армянском нагорье и впадают в Персидский залив. В верхнем течении эти реки пересекают малоазиатские горные хребты, а в нижнем - текут по глинистой равнине. Недалеко от места своего впадения в Персидский залив реки широко разливаются, образуя обширное заболоченное пространство, в древности называвшееся Горькой рекой. Подобно египетскому Нилу, воды Тигра и Евфрата несли массы плодородного ила, оставляя его во время половодья на полях. Поэтому равнинные земли Междуречья всегда считались очень плодородными. Кроме того, здесь много природного асфальта (битума) и глины, которая и стала основным строительным материалом в этом районе.

Однако жить здесь было трудно. Круглый год нужно рыть каналы, возводить дамбы и шлюзы, чтобы отвести лишнюю воду. Приходилось бороться и с очень высокой засоленностью почвы. Да еще ветры, часто дующие с Персидского залива, гнали соленую морскую воду в реки, вызывая наводнения. Не случайно миф о всемирном потопе именно здесь получил свою классическую форму.

Уже к середине IV тысячелетия до н.э. население Междуречья освоило ирригацию, возникла письменность и окончательно оформилась месопотамская цивилизация. Здесь, на безлесой равнине, в течение тысячелетий сменяли друг друга государства Шумера и Аккада, Вавилона и Ассирии. Постепенно продвигаясь вниз по течению рек, культуры наслаивались друг на друга, создавая прихотливый многослойный конгломерат. Духовно скрепляли все эти разнообразные культуры единая система письма (клинопись) и единое мировоззрение, отличающееся даже в рамках Древнего мира некоторым своеобразием.

Так, ветры, свободно гуляющие по равнине, наравне с великими реками стали основой ориентации древних жителей Междуречья. Жертвоприношения совершались “на четыре ветра”. “Вредоносные” ветры насылались на людей богами в наказание. В отличие от Древнего Египта, где доминировало солнечное божество, одним из верховных богов Междуречья стал Энлиль - Господин ветра. Четыре ветра были непременными спутниками и всесильного вавилонского бога Мардука. И даже стороны света обозначались в вавилонском языке названиями ветров.

Более того, храмы здесь ориентировались по характеру того или иного ветра. Так, юго-восточный ветер, дующий с Персидского залива и приносящий дожди, облачность, наводнения, был связан с морскими богами и богами преисподней. Потому храмы хтонических богов ориентировались на юго-восток. Северо-западный ветер считался благоприятным, так как разгонял облака и прояснял небо. Его связывали с Нинлиль - супругой Энлиля, с богом луны Сином, а позже с Ашшуром и богиней любви Иштар. С северо-востока приходил в Вавилонию “горный ветер”. И храмы главного вавилонского бога Мардука (бог весеннего, восходящего и дневного солнца) ориентировались в эту сторону. Да и весь Вавилон был ориентирован в сторону этого божества. “Бурный ветер” дул с юго-запада. Это был “ветер пустынь” - горячий, засушливый и разрушительный. Он ассоциировался со злыми демонами болезней и войны.

Довольно рано сложилась в Месопотамии и так называемая “астрологическая география”. К вавилонскому периоду она приобрела свой вполне законченный характер. Весь земной мир рассматривался как круглая земля, состоящая из четырех квадрантов, соответствующих сторонам света. Это Вавилония (Аккад) - на юге, Ассирия - на севере, Элам - на востоке и Сирия с Палестиной - на западе. Так же на четыре части было поделено время - по три месяца в году. Вавилонии, например, соответствовали 1, 5 и 9 месяцы местного календаря. На четыре части делились солнечный и лунный диски, что позволяло солнечные и лунные затмения соотносить с земными событиями. Особо яркие звезды (планеты) также были строго прикреплены к определенным земным квадрантам. Так, Юпитер назывался аккадской звездой, а Плеяды соответствовали Эламу. Подобным образом были расписаны и зодиакальные созвездия. Естественно, что все события, происходящие во времени, пространстве или на звездах, тотчас отражались в соответственных частях на земле. Все это создавало определенную атмосферу, которая во многом формировала художественную культуру Междуречья.

Уже древнейшие жилища Месопотамии - это круглые и прямоугольные хижины. Основу такой хижины составляет тесное переплетение тростника, обмазанного сверху глиной. Даже сводчатое перекрытие делали из согнутых верхушек тростника, обмазывая его все той же глиной. Встречаются и непрочные глинобитные бескаркасные постройки. Типичный жилой дом здесь выглядел практически так же, как и в Древнем Египте - ровные прямые стены, кубические объемы, плоская крыша с террасой для отдыха.

