Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Альбер камю годы жизни род занятий фотография. Альбер камю краткая биография. Фильм по книге оливье тодда «альбер камю, жизнь» — видео

(1913 — 1960) в 50-е гг. был одним из “властителей дум” мировой интеллигенции. Первые публикации, открывшие первый период творчества, две небольшие книги коротких лирических эссе “Изнанка и лицо” (1937) и “Бракосочетания” (1939) были изданы в Алжире. В 1938 г. Камю написал пьесу “Калигула”.

Во время он был активным участником сопротивления. В те годы им были опубликованы эссе “Миф о Сизифе” и повесть “Посторонний” (1942), заканчивающие первый период творчества.

Появившиеся в 1943 — 1944 гг. “Письма немецкому другу” открывают второй период творчества, продолжавшийся до конца жизни. Наиболее значительными произведениями этого периода являются: роман “Чума” (1947); театрализованная мистерия “Осадное положение” (1948); пьеса “Праведные” (1949); эссе “Бунтующий человек” (1951); повесть “Падение” (1956); сборник рассказов “Изгнание и царство” (1957) и др. Камю также выпустил в этот период три книги “Злободневных заметок” (1950, 1953, 1958). В 1957 г. Альберу Камю была присуждена Нобелевская премия. Посмертно были опубликованы его роман “Счастливая смерть” и “Записные книжки”.

Составить представление о философии Альбера Камю непросто, так как взгляды, изложенные в его литературных и философских произведениях, “предоставляют возможность для самых разнообразных трактовок”. При всем том характер этой философии, ее проблематика и направленность позволили историкам философии единодушно оценить ее как разновидность экзистенциализма. В мировоззрении А. Камю и в его творчестве нашли отражение особенности развития европейской философской традиции.

Камю не сомневался в реальности мира, отдавал он себе отчет и в важности движения в нем. Мир, по его мнению, не устроен разумно. Он враждебен человеку, и эта враждебность восходит к нам сквозь тысячелетия. Все, что мы о нем знаем, малодостоверно. Мир постоянно ускользает от нас. В своем представлении о бытии философ исходил из того, что “бытие может выявить себя только в становлении, становление же ничто без бытия”. Бытие отражается в сознании, но “до тех пор, пока разум безмолвствует в неподвижном мире своих надежд, все взаимно перекликается и упорядочивается в столь желанном ему единстве. Но при первом же движении весь этот мир трещит и разрушается: познанию предлагает себя бесконечное множество мерцающих осколков”. Познание Камю рассматривает как источник преобразования мира, но он предостерегает от неразумного использования знаний.

Философ соглашался с тем, что наука углубляет наши знания о мире и человеке, но он указывал на то, что эти знания всё еще остаются несовершенными. По его мнению, наука до сих пор не дает ответа на самый настоятельный вопрос — вопрос о цели существования и смысле всего сущего. Люди заброшены в этот мир, в эту историю. Они смертны, и жизнь предстает перед ними как абсурд в абсурдном мире. Что же делать человеку в таком мире? Камю предлагает в эссе “Миф о Сизифе” сконцентрироваться и с максимальной ясностью ума осознать выпавший удел и мужественно нести бремя жизни, не смиряясь с трудностями и бунтуя против них. При этом вопрос о смысле жизни приобретает особое значение, его мыслитель называет неотложнейшим. С самого начала человек должен “решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить”. Ответить на этот “ ” — значит решить серьезную философскую проблему. По мнению Камю, “все остальное…. второстепенно”. Стремление жить, полагает философ, диктуется привязанностью человека к миру, в ней “есть нечто более: сильное, чем все беды мира”. Эта привязанность дает человеку возможность преодолеть разлад между ним и жизнью. Ощущение этого разлада порождает чувство абсурдности мира. Человек, будучи разумным, стремится упорядочивать, “преобразовывать мир в соответствии со своими представлениями о добре и зле. Абсурд соединяет человека с миром”.

Считал, что жить означает исследовать абсурд, бунтовать против него. “Я извлекаю из абсурда, — писал философ, — три следствия — мой бунт, мою свободу и мою страсть. Посредством одной только работы ума я обращаю в правило жизни то, что было приглашением к смерти, — и отвергаю самоубийство”.

