Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Арабская архитектура: чудо Востока. Рельеф и геологическое строение восточно-европейской равнины Архитектура Древнего Китая

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ВОСТОКА

Петра – столица Караванной империи

В древности Петру называли столицей караванной империи. Торговые караваны, направлявшиеся из Египта в Палестину и Сирию, никак не могли миновать узкую горловину ущелья Сик, за которой среди моря белых песков неожиданно возникала отвесная гряда. Она открывала взору город такого яркого цвета, будто солнце раскалило его докрасна. Это и была Петра, расположенная в покрытой зелеными олеандрами котловине и вырезанная в скалах из красно-розового песчаника.

О Петре говорили, что она столь же древняя, как само время. Первые сведения о ней сообщает Библия. По преданию, именно по этому пути шли евреи, которых Моисей выводил из Египта. И по сей день Петра более известна арабам как «Долина Моисея», поскольку близ нее ветхозаветный пророк «ударил жезлом своим дважды, и потекло много воды».

В XVIII в. до н. э. Петра уже была большим и богатым городом. Сам иудейский царь Амасия похвалялся тем, что он захватил в городе крепость народа эдомитов и перебил все население, записав эту победу в анналы истории своего царства как событие первостепенной важности.

После разгрома, учиненного Амасией, город утратил свое значение, и несколько веков о нем никто не упоминал. В IV в. до н. э. эдомиты были изгнаны пиратами Красного моря, избравшими неприступную Петру новой столицей Набатейского царства. Неизвестно где и когда приобрели инженерные познания и познакомились с гидротехническим искусством набатеи, но в сочетании с их предприимчивостью и трудолюбием это дало поразительные результаты. С помощью плотин, шлюзов и водоотводящих тоннелей древний народ превратил бесплодную, хотя и богатую водой местность в огромный цветущий сад.

Пустыня, как и море, не только разъединяет, но и соединяет. Набатейские купцы, предки современных арабов, вели бойкую торговлю с далекими странами. Драгоценные камни и ценные сорта дерева, оружие, вино, финики, благовония и пряности – все, чем богаты Индия, Южная Аравия, Центральная Африка, везли через Петру многочисленные караваны. А навстречу шло золото и слоновая кость из Нубии, жемчуг Красного моря, ладан и александрийское стекло. И вместе с купцами к горным святилищам Петры тянулись толпы паломников.

Отряды набатейских конников были надежной охраной на торговых путях Востока. И хотя Набатейское царство не имело точных границ, караванные дороги в пустынях Аравийского полуострова и Западной Сирии в III и II вв. до н. э. были в руках набатеев. Они поклонялись луне и звездам, своим богам, которые ночью указывали караванам в темной пустыне путь к воде, путь на чужбину и с чужбины домой.

Вершины своего могущества Петра достигла на рубеже тысячелетий, когда ее границы простирались уже до Дамаска. И конечно же, набатеи мечтали сделать свою столицу красивой и величественной. Сначала они украшали могилы, затем начали вырезать порталы над дверями пещер. Так появились первые пещерные храмы. От тех времен до наших дней сохранились остатки самого красивого сооружения Петры – сокровищницы Эль-Касне («Сокровищницы фараонов»), чей стиль, скорее, можно назвать классическим, чем набатейским.

Этот гигантский храм высечен в скале-монолите и украшен колоннами с изображениями богов. Его венчает сооружение, похожее на круглый храмик, на крыше которого сохранились остатки каменной урны. В течение веков каждый бедуин, проезжавший Сик, стрелял в нее из лука в тщетной надежде, что урна расколется, и оттуда посыплются несметные сокровища.

За сокровищницей открывается сама долина и целый ряд (около тысячи) скальных усыпальниц из песчаника нежнорозового цвета и других красноватых оттенков. Там, где скальные рельефы подверглись сильному воздействию ветра, они за многие века осыпались до неузнаваемости. Археологи даже предполагают, что первоначально гробницы были и не розовыми, и не красными. Просто их фасады набатейцы облицовывали каким-то неизвестным материалом.

