Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Алла осипенко балерина личная жизнь сын. Алла Осипенко: Не люблю, когда меня называют великой. – Каким вам запомнился Рудольф Нуреев

Балет - это вся моя жизнь.
Алла Осипенко

Алла Евгеньевна родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде. Ее родственниками были художник Боровиковский (его работы выставлены в Третьяковской галерее), популярный в свое время поэт Боровиковский, пианист Софроницкий. В семье придерживались старых традиций - принимали гостей, ходили к родственникам на чаепитие, вместе садились ужинать, строго воспитывали детей…

Две бабушки, няня и мама зорко следили за Аллой, оберегали от всех напастей и не пускали ее гулять одну, чтобы девочка не подверглась тлетворному влиянию улицы. Поэтому большую часть времени Алла проводила дома со взрослыми. А ей так хотелось в компанию, к ровесникам! И когда она, возвращаясь из школы, случайно увидела объявление о записи в какой-то кружок, то упросила бабушку ее туда отвести - это был шанс вырваться из четырех стен и попасть в коллектив.

Кружок оказался хореографическим. И через год занятий педагог настоятельно посоветовал показать Аллу специалистам из балетного училища, так как обнаружил у девочки "данные".

21 июня 1941 года стал известен результат просмотра - Аллу приняли в первый класс Ленинградского хореографического училища, где преподавала Ваганова (сейчас это Академия русского балета им. Вагановой).



На следующий день началась война. И Алла вместе с другими детьми и педагогами училища срочно отправилась в эвакуацию сначала в Кострому, а затем под Пермь, куда потом к ней приехали мама и бабушка.
Занятия велись в спартанских условиях. Репетиционным залом служило промерзшее овощехранилище, оборудованное в церкви. Чтобы держаться за металлическую перекладину балетного станка, дети надевали на руку варежку - такой холодной она была. Но именно там, по признанию А.Е. Осипенко, у нее проснулась всепоглощающая любовь к профессии, и она поняла, "что балет - это на всю жизнь". После снятия блокады училище и его воспитанники вернулись в Ленинград.

Хореографическое училище Алла Осипенко закончила в 1950 и тут же была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
Все поначалу складывалось удачно, но когда она после генеральной репетиции первого большого спектакля "Спящая красавица" - 20-летняя, вдохновленная - ехала домой на троллейбусе, то в порыве чувств не вышла, а выпрыгнула из него. В результате - тяжелое лечение поврежденной ноги, полтора года без сцены… И только упорство и сила воли помогли ей вновь встать на пуанты. Потом, когда с ногами стало совсем плохо, операцию за границей ей оплатила ее подруга, замечательная балерина, Наталья Макарова.

В Кировском балете в его лучшие годы все отдавались служению профессии и творчеству. Репетировать артисты и балетмейстеры могли даже ночью. А одна из постановок Юрия Григоровича с участием Аллы Осипенко вообще рождалась в ванной коммунальной квартиры одной из балерин.

Своеобразным венцом творчества А. Осипенко является Хозяйка Медной горы в балете "Каменный цветок" на музыку Прокофьева. В Кировском театре его поставил Григорович в 1957, и после премьеры Осипенко стала знаменитой. Эта роль совершила своеобразную революцию в балете Советского Союза: Мало того, что партия хранительницы подземных сокровищ - сама по себе необычная, так еще, чтобы усилить достоверность образа и сходство с ящерицей, балерина впервые вышла не в привычной пачке, а в обтягивающем трико.

Но через некоторое время небывалый успех в "Каменном цветке" обернулся против балерины - ее стали считать актрисой определенного амплуа. Вдобавок после побега Нуреева на Запад в 1961 Алла Евгеньевна долго была невыездной - на гастроли ее выпускали лишь в некоторые соцстраны, на Ближний Восток и по родным советским просторам. Были моменты, когда Аллу Евгеньевну запирали в номере, чтобы она за границей не последовала примеру неблагонадежных товарищей и не осталась в капиталистическом мире. Но "выкинуть фортель" и до введения "драконовских мер" Алла Осипенко не собиралась - она всегда любила родину, тосковала по Петербургу и не могла оставить родных. При этом Осипенко считала, что бежать Нуреева вынудили, и добрых отношений она с ним не порывала.


Скрывая истинную причину недоступности удивительной балерины западной публике, "ответственные товарищи" ссылались на то, что она якобы рожает. И когда в Ленинграде ее разыскивали дотошные иностранные коллеги - мастера мирового балета, то первым делом выясняли, сколько у нее детей, так как в их прессе сообщалось об очередных родах балерины Осипенко.
Репертуар Аллы Евгеньевны большой и разнообразный: "Щелкунчик", "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" Чайковского, "Бахчисарайский фонтан" Асафьева, "Раймонда" Глазунова, "Жизель" Адана, "Дон Кихот", "Баядерка" Минкуса, "Золушка", "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Спартак" Хачатуряна, "Отелло" Мачавариани, "Легенда о любви" Меликова… В Малом театре оперы и балета она исполнила Клеопатру в спектакле "Антоний и Клеопатра" по трагедии Шекспира…

После 21 года работы в Кировском театре Осипенко вынуждена была его покинуть. Уход ее был сложным - все слилось воедино: творческие причины, конфликт с руководством, унизительная атмосфера вокруг… В заявлении она написала: "Прошу уволить меня из театра по творческой и моральной неудовлетворенности".

Алла Евгеньевна была замужем несколько раз. И ни про кого из бывших мужей не сказала плохого слова. Отцом ее единственного и трагически погибшего сына стал актер Воропаев (многие помнят его - спортивного и статного в фильме "Вертикаль")

Супругом и верным партнером Аллы Евгеньевны был танцовщик Джон Марковский. Красивый, высокий, атлетически сложенный и необычайно одаренный, он невольно привлекал внимание женщин, и многие, если не все балерины, мечтали с ним танцевать. Но, несмотря на заметную разницу в возрасте, Марковский предпочел Осипенко. А когда она ушла из Кировского театра, ушел вместе с ней. Их дуэт, просуществовавший 15 лет, называли "дуэтом века".

Марковский говорил про Осипенко, что у нее идеальные пропорции тела и поэтому танцевать с ней легко и удобно. А Алла Евгеньевна признавалась, что именно Джон был самым лучшим ее партнером, и ни с кем другим ей не удавалось достичь в танце такого полного телесного слияния и духовного единения.
После увольнения из Кировского театра Осипенко и Марковский стали солистами труппы "Хореографические миниатюры" под руководством Якобсона, который специально для них ставил номера и балеты. Как известно, необычное и новое во все времена понимается не сразу и прорывается с трудом. Якобсона травили, не желая воспринимать его необыкновенно выразительный хореографический язык и неистощимую творческую фантазию. И хотя его балеты "Шурале" и "Спартак" шли на сцене, но и их заставляли перекраивать. С другими его произведениями было еще хуже - чиновники разных инстанций постоянно выискивали в танцах признаки антисоветчины и безнравственности и не допускали к показу.

Когда совершенно не разбирающаяся в искусстве партийно-комсомольская комиссия углядела в танцевальном номере "Минотавр и нимфа", поставленном Якобсоном, "эротику и порнографию" и исполнение балета было категорически запрещено, то от отчаяния и безысходности Алла Евгеньевна вместе с хореографом кинулась к председателю Ленинградского горисполкома Сизову.
"Я балерина Осипенко, помогите!" - выдохнула она. "Что вам нужно - квартиру или машину?", - спросил большой начальник. "Нет, только "Минотавра и нимфу"… И уже когда она, радостная, с подписанным разрешением, уходила, Сизов окликнул ее: "Осипенко, а может, все-таки квартиру или машину?" "Нет, только "Минотавра и нимфу", - вновь ответила она.