Однако такая техника плохо годилась для обширного дворцового строительства. И уже в IV - начале III тыс. до н.э. в Междуречье изобрели сырцовый кирпич. Из хорошо промятой глины руками лепили плоские широкие кирпичи. Высушивали их прямо под жарким южным солнцем. Иногда для крепости в смесь добавляли рубленую солому или мелко нарезанный тростник.

Постепенно выработалась и местная форма такого сырцового кирпича. Римхены - это тонкие, плоские, односторонне-выпуклые кирпичи. С начала III тыс. до н.э. их начинают изготавливать в деревянных формах размером 20 см Х 30 см Х 10 см. Именно такой кирпич, немного измененных размеров (31 см Х 34 см Х 10 см), позже назовут старовавилонским.

Использовался и обожженный кирпич. Но только для облицовки богатых зданий снаружи и в исключительных случаях. От влаги и обилия почвенных солей стены защищали тем, что через каждые 5-13 слоев сырцового кирпича прокладывали тростник или тростниковую циновку, промазанные битумом. А большие постройки отделяла от почвы еще и высокая глинобитная платформа.

В Междуречье уже в V тыс. до н.э. начали строить многокомнатные дома. И почти сразу появляются довольно крупные поселения. Не случайно, сегодня Междуречье считается древнейшим районом городской культуры.

Основную часть города составляли одноэтажные оштукатуренные жилые дома простолюдинов - прямоугольные в плане, без окон, с освещением через дверные проемы, с плоской крышей и внутренним двором. Дерева здесь было мало. Даже дверные косяки считались настолько ценным имуществом, что арендатор, снимая дом, приносил их с собой. У зажиточных горожан в начале II тыс. до н.э. дома были побогаче - двухэтажные и с деревянной галереей, огибавшей внутренний двор. Такого типа постройки были распространены практически на всем Древнем Востоке. Второй тип городских зданий - хеттские “бит-хилани”. Это отдельный жилой дом в несколько комнат с главным залом, растянутым в ширину. Фасад его состоит из двух башен и открытой террасы посередине, кровля которой (иногда с галереей) опирается на 2-4 круглых деревянных столба. И сегодня большинство зданий в этом районе традиционно принадлежат к одному из этих двух типов строений. Более того, именно отсюда берут начало основные композиционные формы мусульманской архитектуры.

Из этих неприхотливых сооружений и состояло большинство городов древней Месопотамии. Сам город сначала застраивался хаотично и беспорядочно. Кривые и узкие переулки и тупики, немощеные улицы были здесь естественны. Но практически во всех, даже маленьких городах археологи находят сегодня следы канализации. Город - это то, что огорожено. И потому обязательной была крепостная стена вокруг любого, даже небольшого, поселения. Да и сам город делился на части не менее высокими стенами. Их обязательно возводили вокруг религиозно-административного центра города и вокруг территории храма.

В I тыс. до н.э. в Ассирии появляются строго спланированные крупные города: Кар-Тукульти-Нинурта (XIII век до н.э.), Дур-Шаррукин (VIII век до н.э.) - резиденция Саргона II, частично Ниневия (VIII-VII века до н.э.). Здесь уже четко соблюдались определенные правила застройки. Так ширина главной улицы, так называемой Дороги процессий, должна была составлять 52 локтя (около 26 м). А раскопки в районе озера Ван вообще обнаружили город, который начали строить целиком по единому плану. Город имел точную квадратную планировку, каждая улица была шириной 5 м и только главная несколько шире - 7 м. Все дома здесь строились одновременно и имели стандартные размеры. Однако строительство этого города было почему-то приостановлено уже в самом начале.

Практически все древние авторы особенно выделяют Вавилон. Этот город, как и всякий долго живущий организм, переживал постоянные разрушения и возвышения. Особенного расцвета Вавилон достиг при Асаргаддоне и Навуходоносоре II (VII-VI века до н.э.). Город, площадью около 10 кв. км, делился по Евфрату на восточную часть - Старый город и западную часть - Новый город. Между частями города через реку перекинули большой каменный мост. Окружала город тройная оборонительная стена с высокими квадратными башнями и 8-ю воротами, носившими имена главных богов. Выстроили стену и вдоль берегов Евфрата. Вдоль всех стен, с внешней стороны, прорыли глубокие каналы. В античные времена о величине Вавилона ходили легенды. Так Аристотель приводит рассказ о поразительной величине этого города: “...уже три дня прошло, как Вавилон взят, а часть жителей города ничего еще об этом не знала”.

