Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Архитектура восточных стран. Рельеф и геологическое строение восточно-европейской равнины. Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.

В 2010 году я побывал в удивительной стране в Гималаях - Непале . Я прожил там всего месяц - этого времени очень мало, для того, чтобы проникнуться культурой этой страны целиком, но эта поездка произвела на меня очень сильное впечатление. Мне потребовался целый год для того, чтобы переварить свои эмоции и впечатления и приступить к изучению той информации по архитектуре Непала, которую я привез оттуда и найти что-то новое.

Когда я задумывал эту статью, я хотел описать архитектуру Непала, как и привык, исключительно с точки зрения архитектурной науки, т.е рассказать о стилях, приемах, принципах строительства, известных архитекторах и т.п. Но в процессе сбора информации я столкнулся с двумя неожиданностями. Во-первых, информации об архитектуре Непала крайне мало. А во-вторых, я заметил такую закономерность - архитектура в Непале, как и все в жизни людей здесь, очень тесно связана с религией. Невозможно отделить одно от другого. Такова первая особенность архитектуры Непала. Большинство памятников архитектуры, достойных внимания, - это религиозные постройки.

Вторая особенность - п естрота Непала, которая сразу бросается в глаза: более 80 этнических групп, отличающихся языком, религией, ростом и цветом кожи; люди разных каст и профессий живут в этой относительно небольшой стране на протяжении веков. Отсюда и удивительное смешение стилей в еде, одежде, музыке и архитектуре. Слияние необычных по своей простоте и актуальных по сей день непальских стилей зодчества уникаль но еще и тем, что большинство из «ингредиентов» этого архитектурного коктейля не встречается ни в чистом виде, ни в каких бы то ни было сочетаниях, больше нигде в мире.

М естоположение Непала, граничащего с северной Индией и Тибетом, на скрещении хотя и трудных, но кратчайших караванных путей между двумя крупнейшими державами Азии - Китаем и Индией,-отразилось на развитии его культуры и искусства, определило большой удельный вес индийских и тибетских влияний

Стилистически архитектура Непала может быть разделена на три большие группы: стиль П агоды , стиль С тупы , и стиль Шикхара .

Стиль Пагода.

К этому стилю относятся пирамидальные здания в несколько ярусов с широким выступающим карнизом над каждым ярусом. Карниз поддерживают деревянные распорки, украшенные резьбой .К рыша верхнего яруса , как правило, завершается шпилем в форме колокола, который может быть о штукатурен или позолочен . Пагоды имеют богато украшенные решетчатые резные окна.

Стиль Пагоды позднее был принят в Китае и оттуда распространились в другие страны Азии.

Лучшими примерами этого стиля являются Храм Кастамандап в Катманду (описание этого храма дано ниже ), д евятиэтажный дворец Басантруп , (построенный королем Притхви Нараян Шахом) , Пашупати,Таледжи иЧангу Нараян храмы .

Стиль Ступа .


Ступа (санскр. - «макушка, куча земли, камней, земляной холм»,- буддийское архитектурно -скульптурноемонументальное и культовое сооружение, имеющее полусферические очертания.Первоначально ступа представляла из себя реликварий , а затем стала памятником, возводившимся в честь какого-то события в буддизме.

Самыми знаменитыми примерами ступ являются святыни НепалаСваямбху и Боднатх в Катманду .Этот стиль является чисто буддийским по концепции и исполнению.По форме ступа представляет собой полусферу, на которой на квадратном основании воздвигнут высокий конический купол (состоит из тринадцати сужающихся к вершине колец, увенчанных зонтиком) .Квадратное основание или harmika , как его еще называют, ориентировано по сторонам света. На всех ч етырех сторонах его изображена пара "всевидящих глаз". Символика формы ступы соотносится с телом Будды в позе медитации: основание ступы - скрещенные ноги, полусферическая часть - торс, реликварий над ней - голова, шпиль - ушница, а луна, солнце и бинду - тройное украшение прически Будды. Всевидящие глаза, смотрящие на 4 стороны света символизируют всевидение Будды.

Стиль Шикхара.


Шикхара - санскритский термин, который можно буквально перевести как «горная вершина». Стиль Шикхара является традиционным для индийской храмовой архитектуры и сравнительно менее популярен в Непале. Образцов этого стиля немного. Здания в стиле Шикхара представляют собой высокую пирамидальную башню параболической структуры , поверхность которой разбита по вертикали на пять или девять уровней . Последний самый верхний уровень по форме представляет собой колокол . Храм Кришны в Патане , является лучшим образцом стиля Шикхара в Непале.

г.Катманду.

