Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Андрей белый заброшенный дом анализ. «Заброшенный дом» А. Белый. Анализ стихотворения «Заброшенный дом» Андрея Белого

Мережковский Дмитрий Сергеевич (2 (14) августа 1865 - 9 декабря 1941)- один из представителей русской литературы XX века, гонимый некогда советской властью. Лишь в конце XX века изучение творчества и значения Мережковского для русской литературы стало переосмысливаться.

Предок Мережковских - Федор Мережка - войсковой старшина, служивший на Украине. Дед Мережковского участвовал в войне 1812 года.

Маленький Дмитрий родился в 1866 году в городе Санкт-Петербург в многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского, служившего во дворце. В некоторых источниках указано, что Мережовский родился в семье мелкого чиновника - это неверная информация, так как действительный тайный советник - это гражданский чин II класса в Табели о рангах. Действительные тайные советники занимали самые высокие государственные должности.

Интерес к поэзии Дмитрий проявил в 13 лет, начав писать стихотворения, правда стихи Мережковского в тот момент были далеки от совершенства. Знаменательна встреча Мережковского и Федора Достоевского. Тогда Дмитрию было всего пятнадцать лет. Достоевский ознакомился со стихами Мережковского и вынес свой неутешительный вердикт: "Чтобы хорошо писать, - страдать надо, страдать!". Действительно, не имея душевных терзаний, неразрешимых вопросов, метаний мысли нельзя написать произведение находящее отклик в сердцах читателей. В тот же день Мережковский встретил Надсона, творчество которого Дмитрий находил очень интересным - Мережковский даже подражал Надсону в своих первых стихах.

Как поэт Мережковский состоялся в 1888 году, когда был опубликован его первый сборник стихов, названный просто "Стихотворения". Несмотря на то, что здесь Мережковский многое берет у Надсона, Брюсов отмечает особенность творчества Дмитрия Сергеевича, Мережковский обращается к теме радости и силы, тогда как последователи Надсона творили больше в минорных нотах.

В 1884 году Мережковский поступает на историко-филологический факультет Московского и Петербургского университета, где сразу же проявляет интерес к философии. Здесь же происходит знакомство с Короленко, Гаршиным и Успенским, от которых Мережковский перенял осмысление проблем государства и общества с позиций народничества. После знакомства со стихотворениями Владимира Соловьева, Мережковский обращается к символизму.

В 1889 году в жизни Мережковского происходит знаковое событие - он женится на Зинаиде Гиппиус. В дальнейшем Гиппиус оказывает серьезное влияние на творчество Дмитрия Сергеевича, становясь его музой.

В конце 1880-х и в 1890-е годы Мережковские отправляются в тур по Европе. Дмитрий Сергеевич и его супруга изучают европейскую культуру. Здесь Мережковский выступает в качестве литературного переводчика - он переводит античные трагедии с латинского и греческого языков, пишет критику, его труды публикуются в "Труде", "Русском обозрении" и "Северном вестнике".

В 1892 году выходит сборник стихов Мережковского "Символы". Именно этот сборник дал название литературному направлению - символизму. В том же году Мережковский выступает с речью, в которой он объясняет чем, должен стать символизм в русской литературе. Спустя четыре года в 1896 году выходит следующий сборник стихотворений Мережковского "Новые стихотворения".

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича Мережковского поворотным - он обращается к религиозным вопросам, много беседует на тему христианства и церкви, а спустя два года, в 1901 году Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы религии, церкви и русской культуры. Идея получила свое развитие и собрания имели место быть до 1903 года. К.П. Победоносцев на посту обер-прокурора Священного Синода одобрил такие собрания, однако за критику официальной церкви собрания им же были запрещены.

В процессе литературного труда Мережковский много обращается к исторической прозе, пишет трилогию "Христос и антихрист" о борьбе христианского и языческого начал в человеке, призывает к принятию нового христианства (Третий Завет), однако его идеи не находят поддержки у представителей церкви. В 1896 году публикуется первая часть трилогии "Смерть богов. Юлиан Отступник". Вторая часть "Воскресшие боги. Леонардо да Винчи" публикуется в 1901 году. Последняя часть трилогии "Антихрист. Петр и Алексей" увидела свет в 1905 году.

