Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Анализ произведения война и мир автор. Расширенный анализ романа «Война и мир. Женитьба Николая, управление имением

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

Беспрецедентным в истории мировой литературы является классический роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», повествующий о жизни русского общества в эпоху наполеоновских войн. Грандиозное произведение в течение многих лет пользуется неизменным успехом у читателей и литературных исследователей во всем мире. Предлагаем к ознакомлению анализ романа по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при написании сочинения на заданную тему, подготовке к уроку по литературе и предстоящему ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1863-1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьей вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел писателя существенно расширился: появились новые герои, отодвинулись временные рамки. В результате был написан роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция - Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определенный временной промежуток. Композиция романа отличается чрезвычайной сложностью и многослойностью.

Жанр - Роман-эпопея.

Направление – Реализм.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая - восстание декабристов, а третья - их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Тема

Среди множества тем, освещенных автором в романе, одной из важнейших является историческая судьба всего русского народа в период военного лихолетья. Лев Николаевич всегда критиковал любые войны, поскольку в дальнейшем они становились причиной серьезных проблем в социуме.

Люди, оторванные от привычных занятий и вынужденные убивать себе подобных, навсегда меняли свое мировоззрение. Как следствие, всей нации наносился огромный, непоправимый нравственный ущерб.

Военные действия стали прекрасным фоном для развития такой животрепещущей темы как истинный и ложный патриотизм. Война 1812 года имела огромное значение в объединении всей нации в общем патриотическом порыве - изгнать врага со своей земли. В этом были солидарны и многие представители дворянства и простой народ. Все герои романа, так или иначе, прошли проверку 1812 годом, и получили нравственную оценку своих действий.

Все свои чаяния и надежды Лев Николаевич вложил в основную мысль произведения - каждый человек должен жить интересами своего народа, стремиться к истинной гармонии, позабыв о жажде наживы или карьерных амбициях. Любовь к родине, добрые помыслы, единение с народом - то, чему учит произведение.

Смысл романа заключается в «народности», поскольку именно народ есть движущая сила и величие нации.

Композиция

Проводя в романе «Война и мир» анализ произведения, необходимо отметить сложность и многоступенчатость его композиционного построения. Не только роман, но даже каждый том и каждая глава имеют собственную кульминацию и развязку. В книге теснейшим образом переплетены главные сюжетные линии, многие персонажи и эпизоды противопоставлены друг другу.

Произведение состоит из 4 томов и эпилога, и каждой из частей книги соответствует определенный временной промежуток.

  • 1 том (1805 год) - описание войны и главных героев, наполненных честолюбивыми мечтами.
  • 2 том (1806-1811 год) - отображение проблем и сложных жизненных ситуаций, в которых оказался каждый из героев романа.
  • 3 том (1812 год) - полностью посвящен войне 1812 года.
  • 4 том (1812-1813 годы) - наступление долгожданного мира, с приходом которого происходит прозрение главных героев.
  • Эпилог (18120 год) - повествование о дальнейшей судьбе центральных персонажей.

Главные герои

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто - это роман-эпопея . Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объем произведения, масштаб отображаемых событий и рассматриваемой проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нем присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, роман принято относить к литературному направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 2609.

Анализ 1 тома “Война и мир” предполагает рассмотрение тех сюжетных линий, из которых состоит роман-эпопея, с описанием главных персонажей. В первой книге автор знакомит нас с семействами Болконских, Безуховых, Курагиных и Ростовых. События этого периода охватывают временной промежуток, который заканчивается битвой под Аустерлицем.

Мирные события

Роман начинается с описания приёма в салоне А. Шерер: в этой сцене автор знакомит читателя с главными персонажами, их родственниками, ближайшим окружением. Поэтапно складывается картина жизни светского общества Петербурга, их нравов, законов, по которым строятся отношения в высших кругах. В самом начале романа автор знакомит читателя со своим любимым персонажем – Пьером Безуховым. Через призму взглядов и жизненных принципов этого человека Толстой попытался включить свои духовные ценности в судьбу богатого, знатного человека. Пьер не искушён светской жизнью, он вернулся из-за границы, где провёл 10 лет.

