Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Аргументы егэ выбор жизненного пути. Аргументы для сочинения ЕГЭ – большая коллекция. Гуманное отношение к человеку

По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Тема патриотизма.

Юного Петю Ростова по праву можно назвать настоящим патриотом. Уходит на войну совсем юным, но считает себя счастливым, ведь он рад служить Отечеству. «Сегодня самый счастливый день в моей жизни: Я могу послужить Отечеству»,- говорит он, попав на войну.

Проблема ценности человеческой жизни.

Андрей Болконский после смертельного ранения под Аустерлицем, понимает, что заблуждался в выборе жизненного кумира – Наполеона. Переосмысливая свою жизнь заново, герой понимает, что главная ценность – это и есть сама жизнь, а не честолюбивые помыслы.

2.Жизнь человека – главная ценность. Это понимает Андрей Болконский после тяжелого ранения, под Аустерлицем. Под небом Аустерлица, в душе происходит перелом. На мечты о славе, добытой на поле боя, Болконский смотрит как на глубокое заблуждение. Кумиром молодого поколения начала 19 века был, несомненно, Наполеон. Но перед лицом смерти А.Б. понимает, что теперь Наполеон перестал быть для него героем: « …он казался маленьким ничтожным человеком»

Проблема крепких семейных устоев.

Семья Ростовых является образцом крепкой здоровой семьи, где царят атмосфера мира, согласия и любви. Здесь почитают и уважают старика Ростова. А Наташа Ростова доверяет все свои сокровенные мысли своей матери. В этой семье заложен крепкий нравственный стержень. Семья Ростовых воплощает истинно русский дух и черты национального характера.

Проблема войны как народного бедствия. Проблема общности чувств у разного поколения

Уже в самом названии романа-эпопеи Толстого отражены две противоположные нравственно-философские категории. Автор осуждал войну как явление, противоестественное природе человека, несущее смерть, страдания, разрушения. Писатель призывает людей к единению во имя мирной счастливой жизни. Герои романа Пьер Безухов, Андрей Болконский понимают, что война ужасна, люди рождены для мирной и счастливой жизни.



Тема самопожертвования

Проблема сохранения лучших качеств души. Отношение к роскоши.

Наташа Ростова вовсе не блещет красотой, как Элен Курагина, но очаровывает всех своей детской непосредственностью, добротой. Перед ее обаянием устоять просто невозможно, поэтому Андрея Болконского наконец-то посещает то божественное чувство платонической любви, искреннего чувства к Наташе.

Когда все светское общество Москвы пыталось хоть как – то спасти собственное имущество, Наташа вместе с отцом решила отдать 30 подвод для раненых, чтобы вывезти их из Москвы. На этих же подводах должны были вывезти состояние семьи Ростовых. Хотя Наташа прекрасно понимала, что, лишившись состояния, обрекала себя на полное разорение. Героиня проявила лучшие качества души.

Проблема личности в ключевых моментах истории .

Талант русского полководца Кутузова сыграл важную роль для достижения победы над врагом. Знание народа, близость к нему помогают принимать правильные решения. Отличные способности военного стратега, тактика, личный пример: он всегда находится в центре сражений, свидетельствуют о его неоспоримой роли в ключевых моментах войны 1812 года. Талант полководца проявляется в Бородинском сражении.

Тема связи поколений. Торжество жизни добра и правды

В эпилоге романа Толстой утверждает торжество живой жизни, добра и правды. Об этом свидетельствует сон Николеньки Болконского. Сын мечтает вырасти достойным своего отца – Андрея Болконского. Сон Николеньки свидетельствует о непрерывном течении времени: на смену отцам подрастают дети.

Тема роли народа в истории. Роли народа в войне.

Герои из народа – простые люди, носители лучших качеств, подлинные творцы истории. Именно партизанское движение ускорило приход победы. Долохов, Денисов и многие другие представители простого народа проявили бойцовский дух, героизм. Победа над Наполеоном- результат единения народа. Простые люди, носители лучших гражданских качеств и есть подлинные творцы истории.

А.П.Платонов.

Проблема выбора жизненного пути. Смысла жизни, назначение, призвание.

Герой рассказа Платонова «В прекрасном и яростном мире» машинист Александр Васильевич Мальцев - лучший первоклассный механик знает и любит свою профессию. Даже после того, как герой ослеп, он не продолжает мечтать вернуться к своему любимому делу. Герой испытывает радость, когда вновь приступает к делу всей своей жизни:вождению тепловоза. Он настолько хорошо знает свое дело, что и слепым знает дорогу наизусть. В итоге происходит чудо: герой прозревает, благодаря тому, что вернулся к любимому делу.

« Песчаная учительница» (проявление лучших качеств души, энтузиазм, самоотверженность). Смысл жизни, назначение.

1 .Яркий образ героя-энтузиаста – молодой учительницы- Марии Нарышкиной мы видим в рассказе А.Платонова «Песчаная учительница». Героиня живет и трудится в степном селе. Здесь очень сложно что-то вырастить вообще, но она пытается развести сад. Вместе со своими учениками она озеленяет пустыню. Такие люди, как Мария Нарышкина приходят в мир, чтобы украшать Землю и приносить людям счастье.

