Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

«активные методы обучения, используемые при работе с дошкольниками в условиях реализации фгос доу. Активные методы обучения педагогов в доу

Активные методы обучения в условиях реализации ФГТ.

В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года) в настоящее время акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие интегративных качеств личности ребенка.

Сформированные интегративные качества ребёнка - итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования и одно из интегративных качеств звучит как: Любознательный , активный .

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в НОД, так и в свободной деятельности.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. АМО характеризуются высоким уровнем активности обучающихся.

К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа образовательной деятельности используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

Активные методы начала образовательного мероприятия;

Активные методы выяснения целей, ожиданий и опасений;

Активные методы презентации учебного материала;

Активные методы релаксации;

Активные методы подведения итогов образовательного мероприятия.

Предлагаем вам несколько методов активного обучения, применимых для детей дошкольного возраста как при проведении непосредственно образовательной деятельности, так и для свободной деятельности воспитателя и детей.

АМ начала образовательного мероприятия

Такие забавные игры позволяют весело начать образовательную деятельность с детьми, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми в течение нескольких минут.

Метод «Познакомься с игрушкой»

Цель : запоминание имен, создание игровой, веселой обстановки

Количество участников: от10 до 15.

Продолжительность проведения : 10-15 минут

Материалы: мягкая игрушка небольшого размера, лучше прикольная

Проведение: Ведущий (В) говорит: « А у нас здесь не все, есть еще один участник и сейчас мы его увидим. Ну-ка покажись». Достается игрушка (И) и с ней ведется диалог.

В: Ты почему не в кругу?

И: Я боюсь.

И: Вас тут много, вы все такие большие… и еще я никого не знаю.

В: Ты как раз во время, мы как раз сейчас будем знакомиться.

И: Вот здорово!

В: Вот и хорошо, а ты мне поможешь. Как тебя зовут?

В (участникам): Сейчас Кока будет знакомиться с каждым из вас. Когда он окажется у вас, вы ему представляетесь и называете предыдущих участников, так как Кока очень забывчивый.

Ведущий показывает, как это делается. Идет круг. Игрушка возвращается и ведущий при помощи игрушки снова по кругу называет всех участников

Примечание: диалог с игрушкой может быть самый разнообразный

Метод “Любознательная Людмила “.

Цель: расширение словарного запаса

Численность: все участники (они становятся в круг).

Время: 5-7 мин.

Проведение: Первый участник представляется, называя свое имя и какой-нибудь эпитет – прилагательное, начинающееся с той же буквы, что и имя (например: “Я – веселый Виктор”).

Следующий называет себя («Я – привлекательный Павел).

Третий участник добавляет к ним свое, и так далее, по кругу.

Варианты: Можно усложнить игру, добавив к произнесению имени с эпитетом какое-то характерное движение или жест, соответствующий данной ситуации.

Метод «Фруктовая корзина»

Цель: развитие внимания, введение в деятельность

Численность: без ограничений.

Время: 10 мин.

Проведение : Дети усаживаются в круг, педагог стоит в центре.

Педагог говорит, что все присутствующие находятся в корзине фруктов. Затем выбирают, кто каким фруктом будет (каждого вида по 2-3 человека). По команде педагога фрукты меняются местами: ЯБЛОКИ! ГРУШИ! БАНАНЫ!

Варианты: Можно усложнить задание и местами меняются группы фруктов: ЯБЛОКИ и БАНАНЫ! ГРУШИ и ЯБЛОКИ! И т.д.

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Такие методы позволяют воспитателю лучше понять группу и каждого ребенка, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к воспитанникам.

Метод «Мишка боится, что…»

Цель : Помочь участникам высказать свои опасения вслух.

Материалы : мишка или любая другая большая плюшевая игрушка

Время работы : 3-5 мин.