В 1909 году был опубликован четвертый сборник стихов Мережковского под названием "Собрание стихов". В этом сборнике было немного новых стихотворений, основную часть составляло содержание трех предыдущих сборников. Интерес этого сборника еще и в том, что автор составил его исходя из своих новых взглядов.

Особенность Мережковского как поэта состоит в том, что он в своих стихотворениях всегда абстрагировался от своего "я", он выражал те чувства и настроения, которые на его взгляд должны были у масс, тогда как многие поэты выражали именно свою точку зрения, выступая в стихотворениях от своего имени.

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич Мережковский с супругой отправляется во Францию. Там, в Париже, они проживут до 1908 года. Именно там выходит в свет совместный с женой и Д.Философовым труд "Le Tsar et la Revolution" (Царь и Революция), там же Мережковский начинает работу над "Царство Зверя" - трилогия на тему русской истории XVIII - XIX веков. В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии - "Павел I", за которую Дмитрий Сергеевич Мережковский получил судебное разбирательство. Вторая часть трилогии - "Александр I" публикуется спустя пять лет в 1913 году. Завершает трилогию "14 декабря" также спустя пять лет в 1918 году. В начале XX века творчество Мережковского популярно в Европе - его труды переводят на многие языки, издаются многотомные собрания сочинений, однако в России произведения Мережковского не получили широкого распространения по причине жесточайшей цензуры, так как поэт выступает против самодержавия и официальной церкви.

Революцию 1917 года Мережковский с супругой встретили в России. Поэт не понял смысл и назначение революции, не осознал всю силу и возможность духовного возрождения России, Большевизм в его глазах - это болезнь - прожив два года в Советском государстве, Мережковский решает бежать за рубеж, услышав о поражении Колчака и Деникина. Надежды поэта на свержения советской власти не оправдались. В 1919 году Мережковский добивается разрешения на чтение лекций в рядах Красной армии. Под этим предлогом он с женой подбирается совсем близко к границе с оккупированными Польшей территориями и бежит. На территории Польши Мережковский ведет активную политическую деятельность направленную против большевизма, однако после подписания перемирия между Россией и Польшей, Мережковский вынужден переехать в Париж.

В 1927 году при активном участии Мережковского создается религиозно-философский кружок "Зеленая лампа", который играл весомую роль в жизни русской эмиграции. В том же году Мережковские издают журнал "Новый курс", однако через год они вынуждены были прекратить его издание.

В 1931 году Мережковского номинируют на Нобелевскую премию, однако ее получает Иван Бунин. После нападения Гитлера на Советский союз, Мережковский ошибочно выступает на стороне Гитлера. Режим фашистов ему кажется более приемлемым, чем советский. Ненависть к советской власти была нестерпимой. От Мережковского отворачиваются многие представители эмиграции - поддержку Гитлера ему не могли простить.

* Многие факты, указанные в этой биографии не проверены. Если у вас есть корректировки - пожалуйста свяжитесь с нами. 

Дата создания: 1903.

Жанр. стихотворение.

Тема. тоска о прошлом.

Идея. время разрушает абсолютно все.

Проблематика. Переломная эпоха в судьбе русского дворянства.

Основные герои: лирический герой.

Сюжет. Лирический герой описывает свои впечатления при виде старого заброшенного дома. Глядя на него, он предается печальным размышлениям о тех людях, которые когда-то его населяли. Бывшие жильцы уже давно покоятся в могилах. За старым домом некому следить. Разрушительное действие времени сказывается на нем: каменные стены поросли мхом. Разросшиеся деревья ("дуплистые липы") склоняют свои ветви к самой крыше. Они тоже скорбят и тоскуют о покинувших свое жилище хозяевах.

Лирическому герою очень тяжело видеть остатки былого величия. Главным украшением здания когда-то был дворянский герб. Теперь он стерся и облупился. Случайный человек может не разобрать, что на нем изображено. Печальное настроение усиливает "охрипшая галка", которая своим криком "глумится над горем" лирического героя.