2. Символом «уродливой» футлярной жизни. Подчиненной узкой нелепой цели становятся герои чеховской трилогии. Их быт разрушителен и мелочен. Всему виной их косность, инертность, духовная слепота. В людях замерло все живое, доброе, вечное.

Рассказ «Крыжовник» Чехова. Николай Иванович много лет выполнял обязанности мелкого чиновника ради одной мечты:приобрести имение, где бы рос крыжовник. Чехов негодует против сытых довольных людей «человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где бы он мог проявить все свойства и особенности своего свободного духа»

В рассказе «О любви» А.п.Чехова как ни гуманны, как ни разумны были соображения Алехина, боявшегося разрушить семейное счастье Анны Алексеевны, взять на себя ответственность за дальнейшую судьбу, в итоге понимает, что все было ненужно, мелко и обманно и мешало им любить друг друга. «Я понял, признается герой, - что, когда любишь, не нужно рассуждать вовсе». Основная мысль рассказа в том, что человек должен стремиться к содержательной жизни, которая не бывает в мире с покоем и личным счастьем.

Тема самопожертвования. Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности)

Тема самопожертвования. Скромности Рассказ «Юшка» А.П.Платонов. Главный герой Юшка помогает бедной девочке сироте получить образование и найти свое призвание в жизни, получить профессию врача. Для этого Юшка жил скромно и экономил, чтобы отложить средства для успешного будущего девочки. Никто в селе об этом не знал, ведь он никому об этом не рассказывал.

Проблема Нравственного выбора: проявить жестокость или простить? Проблема жестокого отношения к обездоленным людям. Отсутствия терпимости (толерантности). Проблема дефицита нравственности. Милосердия и любви ко всему живому. Добро и зло

Рассказ Платонова «Юшка»

В селе все не любили Юшку за его равнодушие к нанесенным ему обидам., за отсутствие жестокости, беспомощность и терпимость. Жестокие условия сделали окружающих беспощадными, черствыми и жестокими. Ведь жестокость порождает жестокость. И тогда люди стали относиться жестоко и беспощадно к более слабым и беззащитным, чем они, к таким, как Юшка. Но Юшка никогда не отвечал жестокостью на причиненные обиды, в этом и заключались его нравственная сила и превосходство.

«На заре туманной юности» сострадание, соучастие, проявление и сохранения лучших качеств души.

В рассказе А. Платонова «На заре туманной юности» главная героиня, оставшись сиротой, не падает духом, а пытается выжить в суровом мире. Она учится в вечерней школе и работает. Юная героиня помогает растить бедного мальчика, сироту Юшку. Этот мальчик называет ее своей мамой. Несмотря на сложную трагическую судьбу, героиня сохраняет лучшие качества своей души, проявляет самопожертвование, заботу к более беззащитному и слабому. Она проявляет добро и сострадание.

Рассказ «Возвращение» Трагическая судьба народа после войны. «Раннего взросления детей военной поры.Утраченного детства

Капитан Иванов, убыв из армии по демобилизации, возвращается домой. Дома его ждут жена с детьми: сыном - Петрушкой и дочерью Настей. Узнав, что его жена однажды изменила ему, и, заметив, что дети повзрослели: сын вполне может по хозяйству выполнять мужскую работу, Иванов собирает вещи и уходит из дома. Он решает покинуть семью на поезде. Из набирающего скорость вагона, Иванов видит бегущих детей. Они, спотыкаясь и падая, бегут вдоль рельсов за поездом. Чтобы догнать и вернуть своего отца. Иванов понимает, что он дома нужен и выпрыгивает из поезда навстречу Петрушке и Насте.

Утраченного детства. У детей Петрушки и Насти нет даже игрушек. Самая большая радость для Настеньки книжка, которую она бережет. У ребят нет детства, они уже взрослые и это ужасно, когда ребенок не умеет радоваться, лишен развлечений и других счастливых моментов детства. Вернувшись с войны, отец не узнает своих детей. Они вполне самостоятельные и выполняют работу взрослых. Они привыкли экономить: недоедать, откладывать дрова и т.д. Самое страшное это когда дети рано взрослеют или как на войне сразу утрачивают пору детства.

Иван Алексеевич Бунин.

На протяжении многих десятилетий писатели и философы всего мира задавались вопросом смысла жизни. Так и в философской притче Ф.Кривина поднимается важная проблема выбора жизненного пути.

Рассуждая над данной проблемой, автор воплощает образы главных героев в двух камнях, у которых совершенно разные судьбы. Кривин говорит о том, что в начале они были дружны, но потом случился шторм, который разделил давних друзей. Теперь, каждый из них выбрал собственную жизненную позицию. Первый камень избрал сложный путь, он бросил вызов судьбе и совершенствовался с каждым днем, в итоге превратившись в кремень: «Он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно».

Другой же, «уцепившись за глиняную корягу», спасся и не жил, а, подобно комьям глины, существовал в бездействии и сытости.

Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом: невозможно жить полной жизнью, оставаясь на одном месте и никак не развиваясь. Необходимо постоянно совершенствоваться, узнавать и открывать для себя что-то новое каждый день.

