Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Афродита, древнегреческая богиня – кратко. Афродита Древней Греции: история возникновения мифа

Когда Крон всем известным способом искалечил своего отца Урана, из его семени и крови на земле родились гиганты, богини мести Эринии, дриады и прекраснейшая из богинь – Афродита. Вышла из пены она здесь, на Кипре. Увидев богиню, оры Талпо (цветущая) и Карпо (богатая плодами), украсили её волосы золотой диадемой, одели её в прекрасное платье из цветов, продели в уши жемчужные серьги и повели на Олимп (наверное, Кипрский)).

Произошла эта прекрасная история на пляже, как по мне, самом красивом на Кипре, особенно, если вы, как и я, любитель каменных берегов и волн.

Спокойным море тут бывает крайне редко, практически всегда оно бурлит и волны разбиваются о камни в пену. Пару раз мы даже заставали такие волны, которые сбивали с ног и, разбиваясь о камни, брызги поднимались на три метра в высоту. Великолепное зрелище.

Конечно же, такая достопримечательность как место рождения Афродиты не могло не обрасти легендами и традициями. Например, чтобы навсегда остаться красивым, нужно оплыть три раза вокруг камня. Я оплыла два, на самом деле это тяжелее чем кажется, особенно когда море неспокойно. А ещё, в месте, где лежит камень, глубина около 3 метров.

Чтобы быть всегда молодым нужно искупаться тут под луной. А если вы хотите навеки остаться вместе со своей второй половинкой – нет ничего проще - просто поплавайте тут вдвоем.

Есть легенда, что, когда Афродита, после ночи, проведённой с Адонисом, искупалась тут - она снова стала невинной. Не знаю, зачем это нужно, но возможно, кто-то и эту информацию возьмет на вооружение.

Ещё тут можно повесить на дерево платочек, если вы мечтаете о любви или о детях. Богиня любви и плодородия в таких просьбах не отказывает.

Называется этот волшебный пляж Petra Tou Romiou, что переводится как Камень ромеев (римлян). Дело в том, что камень, который считается камнем Афродиты, и вокруг которого и нужно оплывать, к самой богине отношения особо не имеет. Глыба даже оказалась тут намного позже, чем родилась Афродита. По легенде, византийский герой-великан Дигенис Акритас швырял гигантскими камнями во флот арабов-сарацинов, чтобы прогнать захватчиков. Так и оказался тут камень ромея. Что ещё интересно, камни такой породы не встречаются на протяжении нескольких километров вокруг. Как он тут оказался? Остается только верить легенде.

Петра ту Ромиу или Пляж Афродиты – самая известная достопримечательность Кипра. Приехав на остров, вы так или иначе окажетесь тут, в этом даже сомнений быть не может. Я бы советовала объединять путешествие сюда с полуостровом Акамас , Археологическим комплексом Пафоса или Храмом Афродиты в Куклии. Ну или просто приехать сюда за красивыми фотографиями.

Афродита Афродита

(Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита - богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса и смертных Адониса и Анхиза. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей известное яблоко раздора. Всякий, кто надевал на себя ее волшебный пояс, тотчас же делался красивым и становился предметом любви и желаний Афродиты. Обыкновенно ее сопровождает сын ее Эрот. Апрель как весенний месяц считался священным месяцем Афродиты. Ей были посвящены, как символы любви: мирт, роза, яблоко; как символы плодородия: мак, голубь, воробей, заяц; как морской богине - дельфин. Вероятно, Афродита одинакового происхождения с сирийской богиней Астартой, или Астаретой. Изображения Афродиты, из мрамора и на полотне, представляют собой одни из замечательнейших произведений древнего искусства. Таковы: Афродита, выходящая из волн, Апеллеса; Венера Книдская, работы скульптора Праксителя, стоявшая в Книде, в храме Афродиты. Фрина послужила образцом обоих этих великих произведений искусства. В Книд стекались путешественники со всех концов земли, чтобы видеть статую Венеры. Плиний и др. считали ее самой прекрасной статуей в мире. Впрочем, пожалуй, придется отдать предпочтение Венере Милосской, найденной в 1820 г. на острове Милос (ныне Мило), одном из Цикладов, и сохраняющейся в Луврском музее в Париже.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АФРОДИТА

