Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

А п платонов биография. Платонов, Андрей Платонович – краткая биография

1899 - 1951

Платонов Андрей Платонович (настоящая фамилия Климентов), (16(28).08.1899-5.01.1951), прозаик, поэт, драматург, публицист.
Родился Андрей Платонович в одном из пригородов Воронежа - Ямской слободе. Долгое время датой его рождения считали 20 августа 1899 г. по старому стилю. Однако воронежскому учёному и литературоведу О. Г. Ласунскому, работавшему накануне 100-летия со дня рождения писателя с архивными документами, удалось установить, что настоящая дата рождения писателя - 16 (28) августа.

Отец его, Платон Фирсович Климентов (1870-1952), происходил из мещан города Задонска, участвовал в революционном движении и гражданской войне, работал слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать, Мария Васильевна, урожденная Лобачихина (1875-1929) тоже родилась в Задонске, в семье часового мастера. Была она глубоко верующей, доброй женщиной, занималась домашним хозяйством, воспитывала детей, которых в семье было десять человек. Черты родителей с разной долей узнавания Платонов воплотил в героях своих произведений, навсегда увековечив память о самых близких ему людях.
В 1906 г. родители отдали своего первенца Андрея в церковноприходскую школу. Закончив её, Андрей поступил в мужское четырёхклассное городское училище. Училище давало завершённое начальное образование и практические навыки по ремесленному, промышленному и конторскому делу, а также садоводству, огородничеству и цветоводству. Андрей Климентов рано пристрастился к чтению и в училище приобрёл солидный багаж историко-литературных познаний, повлиявших впоследствии на его мировоззрение и жизненные приоритеты. В июне 1914 г. училище было окончено, и пятнадцатилетний Андрей вместе с отцом отправился в поместье Бек-Мармарчевых (село Устье Девицкой волости Воронежского уезда - сейчас это Хохольский район) ремонтировать сломавшийся паровой локомобиль. Починив машину, Андрей остался при ней помощником машиниста. Там он впервые столкнулся с реальным механизмом - паросиловой установкой, создававшей кинетическую энергию, изучением которой он занимался на уроках физики в училище. Работающий агрегат произвёл на подростка неизгладимое впечатление и пробудил на всю жизнь большой интерес к технике и стремление к её совершенствованию. Осенью того же года А. Климентов устроился конторским служащим в губернское отделение столичного общества «Россия», которое занималось страхованием жизни, капиталов и доходов предприятий и отдельных лиц. В обязанности конторщика входило хождение по клиентам, оформление и переписывание бумаг. С января 1915 г. до июля 1916 г. он работал конторщиком в Обществе Юго-Восточных железных дорог. К концу лета 1916 г. А. Климентов поступил в мастерскую трубочного завода, дочернего предприятия механического завода «Столль и К0». Поработав там год литейщиком, он вновь вернулся в Общество Юго-Восточных железных дорог, где работал в железнодорожных мастерских.
Революцию и социальные изменения жизни в 1917 г. А. Платонов принял с воодушевлением, искренне поверив в её идеалы.
Наравне с интересом к технике в душе Андрея Климентова жила тяга к литературе и истории. В 1918 г. он поступает на историко-филологический факультет Воронежского университета. Проучился там А. Климентов всего один курс и 31 мая 1919 г. забрал документы из университетской канцелярии, чтобы подать их на электротехническое отделение открывшегося в Воронеже железнодорожного политехникума. Летом 1920 г. курсант-электрик А. П. Климентов стажировался на электрической станции в мастерских Юго-Восточных Советских железных дорог.
Учёба в политехникуме совпала с периодом Гражданской войны и экономической разрухи в стране. Курсанты сопровождали воинские эшелоны, помогали в прокладке узкоколейки для подвоза дров и даже защищали подступы к Воронежу от белоказаков. При Политотделе ЮВЖД из добровольцев - рабочих и служащих Воронежского железнодорожного узла - был сформирован первый рабочий Коммунистический полк железнодорожной обороны Южного фронта. По собственному желанию курсант Климентов поступил рядовым стрелком в этот особый железнодорожный отряд. Этот непростой период жизни оказал на будущего писателя большое влияние. Впечатления, связанные с Гражданской войной, работой на паровозе, а также рассказы отца, который на снегоочистителе пробивал заваленную сугробами стальную колею от Воронежа до Лисок, непосредственно отразились в повести «Сокровенный человек».
Выбрав для себя техническую профессию, Андрей Климентов не забывал о литературе. Его всегда привлекала поэзия. Первые публикации стихов Платонова были напечатаны в железнодорожной периодике под псевдонимом Платонов. Будучи студентом историко-филологического факультета ВГУ, Платонов служил помощником секретаря в редакции журнала «Железный путь». Потом готовил письма читателей к печати в газете «Воронежская беднота», заведовал литературным отделом в газете «Красная деревня», печатался в ежемесячнике «Путь коммунизма». А с началом основания в Воронеже газеты «Воронежская коммуна» А. Платонов начал сотрудничать в ней, публикуя полемические и критические статьи, очерки, рассказы и, конечно, свои стихи. Как сотрудник газеты, он часто посещал спектакли в Большом Советском театре (ныне Воронежский государственный академический театр драмы имени А. В. Кольцова), где у «коммуновцев» была забронирована ложа. После представлений нередко возникали споры и обсуждения постановок. Нужно отметить, что мнением Платонова дорожили и актёры, и режиссёры и часто пользовались его советами.
Газетные публикации сделали Платонова известным, он познакомился с людьми, близкими ему по интересам и взглядам, которые во многом определили его будущую творческую судьбу. Среди них Г. Малюченко, В. Келлер, М. Бахметьев, Г. Плетнев, А. Явич, Н. Стальский, Н. Задонский , Б. Дерптский и, конечно, Г. Литвин-Молотов, который стал инициатором издания единственного при жизни автора поэтического сборника «Голубая глубина» (Краснодар, 1922). Об этом периоде в жизни писателя написал Н. А. Задонский в очерке .