Незаконнорожденный сын старого графа Безухова, Пьер является его любимцем, хотя никогда не был особенно близок с отцом. Именно ему предстоит пройти испытание огромными деньгами, получив миллионное наследство отца, ощутить, как изменится отношение окружающих к нему с приобретением нового статуса и огромного капитала. Пьер – один из немногих “живых”, думающих героев романа, к таким относится и Андрей Болконский. Героев объединяет тяга к поиску глубинного смысла жизни, они полны мечтаний и ложных убеждений, которые далеки от реальности. Сюжетные линии персонажей пересекаются всего несколько раз, в этих сценах герои делятся своими убеждениями, помогают друг другу понять простые истины.

Развивая образ молодого Безухова, автор знакомит нас с семьёй Курагиных. Это семейство – галерея человеческих пороков: начиная от глупости, недалёкости, бездушности, и заканчивая лицемерием, предательством, коварством и пьянством. Элен Курагина, удивительно красивая женщина, становится супругой молодого Безухова. Этот брак приносит герою много боли и разочарований: в любви, красоте, женской верности и семейной жизни.

Война

Военные действия впервые просачиваются в роман в светских беседах, именно глазами тех, кто никогда не держал оружие, автор подаёт военную обстановку в мире. Войну обсуждают так же, как говорят о последних веяниях женского гардероба, она является модной темой. Толстой нарочно использует этот приём, что бы создать контраст с реальными военными событиями, которые раскрываются в первой части книги немного позже. Образ Наполеона подаётся глазами Андрея Болконского и Пьера Безухова, которые считают его великим человеком, своим кумиром.

Когда герои попадают в реальные военные события (Пьер – в французский плен, Андрей Болконский, Николай Ростов – в самую гущу боевых действий) их мировоззрение глобально меняется. Каждый из героев понимает ужас и бессмысленность войны, смертей. Андрей Болконский, жаждущий славы, боевых подвигов, падает раненым в сражении и приходит к пониманию того, что не ценил то, что дарила ему жизнь. Он осознаёт, что семья, близкие, простая мирная жизнь – являются смыслом человеческого существования.

Основные герои, их характеристика

В первом томе автор даёт своеобразную предысторию – знакомит читателей со старшим поколением: князь Василий, граф Безухов и другие. Эти персонажи не играют важной роли, однако подчёркивают значение семьи, отцовского авторитета, достойного воспитания в жизни человека. Четыре основных семейства – Болконские, Ростовы, Курагины и Безуховы – фигурируют во всех главах (кроме описаний военных событий).

Болконские – образец благородства, духовности, человеческих исканий, однако внутри семьи они ведут себя, как чужие люди. Им не хватает тепла и душевной близости, они чужие люди, хотя связаны семейными узами.

Семья Безухова ещё не сформирована, Пьер по сути одинок. Он обретёт своё счастье в конце романа.

Курагины – клубок интриг, коварства и лжи, их трудно назвать семьёй.

Материал нашей статьи будет полезен при подготовке к сочинению “Анализ “Война и мир 1 том””.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

«Война и мир» Льва Толстого — не просто классический роман, а настоящий героический эпос, литературная ценность которого не сравнима ни с одним другим произведением. Сам писатель считал его поэмой, где частная жизнь человека неотделима от истории целой страны.

Семь лет понадобилось Льву Николаевичу Толстому, чтобы довести до совершенства свой роман. Еще в 1863 году писатель не раз обговаривал планы по созданию масштабного литературного полотна со своим тестем А.Е. Берсом. В сентябре этого же года отец жены Толстого прислал письмо из Москвы, где упоминал об идее писателя. Историки считают эту дату официальным началом работы над эпопеей. Уже через месяц Толстой пишет своей родственнице, что все его время и внимание занимает новый роман, над которым он думает так, как никогда раньше.

История создания

Первоначальной идеей писателя было создание произведения о декабристах, которые провели в ссылке 30 лет и вернулись домой. Отправной точкой, описанной в романе, должен был стать 1856 год. Но затем Толстой изменил свои планы, решив отобразить все с начала восстания декабристов 1825 года. И этому не суждено было сбыться: третьей идеей писателя стало желание описать молодые годы героя, которые совпали с масштабными историческими событиями: войной 1812 года. Окончательным же вариантом стал период с 1805 года. Так же был расширен круг героев: события в романе охватывают историю многих личностей, которые прошли через все тяготы разных исторических периодов в жизни страны.