Основными магистралями города стали Дороги процессий. Главной считалась Аибуршабу - Дорога процессий Иштар, протянувшаяся от ворот Иштар к Эсагилу - главному храму города. Эта дорога, шириной около 7,5 м, была вымощена плитами известняка и красной брекчии (ит. breccia - порода, состоящая из сцементированных обломков различных пород). Начиналась Дорога процессий величественными Воротами Иштар. Они представляли собой две внешние и две внутренние башни, облицованные синими глазурованными кирпичами с чередующимися рельефными изображениями быков и драконов - белых с желтыми гривами и желтых с красными гривами. Такие же изображения располагались по крепостной стене вдоль Северного дворца, расположенного прямо за воротами.

Центром Старого города в Вавилоне был Внутренний город - дворцовая и храмовая территория. Дворцы появляются в Междуречье с середины III тыс. до н.э. Дворец, как жилище царя, сильно отличался от простого, даже очень большого и богатого, дома.

Одной из самых характерных форм не только дворца, но и всей парадно-культовой архитектуры Междуречья стала лестница. Ее считали символической дорогой в небо и устраивали либо с многочисленными ступеньками, либо гладкую, в виде пандуса. Парадная лестница царского дворца выходила на двор для собраний. На вершине этой лестницы царь появлялся перед народом. Постепенно и сам дворец начал приобретать форму лестницы, устремленной к богам. Для этого он строился на большой глинобитной платформе и ярусами поднимался к небу.

Входы во дворец охраняли крылатые быки (или львы) с человеческими головами (шеду). Эти духи-хранители в ассирийских дворцах стояли по сторонам практически всех арочных проемов. Интересно, что, в отличие от духов-охранителей многих других древних культур, эти мощные фигуры не воспринимались неподвижными. Для успешной охраны они должны были двигаться, действовать. Поэтому часто к фигуре приделывалась пятая нога, передающая движение и в статичной позе.

Внутренним центром дворца был большой приемный зал. Его старательно украшали стенными росписями, используя сочетание белых, черных и красновато-коричневых тонов. На панелях из разноцветных поливных изразцов изображали священные предметы (плуг, птица, дерево), а сами росписи передавали батальные и охотничьи сцены. Нижнюю же часть стен зала облицовывали рельефными каменными плитами (ортостаты). Верх зала украшали резные кедровые балочные перекрытия.

Непосредственно к дворцовому хозяйству относились и знаменитые висячие сады, устроенные, по преданию, Навуходоносором II для жены-мидянки, не привыкшей к плоскому и безлесому ландшафту Вавилонии. Впрочем, существует также версия, согласно которой сады устроены великой царицей Семирамидой (Шаммурамат), построившей и сам Вавилон. Но как бы не возникли сады, слава об этом чуде быстро распространилась по всему Востоку. Однако висячими сады только казались. Для их устройства рылись специальные подвалы, перекрытые сверху несколькими рядами сводов. На сводах лежали большие каменные плиты, на которые выкладывали слои кирпича, битума, тростника, свинца и, наконец, толстый слой земли, в котором и росли деревья висячего сада.

Культовым центром Вавилона стал храм Мардука (Эсагила). Священный участок храма четко распланировали, выделив на нем Северный двор, Западный двор, Главный двор с храмовой башней и нижний храм Мардука - Экуа. Особый интерес здесь представляет храмовая башня Эсагилы - зиккурат Этеменанки (шумерск. Дом основания земли и неба). Это знаменитая Вавилонская башня.

Зиккурат вообще являет собой объемное воплощение принципа лестницы. Появляется он в конце III тыс. до н.э. Это сплошная ступенчатая пирамида из сырцового кирпича с небольшим храмом главного божества города на верхней террасе. На каждый следующий ярус процессия во время религиозных торжеств поднималась по многочисленным лестницам или пандусам. Иногда же весь зиккурат устраивали в виде огромной спирали, и верующие должный были на каждом ярусе обойти все строение кругом, чтобы подняться на следующий ярус.

К сожалению, до нас не дошло ни одного целого зиккурата, и мы только предположительно можем реконструировать его форму. Однако известно, что каждая из террас зиккурата окрашивалась в свой символический цвет. Чаще других в описаниях повторяются черный цвет (обмазка битумом), красный цвет (облицовка обожженным кирпичом) и белый цвет (побелка). Кроме того, вертикальные стены зиккурата орнаментировались вертикальными прямоугольными нишами.

Подробнее других древние авторы описывают вавилонский зиккурат Этеменанки. Он был разрушен царем Синаххерибом, восстановлен при его сыне Асаргаддоне и внуке Ашшурбанапале зодчим Арадаххешу; перестроен при нововавилонских царях и начал разрушаться при персидском владычестве в VI-IV веках до н.э. Даже Александр Македонский приложил руку к переустройству Вавилонской башни. По античным описаниям нижний ярус зиккурата был размером 90 Х 90 метров, высотой 33 метра и, возможно, был покрыт битумом. Второй ярус поднимался на высоту 18 метров. А третий, четвертый и пятый (может быть и шестой) ярусы были высотой по 6 метров.