По мнению А. Камю, человек имеет выбор: либо жить в своем времени, приспосабливаясь к нему, либо пытаться возвыситься над ним, но можно и вступить с ним в сделку: “жить в своем веке и веровать в вечное”. Последнее не импонирует мыслителю. Он считает, что от абсурда можно заслониться погружением в вечное, спастись бегством в иллюзии повседневности или следованием какой-то идее. Иными словами, снизить давление абсурда можно с помощью мышления.

Людей, пытающихся возвыситься над абсурдом, Камю называет завоевателями. Классические образцы людей-завоевателей Камю находил в произведениях французского писателя А. Мальро. Согласно Камю, завоеватель богоподобен, “он знает свое рабство и не скрывает этого”, путь его к свободе освещает знание. Завоеватель — это идеал человека для Камю, но быть таковым, по его мнению, — это удел немногих.

В абсурдном мире абсурдно и творчество . Согласно Камю, “творчество — наиболее эффективная школа терпения и ясности. Оно является и потрясающим свидетельством единственного достоинства человека: упорного бунта против своего удела, настойчивости в бесплодных усилиях. Творчество требует каждодневных усилий, владения самим собой, точной оценки границ истины, требует меры и силы. Творчество есть род аскезы (т. е. отрешенности от мира, от его радостей и благ — С. Н.). И все это “ни для чего”... Но может быть важно не само великое произведение искусства, а то испытание, которого оно требует от человека”. Творец подобен персонажу древнегреческой мифологии Сизифу, наказанному богами за ослушание на вкатывание огромного камня на высокую гору, который всякий раз скатывается с вершины к подножью горы. Сизиф обречен на вечную муку. И все же зрелище скатывания каменной глыбы с высокой горы олицетворяет величие подвига Сизифа, а его нескончаемые мучения служат вечным укором несправедливым богам.

В эссе “Бунтующий человек ”, размышляя о своем времени как о времени торжества абсурда, Камю пишет: “Мы живем в эпоху мастерски выполненных преступных замыслов”. Предшествующая эпоха, по его мнению, отличается от нынешней тем, что “раньше злодеяние было одиноким, словно крик, а теперь оно столь же универсально, как наука. Еще вчера преследуемое по суду, сегодня преступление стало законом”. Философ отмечает: “В новые времена, когда злой умысел рядится в одеяния невинности, по страшному извращению, характерному для нашей эпохи, именно невинность вынуждена оправдываться”. При этом граница между ложным и истинным размыта, и правила диктует сила. В этих условиях люди делятся “не на праведников и грешников, а на господ и рабов”. Камю полагал, что в нашем мире господствует дух нигилизма. Осознание несовершенства мира порождает бунт, цель которого — преображение жизни. Время господства нигилизма формирует бунтующего человека.

Согласно Камю, бунт — это не противоестественное состояние, а вполне закономерное. По его мнению, “для того чтобы жить, человек должен бунтовать”, но делать это надо, не отвлекаясь от первоначально выдвинутых благородных целей. Мыслитель подчеркивает, что в опыте абсурда страдание имеет индивидуальный характер, в бунтарском же порыве оно становится коллективным. Причем “зло, испытанное одним человеком, становится чумой, заразившей всех”.

В несовершенном мире бунт выступает средством предотвращения упадка общества и его окостенения и увядания. “Я бунтую, следовательно, мы существуем”, — пишет философ. Он рассматривает здесь бунт как непременный атрибут человеческого существования, объединяющий личность с другими людьми. Итогом бунта выступает новый бунт. Угнетенные, превратившись в угнетателей, своим поведением подготавливают новый бунт тех, кого они превращают в угнетенных.

Согласно Камю “в этом мире действует, один закон — закон силы, и вдохновляется он волей к власти”, которая может реализовываться с помощью насилия.

Осмысливая возможности применения насилия в бунте, Камю не был сторонником ненасилия, так как, по его мнению, “абсолютное ненасилие пассивно оправдывает рабство и его ужасы”. Но в то же время он не был и сторонником чрезмерного насилия. Мыслитель полагал, что “эти два понятия нуждаются в самоограничении ради собственной плодотворности”.