(Άφροδίτη), в греческой мифологии богиня любви и красоты. Богиня малоазийского происхождения. Этимология этого негреческого имени богини не ясна. Существуют две версии происхождения А.: согласно одной - поздней, она - дочь Зевса и Дионы (Hom. Н. V 370); согласно другой (Hes. Theog. 189- 206), она родилась из крови оскоплённого Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену; отсюда т. н. народная этимология её имени «пенорождённая» (от греч. "αφρός, «пена») и одного из её прозвищ - Анадиомена - «появившаяся на поверхности моря». Миф отражает древнее хтоническое происхождение богини, которое подтверждается также сообщением Гесиода, что вместе с А. из крови Урана появились на свет эринии и гиганты (следовательно, А. старше Зевса и является одной из первичных хтонических сил). А. обладала космическими функциями мощной, пронизывающей весь мир любви. Это её воодушевляющее, вечно юное начало описано у Лукреция в поэме «О природе вещей» (I I-13). А. представлялась как богиня плодородия, вечнвй весны и жизни. Отсюда эпитеты богини: «А. в садах», «священносадовая», «А. в стеблях», «А. на лугах». Она всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит, ор (см. Горы ) и нимф (Hom. Н. V 338; Od. XVTTT 194: Hymn. Hom. VI 5 след.). А. прославлялась как дарующая земле изобилие, вершинная («богиня гор»), спутница и добрая помощница в плавании («богиня моря»), т. е. земля, море и горы объяты силой А. Она - богиня браков и даже родов (Paus. I 1, 5), а также «детопитательница». Любовной власти А. подчинены боги и люди. Ей неподвластны только Афина, Артемида и Гестия (Hymn. Hom. IV 7-33).
По своему восточному происхождению А. близка и даже отождествляется с финикийской Астартой, вавилоно-ассирийской Иштар, египетской Исидой. Подобно этим восточным богиням плодородия А. появляется (IV 69 след.) в сопровождении свиты диких зверей - львов, волков, медведей, усмирённых вселённым в них богиней любовным желанием. В сохранившемся фрагменте трагедии Эсхила «Данаиды» (frg. 44) А. тоже выступает как богиня плодородия. Однако в Греции эти малоазийские черты богини, сближающие ее также с богиней-матерью и Кибелой, становятся мягче. Хотя служение А. часто носило чувственный характер (А. считалась даже богиней гетер, сама именовалась гетерой и блудницей), постепенно архаическая богиня с её стихийной сексуальностью и плодовитостью превратилась в кокетливую и игривую А., занявшую своё место среди олимпийских богов. Эта классическая А. - дочь Зевса и Дионы, её рождение из крови Урана почти забыто. В Гомеровском гимне (VI) богиня появляется из воздушной морской пены вблизи Кипра (отсюда А. - Киприда, «кипро рождённая»). Горы в золотых диадемах увенчивают её золотым венцом, украшают золотым ожерельем и серьгами, а боги при виде «фиалковенчанной» А. дивятся прелести Кифереи (культ А. был распространён и на острове Кифера) и возгораются желанием взять её в жёны. Мужем А. является Гефест - самый искусный мастер и самый некрасивый среди богов. Хромоногий Гефест трудится у наковален в своей кузнице, а Киприда, нежась в опочивальне, расчёсывает золотым гребнем кудри и принимает гостей - Геру и Афину (Apoll. Rhod. Ill 36-51). Любви А. домогались Посейдон и Арес. О любви Ареса и А. повествует ряд источников и называются дети от этого незаконного брака: Эрот и Антэрот (явно позднеэллинистическая символика), а также Деймос, Фобос («страх» и «ужас» - спутники Ареса) и Гармония (Нее. Theog. 934-937). Первоначально Эрот - космическое божество, порождение Хаоса (116 след.), в олимпийской мифологии стал сыном А. Парменид пишет о рождении Эрота: «Первым из всех богов Афродита сотворила Эрота», подчёркивая именно самостоятельную созидающую силу богини любви. В поздней литературе (Apoll. Rhod. III 111-159) Эрот оказывается гораздо более сильным, чем его мать, и, несмотря на свой детский возраст, помыкает А., став её постоянным спутником, крылатым мальчиком, вооружённым луком и стрелами, вселяющими любовь. Сыном А. от Гермеса считается Гермафродит (называемый также Афродитом).
Как и другие олимпийские боги, А. покровительствует героям, но это покровительство распространяется только на сферу любви. Она обещает Парису любовь Елены (Apollod. epit. Ill 2) и следит за прочностью их союза, терпя брань из уст Елены (Hom. П. III 399-412). А. пытается вмешиваться в военные события под Троей, будучи принципиальной защитницей троянцев, вместе с такими богами малоазийского происхождения, как Аполлон, Арес, Артемида. Она спасает Париса во время его поединка с Менелаем (III 380 след.). Она вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги Диомед, и пытается вынести из битвы троянского героя Энея - своего сына от возлюбленного Анхиса (V 311-318). Однако Диомед преследует богиню и ранит её в руку (V 334-343), так что Энея подхватывает Аполлон, закрыв его чёрным облаком. Арес на своей золотой колеснице доставляет А. на Олимп, где её заключает в объятия мать Диона (V 370 след.). А. поднимают на смех Гера и Афина - её постоянные противницы (V 418-425), и Зевс, улыбаясь, советует дочери не заниматься войной, а устраивать браки (V 429 след.). А. с наслаждением внушает любовные чувства людям и сама влюбляется, изменяя хромоногому супругу. Даже Гесиод, давший столь древнюю генеалогию А., приписывает ей обычные любовные функции - сладкую негу любви, смех, улыбки, обманы, «пьянящую радость объятий» (Нее. Theog. 205 след.). В Гомеровском гимне (IV) А. изображается влюблённой в троянского героя Анхиса, и эта любовь представлена в духе роскошной и утончённой картины позднего времени, хотя сама А. наделена чертами матриархальной владычицы, перед которой ощущается всё ничтожество мужского начала, как и в истории любви А. к Адонису, подобной истории Кибелы и Аттиса.
В гомеровском эпосе А. принимает всё более кокетливые черты и отношение к ней ласково-ироническое. В «Одиссее» рассказывается любовная история А. и Ареса: во время свидания их хитроумно приковал не видимыми глазу сетями к ложу Гефест - законный супруг А., и в таком виде они предстали перед смеющимися богами, которые сами не прочь были бы занять место Ареса. Освобождённые Гефестом по просьбе Посейдона любовники немедленно расстались. Арес умчался во Фракию, а А. на Крит в Пафос, где её искупали и натёрли нетленным маслом хариты (VIII 266-366). Хотя появление классической А. всё ещё внушает ужас (Hom. П. III 398), она постоянно именуется «золотая», « прекрасновенчанная », « сладкоумильная», «многозлатая», «прекрасноокая». Рудиментом архаического демонизма богини является её пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения, «в нём заключается всё» (XIV 215-221). Это древний фетиш, наделённый магической силой, покоряющей даже великих богов. А. посвящён гимн поэтессы Сапфо (1), в котором богиня именуется «пестро-тронной» и «плетущей козни»; на золотой колеснице, запряжённой воробушками, она мчится из зевсова дома к чёрной земле и готова стать для поэтессы союзницей в любовном свидании. Помогая любящим, А. преследует тех, кто отвергает любовь (она покарала смертью Ипполита и Нарцисса, внушила противоестественную любовь Пасифае и Мирре, а Гипсипилу и лемносских женщин наделила отвратительным запахом).
Платону в «Пире» принадлежит противопоставление А. Урании («небесной») и А. Пандемос («всенародной»). Хотя древняя А. из крови Урана вряд ли несла в себе одухотворённость, она переосмыслена Платоном как небесная в связи с происхождением от неба - Урана. А. Пандемос для Платона пошлая, доступная и понятная всем, не столь древняя и не связанная с небом, а дочь Зевса и малозначительной Дионы.
Геродот сообщает о почитании А. Урании в Сирии (I 105), в Персии (I 131), у арабов (III 8) и даже скифов (IV 59). Ксенофонт (Conv. VIII 9) и Павсаний (I 14, 6) упоминают храм А. Урании в Афинах. Храм А. Урании на острове Кифера считался у эллинов самым древним и самым священным; статуя самой богини была деревянной и изображала богиню вооружённой (Paus. III 23, 1). А. Пандемос тоже имела свой храм на афинском акрополе. Павсаний сообщает, что поклонение ей было введено Тесеем, «когда он свёл всех афинян из сельских домов в один город» (I 22, 3). Здесь вполне ясно подчёркивается общегосударственный смысл культа А.
Многочисленные святилища А. имелись в других областях Греции (Коринф, Беотия, Мессения, Ахайя, Спарта), на островах - Крит (в городе Пафос, где находился храм, имевший общегреческое значение, и отсюда прозвище А. - Пафосская богиня), Кифера, Кипр, Сииилия (от горы Эрике - прозвище Эрикиния). Особенно почиталась А. в Малой Азии (в Эфесе, Абидосе), в Сирии (в Библе, этому посвящён трактат Лукиана «О Сирийской богине»). В Риме А. почиталась под именем Венеры и считалась прародительницей римлян через своего сына - троянца Энея, отца Юла - легендарного предка рода Юлиев, к которому принадлежал Юлий Цезарь. Поэтому Венера - «рода Энеева мать» (Lucr. II) - постоянная покровительница Энея не только под Троей, но главным образом после его прибытия в Италию (Verg. Aen.), особенно прославляется в эпоху принципата Августа.
Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина», 1963, т. 72, в. 3, с. 141-45; Otto W. Г., Die Gutter Griechenlands, 3 Aufl., Fr./M., 1947; Pestalozza U., Religione Mediterranea, Mil., 1951; Langlotz E., Aphrodite in den Garten, Heidelberg, 1954; Lullies R„ Die kauernde Aphrodite, Munch.- Pasing, 1954; Schilling H„ La religion romaine de Venus..., P., 1954; Simon E., Die Geburt der Aphrodite, В., 1959.
А. Ф. Лосев.