Стены членились прямоугольными вертикальными выступами с каждой стороны. С юго-востока на первый ярус башни вела лестница длиной 60 метров и шириной более 9 метров. Кроме того, сразу на второй ярус поднимались две боковые лестницы, также оформленные выступами. Над пятым (или шестым) ярусом находилось святилище из обожженного кирпича высотой 15 метров, облицованное синими изразцами. Над святилищем помещалась еще вышка высотой 6 метров, увенчанная огромными бронзовыми (вероятно, золочеными) рогами. Общая высота храма составляла 90 метров. В святилище, которое считалось спальным покоем бога Мардука и его супруги, располагались золотое ложе и кресла, золотые или одетые в золотые одежды статуи. Таким образом, для жителя древней Месопотамии Ћседьмое небоЛ было зримо представлено жилищем бога на вершине зиккурата.

В Междуречье глина служила не только строительным материалом, но и материалом для письма. У писца под руками всегда была продолговатая дощечка из мягкой сырой глины, на которой он легким нажимом деревянной палочки выдавливал знаки, напоминающие клинышки. Оттого и письмо такого рода получило название клинописи. Именно это письмо стало объединяющим для всей культуры Междуречья. Не случайно многие ученые сегодня называют клинопись “латиницей Древнего Востока”. И когда клинопись забывается, то постепенно исчезает и эта древняя культура.

Глиняные дощечки с нанесенными на них знаками затем сушились, обжигались и сохранялись. Из таких глиняных плиток составляли целые библиотеки, часть которых сегодня обнаружена археологами и расшифрована.

Клинопись - это идеографическое письмо. Здесь за каждым знаком стоит целое понятие. В этом отношении клинопись подобна ранним монументальным иероглифам Древнего Египта. И возникает клинопись, как и египетские иероглифы, из рисунчатого (пиктографического) письма древних шумер. Сравнение знаков, передающих одни и те же понятия, в разные эпохи развития культуры Междуречья помогает увидеть, как простой и ясный рисунок постепенно превращался в абстрактный знак.

© С.А. Ивлев

Архитектура стран Междуречья

Двуречье, или Междуречье (гре-ческая Месопотамия), т.е. долины рек Тигра и Евфрата, было одним из древ-нейших очагов человеческой культуры. Этот географический район имел есте-ственные границы в виде Персидских гор на востоке и безводной Сирийской пустыни на западе. По своим природным данным Дву-речье не представляло собой единого ландшафтного целого, климат Дву-речья был весьма неоднороден. Среднее течение рек Тигра и Евфрата относилось к зоне континентального климата с рез-кими сменами дневных и ночных темпе-ратур. Верховье Тигра располагалось в горном ландшафте, где зимой иногда выпадал снег. Нижнее течение Тигра и Евфрата находилось ближе к субтро-пикам.

Весьма различны были по своему ре-жиму реки, питающие земли Двуречья.

Тигр, быстрая и горная река, с высокими каменистыми берегами, часто подверга-лась разрушительным паводкам. Разлив Тигра начинался в конце февраля, а к на-чалу июля воды его спадали. Разлив Ев-фрата начинался одновременно с разли-вом Тигра, но протекал медленнее и заканчивался к началу октября. Рай-оны нижнего течения Тигра и Евфрата нуждались в строительстве многочисленных каналов и ирригационных систем, что на ранних этапах формирования классового общества в Двуречье способствовало развитию рабовладельческого строя.

История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов государств. Первый этап развития Двуречья протекал между 3200-1800 гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образований- Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIХ-XVI вв. до н. э.) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э.). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к на-чалу XVIII в. до н. э., а второй - к концу XII-IX в. до н. э.

Основные строительные материалы, применявшиеся в народном строи-тельстве Двуречья, были глина, тростник, мелкий речной кустарник. Циновки и плетни из тростника и лозы, обмазанные глиной, использо-вались как ограждающие конструкции домов, каркас которых состоял из плотных связок-фашин того же тростника. Для более ответственных сооружений применяли сырой, только что отформованный кирпич; уложенный в стену без раствора, он, высыхая, слеживался в монолитную массу. Для лучшего просушивания стен такой кладки большой толщины в них устраивали дренажно-вентиляционные каналы, а для большей прочности их армировали циновками из тростника или пальмовыми стволами. Применение высушенного на солнце кирпича (его изготовляли в виде широких плит и укладывали на глино-известковом растворе) повысило прочностные качества стеновых конструкций, расширило воз-можности сырцовой кладки. Зубчатый в плане профиль стен имел не столько декоративное назначение, сколько позволял облегчить кладку без потери прочности, а также избежать перегрева стены сочетанием освещенных и затененных участков.