Бесчисленные постройки Петры громоздятся в два, а иногда и в три яруса, прячась в расщелинах за естественными выступами скал. Встречаются небольшие, чуть выше человеческого роста, пещеры с выветрившимся изображением Душареса, древнего бога полулегендарных эдомитов. Есть и огромные десятиметровые портики, словно нарисованные на отвесном обрыве, и странные башни, увенчанные чем-то, похожим на зубы собаки. Одни пещеры выполнены с варварской грубостью, другие отличаются изысканным, виртуозным искусством резьбы по камню, изяществом орнамента и декоративных гирлянд.

Надо отметить, что колонны, архитравы, карнизы, фронтоны в Петре служат лишь для мотива резьбы по камню. По существу, это не архитектура, а ее отражение – один сплошной каменный массив. Идеально правильные линии карнизов, резные наличники дверей, рельефы и декоративные статуи – все это один колоссальный розовый монолит, пересеченный, как дерево годичными кольцами, фиолетовыми, пурпурными, темно-коричневыми прослойками.

Вот почему фасады Петры своей пластичностью напоминают скорее скульптуры, нежели произведения зодчества. Нередко строители, как, например, в той же «Сокровищнице фараонов», словно разрывали пополам четырехколонный портик, как игрушки, растаскивая в стороны обе части фронтонов и вставляя в образовавшийся зазор круглый храмик или каменный цилиндр, украшенный нишами и приставными полуколоннами.

С развитием мореплавания караванная торговля пошла на убыль, и Петра постепенно начала приходить в упадок. Не успела угаснуть ее слава как торгового центра, как войска Помпея и Цезаря в конце I в. до н. э. превратили Сирию, Иудею, Египет во владения Рима. Петра стала, пусть и ненадолго, опорным пунктом римлян. Память об этом – римская улица с остатками колонн и высокие тротуары, которые протянулись вдоль древнего караванного пути по руслу потока, отведенного в туннель набатейскими мастерами. Храм римским богам, термы с горячим и холодным бассейнами, гимнасий, в котором знатные набатейские юноши изучали латинский и греческий языки, и окруженный караван-сараями обширный рынок – все это оставили Петре римляне первых цезарей.

Во II в. Петра становится центром римской провинции Аравия, заново отстраивается и даже воздвигает в честь императора Траяна великолепную триумфальную арку. И снова потянулись через Сик вереницы верблюдов, и опять наполнилась голосами котловина, окруженная скалами розового и красного цвета.

В V веке с падением Рима бассейн Иордана становится византийским владением. Бывшая римская провинция Аравия приходит в упадок, и караванная торговля через Сик прекращается. Христианские монахи превратили погребальные ниши в свои алтари, а древние храмы – в пещерные монастыри.

После захвата крестоносцами Иерусалима в 1099 г. на месте Петры было основано эфемерное Иерусалимское королевство. Сюда пришли египетские христиане, а вместе с ними и караваны купцов. Римские развалины начали снова заселяться, а скиты превращаться в богатые монастыри.

В 1187 г. Иерусалимское государство рухнуло под ударами султана Саладина. Крестоносцы бежали, а сама Петра была захвачена и разрушена мусульманами.

В последующие столетия Петра постепенно приходит в упадок. Снова она ожила только в XX в., став в современной Иордании одной из туристических достопримечательностей. И снова, как в древние времена, Сик среди красно-розовых стен наполняется звуками разноязычной речи, напоминая о городе, который на Ближнем Востоке уступал по красоте и богатству только легендарному Иерусалиму.

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

2. Архитектурные пропорции Отношения, определяющие размеры греческих храмов, промежутки между колоннами и соотношения частей фасада соответствуют тем же отношениям, что определяют музыкальные интервалы. Идея перехода от арифметической концепции числа к

Из книги Вена автора Сененко Марина Сергеевна

автора Вёрман Карл

7. Архитектурные сооружения Микеланджело В Риме Микеланджело составил затем проект великолепной новой площади Капитолия с Сенаторским дворцом в глубине, обставленным направо и налево от входа лестницами, с дворцом Консерваторов направо, Капитолийским музеем налево и с

Из книги История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий] автора Вёрман Карл

