Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Анализ болезни Н.В. Гоголя по М.М. Зощенко. Психическая болезнь гоголя От чего умер гоголь какой болезни

« Если бы среди нас сейчас жил Гоголь, мы относились бы к нему также как большинство его современников: с жутью, с беспокойством и, вероятно, с неприязнью: непобедимой внутренней тревогой заражает этот единственный в своем роде человек: угрюмый, востроносый, с пронзительными глазами, больной и мнительный... В нем можно было легко почувствовать старого врага...» «Что изменило ослепительное видение Гоголя в действительной жизни? Ничего. Здесь - осталась прежняя, хомяковская «недостойная избрания» Россия:

В судах черна неправдой черной //

И игом рабства клеймена».

Александр Блок.

«

Я всю жизнь боролся и ненавидел Гоголя: и в 62 года думаю: «Ты победил, ужасный хохол». Нет, он увидел русскую душеньку в ее преисподнем содержании»... Глаза его были - чудища, и он все рассмотрел совершенно верно, хотя пробыл в России всего несколько часов.» «Революция нам показала душу русских мужиков... Вообще только Революция, и - впервые революция оправдала Гоголя.» (1918
).

Василий Розанов

Среди родственников Гоголя по материнской линии было много странных, мистически настроенных и просто психически больных людей. Сама Марья Ивановна Гоголь обладала крайней впечатлительностью, была мнительна, приписывала своему сыну «…все новейшие изобретения (пароходы, железные дороги) и… рассказывала об этом всем при каждом удобном случае».

Гоголь был угрюмым, упрямым, малообщительным, очень скрытным ребёнком. И вместе с тем, склонным к неожиданным и подчас опасным проделкам. Из-за этого для части товарищей по лицею Гоголь служил «…объектом забав, острот и насмешек. Учился он плохо. По словам Гоголя, в нём была заложена «страшная смесь противоречий, упрямства, дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения ».

В течение почти всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке, сочетавшиеся с запорами, болями в кишечнике и всем тем, что он в письме к Пушкину именовал «геморроидальными добродетелями».

Ещё были состояния, которые Гоголь именовал то припадками, то обмороками, то переворотами.

В своём завещании Гоголь писал, что на него «находили… минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться ». Это состояния сопровождались выраженным чувством страха. Гоголь очень боялся, что во время этих приступов его сочтут мертвым и похоронят заживо.

- … тела моего не погребать , - писал он в своём завещании, - до тех пор пока не покажутся явные признаки разложения .


Настроение Гоголя было неустойчивым. Приступы уныния и необъяснимой тоски чередовались с веселостью. Наблюдательный Пушкин назвал Гоголя «веселым меланхоликом».

По выражению С.Т. Аксакова Гоголь вёл «строго монашеский образ жизни». У него не было ни жены, ни любовницы. Предложение, сделанное им весной 1850 года Анне Михайловне Виельгорской, было совершенно неожиданным. И отказ мало расстроил его.

- Любимый род его рассказов, - писал кн. Урусов, - были скабрезные анекдоты.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя, «почти год жизни» был отмечен в 1834 году.

У Гоголя изменилось отношение к жизни и к её ценностям.. Он начал уединяться, потерял интерес к близким, обратился к религии. Его вера стала чрезмерной, подчас неистовой, исполненной неприкрытой мистики. Приступы «религиозного просветления» сменялись страхом и отчаянием.. Гоголю не давали покоя мысли о его греховности. Во время последнего, наиболее тяжелого приступа болезни, развившегося в начале 1852 года, Гоголь умер.

Был ли Гоголь болен психически? И если болен, то чем? Этот вопрос задавали себе современники писателя. И отвечали на него, в большинстве случаев, положительно.

Часть психиатров, начиная от проф. В. Ф. Чижа, написавшего в1903 году, что у Гоголя имели место признаки « наследственного помешательства в смысле Мореля », считала его шизофреником. Другая часть предполагала, что Гоголь был болен МДП .

В принципе в поведении больного Гоголя было много такого, что не укладывалось в прокрустово ложе классификации психических заболеваний.

- Я почитаюсь загадкой для всех, - писал Гоголь в одном из своих писем. - Никто не разгадал меня совершенно.

Эти слова писателя в полной мере могут быть отнесены и к его болезни. Обстоятельства смерти Гоголя загадочны и до конца не выяснены.