Использование стандартного прямоугольного кирпича открыло возмож-ность регулярной модульной кладки и геометрической упорядоченности планировки. Для производства обожженного кирпича не хватало топлива, поэтому применялся он редко, в основном как облицовочный материал для сырцовых конструкций или кладки цокольных частей зданий, которым угрожала сырость.

Для гидроизоляции в Двуречье использовался битум, его выходы на поверхность образовывали целые озера. Битум применялся также как связующее для кирпичной кладки, для окраски и улучшения осадки стен, устройства асфальтовых полов.От солнечного перегрева дома защищались толстыми стенами, часто двойными. Площадь теплоотдачи увеличивала сотовидная облицовка стен небольшими глиняными трубками, открытыми отверстиями наружу. Окна в стенах делали небольшими, под самым потолком; в сущности, это были вентиляционные отверстия.

Под отвесными лучами солнца сильнее всего прогревалась, конечно, кровля; здесь толстый земляной накат крыши засевали травой, испаре-ние которой давало дополнительный эффект охлаждения. Кроме того, крышу затеняли навесами, образующими террасы и павильоны, исполь-зуемые как спальни. Чтобы усилить воздухообмен в жилище, над ним вместо крыши-наката возводили глиняный купол вытянутого силуэта.

Недостаток дерева ограничивал его использование устройством крыш и столярными изделиями. Стволы местной пальмы позволяли перекрывать только небольшие пролеты 3-4 м, и часто вместо пальмового наката помещения перекрывали сводами из сырцового кирпича; в этом случае помещения были еще уже. Ограниченные возможности конструкций перекрытия придают и особый характер планировке хозяйственной и жилой застройки Двуречья в виде системы смежных тоннелеобразных помещений. Во дворцах, где применяли балки из привозного ливанского кедра, залы достигали ширины 7-10 м.

Камень, как и дерево, привозили с севера, стоил он дорого и шел только на облицовку, скульптуру, памятные стелы. Здания штукатурились глиной или алебастром, стены расписывались, украшались мозаикой из фигурных керамических гвоздей, глазурован-ные кирпичи или плитки голубого, желтого, коричневого, черного, белого цветов выкладывались наборным рисунком.

Наносные почвы Двуречья не выдерживали больших нагрузок, по-этому крупные дворцовые и храмовые комплексы возводились на обширных монолитных платформах большой высоты. Дворцы царей и храмы возносятся на недосягаемую высоту, к небу; формируются архитектурные типы неприступных крепостей и святилищ на подиумах-террасах.

На плоских равнинах Двуречья это стало наиболее эффективным средст-вом защиты от наводнений и композиционным приемом выделения важнейших сооружений из окружающей застройки,

Характеризуя в целом градострои-тельство Двуречья, следует отметить, что оно выделялось среди других стран Древнего мира своим рационализмом и экономным использованием город-ских земель, высоким по тому времени уровнем инженерной подготовки терри-тории и крепостного строительства, а также мастерским использованием местного строительного материала. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроитель-ства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей го-родов Ассирии и Вавилонии были ре-шены такие крупные градостроительные задачи, как проблема монументального главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формиро-вании городских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Все эти градостроительные достижения в разной степени нашли свое отражение в градостроительстве более поздних эпох и, в частности, в средневековых го-родах Передней и Центральной Азии.

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА

Петра – столица Караванной империи

В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых песков неожиданно возникала отвесная гряда. Она открывала взору город такого яркого цвета, будто солнце раскалило его докрасна. Это и была Петра, расположенная в покрытой зелеными олеандрами котловине и вырезанная в скалах из красно-розового песчаника.

О Петре говорили, что она столь же древняя, как само время. Первые сведения о ней сообщает Библия. По преданию, именно по этому пути шли евреи, которых Моисей выводил из Египта. И по сей день Петра более известна арабам как «Долина Моисея», поскольку близ нее ветхозаветный пророк «ударил жезлом своим дважды, и потекло много воды».

В XVIII в. до н. э. Петра уже была большим и богатым городом. Сам иудейский царь Амасия похвалялся тем, что он захватил в городе крепость народа эдомитов и перебил все население, записав эту победу в анналы истории своего царства как событие первостепенной важности.

После разгрома, учиненного Амасией, город утратил свое значение, и несколько веков о нем никто не упоминал. В IV в. до н. э. эдомиты были изгнаны пиратами Красного моря, избравшими неприступную Петру новой столицей Набатейского царства. Неизвестно где и когда приобрели инженерные познания и познакомились с гидротехническим искусством набатеи, но в сочетании с их предприимчивостью и трудолюбием это дало поразительные результаты. С помощью плотин, шлюзов и водоотводящих тоннелей древний народ превратил бесплодную, хотя и богатую водой местность в огромный цветущий сад.