Якобсон - талантливый новатор - обладал ершистым, резким и жестким характером. Он мог воплотить в хореографии любую музыку, а придумывая движения, создавая пластические формы и выстраивая позы, требовал от артистов полной отдачи и порой даже нечеловеческих усилий в процессе репетиций. Но Алла Евгеньевна, по ее словам, была готова на все, лишь бы этот гениальный художник творил с ней и для нее.Так родились "Жар-птица" (Стравинский, 1971), "Лебедь" (К. Сен-Санс, 1972), "Экзерсис-ХХ" (Бах), "Блестящий дивертисмент" (Глинка)… И Алла Евгеньевна начала видеть в балете иные горизонты и возможности.
В 1973 Осипенко вновь получила тяжелую травму и некоторое время не могла репетировать. Ждать балетмейстер не захотел, сказав, что калеки ему не нужны. И вновь Осипенко ушла, а за ней и Марковский. Они участвовали в сборных концертах Ленконцерта, а когда работы для них было совсем мало, ездили выступать по отдаленным сельским клубам, где порой было так холодно, что впору было танцевать в валенках. В 1977 началось сотрудничество с талантливым хореографом - Эйфманом, в труппе которого под названием "Новый балет" они стали ведущими артистами.

Эйфман сделал для Осипенко спектакль по "Идиоту" Достоевского, положив действие на музыку Шестой симфонии Чайковского. Настасья Филипповна Аллы Осипенко - "это женщина страстной любви, которой все возрасты покорны ". Актриса отказалась от пышных шляп и платьев, выбрав для роли трико, так как была уверена, что это "образ на все времена и на все возрасты, не нуждающийся в каком-либо обрамлении". Впрочем, по ее признанию, в спектакле она играла себя.

Были еще и другие партии. Но опять неожиданное и свежее наталкивалось на бюрократические препоны. Так, миниатюра "Двухголосие" на музыку группы "Pink Floyd", снятая на пленку, была уничтожена.
Алла Евгеньевна считает, что хореография и сценические страдания должны иметь сюжет, но при этом, повторяя слова Ю. Григоровича, добавляет, что не нужно "рвать страсти и грызть кулисы", а следует и в танце сохранять свое достоинство и быть сдержанной. И это у нее получалось. Зрители и коллеги подмечали ее особую манеру исполнения - внешне несколько статичную, а внутренне - страстную. Ее исполнение было глубоко драматичным, а движения необычайно выразительными. Не случайно про нее говорили: "Только увидев, как танцует Осипенко, понимаешь, что техника Плисецкой небезупречна".
С Эйфманом Осипенко проработала до 1982. Среди ее партнеров были Барышников, Нуреев, Нисневич, Долгушин, Чабукиани, Лиепа…


Осипенко никогда не боялась кинокамеры. На кинопленке запечатлены не только балетные партии А. Осипенко, но и ее роли в художественном кино. Дебютной ее ролью стал эпизод в фильме Авербаха "Голос". А чаще всего она снималась в фильмах Сокурова. Первым из них стал фильм "Скорбное бесчувствие", где она играет роль Ариадны и предстает перед зрителями полуобнаженной. Из-за негодования блюстителей морали этот фильм-притча по мотивам пьесы Шоу "Дом, где разбиваются сердца вышел на экраны лишь в 1987, несколько лет пролежав на полке. Сокуров восхищался актрисой, утверждая, что не встречал людей такого масштаба, как Алла Осипенко.



Балерина неизменно тепло и с глубоким чувством благодарности вспоминает о своих педагогах и тех, кто так или иначе помог ей в профессии. Эти люди учили ее преданности профессии, трудолюбию, упорству, интересу к литературе, живописи, архитектуре, музыке и воспитывали личность, умеющую фантазировать, рассуждать и отстаивать собственное мнение. У Осипенко хранится кольцо Анны Павловой, которое ей передали как творческой наследнице великой балерины.

С приходом перестройки жить на грошовую пенсию Алле Евгеньевне - народной артистке РСФСР, лауреату премии им. Анны Павловой Парижской академии танца, диплом о присвоении которой в 1956 году ей вручил Серж Лифарь, а также премии "Золотой софит" с формулировкой "За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга" и обладательнице многих других наград - стало просто невыносимо, ей необходим был заработок. Больше 10 лет она проработала педагогом во Франции, Италии, США, Канаде и других странах.

Сегодня Алла Евгеньевна продолжает активную деятельность - работает педагогом-репетитором и поддерживает преемственность поколений в балете, возглавляет благотворительный фонд, участвует в различных театральных постановках, снимается в кино и для телевидения…
Она всегда элегантна, стройна и неустанно поддерживает форму, хотя и отдала балету и сцене уже больше 60 лет своей жизни. Осипенко говорит, что в настоящей балерине должна быть магия, как была она в Дудинской, Уланова, Плисецкой… В ней эта магия, несомненно, есть.



Лауреат Международных фестивалей молодежи и студентов (Прага, 1950; Москва, 1957), Парижской академии танца (премия им. А. Павловой, 1956), заслуженная артистка РСФСР (1957), народная артистка РСФСР (1960).

Окончила ЛХУ в 1950 (ученица А. Вагановой). В 1950-71 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Хозяйка Медной горы; Любимая («Берег надежды»), Панночка; Дездемона («Отелло»), Жемчужина («Жемчужина»), Молния («Человек»), Орел в миниатюре «Прометей и орел» («Хореографияеские миниатюры»); др. партии: Мехменэ Бану, Сари, Фригия, Маша, Одетта - Одиллия, фея Сирени, Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Нина («Маскарад»), Никия, Гамзатти, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Злюка; Царица бала («Медный всадник»), Уличная танцовщица, Повелительница дриад («Дон Кихот»), 7-й вальс, мазурка («Шопениана»), «Размышление», «Поцелуй» («Хореографические миниатюры»), 6-й вальс («Вальсы Равеля»), Вакханка; Красавица («Блудный сын», 1974).

В Малом оперном театре исполняла роль Клеопатры («Антоний и Клеопатра»). Участвовала в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. В 1971-73 солистка труппы «Хореографические миниатюры»; первая исполнительница миниатюр «Полет Тальони», «Минотавр и нимфа», «Жар-птица», Солистка («Экзерсис XX»).

В 1973-77 солистка Ленконцерта; в 1977-82 солистка Театра современного балета п/р Б. Эйфмана, где исполняла ведущие партии в балетах: «Прерванная песня», «Двухголосие», «Жар-птица», «Идиот».

Снималась в т/ф «Хореографические миниатюры» («Размышление», «Поцелуй»), «Ленинградский балет сегодня» (Мехменэ Бану, Хозяйка Медной горы), «Тема с вариациями» («Сиринкс» - концертный номер на муз. Д. Шостаковича), «Сказ про холопа Никишку» (Птица); в к/ф «Голос», «Фуэте», «Зимняя вишня».

В 1966-70 преподавала классический танец в ЛХУ.

Осипенко - выдающаяся классическая балерина. Ее выделяли «длинные, красивые пропорции, словно «поющие» движения ног» (Т. Вечеслова), совершенная красота таких поз, как арабеск и аттитюд, четкое ощущение танцевального материала, «острая, графичная, сдержанно-экспрессивная манера» (В. Чистякова). В классическом репертуаре была великолепной феей Сирени, интересной исполнительницей Одетты - Одиллии, Раймонды.

