Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Анализ басни илья муромец и соловей разбойник. Напевность и художественное своеобразие русского народного творчества (На примере былины «Илья Муромец и Соловей разбойник»)

Конспект урока по литературе в 6 классе

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник:

От Киевской Руси до наших дней».

Учитель: Олещенко Ирина Владимировна

МОУ «Лицей № 37» г. Саратова

Тип урока : комбинированный.

Цель урока : провести сопоставительный анализ текста былины «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» с мультипликационными фильмами «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» 1978 и 2007г.

Задачи урока .

Образовательные :

1) закрепление представления о жанре былины, особенностях изображения её главного героя – богатыря;

2) закрепление навыка владения литературоведческими терминами: антитеза, ирония, идеализация героя;

3) формирование навыков сравнительного анализа.

Развивающие :

1) развитие образного и аналитического мышления, творческого воображения учащихся;

2) развитие устной и письменной речи учащихся;

3) развитие умения школьников быть «вдумчивым читателем» и «вдумчивым зрителем».

Воспитательные :

1) поддержание интереса к изучению литературы;

2) формирование представления о нравственности, нравственном идеале;

3) развитие патриотизма.

Оборудование урока :

1) мультимедийный проектор для просмотра презентации, видеофрагментов;

2) раздаточный материал (таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока).

Ход урока.

1 . Организация начала урока.

Приветствие, вводное слово учителя. Запись учащимися числа и темы урока.

2. Ознакомление с целью урока, инструктаж по организации работы на уроке.

Учитель объявляет учащимся цели урока:

1) повторить, какими изображаются в былине Илья Муромец и Соловей-Разбойник, объяснить, как это связано с жанром произведения;

2) познакомиться с тем, какими представлены те же самые герои в мультипликационных фильмах 1978 и 2007 годов, выяснить, насколько они похожи на героев былины, а чем отличаются от них.

3. Знакомство с новым материалом.

Учащиеся знакомятся с сообщениями, посвящёнными вопросу о том, существовали на самом деле Илья Муромец и Соловей-Разбойник или это вымышленные персонажи.

1) Существовал ли на самом деле Илья Муромец?

Исследователи считают, что Илья родился в Муроме примерно в 12 веке. Он славился мощью и силой, состоял на службе у князя и совершил много подвигов, о которых знали не только на Руси, но и за её пределами. Так, в норвежских сагах (песнях) 13 века упоминается Илья Русский, которым, вероятно, и был Илья Муромец. По одной из версий, Илья погибает в бою под Киевом. По другой версии, после тяжёлого ранения уходит в Киево-Печерскую лавру и становится монахом. В 17 веке он был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в монастыре. Недавно проведённая экспертиза мощей установила, что Илья был исключительно сильным и высоким человеком, у него были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы ранений. Скончался он в возрасте примерно 50 лет. Благодаря этой экспертизе восстановлен предположительный облик богатыря. Святой Илья Муромец считается покровителем русского войска. (Сообщение сопровождается презентацией.)

2) Существовал ли на самом деле Соловей-Разбойник?

Соловей-Разбойник, видимо, тоже богатырь, только вражеского племени. Он засел на прямоезжей дороге из Ростово-Суздальской земли в Киев. В то время на этих территориях обитали племена вятичей, кривичей и угров. Основным промыслом этих племён были охота и бортничество (сбор мёда). Бортничество было связано с лазаньем по деревьям, так как борти (ульи) устраивали на вершинах деревьев. По всей видимости, такой богатырь-бортник изображён в лице Соловья-Разбойника. Кроме того, известно, что представители некоторых народов давали своим детям имена птиц и зверей. Так, наряду с Соловьём-Разбойником в книжных сказаниях упоминается богатырь Скворец.

После прослушивания сообщений учитель делает вывод о том, что прототипы главных героев былин на самом деле могли существовать. Какими эти герои изображены в художественном произведении?

4. Повторение изученного материала.

Учащиеся самостоятельно отвечают на поставленный учителем вопрос, заполняя графы таблицы:

Образы Ильи Муромца и Соловья-Разбойника в тексте былины и мультипликационных фильмах 1978 и 2007 гг.

1. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник».

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – ………………… герой, который ……………. своей стране, не требуя ……….. . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность …………… и ………….; не держит зла на князя ……………….., который разговаривал с богатырём …………… . Ведёт себя …………., вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – …………………. герой, который вызывает у всех только …………………… . На его совести немало загубленных ………………… , и в своих злодеяниях он никогда не ……………….. , поэтому наказание является ………………………… .