Рассуждая над данной проблемой, невозможно не вспомнить произведение И.А.Гончарова «Обломов». Главный герой романа не обделен умом, однако он не прилагает никаких усилий для того, чтобы реализовать собственные способности. Это приводит к тому, что Обломов так и не сумел до конца воплотить свои мечты в реальность, лень не позволила ему этого сделать.

Еще одним подтверждением данной мысли является произведение А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой получил типичное для своего времени образование, его охотно принимали в светском обществе. Однако Онегин чувствовал, что такая жизнь его не устраивает, он не видел в ней смысла. Он пытался вырваться из бездуховного общества, однако любовь к свободе, независимость, нежелание упорно трудиться привели главного героя к полному одиночеству. “Охлажденный ум” героя остался невостребованным обществом, и его жизненный путь вел в тупик, в бесперспективность, в безысходность. Таким образом, обладая всеми необходимыми возможностями, Евгений Онегин не смог реализовать себя и выбрать собственный верный жизненный путь.

В заключение мне хотелось бы сказать, что прочитанный текст заставил меня еще раз задуматься о том, что есть смысл жизни для каждого человека и в чем он может заключаться, насколько важно суметь найти собственное место в этом мире.

1 аргумент: сегодня я и мои ровесники стоим на пороге выбора жизненного пути. От того, какую профессию мы предпочтём , в какой общественной сфере найдём своё применение, зависит не только наш материальный уровень, но и наше духовное развитие. (Пример личный).

2 аргумент: в основе выбора лежат нравственные ценности, которые формируются в детстве. Очень важно, чтобы это были доброта, справедливость, трудолюбие, а не эгоистические побуждения. (Пьер Безухов «Война и мир»).

3 аргумент: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Другим литературным героем, который также не смог сделать выбор по совести, является Евгений Онегин. Герой понимает, что его дуэль с Ленским абсолютно бессмысленна, но все-равно принимает вызов. Почему? А.С. Пушкин дает вполне однозначный ответ: «И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!» То есть для Онегина общественное мнение было важнее, чем жизнь друга. А ведь есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то все закончилось бы хорошо.

4 аргумент: «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова . Эта проблема не раз находила отражение и в русской классической литературе. Вспомним роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором Воланд и его свита искушают москвичей, которые раз за разом делают неправильный выбор, за что и получают свое наказание. Никанор Иванович Босой берет взятку, буфетчик жульничает, Степа Лиходеев развратничает… И, конечно, говоря о нравственном выборе, нельзя не вспомнить о Понтии Пилате , который так и не смог сделать правильный выбор. Ведь он слишком поздно понимает, что «сегодня днем он что-то безвозвратно упустил.

Проблема благородства, бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека)

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЧЕЛОВЕКА

В ФИЛОСОФИИ

С.А. Ермаков

Несмотря на то, что проблема выбора жизненного пути человека была уже поставлена в античной философии и получила свое дальнейшее рассмотрение в святоотеческой мысли , она все еще недостаточно изучена в научной литературе. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал: «Есть немало работ, посвященных моральному выбору или выбору профессии. Но это частные случаи той ситуации выбора, в которой ежедневно, ежечасно находится каждый человек. Он непрерывно выбирает одну из возникающих в жизни альтернатив, принимает то или иное решение, начиная с простейших житейских дел и кончая общей линией жизненного поведения» . Обратив внимание на неразработанность вопроса о взаимосвязи выбора человека и пути его жизни, Л.Н. Коган высказал ряд оригинальных идей, позволяющих наметить подходы к рассмотрению интересующей нас темы. Опираясь на выдвинутые им положения, а также подключая потенциал святоотеческой мысли, раскроем содержательную сторону указанного вопроса.

Для начала обратим внимание на слово «выбор». На наш взгляд, его семантический анализ помогает наметить основные направления исследования проблемы выбора жизненного пути человека. Они связаны с реализацией следующих моментов: во-первых, необходимо располагать тем, из чего осуществляется выбор; во-вторых, важно иметь того, кто выбирает; в-третьих, следует осуществить сам акт выбора, в-четвертых, получить ожидаемый результат. Последовательно рассмотрим указанные аспекты.

Итак, первый аспект связан с вариантами выбора. В нашем случае это - многообразие путей жизни человека. Оно реально существует в любую историческую эпоху. Множество людей разного пола, возраста, социального положения, проживающих в одно время и на одной территории, являют возможные варианты пути жизни человека. Поэтому для индивида нет недостатка в сценариях жизненного пути. Существует другая проблема: как увидеть эти варианты? Действительно, в обычной жизни многое из того, что лежит на поверхности, либо не обращает на себя внимание, либо сокрыто от глаз наблюдателя. Что обычно видит человек, выходя на улицу? Его взору предстает своеобразное «броуновское движение» индивидов. Особенно это заметно в местах большого скопления людей: на площадях, вокзалах, рынках и т.д. Вдумчивый человек, наблюдая за происходящим, может увидеть грандиозную картину человеческой жизни, в которой знакомые и совершенно незнакомые люди, соприкасаясь друг с другом, либо продолжают совместное движение дальше, либо расстаются на время или навсегда. Множество перекрещивающихся судеб, многообразие различных путей жизни, многогранность человеческого бытия - вот, что имеет место в реальности. И недостаточно просто видеть происходящее; следует еще подключить умозрение, чтобы понять все происходящее. Философия как раз и является таким умозрением, помогая человеку за единичными проявлениями индивидуального жизненного пути увидеть повторяемость, свойственную многим жизненным сценариям, позволяя частное подвести под общее, олицетворяющее определенные константы человеческого бытия.