Уже позднее, большинство исследователей, вне зависимости от их диагностических пристрастий, считало, что Гоголь умер вследствие физического истощения, вызванного голодовкой на фоне тяжелейшего приступа депрессии.

В ночь с 8 на 9 февраля Гоголь слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрет. Вскоре после этого он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».

Лечение Гоголя не было адекватным. Частично это было связано с негативным отношением Гоголя к лечению вообще. А.Т. Тарасенков, невропатолог, занимавшийся также вопросами психиатрии, полагал, что вместо назначения слабительного и кровопускания, следовало бы заняться укреплением организма ослабленного больного, вплоть до искусственного кормления.

Однако «неопределительные отношения между медиками» не позволили ему повлиять на лечебный процесс. И он счел для себя невозможным «впутываться в распоряжения врачебные».

Тайна болезни и смерти Гоголя ушла вмести с ним.


Гоголь в русской литературе для психиатра это то же, что Гофман с его «Элексирами сатаны» в немецкой и Кафка в австрийской. Для психиатра чтение таких авторов не менее важно, чем профессиональная литература.

Был ли Гоголь психически больным? Какой у него диагноз? Не это главное и не об этом речь. Существует большая биографическая и патографическая литература на этот счет, вплоть до попыток доказать, например, что и Гоголь, и Достоевский психически совершенно здоровые люди http://lenta.ru/conf/zolotussky . Но это обнаруживает лишь отношение таких авторов к психической болезни как к чему-то, что снижает, умаляет, унижает.,

Для психиатра важно, ЧТО и КАК Гоголь сумел показать нам.

Характерно, что его дар имитации, сказавшийся в исполнении даже женских ролей, никак не был связан с эмпатией , а ограничивался исключительно ярким - псевдогаллюцинаторным миром, особенностью которого у Гоголя было архетипическое видение, в частности персонифицированной нечистой силы в первый период творчества, и ее обеспредмечивание до общей атмосферы, окраски, общего стиля во второй.

Интересна половая загадка Гоголя... Он, бесспорно, «не знал женщин», Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорил о покойниках... Везде покойник у него живет удвоенную жизнью, покойник нигде не «мертв», тогда как живые люди удивительно мертвы. Это - куклы, схемы, аллегории пороков. Напротив, покойники - и Ганна, и колдунья - прекрасны и индивидуально интересны. Я и думаю, что половая тайна Гоголя находилась где-то тут в «прекрасно упокойном мире»... Ни одного мужского покойника он не описал... Он вывел целый пансион покойниц - и не старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких... Характерно, что мы не знаем, кого из женщин любил Гоголь, да и любил ли? Когда он описывает женщин - то или видение, или холодная статуя, или похотливая баба.

Заключение:

· формальность, как фундаментальная черта, амбивалентно контрастирующая с высокой способностью к уподоблению без эмпатии, показной приветливостью

· псевдогаллюцинаторное творческое воображение с «конфабуляторным комбинированием» образов, поток котороголегко приобретал самостоятельность,

· и экстатическими взвихрениями , «то крайнего отчаяния, то беспредельного восторга, то гордости, то самоуничижения»,

· на гомономной почве: с юности отмечалась «странная смесь дерзкой самонадеянности и самого униженного смирения», и другие выраженные шизоидные проявления с фазными колебаниями настроения. (« Как только завернули мы в глухой переулок, Гоголь принялся петь разгульную малороссийскую песнь, наконец, пустился … в пляс…» - П.Анненков).

· Резкий перелом в стиле творчества в сторону обеспредмечивания «бесовского» начала на депрессивно-ипохондрическом фоне.

· Изменение характера смеха: от комического светлого смеха к «смеху сквозь слезы», к «смеху со страху» и до «дикого безыдейного хохота» («я увидел, что … смеюсь… сам не зная зачем. .») и до «смеха с погоста, смеха мертвеца».

Но абсолютно ненормальный - настоящий псих». Час-то даже называют диаг-ноз. Якобы маниакально-депрессивный психоз.

Насколько точно можно установить душевный недуг спустя 150 лет да ещё и по чужим записям, часто противоречащим друг другу, Бог весть. К тому же все или почти все «ненормальности» Гоголя не несут на себе никакого отпечатка маниакальности. Они в общем-то невинны и могут быть проведены по разряду чудачеств. Отчасти остроумных и забавных, отчасти действительно нелепых и могущих показаться дикими. Однако наиболее интересно то, что значительная часть этих «диких выходок» и «странных увлечений» Гоголя имеет самое прямое отношение к медицине. Более того, есть некоторые основания предполагать, что в плане сбережения своего здоровья Николай Васильевич мог дать сто очков вперёд многим и многим современным ревнителям ЗОЖ.