Становление актрисы, ее стремление к исполнению психологически сложных партий, творческая неудовлетворенность подлинного художника совпали с периодом активных поисков нового в хореографическом искусстве на сцене Театра им. Кирова. Встреча с хореографией Ю. Григоровича, а затем И. Бельского явилась толчком к раскрытию и становлению творческой индивидуальности балерины. Четкая графика современной хореографической лексики оказалась близка данным балерины, позволила ей создать свою, «осипенковскую» манеру танца. Значительна ее работа в «Береге надежды», но коронной ролью была Хозяйка Медной горы, созданная Григоровичем в содружестве с нею. Творчески возмужавшая, Осипенко возобновила в своем репертуаре партии феи Сирени, Сари, Одетты, миниатюры Л. Якобсона и обогатила их новыми красками. Большая творческая удача актрисы на сцене Театра им. Кирова - роль Мехменэ Бану, карающей и беззащитной, мудрой и беспомощной, великодушной и мстительной царицы и раздираемой страстями женщины.

В ансамбле п/р Якобсона Осипенко поразила зрителя образом воздушной, почти бесплотной, не подверженной земным чувствам Тальони, образом, зовущим к идеалу, вершинам прекрасного. Огромный успех у публики имела и миниатюра на музыку А. Берга «Минотавр и нимфа», где древний мир рисовался резкими и драматическими красками.

Мастером современной хореографии, способным на любые творческие эксперименты, показала себя артистка в работе с балетмейстером Б. Эйфманом. Подлинным шедевром стал маленький балет для двух исполнителей «Двухголосие» - своеобразная психологическая притча о современной женщине, женщине любимой и любящей, отвергаемой и необходимой, верной и преданной.

Осипенко принесла на сцену свою тему. Ее героини всегда жили сложной внутренней жизнью, искали ответы на множество вопросов, в борьбе обретая мудрость и нравственную чистоту.

Литература: Зозулина Н. Алла Осипенко.- Л., 1987; Добровольская Г. Алла Осипенко.- В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1967, вып. 1; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр. Ленинград, 1957, № 14; Львов-Анохин Б. Алла Осипенко.- Муз. жизнь, 1962, № 12; Вечеслова Т. Танцует Алла Осипенко.- Нева, 1963, № 10; Добровольская Г. Алла Осипенко.- Театр, 1964, № 11; Ступников И. О любви, о подвиге,- Нева, 1966, № 12; его же. Прерванная мечта.- Театральная жизнь, 1967, № 9; Добровольская Г. Тема ее творчества,- Ленингр. правда, 1967, 3 июня; Карп П. Гармония танца.- Смена, 1975, 12 июня; Красовская В. Алла Осипенко.- Театр, 1975, № 12; Отюгова Т. Выбор,- Смена, 1982, 4 июля; Зозулина Н. Алла Осипенко.- Сов. балет, 1983, № 3.

А. Деген, И. Ступников

Знаменитая балерина отмечает юбилей творческой деятельности

«Я не люблю, когда меня называют великой, потому что странно и смешно слышать такое о себе», — призналась Осипенко на встрече с журналистами, но Ульяна Лопаткина возразила: «Вы это заслужили!»
Потому что, когда речь заходит об Алле Осипенко, невозможно избежать высокопарных слов и эпитетов. Потому что сегодня, когда чуть ли не каждый артист — звезда, а легенд почти не осталось, она — действительно легенда ленинградского балета.
Накануне юбилейного праздничного вечера корреспондент «ВП» встретилась с Аллой Евгеньевной.


Ушла из Мариинки, когда меня перевели в миманс
— Наверное, для балерин тяжелая травма — ранний уход из театра. Как это можно пережить и не сломаться?
— Да, вероятно, это очень тяжело и болезненно, но дело в том, что я задержалась в балете и протанцевала до 54 лет. Когда меня пригласили в последний раз, я была в идеальной худобе, и физически для меня это было возможно. Конечно, я уже не танцевала «Лебединое озеро», но на меня ставили те спектакли, в которых я могла танцевать, несмотря на возраст. Мне удалось долго продержаться на сцене.
— Вы сами ушли из Мариинского театра, это был смелый поступок
— Я ушла из Мариинского, не потерпев того, что в 39 лет, после того как я оттанцевала там двадцать лет и пользовалась успехом, меня вдруг поставили в миманс и я стала выходить в «дамах». Тогда зрители написали в администрацию театра записку: «Это катастрофа ленинградского балета — то, что Осипенко стоит в мимансе». Для меня это было большим оскорблением, и потому я ушла — к Леониду Якобсону, на нищенский оклад в 70 рублей, но я знала, ради чего туда пришла. И он мог кричать на меня, бить меня, заставлять делать все то, что делали его двадцатилетние ученицы, — я не возражала, потому что знала, зачем я здесь, и это было главным.
Жизнь — это борьба!
— Когда-то в журнале были опубликованы отрывки из вашего дневника. Вы ведете его до сих пор?
— Нет, не веду, это был такой период.
— А почему возникла необходимость писать дневник?
— У меня был сын, и я писала для него и ему. Когда сына не стало, то потребность эта ушла.
— Но ведь у вас есть внук Даня…
— Внук не интересуется балетом, у него другие интересы.
— Какие же?
— Ему сейчас двадцать лет, я не очень знаю о том, чем именно он увлекается, потому что Даня закрытый мальчик: трагедия с отцом, которую он пережил, оставила след в его характере. Но он хороший, добрый, красивый и похож на своего отца.
— А не было ли у вас желания написать книгу?
— Сейчас такая мысль у меня появляется, иногда думаю: ну что же я сижу без дела, репетиций стало мало, свободное время есть, может, и правда, написать книгу? Мы ведь можем рассказать нашим ученикам больше, чем они знают и о балете, и о жизни, о том, как надо преодолевать трудности. Например, в пятом классе я выписала для себя мысль Бальзака: «Жизнь — это борьба, в которой надо всегда угрожать». А сейчас я уже смеюсь над этим, хотя то, что жизнь — борьба, я очень хорошо узнала, но вот то, что в ней надо угрожать, я так и не поняла. Своим ученикам я сейчас говорю, что надо быть очень стойкими в борьбе за свое существование.
В балете наступил
какой-то провал
— Как вам кажется, изменились Петербург и петербуржцы?
— Я же из семьи Боровиковских и Софроницких, так что те люди, среди которых я выросла, были совсем другими — иными, чем те, кого я встречаю сейчас. А город становится красивее, чем был после войны, каким я видела его в детстве. Но вот выпал снег, и, к сожалению, опять грязно, а на Западе этого не бывает. Там снег выпадает, а тротуары и дороги остаются чистыми. Нам надо у них поучиться соблюдать порядок и чистоту, как они у нас научились балету.
— А изменились ли зрители?
— Раньше было больше постоянных зрителей — любителей балета, любителей определенных имен, сейчас их стало меньше. Потому что очень много туристов, все они хотят попасть в театр, так что иногда на спектакле присутствует совсем не знающая и не понимающая балета публика. Балет, к сожалению, перестает быть элитарным искусством.
— Алла Евгеньевна, как вы думаете, в каком состоянии находится современный российский балет?
— Меня уже нельзя ниоткуда выгнать, поэтому я могу сказать правду и не кривить душой. Мне кажется, что у нас в стране сейчас не только экономический кризис, но и кризис в балете. Я своим ученицам, закончившим Академию им. Вагановой, говорю: «Как же так, нас в училище выучили лучше, чем вас в академии!» Не знаю, от чего это зависит, от того ли, что талантливые ученики рождаются редко, или от педагогов. Раньше говорили, что наш балет «впереди планеты всей», сейчас эта фраза уже не произносится, в балете наступил какой-то провал. Но может быть, надо подождать, придет время и вспыхнет какая-то новая волна…
Я была толстой и весила 57 килограммов!
— Наверное, как у каждой балерины, у вас есть свой секрет, как поддерживать форму и сохранять стройную фигуру?
— Я думаю, что есть такие балерины, которым ничего не надо для этого делать, они просто родились худенькими. Я-то, к сожалению, не такая, когда я заканчивала школу, то была толстой и весила 57 килограммов, а когда завершала карьеру балерины, то весила 45. Для этого мне нужно было отказаться от еды, я не сижу на диетах, но ограничиваю себя в питании, не ем сладкого, мучного, жирного.
Не могу представить, чтобы педагог позволил себе растолстеть: раз он требует от ученика поддерживать форму, то и сам должен ее держать.