После проверки задания заполненная таблица может выглядеть примерно так:

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Илья Муромец – идеальный герой, который служит своей стране, не требуя награды . Он мудр и великодушен, даёт Соловью-Разбойнику возможность раскаяться и исправиться ; не держит зла на князя Владимира , который разговаривал с богатырём грубо . Ведёт себя достойно , вызывая всеобщее уважение.

Соловей-Разбойник – отрицательный герой, который вызывает у всех только страх . На его совести немало загубленных жизней , и в своих злодеяниях он никогда не раскается , поэтому наказание является заслуженным и справедливым .

Таким образом, изображение богатыря и Соловья-Разбойника строится на антитезе. Соловей-Разбойник – это воплощение зла. Илья Муромец – воплощение нравственного идеала, т.е. представления о том, каким должен быть человек. Какими этих героев мы увидим в мультфильме 1978 года?

5. Проверка умений учащихся применять знания в нестандартных условиях (сравнительный анализ текста былины с мультипликационными фильмами).

А) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (1978 год, режиссёр – И.Аксенчук). Просмотр каждого эпизода предваряется вопросами учителя.

Образ Ильи Муромца в мультфильме 1978 года.

1) Освобождение Чернигова.

Каким предстаёт Илья Муромец в этом эпизоде? Насколько он похож на героя былины?

После просмотра фрагмента учитель корректирует ответы ребят с помощью ряда вопросов:

Что можно сказать о силе богатыря? Почему он освобождает город? Кто встречает его у ворот Чернигова? (Сильные воины, а не старики, старухи или женщины с детьми.) Почему так важна эта деталь? Чувствует ли Илья Муромец своё превосходство над черниговцами, оценивает ли свой поступок как подвиг? Почему не остаётся в городе? Насколько похож на героя былины?

2) Встреча с Чурилой Пленковичем.

С каким эпизодом былины можно сопоставить этот фрагмент? (Разговор богатыря с князем Владимиром).

Как ведёт себя князь по отношению к богатырю, как обращается к нему? Как отвечает ему Илья Муромец? Как разговаривает с богатырём Чурила Пленкович? А как отвечает ему богатырь, почему не обижается на него?

С чем связано появление иронии в этом эпизоде?

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 1978 года.

1) Бой с Соловьём-Разбойником. Временное поражение богатыря.

Что можно сказать о силе Соловья-Разбойника? На что она направлена? Чем страшен этот герой? Только ли тем, что он необычайно силён? (Он уверен в своём абсолютном превосходстве, не ведает жалости, потому на «могиле» только что поверженного достойного соперника злорадствует, кощунствует). Похож ли он на героя былины?

2) Победа над Соловьём-Разбойником.

Каким мы видим того же самого Соловья в финале эпизода? Почему он кажется смешным? Для чего создатели мультфильма используют иронию?

После просмотра всех четырёх видеофрагментов ребята самостоятельно записывают выводы во вторую часть таблицы.

2. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(1978г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как и в былине, Илья Муромец – идеальный герой, не имеющий недостатков . Он не обижается на Чурилу Пленковича, относится к нему доброжелательно . Илья Муромец отказывается от воеводства в Чернигове ; оставляет в живых Соловья-Разбойника .

Как и в былине, Соловей-Разбойник – отрицательный герой, обладающий разрушительной силой. Он уверен в своём могуществе и никогда не раскается в том, что творит зло .

Отличие от былины заключается в том, что в мультфильме появляется ирония , которая служит для того, чтобы высмеять Соловья-Разбойника и подчеркнуть значимость подвига богатыря .

После проверки учащиеся делают вывод о том, что между текстом былины и мультфильмом 1978 года существует значительное сходство. Возможно, этот мультфильм допустимо назвать видеоиллюстрацией к художественному произведению.

Б) Учащимся предлагаются для просмотра фрагменты мультфильма «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» (2007 год, режиссёр – В.Торопчин).

Образ Ильи Муромца в мультфильме 2007 года.

(Поскольку мультфильм длится более часа, ребята получают предварительное задание познакомиться с ним самостоятельно. На уроке демонстрируются только фрагменты, а, отвечая на вопросы, ребята должны будут приводить примеры из всего мультипликационного фильма.)