В 1919 г. А. Платонов вступил в Воронежский коммунистический союз журналистов - Комсожур. А в 1920 был избран депутатом на Всероссийский писательский съезд в Москву. В эти годы он почти не пропускал собраний в клубе-кафе «Железное перо», где писатели, журналисты, музыканты Воронежа устраивали дискуссии на разные злободневные темы. Платонов не раз выступал там с докладами, которые имели большой успех. Он поднимал острые и достаточно спорные вопросы, например такие, как судьба женщины при коммунизме; противоречие между рациональным и эмоциональным в человеческой натуре и бушующем вокруг мире. Устраивались в «Железном пере» и дискуссии на темы публикаций в городских периодических изданиях.
Идеальное социальное происхождение, глубокая убеждённость и гражданское сознание, стремление ощутить себя частицей сплочённого партийного товарищества привело А. Платонова к решению вступить в ряды РКП(б). В 1921 г. он был принят в губсовпартшколу. Занятия в школе занимали весь день, много учебного времени отводилось на достаточно скучные политпросветительские циклы. Со временем такое обучение разочаровало кандидата в члены РКП(б). Из школы он был исключён, из кандидатов в РКП(б) тоже.
Голод 1921 г., вызванный сильнейшей засухой, произвёл перелом в мировоззрении Платонова. Впечатления от событий того жаркого лета спустя время найдут отражения в его произведениях. А пока Платонов решил оставить на время «созерцательное дело» - литературу и на практике заняться «преодолением знойной стихии». Платонов принял активное участие в работе Губернской комиссии помощи голодающим - Губкомпомгола. С октября 1921 г. в ежедневной «Нашей газеты» Платонов стал заведовать отделом «Наш край» и вести постоянную рубрику «На бой с засухой», где делал обзор писем, пришедших из уездов Воронежской губернии. В его публицистике того периода ключевыми стали слова «гидрофикация» и «гидрофикационные проекты». В это время издана его публицистическая брошюра «Электрификация» (Воронеж, 1921).
Активность в борьбе с засухой привела Платонова 5 февраля 1922 г. на должность председателя Губкомгидро, переименованную затем в отделение гидрофикации губернского земельного управления (Губзу). Сохранилось много материалов о его гидрофикационных и мелиоративных проектах. Наравне с гидрологией и мелиорацией Платонов придавал большое значение электрификации сельского хозяйства. С сентября 1923 по май 1925 гг. он заведовал работами по электрификации сельского хозяйства в Губземуправлении.
В 1922 г. Андрей женился на Марии Кашинцевой, приехавшей в Воронеж вместе с родителями из Петрограда. 25 сентября того же года у них родился сын Платон.
22 февраля 1924 г. А. Платонова снова приняли в кандидаты РКП(б), но с принятием в члены партии снова не торопились.
В августе 1924 г. в Воронежской губернии развернулась кампания масштабных мероприятий по борьбе с засухой. А. Платонов стал губернским мелиоратором, организатором и руководителем общественных мелиоративных работ. И он сам, и его помощники-гидротехники с большим энтузиазмом взялись за новое и интересное дело. Началось строительство колодцев и прудов, осушение болот, орошение безводных участков. Работы велись в Богучарском, Россошанском, Острогожском, Валуйском уездах Воронежской губернии. Благодаря своей инициативности и работоспособности губернский мелиоратор А. Платонов приобрёл большой авторитет у Наркомата земледелия, контролирующего ход общественно-мелиоративных работ в губернии. Период с конца 1924 по начало 1925 г. стал пиком в карьере Платонова как инженера и руководителя. Его публицистика того времени была посвящена только борьбе с засухой: «Мелиоративная война против засухи» (февраль 1925), «Как единственно можно ликвидировать засуху» (март 1925). Но к концу весны 1925 г. государственное финансирование общественных мелиоративных работ сильно сократилось, а с ним рухнули надежды на реализацию грандиозных проектов гидрофикации и землеустройства. Платонов тяжело переживал крушение намеченных планов, потому что чувствовал себя ответственным за дальнейшую жизнь крестьян. Честную оценку такому трагическому итогу мелиоративных работ он дал в статье 1926 г. «Победим ли мы засуху?» Главным препятствием реализации задуманного автор увидел в непродуманной политике государства по крестьянскому вопросу. Закончена и опубликована эта статья не была.
В феврале 1926 г. на Первом Всероссийском мелиоративном совещании в Москве Платонов выступил с докладом о положении дел в Центрально-Чернозёмной зоне страны. Участники совещания высоко оценили его как специалиста и избрали в состав ЦК профсоюза «Всеработземлес», где он занял должность заместителя ответственного секретаря Центрального Бюро землеустроителей.
В июне 1926 г. А. Платонов вместе с женой и трёхлетним сыном переехал в Москву и поселился в Центральном Доме специалистов в Большом Златоустинском переулке. На новом месте Платонов собирался осуществить свои планы по мелиорации, были у него и литературные замыслы. Но прослужил там он ровно четыре недели. Профсоюзные бюрократы не приняли провинциала-производственника. В конце 1926 г. Платонов уехал в Тамбов заведовать отделом мелиорации Тамбовского Губзу. Но и там работа не сложилась. Новаторство и энергия нового заведующего, его желание действовать, применять на практике накопленный в Воронежской губернии опыт, реализовывать свои гидрофикационные и мелиоративные проекты не понравились местным чиновникам. Платонов покинул Тамбов и всегда вспоминал о нём с горечью и раздражением. Опыт общения с тамбовскими бюрократами отразил позднее в своем гениальном «Городе Градове». Семья в это время оставалась в Москве, и он вернулся в столицу.
Уехав из Тамбова, А. Платонов остался без работы, лишился возможности реализовать себя как инженера-новатора. Но большой жизненный опыт, глубокое понимание народной жизни требовали деятельности. И с 1927 г. его главной профессией стала литература. Он настойчиво начал искать в ней своё место, пробуя себя в разных жанрах и темах. Найденные форма и стиль принесли успех и одобрение критики. Рецензенты отметили своеобразный язык Платонова и глубину его произведений - «Епифанские шлюзы» (1927), «Сокровенный человек» (1928), «Происхождение мастера» (1929) и других.