С 13 п о 18 века - время правления династии Раджа Малла - является периодом расцвета средневекового искусства и архитектуры Непала. К этому времени относится рост городов - столиц княжеств, характер планировки которых является типичным для Непала. Центром или, вернее, основой города являлся первоначально воздвигавшийся княжеский дворец, или ду рбар . Вокруг дворцовой площади, обычно перед центральной мощеной площадью, строились главные храмы и административные здания. Жилые кварталы живописно разрастались без строгой системы планировки вокруг центральной части.

Исторический центр Катманду - п лощадь Дурбар (Дворцовая), с ее старинными храмами и дворцами, является отражением религиозной и культурной жизни народа. Именно здесь происходит торжественная коронация королей Непала. На площади более 50 храмов и монументов, среди них: храм Шивы, Парвати, комплекс дворцов и храмов «Хануман Дхока» (15-18 вв.), украшенный статуей Ханумана (1672). Деревянная пагода Катх Мандир (Кастамандап; 12 в., перестроена в 1596). Храм Калмочан (1852-73 гг., также известен как Сатья Нараян), построенный в могольском стиле первым правителем династии Рана Джанг Бахадуром. Среди других архитектурных памятников дворец Сингха Дарбар (неоклассика, начало 20 в.), башня Бхимсена (1834), Памятник борцам революции 1951 г.



Площадь Дурбар (дворцовая) в Катманду. Храм Трайлокья Мохан Нараян (справа)

Характерным типом непаль ского храма являются сооружения, по своему внешнему облику сходные с китайской пагодой благодаря силуэту, образуемому далеко выступающими крышами над каждым этажом. Подобно ступе, храмы являлись предметом поклонения, воплощая собой жилище бога на земле и одновременно его тело. Отсюда малое значение внутреннего помещения, сведенного к небольшому святилищу. Расположенные кругом храма дворы служили для религиозных процессий и церемоний.

Kастамандап (Kasthamandap).
Согласно легенде, эта пагода 12 века является одним из старейших зданий Катманду и древнейшим сохранившимся деревянным зданием в мире.


Храм Кастамандап

Столь долгая жизнь храма объясняется тем, что он построен из одного ствола священного и очень твердого салового дерева, из ветвей которого сооружена его уменьшенная копия - храм Симха Саттал , расположенный рядом. Первоначально, построенное в стиле трехъярусной пагоды здание служило приютом для проезжих купцов, паломников и путешественников, проходивших по индо-тибетскому торговому пути.Таких примитивных гостиниц в Катманду было много, так как торговые караваны, проходящие из Индии в Тибет и обратно должны были зимовать в долине Катманду в ожидании весеннего открытия перевалов. Затем, в ранний период правления династии Шахов (1379 г.), Кастамандап был преобразован в храм, посвященный защитнику и покровителю этой династии - святому гуру Горакхнатху, чья статуя находится в центре здания. Последователи культа святого жили в Кастамандап до 1966 года и оставили здание только в связи с начавшейся реконструкцией. Непальские историки полагают, что название храма Кастамандап (Катх Мандир - дом из дерева) дало имя столице Непала Катманду.


Храм Кастамандап (поперечный разрез)


Храмы Индрапур, Джаганнат, Вишну и Кал Бхайрав



Храмы Маджу Деваль(слева) и Нарайана(справа)

Щедрое декоративное украшение и разработка деталей непальской архитектуры полны неистощимой изобретательности. У входов обычно поставлены большие металлические или каменные фигуры львов или грифонов. Над дверьми и окнами находятся тяжелые тимпаны, деревянные или из позолоченного металла - обычно подковообразной формы,- на которых высечены изображения буддийских или индуистских аллегорий. Особенным богатством резьбы отличаются деревянные п одпорки далеко выступающих крыш. Искусная резьба покрывает также и колонны храма. Эфф ектна и сама расцветка здания, состоящая из сочетания темно-красного кирпича с более светлыми черепичными крышами (иногда покрытыми сверкающей листовой медью) и дополненная светлой окраской деревянных деталей. Характерным украшением храмов является множество свисающих с крыш звенящих колокольчиков.

Хануман Дхока .