Несколько вариантов имело и название романа. «Рабочим» было наименование «Три поры»: молодость декабристов в период Отечественной войны 1812 года; Декабристское восстание 1825 года и 50- е годы 19 века, когда произошло сразу несколько важных событий в истории России — Крымская война, уход из жизни Николая I, возвращение амнистированных декабристов из Сибири. В конечном варианте писатель решил акцентировать внимание на первой поре, так как написание романа даже в таком масштабе требовало больших усилий и времени. Так вместо обычного произведения родилась целая эпопея, не имеющая аналогов в мировой литературе.

Всю осень и начало зимы 1856 года Толстой посвятил написанию начала «Войны и мира». Уже в это время он не раз пытался бросить работу, так как по его мнению не получалось на бумаге передать весь замысел. Историки говорят, что в архиве писателя насчтывалось пятнадцать вариантов начала эпопеи. В процессе работы Лев Николаевич пытался сам для себя найти ответы на вопросы о роли человека в истории. Ему пришлось изучить множество хроник, документов, материалов, описывающие события 1812 года. Сумбур в голове писателя вызывало то, что все информационные источники по разному давали оценку как Наполеону, так и Александру I. Тогда Толстой принял для себя решение отойти от субъективных утверждений чужих людей и отобразить в романе свою собственную оценку событий, основанную на правдивых фактах. Из разноплановых источников он заимствовал документальные материалы, записи современников, газетные и журнальные статьи, письма генералов, архивные документы Румянцевского музея.

(Князь Ростов и Ахросимова Марья Дмитриевна )

Посчитав нужным побывать непосредственно на месте событий, Толстой два дня провел в Бородине. Ему было важно лично объехать место, где разворачивались масштабные и трагические события. Он даже лично делал зарисовки солнца на поле во время разного периода суток.

Поездка дала возможность писателю по-новому прочувствовать дух истории; стала своеобразным вдохновением для дальнейшей работы. На протяжении семи лет работа шла на душевном подъеме и «горении». Рукописи состояли более чем из 5200 листов. Поэтому «Война и мир» легко читается даже спустя полтора столетия.

Анализ романа

Описание

(Наполеон перед сражением в задумчивости )

В романе «Война и мир» затронут шестнадцатилетний период истории России. Отправная дата — 1805 год, окончательная — 1821. В произведении «занято» больше 500 персонажей. Это как реально существующие люди, так и вымышленные писателем для придания красочности описания.

(Кутузов перед Бородинской битвой обдумывает план )

В романе переплетаются две основные сюжетные линии: исторические события в России и личная жизнь героев. Реальные исторические личности упоминаются в описании Аустерлицкого, Шенграбенского, Бородинского сражения; взятии Смоленска и сдаче Москвы. Больше 20 глав отведено именно Бородинскому сражению, как основному решающему событию 1812 года.

(На иллюстрации эпизод Бала Наташи Ростовой их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В противостояние «военному времени» писатель описывает личный мир людей и все то, что их окружает. Герои влюбляются, ссорятся, мирятся, ненавидят, страдают… На противостоянии различных персонажей, Толстой показывает разницу в нравственных принципах индивидуумов. Писатель пытается рассказать, что различные события способны изменить мировоззрение. Одна целостная картина произведения складывается из трехсот тридцати трех глав 4 томов и еще двадцати восьми глав, размещенных в эпилоге.

Первый том

Описаны события 1805 года. В «мирной» части затронуты жизнь в Москве и Петербурге. Писатель знакомит читателя с обществом главных героев. «Военная» часть — Аустерлицкая и Шенграбенская битвы. Толстой завершает первый том описанием того, как военные поражения повлияли на мирную жизнь персонажей.

Второй том

(Первый бал Наташи Ростовой )

Это полностью «мирная» часть романа, которая затронула жизнь героев в период 1806-1811 годов: зарождение любви Андрея Болконского к Наташе Ростовой; масонство Пьера Безухова, похищение Карагиным Наташи Ростовой, получение Болконским отказа от Наташи Ростовой выйти замуж. Завершение тома — описание грозного предзнаменования: появление кометы, которая является символом больших потрясений.

Третий том

(На иллюстрации эпизод Бородинского сражение их к/ф "Война и мир" 1967г. )

В этой части эпопеи писатель обращается к военному времени: вторжение Наполеона, сдача Москвы, Бородинское сражение. На поле боя вынуждены пересекаться главные мужские персонажи романа: Болконский, Курагин, Безухов, Долохов… Завершение тома — взятие в плен Пьера Безухова, устроившего неудачную попытку покушения на Наполеона.