1)Илья Муромец сражается с шайкой Соловья, освобождая деревню.

Насколько похож герой современного российского мультфильма на героя былины и героя мультфильма 1978 года: с кем и за что сражается? Насколько силён? На что направлена его сила? В чём он её черпает?

Можно отметить полное соответствие образов, единственное отличие заключается в том, что герой российского мультфильма слишком молод.

2) Илья Муромец теряет силу после напоминания князя Владимира о том, что они находятся далеко от родной земли.

Чем начало этого фрагмента похоже на предыдущий эпизод? Какое превращение происходит с богатырём в финале эпизода?

Теряя богатырскую силу, Илья превращается в обычного человека. Изменится ли при этом его характер?

3) Разговор Ильи Муромца с князем о Соловье-Разбойнике, отказ богатыря от службы Владимиру.

Почему так разгневан богатырь? Связано ли это только с тем, что князь в очередной раз отпустил Соловья?

Князь даже не скрывает того, что не ценит Илью, и богатырю это обиднее всего. И это далеко не единственный случай, когда Владимир поступает несправедливо по отношению к богатырю (князь неоднократно обманывает Илью Муромца, бросает его в беде, в глаза говорит, что нисколько не ценит его заслуги, собирается вычеркнуть имя Ильи Муромца из летописи и приписать себе все его подвиги). Тогда, наверное, гнев богатыря справедлив, только вряд ли это можно отнести к достоинствам героя. Вспомните, как вёл себя герой былины по отношению к князю и герой мультфильма 1978 года по отношению к Чуриле Пленковичу? Герой современного мультфильма иногда свой гнев сдержать не может.

Какой ещё недостаток появляется у современного героя? (Он слишком серьёзно относится к приметам, что позволяет создателям мультфильма над ним иронизировать).

Таким образом, Илья Муромец теперь больше похож на обычного человека: суеверен, может вспылить. Означает ли это, что из идеального положительного героя он превратился в отрицательного? Конечно, нет. Он вспылит, рассердится на князя, но никогда не бросит его в беде (вызволит из плена, заставит Василевса вернуть все деньги) и никогда не напомнит Владимиру о его несправедливых словах или поведении, недостойном правителя. Самое удивительное, что несомненные заслуги богатыря признаёт даже его заклятый враг Соловей-Разбойник. Вспомните, когда это происходит? (Соловей выступает в роли болельщика Ильи, а после сражения с нескрываемой гордостью говорит Василевсу: ”Не тягаться тебе с богатырём русским!”)

Таким образом, Илья Муромец в современном мультфильме становится похожим на обычного человека, но он по-прежнему силён, предан своей стране, великодушен и незлопамятен. Не случайно действие мультфильма переносится в Византию: равных богатырю нет не только на Руси, но и в целом мире.

Образ Соловья-Разбойника в мультфильме 2007 года.

Победа Ильи Муромца над Соловьём-Разбойником во время сражения за деревню.

Наделён ли Соловей необыкновенной силой? Почему не вызывает у зрителя страха? В мультфильме немало эпизодов, когда бывший злодей выглядит очень комично. Приведите примеры.

Таким образом, образ Соловья-Разбойника в российском мультфильме кардинально отличается от привычного нам образа безжалостного злодея и душегуба.

Выводы учащиеся самостоятельно записывают в третью часть таблицы:

3. Мультипликационный фильм «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

(2007г).

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – ……………… Руси. Он одерживает победу над ……………….., неоднократно выручает из беды ………………………. .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой ………………… герой. Он может ………………… на князя, но это чувство ……………….., так как князь не …………… богатыря.

Этот герой больше похож на …………………. человека со свойственными ему ……………… . Однако это не умаляет значения его ……………………… .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не …………………… герой, он вызывает у зрителя …………………, а иногда даже ……………. . Его сила невелика, так как одолеть его может не только ………………………….. , но и ……………………………. .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный ……………….. .

Илья Муромец

Соловей-Разбойник

Как в былине и мультфильме 1978 года, Илья – защитник Руси. Он одерживает победу над Соловьём-Разбойником , неоднократно выручает из беды князя Владимира .

Отличие заключается в том, что Илья Муромец уже не такой идеальный герой. Он может рассердиться на князя, но это чувство справедливо , так как князь не ценит богатыря.

Этот герой больше похож на обычного человека со свойственными ему недостатками . Однако это не умаляет значения его подвигов .