Сумасшедшая жизнь

Много пересудов в своё время вызывало обыкновение Гоголя оборачиваться по утрам холодной мокрой простынёй. Поскольку общественное мнение было убеждено, что основное назначение этой процедуры - «снятие припадков у помешанных», нетрудно догадаться, какие были из этого сделаны выводы. А между тем это самое обёртывание широко применяется и сейчас. Основное предназначение подобного обёртывания - стимулирование циркуляции крови, укрепление иммунитета и общее оздоровительное действие. А по субъективным ощущениям эта процедура сродни печке - в финале обёртывания человек здорово согревается. Как раз за счёт усиленной циркуляции крови.

Гоголю эта самая усиленная циркуляция была необходима почти всю жизнь. Вот что вспоминает другой русский классик, Сергей Аксаков : «Гоголь всегда, особенно в сидячем положении, чувствовал необыкновенную зябкость. Он мог согревать ноги только ходьбою, и для того в дорогу он надел сверх сапог длинные и толстые русские шерстяные чулки и сверх всего этого - тёплые медвежьи сапоги. Несмотря на то, он на каждой станции бегал по комнатам и даже улицам во всё время, пока перекладывали лошадей, или просто ставил ноги в печку. Без сомнения, это было признаком болезненного состояния нервов».

При всём уважении к Аксакову стоит заметить, что повышенная зябкость - не всегда следствие невроза. Достаточно беглого взгляда на галерею портретов Николая Васильевича, чтобы понять: объяснять его зябкость какими-то «нервическими болезнями» нет нужды. Очень худой, узкоплечий, астенического сложения - чего ещё нужно? Разумеется, такой человек будет зябнуть просто в силу своей конституции. Особенно «в холодных пространствах Петербурга».

Не меньше толков и разговоров вызывали и другие привычки Николая Василь-евича, которые, становясь достоя-нием общественности, приукрашивались и дополнялись самыми фантастическими подробностями. «Вы только подумайте, пишет и вообще занимается делами стоя, а спит - сидя! Лёжа не желает - боится, что его примут за мёртвого и похоронят… Разве не умалишённый?»

Мотивы, по которым Гоголь спал сидя, ясны не до конца. Временами он действительно утверждал, что опасается, как бы его не похоронили заживо, приняв за покойника. Однако гораздо чаще говорил, что в таком положении ему легче засыпать и вообще «так сон здоровее». Если учесть, что он часто страдал бессонницей, то стремление приблизить столь желанный отдых, пусть даже и самым экзотическим образом, нельзя считать сумасшествием.

К тому же и способ, как выясняется, не такой уж экзотический. Напротив, верный и надёжный. Сомнологи утверждают, что людям, подверженным бессоннице, бывает очень тяжело расслабиться. Чисто физически - расслабить напряжённую мускулатуру. А без этого не бывает полноценного сна. Чтобы достигнуть желаемого результата, советуют занять любопытное положение - полусидя, с уклоном в 135 градусов. Именно такой вариант даёт наименьшую нагрузку на позвоночник и наибольшее расслаб-ление мышц.

Стой! Кто идёт?

То же самое можно сказать и о привычке работать стоя. Вообще-то она появилась у Гоголя не от хорошей жизни. «Моя геморроидальная болезнь обратилась на желудок. Это несносная болезнь. Она мне говорит о себе каждую минуту и мешает мне заниматься» - так Николай Васильевич жалуется на своё состояние в письме от 1838 г. К тому моменту геморрой его был уже хроническим - первые признаки недуга проявились за 7 лет до этого письма. Так что работа в положении стоя была очень даже объяснима.

Современные же ортопеды могли бы дополнить список плюсов от стоячей работы. Так, считается, что именно такое положение тела способствует интеллектуальной активности. При этом лучше стоять босиком или в обуви с тонкой подошвой на каком-нибудь коврике с мелким рифлением. А теперь посмотрим, насколько соответствовало таким рекомендациям поведение Гоголя. Слово снова предоставляется Сергею Аксакову: «Я едва не закричал от удивления - передо мной стоял Гоголь в следующем фантастическом костюме: вместо сапог длинные вязаные шерстяные русские чулки выше колен, вместо сюртука - бархатный спенсер, шея обмотана большим шарфом… Он писал, был углублён в своё дело и костюмом своим ничуть не стеснялся».