Четвертый том

(После битвы раненные прибывают в Москву )

«Военная» часть — описание победы над Наполеоном и позорное отступление французской армии. Затрагивает писатель и период партизанской войны после 1812 года. Все это переплетается с «мирными» судьбами героев: уходят из жизни Андрей Болконский и Элен; зарождается любовь между Николаем и Марьей; задумываются о совместной жизни Наташа Ростова и Пьер Безухов. А главным персонажем тома становиться русский солдат Платон Каратаев, словами которого Толстой пытается передать всю мудрость простого народа.

Эпилог

Эта часть посвящена описанию перемен в жизни героев через семь лет после 1812 года. Наташа Ростова замужем за Пьером Безуховым; обрели свое счастье Николай и Марья; повзрослел сын Болконского — Николенька. В эпилоге автор размышляет о роли отдельных личностей в истории целой страны, и пытается показать исторические взаимосвязи событий и человеческих судеб.

Главные герои романа

В романе упоминается больше 500 персонажей. Самых главных из них автор попытался описать максимально точно, наделив особыми чертами не только характера, но и внешности:

Андрей Болконский — князь, сын Николая Болконского. Постоянно ищет смысл жизни. Толстой описывает его как красивого, сдержанного и с «сухими» чертами лица. Он обладает сильной волей. Умирает в результате ранения, полученного при Бородино.

Марья Болконская — княжна, сестра Андрея Болконского. Неприметная внешность и лучистые глаза; набожность и тревога за родных. В романе она выходит замуж за Николая Ростова.

Наташа Ростова — дочь графа Ростова. В первом томе романа ей всего 12 лет. Толстой описывает ее как девушку не совсем красивой внешности (черные глаза, большой рот), но при этом «живая». Ее внутренняя красота привлекает мужчин. За руку и сердце готов бороться даже Андрей Болконский. В конце романа выходит замуж за Пьера Безухова.

Соня

Соня — племянница графа Ростова. В противовес своей кузине Наташе — красивая внешне, но гораздо беднее душевно.

Пьер Безухов — сын графа Кирилла Безухова. Неуклюжая массивная фигура, добрый и одновременно сильный характер. Он может быть суровым, а может становиться ребенком. Увлекается масонством. Пытается изменить жизнь крестьян и повлиять на масштабные события. Вначале женат на Элен Курагиной. В конце романа берет в жены Наташу Ростову.

Элен Курагина — дочь князя Курагина. Красавица, видная светская дама. Вышла замуж за Пьера Безухова. Изменчива, холодна. Погибает в результате аборта.

Николай Ростов — сын графа Ростова и брат Наташи. Продолжатель рода и защитник Отечества. Принимал участие в военных кампаниях. Женился на Марье Болконской.

Федор Долохов — офицер, участник партизанского движения, а также большой кутежник и любитель дам.

Графья Ростовы

Графья Ростовы — родители Николая, Наташи, Веры, Пети. Почитаемая семейная пара, пример для подражания.

Николай Болконский — князь, отец Марьи и Андрея. В Екатерининское время значительная личность.

Большое внимание автор уделяет описанию Кутузова и Наполеона. Полководец предстает перед нами как умный, непритворный, добрый и философский. Наполеон описывается как маленький толстячок с неприятно-притворной улыбкой. В то же время, он несколько таинственный и театральный.

Анализ и вывод

В романе «Война и мир» писатель пытается донести до читателя «народную мысль». Ее суть в том, что у каждого положительного героя есть своя связь с нацией.

Толстой отошел от принципа вести рассказ в романе от первого лица. Оценка персонажей и событий идет через монологи и авторские отступления. В то же время, писатель оставляет право читателю самому дать оценку происходящему. Ярким примером подобного может служить сцена Бородинского сражения, показанная как со стороны исторических фактов, так и субъективного мнения героя романа Пьера Безухова. Не забывает писатель и о яркой исторической личности — генерале Кутузове.

Главная идея романа лежит не только в раскрытии исторических событий, но и в возможности понять, что любить, верить и жить нужно при любых обстоятельствах.