У Камю от простого бунта отличается метафизический бунт, представляющий собой “восстание человека против всего мироздания”. Такой бунт метафизичен, поскольку оспаривает конечные цели людей и вселенной. В обычном бунте раб протестует против угнетения, “метафизический бунтарь бунтует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого”. В метафизическом бунте формула “Я бунтую, следовательно, мы существуем”, характерная для обычного бунта, меняется на формулу “Я бунтую, следовательно, мы одиноки”.

Логическое следствие метафизического бунта — революция. При этом отличие бунта от революции состоит в том, что “...бунт убивает только людей, тогда как революция уничтожает одновременно и людей, и принципы”. По мнению Камю, история человечества знала только бунты, революций же пока еще не было. Он считал, что “если бы один единственный раз свершилась подлинная революция, то истории уже не было бы. Было бы блаженное единство и угомонившаяся смерть”.

Пределом метафизического бунта является, по Камю, метафизическая революция, в ходе которой во главе мира становятся великие инквизиторы. Идея о возможности появления великого инквизитора была позаимствована А. Камю из романа Ф. М. Достоевского “Братья Карамазовы”. Великие инквизиторы устанавливают на земле царство небесное. Им по силам то, что оказалось не по силам Богу. Царство небесное на земле как воплощение всеобщего счастья возможно “не благодаря полной свободе выбора между добром и злом, а благодаря власти над миром и унификации его”.

Развивая эту мысль на основе анализа представленийФ. Ницше о природе свободы, А. Камю приходит к выводу о том, что “абсолютная власть закона не есть свобода, но не большей свободой является абсолютная неподвластность закону. Расширение возможностей не дает свободы, однако отсутствие возможностей есть рабство. Но и анархия тоже рабство. Свобода есть только в том мире, где четко определены как возможное, так и невозможное”. Однако “сегодняшний мир, по всей видимости, может быть только миром господ и рабов”. Камю был уверен в том, что “господство — это тупик. Поскольку господин никоим образом не может отказаться от господства и стать рабом, вечная участь господ жить неудовлетворенными или быть убитыми. Роль господина в истории сводится только к тому, чтобы возрождать рабское сознание, единственное, которое творит историю”. По мнению философа, “то, что именуют историей, является лишь чередой длительных усилий, предпринимаемых ради обретения подлинной свободы”. Иными словами, “... история — это история труда и бунта” людей, стремящихся к свободе и справедливости, которые, согласно Камю, связаны. Он считал, что выбирать одну без другой нельзя. Философ подчеркивает: “Если кто-то лишает вас хлеба, он тем самым лишает вас и свободы. Но если у вас отнимают свободу, то будьте уверены, что и хлеб ваш тоже под угрозой, потому что он зависит уже не от вас и вашей борьбы, а от прихоти хозяина”.

Он считает буржуазную свободу выдумкой. По мнению Альбера Камю, “свобода — дело угнетенных, и ее традиционными защитниками всегда были выходцы из притесняемого народа” .

Анализируя перспективы человеческого существования в истории, Камю приходит к неутешительному выводу. По его мнению, в истории человеку ничего не остается, как “жить в ней... приноравливаясь ко злобе дня, т. е. либо лгать, либо молчать”.

В своих этических воззрениях Камю исходил из того, что реализация свободы должна опираться на реалистическую мораль, так как моральный нигилизм губителен.

Формулируя свою нравственную позицию, Альбер Камю писал в “Записных книжках” : “Мы должны служить справедливости, потому что существование наше устроено несправедливо, должны умножать взращивать счастье и радость, потому что мир наш несчастен”.

Философ полагал, что для достижения счастья богатство не обязательно. Он был против достижения индивидуального счастья путем принесения несчастья другим. Согласно Камю, “самая большая заслуга человека, чтобы жить в одиночестве и безвестности”.

Эстетическое в творчестве философа служит выражению этического. Искусство для него является средством обнаружения и описания тревожных явлений жизни. Оно, с его точки зрения, может послужить оздоровлению общества, так как способно вмешиваться в течение жизни.

(1913-1960) французский писатель и философ

Альбер Камю относился к тому редкому типу писателей, которых называют моралистами. Однако мораль Камю особого рода. Глубокий смысл произведений французского писателя трудно понять без знакомства с той философской системой, которая лежит в их основе. Эта философия называется экзистенциализм, то есть философия существования.