13. Архитектурные работы Корреджо Наряду с работами Корреджо в куполе собора возникли и его знаменитые алтарные образа: Мадонна со св. Себастьаном и мчащимися на облаках ангелами Дрезденской галереи, Отдых на пути в Египет со сплетающимися хороводами ангелов и затем

автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Москвы

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Архитектурные памятники Петербурга

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

Из книги Стамбул. История. Легенды. Предания автора Ионина Надежда

Архитектурные памятники Константинополя Колонна императора Константина Как основание, так и освящение Константинополя состояли из целого ряда праздников, в которых встречались и формы древнего политеизма, и суеверия современной для того времени магии, и христианские

Из книги Сергиев Посад автора Мельников Илья

Из книги Владимир автора Мельников Илья

Из книги Переславль автора Мельников Илья

Из книги 100 знаменитых символов Украины автора Хорошевский Андрей Юрьевич

автора

Из книги Ярославль автора Мельников Илья

Архитектурные памятники Лучший вид на Ярославль открывается с Волги. Купола и колокольни древних храмов, стоящие на высоком правом берегу реки, образуют множество вертикалей и придают остроту и своеобразие силуэту города. Великолепен вид на Ярославль и сверху – с

Из книги Суздаль автора Мельников Илья

Из книги Техника: от древности до наших дней автора Ханников Александр Александрович

Архитектурные монументы эпохи первобытных людей В во всем мире (Англии, Франции, Дании, Испании, Греции, Малой Азии, Палестине, Восточной и Северной Африке, Индии, Индонезии, Лаосе, Бирме, Китае, Корее, Японии, на Кавказе, в Абхазии), везде, кроме Австралии, первобытные люди

Восточно-Европейской платформы расположена Русская или Восточно-Европейская равнина, фундамент которой простирается до северных границ. На востоке платформа доходит до западного склона Уральских гор, а на юге и юго-западе её ограничивают горы Кавказа, Крыма, Карпатские горы альпийского орогенеза. Основными геоструктурами платформы являются синеклизы – области глубокого залегания фундамента, антеклизы – области неглубокого залегания фундамента, авлакогены – глубокие тектонические рвы.

Отдельные части платформы в нижнем палеозое опустились, в результате чего Балтийский и Украинский щиты, Воронежский выступ и Окско-Волжская антеклиза обособились. Балтийская и Московская синеклизы разделили поднятия платформы. Также крупными элементами платформы являются Саратовско-Рязанская синеклиза и Камско-Печорская синеклиза. Восточно-Европейская платформа имеет докембрийский кристаллический фундамент, а на юге северный край Скифской плиты имеет палеозойский складчатый фундамент. На докембрийском фундаменте платформы лежат толщи докембрийских и фанерозойских осадочных пород со слабонарушенным залеганием.

Одной из древнейших и сложных внутренних структур Восточно-Европейской платформы является Московская синеклиза , Среднерусский и Московский авлакогены , которые заполнены толщами рифея. В четвертичный период здесь происходили неравномерные поднятия, что в рельефе обозначилось крупными возвышенностями.

Печорская синеклиза проходит на северо-востоке платформы между Тиманским кряжем и Уралом. Её блоковый фундамент на востоке опускается на глубину $5$-$6$ тыс. м. Синеклизу заполняют мощные толщи палеозойских пород, перекрытые мезокайнозойскими отложениями.

В центре платформы находятся крупные антеклизы – Воронежская и Волго-Уральская . Они разделены Пачелмским авлакогеном. К северу в Московскую синеклизу полого опускается Воронежская антеклиза. Отложения малой мощности, представленные породами ордовика, девона и карбона, покрывают её фундамент, а на крутом южном склоне породы карбона, мела и палеогена. Крупные поднятия и впадины (своды и авлакогены) образуют Волго-Уральскую антеклизу. Осадочный чехол сводов имеет мощность не менее $800$ м.

Прикаспийская краевая синеклиза . Кристаллический фундамент этой обширной области имеет глубокое погружение, доходящее до $20$ км. Синеклиза относится к структурам древнего заложения и со всех сторон ограничена флексурами и разломами. Очертания её угловаты. Ергенинский и Волгоградский флексуры обрамляют её с запада, а на севере – флексуры Общего Сырта. Дальнейшее погружение до $ 500$ м происходило в неоген-четвертичное время, сопровождавшееся накоплением мощной толщи морских и континентальных отложений.