Второй аспект акцентирует внимание на субъекте деятельности, человеке как активном творческом начале. В методологическом плане здесь важно положение, согласно которому человек есть триединое образование как био-социо-духовное существо . И каждая из ипостасей человека оказывает свое воздействие на его выбор. Возьмем, например, такой важный параметр, характеризующий человека, как возраст. При этом будем опираться на результаты социологического исследования, проведенного нами в Нижегородском коммерческом институте в мае 1999 года .

Зависимость размышлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Серьезно 48,8 51,0 59,1 62,3

Время от времени 50,4 48,3 40,5 37,4

Никогда 0,8 0,7 0,4 0,3

Из приведенной таблицы хорошо видно, что существует зависимость между возрастом и основательностью размышлений о пути жизни человека: чем старше респонденты, тем более серьезно они задумывались над своей жизнью.

Зависимость представлений о жизненном пути от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Непрерывный - прерывный 5,86 5,72 5,36 5,10

Восхождение - нисхождение 6,89 6,86 6,01 5,56

Обретения - потери 6,45 6,31 5,68 5,27

Нельзя не заметить, что в зависимости от возраста оценки своеобразия жизненного пути становятся более взвешенными. Если в 18 лет наблюдается некоторая тенденция к идеализации пути жизни человека - он полагается, скорее, как непрерывный, восходящий, путь обретений, то к 70 годам он воспринимается более реалистично - как имеющий прерывность, нисхождение, потери.

Зависимость критериев удачно сложившейся жизни от возраста

15-18 19-30 31-50 51-70

Крепкое здоровье 47,5 51,4 69,1 73,8

Крепкая семья 64,7 65,6 77,5 78,0

Материальное благополучие 60,2 65,0 75,2 55,8

Из приведенной таблицы видно, что по мере взросления человека происходит осмысление важности таких ценностей жизни, как наличие здоровья и семьи. Причем следует специально отметить достаточно высокий «стартовый» процент такой ценности как семья. Это, к слову сказать, один из показателей современной культуры, которая, несмотря на свою трансформацию на рубеже тысячелетий, сохранила в себе традиционные механизмы саморегуляции. Что касается материального благополучия, то картина несколько иная. До 50 лет кривая интереса растет. После этого возраста происходит достаточно серьезное снижение интереса к указанной ценности человеческого бытия. Думается, что это во многом законо-

мерно. Вступая в пожилой возраст, человек подвергает переоценке многие ценности, в том числе и такую, как материальное благополучие. Материальные ценности постепенно уступают место духовным. Человек начинает готовиться к завершению физической стадии своего бытия. Моральные нормы на этой стадии приобретают самоценное значение. Это хорошо показывают различные социологические исследования. Так, по данным нижегородского социолога Г.Л. Воронина, «Евангельская заповедь «Кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую» ближе и понятнее верующим, людям старше 50 лет» .

Думается, что приведенные примеры достаточно рельефно показывают значение возраста в понимании жизни, а следовательно, подчеркивают его важность в ситуации выбора жизненного пути. При этом следует иметь в виду, что целый ряд характеристик - телесного (пол, здоровье и пр.), социального (статус, профессия и пр.) и духовного (ценности, идеалы и пр.) характера - оказывает такое же влияние на выбор пути жизни. Через их призму человек смотрит на мир, определяя конкретный свой шаг.

Третий аспект - акт выбора. Это довольно сложный процесс, сопряженный с подключением целой группы факторов как субъективного, так и объективного характера. Хотя внешне, он может выглядеть достаточно легким занятием. Например, решая вопрос - идти или не идти на дискотеку, - студент в мгновение ока может дать положительный ответ. Однако это не означает, что здесь все так просто. Подробнее рассмотрим основные составляющие самого акта выбора.

Сразу отметим, что данный вопрос получил свое освещение в философской литературе. В методологическом плане для нас представляется важным положение, сформулированное А.Т. Москаленко и В.Ф. Сержантовым, о том, что «в актах выбора, представляющих собой единство внешнего и внутреннего выбора, мы вместе с тем «выбираем» в себе ту или иную потребность» . Из сказанного следует, что, во-первых, акт выбора всегда есть не просто сиюминутное желание, возникшее неизвестно откуда и почему. Акт выбора есть единство внутреннего, связанного с состоянием человека, его мироощущением и миропредставлением, и внешнего, т.е. той средой, окружением, которые оказывают свое воздействие на выбор. Другими словами, есть человек, который живет в определенной среде. И не только он сам, но и среда, частью которой он является, оказывают влияние на его волеизъявление при принятии решения. В этой связи представляется целесообразным подчеркнуть важность вывода, сделанного Л. Н. Коганом о том, что «выбор жизненного пути ограничен реальными обстоятельствами» . Во-вторых, акт выбора связан с выбором «в себе» определенной потребности, которая является основой для реализации самого акта выбора. Здесь нам хотелось бы выделить слово «потребность». Оно является ключевым для понимания того, как происходит сам акт выбора. Он осуществляется через и благодаря наличию определенной потребности у человека. Выбирая, человек активизирует в себе определенную потребность, которая и «запускает» акт выбора средств, необходимых для ее удовлетворения. Покажем это на нашем примере со студентом.