" - монументальная эпопея Л. Н. Толстого, входящая в золотой фонд мировой литературы. Знаменитый роман русского классика до сих пор пользуется огромной популярностью. Он был переведен на многие языки мира. Книге посвящено большое количество литературных исследований.

Она представляет определенную ценность даже для профессиональных историков, так как Толстой при работе использовал самые разнообразные источники от воспоминаний до архивных документов. Интерес к роману не может угаснуть, так как в нем на первом плане стоят общечеловеческие ценности, добро и справедливость.

2. История создания . В середине 50-х гг. XIX века у Толстого возник замысел повести о декабристе, возвращающемся с семейством из Сибири. Эта работа все больше увлекала писателя, а временные рамки произведения отодвигались все дальше в прошлое.

Писатель стремился раскрыть внутренний мир своего героя, объяснить мотивы его поступков. Возникала необходимость изобразить целое поколение. Таким образом, к 1863 г. замысел небольшой повести совершенно изменился, она перерастает в роман, работа над которым заняла несколько лет. В окончательном виде эпопея "Война и мир" была закончена и вышла в печати в 1867-1869 гг.

3. Смысл названия . Название романа "Война и мир" в сознании современного человека понимается как противоположность из двух антонимов. В дореволюционной России слово "мир" имело два значения в зависимости он написания: "миръ" (согласие, спокойствие) и "мiръ" (весь белый свет и род человеческий). Толстой в 1867 г. дал название роману - "Война и мiръ". В его замыслы входило показать войну и ее губительное влияние на все человечество в целом.

4. Жанр . Роман-эпопея.

5. Тема . Основная тема романа - коренящиеся в русском национальном характере высшие идеалы простоты, правды и добра. Эта тема развита на фоне центрального события - Отечественной войны 1812 г. Нашествие Наполеона принесло огромные беды и страдания русскому народу. Но при этом оно выступило своеобразным средством очищения, показавшим истинное лицо многих людей. Писатель срывает маски с фальшивого, блестящего по внешности высшего общества.

За изящным поведением и возвышенными разговорами скрываются самые низкие, полуживотные инстинкты. Большинству представителей знати абсолютно безразлично, кто выйдет победителем из войны. Они уверены, что смогут сохранить свое положение при любом режиме. Их патриотические речи лицемерны и вызывают отвращение. Полную противоположность этим людям представляют положительные герои романа (Болконский, Безухов) и весь русский народ.

Виновником войны был Наполеон, поэтому правда оставалась на стороне России. Критик Н. Н. Страхов называл "Войну и мир" "апофеозом русского смирного типа". Толстой был убежден, что тщательно разработанные планы военной кампании и действия полководцев вообще не играли никакой роли. Русские победили, потому что осознавали правоту своего дела. Великий русский писатель после публикации "Войны и мира" подвергся многочисленным нападкам за изложенный им своеобразный взгляд на Отечественную войну 1812 г. По мнению Толстого, главная заслуга Кутузова состояла в том, что он как можно дольше оттягивал решающее сражение, предоставляя французской армии разваливаться на ходу.

Для Толстого события 1812 г. были настоящей народной войной. Он противопоставляет действия высшего командования обеих армий с настроениями и мыслями истинных патриотов своей страны. В то время война рассматривалась как шахматный поединок между главнокомандующими. Взяв Москву, Наполеон не сомневался, что Александр I незамедлительно будет добиваться мирного договора. По всем правилам военного искусства русские потерпели поражение.

Французский император был неприятно удивлен, узнав, что Москва покинута жителями, и никто не оказывает ему достойной встречи. Противоположный взгляд ярко выражен в словах князя Андрея: "Что такое пленные? ...Французы разорили мой дом... Они враги мои... Надо их казнить". Княжна Марья не допускает даже мысли о том, чтобы остаться и подчиниться французскому генералу. Более всего пострадавший от нашествия Наполеона простой русский народ видит перед собой не галантных европейцев, а разбойников и убийц, от которых необходимо как можно скорее избавиться.

6. Проблематика. Главная проблема романа заявлена в его названии. Толстой резко отрицательно относился к любой войне, представляющей собой бессмысленное уничтожение большого количества людей. Писатель видит наибольшую опасность даже не в этом. Во время войны огромные массы отрываются от привычных занятий и сгоняются в организованные отряды, главной целью которых является убийство себе подобных. Этим наносится непоправимый ущерб нравственному состоянию нации.