Структура работы : Участники сидят в кругу, а с ними на стуле как участник сидит мишка. Участники по очереди берут игрушку и высказывают свои опасения, начиная, например, так: Я – Мишка и, хотя я очень большой, я тоже иногда боюсь. А чаще всего я боюсь, когда нужно встречаться и работать с незнакомыми людьми. Во-первых, я боюсь…

Метод «Воздушные шарики»

Цель : Выяснить ожидания и опасения детей от предстоящей деятельности

Материалы : вырезанные из цветной бумаги шаблоны воздушных шариков и тучек, плакат, фломастеры, скотч, листочки бумаги.

Время работы : 5 мин.

Структура работы : Педагог заранее подготавливает ватман с нарисованным на нем человечком (ребенком). Каждому ребенку раздается по вырезанному из цветной бумаги воздушному шарику и тучке.

Каждому ребенку предлагается озвучить свои ожидания и опасения от предстоящей деятельности. Ожидания – это воздушные шарики, а опасения – тучки. Шарики и тучки прикрепляются скотчем к общему ватману: шарики – над человечком, тучки – справа и слева от него.

По мере проведения деятельности несбывшиеся тучки – опасения можно убирать.

АМ презентации учебного материала

Метод “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Метод “Составление кластера”

Смысл приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом “Корзина идей”.

Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система кластеров охватывает большее количество информации. Кластеры можно использовать как при проведении занятий так и в свободной деятельности. Кластер может стать итогом работы над какой – либо темой или продуктом проектной деятельности.

АМ релаксации

Метод «Земля, воздух, огонь и вода» Цель – повысить уровень энергии в группе.Численность – вся группа.Время – 8-10 минутПроведение: педагог просит детей по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.Воздух. Дети начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.Земля. Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Педагог вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.Огонь. Дети активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Педагог предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Примечание: Если педагог сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Метод «Домики, мышки, землетрясение»Цель: снятие эмоционального напряжения.Численность – вся группа.Время – 8-10 минут Проведение: Участники разбиваются по тройкам, где двое изображают «домик», подняв руки вверх в виде «крыши». А третий – «мышка» – находится в середине, т. е. в домике. По команде ведущего: «Мышки!», те, кто находится в середине, должны поменять «домики». По команде: «Домики!», те, кто стоял в парах, должны поменяться и найти другую мышку. По команде: «Землетрясение!» все участники должны поменяться местами и ролями.

Метод «Обезьяна, слон пальма»

Цель – активно и весело подвигаться, переключить внимание

Количество участников : от 10 человек.

Время – 10 – 15 минут

Проведение:

Участники стоят в кругу. В центре педагог. Педагог предлагает участникам три слова и соответствующие им жесты: пальма – поднять руки вверх, обезьяна – закрыть руками лицо, слон – сложить руки на животе, предложите всем вместе прорепетировать жесты, чтобы убедиться, что все правильно поняли условие.

задание: когда тренер показывает пальцем на кого-то в кругу и говорит какое-то слово, этот человек и два его соседа справа и слева выполняют необходимое движение.

АМ подведения итог ов образовательного мероприятия

Метод ХИМС

Цель: Выяснить впечатления детей от проведенной деятельности

Время: 15 минут

Численность: вся группа

Проведение: Этот метод позволяет педагогу быстро выяснить впечатления детей от проведенной деятельности по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это, не очень понятное название метода:

Х орошо….

И нтересно…

М ешало…

С собой возьму…

Все дети отвечают на эти вопросы, анализируя тем самым деятельность.

Метод «Чемодан наших успехов, достижений»

Численность: все участники

Материал: вырезанный по контуру и раскрашенный рисунок чемодана каждому участнику, фломастеры

Проведение: Каждый из детей получает чемоданчик – это чемоданчик успехов, достижений, умений. Нужно его наполнить, чтобы увидеть, что каждый возьмет с собой.

На стене оформляется плакат «Регистрация багажа», ребенок подходит к стойке и озвучивает наиболее нужные для него знания, умения и навыки, полученные им в ходе занятия.