Старый королевский дворец Катманду , точнее дворцовый комплекс - сердце площади Дурбар, был сооружён в период правления Личчхавов (V-VIII в. н.э.). Однако множество окружающих его строений было построено гораздо позднее - в XVII в., во время правления короля Пратап Маллы.Сам королевский дворец впоследствии многократно перестраивался и практически не сохранил первозданного вида, за исключением Сундари Чоука и Мохан Чоука, находящихся в его северной части, но закрытых для посещения. Ориентиром для желающих посетить этот комплекс является изваяние стоящего под зонтом Ханумана (Полубог-обезьяна, сын бога ветра Ваю и небесной куртизанки (апсары) Анджаны), установленное у входа во дворец в 1672 г. Его лицо скрыто под оранжевой пастой, нанесённой многими поколениями верующих прихожан. По обе стороны от Ханумана - двойные треугольные флаги Непала.


Вход во Дворец Хануман Дхока и статуя Ханумана

Вход во дворец охраняется двумя каменными львами, на одном из которых восседает бог Шива, а на другом - его супруга Парвати. Над воротами находится ярко раскрашенная ниша, в центре которой Кришна предстаёт в своей Вселенской форме- Вишварупе. Слева- Кришна, играющий на флейте, в сопровождении пастушек-гопи. Справа - король Пратап Малла со своей супругой.

Перед самым входом во дворец Хануман Дхока слева расположен храм Шива-Парвати. Божественная пара, вырезанная из дерева и красиво расписанная, благосклонно взирает с верхнего балкона.


Храм Шива-Парвати

Кумари-Гхар.

Храм или резиденция Живой Богини Кумари , находится в окрестности дворца Хануман Дхока. Оно было построено Джая ПракашМалла, последним королем династии Малла в Катманду.Хотя некоторые аспекты обожествления Кумари и ежегодный праздничныйпарад в ее честь существовали в Непале еще в древние времена, праздник с колесницами в его нынешнем виде был учрежден этим королем в середине 18 века.


Храм Богини Кумари (Катманду)

Здание украшено деревяннымирезными балконами и ставнями.



Не-индуисты могут войти во внутренний двор, но не дальше. Кумари отвечает на приветствия с балкона. Ф отографирование запрещено.



Расскажу немного об этом месте. Это не имеет никакого отношения к архитектуре, но очень интересно с точки зрения истории и традиций Непала. Кумари - это живая Б огиня, реальная девочка. Ее титулы - Кумари Деви, Королевская Кумари или Девственная Богиня. У индуистов она считается воплощением Б огини Таледжу Бхавани или юная ипостась Дурги. Верховный священнослужитель храма Таледжу ежедневно возносит ей молитвы.
Претенденток на воплощение Кумари тщательно отбирают. Родители девочек из неварского клана шакья, касты (барэ) золотых и серебряных дел мастеров приводят своих чад в возрасте от четырех лет на суд к пятерым индуистским священникам. Отбор идет по 32 параметрам: размер носа, глаз, гороскоп, голос, характер и др . Гороскоп ее должен сочетаться с гороскопом короля. Самое тяжелое испытание - страхом. В темной комнате, где раздаются устрашающие крики и звуки, пляшут мужчины в костюмах и масках, кидают к ее ногам буйволиные головы, которые были отрублены во время праздничных жертвоприношений. Если девочка осталась спокойна, то она - и есть настоящая Б огиня. А потом, наконец, она должна узнать свои украшения и предметы, ей принадлежавшие ранее, из самых разных, в том числе и чужих.
Новоизбранная живая богиня переселяется в столицу, в свой дворец, где живет вместе со своей семьей. В обычные дни она играет с детьми слуг, учится под руководством наставника. Все ее прихоти и пожелания - закон для окружающих, ее красно-золотые одежды всегда прекрасны, ее лицо покрыто макияжем, похожим на маску: лоб очерчен белой полосой, в центр е - третий глаз, на щеках - румянец, толстая линия контура вокруг глаз.
Обычно она сидит у себя во дворце и время от времени выглядывает в окно. Обычно ее зовут, если зашел иностранный турист во двор и бросил монетку в специальный ящик. За этим следит специальный человек из прислуги. Фотографировать строжайше запрещено. Считается, что тот, кто видел ее, просто обречен быть счастливым до конца жизни.

__________________________________________________________________________________

Высоким художественным уровнем отличается также гражданская архитектура Непала . В ее планировке повторяется традиционная схема открытого двора, замкнутого жилыми строениями. Но доминирующей ее особенностью являются красочность и пестрота наружного оформления зданий. Здесь ярко проявляются народная фантазия и изобретательность декоративного мастерства непальских ремесленников, традиции которых живы до сих пор. Непальские жилые дома замечательны своими выходящими на улицу фасадами и изысканно украшенными стенами и окнами.