Беседовала Виктория АМИНОВА, фото Натальи ЧАЙКИ

Алла Евгеньевна Осипенко родилась 16 июня 1932 года в Ленинграде.
21 июня 1944 года была зачислена в Ленинградское хореографическое училище. После окончания сразу была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сегодня — Мариинский). С 1954 по 1971 год — прима-балерина театра. С 1971 по 1973 год — солистка балетной труппы «Хореографические миниатюры» под руководством Леонида Якобсона. Многие партии в эти годы танцевала со своим партнером в жизни и на сцене Джоном Марковским. С 1973 года работала в Ленконцерте. Выступала в спектаклях Ленинградского Малого театра оперы и балета (сегодня — Михайловский). С 1977 по 1982 год — солистка Ленинградского ансамбля балета под руководством Бориса Эйфмана.
Народная артистка России (с 1960 года). Лауреат Премии им. Анны Павловой Парижской академии танца.
Четырежды состояла в браке. Сын — Иван Воропаев (1963 — 1997) — трагически погиб. Внук Даниил родился в 1990 году.

4 декабря на сцене Театра оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории пройдет вечер балета «Корифеи русской сцены».
Как рассказал журналистам продюсер проекта Григорий Танхилевский, выступление посвящено 60-летию сценической деятельности легендарной балерины. Известные танцовщики представят номера, которые когда-то исполняла известная артистка. Будут показаны давно не исполнявшиеся номера, восстановленные специально для этого проекта.
«Увидеть эти номера в сегодняшнем исполнении будет интересно. А те, кто видел меня на сцене, смогут сравнить», — отметила Осипенко.
В отрывках из спектаклей «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Спартак», «Вальпургиева ночь» зрители увидят уникальный звездный состав — Ульяну Лопаткину, Ирму Ниорадзе и Игоря Колба, Валерия Михайловского, Анастасию Колегову и Евгения Иванченко, Елизавету Чепрасову, Константина Зверева и Григория Попова, Олесю Гапиенко и Петра Базарона. Ульяна Лопаткина исполнит номер «Умирающий лебедь». «Нам сегодня не хватает той яркости, которая была свойственна ленинградскому балету. Мы должны учиться на том опыте, а не вспоминать наше наследие иногда, по случаю какой-то даты», — отметила Лопаткина.
Устроители вечера готовят экспозицию любезно предоставленных балериной уникальных фотографий и документов из ее личного архива, на которых запечатлены многие великие деятели искусства. Эти экспонаты никогда ранее не публиковались в открытом доступе.
Проект подготовлен для единственного показа и повторяться не будет.

Алла Евгеньевна Осипенко, история жизни которой будет описана в статье, – легенда театра, яркая звездочка среди балерин. Она была ученицей А. Вагановой, участвовала в постановках выдающихся хореографов своего времени. Своей грацией и драматическим талантом она покорила как жителей РСФСР, так и зарубежную публику.

Алла Осипенко: биография

Алла родилась в Ленинграде 16 июня 1932 года. Она жила с матерью, няней, бабушкой Марией и двоюродной бабушкой Анной.

Мать Осипенко происходила из семьи Боровиковских. В предках у балерины были художник Владимир Лукич Боровиковский, поэт Александр Львович и фотограф Александр Александрович – тоже Боровиковские. Отец Аллы был из украинских дворян. В 37-м его посадили за то, что он начал публично поносить Советскую власть и требовать освободить царских офицеров. Мать развелась с ним. Потом, когда пришло время получать паспорт, несмотря на просьбы матери, Алла оставила за собой отцовскую фамилию, - она посчитала что иное решение будет предательством.

Призвание

Воспитывали девочку строго. Она почти все время проводила со взрослыми, ее не выпускали даже во двор. А ей не хватало общения с ровесниками, ее строптивый характер требовал вырваться из-под чрезмерной опеки. Случай представился в первом классе – она прочитала о хореографическом кружке и уговорила родных позволить ей туда вступить. Лишь бы хоть пару раз в день возвращаться позднее, не сидеть в четырех стенах! Но сама девочка в ту пору от танцев была далека – балериной хотела стать ее мать, а не она.

Но благодаря кружку Осипенко Алла Евгеньевна нашла свое призвание. Ее учитель отметил ее таланты и уговорил мать отдать свою дочь в хореографическое училище. Ее зачислили туда 21 июня 1941 года, а 22 июня началась война.

Детей перевезли в Кострому, затем в Молотов (ныне Пермь). Балету учили сначала в церкви, затем, когда их перевезли в Курье, - в бараках. «Голод и холод», - вспоминает о тех временах Алла. Ученики занимались, зачастую не снимая пальто и варежек. То были тяжелые времена, но именно в эвакуации, а возможно, благодаря ей, Осипенко навсегда влюбилась в искусство.

Новый этап

После училища Осипенко Алла пришла в Ленинградский театр оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский театр). Ее работа здесь далеко не всегда складывалась гладко. Первым испытанием стало тяжелое повреждение ног. Молодая двадцатилетняя Осипенко на волне вдохновения после репетиции, не сошла – выпрыгнула из троллейбуса… и почти на полтора года была вынуждена забыть о сцене. Лишь упрямство помогло ей вернуться. По ее словам, этот случай помог ей осознать, чего на самом деле она хочет.

Кировский театр оказался тяжелой школой. Он требовал особого, пробивного характера. Но вне сцены Алла была отнюдь не бойцом, напротив. Она верила критикам, подвергавшим сомнению ее таланты. Приходилось выкладываться и физически – репетиции занимали почти все время.

Венцом ее творчества стала роль в «Каменном цветке» (1957), где она танцевала в образе Хозяйки. На следующий день она проснулась знаменитой. Сама Осипенко Алла однажды заметила, что слава, возможно, пришла к ней не столько из-за таланта, сколько из-за оригинальности образа. Впервые балерина вышла на сцену лишь в одном обтягивающем трико.

КГБ

Успех имел обратную сторону. Во-первых, ее стали считать актрисой одного амплуа. Во-вторых, ее слава привлекла внимание КГБ. Особенно строго ее стали контролировать после 1961 года, когда ее партнер Рудольф Нуреев бежал из СССР. Алла была свидетелем этого бегства – знаменитого «прыжка» Нуреева.