Под влиянием внешних условий (наличие дискотек, сформированного у молодежи стереотипа, что дискотека - лучшая форма времяпрепровождения, друзей, зовущих на дискотеку, свободного времени и т.д.) и под воздействием внутренних факторов (молодой возраст, изрядный энергетический запас, желание интересно провести время, познакомиться с новыми людьми и т.д.), а также в результате активизации одной из потребностей (не отстать от других, не досадить другим, весело провести время и пр.) студент принимает решение идти на дискотеку. При этом важно подчеркнуть, что не просто принимается решение как самостоятель-

ное, не имеющее отношение к пути жизни человека действие, как некий эпизод, взятый сам по себе. Нет, сделав выбор в пользу дискотеки, студент уже «включает» ее в канву своего пути жизни. Можно сказать иначе: с этого момента дальнейший путь жизни человека будет пролегать через дискотеку. Как там сложатся дела (позитивно или негативно), от этого будет зависеть будущее человека, его путь жизни. Причем при известных обстоятельствах память об этой дискотеке может сохраниться на всю жизнь (скажем, как память о встрече со своей будущей женой, как потеря друга во время драки и т.д.) и оказывать свое влияние на формирование пути жизни человека.

Сам акт выбора может быть как осознанным, так и неосознанным. Осознанный выбор сопряжен с пониманием сути дела, наличием необходимой и достаточной информации. В этом случае знание выступает и основой для принятия решения, и средством для его реализации. Касаясь этой стороны вопроса, Л.Н. Коган справедливо отмечал, что «выбор требует, во-первых, хорошего знания реальной ситуации, каждой из возможных (иногда многочисленных, как, например, при выборе профессии) альтернатив... Во-вторых, необходимы знание собственных потребностей, способностей, ориентаций, а также уверенность, что избранный путь в данной ситуации будет лучшим» . Неосознанный выбор делается, как правило, «под влиянием аффектов, настроения, эмоций» . Его может спровоцировать ситуация цейтнота, в которой оказался человека, или отсутствие информации о том, что ожидает его, если он даст свое согласие на сделанное ему предложение. В молодости неосознанный выбор может быть также связан с идеализацией ситуации, игнорированием других аспектов проблемы, неумением проанализировать обстановку и т.д. Словом, неосознанный выбор есть следствие незрелости отношений человека к самому себе и миру, в котором он живет, сложно -сти ситуации, в которой он оказался.

Наконец, четвертый аспект - получение ожидаемого результата. На первый взгляд, здесь все понятно и не о чем говорить, ибо результат есть следствие деятельности человека. Каково деяние человека, таков и его удел. Вместе с тем есть два момента, которые требуют своего уточнения: во-первых, всегда ли ожидаемое (возможное) становится действительным, и во-вторых, всегда ли лучший для человека выбор является конструктивным. Последовательно рассмотрим указанные аспекты проблемы.

Совершенно очевидно, что далеко не все из возможного становится действительным. Скажем, потенциально каждый, из занимающихся в секции бокса, может стать мастером спорта. Но далеко не каждый станет им. И даже если этот выбор осознан, и человек прикладывает немалые усилия для достижения своей цели, результат может быть иным. Почему? Все та же совокупность объективных и субъективных факторов. Так может случиться, что в одном из боев, или в одной из поездок будет получена травма, которая поставит крест на спортивной карьере боксера. Или же, одержав первые победы, боксер не справится со «звездной болезнью», которая выбьет его из колеи. И таких «может быть» несть числа. В результате, желая что-нибудь одно, человек получает совсем другое, не связанное с ожидаемым.

Далеко не всегда лучший, с точки зрения человека, выбор становится конструктивно значимым для него. Возьмем все тот же пример с дискотекой. Положим, идя на дискотеку, молодой человек считает, что это есть лучший из возможных для него вариантов завершения дня. Однако последствия данного выбора могут быть самыми непредвиденными. Скажем, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он может грубо повести себя по отношению к своим друзьям. Как следствие - разрыв дружеских отношений, или что-нибудь еще более худшее. Отсюда

Отсюда следует вывод, что лучшее, с точки зрения человека, далеко не всегда может быть позитивно значимым, конструктивным для его жизненного пути. Впрочем, как и худшее. Оно не обязательно связано только с деструктивными моментами. Например, молодой человек не нашел денег на дискотеку. Однако то, что он остался дома, дало ему возможность, например, вовремя вызвать скорую помощь, что, в свою очередь, позволило одному из родственников избежать гипертонического криза. Таким образом, перефразируя известную мысль, можно сказать, что нам не дано предугадать, к каким последствиям приведет реализация наших желаний. Поэтому, делая (желательно, осознанный) выбор в пользу тех или иных поступков, человек должен надеяться и верить, что они приведут к добрым результатам. Здесь, как нельзя кстати, может пригодиться опыт, накопленный святоотеческими мыслителями, которые призывали уповать на веру и надежду в решении всех человеческих проблем.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что предложенные четыре аспекта проблемы выбора жизненного пути человека достаточно полно раскрывают ее содержательную сторону. При этом следует подчеркнуть, что выбор не есть только сознательная деятельность человека, т. е. некое сформулированное умозаключение. Он также еще и действие, направленное на реализацию задуманного. Иначе говоря, выбор есть не только мысли, но и действия, которые всегда оказывают влияние на дальнейшее существование человека, его бытие. Поэтому выбор как факт реальности всегда онтологичен, он порожден реальностью, связан с ней и способен изменить ее.