Пустыня, как и море, не только разъединяет, но и соединяет. Набатейские купцы, предки современных арабов, вели бойкую торговлю с далекими странами. Драгоценные камни и ценные сорта дерева, оружие, вино, финики, благовония и пряности – все, чем богаты Индия, Южная Аравия, Центральная Африка, везли через Петру многочисленные караваны. А навстречу шло золото и слоновая кость из Нубии, жемчуг Красного моря, ладан и александрийское стекло. И вместе с купцами к горным святилищам Петры тянулись толпы паломников.

Отряды набатейских конников были надежной охраной на торговых путях Востока. И хотя Набатейское царство не имело точных границ, караванные дороги в пустынях Аравийского полуострова и Западной Сирии в III и II вв. до н. э. были в руках набатеев. Они поклонялись луне и звездам, своим богам, которые ночью указывали караванам в темной пустыне путь к воде, путь на чужбину и с чужбины домой.

Вершины своего могущества Петра достигла на рубеже тысячелетий, когда ее границы простирались уже до Дамаска. И конечно же, набатеи мечтали сделать свою столицу красивой и величественной. Сначала они украшали могилы, затем начали вырезать порталы над дверями пещер. Так появились первые пещерные храмы. От тех времен до наших дней сохранились остатки самого красивого сооружения Петры – сокровищницы Эль-Касне («Сокровищницы фараонов»), чей стиль, скорее, можно назвать классическим, чем набатейским.

Этот гигантский храм высечен в скале-монолите и украшен колоннами с изображениями богов. Его венчает сооружение, похожее на круглый храмик, на крыше которого сохранились остатки каменной урны. В течение веков каждый бедуин, проезжавший Сик, стрелял в нее из лука в тщетной надежде, что урна расколется, и оттуда посыплются несметные сокровища.

За сокровищницей открывается сама долина и целый ряд (около тысячи) скальных усыпальниц из песчаника нежнорозового цвета и других красноватых оттенков. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они за многие века осыпались до неузнаваемости. Археологи даже предполагают, что первоначально гробницы были и не розовыми, и не красными. Просто их фасады набатейцы облицовывали каким-то неизвестным материалом.

Бесчисленные постройки Петры громоздятся в два, а иногда и в три яруса, прячась в расщелинах за естественными выступами скал. Встречаются небольшие, чуть выше человеческого роста, пещеры с выветрившимся изображением Душареса, древнего бога полулегендарных эдомитов. Есть и огромные десятиметровые портики, словно нарисованные на отвесном обрыве, и странные башни, увенчанные чем-то, похожим на зубы собаки. Одни пещеры выполнены с варварской грубостью, другие отличаются изысканным, виртуозным искусством резьбы по камню, изяществом орнамента и декоративных гирлянд.

Надо отметить, что колонны, архитравы, карнизы, фронтоны в Петре служат лишь для мотива резьбы по камню. По существу, это не архитектура, а ее отражение – один сплошной каменный массив. Идеально правильные линии карнизов, резные наличники дверей, рельефы и декоративные статуи – все это один колоссальный розовый монолит, пересеченный, как дерево годичными кольцами, фиолетовыми, пурпурными, темно-коричневыми прослойками.

Вот почему фасады Петры своей пластичностью напоминают скорее скульптуры, нежели произведения зодчества. Нередко строители, как, например, в той же «Сокровищнице фараонов», словно разрывали пополам четырехколонный портик, как игрушки, растаскивая в стороны обе части фронтонов и вставляя в образовавшийся зазор круглый храмик или каменный цилиндр, украшенный нишами и приставными полуколоннами.

С развитием мореплавания караванная торговля пошла на убыль, и Петра постепенно начала приходить в упадок. Не успела угаснуть ее слава как торгового центра, как войска Помпея и Цезаря в конце I в. до н. э. превратили Сирию, Иудею, Египет во владения Рима. Петра стала, пусть и ненадолго, опорным пунктом римлян. Память об этом – римская улица с остатками колонн и высокие тротуары, которые протянулись вдоль древнего караванного пути по руслу потока, отведенного в туннель набатейскими мастерами. Храм римским богам, термы с горячим и холодным бассейнами, гимнасий, в котором знатные набатейские юноши изучали латинский и греческий языки, и окруженный караван-сараями обширный рынок – все это оставили Петре римляне первых цезарей.

Во II в. Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. И снова потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась голосами котловина, окруженная скалами розового и красного цвета.