Особенно щедро оформление окон : верхние и нижние горизонтальные части, обильно покрытые деревянной резьбой и металлическими украшениями, далеко выступают за пределы окон. Тонко вырезаны также и решетки окон. Дома пестро и причудливо расцвечены и украшены свисающими звенящими колокольчиками, светильниками. Каждая деталь говорит не только о замечательном мастерстве непальских ремесленников, оригинально использующих дерево, металл, их фактуру, цвет и т. д., но и о декоративном понимании утилитарных деталей, как, например, водосточной трубы, сделанной в виде фантастического чудовища.




Храмовый комплекс Пашупатинатх.

Храм о снован в 13 в. Расположенный в 5 км к востоку от Катманду на берегу священной реки Багмати, он является священным местом для всех индуистов, поклоняющихся Шиве и собирает паломников со всего Непала и Индии. Здесь находится один из важнейших храмов шиваитов «Золотой храм» - з десь всегда многолюдно, особенно в дни религиозных праздников, но в сам храм пускают только индусов .


Храмовый комплекс Пашупатинатх


Храмовый комплекс Пашупатинатх

Главный храм Пашупатинатха, здание с двухъярусной крышей и золотым шпилем, считается шедевром индуистской архитектуры, и было построено в XIX веке в честь Шиви в обличии Пашупати – «царя животных, покровителя всех живых существ». Бог Пашупати играл особую роль в Непале, и его изображение всегда присутствовало во всех официальных сообщениях от короля.

Храмовый комплекс Сваямбхунатх .

Этот буддийский храмовый комплекс расположен в 3км к западу от туристического центра Катманду на вершине холма Сваямбх у (77 м), покрытого лесом, в котором живут стаи обезьян. Именно поэтому это место еще называют Храмом Обезьян (Monkey Temple). В его центре находится большая ступа, вокруг которой расположено несколько тибетских монастырей разных школ и направлений и тибетское училище. Существует легенда, что не когда долина Катманду была погружена в воду и представляла собой большое озеро (что геологические доказано), из воды неожиданно появился холм с цветком, на котором и была построена ступа, название которой означает «само воздвигнутая», «самовозведенная».

Ступа Сваямбхунатх


Ч тобы подняться к храму, необходимо преодолеть 365 ступеней, по числу дней в году. Ступа Сваямбхунатх б ыла построена в 3 в. до н. э., перестроена в 8-9 вв. Ступа представляет собой полусферу, поддерживающую высокий конический купол, увенчанный покрытым медью шпилем. У подножья ступы - дордже (санскр. ваджра), построенный королем Пратапа Маллой, важнейший символ буддизма Ваджраяны, символизирующий мгновенное просветление .


Основание купола с изображениями «всевидящих глаз Будды»ориентированно по четырем сторонам света с поворотом на 60 градусов. (Существует предание, что в давние времена северный полюс повернулся на 60 градусов)


Ступа Сваямбхунатх


Храмовый комплекс Сваямбхунатх

Боднатх (Bodhnath)

Б уддийский храмовый комплекс на северо-восточной окраине Катманду (в 5 км от туристического района Тамель) , одно из самых священных буддийских мест в городе и основной центр тибетского буддизма в Непале.


Ступа Боднатх

В центре комплекса находится большая буддийская ступа, вокруг которой расположены десятки тибетских монастырей разных школ и направлений.Ступа построена в VI веке, и часто упоминается в исторических документах. Окружность ступы около 400 метров, что делает ее одной из самых больших и важных буддистских монументов в мире.

Ступа имеет в основании массивную квадратную платформу, снаружи спускающуюся в виде ряда открытых террас с небольшими декоративными башенками по углам. Террасы, так же как и слегка уплощенная полукруглая часть ступы, почти лишены декоративных украшений, что придает сооружению черты сурового величия и мощи.

Совершенно своеобразной является кубическая часть, венчающая ступу башни. С каждой из сторон посередине она украшена рельефными изображениями двух человеческих глаз, сделанных из инкрустированного металла и слоновой кости. Это глаза «всевидящего», глаза Будды, символически поставленные над небесным сводом - телом ступы. Странный эффект огромных глаз, как бы не выпускающих из поля зрения человека, подошедшего к ступе и обходящего ее кругом, не имеет себе подобных во всей архитектуре Азии.

Выше располагается пирамидальная часть башни, состоящая из тринадцати уменьшающихся кверху уступов-ярусов, символизирующих тринадцать божественных небес. Башня увенчана легким павильоном с круглым барабаном - изящной конструкцией, представляющей собой оригинальное развитие традиционного зонтичного навершия индийской ступы.