Это произошло во время гастролей. Нуреев отказывался следовать распорядку, за что его решили отослать обратно в Москву. Но Нуреев хотел продолжить гастролировать. Он сумел вырваться и бросился к самолету, в котором его товарищи отбывали в Лондон. Не успел – и там же, в Париже, попросил политического убежища. Позднее в СССР, несмотря на его отсутствие, Нуреева осудили на семь лет за измену родине. Алла выступала его защитником.

Тем временем с Аллы в буквальном смысле не спускали глаз. В Лондоне ее поселили в отдельной комнате. Выпускали и запирали ее на ключ, нигде не оставляя без сопровождения. Она вынуждена была скрываться от поклонников, а на запросы журналистов неизменно отвечали, что Осипенко Алла не может дать интервью, так как она «рожает». В дальнейшем ей разрешали посещать лишь социалистические страны.

Алла и раньше испытывала терпение КГБ. Во время ее первых гастролей в Париже, еще в 1956 году, она (первая среди советских балерин) получила премию Анны Павловой. А однажды, выполняя просьбу знакомой, передала посылку ее сестре, сбежав при этом от наблюдателей – через черный ход.

Л. В. Якобсон

В Кировском театре Осипенко Алла сыграла в немалом количестве постановок, среди них – «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан», «Золушка», «Отелло», «Легенда о любви». Но тяжелая атмосфера, скандалы, напряженные отношения с руководством, творческая неудовлетворенность – все это породило в балерине непереносимую усталость. Спустя 21 год работы в театре она его покинула.

Вместе с партнером Джоном Марковским она присоединилась к труппе Л. В. Якобсона, к его «Миниатюрам». Это был рискованный шаг – постановки Якобсона постоянно подвергали цензуре, выискивали в них признаки антисоветчины, пытались запрещать. Бунтарский характер балерины проявился и здесь. Когда комиссия запретила танцевальный номер «Минотавр и нимфа» за его «эротизм», Алла вместе с хореографом бросилась к председателю горисполкома А. А. Сизову. К их удивлению и радости, номер разрешили поставить.

Характер у Якобсона был тяжелый. Он готов был репетировать в любое время, круглые сутки. Причем репетиции проходили в маленьком неудобном помещении. Хореограф заставлял актеров полностью отдаваться работе, действовать практически на износ, до полной отдачи. Выполнять сложные, почти невозможные движения. Но Алла была рада работе с Якобсоном. Она считала его гением, боготворила его и даже была немножко в него влюблена. Так возникли постановки «Жар-птица», «Лебедь» и «Идиот», который Якобсон поставил специально для Осипенко. Но отношения балерины и хореографа постепенно дали трещину.

Когда в 1973 году Осипенко вновь получила травму, Якобсон не захотел ждать ее выздоровления.

Конец карьеры

Покинув Якобсона, Осипенко и Марковский оказались на улице. Это было трудное время, работы почти не было. Удача улыбнулась им в 1977 году, когда они сошлись с хореографом Б. Я. Эйфманом, став ведущими актерами его труппы «Новый балет». Там балерина работала до 1982 года. Но это был уже конец ее карьеры, во многом предопределенный ее разрывом с Марковским.

В дальнейшем Алла пробовалась в кино – «Голос» Авербаха, полуобнаженная Ариадна в «Скорбном предчувствии» А. Сокурова. Театральные постановки. Затем, после Перестройки, Осипенко уехала за границу, где долго преподавала хореографию. Продолжила она заниматься этим и в России.

Любовь

Балерина Алла Евгеньевна Осипенко была замужем несколько раз. Трагический след в ее жизни оставила смерть ее единственного сына, рожденного от актера Геннадия Воропаева.

Более известно ее супружество с Джоном Марковским. Их блестящий дуэт называли «парой века». Алла называла Марковского своим самым лучшим партнером. По ее словам, в танце они словно становились единым целым. В первый раз они выступили вместе в Перми, и тогда же начался их роман, хотя она была старше на двенадцать лет. Они были вместе 15 лет. После разрыва с ним Алла не смогла найти себе другого такого же партнера, по ее словам, это стало их концом как танцоров.

Учителя и кумиры

Кумиром балерины долгое время была Наталия Дудинская. Осипенко страстно подражала ей. Подражание сослужило плохую службу – ведь оно мешало проявить собственную индивидуальность, и Алле пришлось переучиваться. Были у нее и другие кумиры среди балерин, например, Вера Арбузова.

Среди людей, которые подтолкнули ее талант, Алла особенно отмечает Бориса Фенстера. В свое время он увидел и помог раскрыть способности девочки. В то время ее называли «девочка с веслом», потому что она была слишком пухленькой для балерины. Но Фенстер заметил ее и предложил ей роль Панночки в «Тарасе Бульбе». Он стал строгим наставником, заставившим ее не только похудеть, но и задуматься о себе.

Очень помогла балерине и Лидия Михайловна Тютина. Во многом благодаря ей Осипенко смогла вернуться после травмы.

Нельзя не упомянуть и Агриппину Ваганову. Она была строгим учителем, часто кричала на свою ученицу и нередко замечала, что та благодаря своему характеру закончит жизнь в мюзик-холле. Но при этом она была замечательным, неординарным педагогом.

Балерина – это звание

Как отметила в одном из интервью сама Алла Осипенко, балерина – это звание, а не профессия. И чтобы ею стать, нужен характер. Осипенко всей своей жизнью доказала это утверждение. Успех и неудачи, счастье и драма – все это сформировало ее такую неординарную личность.