На юге часть Восточно-европейской равнины лежит на Скифской эпигерцинской плите.

Рельеф Восточно-Европейской равнины

Расположенная на Восточно-Европейской платформе Русская равнина образована возвышенностями, высота которых над уровнем моря составляет $200$-$300$ м. Её средняя высота $170$ м, а максимальная – $479$ м расположена в приуральской части на Бугульминско-Белебеевской возвышенности. Если говорить об особенностях орографического рисунка, то в пределах равнины можно выделить– центральную, северную, южную части.

    Центральная часть представлена полосой чередующихся крупных возвышенностей и низменностей – Среднерусской, Приволжской, Бугульминско-Белебеевской возвышенностями и Общим Сыртом. Они разделены Окско-Донской низменностью и Низким Заволжьем. Здесь в южном направлении протекают Волга и Дон.

    В северной части в рельефе представлены низкие равнины с разбросанными мелкими возвышенностями. Сменяя друг друга, в северо-восточном направлении протянулись Смоленско-Московская, Валдайская возвышенности и Северные Увалы. Это своеобразные водоразделы между двумя океанами и внутренним бессточным бассейном. В сторону к Белому и Баренцеву морям от Северных Увалов территория равнины понижается, о чем свидетельствуют текущие на север реки Онега, Северная Двина, Печора.

    Южная часть равнины занята низменностями, но в пределах российской территории можно назвать только Прикаспийскую низменность.

Замечание 1

Рельеф Восточно-Европейской равнины типично платформенный , предопределенный её тектоническими особенностями, т.е. неоднородностью структуры, о чем говорит наличие глубинных разломов, кольцевых структур, авлакогенов, антеклиз, синеклиз и неодинаковое проявление новейших тектонических движений.

Крупные возвышенности и низменности Восточно-Европейской равнины имеют тектоническое происхождение. Они формировались как единые территории в морфоструктурном, орографическом и генетическом отношении. На формирование рельефа равнины существенное влияние оказали ледники – Окское, Днепровское, Валдайское. Ледники участвовали в создании моренных и зандровых равнин. Моренный рельеф, размытый водами днепровского ледника, к нашему времени не сохранился

Полезные ископаемые Восточно-Европейской равнины

Геологическая история древней платформы оказала влияние на образование полезных ископаемых.

На территории равнины открыто крупнейшее месторождение железных руд – Курская магнитная аномалия (КМА). Запасы месторождения оцениваются в $31,9$ млрд. тонн, что составляет $57,3$ % всех рудных запасов страны. Руда залегает в основном на территории Курской и Белгородской областей. В рудах КМА железа содержится $41,5$ %, что выше средних показателей по России. Руду добывают на Михайловском, Лебединском, Стойленском, Губкинском месторождениях. Небольшие рудные запасы отмечаются в Тульской и Орловской областях. Близкое расположение к поверхности земли позволяют вести добычу открытым способом, которая оказывает огромное воздействие на природу черноземной зоны Русской равнины, а именно приводит к уничтожению десятков тысяч гектаров черноземной почвы.

В пределах Белгородской области разведаны запасы бокситов – Висловское месторождение. Содержание глинозема оценивается в $20$-$70$ %.

Химическое сырье на Русской равнине представлено фосфоритами в Московской области, калийными, каменными солями Верхнекамского бассейна и Илецкого месторождения Оренбургской области. Также известны соли озер Эльтон и Баскунчак.

Запасы строительного сырья , представленные мелом, мергелем, цементом, тонкозернистыми песками, распространены в Белгородской, Брянской, Московской, Тульской областях. Высококачественные цементные мергели известны в Саратовской области. Стекольные пески в Ульяновской области, в Оренбургской – месторождение асбеста. Кварцевые пески Брянской и Владимирской областей используются для производства искусственного кварца, стекла, хрустальной посуды. Для работы фарфорофаянсовой промышленности используются каолиновые глины Тверской и Московской областей.

На территории Восточно-Европейской равнины есть месторождения каменных и бурых углей . Добыча их осуществляется в Печорском, Донецком, Подмосковном бассейнах. Бурые угли Подмосковья используются в качестве химического сырья и в качестве технологического топлива для черной металлургии района.