Но в 1929 г. политические изменения в стране привели к жесткому контролю в области культуры. Начались травля и аресты писателей. Социальную обстановку усугубил голод на Украине и насильственная коллективизация. Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям изменилось до их непринятия.
В конце 1929 г. критика добралась и до Платонова, произведения которого были остры, поднимали идеологические темы, шли вразрез с политикой партии, смело критикуя её действия и указывая на ошибки. В основе взглядов Платонова лежал определённый идеал - коммунизм. Коммунистическое общество должно было быть основано, по мнению писателя, на содружестве людей. А советское общество конца 20-х годов не соответствовало этому идеалу. Главного врага этому он видел в бюрократизме, который разъединял людей. А самым опасным было убеждение Платонова в непобедимости бюрократизма, в безнадежности будущего страны. После публикаций очерка «Че-Че-О», рассказов «Усомнившийся Макар» и «Впрок» последовала резкая критика, Платонова обвинили в анархо-индивидуализме. Издательства по идеологическим соображениям перестали печатать его произведения.
В это время А. Платонов закончил работу над романом «Чевенгур» (1929), первоначально носившим название «Строители весны». Это социально-философская драма, в которой отразились юношеские надежды писателя на революцию, иллюзии и фантазии, связанные со строительством новой жизни. Главная тема романа - разочарование по поводу свертывания НЭПа, убывания демократии, торжества командно-бюрократической системы. Роман «Чевенгур» увидел свет лишь в 1972 г. в Париже. На русском языке он появился в печати лишь в 1989 г.
В 1930 г. было создано ещё одно крупное произведение Платонова - повесть-антиутопия «Котлован». Её герой в поисках истины попадает на символическую стройку, где возводится здание светлого будущего. Однако котлован под фундамент дома, в конце концов, превращается в могилу будущего. Эта повесть тоже увидела свет спустя много лет после смерти писателя.
Середина 1930-х гг. была заполнена напряжённой работой, замыслы переполняли писателя, им были написаны роман «Счастливая Москва», пьесы «Голос отца», «Шарманка», статьи о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском, повесть «Ювенильное море», рассказы «Река Потудань», «Фро», «Афродита», «Глиняный дом в уездном саду».
В конце марта 1934 г. писатель вместе с группой коллег посетил Туркмению. Целью такой поездки было написание коллективного сборника, посвящённого 10-летию образования Советского Туркменистана. Туркмения поразила и вдохновила Платонова, после этой поездки появилось много интересных произведений, в том числе повесть «Джан» и рассказ «Такыр». После возвращения из Туркмении, 21 мая 1934 г. Платонов был принят в Союз советских писателей. Но критика и неприятие его произведений продолжались. А арест пятнадцатилетнего сына в 1938 г. еще больше отяготил положение писателя.
С началом Великой Отечественной войны А. Платонов с семьей эвакуировался в Уфу. В июле 1942 г. военным корреспондентом газеты «Красная звезда» он ушел на фронт. В период войны отдельным изданием трижды выходил его рассказ «Одухотворенные люди», были напечатаны три сборника прозы: «Рассказы о Родине», «Броня» (1943), «В сторону заката солнца» (1945). После освобождения родного Воронежа А. Платонов посетил город, впечатления от увиденного он воплотил в сказе-очерке «Житель родного города».
В конце 1946 г. был напечатан один из лучших рассказов А. Платонова - «Возвращение», в котором автор психологически точно описал те изменения, которые произошли с людьми во время войны. Но критики назвали рассказ клеветническим и тем практически положили конец прижизненным публикациям писателя.
В конце 1940-х гг., лишённый возможности зарабатывать на жизнь литературным трудом, писатель занялся обработкой русских и башкирских сказок.
В последние годы жизни, несмотря на туберкулёз, Платонов много работал. Последним произведением стала пьеса «Ноев ковчег». Отчаявшийся писатель, переживая многолетний запрет на публикацию его произведений, тщетно пытался сделать пьесу пригодной для печати. Завершить работу помешала смерть. Этот платоновский текст, который многие годы оставался неизвестным, был опубликован в «Новом мире» в 1993 г.
Умер А. П. Платонов 5 января 1951 г. в Москве, похоронен на Армянском кладбище рядом с сыном (04.01.1943 г.)
В 1954 г. была издана его книга «Волшебное кольцо и другие сказки». С хрущёвской «оттепелью» начали издаваться и другие его книги, хотя главные произведения А. Платонова, со значительными цензурными ограничениями, стали известны широкому читателю только в 1980-е гг. А некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е гг. (например, написанный в 30-е годы роман «Счастливая Москва»).
Значителен вклад в платоноведение воронежцев О. Ю. Алейникова, Л. А. Ивановой, Е. Г. Мущенко, В. А. Свительского, В. П. Скобелева, Т. А. Никоновой и других.
С 1989 г. в ВГУ проходят , с 2000 г. в Воронеже издаётся информационно-справочный бюллетень «Платоновский вестник». В 2009 г. в Центре духовного возрождения Чернозёмного края издана книга «Сказки и рассказы Андрея Платонова». По мотивам рассказов Андрея Платонова в был поставлен спектакль «Как это всё далёко - любовь, весна и юность…» (режиссёр-постановщик народный артист России А. Иванов). В Воронежском театре кукол «Шут» по сказке А. Платонова с успехом идёт спектакль «Волшебное кольцо». Воронежский композитор посвятил Платонову несколько камерных сочинений. К произведениям А. П. Платонова художницей Н. Коньшиной созданы иллюстрации.
С 1999 г. в действует экспозиция «Андрей Платонов». В Воронеже имя Андрея Платонова носят Центральная городская библиотека, одна из воронежских и улиц. Именем Платонова назван электропоезд, который ходит на местных линиях. В 1999 г. открыт , установлено несколько мемориальных досок. В 2009 г. редакция воронежской газеты «Коммуна» совместно с Союзом писателей России и его воронежским отделением учредили ежегодную .
В ноябре 2010 г. постановлением правительства (№ 1016) Воронежской области учреждена .
4-17 июня 2011 г. в Воронеже состоялся , который стал ярким событием в культурной жизни Воронежского региона. Фестиваль стартовал в год 425-летия Воронежа и должен стать ежегодным.