Античные скульптурные изображения А. многочисленны; в искусстве архаики и классики богиня представала в одеянии, начиная же с 4 в. до н. э. - полунагой или совершенно обнажённой. Т. н. «Venus Genetrix» (Париж, Лувр) является римской копией греческой статуи 2-й половины 5 в. до н. э., вероятно, «А. в садах» Алкамена. «А. из Палаццо Лаццерони» является, предположительно, копией произведения Агоракрита или его мастерской (2-я половина 5 в. до н. э.). К греческим оригиналам 5 в. до н. э. восходят «А. из Лиона» и «А. из Фрежюса» (обе в Лувре). «А. Книдская» Праксителя известна по более чем 50 копиям; статуя послужила прототипом для многих известных произведений последующего периода («А. Медицейская», «А. Капитолийская» и др.). К другой статуе Праксителя - «А. Косская» восходит, по-видимому, «А. из Арля». В «А. из Капуи» усматривают копию произведения Лисиппа. До нас дошло несколько подлинных статуй работы греческих скульпторов эллинистической эпохи, в т. ч. «А. Киренская» (4-3 вв. до н. э.), «А. Мелосская» (ок. 120 до н. э.). Следует упомянуть также «Купающуюся А.» Дойдалсаса (3 в. до н. э.), известную по нескольким копиям, «А. Каллипигу», голову А. из Пергама и др. Среди греческих рельефов - рельеф т. н. трона Лудовизи со сценой, изображающей рождение богини. А. часто изображали в греческой вазописи, особенно в сценах «суд Париса», а также с Гефестом, с Еленой и Менелаем (в сценах встречи супругов после Троянской войны) и другими персонажами. В помпейских фресках встречается другой сюжет: «Арес и А.». См. также Адонис .
Сцены из мифов об А. встречаются уже в 14-15 вв. в книжной миниатюре (особенно во Франции и Фландрии). В живописи 15-18 вв. популярностью пользовались сюжеты, связанные с Адонисом, Аресом, Гефестом, Деметрой и Парисом, а также сцена «рождение Венеры» (С. Боттичелли, Тициан, П. П. Рубенс и др.). Не менее были распространены сюжеты «спящая Венера» (Пьетро ди Козимо, Джорджоне, Тициан, Аннибале Кар-раччи, Г. Реии, Доменикино, Д. Веласкес и др.), «туалет Венеры» (Дж. Беллини, Тициан, Ф. Пармиджанино, Дж. Вазари, Я. Тинторетто, Рубенс, Веласкес, Ф. Буше и др.) и «купание Венеры» (Рубенс, А. ван Дейк, Буше и др.). Популярны были сюжеты: «Венера и Амур» (Л. Кранах Старший, Я. Госсарт, П. Веронезе, Г. Рени, Веласкес, Рембрандт, А. Куапель, А. Ватто, Дж. Рейнолдс и др.), «поклонение Венере» (Дж. Вазари, X. Голциус, Рубенс, А. ван Дейк, Ф. Лемуан и др.), «триумф Венеры» (Тициан, А. Куапель, Ф. Буше и др.), «праздник Венеры» (Тициан, Рубенс и др.), «Венера и сатир» (Веронезе, Аннибале Карраччи, Н. Пуссен и др.). В европейской пластике образ А. нашёл воплощение главным образом в 18 в. (Г. Р. Доннер, Ж. Б. Пигаль, Э. М. Фальконе). Среди произведений нового времени - картины « Венера Анадиомена» Ж. Энгра и А. Бёклина, «Венера» А. Фейербаха, статуи «Венера» Б. Торвальдсена и «Венера с ожерельем» А. Майоля.
В европейской поэзии и драматургии разрабатывался главным образом миф о любви А. и Адониса. Большинство опер и балетов 17-19 вв. также посвящено этой теме. В числе произведений 17-18 вв. на другие сюжеты мифа - оперы Ф. П. Сакрати «Ревнивая Венера»; П. Коласа «Рождение Венеры»; А. Кампра «Любовь Марса и Венеры» и др., балетные постановки Дж. Уивера («Любовные похождения Марса и Венеры») и Ж. Ж. Новера («Туалет Венеры»), Среди произведений 2-й половины 20 в.- кантата К. Орфа «Триумф А.».