В пределах Волго-Уральского и Тимано-Печорского нефтегазоносных районов добывают нефть и природный газ . Есть и газоконденсатные месторождения в Астраханской и Оренбургской областях.

Горючие сланцы известны в Ленинградской, в Псковской области, в Среднем Поволжье и на севере Прикаспийской низменности.

Значительны запасы торфа , который в топливном балансе некоторых регионов равнины имеет существенное значение. Только в пределах Центрального федерального округа его запасы составляют $5$ млрд. т. Есть залежи торфа в Кировской и Нижегородской областях и в Республике Марий Эл.

В Архангельской области открыты месторождения алмазов .

Замечание 2

По сравнению с другими физико-географическими странами России Восточно-Европейская равнина давно заселена и имеет высокую плотность населения, наибольшую освоенность, а это означает, что она претерпела существенные антропогенные изменения.

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Стиль восточной архитектуры

Восточная архитектура значительно отличается от европейской, западной архитектуры. В качестве основных конструкционных материалов в странах Востока еще с древности начали использовать такие материалы, как:

  • дерево;
  • тростник;
  • камень или кирпич.

Самые древние люди и цивилизации появились именно на Востоке, в этой связи очень многие восточные государства практиковали возведение кирпичных городов. Отдельного внимания здесь заслуживает храмовая восточная архитектура: буддистские храмы, а также мусульманские и индуистские мечети имеют значительные отличия от Западных христианских религиозных сооружений.

Небольшие буддистские храмы проектировали в Индии и Китае в горах, в условиях дикой природы. Например, в Индии некоторые монастыри были выдолблены в скалах монахами-зодчими. Скалистые сооружения Индии являются восхитительными шедеврами восточной архитектуры. К концу первого тысячелетия до нашей эры основными буддистскими сооружениями стали ступы (своеобразные памятники, восхваляющие деятельность Будды), которые хранили в себе священные реликвии. В ступах предусматривались столбы-стамбхи, на которых высекались буддийские проповеди, а скальные храмы символизировали пещерную, отрешенную жизнь Будды. Ступа в Санчи является наиболее грандиозной постройкой полусферической формы, облицованной кирпичом, а в некоторых местах – камнем. Памятник, имеющий опору в виде высокого барабана, завершается реликварием (хранилищем религиозных реликвий) и священными дисками. Эта тяжелая, грузная ступа напоминает своим внешним видом большую перевернутую чашу длиной тридцать три метра.

Одним из основных элементов восточной архитектуры Малой Азии являлась деревянная колонна, стоящая на цоколе из камня.

Замечание 1

Примечательно, что первоначальные дома и крепости в восточной архитектуре нередко были ассиметричными, но приближающимися в плане к прямоугольной форме.

Исторически сложилось так, что главным элементом, получившим впоследствии широкое распространение в Финикии, стала капитель с волютами. Известно, что всевозможные вариации применения данной архитектурной модели применялись на Кипре и в Греции.

Стоит отметить и влияние персидской цивилизации на восточную архитектуру в целом. В период расцвета своей империи (эпоха правления Ахеменидов) персы возводили миниатюрные каменные храмы, в плане имеющие прямоугольную форму. Такие сооружения посвящались Богу Ахура-Мазде и его символам. Одним из символов был вечный огонь. Здесь следует отметить, что персидская архитектура в первую очередь оказала влияние на арабо-мусульманскую архитектуру. Данный процесс начался после завоевания Персии мусульманами. В этот период разрушались зароастрийские храмы и некоторые погребальные сооружения (гробницы, мавзолеи), а священные места осквернены. Мусульмане возводили свои мечети по определенному образцу. Он представлял собой внутренний двор с молельней и колодцем для омовения. Снаружи, как правило, располагались минареты. Примечательно, что все значимые элементы таких сооружений были ориентированы в сторону Мекки, древнего священного города мусульман.

Архитектура Двуречья

В дельте Тигра и Евфрата в начале IV тысячелетия до нашей эры сложилась одна из самых древних цивилизаций в мире. В то время на данной территории уже существовали некоторые рабовладельческие государства.