Экзистенциалисты считали, что человек одинок в чужом и страшном мире, который давит на него со всех сторон, ограничивает его свободу, заставляет подчиняться придуманным условностям, а значит, не позволяет ему стать самостоятельной и свободной личностью. Отсюда возникают настроения пессимизма и трагичности существования, которое само по себе бессмысленно, так как все заканчивается смертью человека.

Правда, экзистенциалисты давали человеку право свободного выбора, однако, по их мнению, он был ограничен только двумя вариантами: полностью слиться с обществом, стать таким, как все, или оставаться самим собой, а это значит противопоставить себя всем остальным людям.

Альбер Камю выбирает второе, хотя понимает всю бессмысленность бунта против общественных порядков, какими бы абсурдными они ни были.

Главным героем у Альбера Камю, как, впрочем, и у других философов-экзистенциалистов, многие из которых тоже были писателями, становится человек, который находится в пограничной ситуации - на грани жизни и смерти. Эти страдающие и отчаявшиеся люди и становятся предметом изучения писателя. В таких ситуациях еще больше обостряются все чувства человека, и, передавая эмоциональное состояние своего героя, писатель показывает, что все эти чувства - страх, совесть, забота, ответственность, одиночество - и есть главное, что сопутствует человеку всю его жизнь.

Камю не сразу стал таким писателем, хотя уже в его ранних произведениях появляются трагические мотивы. Его герои стараются насладиться жизнью, пока не поздно, постоянно ощущая, что их существование рано или поздно закончится. На этом и основан любимый афоризм писателя: «Без отчаяния в жизни нет и любви к жизни».

Трудно сказать, что в жизни Альбера Камю сформировало такое его мировосприятие, хотя жизнь не баловала его. Может быть, это и стало основной причиной пессимизма писателя.

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года на ферме «Святой Павел», в пригороде г. Мондови, в алжирском департаменте Константина. Его отцом был сельскохозяйственный рабочий француз Люсьен Камю, а матерью - испанка Катрин Сантес. Мальчику не исполнилось и года, когда его отец получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в госпитале. Чтобы вырастить двоих сыновей, Люсьена и Альбера, мать переселилась в предместье г.Алжира и устроилась работать уборщицей. Семья жила буквально на гроши, однако Альбер сумел с отличием закончить начальную школу Белькура.

Школьный учитель, который тоже воевал на Марне, добился для одаренного мальчика стипендии в алжирском лицее Бюжо. Здесь Альбер Камю по-настоящему увлекся философией и подружился с учителем философии и литературы Жаном Гренье, который занимался религиозным экзистенциализмом. Очевидно, он и оказал решающее влияние на мировосприятие молодого Камю.

В самый разгар учебы в лицее, юноша заболел туберкулезом, этой болезнью нищеты и лишений. С тех пор болезнь так и не оставляла его, и Альберу Камю приходилось регулярно проходить курсы лечения.

Тогда же в лицее, он впервые прочитал Достоевского , который стал его любимым писателем до конца жизни. Камю начинает вести дневниковые записи и, по совету Ж. Гренье, пробует писать сам. Его первые произведения - «Жан Риктюс. Поэт нищеты», «О музыке», «Философия века» и другие - в 1932 году были опубликованы в лицейском журнале «Юг». В том же году Камю пишет литературно-философские эссе «Бред», «Сомнения», «Искушение лжи», «Возвращение к самому себе», названия которых говорят сами за себя.

Осенью 1932 года он поступает на филологический факультет Алжирского университета, где начинает заниматься древнегреческой философией. Там же курс философии читал его наставник Ж. Гренье, с которым Альбер Камю продолжал поддерживать теплые отношения. Кроме древней философии, он много читает современных философов и все больше проникается их образом мышления.

На втором курсе, когда ему исполнилось двадцать лет, Камю женится на студентке своего же факультета Симоне Гиэ. Лето следующего года они с женой проводят на Балеарских островах, и эти счастливые дни Альберу Камю описал потом в своей книге «Изнанка и лицо».