(Источник: «Мифы народов мира».)

Афродита

Златоволосая богиня красоты и любви, олицетворение вечной юности, покровительница мореплавания. Первоначально - богиня моря, неба и плодородия. Дочь Урана. Родилась около острова Киферы из крови оскопленного Кроносом Урана, которая, попав в море, образовала белоснежную пену. Ветерок принес ее на остров Кипр, где ее, вышедшую из морских волн, и встретили Оры. Позднее считалась дочерью Зевса и нимфы (океаниды) Дионы. По Гомеру, жена Гефеста; по другим мифам, - жена Ареса. Мать Гермафродита (от Гермеса), Энея (от Анхиза), Фобоса, Деймоса, Эроса и Гармонии (от Ареса). Яблоко раздора в споре между Афродитой, Герой и Афиной присуждено Парисом Афродите за обещание помочь в похищении Елены. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Не подвластны ее могуществу только Афина, Гестия и Артемида. Символ любви и сексуального желания. Безжалостна к тем, кто отвергает любовь. Афродите соответствует римская Венера. Афродите, как богине любви, были посвящены мирт, роза, мак и яблоко; как богине плодородия - воробей и голубь; как морской богине - дельфин. Венере были посвящены голубь и заяц (как символ плодовитости), роза, мак и мирт. Центрами культа Афродиты были Кипр, где в городе Пафосе находился ее храм, и остров Кифера. Самый роскошный храм Венере Прародительнице был построен Юлием Цезарем, считавшимся потомком Энея, в I в. до н.э. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты - “Афродита Книдская” (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и “Афродита Милосская” (2 в. до н. э., оригинал в Лувре, Париж).

// Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Якопо АМИГОНИ: Венера и Адонис // Арнольд Беклин: Рождение Венеры // Эдвард БЕРН-ДЖОНС: Хвала Венере // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Венера и Марс // Сандро БОТТИЧЕЛЛИ: Рождение Венеры // Энтони БРАУН: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Адольф-Вильям БУГРО: Рождение Венеры // Франсуа БУШЕ: Венера, утешающая Купидона // Франсуа БУШЕ: Визит Венеры к Вулкану // Сьюзен ГЕРБЕРТ: Сандро Боттичелли - Рождение Венеры // Жак Луи ДАВИД: Венера и три грации обезоруживают Марса // Никола ПУССЕН: Марс и Венера // Питер Пауэл РУБЕНС: Суд Париса // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера и Адонис // ТИЦИАН: Венера у зеркала // ТИЦИАН: Венера Урбинская // ТИЦИАН: Венера и лютист // ТИЦИАН: Венера и органист // ТИЦИАН: Венера, органист и Купидон // ТИЦИАН: Венера завязывает глаза Купидону // ТИЦИАН: Поклонение Венере // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Рождение Афродиты // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Гимн Афродите // Валерий БРЮСОВ: Шаги Афродиты // Поль Валери: Рождение Афродиты // Жан де ЛАФОНТЕН: Афродита Каллипига // Аполлон Николаевич МАЙКОВ: Рождение Киприды // Райнер Мария РИЛЬКЕ: Рождение Венеры // Ангелос СИКЕЛЬЯНОС: Анадиомена // Афанасий Афанасьевич ФЕТ: Венера Милосская // Владислав ХОДАСЕВИЧ: Афродита // Марина ЦВЕТАЕВА: Хвала Афродите // Н.А. Кун: АРЕС, АФРОДИТА, ЭРОТ И ГИМЕНЕЙ // Н.А. Кун: АФРОДИТА // Н.А. Кун: ПИГМАЛИОН // Н.А. Кун: НАРЦИСС // Н.А. Кун: АДОНИС // Н.А. Кун: Эрот // Н.А. Кун: Гименей // Н.А. Кун: ГЕРА И АФИНА У АФРОДИТЫ