Метод «Солнце и туча»

Цель: подведение итогов занятия

Численность: все участники

Материал: лист ватмана, на одной его части нарисованное солнце, а на другом – туча, маленькие тучки и солнышки на каждого ребенка

Проведение: Дети озвучивают, что им понравилось в занятии, а что нет. Затем прикрепляют соответствующий значок на лист ватмана.

Кроме интенсификации освоения учебной информации, АМО позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества.

Но и это еще не все возможности активных методов обучения. Параллельно с обучением и воспитанием, применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Методическая работа в нашем учреждении - часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на нормирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".

Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление.

К воспитательным задачам активных методов обучения относятся: развитие самостоятельности, воли, активность; формирование определенного подхода, позиции, мировоззренческой установки, развитие коммуникативных качеств, умения работать в коллективе.

Целью активных методов обучения является развитие внимания, речи, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать результат.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности.

Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций стараюсь ориентироваться на возможности дошкольного учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Отбираю темы консультаций, которые помогают педагогам расширить и углубить свои знания. Содержание консультации прежде всего зависит:

  • от годовых задач;
  • интересов педагогов;
  • трудностей, которые испытывают педагоги в работе.

Воспитатели условно делятся на небольшие группы:

  • опытные воспитатели и молодые специалисты;
  • с высшим или средним специальным дошкольным образованием;
  • без специального образования.

Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирования, или экспресс-опрос. Для его проведения предлагаю педагогам следующее задание:

работа с перфокартами или тестовыми заданиями, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Такую же работу с перфокартами провожу на педсовете и семинарах-практикумах. Перфокарта или тестовое задание имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его в перфокарте. Затем проводится проверка: зачитываются поочередно вопросы, воспитатели называют отмеченные ими ответы, уточняется их правильность, дается разъяснение в случае получения неправильных ответов. В предлагаемых вариантах ответов правильным может быть один, несколько или все ответы, тогда нужно провести их ранжирование по значимости. В графе "Проверка" отмечается, правильно или неправильно дан ответ педагогом.

КВН. Этот методможет быть использован для уточнения и закрепления знаний педагогов. Его организация предполагает наличие двух команд с капитанами, жюри и награждением победителей. Содержание вопросов и заданий лучше посвящается одной тематике, что позволит более полно охватить разные аспекты проблемы. В нашем дошкольном учреждении этот метод использовался на педагогическом совете по теме "Создание системы работы по защите прав и достоинств ребенка" Приложение 1.

В работе с педагогами я использую такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ: "да" или "нет". Такая форма используется, конечно, только среди опытных педагогов. Цель ринга - уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.

При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры . Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры.

Структура деловой игры достаточно проста:

  • 1 этап. Организационно-подготовительная работа.
  • 2 этап. Сама игра.
  • 3 этап. Исследовательский (может отсутствовать).
  • 4 этап. Заключительный (подведение итога).

Вашему вниманию предлагаю одну из деловых игр, проводимых мною в нашем ДОУ № 171 на тему: "Работа по профилактике жестокого обращения с детьми" Приложение 2

Следующим активным методом является работа с кроссвордами. Включение этого вида деятельности в семинары или педсоветы поддерживает интерес педагогов к обсуждаемой проблеме и позволяет выявить уровень ее понимания педагогами. Работа с кроссвордами осуществляется по обычному принципу - отгадать слово по его значению или дать определение понятию, явлению. Предлагаю кроссворд, используемый на педсовете, посвящённому речевому этикету. Приложение 3

Использование активных методов обучения в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.

Важно, чтобы содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса были не только полезными, повышающими компетентность педагогов, но и интересными для них. Именно это побуждает педагогов искать новые, нетрадиционные приемы и формы взаимодействия с детьми, помогает сделать его более целенаправленным и продуктивным.

Системное и целенаправленное использование активных методов обеспечивает качественное обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, приносит удовольствие и удовлетворение всем участникам образовательного процесса.