Стоял - полбеды. Он в таком виде ещё и совершал прогулки. Правда, по дому, что вызывало у очевидцев прямо-таки бурю негодования и укрепляло мнение о его помешательстве. «Каждые два-три часа он оставляет свои занятия и отправляется в путешествия, которые длятся до получаса и более. Переходя из комнаты в комнату, он каждые десять минут делает остановки и выпивает по стакану воды из графинов, которые загодя расставляет на своём пути».

Вообще-то подобные штуки должны привести современных специалистов по гигиене труда в неописуемый восторг. Ещё бы - производственная гимнастика плюс точное выполнение рекомендаций вроде: «Необходимо выпивать не менее двух литров воды в сутки». А ведь к этому можно прибавить ещё кое-что. Например, свидетельство близкого друга Гоголя Александра Данилевского : «Он катался на плоту, работал в саду, говоря, что телесное утомление, «рукопашная» работа на вольном воздухе освежает его и даёт силу писательским занятиям». Или воспоминания Льва Арнольди : «Купаясь, он делал разные гимнастические упражнения, находя это здоровым».

Возбуждённый аппетит

Не меньший энтузиазм должен вызвать и тот факт, что Гоголь усердно занимался прикладной ботаникой и траволечением. Тот же Лев Арнольди вспоминал: «Он беспрестанно останавливал кучера, выскакивал из тарантаса, бежал через дорогу в поле и срывал какой-нибудь цветок; потом садился, рассказывал мне довольно подробно, какого он класса, рода, какое его лечебное свойство, как называется он по-латыни и как называют его наши крестьяне». Что проявлялось потом и в его произведениях. Например, в «Старосветских помещиках»: «Вот это водка, настоянная на деревий и шалфей.

Если у кого болят лопатки или поясница, то очень помогает. Вот это на золототысячник: если в ушах звенит и по лицу лишаи делаются, то очень помогает…» Сюда можно добавить ещё и то, что эту самую водку на золототысячнике в лекарственных целях употреблял и сам писатель, полагая, как и современные врачи, что она очень хороша при плохом аппетите и недостаточной моторике пищеварительного тракта.

И все эти прелести разбиваются об одну-единственную вещь. Гоголь, так трепетно относящийся к здоровью, следящий за ним, невзирая на ухмылки и гримасы «просвещённого» общества, оказывается самым главным разрушителем своего собственного организма.

«Болезнь у меня в кишках», - неоднократно говорил он докторам. И был отчасти прав. Но всей правды относительно того, как именно болезнь попала «в кишки», он врачам не рассказывал. Не рассказывал и друзьям. Другое дело, что кое-кому удалось подглядеть, как именно Николай Васильевич изнурял свой и без того хилый организм.

Приятель Гоголя Михаил Погодин, прогуливаясь с ним по Риму, предложил зайти в ресторан. Гоголь отговорился: «Нет аппетита. Разве к шести часам смогу что проглотить». Погодин явился к шести в ресторан Фалькони и спрятался за перегородку. Вот что он увидел: «Садится за стол и приказывает: макарон, сыру, масла, уксусу, сахару, горчицы, равиоли, брокколи… Всего на четверых, не меньше. Мальчуганы начинают бегать и носить к нему то то, то другое… Вот приносятся макароны в чашке, открывается крышка, пар повалил оттуда клубом. Гоголь бросает масло, которое тотчас расплывается, посыпает сыром, берёт ножик и начинает разрезать… В эту минуту наша дверь с шумом растворяется. С хохотом мы все бежим к Гоголю. «Так-то, брат, - восклицаю я. - Аппетит у тебя нехорош, желудок расстроен? Для кого же ты всё это наготовил?»

«Болезнь в кишках». Запоры. При таком стиле питания вполне естественно. А при запорах вполне естественно возникает тяжёлая депрессия. В том, что именно такая депрессия сопровождала последние дни Гоголя, сходятся все свидетели. И здесь весьма уместно вспомнить поговорку: «Каждый человек - кузнец своего счастья». Несчастья, наверное, тоже.