Ступа Боднатх

Ступа представляет собой пространственную мандалу, основание символизирует землю, полусферический свод – воду, шпиль из 13 ступенек (по числу шагов к Нирване) – огонь, зонтик – воздух, а венчающий всё бельведер – небо.Ступа спускается сверху вниз террасами, на каждой из которых стоят маленькие ступы. Ступа окружена оградой, на которой по всей окружности расположены молитвенные барабаны. Таким образом, ступу можно обходить как вокруг ограды, вращая барабаны, так и по террасам каждого уровня. С верхнего яруса идут грубые ступени, обрывающиеся за несколько метров над террасой – по этим ступеням спускается дух.

Ступа Боднатх определяет ритм жизни не просто окружающей ее площади, но всего квартала, заполненного многочисленными гомпами (тибетскими монастырями), мастерскими, отелями, кафе и сувенирными лавками.


Тибетский монастырь рядом со ступой Боднатх.

Что в первую очередь приходит на ум, когда мы вспоминаем восточную страну? Разумеется, это роскошные мечети, медресе, дворцы, замки, сады, парки и т.д. Знаменитая притягивает к себе внимание миллионов людей со всего мира: фотографы буквально наперегонки пытаются запечатлеть изображение ценных объектов; туристы заранее составляют график посещения достопримечательностей, чтобы успеть увидеть все воочию; историки мечтают постичь новые открытия и разгадать загадки прошлого; а опытные специалисты из области архитектуры пытаются добиться подобного уровня мастерства, изучая строение конструкций, материал отделки, узоры и прочее.

Архитекторы с давних времен ценились в странах Арабского Востока. Это был особый класс людей, которые своими идеями пробивали место в истории. Население восхищалось их талантами: чего только стоят египетские пирамиды – до сих пор доподлинно неизвестно о деталях процесса строительства. Ученые приходят в замешательство, рассчитывая масштабы и точность конструкции. Подобный уровень труднодостижим даже в наши дни – многотонные блоки невозможно передвигать на расстояние без специальной техники, о которой во 2-3 тысячелетиях до нашей эры даже не могли мечтать. Это еще одно подтверждение могущества восточной цивилизации.

Величие архитектуры Арабского Востока полностью признают и за его пределами: в списке «Семи чудес света» 5 мест заняли рукотворные объекты, находившиеся на Ближнем Востоке. Из них 2 – пирамиды Гизы (единственное «чудо», существующее и по сей день) и Александрийский маяк – на территории современной Арабской Республики Египет, и висячие сады Семирамиды – в Ираке. Это дает основание говорить о местной архитектуре не в моноэтническом значении, а даже в поликультурном, так как к строительству исторических достопримечательностей приложили руку и древние египтяне, вавилонцы, евреи, персы и другие.

Элементы арабской архитектуры можно встретить и за пределами Востока – в Северной Африке или бывшей мусульманской Испании, к примеру. Стиль дизайна был перенят во многих регионах, где господствует Ислам, сливаясь с местными традициями, в результате чего мы можем видеть современные мечети в Поволжье, Турции, на Балканах и Кавказе – в основе всех лежит фундамент арабских представлений о религиозном здании, где совершаются угодные Богу дела. И это еще одно объяснение роскоши восточной архитектуры подобного характера – место поклонения обязательно должно положительно отличаться от всего вокруг, так как это (в переносном смысле) дом Аллаха. Огромный размер объясняется необходимостью вмещения всех верующих, дабы никто не остался на улице без места для молитвы; светлые оттенки в интерьере – жарким климатом, в котором не выгодно окрашивать здания в темный цвет, притягивающий солнечные лучи; прочная стойкая конструкция – сейсмологической активностью, ведь ближневосточная история хранит немало случаев, когда с лица земли в миг исчезали целые города.

Что касается дворцов и замков, принадлежащих правителям, то это отдельный момент. Политическая обстановка на Арабском Востоке вплоть до последних революционных событий знаменита послушным подчинением народа монархии, когда никто и не мог подумать о сопротивлении халифу, падишаху или султану. В связи с этим резиденции и места отдыха должны соответствовать титулу – шикарные жилища украшаются самыми дорогими металлами и камнями. Стоимость дворцов подчас просто неизмерима – раньше она могла превышать все доходы и имущество подданных, ремесленников и купцов.

К слову говоря, частью архитектуры можно считать и знаменитые на Востоке крытые рынки. Их непростая структура включает в себя компактные лавочки с навесами, которые располагаются в строю длинной улицы.