Рассказчик даже не хочет заходить внутрь заброшенного дома. Ему вполне достаточно заглянуть в окно. Сразу бросаются в глаза детали прежней роскошной обстановки ("часы из форфора", "старинная мебель"). Но на всех предметах лежит толстый слой многолетней пыли.

Лирический герой пытается избавиться от тоски, отойдя подальше от заброшенного дома. Но на много верст вокруг расстилаются необозримые равнины, которые только усиливают чувство невероятного одиночества. Звук хлопающей "сорванной ставни" вызывает в душе лирического героя ассоциации с жизнью предков. Когда-то в этом доме испытывали счастье и любили, а сейчас тишину нарушает лишь шепот "ветра с листвой".

Отзыв о произведении. Андрей Белый был одним из ярких представителей поэзии Серебряного века. В это время набирает популярность тема сожаления о безвозвратной утрате старого дворянского образа жизни. Стихотворение "Заброшенный дом" - яркий пример развития этой темы. Старый дом символизирует собой крепкое дворянское гнездо, находящееся в центре обширных земельных владений. Бурное развитие капитализма привело к расслоению и разорению дворянства. В доме, где выросло несколько поколений, не осталось хозяев. Жилище еще хранит следы былого величия, но скоро исчезнут и они.

Лирический герой тоскует не столько о заброшенном доме, сколько о судьбе всего русского дворянства. Он не случайно упоминает о "скирдах золотистого хлеба". Вокруг продолжается жизнь. На ее фоне дворянский дом, подобно своим бывшим хозяевам, выглядит всего лишь жалким пережитком прошлого.

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы - любезные предки?»
Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
над домом шумят.
И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
разрушенной башни.
Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий -
облупленный герб
дворянских фамилий.
Былое, как дым…
И жалко.
Охрипшая галка
глумится над горем моим.
Посмотришь в окно -
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
с углем нарисованным зайцем.
Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины…
И вдаль отойдешь… А вдали -
равнины, равнины.
Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо…
Один.
Внимаешь с тоской
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
как хлопает сорванной ставней.

Анализ стихотворения «Заброшенный дом» Андрея Белого

Произведение «Заброшенный дом» создано Андреем Белым в год смерти его отца. Горестные размышления о бренности бытия легли в его основу.

Стихотворение написано в 1903 году. Его автору исполнилось 23 года, он выпускник университета, адресат переписки А. Блока. Поэт примкнул к символистам, даже стал теоретиком этого литературного течения. Между тем, в этот год скоропостижно скончался его отец. Удрученный А. Белый летом едет в деревню, в отцовскую усадьбу Серебряный Колодезь, чтобы прийти в себя. По жанру — философская лирика, по размеру — амфибрахий со смешанной рифмой. Обращает на себя внимание форма стихотворения: некоторые слова выбиваются из общего строя, зияют, как разбитые окна в брошенном доме: и жалко, и небо, один. Собственно, в них — квинтэссенция ощущений поэта. Лирический герой — сам автор. В описании дома присутствуют и реальные черты имения, и собирательные образы любого старого дворянского гнезда. Герой даже не решается войти в дом, лишь однажды заглядывает в окно: часы из фарфора, мебель в пыли, гардины… Несколько многоточий и один вопрос: ах, где вы, любезные предки? Печать смерти и запустения лежит на всем, что когда-то было дорого. Поэт с печалью смотрит на выцветший обломок герба на «разрушенной башне». Былое, как дым: этим сравнением поэт подводит черту под прошлым. Тут и природа словно чахнет: дуплистые липы, мхи в трещинах, охрипшая галка.

Что же в настоящем? «Среди многоверстных равнин скирды золотистого хлеба». Были они и в прошлом, но образ этот — вечный, всегда юный, дарующий надежду. Мелкими кажутся заботы каждого дня, гордость житейская выглядит смешной. Герой и любит этот привычный устроенный быт, и «с тоской» внимает шепоту ветра в листьях, стуку сорванной ставни. А. Белый в этот период находится на распутье. Свой путь в творчестве он уже выбрал, однако есть еще путь жизненный, более важный и тревожащий. Эпитеты: вчерашней, тусклым, белеющих, облупленный. Олицетворения: лист тоскуя, галка глумится, шепчется ветер. Повторы: равнины, вдали, вдаль, лист за листом. Сравнения: мхи, как полипы (он имеет в виду коралловых полипов), былое, как дым. Сама история имения явится подтверждением меланхоличных раздумий поэта: спустя 5 лет мать будет вынуждена продать его. Дом этой семьи в полном смысле этого слова стал заброшенным, чужим.