В студенческие годы Альбер активно включается в общественную жизнь. Он пробует переделать мир и записывает в своем дневнике: «Я находился на полпути между нищетой и солнцем. Нищета помешала мне уверовать, будто все благополучно в истории и под солнцем, солнце научило меня, что история - это не все». Изучение древних философов помогло Альберу Камю понять, что человеческая история всегда была неблагополучной в большей степени из-за того, что миром управляют корыстные люди. В молодые годы он еще был мечтателем, поэтому думал, что общими усилиями, вместе с другими «поборниками чести», ему удастся изменить существующее положение. Он начинает заниматься просветительской работой и в 1935 году организует передвижной Театр Труда, где пробует себя и как режиссер, и как драматург, и как актер. В этом театре ставились пьесы и русских авторов, в частности, «Каменный гость» Пушкина, «На дне» Горького, инсценировка «Братьев Карамазовых» Достоевского.

Еще раньше, Альбер Камю принял активное участие в работе комитета содействия международному движению «Амстердам-Плейель» в защиту культуры против фашизма и осенью 1934 года вступил в алжирскую секцию коммунистической партии Франции.

В 1936 году Альбер Камю вместе с женой, а также со своим университетским другом и соавтором пьесы «Восстание в Астурии» Буржуа отправился в путешествие в Центральную Европу, которое впоследствии описал в своем эссе «Со смертью в душе». Когда они находились в Австрии, то узнали из газет о фашистском мятеже в Испании. Это трагическое известие смешалось и с личными неприятностями. Камю поссорился с женой и дальше уже путешествовал один. Вернувшись в Алжир через Италию, Камю разводится с женой и под впечатлением обрушившихся на него невзгод приступает к работе над своими основными произведениями - «Миф о Сизифе», романами «Счастливая смерть» и «Посторонний».

Свой философский труд «Миф о Сизифе» сам Альбер Камю называл «эссе об абсурде». В его основу легла известная древнегреческая легенда о вечном труженике Сизифе, которого мстительные боги обрекли на вечные мучения. Он должен был вкатывать на гору обломок скалы, но, едва достигнув вершины, глыба срывалась, и все приходилось начинать сначала. Камю показывает своего Сизифа мудрым и мужественным героем, который понимает несправедливость выпавшей ему доли, но не умоляет богов о пощаде, а презирает их. Таким образом, выполняя свой, казалось бы, бессмысленный труд, Сизиф не сдается и своим душевным непокорством бросает палачам вызов.

Обострение туберкулеза помешало Альберу Камю поехать в Испанию, чтобы принять участие в защите республики. А в том же, 1937 году произошло еще одно неприятное событие. После окончания университета Камю хотел заняться научной работой, однако по состоянию здоровья он не был допущен к конкурсным экзаменам по философии, что закрыло ему путь к получению ученой степени.

Скоро он разочаровался и в коммунистических идеалах и вышел из компартии, однако продолжал сотрудничать в левой прессе. В 1938 году он начал работать в газете парижского издателя Паскаля Пиа «Альжерепюбликен» («Республиканский Алжир»), где вел литературную хронику и другие разделы. В том же году, Альбер Камю написал философскую драму «Калигула» и основательно засел за роман «Посторонний», перемежая эту работу с написанием эссе, заметок, публицистических статей. К тому времени относится его эссе «Достоевский и самоубийство», которое под названием «Кириллов» вошло в «Миф о Сизифе», кроме того, он написал известный памфлет «Диалог между председателем Государственного совета и служащим с месячным жалованием в 1200 франков», который свидетельствует о том, что Камю все еще были свойственны бунтарские настроения, хотя он уже все больше и больше понимал всю бессмысленность борьбы против существующих порядков. Еще работая над «Мифом о Сизифе», Альбер Камю придумал другой свой любимый афоризм: «Единственная правда - это непокорство».

Однако, в отличие от своего героя Сизифа, писатель не только молча презирает сильных мира сего - он пытается открыто бороться с ними. В 1939 году в Алжире состоялся процесс по делу Годена, на котором писатель выступил в защиту несправедливо обвиненных мелкого служащего, француза, и семи арабских батраков, в результате чего они были оправданы. В том же году, Альбер Камю выступает в защиту сельскохозяйственных рабочих-мусульман, которых обвиняли в организации поджогов. Свои репортажи из зала суда он подписывает псевдонимом Мерсо, который станет именем главного героя его романа «Посторонний».