Историю арабской архитектуры можно условно разделить на 4 этапа:

1. доисламский период (до 7 в. н.э.), когда на земли арабов оказывали влияние ныне исчезнувшие соседние империи; основным отличием является наличие языческих элементов, которые запрещены последней религией;

2. исламский – особое внимание уделялось строительству мечетей, медресе и административных зданий; наблюдается совершенствование государственного строя и улучшение инфраструктуры крупных населенных пунктов;

3. османский – действовал по большей части в Сирии, Ираке, Ливане, Саудовской Аравии и Палестине; после него надолго осталась мода на турецкий стиль, который наблюдается в некоторых районах и по сей день;

4. современный (начало 20 века – нынешнее время) – отличается слиянием с западными модными направлениями и применением новейших технологий Европы, Америки и Дальнего Востока.

Кроме того, архитектура сегодняшнего дня приобрела новое консервативное направление – возвращение к истокам, к классическому арабскому стилю, который пережил период расцвета после ниспослания откровений Корана. Это связано и с освободительным движением арабов, желающих создать самостоятельное крепкое государство. С развитием отрасли туризма началась широкомасштабная постройка гостиниц и развлекательных комплексов, к которым привыкло современное европейское население.

Одними из самых известных примеров архитектуры Арабского Востока являются «Масджид аль-Харам» (главная святыня мусульман), «Бурдж-Халифа» (самое высокое здание в мире), мечеть «аль-Азхар», ворота Дамаска, Каирский музей, дворец «Монтаза», мавзолей Зубайды, касба «Айт-Бенхадду» и многие другие. Зачастую архитектурные объекты окружены пышной экзотической растительностью и фонтанами, куда приходят отдохнуть и ощутить присутствие частички природы.

Арабская цивилизация хорошо известна как одна из наиболее оригинальных и высокоразвитых в культурном уровне цивилизаций на планете - достаточно вспомнить хотя бы то, что в культуре повседневного быта и в точных науках арабский мир в Средние века находился далеко впереди Европы. И это тем более поразительный факт, если учитывать, что арабская культура во многом появилась как бы без корней, ниоткуда. Взять хотя бы арабскую архитектуру - ведь до принятия ислама архитектура у кочевых арабских племен находилась на зачаточном уровне. Понадобилось всего несколько веков военных завоеваний, чтобы на основе заимствований арабским миром была создана собственная уникальная архитектура.

Архитектура на религиозном фундаменте

Возникновение, укрепление и распространение самобытной арабской цивилизации непосредственно связано, как известно, с появлением и развитием такой религиозной системы, как ислам. Собственно, ислам и стал двигателем практически всех сторон жизни арабской цивилизации, в том числе и архитектуры. Арабская архитектура на стадии своего зарождения появилась в связи с необходимостью сооружения священных зданий, мечетей. Не имея собственной богатой традиции возведения масштабных и долговечных зданий, арабы позаимствовали саму схему и во многом методику строительства сооружений для религиозных нужд из Ирана.

Арабская мечеть, то есть большое здание с купольным сооружением в центре, имеет явное иранское происхождение. По планировке мечеть имеет две части: обширный двор с колодцем для ритуальных омовений и непосредственно молельня. Двор окружен колоннадой, а со стороны, обращенной к Мекке, к нему примыкает молельня в виде обширного пространства, разделенного рядами колонн, с нишей в стене, где хранится Коран. Основание купола опирается на четыре стены основного квадратного объема и на небольшие арки, перекинутые в угловых частях. Формы арок в архитектуре арабов были различны, наиболее распространены были подковообразная, стрельчатая однолопастная или трехлопастная. Снаружи основного здания возводятся высокие минареты, с которых верующих созывают на молитву.

Здания прямоугольной формы со стрельчатыми арками, наиболее часто используемые для возведения мечетей и иных зданий духовной направленности (например, медресе - духовные училища), получили название пештак. Также традиционно популярны айваны, сводчатые здание из четырех стен, открытые только с одной стороны. Главным строительным материалом арабской архитектуры являлся обожженный кирпич, реже разные породы камня (песчаник, известняк). В качестве вспомогательных материалов использовали дерево, тростник, гипс, поливную керамику (майолику или фаянс). Мрамор использовался реже, например, для небольших колонн, поддерживавших своды, и чаще всего в тех регионах арабского мира, которые в силу географического положения испытывали наиболее сильное европейское влияние (Северная Африка, Испания).