Стихотворение «Заброшенный дом» А. Белый, известный символист, пишет в реалистической, почти классической, манере. Оно вошло в цикл «Золото в лазури» 1904 года.

/ / / «Заброшенный дом»

Дата создания: 1903.

Жанр. стихотворение.

Тема. тоска о прошлом.

Идея. время разрушает абсолютно все.

Проблематика. Переломная эпоха в судьбе русского дворянства.

Основные герои: лирический герой.

Сюжет. Лирический герой описывает свои впечатления при виде старого заброшенного дома. Глядя на него, он предается печальным размышлениям о тех людях, которые когда-то его населяли. Бывшие жильцы уже давно покоятся в могилах. За старым домом некому следить. Разрушительное действие времени сказывается на нем: каменные стены поросли мхом. Разросшиеся деревья ("дуплистые липы") склоняют свои ветви к самой крыше. Они тоже скорбят и тоскуют о покинувших свое жилище хозяевах.

Лирическому герою очень тяжело видеть остатки былого величия. Главным украшением здания когда-то был дворянский герб. Теперь он стерся и облупился. Случайный человек может не разобрать, что на нем изображено. Печальное настроение усиливает "охрипшая галка", которая своим криком "глумится над горем" лирического героя.

Рассказчик даже не хочет заходить внутрь заброшенного дома. Ему вполне достаточно заглянуть в окно. Сразу бросаются в глаза детали прежней роскошной обстановки ("часы из форфора", "старинная мебель"). Но на всех предметах лежит толстый слой многолетней пыли.

Лирический герой пытается избавиться от тоски, отойдя подальше от заброшенного дома. Но на много верст вокруг расстилаются необозримые равнины, которые только усиливают чувство невероятного одиночества. Звук хлопающей "сорванной ставни" вызывает в душе лирического героя ассоциации с жизнью предков. Когда-то в этом доме испытывали счастье и любили, а сейчас тишину нарушает лишь шепот "ветра с листвой".

Отзыв о произведении. Андрей Белый был одним из ярких представителей поэзии Серебряного века. В это время набирает популярность тема сожаления о безвозвратной утрате старого дворянского образа жизни. Стихотворение "Заброшенный дом" - яркий пример развития этой темы. Старый дом символизирует собой крепкое дворянское гнездо, находящееся в центре обширных земельных владений. Бурное развитие капитализма привело к расслоению и разорению дворянства. В доме, где выросло несколько поколений, не осталось хозяев. Жилище еще хранит следы былого величия, но скоро исчезнут и они.

Лирический герой тоскует не столько о заброшенном доме, сколько о судьбе всего русского дворянства. Он не случайно упоминает о "скирдах золотистого хлеба". Вокруг продолжается жизнь. На ее фоне дворянский дом, подобно своим бывшим хозяевам, выглядит всего лишь жалким пережитком прошлого.

«Заброшенный дом» Андрей Белый

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы - любезные предки?»
Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
над домом шумят.
И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
разрушенной башни.
Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий -
облупленный герб
дворянских фамилий.
Былое, как дым…
И жалко.
Охрипшая галка
глумится над горем моим.
Посмотришь в окно -
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
с углем нарисованным зайцем.
Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины…
И вдаль отойдешь… А вдали -
равнины, равнины.
Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо…
Один.
Внимаешь с тоской
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
как хлопает сорванной ставней.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Заброшенный дом»

Какая печальная атмосфера царит в стихотворении Андрея Белого «Заброшенный дом»! Оно было написано в имении Серебряный Колодезь, что принадлежало родителям поэта, в 1903 году. Пройдёт всего пять лет, и матери А. Белого придётся продать его, невзирая на то, что пребывание в усадьбе вдохновляло её сына на самые пронзительные стихи. Это тягостное предчувствие заметно в строках произведения.