Весной 1940 года Альбер Камю уезжает в г.Оран, где вместе со своей будущей женой Франсиной Фор дает частные уроки. Но уже через месяц он получил приглашение Паскаля Пиа работать в его газете «Пари-суар» («Вечерний Париж») и немедленно выехал в Париж. Однако поработать спокойно ему не пришлось: летом 1940 года Францию оккупировала фашистская Германия, и перед тем, как немцы вошли в Париж, редакция «Пари-суар» переехала в маленький городок Клермон-Ферран, а потом в Лион. Сюда к Камю приехала Франсина Фор, и в конце года они поженились.

После оккупации всей Франции Камю несколько лет пришлось странствовать «дорогами поражения». Он работал в Марселе, потом уехал в Оран, откуда снова вернулся во Францию. Здесь Камю вошел в ряды французского Сопротивления и включился в работу подпольной организации «Комба» («Борьба»).

В годы оккупации, Альбер Камю собирал разведывательные данные для партизан и работал в нелегальной печати, где в 1943-1944 гг. печатались его «Письма к немецкому другу» - философско-публицистическая отповедь тем, кто пытался оправдать зверства фашистов. Когда же в августе 1944 года в Париже произошло восстание, Камю оказался во главе газеты «Комба». В то время он переживал настоящий подъем. Несколько его пьес, в частности «Недоразумение» и «Калигула», где главную роль играл Жерар Филип, были поставлены в театрах. В семье Альбера Камю родилось двое близнецов. Париж был освобожден от оккупации, и на страницах газеты писатель призывал установить во Франции такие порядки, которые позволили бы «примирить свободу и справедливость», открыть доступ к власти только тем, кто честен и заботится о благе других. Но в тридцать лет он оказался таким же мечтателем, каким был в двадцать. Рассчитывая на всеобщее братство, которое помогло во время войны, Камю не учел того, что люди с разными интересами объединились только на время опасности. А когда она миновала, все встало на свои места; во всяком случае, Камю с его призывами к честности и справедливости снова не был услышан.

Наступившее разочарование лишний раз утвердило писателя в мысли, что общество живет по своим собственным законам, которые отдельным честным людям изменить не под силу, поэтому надо либо приспосабливаться к ним, либо оставаться самим собой, проявляя «душевное непокорство».

К этому времени, Альбер Камю становится уже всемирно известным писателем. Огромную популярность получил его роман «Посторонний», который был опубликован еще в 1942 году. В нем Камю выразил давно выстраданную им мысль о том, что человек, который не хочет лицемерить и подлаживаться под общепринятые мерки, - чужой, «посторонний» в этом мире всеобщей лжи.

Однако, Альбер Камю безгранично верит в могущество своего писательского слова и продолжает бороться в одиночку. В 1947 году выходит его следующий роман - «Чума», в котором он описывает страшную эпидемию чумы, разразившуюся в одном городе. Однако название заставляет читателей вспомнить словосочетание «коричневая чума», как называли фашизм, а сделанное писателем замечание, что «чума, как и война, всегда заставала людей врасплох», не оставляет сомнения в том, что этот роман направлен против фашизма.

В 1951 году Альбер Камю публикует философский памфлет «Бунтующий человек», в котором подвергает резкой критике коммунистические идеалы. Однако чем дальше, тем больше Камю ощущает, что попал в ловушку собственного отрицания всего и вся. Он протестует, но от этого мало что меняется, хотя писателя уже называют «совестью Запада». Камю много ездит - по США, странам Южной Америки, Греции, Италии, другим странам, но везде наблюдает одно и то же.

В своей речи, при вручении ему Нобелевской премии по литературе 10 декабря 1957 года, Альбер Камю признался, что он слишком прочно прикован к «галере своего времени», чтобы так легко отказаться не «грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селедкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

В последний год перед своей неожиданной смертью, Альбер Камю почти перестал писать, он думал заняться режиссурой и уже пробовал ставить, но не свои пьесы, а сценические переработки «Реквиема по монахине» У. Фолкнера и «Бесов» Ф. Достоевского. Однако найти для себя новую опору в жизни ему не довелось. 4 января 1960 года, возвращаясь в Париж после рождественских праздников, Альбер Камю погиб в автомобильной катастрофе.

Известный писатель и философ Жан Поль Сартр, с которым Камю связывало многое - и дружба, и вражда, сказал в своем прощальном слове: «Камю представлял в нашем веке - и в споре против текущей истории - сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своем исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи».

