Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Аргументы на тему: Месть и великодушие в романе «Преступление и наказание. Правда Сони Мармеладовой. История жизни, судьба и милосердие героини романа "Преступление и наказание" Сони Мармеладовой

1. Всеобщая подверженность к состраданию.

2. Испытание через страдание.

3. Ответственность за людей страдающих.

Во все времена русскому человеку было присуще такое душевное качество, как сострадание. Именно поэтому у народа на протяжении веков складывалось особое отношение к людям страдающим, особенно обиженным природой, с телесными изъянами. Именно к ним окружающие относились с некоторой долей жалости, сочувствия и одновременно снисхождения. Отсюда и почти любовное отношение к юродивым, карликам, «божьим» старушкам. Обидеть такого человека считалось великим грехом. Более того, раньше верили, что помощь страдающему уже сама по себе влечет за собой искупление даже самых тяжких грехов. Возможно, именно поэтому в XIX веке во многих богатых семьях содержались так называемые приживалки и приживалы.

Стремление освободиться от грехов могло даже такую скупую душу, как героиню романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» Арину Петровну, подвигнуть накормить подобную несчастную душу. Удивительно и отношение русского человека к самому страданию, которое воспринимается как испытание на пути к душевному очищению. Безусловно, подобная черта характера русского народа не могла остаться без внимания у писателей, поскольку человеческие чувства и душевные порывы интересовали литераторов во все времена. По-разному затрагивается эта проблема в художественных произведениях. Писатели далеко неодинаково понимали и воспринимали значение переживаний, духовных метаний и мук для формирования определенного мировоззрения человека. Однако большинство все же приходили к выводу, что без некоей доли страдания и возникновения сострадания к живым существам невозможно вообще формирование нормально гармоничной личности.

Безусловно, одним из первых исследователей этого русского феномена явился великий писатель Ф. М. Достоевский, который в своих литературных произведениях постарался обратить внимание читателей не на телесные, а на духовные страдания простого человека.

В романе «Преступление и наказание» замечательно был создан образ Сонечки Мармеладовой. Девушка, страдающая и одновременно обладающая ярко выраженной склонностью к состраданию вынуждена торговать своим телом, жить в грязи, ради определенного благополучия своей семьи. Однако, несмотря на физическую грязь, она способна сохранять в себе самое чистое - свою светлую душу. Соня воспринимает свою жизнь как испытание, которое необходимо пройти со смирением и с божьим словом на устах. Практически все герои произведений Достоевского подвергаются этому великому испытанию через страдание. Иногда складывается впечатление, что Михаил Федорович просто не понимает и не замечает людей, которые не умеют страдать и сами не испытывают тяги к состраданию, поскольку именно эти два взаимосвязанных чувства являются своеобразным мерилом человеческой святости и подлости. Герои Достоевского, страдая и мучаясь, каждый, по-своему раскрывается перед читателем. Причем не всякий способен выдержать это испытание. Страдание толкает Раскольникова на тяжкое преступление - убийство старухи-процентщицы, Мармеладов, не выдержав его, пристращается к алкоголю. Однако чаще всего страдание на самом деле очищает, как-то возвышает человека. Так, к примеру, притеснитель и яростный поклонник Дуни Свидригайлов под действием страдания от неразделенной любви, наоборот, начинает совершать добрые, казалось бы, не свойственные ему поступки. Он сознательно отказывается от брака с совсем юной девочкой, оставляя ей деньги и пресекая желание ее матери повыгодней «продать» дочь. Активно хлопочет по поводу устройства детей Катерины Ивановны после смерти их матери в приличные учебные заведения и оставляет им свои деньги.