Сюжет прост: автор, он же лирический герой, бродит по некому неназванному заброшенному поместью и понемногу проникается его тоскливым духом. Внимательно смотрит поэт на различные предметы, видит в них признаки увядания и описывает их с помощью точно подобранных эпитетов. Например, автор упоминает «дуплистые липы», и читатель понимает, что на этих деревьях уже лежит печать старения. Ведь молодые и здоровые стволы не имеют полостей, в то время как древние и больные рассыхаются, и в них чаще образуются пустоты.

Строения автор обнаруживает в не менее неприглядном виде. Стены, замечает поэт, постепенно исчезают под слоем растительности. Для мха у Белого находится интересное сравнение. Эти необычные растения, не имеющие ни корней, ни цветов, напоминают автору полипы, не менее странные представители животного мира. Впрочем, поэт вполне мог иметь в виду и болезненные наросты на человеческом теле. И тогда этот образ становится ещё более символичным.

Лирический герой заглядывает в дворянский дом. О том, что это именно бывшее жилище аристократической семьи, указывает обветшавший герб, когда-то украшенный лилиями и луной, которую поэт метафорически называет серпом. Более того, кажется, что Андрей Белый намекает на представителей царского дома, поскольку лилии издавна использовались именно в монаршей геральдике.

Протагонист внимательно рассматривает атрибуты некогда богатой жизни. Замечает фарфоровую фигурку китайского болванчика на часах, тяжёлые гардины, старинную мебель, роскошные люстры, прикрытые чехлами. Даже простой с виду рисунок зайчика не кажется неуместным – возможно, эту картинку нарисовал дворянский отпрыск, и родители повесили её на стену в порыве гордости за чадо.

Все эти предметы покрыты толстым слоем пыли, что указывает на давнее запустение. Однако когда герой оборачивается, то он видит полные жизни равнины. Тут и там стоят скирды золотой пшеницы. Но глядя на эти прекрасные вещи, поэт не испытывает радости. Наоборот, его одиночество становится острее.

Представляется, что под всеми этими образами скрывается предчувствие конца эпохи. Заброшенная усадьба – это эра аристократии, блеска и высокой культуры, но она уходит в прошлое, угасает так же неумолимо, как разрушается оставленный рачительным хозяином дом. Золотые поля – это будущее России, время благоденствия тех, кто связан с землёй – крестьян. Однако сам поэт не относится ни к тем, ни к другим, а потому чувствует страшное одиночество.

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
№4 «Ах, где вы - любезные предки?»

Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
№8 над домом шумят.

И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
№12 разрушенной башни.

Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий -
облупленный герб
№16 дворянских фамилий.

Былое, как дым?
И жалко.
Охрипшая галка
№20 глумится над горем моим.

Посмотришь в окно -
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
№24 с углем нарисованным зайцем.

Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины.
И вдаль отойдешь... А вдали -
№28 Равнины, равнины.

Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо...
№32 Один.

Внимаешь с тоской,
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
№36 как хлопает сорванной ставней.

Zabroshenny dom.
Kustarnik kolyuchy, no redky.
Grushchu o bylom:
«Akh, gde vy - lyubeznye predki?»

Iz kamennykh treshchin torchat
prorosshiye mkhi, kak polipy.
Duplistye lipy
nad domom shumyat.

I list za listom,
toskuya o nege vcherashney,
kruzhitsya pod tusklym oknom
razrushennoy bashni.

Kak stersya izognuty serp
sred nezhno beleyushchikh lily -
obluplenny gerb
dvoryanskikh family.

Byloye, kak dym?
I zhalko.
Okhripshaya galka
glumitsya nad gorem moim.

Posmotrish v okno -
chasy iz farfora s kitaytsem.
V uglu polotno
s uglem narisovannym zaytsem.

Starinnaya mebel v pyli,
da lyustry v chekhlakh, da gardiny.
I vdal otoydesh... A vdali -
Ravniny, ravniny.

Sredi mnogoverstnykh ravnin
skirdy zolotistogo khleba.
I nebo...
Odin.

Vnimayesh s toskoy,
obveyanny zhizniyu davney,
kak shepchetsya veter s listvoy,
kak khlopayet sorvannoy stavney.