Отдельный человек уже не принадлежит самому себе, он должен беспрекословно подчиняться приказам, которые нередко бывают бессмысленными и откровенно глупыми. Отношение к войне ярко показано на примере князя Андрея Болконского. Поначалу он мечтает об успешной военной карьере, подвигах и славе. Но, попав на войну, Андрей видит, насколько его идеальные представления далеки от суровой реальности. Отталкивающий вид множества убитых и раненых заставляет его задуматься о смысле собственной жизни.

Ранение князя окончательно открывает ему глаза и наполняет его душу отвращением к прежним наивным мечтам. Толстой отмечал, что между официальными документами, историческими исследованиями и реальными событиями лежит глубокая пропасть. В юмористической форме эта мысль подтверждается в письме дипломата Билибина князю Андрею. Он опровергает известие о победе в Пултуской битве.

Описывая маневры русских армий в кампании 1805-1807 гг., Билибин заявляет, что главным противником генерала Бенигсена был не Наполеон , а генерал Буксгевден. Два генерала в борьбе за пост главнокомандующего забывают о настоящей цели войны. Но после утверждения на посту Буксгевдена появляется "третий враг - православное" воинство, занимающееся мародерством. Важной для Толстого проблемой является преклонение людей перед мнимыми героями и выдающимися личностями в истории.

Писатель не признавал героев на войне в общепринятом смысле этого слова. Во время кампании 1805-1807 гг. он выделяет капитана Тушина - скромного и тихого человека, который чувствует робость перед начальством. Но этот робкий капитан, попав в безвыходное положение, сохранил стойкость своей батареи, которая в течение всего сражения отбивала атаки французов. Тушин оказался истинным героем сражения, но по официальным донесениям он был виновен в потере двух орудий. Спасло капитана только вмешательство Андрей Болконского. Такие ситуации на войне - обычное дело.

Собирательный образ русского человека представляет собой Платон Каратаев. Он совсем не похож на героя, смело врубающегося в гущу врагов. Превосходство Каратаева заключается в его доброте и мягкости, которые побеждают превосходящего сильного и хищного противника. Выдающихся полководцев Толстой описывает как обычных людей, срывая с них нимб величия.

Если пристально обратиться к личности Наполеона, то можно увидеть необычайно самодовольного, мстительного, раздражительного человека. Писатель считает, что к вершине власти его привела цепь совершенно случайных событий. Постепенно вокруг имени Наполеона накапливалось все больше домыслов и легенд, усиливающих его самомнение.

Точно таким же образом Толстой относится и к Кутузов у. Это старый больной человек, который с большим трудом переносит тяготы походной жизни. Огромный жизненный опыт подсказывает ему, что самый верный путь к достижению победы - предоставить событиям развиваться естественным порядком. Относительно Бородинского сражения до сих пор ведутся споры о том, кто же вышел победителем.

Толстой дает однозначный ответ. Ни потери, ни занимаемая территория не играли никакой роли. Русская армия одержала "нравственую победу", после которой войска Наполеона были обречены на позорное отступление. Следующей по значимости в романе является проблема пустоты и бессодержательности жизни высшего общества. Толстого нередко упрекали в том, что многие места в романе написаны на французском языке. Но это как раз и усиливает критику писателя.

Русское дворянство настолько оторвалось от национальных корней, что предпочитало своему родному языку иностранный. Причем не просто иностранный, а язык своего противника. Можно ли представить себе, что во время Великой Отечественной войны советские руководители и военачальники говорят между собой по-немецки? А в начале XIX века такая ситуация никого не удивляла.

Показная изысканность исчезает сразу же, если дело касается больших денег. Это прекрасно показано Толстым в яростной борьбе претендентов на наследство умирающего графа Безухова. Получивший наследство простодушный Пьер оказывается игрушкой в руках князя Василия и его дочери Элен. Элен и Анатоль - главные отрицательные персонажи романа, типичные представители высшего света.

Элен невероятно красива, но при этом глупа. Обладая врожденной хитростью и коварством, она умеет привлекать к себе внимание и добиваться всего, чего хочет. Анатоль - избалованный и порочный молодой человек. Он недалеко ушел от сестры в умственном отношении, но способен нравиться женщинам. Очень сложными и запутанными являются в романе любовные и семейные отношения. Для большинства представителей высшего света любовь уже давно стала предметом купли-продажи. Браки заключаются исключительно из корыстных соображений.