Уважаемые коллеги, освоение технологии АМО позволит вам сделать занятия современными, отвечающими потребностям обучающихся, родителей, общества, времени.

В статье дается подробная характеристика активных методов обучения и особенности их использования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология АМО – образовательные технологии новых стандартов

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого воспитателя к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать воспитанников и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши воспитанники не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты?

Как сделать так, чтобы каждому воспитаннику было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично вплести игровые моменты в канву занятия? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться максимального результата? На эти и многие другие вопросы дает ответы "Технология АМО".

Сейчас идет речь о разработке для дошкольных учреждений стандартов. Стандарт - это социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством.

Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей.

В целом новые требования имеют прогрессивный характер и позволят не только упорядочить и регламентировать отдельные стороны процесса реализации программ дошкольного образования, но и дадут толчок для развития системы в целом. Это вектор движения – к реальному учету принципа возрастной адекватности в массовой практике дошкольного образования.

Важнейшим условием полноценной реализации данных требований является изменение позиции воспитанников. Переход из позиции пассивного объекта, послушно исполняющего задания на запоминание и воспроизведение информации, на позицию активного, творческого, целеустремленного, самообучающегося субъекта.

Новую стратегию прежними педагогическими инструментами не реализовать, требуются новые образовательные технологии и методы. Эти технологии должны создать условия для эффективного и качественного обучения, воспитания, развития и социализации ребенка.

На сегодняшний день, опыт показывает, что активные методы обучения эффективно решают поставленные перед образованием новые задачи.

Что же это за технология активных методов обучения?

Сегодня существуют различные классификации активных методов обучения. К АМО интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры.

Принятые новые ФГОС окончательно убедили в необходимости создания полноценной образовательной технологии, позволяющей системно и эффективно использовать АМО в образовательном процессе.

В технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.

По содержанию входящие в технологию методы представляют упорядоченную совокупность (систему) АМО, обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности воспитанников на протяжении всего образовательного мероприятия.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге, использовании знаний и опыта воспитанников, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По структуре, в соответствии с технологией, всё образовательное мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:

  • инициация (приветствие, знакомство)

Можно необычно начать занятие, предложив детям поздороваться локтями.

Метод «Поздоровайся локтями»


Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство.

Примечание: Эта смешная игра позволяет весело начать занятие, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между детьми.

  • вхождение или погружение в тему (определение целей урока)

Вместо привычного устного рассказа воспитателя о новой теме можно использовать следующий метод представления нового материала:

Метод «Инфо-угадайка»

Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся.

Н-Р, при изучении темы «Овощи» детям предложить, используя геометрические фигуры, цвет, форму, включив ассоциацию, сказать о чем идет речь. И плавно подвести к определению новой темы.

  • определение ожиданий воспитанников(планирование личностного смысла занятия и формирование безопасной образовательной среды)


Методы, используемые на этом этапе позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Датчик настроения» (с помощью веселых или грустных смайликов дети выставляя на датчик, определяют настроение)

Фаза 2. Работа над темой
Этапы:

  • закрепление изученного материала (обсуждение домашнего задания)

обсуждение предыдущей темы.

Метод «Найди пару» (Тема «Фрукты» один ребенок описывает фрукт, второй находит отгадку)

  • интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации)

Метод «Волшебный мешочек» (вытаскивая из мешочка по одному предмету, рассказать о нем, дать информацию)

  • проработка содержания темы (групповая работа воспитанников над темой урока)

Метод «Путаница» (помочь художнику раскрасить только овощи)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:

  • эмоциональная разрядка (разминки)

Метод «Эстафета» - Чья команда быстрее соберет овощи в корзину.

  • подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка занятия)

Дети самостоятельно анализируют и оценивают занятие.

Метод «Солнышко». Показываем детям карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. Дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Дети подходят к доске и вставляют лучики.

На этом этапе идет выяснение и получение обратной связи от детей, от прошедшего занятия.

