Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Зрительские умения их значение для современного человека. Диагностическая беседа-игра на выявление зрительских умений детей старшего дошкольного возраста. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Диагностические этюды и упражнения на выявление режиссерских умений старших дошкольников.

Диагностические этюды и упражнения на выявление актерских умений старших дошкольников

1. Ребенку предлагается передать содержание текста, считывая интона­цию, с которой звучит данный текст: а) Чудо остров! б)Наша Таня громко плачет...


в) Карабас-Барабас

г) Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается произнести с разными интонациями (удив­
ленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно)
текст. Например,

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

3. Пантомимические этюды (передать различные действия котят):

Сладко спят;

Просыпаются, лапкой умываются;

Зовут маму;

Пытаются утащить сосиску;

Боятся собаки;

Охотятся.

Пантомимические этюды (передать действия сказочных персонажей):

Как танцует добрая фея на балу у Золушки;

Как злится страшная ведьма на балу у Золушки;

Как сильный Геракл поднимает тяжелый камень;

Как удивляется Черепашка-ниндзя;

Как здоровается Снежная Королева;

Как обижается Винни-Пух;

Как радуется Бэтман.

Киска, как тебя зовут?

Мяу! (Нежно)

Стережешь ты мышку тут?

Мяу! (утвердительно)

Киска, хочешь молока?

Мяу! (с большим удовлетворением)

А в товарищи щенка?

Мяу! ффф-ррр! (изобразить по-разному - трусливо, пугливо...). Интонационное прочтение стихов-диалогов.

5. Проговаривание с детьми скороговорок:

Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.

6. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-
ню-ша, Та-ню-шень-ка».

7. Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай­
чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», «Марш деревянных солдати­
ков», В. Герчика «Заводная лошадка».


· Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, сочинить сценарий, организовать спектакль (рас­пределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).

· Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с до­школьником.

Диагностические этюды и упражнения на выявление умений деко­ратора (художника-оформителя) у детей старшего дошкольного возраста

Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен, спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контек­сте предлагаемых им декораций.


После просмотра детьми спектакля, игры-драматизации проводится ди­агностическая беседа. Рекомендуемые вопросы к беседе:

О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (понимание главной мысли произведения);

Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (понимание характера персонажей);

Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события (конкретно по действию)?

Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?

Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?

Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?

Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи получен­ных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас?

После проведения диагностических этюдов и упражнений необ­ходимо проанализировать умения детей в соответствии с выделенными кри­териями:

«Актерские» умения:

– понимание эмоционального состояния персонажа и в соответст­вии с этим выбор адекватных выразительных средств для переда­чи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики;

– характер выразительности моторики:


В пантомимике - естественность, скованность, медлительность, порывистость движений;

В мимике - богатство, бедность, вялость, живость проявлений;

В речи - изменение интонации, тона, темпа речи;

самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.

«Режиссерские» умения:

понимание мотивов поступков героев;

следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий);

распределение ролей, подготовка игровой среды;

умение руководить сразу несколькими играющими.

«Оформительские» умения:

художественно-изобразительное видение сюжетной линии литера­турной основы спектакля;

адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите;

У подготовка игровой среды.

«Зрительские» умения:

умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эм-патию к персонажам произведения;

наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по по­воду увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично);

– выражение мнения по поводу игры актеров.

Диагностический тест «ЗАР» для педагогов и родителей

Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка в выборе игровых позиций.

Уважаемые педагоги дошкольного образования, родители Вам необ­ходимо ответить на ряд утверждений, используя варианты ответов «ДА» или «НЕТ».

Утверждения:

1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею.

2. Чаще ребенок реагирует на героев литературного произведения.

3. Чаще ребенок обращает внимание на обстановку, место и время протекания сюжетной линии произведения.

4. Ребенок воспринимает целостно литературное произведение.

5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев лите­ратурного произведения и интересно интерпретирует образы.

6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном ему произведении.


7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, фантазировать на бумаге.

8. Ребенок может организовать игру с другими детьми.

9. Ребенку легче оценить игру другого человека, чем играть самому.

10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помо­щью интонирования, мимики и пантомимики.

11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации.

12. Ребенок может выразить свое мнение по поводу понравившихся или непонравившихся персонажей.

13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, тяготеет к им­провизациям.

14. Ребенок обладает лидерскими качествами.

15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью.

16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и, что изо­бражать в игре-драматизации.

17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам.

18. Ребенку присущи такие качества, как настойчивость, целеустрем­ленность, а также умение преодолевать неудачи, решать конфликты.

19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конечного результата).

20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художест­венной деятельности.

Технология оценки результатов теста: »

Ответ «ДА» оценивается в один балл. Баллы суммируются по ка­ждой позиции (актер, режиссер, зритель).

Позиция «режиссер» - ответы «ДА» на вопросы 1,8,14,16,18.

Позиция «декоратор» - ответы «ДА» на вопросы 3,7,11,15,20.

Позиция «актер» - ответы «ДА» на вопросы 2,5,10,13,19.

Позиция «зритель» - ответы «ДА».на вопросы 4,6,9,12,17.

В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность, по мнению, педагогов и родите­лей.

Необходимо соотнести полученные результаты теста с результатами наблюдения и собеседования с ребенком для получения более достоверной картины и заключения диагностики.

Для решения третьей задачи педагогической диагностики разра­ботан опросник для воспитателей детского сада.

Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.
^ Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.
^ Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства.

Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.
^ Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Работы над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществления в течение всей четверти).

Работа над проектом.

Выбор и обоснование темы.

Замысел и разработка эскизов.

Обсуждение и защита идеи проекта.

Сбор материала.

Развитие и утонение идеи.

Выполнение проекта в материале.