. Платонов А. П. Избранные произведения: в 2 т. / А. П. Платонов; вступ. ст. Е. Краснощековой. - М. : Худож. лит., 1978.
. Платонов А. П. Собрание сочинений: в 3 т. /А. П. Платонов; примеч. В. А. Чалмаева. - М.: Сов. Россия, .

***
. В прекрасном и яростном мире: Железная дорога в жизни и творчестве А. П. Платонова [буклет / сост. О. Г. Ласунский; ред.: Е. Г. Новичихин, В. Н. Рыжков]. - Воронеж: ИПФ «Воронеж», . - 20 с.
. Ласунский О. Г Литературная прогулка по Воронежу / О. Г. Ласунский. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2006. - 360 с.
. Ласунский О. Г. Житель родного города: Воронежские годы Андрея Платонова. 1899-1926 / О. Г. Ласунский. - Изд. 2-е. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2007. - 280 c.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия: персоналии / гл. ред. О. Г. Ласунский. - 2-е изд., доп. и испр. - Воронеж: Центр духов. возрождения Чернозём. края, 2009. - С. 412.
. Архив А. П. Платонова. Кн. 1. Науч. изд. / отв. ред. Н. В. Корниенко. - М. : ИМЛИ РАН, 2009. - 696 с.
. Варламов А. Н. Андрей Платонов / А. Н. Варламов. - М.: Молодая гвардия, 2011. - 544, с., л. ил. : ил., фото. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: сер. биогр. ; вып. 1494 (1294)). - Библиогр.: с. 543-545.
Рец.: Гришин А. Тайна за семью печатями // Нева. - 2011. - № 8. - С. 194-198.
. Алейников О. Ю. Андрей Платонов и его роман «Чевенгур»: [монография] / О. Ю. Алейников. - Воронеж: Наука-Юнипресс, 2013. - 222 с., л. ил. : ил.