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)

АФРОДИТА

Не изнеженной, ветреной богине Афродите (1) вмешиваться в кровавые битвы. Она будит в сердцах богов и смертных любовь. Благодаря этой власти она царит над всем миром.

Никто не может избежать ее власти, даже боги. Только воительница Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности. Когда она идет, в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней. Спокойно идет среди диких зверей Афродита, гордая своей лучезарной красотой. Ее спутницы Оры и Хариты, богини красоты к грации, прислуживают ей. Они одевают богиню в роскошные одежды, причесывают ее златые волосы, венчают ее голову сверкающей диадемой.

Около острова Киферы родилась Афродита, дочь Урана, из белоснежной пены морских волн. Легкий, ласкающий ветерок принес ее на остров Кипр (2). Там окружили юные Оры вышедшую из морских волн богиню любви. Они облекли ее в златотканую одежду и увенчали венком из благоухающих цветов. Где только не ступала Афродита, там пышно разрастались цветы. Весь воздух полон был благоуханием. Эрот и Гимерот (3) повели дивную богиню на Олимп. Громко приветствовали ее боги. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь.

(1) Афродита - первоначально была богиней неба, посылающей дождь, а также, по-видимому, и богиней моря. На мифе об Афродите и ее культе сильно сказалось восточное влияние, главным образом культа финикийской богини Астарты. Постепенно Афродита становится богиней любви. Бог любви Эрот (Амур) - ее сын.

(2) По острову Кипру Афродиту часто называли Кипридой.

(3) Гимерот - бог страстной любви.

(Источник: «Легенды и мифы Древней Греции». Н. А. Кун.)

АФРОДИТА

в греческой мифологии дочь Зевса и Дионы, богиня любви и красоты

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Фрагмент росписи краснофигурного килика «мастера Пистоксена».
Около 475 до н. э.
Лондон.
Британский музей.

Фрагмент росписи краснофигурного килика «художника Лиандра».
Около 460 до н. э.
Флоренция.
Археологический музей.

Мрамор.
Около 120 до н. э.
Париж.
Лувр.


Рождение Афродиты, рядом с ней — нимфы.
Рельеф так называемого трона Лудовизи.
Мрамор.
470—450 до н. э.
Рим.
Национальный музей.

Фрагмент росписи апулийского лекифа.
Около 380 до н. э.
Торонто.
Королевский музей Онтарио.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Каллимаха (440—430 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Римская мраморная копия.

Рим.
Капитолийские музеи.

Римская мраморная копия.
С греческого оригинала Праксителя (350—340 до н. э.).
Париж.
Лувр.

Картина П. Веронезе.
1580-е годы.
Турин.
Галерея Сабауда.

Картина Д. Веласкеса.
1657.
Лондон.
Национальная галерея.








Древние эллины почитали множество богов, среди которых была и прекрасная Афродита. Известно, что она входила в пантеон двенадцати верховных богов .

Согласно мифологии, существует несколько версий рождения богини красоты и любви. Так, в мифах древних греков можно найти информацию о том, что Афродита является — дочерью нимфы Дионы и верховного бога Олимпа . Другая версия – она дочь богини Артемиды и главного бога Зевса. Древние греки признавали родителями и богиню земли Гею, и бога неба Урана.

Чем она отличалась среди других богов в пантеоне?

Своей красотой богиня Афродита превосходила всех богинь в пантеоне. Отличалась она тем, что была единственной богиней, которая была изображена нагая. Неимоверной красоты она покоряла сердца не только богов, но и простых смертных мужчин.

Девушку зачастую изображали среди множества цветущих цветов, в окружении птиц и растений, рядом с дельфинами. Её главным атрибутом считался пояс – приносящий любовь и страсть, который она дарила женщинам с целью воссоединения сердец. Поэтому её ассоциируют с плодовитостью, красотой и любовью.

Афродита в мифологии

Древнегреческие мифы рассказывают о том, что она была женой бога , который занимался кузнечным ремеслом. Муж богини не обладал особой красотой, и она искала утешение на стороне. Так, она влюбилась в бога войны . От него она родила детей. Гефест узнал об измене жены, и решил их проучить. Он выковал невидимые сети, и поймал в них свою супругу с Аресом.