В Книжной лавке писателей за так называемом «писательским столом» невысокая женщина элегантного возраста предлагала покупателям книгу «Алла Осипенко». Это была Ольга Розанова, театральный критик, написавшая вступительную статью к альбому о незабываемой поклонниками балерине Кировского театра, трупп Якобсона и Эйфмана. Готовился «театральный» выпуск журнала «Аврора», и я пообщалась с писательницей. Увы! Она, сославшись на большую занятость, отказалась дать в журнал какой-нибудь материал. «Да она сама вам напишет воспоминания. Позвоните Алле Евгеньевне», - и она протянула мне листок с номером её телефона. Алла Осипенко! Народная артистка РСФСР! Последняя ученица Агриппины Яковлевны Вагановой! «Предпоследняя, – исправила меня балерина при встрече, – последней была Ирина Колпакова».
Небольшая двухкомнатная квартирка на Петроградской стороне в старинном доме с высокими потолками и окнами на лестничных пролётах в готическом стиле, большой холл, стены которого увешаны фотографиями, сувенирами и призами, круглый стол с угловым диваном, на котором нежится любимица хозяйки – красавица кошка бежево-коричневого окраса, с длинной пушистой шерстью как у сибирской кошки, но с восточным колоритом сиамской кошки. Алла Евгеньевна, изящная стройная женщина чуть прихрамывает, травмы не дают забыть о себе. Да и горькая обида нет-нет да и проскакивает в разговоре. Когда она танцевала у Леонида Якобсона, в гремевшем в конце прошлого века ансамбле «Хореографические миниатюры», пришлось лечить суставы, и не все задумки балетмейстера она могла выполнить; попросила отложить репетиции на полгода. «Тогда уходи, мне калеки не нужны», – резко ответил он ей. И она ушла.
– В пятом классе я прочитала у Бальзака, что жизнь – это борьба. Да, жизнь в полной мере показала мне, что это борьба, но бороться я не умела, не умела угрожать... Когда же становилось совсем невыносимо, я просто уходила, часто, как говорится «в никуда».
Алла Евгеньевна рассказывает, как она ушла из Кировского театра. Правда, попыток было две. Первый раз это случилось на гастролях театра в Румынии.
– На гастроли меня брали не часто. А тут...меня режиссёр балета Журавко поставил в миманс! Конечно, со словами, что все солистки балета по очереди будут выходить в роли дамы. И вдруг меня ставят три раза! Это не просто унижение, это катастрофа! Я там же написала заявление об уходе. Но это скандал, чуть ли не демонстрация. Приходит ко мне утром наш партийный деятель, уговаривает... А Джон (Джон Марковский, партнёр и муж балерины – Т.Л.) его не пустил к нам в номер. Говорит: «А вы видели, как она плачет по ночам?». Тогда меня защитил Барышников. А всё равно пришлось уйти, где-то через полгода. Она вспоминает, как однажды была с приятельницей в ресторане ВТО, и кто-то из знакомых сообщил, что на следующий день в театре «Лебединое озеро» заменили на «Медный всадник». А в этот день был праздник работников водоканала. Остроязычная балерина откомментировала это событие, сострив, что в «Медном всаднике» воды больше. Остроумная шутка закончилась вызовом на следующий день «на ковёр» к директору театра Рачинскому, который впав в административный раж сообщил, что репертуаром занимается он, директор! «А для меня вы не директор», – прервала его монолог народная артистка Российской Федерации – это звание Алле Евгеньевне Осипенко было присвоено в 1960 году – и вышла из кабинета.
Она прослужила, как это принято говорить у актёров, в Кировском театре 21 год, будучи исполнительницей ведущих балетных партий. (И больше никогда не возвращалась на эту сцену. Правда, позже, когда главным балетмейстером театра стал Игорь Дмитриевич Бельский, он приглашал её вернуться на эту сцену, но одну, без Джона Марковского. Условия были неприемлемыми: пара Осипенко- Марковский была столь же неразъединимой, как Уланова и Сергеев, Дудинская и Чабукиани (позже Дудинская и Сергеев). Но от финала службы в Кировском театре вернёмся к истокам.
Алла Осипенко по матери принадлежит к роду известного русского художника, конца XVIII – начала XIX века Владимира Лукича Боровиковского, брат которого великий украинский поэт Левко Боровиковский. Отец Евгений Осипенко происходил из украинских дворян, но стал чекистом, служил в Ташкенте начальником лагеря, где сидели офицеры и генералы царской армии. Однажды, по-видимому, в состоянии алкогольного опьянения он вскочил на коня и с саблей наголо на рынке призывал жителей идти освобождать генералов из лагеря, в котором в итоге оказался и сам в 1937 году. Его выпустили, когда началась война в 1941 году, и он откликнулся на призыв искупить свою вину добровольцем штрафбата. Судьба благоволила её отцу, он прошёл всю войну, даже не будучи раненым. Балерина показывает мне фотографию своих родителей в юности и соглашается со мной, что она похожа на отца. Улыбаясь, достаёт фотографию «красавицы тёти Нади» и с улыбкой рассказывает, что её мать во время беременности постоянно держала эту фотографию перед собой, чтобы, согласно поверьям, родившийся ребёнок был бы похож на желаемый прообраз. Генетика в то время была ещё наукой, малознакомой широкому кругу женщин. Но, думаю, что природа не прогадала, наградив будущую балерину чертами отца, у неё был неплохой выбор.
Мать Аллы, Нина Алексеевна Боровиковская, училась в гимназии Оболенского и также чудом не стала балериной, не хватило одной (из требующихся двадцати!) рекомендаций от артистов балета. А вот её дочь в июне 1941 года была зачислена в первый класс Ленинградского хореографического училища (известное как Вагановское училище, а ныне Академия русского балета им. А.Я. Вагановой). Алла Евгеньевна вспоминает, что обычно летом её отправляли к прабабушке в Вышний Волочок. Но в этот год опоздали, и они с мамой поехали в июне снимать дачу в Вырице – комнатка на втором этаже, в окно которой наклонялись ветки сирени. Когда возвращались в Ленинград, поезд остановился перед самым городом и долго стоял – мужчина попал под поезд – плохая примета! Примета действительно оказалась плохой. У репродукторов в городе толпились люди, а встретившийся им на Невском проспекте, около дома 63, где они жили, её дядя – актёр Пушкинского театра Жорж Осипенко – сказал, что началась война.
Война. Уже 3-ьего июля в небе Ленинграда появились заграждения и дирижабли. Вагановское училище срочно эвакуировалось. И первоклассницу Аллу мать и бабушка по совету жены певца Шашкова отправили вместе с училищем в эвакуацию в Кострому, справедливо полагая, что школ много, а балетное училище уникально. В это время уже появились первые сомнения, что война кончится через две – три недели. В августе Нине Алексеевне удалось эвакуироваться из Ленинграда, и она также приехала в Кострому, где работала в училище – шила балетные тапочки. Бабушка и крёстная Аллы остались в городе «хранить квартиру и наследие Боровиковских». В Костроме остались младшие классы, а старшеклассников отправили на Каму, в г. Молотов (ныне Пермь). Уже в 1942 году(!) там открыли набор детей в первый класс балетной школы, и младшие классы из Костромы перевезли туда же. Алла Евгеньевна говорит о том, что они сдружились там на всю жизнь. - А бабушка, – спрашиваю я, – как сложилась её судьба?