***
. Жизнь и творчество А. П. Платонова в работах воронежцев (1963-1999) : библиогр. указ. / ВОУНБ им. И. С. Никитина. - Воронеж, 1999. - 39 c.
. Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество: биобиблиогр. указ. произв. писателя на рус. яз., опубл. в 1918 - янв. 2000 г. Лит. о жизни и творчестве / РГБ; сост.-ред. В. П. Зарайский. - М. : «Пашков дом», 2001. - 340 с.
. А. П. Платонов в печати (1922-2009) : из собраний О. Г. Ласунского и А. Я. Приходько в фондах Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина / сост. О. Б. Калинина; [ред. Л. В. Символокова; вступ. ст. О. Г. Ласунского]. - Воронеж: ВОУНБ им. И. С. Никитина, 2011. - 144 с. : цв. ил.

Андрей Платонович Платонов — это один из литераторов советских времен, чей стиль написания был наиболее самобытен. Платонов — драматург, прозаик, поэт, писатель, чье творчество выпало на первую половину двадцатого века. Сегодня же предлагаем изучить Платонова для детей, которая даст возможность узнать больше о жизни этого замечательного писателя.

Биография Платонова кратко

Краткий пересказ биографии и жизни Платонова начинается с начала его жизненного пути. Произошло это в 1899 году. В начале осени и рождается будущий писатель в обычной семье, проживающей в Воронеже.

Его образование — это учеба в приходской школе, после которой он заканчивает четырехклассную школу в городе. Дальше Андрей, на тот момент Климентов, поступает в училище. В связи с нищетой, дабы помочь родителям, рано начинает работать. Работал будущий писатель в разных сферах.