Сердце богини красоты покорил и простой смертный юноша по имени Адонис. Он привил ей любовь к охоте. Однажды охотясь на вепря Адонис погиб. Женщина очень переживала смерть возлюбленного. На том месте, где падали капли крови Адониса, вырастали красивые белые цветы – анемоны. Зевс увидел, как она страдает по любимому, и попросил Аида – бога царства мёртвых, разрешить пребывать там Адонису зимой, а весной встречаться с любимой.

Эллины часто связывали Афродиту и , считая их женским и мужским началом жизни.

Богиня любви и красоты настолько понравилась древним римлянам, что они стали называть её Венерой. Известный римский полководец Гай Юлий Цезарь своё родство связывал с богиней Венерой.

Легенды рассказывают и о конфликте Афины с Афродитой из-за прядки. Первая уличила богиню красоты в посягательстве на её владения и полномочия. Девушка, не желая вступать в ссору с богиней войны, пообещала, что больше никогда не сядет за прядку.

Красивой богиней восхищались многие. Бог виноделия Дионис уже давно был влюблён в красотку. Но добиться её расположения было не так легко. От связи с Дионисом родился сын Приам, от которого отказалась мать из-за его уродства.

Мифы и легенды

  • Очаровательная богиня не терпела конкуренток, и когда услышала о земной красавице Психее, то решила с ней расправиться. Для реализации своего коварного замысла она подослала своего сына – Эроса. Психея полюбила Эроса, но он ушёл от неё. Не теряя надежды на то, чтобы возвратить своего возлюбленного Психея обратилась за помощью к матери Эроса — Афродите. В свою очередь она придумывала очень жестокие испытания, которые Психея успешно прошла. За заботу бог любви — Эрос просит Зевса подарить Психее бессмертие.
  • Чудесным образом красотки был очарован и Гомер. В своём произведении «Илиада» он упомянул про неё, когда речь шла о том, которая из трёх богинь: Афродита, Афина или Гера самая красивая. Гефест отдал яблоко Парису, и попросил рассудить женщин. Каждая их женщин предложила Парису своё. Он остановился на предложении Афродиты — заполучить любовь Елены Прекрасной. Отдал яблоко раздора Афродите. Она вместе с Парисом выкрала Елену и помогала их союзу. Так и началась Троянская война.
  • Бог моря Посейдон так же не смог устоять перед её красотой. Давно пытал к ней светлые чувства, но она не отвечала ему взаимностью. Желая, чтобы Арес её приревновал, богиня ответила на любовные чувства Посейдона. У них родилась дочь – Рода, которая стала женой бога солнца — Гелиоса.

Образ богини любви, изобилия и красоты также проник и в другие народы и культуры. Как бы её не называли, но она всегда ассоциируется с любовью, гармонией и красотой, которые соединяют любящие сердца и даруют им радость.

Образ божества в мировой культуре

Древнегреческая мифология очень глубоко проникла во все отрасли культуры. Образ богини очень часто можно встретить в литературе, скульптуре, живописи, музыке. Она представляет собой роскошь, плодовитость, является покровительницей влюблённых.

Эллины утверждали, что богиня имеет два образа: с одной стороны — она выступала покровителем возлюбленных, а с другой — жестоко расправлялась с теми, кто не признавал светлых чувств или игнорировал их.

Об её смерти ничего не известно. Считается, что она бессмертна.

- (Αφροδίτη, Venus). Дочь Зевса и Дианы, по преданию, происшедшая из морской пены. Афродита богиня любви и красоты, называвшаяся у римлян Венерой. Она была супругой Гефеста, но не была верна ему. Она любила богов Арея, Диониса, Посейдона и Гермеса… … Энциклопедия мифологии

Афродита - Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита. Фрагмент росписи килика. Около 460 г. до н. э. Афродита в мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (греч. Aphrodite, от aphros морская пена, и dyomai выхожу). 1) греческое имя Венеры, богини любви; название свое получила оттого, что, по мифологии греков, она родилась из морской пены. 2) червь из семейства спиножаберных. Словарь иностранных… … Словарь иностранных слов русского языка

В мифах древних греков богиня любви и красоты. Согласно одной из версий мифа, Афродита родилась из крови оскоплённого Кроносом Урана, попавшей в море и образовавшей пену (отсюда Афродиту называют пенорождённая). Она всегда в окружении роз, миртов … Исторический словарь

В греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая из морской пены. Ей соответствует римская Венера. Знамениты древнегреческие статуи Афродиты Афродита Книдская (ок. 350 до н. э., Пракситель, известна в римской копии) и Афродита Милосская (2 … Большой Энциклопедический словарь

- (иноск.) любовь наслажденіе любовью. «Афродитскія дѣла». Ср. Ты понялъ ли, что въ машкерахъ плясанье И афродитскія твои дѣла Не все равно, что битвы въ чистомъ полѣ? Гр. А. Толстой. Смерть Іоанна Грознаго. Поясн. Афродита (греч. миѳ.) богиня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Богиня половой любви и красоты у древних греков. Культ А. был широко распространен в Греции, М. Азии и на островах Средиземного моря, между прочим на Кифере («Киферея»), в Сицилии, в особенности же на Кипре («Киприда»). В ней смешались черты… … Литературная энциклопедия

Афродита - Милосская. Мрамор. Ок. 120 до н.э. Лувр. АФРОДИТА, в греческой мифологии богиня любви, красоты, плодородия и вечной весны. Родилась из морской пены, которую образовала кровь оскопленного Урана. Афродите соответствует римская Венера. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Венера, Урания, Киприда Словарь русских синонимов. афродита сущ., кол во синонимов: 10 боги любви и брака (17) … Словарь синонимов