В отличие от былины и мультфильма 1978 года, Соловей-Разбойник больше не страшный герой, он вызывает у зрителя смех , а иногда даже жалость . Его сила невелика, так как одолеть его может не только богатырь , но и немощная старушка .

Это уже не злодей и душегуб, а мелочный и жадный воришка .

6. Подведение итогов урока.

К каким выводам мы пришли, сопоставив с текстом былины два мультипликационных фильма?

Как вы считаете, почему в наши дни возрождается интерес к русским богатырям? Вы, конечно, знаете, что был снят мультфильм не только об Илье Муромце, но и об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. С чем это может быть связано, ведь в наши дни и так слишком много героев и супергероев, правда, в основном зарубежных?

Мне кажется, что создатели российских мультфильмов, ориентируясь в первую очередь на молодёжь, хотели показать современному зрителю, что нам есть чем гордиться. У нас есть свои герои, которых нужно знать, которых нужно уважать. Тем более, что это герои не выдуманные, а жившие на самом деле. Не случайно мы начали наш урок с того, что Илья Муромец – не выдуманный персонаж, а настоящий защитник русской земли. И при жизни, и после смерти.

7. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: «В чём сила Ильи Муромца?»


Тема урока: «Понятие о былине как о героическом эпосе. Былина « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»»

Цель урока: актуализировать знания учеников о русском героическом эпосе; дать представление об отличиях былины от сказки; дать представление об эпическом герое; совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, устной речи.

Виды учебной деятельности : выразительное чтение былины, анализ особенностей героического эпоса, ответы на вопросы репродуктивного характера по содержанию былины « Илья Муромец и Соловей - Разбойник», анализ образа Ильи Муромца, характеристика героя былины как воплощение национального характера, работа с Толковым словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.

Результаты обучения.

Предметные: знать содержание былины, уметь отвечать на проблемные вопросы, выявлять художественные детали, раскрывающие характер героя, понимать ритмико-мелодическое своеобразие былины, опознавать признаки героического эпоса; осмысленно читать и адекватно воспринимать произведение, уметь пересказывать былину с использованием образных средств, создавать монологическое высказывание, составлять диалог, понимать роль изобразительно-выразительных средств.

Личностные: воспитание уважительного отношения к культуре своего народа, использование для решения познавательных задач разные источники информации.

Метапредметные : самостоятельно формулировать выводы, подбирать подтверждения.

Ход урока.

I . Проверка домашнего задания. Эту часть можно провести в виде конкурса. Класс поделить на несколько групп.

1. Конкурс на лучшего сказителя «Рассказываем сказки» (от каждой группы по одному сказителю.)

2.Конкурс «Пословицы и поговорки»

3.Конкурс загадок.

II . Рассказ учителя о жанре былины.

Мы с вами несколько уроков посвятим изучению особенного жанра устного народного творчества, с которым вы уже знакомы, - жанра былин. Былины – один из древнейших типов фольклорных произведений. Они ведут свою историю примерно с XI века. Учёные установили, что создание былин закончилось в XII веке, а активное их бытование, постепенно угасая, продолжалось до середины прошлого столетия.

Былины – это русский героический эпос. Наиболее важным, решающим признаком эпоса является героический характер его содержания . Героический эпос показывает, кого народ считает героем и за какие заслуги. Герои-богатыри олицетворяли важнейшие идеалы народа. Величественные образы защитников родины поддерживали веру в силу, мужество и стойкость русского народа, служили примером, а иногда и укором. У М.Ю.Лермонтова «Да, были люди в наше время,/Не то, что нынешнее племя:/ Богатыри -не вы!»

Само название говорит нам, что былина воспринимается народом как быль, как правдивое повествование о событиях, происходивших когда-то в старину.

III . Беседа-повторение

Вспомните, какие особенности характерны для былин? (Герои-богатыри, образность языка, традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.)

Каких богатырей вы помните?

IV . Работа с былиной « Илья Муромец и Соловей - Разбойник»

1.Выразительное чтение былины подготовленным учеником.

2.Слово учителя. Понятие об эпическом герое.

На картине В.Васнецова вы видите ещё двух героев: Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Про них тоже слагалось множество былин. Всех этих богатырей называют эпическими героями.