В V веке с падением Рима бассейн Иордана становится византийским владением. Бывшая римская провинция Аравия приходит в упадок, и караванная торговля через Сик прекращается. Христианские монахи превратили погребальные ниши в свои алтари, а древние храмы – в пещерные монастыри.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. на месте Петры было основано эфемерное Иерусалимское королевство. Сюда пришли египетские христиане, а вместе с ними и караваны купцов. Римские развалины начали снова заселяться, а скиты превращаться в богатые монастыри.

В 1187 г. Иерусалимское государство рухнуло под ударами султана Саладина. Крестоносцы бежали, а сама Петра была захвачена и разрушена мусульманами.

В последующие столетия Петра постепенно приходит в упадок. Снова она ожила только в XX в., став в современной Иордании одной из туристических достопримечательностей. И снова, как в древние времена, Сик среди красно-розовых стен наполняется звуками разноязычной речи, напоминая о городе, который на Ближнем Востоке уступал по красоте и богатству только легендарному Иерусалиму.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

2. Архитектурные пропорции Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

автора Вёрман Карл

7. Архитектурные сооружения Микеланджело В Риме Микеланджело составил затем проект великолепной новой площади Капитолия с Сенаторским дворцом в глубине, обставленным направо и налево от входа лестницами, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

13. Архитектурные работы Корреджо Наряду с работами Корреджо в куполе собора возникли и его знаменитые алтарные образа: Мадонна со св. Себастьаном и мчащимися на облаках ангелами Дрезденской галереи, Отдых на пути в Египет со сплетающимися хороводами ангелов и затем

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Москвы

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Петербурга

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Архитектурные памятники Константинополя Колонна императора Константина Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские

Из книги Сергиев Посад автора Мельников Илья

Из книги Владимир автора Мельников Илья

Из книги Переславль автора Мельников Илья

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

автора

Из книги Ярославль автора Мельников Илья

Архитектурные памятники Лучший вид на Ярославль открывается с Волги. Купола и колокольни древних храмов, стоящие на высоком правом берегу реки, образуют множество вертикалей и придают остроту и своеобразие силуэту города. Великолепен вид на Ярославль и сверху – с

Из книги Суздаль автора Мельников Илья

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Восточно-Европейской платформы расположена Русская или Восточно-Европейская равнина, фундамент которой простирается до северных границ. На востоке платформа доходит до западного склона Уральских гор, а на юге и юго-западе её ограничивают горы Кавказа, Крыма, Карпатские горы альпийского орогенеза. Основными геоструктурами платформы являются синеклизы – области глубокого залегания фундамента, антеклизы – области неглубокого залегания фундамента, авлакогены – глубокие тектонические рвы.

Отдельные части платформы в нижнем палеозое опустились, в результате чего Балтийский и Украинский щиты, Воронежский выступ и Окско-Волжская антеклиза обособились. Балтийская и Московская синеклизы разделили поднятия платформы. Также крупными элементами платформы являются Саратовско-Рязанская синеклиза и Камско-Печорская синеклиза. Восточно-Европейская платформа имеет докембрийский кристаллический фундамент, а на юге северный край Скифской плиты имеет палеозойский складчатый фундамент. На докембрийском фундаменте платформы лежат толщи докембрийских и фанерозойских осадочных пород со слабонарушенным залеганием.

Одной из древнейших и сложных внутренних структур Восточно-Европейской платформы является Московская синеклиза , Среднерусский и Московский авлакогены , которые заполнены толщами рифея. В четвертичный период здесь происходили неравномерные поднятия, что в рельефе обозначилось крупными возвышенностями.

Печорская синеклиза проходит на северо-востоке платформы между Тиманским кряжем и Уралом. Её блоковый фундамент на востоке опускается на глубину $5$-$6$ тыс. м. Синеклизу заполняют мощные толщи палеозойских пород, перекрытые мезокайнозойскими отложениями.

В центре платформы находятся крупные антеклизы – Воронежская и Волго-Уральская . Они разделены Пачелмским авлакогеном. К северу в Московскую синеклизу полого опускается Воронежская антеклиза. Отложения малой мощности, представленные породами ордовика, девона и карбона, покрывают её фундамент, а на крутом южном склоне породы карбона, мела и палеогена. Крупные поднятия и впадины (своды и авлакогены) образуют Волго-Уральскую антеклизу. Осадочный чехол сводов имеет мощность не менее $800$ м.

Прикаспийская краевая синеклиза . Кристаллический фундамент этой обширной области имеет глубокое погружение, доходящее до $20$ км. Синеклиза относится к структурам древнего заложения и со всех сторон ограничена флексурами и разломами. Очертания её угловаты. Ергенинский и Волгоградский флексуры обрамляют её с запада, а на севере – флексуры Общего Сырта. Дальнейшее погружение до $ 500$ м происходило в неоген-четвертичное время, сопровождавшееся накоплением мощной толщи морских и континентальных отложений.