Греческое имя Венеры, богини любви, называется иногдатакже Афрогенеей, родившейся из пены морской. Афродизии праздники вчесть А., устраивавшиеся во многих местах Греции и М. Азии, особенно наКипре … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Афродита
  • Афродита , Пьер Луис. В настоящее издание вошли лучшие прозаические произведения французского поэта Пьера Луиса (1870-1925): эротические романы "Афродита" и "Женщина и паяц", а также сборник стихов "Песни…

Красивые предания и легенды о древних богах, когда люди жили в гармонии с природой, и во всем происходящем видели божественную причину и замысел, по сей день будоражат воображение творческих людей. Богиня Афродита, самая прекрасная обитательница Олимпа – ей посвящена данная статья.

Кто такая Афродита

Влияние соседних народов, а также торговля с другими странами накладывали отпечаток на верования и религию древних греков, иногда происходило слияние похожих культов и существующие боги обогащались новыми характерными чертами. Кто такая Афродита в греческой мифологии – историки и археологи считают, что культ кипрской богини изначально был семитического происхождения и привнесен в Древнюю Грецию из Аскалона, где богиня Афродита звалась Астартой. Афродита входит в пантеон 12 главных богов Олимпа. Сферы влияния и функции богини:

  • плодовитость природы;
  • по своему усмотрению одаривает людей красотой;
  • покровительствует влюбленным, заключению браков и рождению детей;
  • сладострастие;
  • влюбленность;
  • чувственность;
  • насылает эротические фантазии и сны;
  • наказывает тех, кто отвергает чувство любви.

Как выглядит Афродита

С приходом культа богини любви, произошел скачок в развитии искусства: греки стали уделять большое внимание воспроизведению обнаженного тела в картинах, фресках и скульптуре. Богиня Афродита, на первоначальном этапе отличалась от изображений других богов греческого пантеона тем, что была полностью обнажена. Внешность богини говорила сама за себя:

  • прекрасная, с длинными волосами цвета золота дева;
  • нежные и тонкие черты лица;
  • вечно юная;
  • изящная и грациозная как лань;
  • глаза цвета изумрудов.

Атрибуты Афродиты:

  1. Золотая чаша с вином – человек, испивший из чаши, становился бессмертным и обретал вечную молодость.
  2. Пояс Афродиты – даровал сексуальные чары и усиливал того, кто его надевал. В мифах, Афродита иногда давала пояс в пользование другим богиням по их просьбе для обольщения мужей или любовников.
  3. Птицы – голуби и воробьи, символ плодовитости.
  4. Цветы – роза, фиалка, нарцисс, лилия - символы любви.
  5. Яблоко – плод искушения.

Богиня красоты Афродита часто сопровождается спутниками:

  • нимфы – духи природы;
  • хоры – богини времени и порядка в природе;
  • Эрос – божество-лучник поражающий стрелами любви;
  • хариты – богини веселья и радости прислуживают богине, одевают ее в прекрасные наряды и расчесывают золотые волосы.

Афродита - мифология

Мифы, согласно которым появилась Афродита древнегреческая богиня, по-разному трактуют это событие. Традиционный способ рождения, описанный Гомером, где мать Афродиты морская нимфа Диона, а отец - сам верховный громовержец Зевс. Существует версия, в которой родителями богини являются богиня Артемида и Зевс – как объединение мужского и женского начала.

Другой миф, более архитипический. Богиня Земли Гея разгневалась на мужа бога Неба Урана, от которого рождались ужасные дети. Гея попросила сына Кроноса оскопить отца. Кронос отсек серпом гениталии Урана и забросил их в море. Вокруг отсеченного органа образовалась белоснежная пена, из которой появилась уже взрослая богиня любви. Произошло это событие у о. Кифера в Эгейском море. Ветер доставил ее на морской раковине до Кипра, и она вышла на берег. Хоры надели на нее золотое ожерелье, диадему и отвели на Олимп, где боги в изумлении взирали на богиню и каждый хотел взять ее в жены.

Афродита и Арес

Афродита в греческой мифологии известна своей любвеобильностью, в числе ее возлюбленных и боги и простые смертные. В исторических источниках указано, что муж Афродиты бог кузнечного ремесла Гефест был хромым и не блистал красотой, поэтому частенько богиня любви утешалась в объятьях мужественного и воинственного . Однажды, Гефест желая уличить Афродиту в связи с богом войны сковал тонкую бронзовую сеть. Утром, проснувшись, любовники обнаружили себя спутанными сетью. Гефест в отместку пригласил желающих поглазеть на голых и беспомощных Афродиту и Ареса.

От любви с богом разрушения и войны родились дети Афродиты:

  1. Фобос - бог сеющий страх. Верный спутник своего отца в битвах.
  2. Деймос - олицетворение ужаса войны.
  3. Эрот и Антерос - братья-близнецы, отвечающие за влечение и взаимную любовь.
  4. Гармония – покровительствует счастливому браку, жизни в единении и согласии.
  5. Гимерот – бог пламенной страсти.