– Бабушка прожила в блокированном городе до 43-ьего года, едва выжила. Когда блокаду прорвали, её с трудом вывезли. Маме в училище передали телеграмму от бабушки, чтобы мы встречали пароход. Стоим мы на пристани, выходят люди, нашей бабушки нет. Потом помогают выйти какой-то старой-престарой старухе необъятных размеров, люди помогают ей спуститься, выносят несколько громадных баулов. Эта старуха безучастно смотрит куда-то, её никто не встречает. Мы с мамой решили идти доимой, ждать другой пароход. Отошли... И вдруг у меня вспышка в памяти, и я говорю маме, что у нашей бабушки был платок такой же расцветки, как у этой старухи. Мама остановилась, говорит, пойдём вернёмся. Мы вернулись, смотрим... Старуха сидит на том же месте и также безучастно. Мама тихо произнесла: «Мама!». Она обернулась... Это была бабушка, неузнаваемая, распухшая от голода. А знаете, ведь таких больных нужно кормить совсем понемножку. Она лежала у нас на кровати, вставать почти не могла. Яс утра в школе, мама на работе. А наша сердобольная хозяйка напекла шанежек, это такие пироги с картошкой, да по душевной доброте и накормила её. Мама чудом выходила мою бабушку. Но выходила. В 44 году вместе с училищем втроем вернулись в Ленинград, в туже квартиру на Невском 63, которую для нас сохранила крёстная. Даже вот этот сундук сохранила. – Алла Евгеньевна показывает на старинный кованный сундук. – Семейная реликвия Боровиковских. Во время блокады им этот сундук отдал один из художников. Я даже представить не могу, как они, бабушка с крёстной, втащили его на пятый этаж.
На сундуке стоит бронзовая скульптура, это уже реликвия хозяйки – слепок с её ноги. «И тоже неподъёмная, – улыбается балерина. – Только внук может её снять». В 1950 году ученица Агриппины Яковлевны Вагановой дебютирует на сцене Кировского театра в роли феи Сирени в постановке ещё Фёдора Васильевича Лопухова и с этого момента начинается её путь к славе, она становится первой исполнительницей ведущих балетных партий.
Но и начало было многообещающим – второй состав партий, исполнявшихся Аллой Шелест, Инной Зубковской, Натальей Дудинской. В двадцать лет
Должна была состояться её первая танцевальная премьера в балете «Каменный цветок». Она имела такой успех на генеральной репетиции, что квартира балерины на Невском проспекте была просто завалена цветами.
Но... радость сменилась огромным горем. Алла Евгеньевна рассказывает, что она очень любила мороженое, и отметить премьеру решили в мороженице на ул. Желябова. Возвращаясь домой, проехала остановку на троллейбусе, неудачно спрыгнула с него. Нога попала между троллейбусом и парапетом. Военно-медицинская академия. Профессор Крупко двадцатилетней балерине рекомендует забыть о балете: «в войну люди жизнь теряли, не то, что ногу». Долгих полтора года она не расстается с лечащими военными врачами Ткаченко и Петровым, разрабатывает травмированную ногу и возвращается на сцену, поддерживая с ними отношения и сохраняя благодарную память о них на всю оставшуюся жизнь. А премьера «Каменного цветка» состоялась, но без неё.
В театре её партнерами были Анатолий Нисневич (первый муж), Брегвадзе, Кузнецов и даже... она танцевала с Вахтангом Чабукиани в спектакле «Отелло», а один спектакль «Тропою грома» – с Константином Михайловичем Сергеевым. Алла Евгеньевна говорит, что она была похожа на Наталью Михайловну Дудинскую, в начале артистической карьеры пыталась подражать ей, но достигнуть столь же высокого технического мастерства, как у Дудинской ей было не под силу. На одной из репетиций, когда в класс зашёл К.М. Сергеев, он услышал, как Дудинская делала постоянные замечания Осипенко: делай бедро так и т.п. Сергеев сказал: «Наталия Михайловна, оставьте Аллу в покое, пусть она делает все так, как сама это чувствует». Это заставило балерину начать искать свой путь, подчеркивающий её индивидуальность. Однако, отметила Алла Евгеньевна, Константин Михайлович был артистом традиционных взглядов на искусство. Когда он стал главным балетмейстером, он ответил ей однажды: «Ну, что же ты просишь Раймонду, когда делаешь всего два тура...». И это было, конечно, унизительно, так как работать по принципу: «выйти на сцену отскакать свою партию» она не могла; постоянно ей приходилось «преодолеавать своё техническое несовершенство».
Балерина полагает, что эта неуверенность в себе, раздвоенность связана с тем, что она родилась 16 июня, под знаком близнецов. Звёзды ли здесь виноваты? Или, скорее, высокая требовательность по отношению к своему таланту и создаваемому им искусству. Думаю, что последнее.
Из балетмейстеров, с которыми она работала в Кировском театре, Алла Евгеньевна выделяет талантливейшего балетмейстера Бориса Александровича Фенстера. Она в то время начала немного полнеть, и балетмейстеры махнули на неё рукой. А вот Борис Александрович предложил ей «попробоваться» в 1955 году в роли «Панночки» в балете «Тарас Бульба» на музыку Соловьёва- Седова. Актриса считает, что: это была «... во-первых, моя первая большая удача, а во-вторых, первая настоящая драматическая, сложная роль. Мы репетировали с ним по ночам, я очень старалась, и что-то его тогда увлекло в моей индивидуальности. Вот это и была самая важная роль, заставившая меня глубоко задуматься о своем характере. Я очень благодарна Борису Александровичу за то, что он полностью поменял мое амплуа».
Да, поиск своего пути не оказался напрасным. Когда Алла Евгеньевна ушла из театра, и в унисон с ней Джон Марковский одновременно отдал в отдел кадров заявление об увольнении (о контрактах и неустойках в то время речи не было), индивидуальность дуэта проявилась особенно ярко и в полной мере. Леонид Вениаминович Якобсон, хореограф новатор, организовал в Ленинграде в 1969 году ансамбль «Хореографические миниатюры». Вот там и заблистали с новой силой Алла Осипенко и Джон Марковский.
Оживший «Роден»! «Минотавр и нимфа»! Алле снова пришлось вспомнить слова Бальзака, что жизнь – это борьба. Комиссия при горкоме в составе трёх женщин, одной из которых была Валентина Матвиенко, не пропустила нимфу с минотавром, показалось им, что это... порнография!. Да, смутные в то время были представления о порнографии у феминисток комсомольско-партийного разлива. Якобсон, по словам Аллы Евгеньевны, вышел из себя и кричал на них: «Да кто вы такие, чтобы запрещать! Что вы понимаете!». Ошарашенные «культурологи» того времен возмутились, как он разговаривает с женщинами. «Вы для меня не женщины», – ответил им балетмейстер. И пришлось артистам идти в Смольный на приём к председателю горисполкома Александру Александровичу Сизову, строителю по профессии. Он был на каком-то совещании. Делегация долго ждала в приёмной. Когда же, наконец, он появился с папкой в руках, Алла Евгеньевн бросилась к нему со словами: «Я Осипенко, из Кировского театра». Он сумрачно взглянул на неё: «Что? Квартиру? Машину?». «Нет, нет, нам запретили минотавра». Сизов ничего не понимал: «какого минотавра, какую нимфу». И пригласил пройти в кабинет. Алле Евгеньевне пришлось и здесь быть примой, она говорила, что это не порнография, минотавр, это бык и т.п.. Выслушав её, Сизов спросил: «А какая-нибудь бумага у вас есть?». «Есть, есть», – Якобсон протянул ему заявление, на котором Сизов начертал: «Разрешить». Судьба шедевра была решена. Когда просители направились к выходу, Сизов окликнул её: «Осипенко! Так квартиру? Машину?». Она снова повторила: «Нет, нет, только минотавра!». Травма в 1973 году, резкое «калека», брошенное Якобсоном. Алла и Джон снова стоят перед выбором, что делать. Ленконцерт. Они создают свой театр из четырёх актеров: одноактный балет «Антоний и Клеопатра» в первом отделении, миниатюры во втором. И за три года объездили весь Союз. В 1977 году дуэт получает приглашение от Бориса Эйфмана, который создал при Ленконцерте свой театр «Новый балет». Алла Евгеньевна рассказывает, что приглашение пришло за месяц до премьеры. Эйфман предложил ей с Джоном выступить с одноактным спектаклем «Антоний и Клеопатра». В новый театр с репертуаром, обкатанным по всей стране?! Категорическое «нет»! На помощь приходит её постоянный репетитор и друг Мария Николаевна Шамшева. Её Алла Евгеньевна несколько раз сердечно вспоминала во время нашего разговора.. Мария Николаевна предложила ей позвонить в Таллин балетмейстеру Май-Эстер Мурдмаа, с ней Алла Евгеньевна была знакома: для бенефиса Барышникова она поставила «Блудного сына» Прокофьева, где Осипенко исполнила роль Красавицы. Май-Эстер соглашается, приезжает в Ленинград, гостиницы нет, живёт в квартире у балерины на Невском. И через месяц при открытии театра Алла Осипенко и Джон Марковский появляются в премьере по Б. Бартоку «Под покровом ночи» («Чудесный мандарин»).