В итоге и Раскольников посредством страдания, а также сочувствия и любви к Соне, пересматривает свои жизненные установки, отказывается от своей губительной теории. Таким образом, страдающие люди просто нуждаются в сострадании окружающих. Достоевский как нельзя лучше показал, что многие, попадая в тяжелую ситуацию, уже не способны сами верно оценить обстановку и защитить себя от превратностей действительности. Именно поэтому они еще в большей степени должны рассчитывать на поддержку и понимание родных и близких. Только в этом случае возможно их возрождение и возврат к нормальной жизни. Это хорошо понимает Катерина Ивановна, когда, не раздумывая, бросается защищать Соню, обвиненную Лужиным в воровстве. Ее личная трагедия только обостряет в ней чувство справедливости и сострадания. Мачеха не верит в виновность Сони, даже в тот момент, когда деньги обнаруживаются в кармане у девушки. По мнению писателя, страдание искупает любую вину и одновременно способно задеть за живое даже самого жесткого человека. Это прекрасно показывают герои другого русского писателя А. С. Пушкина. Бедственное положение Маши, главной героини романа «Капитанская дочка», не могло не тронуть даже такое озлобленное и закаленное сердце, как у Пугачева. Он, испытывая чувство сострадания к девушке, потерявшей родителей, находящейся в заключении у своего бывшего поклонника, сумел простить обман. Атаман отпускает ее и Гринева с миром. Сострада» ние, трепетное отношение к чужому страданию нередко способно охладить даже самую непримиримую ярость, вызвать сочувствие к неприятелю. Так это чувство побудило генерала Миронова остановить пытку башкирца - посланника Пугачева. Бедственное состояние гонца вызывает сочувствие у окружающих: жалкая сгорбленная фигура, отсутствие ушных раковин, носа и языка. На Гринева внешний вид башкирца произвел удручающее впечатление. Он делает вывод, что какое бы преступление не совершил этот человек, он не должен быть наказан таким варварским образом. Часто страдание выступает не только испытанием для самого терпящего бедствие, но и для окружающих его людей. При этом каждый по-разному способен откликнуться на подобное положение близкого или знакомого: кто-то постарается восстановить справедливость, кто-то предпочтет остаться в стороне, а кто-то не воспользуется сложившейся ситуацией и извлечет для себя какую-нибудь выгоду.

Лужин, например, прекрасно знает, что Дуня не любит его, идет замуж только от безвыходного положения, да и он в своем выборе руководствуется не чувствами, а определенным расчетом. Однако это совершенно не останавливает его, он до последнего строит планы по поводу воссоединения с девушкой. Швабрин, воспользовавшийся смутным временем, и беззащитностью своей возлюбленной, запирает Машу в светлице, принуждая ее выйти за себя замуж.

А Порфирий Головлев, главный герой романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», совершенно не чувствует своей вины, когда прибирает к рукам деньги братьев и матери. Таким образом, каждый из героев, воспользовавшись чужим горем, проявляет себя и далеко не с лучшей стороны. Лужиным движет себялюбие и стремление к власти над более слабым. Швабрин старается отомстить за уязвленное самолюбие. Головлевым овладевает чувство жадности и стяжательства. Однако как бы не поворачивался сюжет, каждый несет определенную ответственность за того, кто находится рядом, и испытывает страдание. Отсутствие сочувствия к таким людям непременно карается по заслугам. Ни один из выше перечисленных обидчиков не находит ни счастья и ни успокоения в своей жизни. Тяжесть от содеянного тяжелым грузом оседает у них в душах. Лужин отвергнут. Швабрин предается правосудию, а его клевета, возведенная на Гринева, успешно опровергается. Порфирий Головлев вынужден остаток жизни провести в одиночестве. Испытывая чувство вины, он ночью старается добраться до могилы матери и замерзает на дороге.

То есть отсутствие сострадания к другим людям делает человека духовно беднее, разрушает его личность и навлекает на него всевозможные беды.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Объективная действительность в романе.
2. Нравственная чистота Сони.
3.Любовь Сони и Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является в какой-то степени великим учебником жизни. Где еще можно обнаружить подобный накал страстей, где еще герои обнажают все самые тайные уголки своей души и где так правдиво и сурово показана человеческая действительность.