Что общего у Ильи Муромца и героями других былин? (Все невероятно, по-богатырски сильны, совершают подвиги)

Эпический герой – герой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

V . Анализ былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

Найдите приметы реального исторического прошлого русского народа. (Город Киев, Чернигов, Муром; князь Владимир)

Как в былине раскрывается богатырская сила и воинская доблесть Ильи?

(Сражение под Черниговым, бой с Соловьём – Разбойником, сопоставление поведения князя Владимира и Ильи в сцене на княжеском дворе.)

Можно ли назвать поступки Ильи Муромца героическими? (Действует во благо людей.)

(1.Фрагменты: портрет, снаряжение, отношение спасённых черниговских мужиков, Соловья-Разбойника. 2.Языковые средства: эпитеты для характеристики Ильи (удаленький, дородный, добрый, славный), коня и снаряжения (шелковая плеточка), обращения к Илье других персонажей былины.)

VI . Фонозапись актёрского чтения былины (фрагмент)

Какие приёмы «сказывания» используются в этой былине? (Постепенное наращивание напряжения, повторы действий, слов, особенный ритм.)

Слово учителя.

Один из главнейших признаков русского эпоса, отличающий его от других произведений героического содержания, состоит в том, что он слагается из песен, которые назначены не для чтения, а для музыкального исполнения.

VII . Словарная работа.

Необходимо, чтобы перед глазами учеников были, кроме текста, иллюстрации к былине.

Объясняем значение слов (по Толковому словарю С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой.М.:2001, часть учеников для поиска использует Интернет-ресурсы)

Стольный, прямоезжая, заколодела, лазоревый, величать, в особину.

VIII . Творческое задание.

Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря», вспомните былины, которые вы знаете по книгам, мультфильмам, попытайтесь составить диалог богатырей (сцену), используя лексику былин.

IX . Составление таблицы «Былина и сказка»

Сходство:

1.И сказки, и былины существовали в устной форме.

2.Оба жанра существуют с древних времён.

Различия:

1.Сказка - прозаический художественный фантастический рассказ волшебного или бытового характера.

2.Главная черта сказки – вымысел.

3.Сказки создаются в прозаической форме.

4. Сказки рассказывали.

1.Описание подвигов богатырей. Былина- героический эпос.

2.Былине не свойственна точная передача исторических фактов, она запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

3.Былина обладает песенно-стихотворной формой.

4.Былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей.

Заключительное слово учителя.

При помощи сказки и былины как бы осуществилась связь времён - Древней Руси и нашей эпохи. Искусство прошедших веков влилось в жизнь современного человека, а былинные герои не только служат примером благородства и храбрости, но и учат соблюдать установленные традиции: уважение к старшим, к русским национальны традициям, к семейным ценностям.

Домашнее задание.

1. Подготовить выразительное чтение былины « Илья Муромец и Соловей – Разбойник»

3. Подготовить характеристики героев.

4. Подготовить свою иллюстрацию к одной из былин.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 108 КИРОВСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

(МОУ ОШ № 108)

Конспект урока

Илья Муромец один из трех, самых знаменитых русских былинных богатырей, защитник Родины и всех русских людей. Существует предание, что Илья Муромец не вымышленный былинный персонаж, а реально существовавший человек. И все было на самом деле, как повествует былина: тридцать лет и три года сидел Илья на печи, а потом старцы, проходящие по деревне, угостили его наговоренной водичкой, и богатырь совершил свой первый подвиг - преодолел свои страх и неуверенность.

Затем Илья исполнил свой долг перед родителями - стал во всем помогать им в нелегком крестьянском труде. Так бы и остался Илья никем не известным деревенским силачем если бы не понимал, что его особенная сила должна служить людям на совсем другом уровне, нежели простое выполнение тяжелой работы. Герой не был бы героем, если бы не совершал подвиги, сражаясь со злом в любом его воплощении.

Первым ратным подвигом героя, не славы и богатства ради, а для помощи осажденным в родном городе черниговцам, стала победа над вражеским войском. Отказавшись от предложенной должности городского воеводы, Илья продолжил свой путь, навстречу опасностям и сражениям.

Следующий враг - Соловей-разбойник, абсолютное воплощение зла, сказочная аллегория набегов степных кочевников половцев, печенег и хазар, терзавших Русь в девятом-десятом веках. Его свист «по-соловьиному» и крик «по-звериному», от которых «лес к земле клонится, и люди замертво падают» отождествляются с многолетними сраженьями русичей за свою землю.