Более того, выбор есть форма самореализации человека. При этом следует иметь в виду, что в выборе человек не только может проявить себя, но и впервые явить нечто новое, способствующее преобразованию его жизни. Можно сказать, что выбор - шанс для человека, которым он может воспользоваться.

Вместе с тем стоит заметить, что если бы речь шла просто о выборе человека в конкретной ситуации, то вполне можно было бы ограничиться сказанным. Однако проблема выбора рассматривается нами применительно к вопросу о пути жизни человека, и, следовательно, по меньшей мере, еще один аспект должен попасть в поле нашего зрения: как сохранить избранный путь? По нашему мнению, сделать выбор, скажем, в пользу добродетельного пути - это серьезный шаг. Но это - только полдела. Необходимо еще реализовать данную идею. А для этого в течение всей своей жизни человек должен подтверждать приверженность избранному пути. Он должен будет не только сохранить выбор как результат, но и найти необходимые силы и средства, способствующие сохранению выбранного пути. И здесь опыт, накопленный святоотеческой мыслью, может сослужить добрую службу. Опираясь на святоотеческое наследие, выделим ряд важных моментов.

Прежде всего, следует заметить, что, ставя таким образом вопрос, мы будем исходить из того, что человек хорошо продумал свое решение и полон желания и сил для того, чтобы его реализовать. Более того, этот выбор мы будем полагать как выбор исключительно позитивного направления пути жизни. Именно такой угол зрения был задан святоотеческой традицией. Сохраняя приверженность данной традиции, раскроем суть интересующего нас вопроса.

В первую очередь обратим внимание на тот момент, что человек, избравший лучшую жизнь по сравнению с худшей, уже как бы открыл дверь в новую жизнь; именно открыл, но еще не вошел в нее. Лучшая жизнь существует для него пока только в виде возможности, но еще не действительности. Однако сам факт выбора в пользу лучшей доли, безусловно, дает шанс этой возможности превратиться в действительность.

Далее. Поскольку выбор осуществлен самим человеком, то именно он становится и творцом, и основой, и условием, и средством в достижении поставленной цели. При этом человек как бы находится «на острие» своего пути жизни, он, образно говоря, идет «по целине» жизни, прокладывая свой путь. В этом плане не только уместны, но и особенно информативны такие слова, как «первотолчок», «первопричина», «первоэлемент», «первооткрыватель», которые помогают почувствовать глубину проблемы и описать некоторые важные ее стороны.

Действительно, человек, имея желание изменить свою жизнь к лучшему, в то же время и первопричина своей трансформации. В конечном счете, именно он ощущает в себе тот первотолчок, который запускает к реализации идею нового лучшего пути жизни. В этом качестве он может полагаться как некий первоэлемент, который катализирует ситуацию изменения пути жизни, как первооткрыватель своего нового этапа на пути жизни. В этом смысле жизнь человека можно охарактеризовать как первопуток, по которому идет человек. Где пребывает человек, там всегда, метафорически говоря, находится «курсор» его жизненного пути.

Данный момент еще более подчеркивает зависимость пути жизни от самого человека, его мыслей, чувств, поведения. Можно сказать: есть человек, реализующий себя через чувства, мысли, слова и дела, и уже есть путь его жизни, являющийся результатом этой реализации. Поэтому всегда важно помнить, что через свои чувства, мысли, слова и дела человек обретает свой путь жизни. Так, например, если чувства человека настроены «на волну» эмпатии, то он вступает на путь добродетельный; если мысли человека полны благожелательного, то он устремлен к благонравному; если слова человека преисполнены милосердия, то он следует путем праведным; наконец, если дела человека направлены на достижение благодетельного, то он также обретает стезю добродетели. Вследствие этого корректно говорить, что чувства, мысли, слова и дела являются своеобразными «каналами», благодаря которым обеспечивается направленность пути жизни человека. Если человек выбрал позитивную направленность пути жизни, то он должен свои чувства, мысли, слова и дела «настроить на волну» добродетели. Не являя чувства добрые, мысли светлые, слова праведные, дела благие, человек не сможет обрести добродетельного пути, даже избрав его. Чувства, мысли, слова и дела есть своего рода формы, которые должны быть наполнены добрым содержанием. А это во многом зависит уже от самого человека.

Сказанного, думается, достаточно, чтобы показать сложность вопроса сохранения выбранного человеком пути жизни. Есть факторы, которые осложняют, а подчас и препятствуют, выполнение намеченных планов. Поэтому так важно иметь веру в собственные силы и волю, нацеленные на выполнение задуманного. Большое счастье, если рядом будем человек («другой»), который не только всей душой примет задуманное, но и своей волей, верой, знаниями, умениями, опытом поможет встать на путь добродетели и идти им. В этом случае роль наставника превращается в роль со-путствующего, идущего вместе.