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г. в Алжире, в семье сельскохозяйственного рабочего. Ему не было и года, когда его отец погиб на Первой Мировой войне . После смерти отца мать Альбера перенесла удар и стала полунемой. Детство Камю было очень тяжелым.

В 1923 г. Альбер поступил в лицей. Он был способным учеником и активно занимался спортом. Однако после того как юноша заболел туберкулезом, спорт пришлось оставить.

После лицея будущий писатель поступил на философский факультет Алжирского университета. Камю пришлось много работать, чтобы иметь возможность платить за обучение. В 1934 г. Альбер Камю женился на Симоне Ийе. Супруга оказалась наркоманкой-морфинисткой, и брак с нею долго не продлился.

В 1936 г. будущий писатель получил диплом магистра философии. Как раз после получения диплома у Камю случилось обострение туберкулеза. Из-за этого он не остался в аспирантуре.

Чтобы поправить здоровье, Камю отправился в путешествие во Францию. Впечатления от путешествия он изложил в своей первой книге «Изнанка и лицо» (1937 г.). В 1936 г. писатель начал работу над своим первым романом «Счастливая смерть». Это произведение было опубликовано только в 1971 г.

Камю очень быстро приобрел репутацию крупного литератора и интеллектуала. Он не только писал, но и являлся актером, драматургом, режиссером. В 1938 г. вышла вторая его книга – «Бракосочетание». В это время Камю уже жил во Франции.

Во время немецкой оккупации Франции писатель принимал активное участие в движении Сопротивления, он также работал в подпольной газете «Битва», которая издавалась в Париже. В 1940 г. была завершена повесть «Посторонний». Это пронзительное произведение принесло писателю мировую известность. Следом вышло философское эссе «Миф о Сизифе» (1942 г.). В 1945 г. вышла пьеса «Калигула». В 1947 г. появился роман «Чума».

Философия Альбера Камю

Камю был одним из виднейших представителей экзистенциализма . В его книгах проводится мысль об абсурдности человеческого существования, которое в любом случае завершится смертью. В ранних произведениях («Калигула», «Посторонний») абсурд жизни приводит Камю к отчаянию и аморализму, напоминающему ницшеанство . Но в «Чуме» и последующих книгах писатель настаивает: общая трагическая судьба должна порождать в людях чувство взаимного сострадания и солидарности. Цель личности – «созидать смысл среди вселенской бессмыслицы», «одолеть человеческий удел, черпая внутри себя силы, которые прежде искал вовне».

В 1940-х гг. Камю близко сошелся с другим виднейшим экзистенциалистом Жаном-Полем Сартром . Однако из-за серьезных идеологических расхождений умеренный гуманист Камю порвал с коммунистическим радикалом Сартром. В 1951 г. вышло крупное философское сочинение Камю «Бунтующий человек», а в 1956 г. – повесть «Падение».

В 1957 г. Альбер Камю был удостоен Нобелевской премии «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести».

Вскоре после этого у его матери, урожденной Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случился удар, в результате которого она сделалась полунемой. Семья К. переехала в Алжир, к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была пойти работать служанкой. Несмотря на необычайно тяжелое детство, Альбер не замкнулся в себе; он восхищался удивительной красотой североафриканского побережья, которая никак не вязалась с полной лишений жизнью мальчика. Детские впечатления оставили глубокий след в душе К. – человека и художника.

Большое влияние на К. оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, распознав способности своего ученика, оказывал ему всяческую поддержку. С помощью Жермена Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к учебе сочетался у молодого человека со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. К. заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. К. женился на Симоне Ийе, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года, а в 1939 г. развелись официально.

После завершения работ о Блаженном Августине и греческом философе Плотине К. в 1936 г. получает диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого мешает очередная вспышка туберкулеза, и К. в аспирантуре не остается.

Уйдя из университета, К. в лечебных целях предпринимает путешествие во французские Альпы и впервые оказывается в Европе. Впечатления от путешествия по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» («L"Envers et 1"endroit», 1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о его матери, бабушке, дяде. В 1936 г. К. приступает к работе над своим первым романом «Счастливая смерть» («La Mort heureuse»), который увидел свет только в 1971 г.

Тем временем в Алжире К. уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную деятельность (К. был актером, драматургом, режиссером) он сочетает в эти годы с работой в газете «Республиканский Алжир» («Alger Republicain») в качестве политического репортера, книжного обозревателя и редактора. Спустя год после выхода в свет второй книги писателя «Бракосочетание» («Noces», 1938) К. навсегда переезжает во Францию.