Но выстоял русский богатырь против чудовища, пленил его и повез в стольный Киев на княжеский суд. Героям не свойственно творить самосуд, если враг упал на землю и просит о пощаде.

Но герой остается самостоятельным и независимым, даже если власть имущие пытаются унизить его и посмеяться над героем. Так случилось и на княжеском пиру с боярами, не поверившем Илье Муромцу, что он победил нагонявшего страх и ужас на всю округу Соловья - разбойника. Заставив Соловья продемонстрировать свой свист, Илья посрамил насмешников и заслужил великий народный, а с ним и княжеский, почет освободителя от злой напасти.

Бескорыстный героизм, стремление помочь своему народу и родной земле, заставляет Илью Муромца отказаться от всех предложенных князем наград и просить для себя только место в княжеской дружине для служения «ради Руси-матушки», быть ее заступников и грозой «злых ворогов». Это хорошо характеризует выбор богатырем дороги, которая пророчила гибель. Бесстрашно повернув коня навстречу смертельной опасности, русский витязь отправился «нести службу ратную, с врагами биться за Русь праведную и за народ русский»

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец)

2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец - воплощение духа рус­ского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево- Печерском монастыре.)

3) Какими чертами русского национального характера наде­лён былинный герой Илья Муромец? (любовь к родной земле, общинность, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстра­шие, мощь, смелость, безрассудство, лень)

4) Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонилися. Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается - А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)

Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?

5) Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты - «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы - Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимыих; повторы - Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник...)

6) Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)

7) Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 187б-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в

Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки - зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, - исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетённая и ещё затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)

Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — русский богатырь из города Мурома, Илья. Поехал как-то в город Киев, да возле города Чернигова натолкнулся он на силы темные, что ни птица, ни зверь мимо них проскочить не могли, да и пешие и конные люди миновать эти силы не в состоянии были. А Илья Муромец своей силой богатырской да копьем молодецким разметал их и пробился к Чернигову.

Жители города стали его к себе воеводой звать, но он отказался и попросил указать короткую дорогу на Киев. На это жители ответили, что короткая дорога до Киева уже давно травой поросла, потому что никто по ней ни пройти, ни проехать не может. А мешает путникам Соловей Разбойник, который сидит возле березы, у речки Смородины и своим страшным свистом заставляет траву и деревья к земле пригибаться, а люди от свиста замертво падают.

Но Илья Муромец не испугался Соловья Разбойника и поехал прямой дорогой. Добрался он до речки Смородины, тут его Соловей Разбойник увидел и засвистел по-страшному. У Ильи Муромца конь хоть и богатырский был, а спотыкаться стал от этого свиста. Взял тогда богатырь свой лук, тетиву натянул и стрелу пустил в разбойника. Да стрелой ему правый глаз и выбил. После чего стащил Илья разбойника с дерева, к стремени пристегнул и поехал дальше.

Добрался он Киева, и приехал на двор князя Владимира. Тот стал Илью Муромца расспрашивать, кто он и откуда и какой дорогой до Киева добирался. Когда Илья сказал, что ехал прямой дорогой, через Чернигов, князь Владимир ему не поверил. У Чернигова силы темные, да Соловей Разбойник сидит, никого не пускает. На это богатырь ответил, что разбойник у него к седлу привязан, с выбитым глазом.

Устремился князь Владимир на двор, увидал Соловья Разбойника, да и приказал тому засвистеть по-страшному. А тот князя слушать не стал, сказал Илью Муромца звать. Пришел Илья Муромец и велел разбойнику свистеть. Тот засвистел в полную силу, да так, что в теремах окна побились, и много людей замертво попадало. Рассердился Илья Муромец, вывез он Соловья Разбойника из города и отрубил ему голову.

Таково краткое содержание былины.

Главный смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» состоит в том, что нет ничего непреодолимого для русских богатырей. С любой темной силой они могут справиться. Былина учит не искать в жизни легких обходных путей, а идти дорогой прямой, пусть и трудной. Илья Муромец так и поступил. Не испугался он Соловья Разбойника и поехал в Киев по прямой дороге, да и разбойника по пути пленил и в Киев привез его, показать князю Владимиру.

В былине мне понравился главный герой, Илья Муромец. Этот русский богатырь обладает не только огромной физической силой, но и силой нравственной, силой духа русского, которая и помогла ему справиться и с темными силами и с Соловьем Разбойником.

Какие пословицы подходят к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?

Славна богатырями земля русская.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.