В будущее благодаря традициям

Однако представление о том, что арабская архитектура это исключительно прерогатива религиозных построек, не совсем верно. Да, главные творческие силы арабской мира были направлены на прославление Аллаха любыми способами, в том числе и архитектурными. Но и гражданская архитектура в арабской цивилизации благодаря векам развития достигла немалых высот. Сооружения этого типа по планировке во многом повторяли концепцию мечетей, это правда, однако они всегда вносили функциональные изменения. Жилые дома имели центральный двор с арками вокруг и фонтаном посредине, причем почти всегда имели один этаж и не имели окон, выходящих на улицу. Зато почти всегда арабский жилой дом зажиточного человека имел сад, несмотря на преимущественно засушливый климат. Арабские инженеры и архитекторы достигли непревзойденных высот в плане строительства гидротехнических сооружений: крытых резервуаров, водопроводов, фонтанов, ирригационных систем и так далее. В городах улицы делались узкими, чтобы в тени домов прохожие могли укрываться от жары. Зачастую отдельные городские кварталы были отделены друг от друга стенами с воротами - в первую очередь для создания эффективной системы обороны в случае вооруженного нападения на город.

Современное развитие арабской архитектуры, по мнению исследователей, во второй половине прошлого столетия было осложнено слишком сильным влиянием западных архитектурных стандартов. Специалисты выделили четыре основные направления этого процесса:

  • следование в русле «международного стиля»;
  • формальная стилизация сооружений европейского типа арабскими мотивами;
  • использование стилевых мотивов арабской архитектуры в соединении со средствами современной архитектурной стилистики;
  • творческое использование традиционных типов арабского зодчества с учетом достижений современной техники.

При этом многие ученые с оптимизмом смотрят в будущее самобытной арабской архитектуры, усматривая сохранение и возможность дальнейшего активного использования таких концептуальных ее принципов, как, например, преобладание пространственного мышления над объемным, ограничение и художественное модулирование светового потока, специфический «южный» урбанизм, сформировавшийся под влиянием родственно-племенного расселения и сухого жаркого климата, а также многие другие.

Александр Бабицкий


Малая Азия - это гористая область с достаточным количеством дерева, и камня. Деревянная колонна, стоящая на каменном цоколе становится здесь главным архитектурным элементом.

В верхней части укрепленных городов (укрепления имели и отдельные кварталы) располагался дворец, к которому вели лестницы и рампы. Толстые городские стены имели двойные ворота. Постройки, как правило, были несимметричные, но основаны на прямоугольной планировочной схеме.

Многое из созданного архитекторами Хеттской державы отражало влияние крито-микенской культуры и, в свою очередь, воздействовало на нее. Прообраз Львиных ворот Микен можно обнаружить в руинах хеттской столицы Хаттушаш; на территории хеттов складывается зал типа мегарон - ведущая тема развития греческой храмовой архитектуры.

Огромное влияние на становление греческой и римской архитектуры оказали постройки финикийцев: город - остров Тир, порт и крепость Карфаген.

В начале первого тысячелетия до н. э. распалась Хеттская держава и образовалось несколько мелких государств: Ликия, Кария, Лидия и др. В Ликии сохранились характерные лицевые фасады скальных гробниц, которые размещались одна над другой в несколько этажей и по формам воспроизводили элементы построек с деревянной конструкцией. Сохранились и отдельно стоящие монолитные сооружения погребального характера.

Финикия

Финикия занимала узкую полоску земли между Средиземным морем и Ливанскими горами. Финикийцы - замечательные мореплаватели и умелые торговцы, обживали и более отдаленные участки побережья Средиземного моря, вплоть до Испании и Марокко.

Вступая в торговые контакты с многими народами, финикийцы перенимали и элементы их архитектуры . В связи с этим их собственная архитектура приобретает смешанный характер.

Исторически важным элементом финикийской архитектуры стала капитель с волютами, найденная на Кипре, формы которой позже были переняты греками и стали образцом для создания ионической капители.

Используя прекрасную древесину ливанских кедров и бронзовые крепи отличного качества, финикийские мастера приобрели широкую известность.

Им было поручено осуществление самых ответственных работ при строительстве храма Соломона в Иерусалиме.

Персия

История культуры в этой области начинается уже в пятом тысячелетии до н. э. и, очевидно, находится во взаимосвязи с развитием культуры Месопотамии. Как и в Малой Азии, на Иранском плоскогорье было много камня и дерева, что и определило характер местной архитектуры , которая, несмотря на египетское, ассирийское и греческое влияния, сохраняла своеобразные черты.

Период наивысшего расцвета персидского искусства, самого молодого на древнем Востоке, приходится на времена династии Ахеменидов и длится относительно недолго (200 лет), начиная с середины VI в. до н. э., когда создается могущественное персидское государство.

В жизни персов, обожествлявших огонь, воздух, воду и землю, храм не играл такой роли, как, например, у египтян. Здесь были лишь небольшие, похожие на башни квадратные в плане храмы, построенные из обработанного камня и украшенные зубчатым рельефом.