На юге часть Восточно-европейской равнины лежит на Скифской эпигерцинской плите.

Рельеф Восточно-Европейской равнины

Расположенная на Восточно-Европейской платформе Русская равнина образована возвышенностями, высота которых над уровнем моря составляет $200$-$300$ м. Её средняя высота $170$ м, а максимальная – $479$ м расположена в приуральской части на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Если говорить об особенностях орографического рисунка, то в пределах равнины можно выделить– центральную, северную, южную части.

    Центральная часть представлена полосой чередующихся крупных возвышенностей и низменностей – Среднерусской, Приволжской, Бугульминско-Белебеевской возвышенностями и Общим Сыртом. Они разделены Окско-Донской низменностью и Низким Заволжьем. Здесь в южном направлении протекают Волга и Дон.

    В северной части в рельефе представлены низкие равнины с разбросанными мелкими возвышенностями. Сменяя друг друга, в северо-восточном направлении протянулись Смоленско-Московская, Валдайская возвышенности и Северные Увалы. Это своеобразные водоразделы между двумя океанами и внутренним бессточным бассейном. В сторону к Белому и Баренцеву морям от Северных Увалов территория равнины понижается, о чем свидетельствуют текущие на север реки Онега, Северная Двина, Печора.

    Южная часть равнины занята низменностями, но в пределах российской территории можно назвать только Прикаспийскую низменность.

Замечание 1

Рельеф Восточно-Европейской равнины типично платформенный , предопределенный её тектоническими особенностями, т.е. неоднородностью структуры, о чем говорит наличие глубинных разломов, кольцевых структур, авлакогенов, антеклиз, синеклиз и неодинаковое проявление новейших тектонических движений.

Крупные возвышенности и низменности Восточно-Европейской равнины имеют тектоническое происхождение. Они формировались как единые территории в морфоструктурном, орографическом и генетическом отношении. На формирование рельефа равнины существенное влияние оказали ледники – Окское, Днепровское, Валдайское. Ледники участвовали в создании моренных и зандровых равнин. Моренный рельеф, размытый водами днепровского ледника, к нашему времени не сохранился

Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины

Геологическая история древней платформы оказала влияние на образование полезных ископаемых.

На территории равнины открыто крупнейшее месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (КМА). Запасы месторождения оцениваются в $31,9$ млрд. тонн, что составляет $57,3$ % всех рудных запасов страны. Руда залегает в основном на территории Курской и Белгородской областей. В рудах КМА железа содержится $41,5$ %, что выше средних показателей по России. Руду добывают на Михайловском, Лебединском, Стойленском, Губкинском месторождениях. Небольшие рудные запасы отмечаются в Тульской и Орловской областях. Близкое расположение к поверхности земли позволяют вести добычу открытым способом, которая оказывает огромное воздействие на природу черноземной зоны Русской равнины, а именно приводит к уничтожению десятков тысяч гектаров черноземной почвы.

В пределах Белгородской области разведаны запасы бокситов – Висловское месторождение. Содержание глинозема оценивается в $20$-$70$ %.

Химическое сырье на Русской равнине представлено фосфоритами в Московской области, калийными, каменными солями Верхнекамского бассейна и Илецкого месторождения Оренбургской области. Также известны соли озер Эльтон и Баскунчак.

Запасы строительного сырья , представленные мелом, мергелем, цементом, тонкозернистыми песками, распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Высококачественные цементные мергели известны в Саратовской области. Стекольные пески в Ульяновской области, в Оренбургской – месторождение асбеста. Кварцевые пески Брянской и Владимирской областей используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды. Для работы фарфорофаянсовой промышленности используются каолиновые глины Тверской и Московской областей.

На территории Восточно-Европейской равнины есть месторождения каменных и бурых углей . Добыча их осуществляется в Печорском, Донецком, Подмосковном бассейнах. Бурые угли Подмосковья используются в качестве химического сырья и в качестве технологического топлива для черной металлургии района.

В пределах Волго-Уральского и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов добывают нефть и природный газ . Есть и газоконденсатные месторождения в Астраханской и Оренбургской областях.

Горючие сланцы известны в Ленинградской, в Псковской области, в Среднем Поволжье и на севере Прикаспийской низменности.

Значительны запасы торфа , который в топливном балансе некоторых регионов равнины имеет существенное значение. Только в пределах Центрального федерального округа его запасы составляют $5$ млрд. т. Есть залежи торфа в Кировской и Нижегородской областях и в Республике Марий Эл.

В Архангельской области открыты месторождения алмазов .

Замечание 2

По сравнению с другими физико-географическими странами России Восточно-Европейская равнина давно заселена и имеет высокую плотность населения, наибольшую освоенность, а это означает, что она претерпела существенные антропогенные изменения.