Каждый этап – это полноценный раздел образовательного мероприятия. Объем и содержание раздела определяется темой и целями занятия или мероприятия. Каждый этап несет свою функциональную нагрузку, имеет свои цели и задачи, помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей занятия. Будучи логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия обеспечивают целостность и системность образовательного процесса, придают законченный вид занятию или развлекательному мероприятию, создают надежную базу для формирования всех образовательных эффектов. Применение системы активных методов содействует достижению комплекса образовательных эффектов – обучения, воспитания, развития и социализации личности обучающегося.

Внутреннее содержание активных методов заключается в создании с их помощью свободной творческой обстановки, наполнении каждого действия воспитанников смыслом, пониманием и мотивацией, вовлечении в общую осознанную работу всех участников образовательного процесса, придания этому процессу личностной значимости для каждого его участника, обеспечении самостоятельности воспитанников в постановке целей и определении путей их достижения, организации командной работы и построении истинных субъект-субъектных отношений.

Суть , ценностное ядро данной технологии состоит в том, что воспитанники, благодаря АМО, вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить воспитателю или родителям, не целью получить оценку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО снимаются рамки принуждения к обучению – эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося . И это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.

При системном использовании активных методов роль воспитателя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему воспитанников – из «контролирующего органа» воспитатель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с воспитанником. Растет доверие к воспитателю, растет его авторитет и уважение у детей. Это требует психологической перестройки и специальной подготовки педагога по проектированию такого занятия, знания активных методов обучения, технологии модерации, психофизиологических особенностей дошкольников. Но все эти вложения с лихвой окупаются эффектами от внедрения АМО.


Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком сегодняшнего времени является повышенная профессиональная педагогическая мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.


Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Все новообразования впоследствии применяются в работе с детьми. И, безусловно, современная педагогика отдает первенство в обучении активным методам.




Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.


Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах: Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности», разработанная академиком А. Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира.


Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности. Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста.


В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.


Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях, они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, должная мотивация и азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному: «ДИД - думай и делай! »


К активным методам обучения относятся: - проблемные ситуации, -обучение через деятельность, -групповая и парная работа, -деловые игры, -драматизация, театрализация, -творческая игра «Диалог», -«Мозговой штурм», «Круглый стол», дискуссия, -метод проектов, -методы удивления, любования, уверенности, успеха, -метод эвристических вопросов, -игровое проектирование и другие.


Метод проектов - это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность




Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопросами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ребенка на идею решения, правильного ответа.




Моделирование - метод обучения, направленный на развитие образного мышления, а также абстрактного мышления; предполагающий исследование объектов познания на их заместителях - реальных или идеальных моделях; построение моделей реально существующих предметов и явлений, в частности образовательных систем. Под моделью при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы- оригинала, прототипа модели.




Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ребенок, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


У активных методов обучения имеются свои отличительные особенности это: -групповая форма организации работы участников образовательного процесса; -использование деятельностного подхода к обучению; -практическая направленность деятельности участников образовательного процесса; -игровой и творческий характер обучения; -интерактивность образовательного процесса; -включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога; -использование знаний и опыта обучающихся; -активизация в процессе обучения всех органов чувств; -рефлексия процесса обучения его участниками.


АМО отличаются нетрадиционной технологией учебного процесса: -активизируют мышление, и эта активность остается надолго, вынуждает в силу учебной ситуации самостоятельно принимать творческие по содержанию, эмоционально окрашенные и мотивационно оправданные решения;


Развивают партнерские отношения; - повышают результативность обучения не за счет увеличения объема передаваемой информации, а за счет глубины и скорости ее переработки; - обеспечивают стабильно высокие результаты обучения и воспитания при минимальных усилиях обучающихся


Переход к активным методам обучения начинаются с применения интерактивности в образовательном процессе. С помощью активных методов обучения можно развить способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.


Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы, развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Алена Румянцева
Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками

Использование активных методов обучения в работе с дошкольниками .