Литературное творчество

В краткой биографии Платонова за 6 класс, его творческая деятельность начинается работой в газетах и журналах. Будучи военным корреспондентом, Платонов печатается во многих газетах. А в 1921 году выходит первая его книга Электрофикация. Уже на следующий год он выпускает свой сборник стихотворений под названием Голубая глубина. Его литературное творчество получает хорошие отзывы от критиков. В 1927 году Платонов издает первую книгу рассказов.

После политехникума Андрей Платонович занимает должность электротехника, был мелиоратором, продолжает писать и в 1931 году выходит первая его работа, которая вызывает негодование критиков. Это было произведение под название Прок, после которого писателя отказываются печатать в изданиях. В 1937 году, в виде исключения, печатают его повесть Река Потудаль.

В годы Великой Отечественной он начинает вновь печататься, так выходят его рассказы на военную тематику. Однако после рассказа Возвращение, писатель вновь был раскритикован и обвинен в клевете. Теперь же возможность печататься для писателя была закрыта. Чтобы хоть как-то жить и зарабатывать, он начинает обрабатывать сказки для детей, что печатают в детских журналах. Таким образом в его биографии кратко и все самое важное связано с детским творчеством.

Умирает писатель в 1951 году от туберкулеза, который он подхватил, ухаживая за своим единственным сыном.

Платонов был старшим ребенком. В семье же было десять детей.

С 1920 года Андрей из Климентова превращается в Платонова, так как писатель меняет свою фамилию.

Андрей Платонович Платонов родился 20 июля (1 августа) 1899 года в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских. В начале 20-х гг . сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов.

Учился в церковно-приходской школе, затем в горном училище. С пятнадцати лет начал работать. Ещё подростком писал стихи, которые печатались после революции в местных газетах и журналах. Одновременно выступал как прозаик, критик, публицист. Работал в редакции газет «Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Огни», в журнале «Железный путь». Рассказы и статьи Платонова публикуются и в московских журналах «Кузница», «Красная нива». Участник гражданской войны. Окончил Воронежский политехнический институт (1924). В 1921 году опубликовал стихи в сборнике воронежских поэтов. В том же году выходит первая публицистическая книга Платонова – «Электрофикация», в 1922 (в Краснодаре) – книга стихов «Голубая глубина». В 1923-1926 гг . Платонов работает мелиоратором и руководит работами по электрификации сельского хозяйства. В 1927 году переезжает в Москву, где в том же году выходит первый сборник рассказов «Епифанские шлюзы», принесший ему известность. В 1928 году появились ещё две книги Платонова – «Луговые мастера» и «Сокровенный человек». С 1926 года Платонов работает над большим романом о революции «Чевенгур».

С 1928 года активно сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия». Для Платонова- поэта, публициста, прозаика – характерно сложное, нередко трагически-напряженное восприятие противостояния человека и природы, человека и других людей.

Платонов был одержим идеей преобразования жизни с помощью науки и техники вплоть до воскрешения мертвых (герои «Котлована» именно в этой перспективе оценивают сохранение тела Ленина, Вощев собирает в мешок останки прежних людей с той же целью). Выступал со стихами и публицистикой в пролеткультовском духе. Но утопизм в сознании Платонова рано и парадоксально соединился с антиутопизмом. Он заявил, что люди, преобразующие жизнь, сами меняются слишком медленно и это создает почву для «социалистической трагедии».

В 1926 А. Платонов пишет сатирическую повесть «Город Градов», в 1929 – рассказы «Государственный житель» и «Усомнившийся Макар», в 1931 – повесть «Впрок». Критика сочла неуместной и даже вредной сатиру Платонова. Его почти перестают печатать. Несмотря на это писатель продолжает много работать. Пишет рассказ «Мусорный ветер», повести «Котлован», «Ювенильное море», пробует себя в драматургии («Высокое напряжение», «Пушкин в лицее»). В 1936 году Платонов начинает сотрудничать в журналах «Литературный критик» и «Литературное обозрение» (под псевдонимами Ф. Человеков, А. Фирсов и др.). Здесь публикуются его критические статьи (в т.ч. «Пушкин – наш товарищ», «Пушкин и Горький»), рецензии и два рассказа - «Бессмертие» и «Фро». В 1937 году выходит книга «Река Потудань». В этом произведении, как и в рассказе «Мусорный ветер», сказалась склонность Платонова к натуралистическим подробностям и ирреальным ситуациям.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов в качестве специального корреспондента газеты «Красная Звезда» находится на фронтах Отечественной войны. Его корреспонденции и рассказы публикуются в газетах и журналах, выходят отдельными сборниками. В 1946 году в «Новом мире» появляется рассказ «Семья Иванова», который был объявлен В.В. Ермиловым «клеветническим». В последние годы жизни писатель, несмотря на тяжёлую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. После смерти Андрея Платонова 5 января 1951 года осталось большое рукописное наследие.