Молодая Наташа Ростова впервые сталкивается с этим, когда мать запрещает ей общаться с Борисом. Она мечтает подыскать для дочери более достойного и богатого жениха. Но уже на первом выезде в свет Наташа находит своего избранника - князя Андрея. Болконский после смерти жены находился в подавленном состоянии. Молодая девушка возродила в нем надежду на счастье. Влюбленных отделял от свадьбы всего лишь год, но за это время Наташа попала в искусно сплетенные сети Анатоля и его сестры Элен. Неопытная девушка, страдая от разлуки с Андреем, вновь влюбилась.

Жестокий и расчетливый обман Анатоля стал причиной ее тяжелой болезни. Естественно, после распространившегося слуха о связи Наташи с Анатолем ни о какой свадьбе не могло быть и речи. Андрей посчитал себя глубоко оскорбленным. Примирение влюбленных состоялось слишком поздно, когда Андрей находился при смерти. Только путем ошибок и бесконечных страданий Наташа обретает свое счастье в браке с Пьером Безуховым.

Пьер - один из самых чистых и благородных людей в романе. Из-за своей простоты и отзывчивости от часто становится марионеткой в чужих руках. Пьера буквально "женят" на Элен, заставляя его поверить в то, что он уже давно в нее влюблен. По-своему несчастливы в любви Соня и княжна Марья. Не имеющей наследства Соне очень трудно найти себе жениха.

Княжна Марья обладает хорошим наследством, но Бог обделил ее внешностью. Княжна мечтает о семейной жизни, но, осознавая свою непривлекательность, с головой уходит в религию. Обе женщины страдают одинаково от любви к Николаю Ростову. В конце концов счастье улыбается княжне Марье. Соня же вынуждена в очередной раз принести себя в жертву ради чужого благополучия. В эпилоге Наташа употребляет по отношению к ней очень верное слово - "пустоцвет".

7. Герои . Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, остальные члены семейств Болконских и Ростовых. Реальные исторические лица: Наполеон, Кутузов, Багратион, Александр I и многие другие. В эпопее в целом огромное количество героев, описанных в мельчайших деталях. По этому поводу Н. Н. Страхов писал: "Тысячи лиц, тысячи сцен... все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика...".

8. Сюжет и композиция . "Война и мир" охватывает большой временной промежуток: с 1805 по 1812 гг. Действие эпилога разворачивается в 1820 г. В финале Толстой приводит пространное авторское отступление, в котором подводит итог своим размышлениям по важнейшим проблемам, затронутым в романе. Пространственные рамки романа также обширны: Москва, Петербург, заграница, поля сражений. Огромное внимание Толстой уделяет центральному событию - Отечественной войне 1812 г.

9. Чему учит автор ? Самый главный нравоучительный смысл романа "Война и мир" заключается в неизбежном торжестве добра и справедливости. Толстой-патриот прославляет победу русского народа над кровожадным завоевателем. Толстой-гуманист утверждает, что величие России могло быть достигнуто мирными способами.

Отечественная война 1812 г. стала высшим проявлением национального характера. В ней впервые в русской истории развернулось масштабное партизанское движение. Это движение лишь частично контролировалось военным командованием, но оно сыграло ведущую роль в разгроме отступающей французской армии. Главным положительным качеством героев романа становится неосознанная тяга к добру. В этом отношении показательной является судьба Пьера Безухова. Искреннему и простодушному молодому человеку суждено пройти через многие испытания. В поисках истины он вступает в масонство, но разочаровывается в нем. Неудачная женитьба, дуэль, французский плен и встреча с Платоном Каратаевым - все эти события постепенно приближали его к главному умозаключению. Пьер обрел способность "видеть великое, вечное и бесконечное во всем", т. е. не умом, а душой почувствовал существование всемогущего Бога.

Толстой учит, что эта достигнутая Пьером способность должна лежать в основе устремлений каждого человека. Если все почувствуют Бога внутри себя, то войны, беды и страдания просто-напросто исчезнут. Воззрения великого писателя могут показаться чересчур идеалистическими, но противопоставить им нечего. Простота, добро и правда действительно выступают теми спасительными средствами, благодаря которым человечество до сих пор удерживается от взаимного самоуничтожения.