Основным объектом строительной и архитектурной деятельности Двуречья были ирригационные сооружения и укрепленные города. В комплекс сооружений храмовых хозяйств входили крупные хранилища для посевного зерна, выдача которого тщательно контролировалась жрецами.

Архитектура данного государства была примечательна тем, что даже общественные склады, почитаемые как священные объекты, обретали облик храмов с закромами. Для сооружений повышенной ответственности применялся сырой кирпич, уложенный в стену без раствора. Высыхая, такое изделие формировало монолитную конструкцию. Для лучшего просушивания стен подобных сооружений в их несущих конструкциях предусматривались специальные каналы для вентиляции, а для большей прочности закладывали в конструкцию арматуру из тростника или пальмовых стволов.

Архитектура Древнего Китая

Древнекитайская цивилизация появилась на основе неолитических культур, сложившихся в V - III тысячелетиях до нашей эры в долине реки Хуанхэ. На территории бассейна именно этой реки сформировалась этническая общность древних китайцев, один из центров ранних мировых цивилизаций. Данная цивилизация развивалась в условиях относительной изоляции от других государств и имеет весьма самобытный архитектурный стиль.

Архитектура Древнего Китая характеризуется композиционными постройками. Комплексы таких сооружений состоят из множества построек различного назначения. Примечательно, что по сей день в архитектуре этой страны отдельно стоящие здания – большая редкость. Дворцы и частные дома всегда ограждаются вспомогательными строениями.

Архитектура Древнего Китая достигла своего расцвета во времена правления династий Сунн и Тан (VII – XIII века). Уже в те времена было отлично развито градостроительное планирование, поселения проектировались согласно четким планам и в соответствии с основными геометрическими принципами. Поселения того времени окружались глубокими рвами и высокими стенами. Такие города представляли собой хорошо укрепленные крепости. Архитекторы Китая совмещали деятельность в области зодчества с другими видами творчества. Они были мыслителями и поэтами с возвышенным чувством природы и всего живого вокруг. Многие дворцы и жилые кварталы того времени были спроектированы в увязке с территориальными особенностями, будто они являются продолжением ландшафта. Интеграция архитектуры в окружающий пейзаж даже описывалась в некоторых трактатах, созданных в данную эпоху.

Дворец Ашшурбанипала в Ассирии

Период развития ассирийского искусства пришелся на времена правления царя Ашшурбанипала. В результате раскопок были найдены в Ниневии развалины его некогда величественного дворца. В них были найдены разнообразные произведения изобразительного искусства, а также таблички из глины с клинообразными текстами, которые составляли библиотеку Ашшурбанипала. Эти тексты свидетельствуют о высоком уровне ассирийской культуры.

Рельефы на стенах дворца прославляют царя, транслируют военные сцены, охотничьи сцены. При этом одни работы реализованы высококлассными мастерами, а другие обычными ремесленниками. В отличие от изображений предыдущего времени, в них реалистичнее передаётся движение. В сюжетных изображениях действия отображаются последовательно.

Известными во всем мире стали рельефы со сценами охоты на львов в зверинце царя. Великолепно проработаны тела самих зверей. Очень реалистично сделаны фигуры раненых львицы и льва. Особенно выразительно изображена львица смертельно раненная, и делающая финальную попытку подняться.

Храм Соломона в Иерусалиме

Храм Соломона - это одно из впечатляющих архитектурных сооружений Иерусалима. Он был несколько раз разрушен и отстроен заново. Но в семидесятом году нашей эры был окончательно разрушен римскими войсками. Храм Соломона был воздвигнут на девятифутовой платформе. К входу в храм вела лестница из десяти ступеней, с двух сторон окруженная колоннами, названными Иахин и Воаз. Смысл этих названий так и остался загадкой.