В творчестве Платонова происходит необычное соединение трагизма и ернически сниженного изображения. Сложный синтетический художественный метод писателя обладает признаками экспрессионизма. Его произведения относят также к поставангардизму, являющемуся реакцией на авангардизм с его социальным оптимизмом и верой в безграничные возможности разума: мир Платонова бывает одновременно комичен и страшен, подчеркнуто иррационален. Платоновский стиль, особенно в конце 20-х – первой половине 30-х гг., нарочито изломан, сочетает несочетаемые в литературной речи слова и выражения, что порождает новые, как правило парадоксальные, оттенки их смысла.

ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899–1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности , Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь , Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной , а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А.Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова . Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом – литературой». В 1922–1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М.А.Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница . После смерти писателя М.А.Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б.Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир ».

Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А.М.Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926–1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина – в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования.

Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек – в данном случае безработный Вощев – постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности».

Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А.Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня , Одухотворенные люди , 1942; Смерти нет !, 1943; Афродита , 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название – Возвращение ) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

Андрей Платонов – знаменитый драматург, писатель, поэт и публицист знаком российским читателям своими интересными рассказами и публикациями. По мотивам его рассказов сняты кинофильмы и ставятся театральные постановки.

Андрей Платонов (Климентов) появился на свет в Воронеже 28 августа 1899 году в семье обычного рабочего. Его отец был слесарем и еще работал на паровозе, его мать не работала, растила детей дома. Андрей был в семье старшим ребенком и был добытчиком и опорой для своей семьи.

В семилетнем возрасте начинается его учеба, он учится в школе при церкви. Проучившись 3 года, он поступает в другую школу в городе Воронеже. С 1913 года он начинает свою рабочую деятельность, начинает с работы поденщика, потом помощником машиниста, литейщиком, мастеровым.

Писательский талант Андрея Платонова впервые проявляется в 1918 году, когда он работает в редакции местного журнала. Работает специальным корреспондентом, и с 1919 года публикует свои первые публикации в городской газете. В 1921 году Андрей Платонов пишет свою первую тоненькую книжку «Электрификация». В 1921году он женится, и в 1922 году рождается его сын Платон. Именно в 20-х годах, он меняет фамилию Климентов, на псевдоним Платонов, в честь имени своего отца.

Его настоящие творческие работы отражены в повести «Котлован» и в романе «Чевенгур», которые были написаны в 1928 – 1931 годах, но они, к сожалению, не были напечатаны. Во времена репрессий его произведения критиковал Сталин, его статьи не принимали в местных газетах. Большим ударом для него становится арест его сына в 1938 году, когда ему было всего 15 лет. После долгих хлопот, через 2 года сына выпускают из тюрьмы, но тяжело больным туберкулезом. После тюрьмы прожив еще 3 года, Платон умирает. Отец сильно и глубоко скорбит по умершему, очень молодому сыну. По причине того, что он сам ухаживал за сыном во время болезни, бывая с ним в тесном контакте, Платонов тоже заболевает туберкулезом.

В период Великой отечественной войны он берет интервью у военных, собирает факты и информации о войне и солдатах и печатает свои рассказы в газете «Красная звезда». В 1946 году возвращается в Москву. В московских газетах его рассказы не принимают, подвергают критике, и он остается без средств, к существованию. Вот так талантливый человек, не признанным, без денег умер в нищете, больной от туберкулеза 5 января 1951 года в Москве.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Гаршин Всеволод Михайлович

    ворчество прозаика имело в большей своей степени особую социальную направленность, а именно затрагивало проблемы, существующие в жизни интеллигенции. Чаще всего Гаршин писал в жанре рассказа или же новеллы.

  • Рублев Андрей

    Андрей Рублев русский иконописец, чье имя и работы дошли до наших дней. К сожалению, по его биографии мало что известно. Несколько раз он упоминается в летописях при монастырях, когда ему поручают расписать собор или храм.