Чтобы человеку сохранить сделанный выбор, нужно понимание своеобразия течения его жизни. А оно таково, что невозможно наперед предугадать развитие событий. Ведь человек живет в данной ему природной, социальной и духовной среде. Эта среда во многом неизвестна человеку, особенно на начальных этапах его жизненного пути. Жизненный опыт человека также всегда исторически ограничен. Поэтому ему приходится на свой страх и риск делать какие-то шаги в конкретных ситуациях. Это близко к тому, что Тейяр де Шарден назвал «техникой пробного нащупывания» . Стремясь сохранить выбранный путь жизни, человек делает пробный шаг, присматриваясь к тому - то ли получилось. Если

результат его удовлетворяет, то он продолжает свое движение в заданном направлении, если же нет, то предпринимает новые шаги, направленные на изменение ситуации. И так всю жизнь. Даже умудренный жизненным опытом человек, который многое видел, еще больше слышал, оказывался главным действующим лицом во многих ситуациях, далеко не всегда может точно сказать, что и как следует делать во вновь открывшихся обстоятельствах. Вследствие этого, человеку всегда приходится как бы примерять различные решения к возникшей ситуации. Жизнь вариативна, и количество вариантов, обеспечивающих реализацию сделанного выбора, также значительно. «Жизнь, - писал Тейяр де Шарден, - не действует по одной изолированной линии или отдельными приемами. Она движет вперед одновременно всю свою сеть» . Так и человек. Скажем, сделав выбор добродетельного пути, он должен понимать, что в каждом конкретном случае ему придется искать оптимальное решение. В стандартных ситуациях вполне могут подойти уже апробированные решения. Не случайно они называются общепринятыми. Так, например, при встрече с человеком принято здороваться, при расставании - прощаться. И вряд ли здесь нужно что-то пересматривать. В нестандартных же ситуациях, напротив, следует искать свежее решение. И человеку важно найти приемлемое для него решение.

Вообще говоря, выбирая путь жизни, человек должен иметь в виду, что (воспользуемся словами Тейяра де Шардена) ему предстоит двигать вперед «одновременно всю свою сеть». Что имеется в виду? Речь идет о том, что человек, будучи био-социо-духовным существом, не должен сначала концентрировать внимание, скажем, лишь на своих телесных дарованиях, либо только социальных способностях, либо духовных талантах. Нет. Ему надлежит все это делать одновременно, параллельно, идти как бы «веерно». В противном случае его могут ожидать большие разочарования в жизни. Скажем, если девушка решит сначала получить образование, заняться карьерой, а уже потом, скажем, в возрасте тридцати лет, подумать о семье, то может получиться так, что время будет упущено, и она останется одинокой. Поэтому мудрость жизни, видимо, состоит в том, чтобы идти по жизни, используя принцип «веера», т. е. одновременно решая и вопросы получения образования, и создания семьи, и приобретения профессии. Да, это сложно. Но, пожалуй, только такой подход позволит человеку успеть реализовать себя в жизни.

Подытожим сказанное. Проблема выбора жизненного пути человека - одна из важнейших в философии. По сути дела, человек поставлен в ситуацию, когда он вынужден ежедневно, ежечасно выбирать. Сам выбор имплицитно включает в себя ряд аспектов: то, из чего осуществляется выбор, тот, кто выбирает, сам акт выбора и ожидаемый результат. Эти грани выбора одновременно являются своеобразными направлениями в изучении проблемы выбора. Однако в вопросе о пути жизни человека этими положениями недостаточно ограничивать изучение проблемы выбора. Очевидно, что после того, как осуществлен выбор, возникает другая проблема - сохранения приверженности выбранному пути. Это также важно учитывать для того, чтобы прокладывать и сохранять праведный путь жизни.

Литература и примечания

1. Платон. Собр. соч.: В 4-х т. Т. 4. - М., 1994. - С. 185 и др.

2. Григорий Богослов, святитель. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 1. - М., 1994. - С. 34 и др.

3. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 164-165.

4. Бердяев, Н.А. Царство духа и царство Кесаря / Н.А. Бердяев. - М., 1995.

5. Совместно с социально-экономической лабораторией, действующей при кафедре социально-политических наук НКИ, было проведено социологическое исследование на тему «Философия жизненного пути человека». Объектом исследования явилось население Нижнего Новгорода. В ходе исследования было опрошено 1236 человек. Исследование проводилось по квотной половозрастной, районированной выборке, рассчитанной на основе данных Нижегородского областного комитета государственной статистики. Выборка рассчитывалась пропорционально количеству жителей определенного пола и возраста, проживающих в каждом районе города. Полученные результаты можно также считать репрезентативными, так как в ходе полевого этапа исследования интервьюеры жестко придерживались плана выборки и практически избежали ошибок смещения, часто возникающих на данном этапе. Отклонения статистических данных по половозрастному составу от распределения пола и возраста нижегородцев в выборке находятся в пределах допустимой погрешности: ±3%. Методом исследования был выбран опрос посредством анкетирования жителей Нижнего Новгорода. На основании полученных данных была создана компьютерная база данных мнений различных групп нижегородцев. После этого была применена процедура «чистки данных», подразумевающая исправление ошибок ввода информации. При обработке данных использовалась специальная программа для обработки социологической информации 8Р88 6.1 для Windows.