Афродита и Адонис

Афродита - греческая богиня познала в любви и муки страдания. Прекрасный юноша Адонис, который превзошел по красоте даже богов Олимпа, покорил сердце Афродиты с первого взгляда. Страстью Адониса была охота, без которой он не смыслил свою жизнь. Афродита сопровождала возлюбленного и сама увлеклась охотой на диких зверей. В один ненастный день, богиня не смогла пойти с Адонисом охотиться и просила его внять ее мольбам поберечь себя, но произошло так, что собаки Адониса напали на след дикого вепря и юноша поспешил в предвкушении добычи.

Афродита почувствовала смерть любимого отправилась на его поиски, продираясь через заросли, вся израненная от шипов терновника и острых камней впивавшихся в нежные ноги, богиня отыскала Адониса бездыханного со страшной рваной раной оставленной клыками вепря. В память о возлюбленном из капель его крови Афродита создала цветок анемон, ставший ее атрибутом. Зевс видя горе богини, договорился с Аидом, что полгода Адонис проводит в царстве мертвых- это время зима, пробуждение природы олицетворяет время когда Адонис на полгода воссоединяется с Афродитой.

Аполлон и Афродита

Миф про Афродиту, самую прекрасную из богинь Олимпа противопоставляется мифам об Аполлоне, который олицетворяет самого прекрасного из божественного греческого пантеона. Аполлон - бог солнца ослепителен в своей красоте и любвеобилен. Сын Афродиты Эрос, исполняя волю матери, частенько поражал своими стрелами блистательного Аполлона. Аполлон и Афродита не были любовниками, но являлись своего рода эталонами мужской и , нашедших отражение в эллинском искусстве скульптуры.

Афина и Афродита

Богиня Греции Афродита решила испробовать себя в каком-нибудь другом ремесле, кроме любовного и остановила свой выбор за прядением. Афина - богиня войны и ремесел застала богиню за прялкой, от чего возмущению ее не было предела. Афина посчитала это посягательством и вмешательством в ее сферы и полномочия. Афродита не захотела ссориться с Афиной, извинилась и пообещала больше не прикасаться к прялке.

Афродита и Венера

Древняя богиня Афродита настолько приглянулась воинственным римлянам, что они переняли культ Афродиты и назвали ее Венерой. Римляне считали богиню своей прародительницей. Гай Юлий Цезарь гордился и постоянно упоминал, что его род происходит от великой богини. Венера Победоносная почиталась как дающая победу римскому народу в сражениях. Афродита и Венера идентичны по функциям.

Афродита и Дионис

Дионис – бог плодородия и виноделия, тщетно добивался благосклонности Афродиты долгое время. Богиня часто утешалась в случайных связях, и удача улыбнулась Дионису. Сын Диониса и Афродиты, Приап, появившийся в результате мимолетного увлечения был настолько безобразен, что Афродита отказалась от ребенка. Огромные гениталии Приапа, которыми его наделила мстительная Гера стали символом плодородия у греков.


Афродита и Психея

Древнегреческая Афродита была наслышана о красоте земной женщины Психеи и решила сгубить ее, отправив Эрота поразить Психею стрелой любви к самому безобразному из мужчин. Но Эрот сам влюбился в Психею и сделал ее своей, разделяя с ней ложе только при полной темноте. Психея, подговоренная сестрами решила взглянуть на мужа, пока тот спит. Зажгла светильник и увидела, что сам Эрот в ее постели. Капля воска упала на Эрота, тот проснулся и в ярости покинул Психею.

Девушка разыскивает возлюбленного по всему свету и вынуждена обратиться к матери Эрота Афродите. Богиня дает бедняжке невыполнимые задания: рассортировать разные виды зерен сваленных в одну огромную кучу, добыть золотое руно с взбесившихся овец, набрать воду из Стикса и в подземном царстве добыть снадобье для лечения ожога Эрота. С помощью сил природы, Психея справляется с трудными поручениями. Выздоровевший бог любви, тронутый заботой просит у небожителей Олимпа узаконить брак с Психеей и даровать ей бессмертие.

Афродита и Парис

«Яблоко раздора» самый древнегреческий миф о Афродите, Афине и Гере. Парис, сын троянского царя Приама развлекался игрой на флейте и любовался красотами природы, как вдруг увидел, что по направлению к нему идет сам вестник богов Гермес, а с ним три великие богини Олимпа. Со всей прыти побежал от страха Парис, но Гермес окликнул его, сказав, что Зевс велит рассудить юноше кто из богинь самая красивая. Гермес вручил Парису золотое яблоко с надписью «Наипрекраснейшей».

Богини решили подкупить Париса дарами, чтобы получить плод. Гера обещала Парису власть и правление над Европой и Азией. Афина пообещала вечную славу среди мудрецов, и победы во всех сражениях. Афродита подошла и ласково пообещала любовь самой красивейшей из смертных – Елены Прекрасной. Парис, возжелавший Елену, отдал Афродите. Богиня помогла выкрасть Елену и покровительствовала их союзу. По этой причине вспыхнула Троянская война.

Афродита и Посейдон

Афродита, богиня любви, была небезразлична и богу морской стихии Посейдону, который воспылал к ней вожделением, увидев ее обнаженную в постели с Аресом, в тот момент, когда те были пойманы в сеть Гефеста. Афродита, для встряски чувства ревности у Ареса, ответила Посейдону взаимной вспышкой кратковременной страсти. Богиня родила дочь Роду, ставшую женой Гелиоса – солнечного божества.