Во время немецкой оккупации Франции К. принимает активное участие в движении Сопротивления, сотрудничает в подпольной газете «Битва» («Le Comat»), издававшейся в Париже. Наряду с этой чреватой серьезной опасностью деятельностью К. работает над завершением повести «Посторонний» («L"Etranger», 1942), которую он начал еще в Алжире и которая принесла ему международную известность. Повесть представляет собой анализ отчужденности, бессмысленности человеческого существования. Герой повести – некий Мерсо, которому суждено было стать символом экзистенциального антигероя, отказывается придерживаться условностей буржуазной морали. За совершенное им «абсурдное», то есть лишенное каких-либо мотивов, убийство Мерсо приговаривается к смерти – герой К. умирает, ибо не разделяет общепринятых норм поведения. Сухой, отстраненный стиль повествования (который, по мнению некоторых критиков, роднит К. с Хемингуэем) еще больше подчеркивает ужас происходящего.

За «Посторонним», имевшим огромный успех, последовало философское эссе «Миф о Сизифе» («Le Mythe de Sisyphe», 1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с трудом мифического Сизифа, обреченным вести постоянную борьбу против сил, с которыми не может справиться. Отвергая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сизифову труду» человека, К. парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по мнению К., заключается в повседневной работе, смысл жизни – в деятельности.

После окончания войны К. некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили К., считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда.

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, К. в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и К. не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений К. порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L"Homme revolte», 1951) К. рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. К. говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву К. с промарксистски настроенным Сартром.

В 50-е гг. К. продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, К. широко пользуется в «Падении» христианской символикой.

В 1957 г. К. был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды К. родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи К. сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению».

Когда К. получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции.

Хотя творчество К. вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. К. показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм К. не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно».

По мнению американской исследовательницы Сьюзан Зонтаг, «проза К. посвящена не столько его героям, сколько проблемам вины и невиновности, ответственности и нигилистического безразличия». Полагая, что творчество К. не «отличается ни высоким искусством, ни глубиной мысли», Зонтаг заявляет, что «его произведения отличаются красотой совершенно иного рода, красотой нравственной». Английский критик А. Альварес придерживается того же мнения, называя К. «моралистом, сумевшим поднять этические проблемы до философских».

Альбер Камю (фр. Albert Camus). Родился 7 ноября 1913 года в Мондови (ныне Дреан), Алжир - умер 4 января 1960 года в Вильблевен (Франция). Французский писатель и философ, близкий к экзистенциализму, его называли «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Альбера Камю относят к представителям атеистического экзистенциализма, его воззрения обычно характеризуют как иррелигиозные и атеистические. Критик религии; в период подготовки «Мифа о Сизифе» Альбер Камю выражает одну из ключевых идей его философии: «Если существует грех против жизни, то он, видимо, не в том, что не питают надежд, а в том, что полагаются на жизнь в мире ином и уклоняются от беспощадного величия жизни посюсторонней». Вместе с тем, отнесение сторонников атеистического (нерелигиозного) экзистенциализма к атеизму отчасти условно, и у Камю наряду с неверием в Бога, признанием того, что Бог умер, утверждается абсурдность жизни без Бога. Сам Камю не считал себя атеистом.


Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d"Alger», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932-1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние , . Его другом стал преподаватель Жан Гренье - писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М.Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936-1937 годы познакомился с идеями «абсурдности жизни» А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l"Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936-1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

В Париже Альбер Камю технический редактор в газете «Пари-суар». В мае 1940 года закончена повесть «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он вернулся в Оран, где преподавал французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступил в ряды Движения Сопротивления и стал членом подпольной организации «Комба», снова в Париже.

В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году - «Миф о Сизифе». С 1943 года начал печататься в подпольной газете «Комба», затем стал её редактором. С конца 1943 года начал работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны опубликовал под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году познакомился с Сартром, участвовал в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад - это другие»).

После окончания войны Камю продолжил работать в «Комба», опубликовал его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением и лично с Сартром. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом - пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен», «Солидариад Обрера» (издание испанской Национальной конфедерации труда) и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс».

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку . В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.