Современная наука не в силах ответить, какие душевные терзания мучили Гоголя всю жизнь, и из-за чего он в конце концов умер в Великий пост 1852 года, когда ему было всего 42 года. В этом возрасте многие писатели только начинают творить, но Гоголь уже 10 лет, как не писал художественных произведений, а за пять лет до кончины он создал книгу, теперь уже программную, - «Выбранные места из переписки с друзьями».

Современники свидетельствовали, что при жизни Гоголя преследовали приступы тоски, которые перемежались весельем и активностью – чем ближе к смерти, тем реже; писателя мучили фобии и пароксизмы неведомой болезни.

Советский психиатр, основатель социальной психиатрии Дмитрий Евгеньевич Мелехов, опираясь на воспоминания друзей классика и на его откровенные письма, в своей книге «Психиатрия и проблемы духовной жизни» поставил Гоголю неутешительный диагноз: маниакально-депрессивный психоз, который в XIX веке не был еще классифицирован.

Экзальтацией и приступами ипохондрии страдали оба родителя Гоголя: отец Василий Гоголь был склонен к меланхолии и весьма мистически настроен (например, свою будущую жену он увидел во сне младенцем). Резкая смена эмоционального состояния, от крайней веселости до полного затихания, неподвижности, почти кататонии, наблюдалась у матери классика – Марии Косяровской.

Немудрено, что родители передали свой недуг по наследству сыну, который то и дело писал друзьям, что его «нервическое расстройство... возросло ужасно… К этому присоединилась болезненная тоска, которой нет описания. Я... не мог остаться в покойном положении ни на постели, ни на ногах…»

«Мной овладела моя обыкновенная периодическая болезнь, во время которой я остаюсь в неподвижном состоянии иногда в продолжении двух–трех недель».

«Голова моя одеревенела. Разорваны последние узы, связывающие меня со светом...»

Гоголя мучили многочисленные фобии: самая известная из них – страх быть похороненным заживо, он даже спал сидя; также панически боялся быть отравленным, и поэтому часто отвергал лекарства, которые ему выписывали медики.

Страшился он и самой смерти и ответа, который каждый верующий человек должен дать перед Богом на том свете.

От света – к тьме и обратно

Действительно, для маниакально-депрессивного психоза свойственно чередование фаз: маниакальной, характеризующейся чрезвычайным душевным подъемом и высокой работоспособностью, и депрессивной, когда психически нездоровый человек словно впадает в спячку и его физическая и умственная деятельность практически затухает.

Мелехов был уверен, что свои гениальные произведения Гоголь написал в «светлые» периоды, в которые его мыслительная активность многократно возрастала и он буквально фонтанировал творческими идеями, его перо просто порхало над бумагой.

При ознакомлении с подобным диагнозом полностью исчезает загадка смерти писателя, ведь во время депрессии у таких больных в организме происходят необратимые изменения, нарушается обмен веществ – углеводов, белков и жиров, что ведет к истощению. Если же сюда добавить неумелые действия врачей, то человек обречен.

Именно так и случилось с классиком: весной 1852 года, в период тяжелой депрессии, чувствуя бремя грехов, он начал поститься, а потом и вовсе отказался от еды, считая, что это поможет его душе очиститься.

Возможно, не догадываясь о его душевной болезни, это решение поддержал духовник писателя, что еще больше усугубило проблемы со здоровьем.

Доктора ставили Гоголю разные диагнозы – от катара кишечника (энтерита) до «поражения нервов в желудочной области» - и заставляли беднягу практиковать холодные обтирания, ставили пиявок, капали на голову спиртом и даже давали препарат ртути – каломель, которым тогда лечили желудок.

От болезни Гоголя спасала вера

Профессор МГУ, филолог Владимир Алексеевич Воропаев отрицает связь диагноза Гоголя с его религиозностью и смертью, указывая на то, что наблюдавший последние дни писателя психиатр Алексей Терентьевич Тарасенков в мемуарах рассказывал, что от еды писатель отказался только за три дня до кончины, а бред у него начался лишь за несколько часов.

В своей работе «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» Воропаев описывает классика как человека искренне верующего и всегда обращавшегося к Богу за помощью.

Вера эта еще более усиливалась с возрастом. Очевидно, пересмотрев приоритеты, Гоголь сожалел о создании некоторых произведений, которые в будущем могут сослужить отечеству плохую службу. Именно поэтому он и оставил творчество, хотя это стоило ему немалых усилий.