В театре Эйфмана она танцевала Жар-птицу на музыку Стравинского, Клеопатру, Настасью Филипповну в блистательном «Идиоте» и многое другое. На её страничке в Википедии я насчитала 68 исполненных ею партий более чем за полвека её танцевальной деятельности. Да полный ли это список?! Но и в этом ансамбле не обошлось без борьбы. Не так просто было войти в молодёжный коллектив, где одна из балерин, впоследствии ставшая её близкой подругой, сказала, что в ансамбль взяли «старуху». Но вошли. «Двухголосие» Эйфмана, исполнявшееся дуэтом Осипенко-Марковский было воспринято и зрителями, и критикой как потрясение! Но... и снова это но. Когда ансамбль готовился к первым гастролям в Москве, Алла Евгеньевна узнает, что этот балет не включён в программу гастролей – опять-таки та же самая пресловутая «порнография». Она ринулась в бой! Или в Москву, или я ухожу. Администрация находит иезуитское решение: после гастролей театр закроют! Согласны? «Согласны!», – её поддержали все «ребята». Ошеломительный успех у у московского зрителя! Критика в первую очередь отмечала «Двухголосие». Победа! Очередная победа на сцене. А жизнь продолжалась, сопровождаясь, то взлётами, то падениями. Разрыв с Марковским, его уход со сцены, отсутствие партнера. Она говорит, что какие бы ни были личные разногласия у неё с Марковским, в семейной жизни чего только не бывает, они никогда не выплёскивались на сцену. Улыбается, рассказывая о том, что в его поведении были какие-то странности. Однажды он два дня пролежал на диване, вставая только для того, чтобы перекусить: « Я отделяю душу от тела». На третий день встал со словами: «Удалось. Отделил». И жизнь снова вошла в обычное русло.
Новая любовь... Кто же из семидесятников не помнит Геннадия Воропаева, артиста театра Комедии? Первая случайная встреча в автобусе... Любовь, измена, разрыв и...благодарность: «Я благодарна ему за сына».
Сын Иван Воропаев выбирает путь драматического актёра, женится на актрисе Басилевич, внук Данила идёт по стезе, проложенной родителями...
Но это сейчас, а тогда... И безмерное горе – безвременная смерть единственного сына.
– Когда Джон перестал танцевать, – рассказывает Алла Евгеньевна, – для меня Якобсон поставил «Автографы», это как будто автобиография, весь мой творческий путь. Потом, в 90-е годы, крошечная пенсия, на которую нельзя жить, двухкомнатная квартира на четверых и... И снова борьба. Она уезжает работать заграницу, начинает преподавать искусство танца балеринам. Опыта ей не занимать, она ещё раньше работала с девочками в Вагановском училище. Помогает семье сына, посылает ему посылки с лакомствами, а он просит... колбасы. Роковые девяностые. Алла Евгеньевна узнаёт, что пропал Марковский, продал квартиру и исчез. Находит его, возвращает в город, его устраивают в Дом ветеранов сцены. Однажды в Италии, где она преподавала, к ней подошла переводчица со словами, что её спрашивает Нуриев. «Какой Нуриев?». Это был Рудольф Нуриев, ещё одна драматическая страница в её жизни. Далёкий 1961 год. Гастроли в Париже, «Лебединое озеро» она танцевала с Нуриевым. «Рудик», она всегда обращалась к нему «на ты», а он называл её Алла, но «на Вы». После спектакля актёров пригласили в ресторан. Им советовали отказаться, но Алла Евгеньевна убеждала администратора труппы, что это неудобно, вечером там будут и журналисты. Убедила: «Под твою ответственность». Вечер закончился в 5 часов утра, жили они с Нуриевым в разных гостиницах, расставаясь, она попросила его не опоздать на самолёт – утром они летели в Лондон. Он не опоздал. Объявили посадку, она вошла в самолёт. Но что-то настораживало балерину в поведении Нуриева, хотя ничто не предвещало такого развития событий. В Париже Рудольф истратил все деньги – заказывал себе костюмы для «Легенды о любви»; в этом балете он должен был по возвращении танцевать вместе с Аллой Евгеньевной,. Когда Нуриев вступил на трап самолёта, трап оттолкнули, он отъехал. Уже в Лондоне пришло сообщение, что Рудольф Нуриев попросил политического убежища. А его багаж с костюмами так и полетел в Москву. А вот зрителям не повезло: не удалось увидеть в «Легенде» этот дуэт. Мы ещё долго разговариваем о жизни, о судьбе, о встречах. Балерина рассказывает о фильмах, в которых она снималась: «Фуэте» вместе с Валентином Гафтом, у Игоря Фёдоровича Масленникова в мелодраме «Зимняя вишня» она блестяще сыграла эпизодическую роль свекрови. Актриса говорит, что постоянной спутницей её жизни была неуверенность в себе, раздвоение, недаром по гороскопу она близнец, почти перед каждым выходом на сцену говорила Марковскому: «Джон, я не могу...», выходила и блестяще танцевала. А вот камера её не стесняла, она держалась естественно, не замечая её. С теплотой говорит об Александре Сокурове. «Это особенная личность, у него всё с открытой душой и безоглядно». Он пригласил её сняться в роли Ариадны в фильме «Скорбное бесчувствие» по мотивам пьесы Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца». Алла Евгеньевна вспоминает, что когда она пришла к Сокурову, он жил в восьмиметровой комнатке на Кировском проспекте; все стены были увешаны портретами молодых красивых актрис. Когда начались пробы, она ещё не знала, что вместе с ней на эту роль претендовала и Маргарита Терехова(!). «Я сразу хотела уйти, купила торт девочкам, зашла попрощаться и вдруг узнаю, что выбрали меня!». Критик П.М. Карп, узнав об этом, сказал: «Победа над Тереховой – это твоё Ватерлоо». Алла Евгеньевна рассказывает, что во время съёмок, когда она месяц жила в Ораниенбауме, часто общалась с Рамазом Чхиквадзе. Как-то спросила его, каково это ему сниматься с непрофессионалами. «Очень интересно, – ответил он ей, – очень!».
За плечами Аллы Евгеньевны насыщенная творческая жизнь, признание, слава... Это одна из ярких звёзд, легенда советского балета. Алла Евгеньевна не любит этого высокого звания «легенда». «Какая я легенда? Я всю жизнь была неуверенна в себе, сомневалась, всю жизнь приходилось бороться». На мой вопрос, было ли в её жизни то, что она задумала, но не свершила, она с неожиданной горячность ответила: «Да я ничего не сделала из того, что хотела бы во мне видеть Агриппина Яковлевна Ваганова. Она хотела, чтобы у меня высочайшая техника сочеталась с духовностью ». Думаю, что это не так. Ольга Розанова, театральный критик, в сборнике статей, выпущенных фондом «Терпсихора» к юбилею балерины написала: «После Анны Павловой, Галины Улановой, Аллы Шелест ни одной петербургской балерине не удалось так тонко ощутить и выразить в пластике человеческий дух в его противоречивой сложности и высоте. Такое дано лишь исключительным талантам, для ясности именуемым гениями». Вот эту духовность и образность Алла Евгеньевна старается передать своим ученицам. А в театроведческой литературе появился новый термин – «осипенковский стиль».
– Вам пришлось в жизни испытать всё: признание, славу, любовь, измены, горе потерь. А как Вы себя ощущаете, Вы – счастливый человек?
На какую-то долю минуты она задумалась, на глазах блеснули слёзы.
– Да, я счастливый человек.
Прощаясь, я задаю Алле Евгеньевне вопрос, не пишет ли она мемуары о своей жизни. Столько событий, столько встреч, такие люди! Она говорит о встречах с Ниной Вырубовой, которую ставит на первое место в балетном мире, о Серже Лифаре, о том, что вела дневник, для сына, но после его смерти перестала. Но в юбилейный сборник она написала воспоминания «Париж в моей жизни» .

Алла Осипенко. (Коллективный сборник) Спб, 2007, Международный фонд «Терпсихора».