Внутри храм царя Соломона был поделен на три большие части:

  • Одна была святилищем с окнами под самым потолком, полом из кипарисовых досок и стенами, обшитыми кедром. У этой части была плоская крыша, поддерживаемая большими бревнами. На стенах и дверях были изображены пальмы, цветы, цепи, херувимы.
  • Во втором помещении Храма Соломона размещалась разная церковная утварь. Там же находился вырезанный из кедра алтарь, небольшого размера с отделкой из золота, разные светильники, а также стол для хлебов. Алтарь располагался, как в Хананейских храмах, перед лестницей, которая вела в другое помещение.
  • Третье помещение в храме называлось «Святое Святых» - обитель Божья. В нем не было окон. Здесь располагались два пятнадцатифутовых херувима, отделанных золотом. Их внешние крылья дотрагивались стен, а внутренние в центре зала соприкасались друг с другом. Считается, что здесь и находился «Ковчег Завета».

У Храма Соломона был также внутренний двор. Там находился алтарь для приношений, похожий на вавилонскую башню.

Этот храм строился целых семь лет. Он был освящен на праздник Кущей, и в него внесли «Ковчег Завета». После этого в него вошел сам царь Соломон и прочитал молитву, после которой огонь сошел с небес и опалил жертвы, преподнесенные Господу. В этом храме всегда проводили самые масштабные и торжественные богослужения.

Замечание 1

На сегодняшний день от величественного храма остался лишь небольшой кусок западной стены. Данное место носит название Стены плача и является великой святыней у евреев.

Пирамида Хеопса

Пирамиду Хеопса построили около четырех с половиной тысяч лет назад. Пирамида находится около города Гизы, сегодняшним пригороде Каира.

Внутри пирамиды расположено множество тоннелей и своеобразных лабиринтов. Некоторые из них ведут в пустые пространства, а некоторые в тупик. Изначально считалось, что это не несет никакого смысла, но постепенно исследователями было обнаружено, что если начертить план внутренних путей и отсеков, то он напоминает карту неба. Существует еще один очень удивительный факт, что один из каналов пирамиды расположен вертикально по оси усыпальницы.

Изначально высота данного сооружения составляла примерно сто сорок шесть метров. Но с течением времени почти восемь метров этой грандиозной конструкции были стерты дождями и ветрами. Периметр пирамиды девятьсот двадцать два метра. Площадь основания пирамиды можно сравнить с десятью футбольными полями. По подсчетам ученых общий вес пирамиды Хеопса составляет пять миллионов тонн. И состоит она примерно из двух миллионов гигантских каменных блоков из известняка, гранита, базальта. Рядов из таких блоков в пирамиде двести десять.

Вход в пирамиду находится с северной стороны. Он образован уложенными в виде арки каменными плитами. Но сегодня вход заделан гранитной пробкой, а попасть внутрь можно через пролом. Он был сделан в 820 году халифом Джафар аль-Мамуном, который хотел найти внутри пирамиды сокровища фараона, но обнаружил только пыль.

Замечание 2

В строительстве пирамиды было одновременно задействовано около сотни тысяч человек. Первое десятилетие строилась дорога, по которой далее доставлялись огромные каменные блоки.

Пирамида Хеопса служит компасом. В отдельных структурах этой известной усыпальницы заложены математические величины и соотношения, включая число «пи». Параметры царской камеры сложены в «священный» треугольник, имеющий четкую пропорцию – 3,4 и 5. Считается, что даже углы этой пирамиды отражают современные представления о тригонометрических значениях.

Висячие сады Семирамиды

Висячие сады Семирамиды были построены в Вавилоне при царе Навуходоносоре втором. Согласно многим легендам Семирамида была храброй воительницей, а также обладала архитектурным вкусом. Под именем Семирамиды греки обозначали ассирийскую царицу Шаммурамат, жившую примерно в восьмисотом году до нашей эры.

Замечание 3

Висячие сады - это четырехуровневое сооружение с большим количеством прохладных комнат, достаточно обильно украшенных растениями.

Для полива растений использовался водоподъемник. Он функционировал за счет рабов, крутящих колесо. Своды здания на всех уровнях подпирались колоннами в двадцать пять метров. Террасы были выложены плиткой, залиты асфальтом и засыпаны слоем земли, которого хватало даже для выращивания деревьев.

Рисунок 3. Висячие сады Семирамиды. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Применяемая в садах Семирамиды система водоснабжения была не нова для Месопотамии. Подобные сооружения встречались в местных зиккуратах. Но только в садах такая техника орошения достигла истинного совершенства.