Соня Мармеладова, одна из главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не рассматривает людей с точки зрения интеллектуального мудрствования, для нее каждый живущий нужен и ценен для Бога, а значит, и для жизни. Возможно, как испытание ей дается любовь к человеку, чьи рассуждения в начале книги звучат прямо противоположно.

Родион Раскольников, нищий студент, доведенный своим незавидным положением до отчаяния, разрабатывает целую теорию, согласно которой, каждый в таком несовершенном обществе, так или иначе, является преступником. Мир несовершенен и жесток, а значит, каждый человек вправе диктовать ему свои условия, хватило бы жизненных сил и стойкости. В соответствии с этим происходит деление на «право имеющих» и «вошь». Как любой порывистый юноша, Раскольников стремится доказать, и прежде всего самому себе, что относится именно к категории сильных мира сего. Поэтому поступок Родиона нельзя считать действием спонтанным и необдуманным. Он вынашивает свою идею в течение нескольких недель. Подготавливая убийство старухи-процентщицы, молодой человек искренне уверен, что принесет этим только благо окружающим. В убийстве никчемной старухи проявляется бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Но часто жизнь вносит свои коррективы в ход событий: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть».

Избавляясь от невольного свидетеля, Раскольников убивает и родственницу старухи, а с нею и ее еще не рожденного ребенка. Молодому человеку невероятно везет: он практически незамеченным покидает место преступления. Родион так и не смог переступить через себя и воспользоваться вещами убитой им процентщицы, более того, ее душу начинают терзать сомнения, он вдруг понимает, что не сможет дальше жить с этим грузом. Ему нужно обо всем кому-то рассказать. Доверенным лицом выступает Соня, которая и верит, что только искреннее раскаяние поможет возлюбленному возродиться к жизни: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Ругая себя за малодушие, Раскольников все же приходит в полицию с повинной. Убийство старухи и ее сестры полностью «отрезает» главного героя от прошлого. Новое осознание свершенного приводит к тому, что Родион, чувствуя себя самым жалким и ничтожным человеком на свете, не решается даже обнять сестру и мать при встрече. Соня Мармеладова является полной противоположностью Раскольникова. Ее образ вобрал в себя идею Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Жертвуя ради семьи своей девичьей честью и достоинством, девушка вынуждена торговать своим телом. Она не может по-другому прокормить свою мачеху и сводных сестер и брата. Пребывая в «грязи физической», она тем не менее сохраняет свою нравственную чистоту. Соня покорно смиряется со своей несчастной долей. Выпавшее ей страдание только укрепляет ее веру. Девушка уверена, что Бог не допустит, чтобы ее маленькие сестры подверглись той же участи. Здесь как нельзя сильно проявляется стремление, а главное готовность Сони к самопожертвованию. При этом ее душа и сердце не ожесточаются. Она не прячется в своей обиде на судьбу и открыта добрым людям и поступкам, возможно, еще более чем раньше. Девушка не отталкивает своего непутевого пьяницу-отца, из-за которого во многом именно так сложилась ее судьба, и даже иногда дает ему деньги. Она с жалостью относится к мачехе и ее детям, понимая, насколько тяжело им приходится в этом мире.

Соня готова протянуть руку всякому, кто обратиться к ней за помощью. Возможно, именно поэтому она так близко сходится с богобоязненной и безотказной Лизаветой, вместе с ней читая строки священных книг. Безусловно, окружающие не могут не заметить нравственную чистоту девушки. Именно поэтому так неистово заступается за Соню мачеха, когда Лужин обвиняет девушку в воровстве. Она, понимая всю низменность натуры несостоявшегося Дуниного жениха, заявляет о том, что он и мизинца ее не достоин. Катерина Ивановна, возможно, более других знает, на какую великую жертву пошла ее падчерица ради чужих детей, и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Раскольников, слушая рассказ своего случайного знакомого Мармеладова, заочно проникается к Соне сочувствием и симпатией. Даже у закоренелых преступников в остроге девушка вызывает только светлые чувства, хотя ничего специально и не делает для этого. Несомненно, она бесконечно далека от рассуждений Родиона о человеческой роли в существующем обществе. Она цельная натура и воспринимает окружающий мир как что-то гармонично единое, где каждое существо находится на своем месте. И над всем этим стоит только один судья и защитник — Господь. Она недоумевает, выслуживая рассуждения молодого человека: «Это человек-то вошь?»