В 1848 году по благословению духовника он совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, но почти не оставил об этом воспоминаний. О его обращении к Горнему миру говорило и его материальное состояние: деньги, полученные от издания сочинений, он раздавал нуждающимся, а сам жил, как нищий. Все, что он оставил после себя - это библиотеку и поношенную одежду, которую полицейские, описывающие его имущество, оценили в 43 рубля.

В записной книжке Гоголя нашли составленную им молитву, в которой он просил Бога о милосердии и о возможности «удалиться от мира в святой угол уединения».

Некоторые современники Гоголя считали, что причиной его смерти могли стать сознательный отказ классика от всего земного и его стремление уйти от мирской суеты, пусть даже и на тот свет.

Разумеется, правду мы не узнаем никогда, однако надо сказать, что душевная болезнь писателя отчасти была созвучна его вере, ведь нет ничего естественнее для верующего человека, чем печаль от осознания своей греховности, душевные терзания и искреннее покаяние перед Богом.

21 февраля (4 марта) 1852 года из жизни ушел великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь. Он умер в 42 года, скоропостижно, «сгорев» буквально за несколько недель. Позже его смерть называли ужасающей, загадочной и даже мистической.

Прошло уже 164 года, а тайна смерти Гоголя так до конца и не разгадана..

Летаргический сон

Самая распространенная версия. Слух о якобы страшной смерти писателя, похороненного заживо, оказался настолько живучим, что до сих пор многие считают его абсолютно доказанным фактом. А поэт Андрей Вознесенский в 1972 году даже увековечил это предположение в своем стихотворении «Похороны Гоголя Николая Васильевича».

Вы живого несли по стране.
Гоголь был в летаргическом сне.
Гоголь думал в гробу на спине:

«Из-под фрака украли исподнее.
Дует в щель, но в нее не просунуться.
Что там муки Господние
перед тем, как в гробу проснуться.»

Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь, скорчась, лежит на боку.
Вросший ноготь подкладку прорвал сапогу.

Отчасти слухи о своем погребении заживо создал, сам того не ведая… Николай Васильевич Гоголь. Дело в том, что писатель был подвержен обморочным и сомнамбулическим состояниям. Поэтому классик очень боялся, как бы в один из припадков его не приняли за мертвого и не похоронили.

В «Завещании» он писал: «Находясь в полном присутствии памяти и здравого рассудка, излагаю здесь свою последнюю волю. Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться...»

Известно, что спустя 79 лет после смерти писателя могилу Гоголя вскрыли для перенесения останков с некрополя закрывшегося Данилова монастыря на Новодевичье кладбище. Говорят, что тело его лежало в непривычной для мертвеца позе - голова была повернута вбок, а обивка гроба изодрана в клочья. Эти слухи и породили укоренившуюся уверенность в том, что Николай Васильевич умер страшной смертью, в кромешной тьме, под землей.

Этот факт практически единогласно отрицают современные историки.

«Во время эксгумации, которая проводилась в условиях определенной секретности, у могилы Гоголя собралось всего лишь около 20 человек… - пишет в своей статье «Тайна смерти Гоголя» доцент Пермской медакадемии Михаил Давидов . - Писатель В. Лидин стал по существу единственным источником сведений об эксгумации Гоголя. Вначале он рассказывал о перезахоронении студентам Литературного института и своим знакомым, позднее оставил письменные воспоминания. Рассказы Лидина были неправдивы и противоречивы. Именно он утверждал, что дубовый гроб писателя хорошо сохранился, обивка гроба изнутри была изорвана и исцарапана, в гробу лежал скелет, неестественно скрученный, с повернутым набок черепом. Так с легкой руки неистощимого на выдумки Лидина и пошла гулять по Москве страшная легенда о том, что писатель был похоронен заживо.

Николай Васильевич боялся быть похороненным заживо. Фото: Commons.wikimedia.org

Чтобы понять несостоятельность версии летаргического сна, достаточно вдуматься в следующий факт: эксгумация была произведена через 79 лет после захоронения! Известно, что разложение тела в могиле происходит неимоверно быстро, и по истечении всего лишь нескольких лет от него остается лишь костная ткань, причем обнаруженные кости уже не имеют тесных соединений друг с другом. Непонятно, как могли по истечении восьми десятилетий установить какое-то «скручивание тела»… А что остается от деревянного гроба и материала обивки по истечении 79 лет пребывания в земле? Они настолько изменяются (гниют, фрагментируются), что установить факт «исцарапывания» внутренней обивки гроба совершенно невозможно».