На современном этапе развития России происходят изменения в системе образования : внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, что в свою очередь вносит свои коррективы в содержание образовательной программы, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие социально-коммуникативных, художественно-эстетических, познавательных, речевых способностей детей, а также физической сферы; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания , направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

Новая образовательная ситуация требует использования методов , обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности , самостоятельности и творчества детей. Отвечающие новым подходам организации обучения выступают активные методы обучения .

По определению Российской энциклопедии активные методы обучения (АМО) - методы , позволяющие активизировать учебный процесс , побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей активных методов обучения является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, причем особое место занимает развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.

Суть активных методов обучения , направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение детьми тех задач, в процессе решения которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения детей в учебно-познавательную деятельность.

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах :

Формирование положительной учебной мотивации;

Повышение познавательной активности детей ;

активное вовлечение детей в образовательный процесс;

Стимулирование самостоятельной деятельности;

Развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

Эффективное усвоение большого объема информации;

Развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности ребенка;

Раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого ребенка;

Развитие навыков самостоятельного умственного труда;

Развитие универсальных навыков.

Теоретические и практические основы проблемы использования активных методов обучения изложены в работах : Л. С. Выготского, А. А. Вербитского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, М. А. Данилова, В. П. Есипова, М. В. Кларина, М. Крулехта, С. Л. Рубенштейна, А. М. Смолкина, и др. Среди исходных положений теории активных методов обучения была положена концепция «предметного содержания деятельности» , разработанная академиком А . Н. Леонтьевым, в которой познание является деятельностью, направленной на освоение предметного мира. Вступая в контакт с предметами внешнего мира, человек познает их и обогащается практическим опытом как познания мира (обучения и самообучения , так и воздействия на него.

Таким образом, активные методы обучения - это обучение в деятельности . Л. С. Выготским сформулирован закон, по которому обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности, что в полной мере относится к детям дошкольного возраста .

В дошкольном возрасте привычной формой деятельности является игра, поэтому эффективнее всего использовать ее в образовательном процессе. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как в совместно детско-взрослой деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения , объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение образовательной программы.

Активные методы обучения

Игровые методы дают поиск решений в динамичных нестабильных условиях и могут дать больше, чем эксперимент : они позволяют проработать и сопоставить несколько возможных вариантов. Эмоциональный настрой, состязательность и должная мотивация, азартность снимают воздействие искусственности. Педагогика сотрудничества, совместный поиск лучших решений позволяют отрабатывать и систематически совершенствовать лучшие варианты коллективных действий. От господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай» к активному : «ДИД - думай и делай!» .

Метод проектов - это один из методов обучения , способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Он предусматривает такую систему обучения , когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий . Это обучение через деятельность .

Релаксация - цель данного метода – повысить уровень энергии в группе и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.

Еще один активный метод – «Мозговая атака» . Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) – широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем . Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения способствует успешному освоению образовательной программы, в основе которой лежат требования ФГОС, созданию в образовательной деятельности с обучающимися благоприятной атмосферы для работы , развитию мотивации к познавательной и исследовательской деятельности; накоплению собственного опыта работы и изучению опыта коллег, систематической, комплексной работе и компетентности педагогов.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников . Пособие для педагогов дошкольных учреждений . – М.: Мозаика-Синтез, 2008 – 112 стр.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. -1966.-№6. – С. 13-15.

3. Леонтьев А. Н. Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии : проблемы и перспективы. - М., 1990

4. Лернер И. Я. Проблемное обучение . - М., 1974.

5. Новоселова С. Л., Зворыгина Е. В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание . -1983. - № 10. - С. 38-46.

6. Российская энциклопедия по охране труда : В 3 т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС,2007. Т. 1 : А-К. - 440 с.

7. Смолкин А. М. Методы активного обучения : Науч. -метод . пособие. - М.: Высш. шк., 1991.-176 с.