Pf,hjityysq ljv/
Recnfhybr rjk/xbq, yj htlrbq/
Uheoe j ,skjv:
«F[, ult ds - k/,tpyst ghtlrb?»

Bp rfvtyys[ nhtoby njhxfn
ghjhjcibt v}

«Заброшенный дом» Андрей Белый

Заброшенный дом.
Кустарник колючий, но редкий.
Грущу о былом:
«Ах, где вы - любезные предки?»
Из каменных трещин торчат
проросшие мхи, как полипы.
Дуплистые липы
над домом шумят.
И лист за листом,
тоскуя о неге вчерашней,
кружится под тусклым окном
разрушенной башни.
Как стерся изогнутый серп
средь нежно белеющих лилий -
облупленный герб
дворянских фамилий.
Былое, как дым…
И жалко.
Охрипшая галка
глумится над горем моим.
Посмотришь в окно -
часы из фарфора с китайцем.
В углу полотно
с углем нарисованным зайцем.
Старинная мебель в пыли,
да люстры в чехлах, да гардины…
И вдаль отойдешь… А вдали -
равнины, равнины.
Среди многоверстных равнин
скирды золотистого хлеба.
И небо…
Один.
Внимаешь с тоской
обвеянный жизнию давней,
как шепчется ветер с листвой,
как хлопает сорванной ставней.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Заброшенный дом»

Какая печальная атмосфера царит в стихотворении Андрея Белого «Заброшенный дом»! Оно было написано в имении Серебряный Колодезь, что принадлежало родителям поэта, в 1903 году. Пройдёт всего пять лет, и матери А. Белого придётся продать его, невзирая на то, что пребывание в усадьбе вдохновляло её сына на самые пронзительные стихи. Это тягостное предчувствие заметно в строках произведения.

Сюжет прост: автор, он же лирический герой, бродит по некому неназванному заброшенному поместью и понемногу проникается его тоскливым духом. Внимательно смотрит поэт на различные предметы, видит в них признаки увядания и описывает их с помощью точно подобранных эпитетов. Например, автор упоминает «дуплистые липы», и читатель понимает, что на этих деревьях уже лежит печать старения. Ведь молодые и здоровые стволы не имеют полостей, в то время как древние и больные рассыхаются, и в них чаще образуются пустоты.

Строения автор обнаруживает в не менее неприглядном виде. Стены, замечает поэт, постепенно исчезают под слоем растительности. Для мха у Белого находится интересное сравнение. Эти необычные растения, не имеющие ни корней, ни цветов, напоминают автору полипы, не менее странные представители животного мира. Впрочем, поэт вполне мог иметь в виду и болезненные наросты на человеческом теле. И тогда этот образ становится ещё более символичным.

Лирический герой заглядывает в дворянский дом. О том, что это именно бывшее жилище аристократической семьи, указывает обветшавший герб, когда-то украшенный лилиями и луной, которую поэт метафорически называет серпом. Более того, кажется, что Андрей Белый намекает на представителей царского дома, поскольку лилии издавна использовались именно в монаршей геральдике.

Протагонист внимательно рассматривает атрибуты некогда богатой жизни. Замечает фарфоровую фигурку китайского болванчика на часах, тяжёлые гардины, старинную мебель, роскошные люстры, прикрытые чехлами. Даже простой с виду рисунок зайчика не кажется неуместным – возможно, эту картинку нарисовал дворянский отпрыск, и родители повесили её на стену в порыве гордости за чадо.

Все эти предметы покрыты толстым слоем пыли, что указывает на давнее запустение. Однако когда герой оборачивается, то он видит полные жизни равнины. Тут и там стоят скирды золотой пшеницы. Но глядя на эти прекрасные вещи, поэт не испытывает радости. Наоборот, его одиночество становится острее.

Представляется, что под всеми этими образами скрывается предчувствие конца эпохи. Заброшенная усадьба – это эра аристократии, блеска и высокой культуры, но она уходит в прошлое, угасает так же неумолимо, как разрушается оставленный рачительным хозяином дом. Золотые поля – это будущее России, время благоденствия тех, кто связан с землёй – крестьян. Однако сам поэт не относится ни к тем, ни к другим, а потому чувствует страшное одиночество.