А по воспоминаниям скульптора Рамазанова, снимавшего посмертную маску писателя, на лице покойного явно были видны посмертные изменения и начало процесса разложения тканей.

Однако версия летаргического сна Гоголя жива до сих пор.

Самоубийство

В последние месяцы своей жизни Гоголь переживал тяжелейший душевный кризис. Писателя потрясла смерть его близкой знакомой, Екатерины Михайловны Хомяковой , которая внезапно умерла от стремительно развившейся болезни в 35 лет. Классик бросил писать, большую часть времени проводил за молитвами и неистово постился. Гоголем овладел страх смерти, знакомым писатель сообщал, что слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрёт.

Именно в тот лихорадочный период, когда писатель пребывал в полубреду, он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Считается, что сделал он это во многом под давлением своего духовника, протоиерея Матфея Константиновского , который был единственным человеком, прочитавшим это так и не изданное произведение и посоветовал уничтожить записи. Священник оказал огромное влияние на Гоголя в последние недели его жизни. Считая писателя недостаточно праведным, батюшка требовал, чтобы Николай Васильевич «отрекся от Пушкина», как от «грешника и язычника». Он призывал Гоголя постоянно молиться и воздерживаться от пищи, а также безжалостно запугивал ожидающей его расправой за совершенные грехи «в миру ином».

Депрессивное состояние писателя усиливалось. Он слабел, очень мало спал и практически ничего не ел. Фактически писатель добровольно сживал себя со свету.

По свидетельствам врача Тарасенкова , наблюдавшего Николая Васильевича, в последний период жизни он за месяц «враз» постарел. К 10 февраля силы уже настолько оставили Гоголя, что он не мог больше выходить из дома. 20 февраля писатель впал в горячечное состояние, никого не узнавал и все время шептал какую-то молитву. Собравшийся у постели больного консилиум врачей назначает ему «принудительное лечение». К примеру, кровопускание с помощью пиявок. Несмотря на все усилия, в 8 часов утра 21 февраля его не стало.

Однако и версию о том, что писатель намеренно «заморил себя голодом», то есть по сути совершил самоубийство, большинство исследователей не поддерживают. Да и для летального исхода взрослому человеку необходимо не есть дней 40. Гоголь же отказывался от пищи около трех недель, да и то периодически позволял себе съесть несколько ложек овсяного супа и выпить липового чая.

Врачебная ошибка

В 1902 году вышла в свет небольшая статья доктора Баженова «Болезнь и смерть Гоголя», где он делится неожиданной мыслью - скорее всего, писатель умер от неправильного лечения.

В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал состояние писателя: «...пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния... один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную...».

Эти симптомы - густая темная моча, кровотечения, постоянная жажда - очень похожи на те, что наблюдаются при хроническом отравлении ртутью. А ртуть являлась главным компонентом препарата каломель, которым, как известно из свидетельств, Гоголя усиленно пичкали доктора, «от желудочных расстройств».

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если быстро выводится из организма через кишечник. Но это не произошло с Гоголем, у которого из-за длительного соблюдения поста в желудке просто не было пищи. Соответственно, старые дозы препарата не выводились, новые поступали, создавая ситуацию хронического отравления, а ослабление организма от недоедания и упадка духа лишь ускорили смерть, считают ученые.

Кроме того, на врачебном консилиуме был поставлен неверный диагноз - «менингит». Вместо того чтобы кормить писателя высококалорийными продуктами и давать ему обильное питье, ему назначили ослабляющую организм процедуру - кровопускание. И если бы не эта «медицинская помощь», Гоголь мог бы остаться жив.

У каждой из трех версий смерти писателя есть свои приверженцы и противники. Так или иначе, тайна эта не разгадана до сих пор.

«Скажу Вам без преувеличения, - писал еще Иван Тургенев Аксакову, - с тех пор, как себя помню, ничего не произвело на меня такого гнетущего впечатления, как смерть Гоголя… Эта странная смерть - историческое событие и понятна не сразу; это тайна, тяжёлая, грозная тайна - её надо стараться разгадать... Но ничего отрадного не найдёт в ней тот, кто её разгадает».