6. Взгляды нижегородцев на своеобразие жизненного пути оценивались по девятибалльной шкале от 1 до 9 - от негативного к позитивному.

7. Воронин, Г.Л. Духовность: между Иисусом Христом и воинствующим мизантропом / Г.Л. Воронин // Россия и россияне: выбор пути: Материалы конференции ученых-обществоведов. - Н. Новгород, 2000. - С. 34.

8. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Смысл жизни и личность / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск, 1989. - С. 125.

9. Коган, Л.Н. Человек и его судьба / Л.Н. Коган. - М., 1988. - С. 165.

10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Тейяр де Шарден П. - М., 1987.

Каждому из нас в жизни приходилось стоять на “распутье”. Человек взрослеет и ему приходиться делать выбор: профессии, спутника жизни, средств достижения цели. Кто-то с этим определился быстро, а у кого-то на это ушла вся жизнь. Многие обстоятельства способствуют или мешают этому. Но в итоге выбор за нами. Примером того, как человек боится поменять привычный образ жизни, является герой рассказа А. П. Чехова “Человек в футляре”. Учитель Беляков - личность вполне заурядная. Он живет по принципу “как бы чего не вышло”, закрывается ото всех. Его “футлярная” жизнь вызывает негативное отношение у горожан и коллег. У него появляется шанс стать счастливее. Но Беликов выбирает привычное для него направление жизни, и как результат этого выбора - новый “футляр”- гроб. Герой повести Старцев А. П. Чехова “Ионыч” имел возможность стать благородным доктором, любящим супругом. Но сделал другой выбор. Старцев выбирает сытую жизнь. Он радуется возможности пересчитывать деньги, играть в винт и пополнять банковский счет.

Проблема быстротечности человеческой жизни

Каждый из нас верит, что его жизненный путь будет продолжительным и успешным. Но иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда очевидно, как скоротечна и непредсказуема человеческая жизнь. Обстоятельства смерти Берлиоза - одного из героев , ярко демонстрируют нам это . Уверенный в своем будущем и уж тем более в том, как он проведет вечер, начитанный редактор готов поспорить с незнакомцем по поводу внезапности человеческой смерти. Но проходит совсем немного времени, и голова Берлиоза покатилась по мостовой. Господин из Сан-Франциско, герой одноименного рассказа И. А. Бунина, вряд ли мог предвидеть, чем закончится долгожданный круиз . Уверенность в том, что роскошное путешествие - заслуженная награда в его жизни, переполняет его. Но судьба распоряжается иначе. Шикарный ужин заканчивается внезапной смертью героя. Его тело помещают в ящик из-под содовой. Жизнь закончилась.

Проблема поиска смысла жизни

Смысл жизни каждого индивидуален. Кто-то живет для себя, кто-то - для других, кто-то разумно сочетает и то, и другое. Есть люди, которые не видят в этом проблемы. Они просто живут, плывут по течению своей судьбы. Но есть те, кто заняты постоянным поиском смысла жизни. Таков любимый герой Л. Н. Толстого из романа “Война и мир”. Он страдает от неудовлетворенности своей жизнью. Активный поиск жизненного смысла приводит его в сомнительные компании, масонство, в несчастливый брак. В плену у Безухова происходит переосмысление жизненных ценностей. Он начинает понимать истинность человеческого счастья. В постоянном познании самого себя находится и герой А. С. Пушкина Евгений Онегин из одноименного романа. Он устал от праздной жизни. Попытка сменить образ жизни в высшем свете на жизнь в деревне не привела к положительному результату. Дуэль с Ленским, чувства Татьяна Лариной - для него это лишь эпизоды постоянных исканий. Автор, прощаясь с героем, так и оставляет его в поиске. Это его удел.

Истинные и ложные ценности

По ходу своей жизни человек расставляет приоритеты, выбирает то, что он считает для себя важным и отвергает ненужное. Но всегда ли важное для него полезно для общества? Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников совершает преступление. Смерть двух женщин, которых он убил, не дает ему нравственных мучений, и он даже оправдывает себя. Так появляется на свет известная всем теория о праве особенных людей вершить судьбы других. Но знакомство с приводит его к приобретению ценностей, проверенных столетиями. Раскольников берет в руки Евангелие. В романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” создан собирательный образ людей, которых “испортил квартирный вопрос”. Их позиции созвучны многим. Денежный дождь, осыпавшийся на зрителей театра Варьете, - ценность основного большинства, но не всех. Умение любить, творить - это важно для Мастера и Маргариты, а образ Иешуа представлен нравственным идеалом. Таким образом, произведения классической литературы дают возможность проиллюстрировать проблематику творческих работ-сочинений по указанной теме. А поднимаемые автором проблемы могут дать повод для размышлений нравственного характера. Другие примеры и аргументы для ЕГЭ по теме проблемы смысла жизни смотрите в предложенном ниже видео.