Для нее человек — это создание Божье, и только Бог может распоряжаться его судьбой. Узнав о преступлении Родиона, девушка не обижается на него за смерть подруги, она проникается к нему сочувствием, видя, как тяжело этому человеку нести в своей душе такой грех. Соня, воспринимающая несправедливые законы этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище, жалеет молодого человека: «Что это вы над собой сделали?» Она упрашивает его пойти на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не может оттолкнуть главного героя, поскольку чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Анализируя другие поступки молодого человека и веря, что Родион по сути своей человек не злой (отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника), Соня понимает, что ее новый знакомый просто запутался. А преследующая его идея — это что-то вроде болезни, которая, как любой другой недуг, рано или поздно обязательно пройдет. Девушка любит Раскольникова, и всей своей душой жаждет его выздоровления. Она чувствует, что, только раскаявшись, ее возлюбленный может обрести покой и гармонию в этой жизни. После окончания романа в эпилоге Достоевский кратко рассказывает читателям о дальнейшей жизни главных героев. Безусловно, внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за своим возлюбленным на каторгу. Родион долгое время не чувствует своей вины, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Его болезнь стала тем переломным моментом, который определил все его дальнейшее мироощущение и миропонимание. Серьезное душевное внутреннее противоборство происходило в Раскольникове, когда тот метался в бреду. Ему чудилось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Эти вредные существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, насколько они подвержены заражению, многие уже просто больны, считая свое мнение самым верным. Родиону казалось, заболевший сам начинает убивать, пожирать окружающих. Преодолев болезнь, молодой человек чувствует свое обновление. Его пугает весть о плохом состоянии здоровья Сони.

Он стремится увидеть ее. Убедившись, что девушке ничего больше не угрожает, Родион вдруг осознает, что любит ее. Он понимает, сколько страданий из-за него перенесла эта маленькая хрупкая девушка. В порыве нахлынувших чувств Раскольников бросается к ее ногам и плачет. К нему приходит и раскаяние за все содеянное, что приносит ему духовное облегчение, и позволяет возродиться к новой жизни. Немалая заслуга в этом именно Сонина. Ее самопожертвование и доброта принесли свои плоды.

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Л.Н.Толстой

Милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности. "Преступление и наказание" - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека - под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион - мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: "Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..". герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и "в болезни и при плаче детей не евших", а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами - этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям "нельзя оставаться детьми". Герой втолковывает испуганной Соне: "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!.." О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка

Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, "скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание"

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Л.Н.Толстой

Милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности. "Преступление и наказание" - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека - под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион - мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: "Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..". герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и "в болезни и при плаче детей не евших", а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами - этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям "нельзя оставаться детьми". Герой втолковывает испуганной Соне: "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!.." О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка

Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, "скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,
И от белых стай
Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! «Добро помни, а зло забывай», «Доброе дело два века живет», «Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души», - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта – это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Появление романа «Преступление и наказание» явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета – драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности.

«Преступление и наказание» - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя – страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление – лишение жизни другого человека – под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион – мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: «Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..». герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается «преступить» нравственный закон – убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание – вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мареладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и «в болезни и при плаче детей не евших», а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами – этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям «нельзя оставаться детьми». Герой втолковывает испуганной Соне: «Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!..» О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу «все дозволено», но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным.

Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. «Сонечка, Сонечка Мармелладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!» - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного «ненасытимого» сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, «скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает», собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание.

Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он – «тварь дрожащая» и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.