Царские гробницы стоят на природе, вдали от городов. Таков мавзолей, относящийся к VI в. до н. э. Это прямоугольное сооружение, поставленное на постамент из семи ступеней и имеющее завершение в виде двускатной крыши, принято считать гробницей царя Кира.

Сохранились и царские скальные гробницы недалеко от Персеполя. Примером может быть гробница Дария I, лицевой фасад которой, высеченный на скале, воспроизводит входной портик дворца.

К наиболее значительным архитектурным памятникам того времени относятся города и царские дворцы, напоминающие города и дворцы ассирийцев, более просторные, привольно раскинувшиеся.

Чрезвычайная затесненность месопотамских городов имеет простое объяснение: при огромной урожайности поливных земель (урожай "сам 60" был нередок) каждая сотка земли приобретала чрезвычайную ценность. Как показывают исследования последних десятилетий (включая специальную аэрофотосъемку), за исключением цитадели и храмовых комплексов, территория собственно города и пригорода с его садами и маленькими полями фактически сливалась в единое целое.

Колонны дворца в Персеполе имеют высоту до 20 м, а капитель достигает по высоте 5,5 м. Стройная колонна со сложной по форме капителью - типичный элемент фасада и интерьера дворца. Ствол колонны имеет каннелюры, базе придана форма колокола. Капитель завершается скульптурным изображением двух быков. Форма капители и большое расстояние между колоннами свидетельствуют о том, что на них опирались деревянные балки перекрытия.

Масштаб дворцовых комплексов, сооружаемых на приподнятых террасах с широкой лестницей, соразмерен с большим внутренним залом. Характерными являются кажущиеся бесконечными ряды колонн, придающие фасадам и внутренним пространствам ритмическую структуру, подчеркнутую длинными горизонтальными линиями обрезов перекрытий - антаблементов.

Архитектурные традиции Индии

Идеальная схема индийского храма складывается из больших, сгруппированных вместе четырехугольных дворов, окруженных стенами с монументальными воротами (торана), ведущими на четыре стороны света. В центре располагалось святилище - храм с пирамидальной крышей, а рядом с окружающими комплекс стенами - второстепенные постройки.

Размещение отдельных зданий и сооружений отвечало индийским представлениям об устройстве мира - земля, со всех сторон окруженная океаном, символом которого была система бассейнов, окружавших храм. Ограждающие стены символизировали горы, а святилище выражало собой космическую вершину мира.

Своими размерами и разнообразием хозяйственной жизни храм напоминал город. Здесь жили священники, торговцы, служащие при храме, танцовщицы, музыканты. Толпы паломников посещали храмы. При наиболее посещаемых храмах работало до 20 тысяч людей различных профессий.

Кроме храмовых сооружений создаются вырубаемые в скалах святилища (чайтья) и монастыри (вихара). Чайтья, видимо, относятся к ранним типам архитектурных сооружений . Они имеют характерную арку на фасаде и колонны с базами в форме луковиц и капителями в форме колокола. Вихара обычно включает квадратный в плане зал, к которому примыкают кельи монахов. Вход в монастырь строился в виде многоколонного портика.

Оба типа сооружений со временем развивались и видоизменялись. Оформление колонн постепенно становится все более богатым, капители украшаются скульптурной композицией. На фасаде имелись большие по высоте фризы, а все стены были расписаны и украшены рельефами.

Когда-то имевшее простой план и скромное оформление святилище постепенно превращается в сооружение с необычно пышным убранством. К наиболее интересным с архитектурной точки зрения относятся скальные храмы, иногда имевшие и несколько нефов, созданные в период со II в. до н. э. до VII в. н. э.

Очень интересна с архитектурной точки зрения так называемая "ступа", выросшая из простого холмообразного надгробия. Постепенно ступа превращается в монументальный памятник - свободно стоящее сооружение из камня и кирпича. Сначала это были простые постройки без украшений в форме, символизирующей перевернутую миску Будды, служившую для сбора подаяний. Они имели вид полусферической тарелки или сплющенного купола, стоящего чаще всего на цилиндрическом основании.

Ступа была окружена оградой с четырьмя монументальными воротами. С течением времени ступы получают все более богатое архитектурное и скульптурное оформление. Примером могут служить ступа в Санчи, одна из наиболее древних (III в. до н. э.), ступа в Бхархуте и наиболее известная ступа Боробудур на Яве. На последующее развитие индийской архитектуры большое воздействие оказал ислам, под влиянием которого ее характер претерпел изменения, обогатив ее новыми формами дворца и мавзолея.