Материалы: по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно - творческого проекта.
^ ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Учащиеся должны знать:

О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

О роли художественной иллюстрации;

О поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно - строительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий.

^ Учащиеся должны иметь представление:

Об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

О сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

^ В процессе практической работы учащиеся должны:

Получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по Искусству, примерной программы основного общего образования, на основе концепции авторской программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство 8-9 классы», авторы программы «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»; «Изобразительное искусство 5-9 класс », автор программы Н.Д Неменский Н.Д, Москва, Просвещение, 2012 год.

Данная программа рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов, 1 час в неделю.

цели х удожественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

Формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;

Овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.

^ Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

Воспитание художественного вкуса;

Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

Формирование умений и навыков художественного самообразования.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно-логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.

^ Результаты освоения программы «Искусство»

Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

^ Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

Освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль-туры другого народа;

Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

^ Выпускники основной школы научатся:

Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Межпредметные связи.

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.

^ Требования к уровню подготовки учащихся:

Выпускники научатся:


  • ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;

  • организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;

  • мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

  • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
^ Личностными результатами изучения искусства являются:

  • развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

  • оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
^ Выпускники научатся:

  • аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;

  • использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

  • участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:


  • формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;

  • приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности , приобретаемый на занятиях, способствует:

  • овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;

  • определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;

  • совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса:

Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:


  • иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

VIII КЛАСС

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (19)
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Визуально - пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительном и декоративно-прикладным искусствами.

Архитектура как отражение социальных отношения и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культурных зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое продолжение вклада художника в формирование вечно - предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д.

Дизайн и архитектура как создание «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально - вещевой среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические работы.
^ Раздел 1: Художник - дизайн - архитектура.


Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции или «Внесем порядок в хаос!»

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.

Буква – строка – текст. Искусство шрифта.

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
^ Раздел 2: В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. Объект и пространство
От плоскостного изображения к объемному макету.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.

Конструкция: часть и целое.

Цвет в архитектуре и дизайне
^ Раздел 3: Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
Город сквозь времена и страны

Город сегодня и завтра

Вещь в городе и доме.

Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера.

Ты - архитектор.
^ Раздел 4: Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование
Мой дом - мой образ жизни.

Интерьер, который мы создаем.

Мода культура и мы.
^ Раздел 5: Жанровое многообразие музыки

Песня-самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки.

Многообразие жанров народного песенного фольклора.

Духовное и светское песенное искусство.

Развитие танцевальной музыки.

Танец, его значение в жизни человека.

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров.

Марш, его значение в жизни человека.
^ Раздел 6: Музыкальный стиль – камерон эпохи
Музыкальный стиль.

Музыка эпохи возрождения.

Музыка эпохи барокко.

Музыка эпохи классицизма.

Музыка эпохи романтизма.

Музыка эпохи реализма.

Неоклассицизм и классический авангард.

Традиции и новаторство в музыке.

^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема урока

Количество часов

Из них

Примечание

Контрольная работа

^ Практическая работа

Творческая работа

1

Художник – дизайн – архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры


5

5

1 .1

Основы композиции в конструктивных искусствах

Понятие линии и организация пространства


1

1

1.2

Цвет – элементы композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна

1

1

1.3

Буква – строка – текст. Искусство шрифта

2

2

1.4

Когда текст и изображение вместе

1

1

^ В мире вещей и зданий.

Художественный язык конструктивных искусств


4

4

2.1

Объект и пространство

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете


1

1

2.2

Конструкция: часть и целое

1

1

2.3

Важнейшие архитектурные элементы здания

1

1

2.4

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве

1

1

3

^ Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека

6

6

3.1

Город сквозь времена и страны

1

1

3.2

Город сегодня и завтра.

1

1

3.3

Вещь в городе и дома

1

1

3.4

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера

1

1

3.5

Ты – архитектор

2

2

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование

4

4

4.1

Мой дом – мой образ жизни

1

1

4.2

Интерьер, который мы создаем

2

2

4.3

Мода, культура и ты.

1

1

5

Жанровое многообразие музыки

8

8

5.1

Песня- самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки

1

1

5.2

Многообразие жанров народного песенного фольклора

1

1

5.3

Духовное и светское песенное искусство

1

1

5.4

Танцевальная музыка прошлого и настоящего.

1

1

5.5

Развитие танцевальной музыки

1

1

5.6

Танец, его значение в жизни человека

1

1

5.7

Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров

1

1

5.8

Марш, его значение в жизни человека

1

1

6

Музыкальный стиль –камерон эпохи

8

8

6.1

Музыкальный стиль

1

1

6.2

Музыка эпохи возрождения

1

1

6.3

Музыка эпохи барокко

1

6.4

Музыка эпохи классицизма

1

6.5

Музыка эпохи романтизма

1

1

6.6

Музыка эпохи реализма

1

1

6.7

Неоклассицизм и классический авангард

1

1

6.8

Традиции и новаторство в музыке

1

1

Итого

35 часа

Раздел 1: АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ.

^ МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕКА

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч)

Возникновение архитектуры и дизайна на разные этапы общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты,

функционального и художественного.

Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображения. основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и ассиметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Ритм и статика, движение, в музыке.

Разнообразные формы графического дизайна, его художественно - композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты.

промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ. На полотне мы видим молодого человека - обедневшего аристократа – в роскошном интерьере. Он завтракает, перелистывая книжицу в желтой обложке. Показанная мизансцена изображает момент, предшествующий появлению в комнате гостя. Уже забеспокоилась собака, вот-вот скрипнет дверь… Шум застиг молодого человека врасплох. Растерянно и неуклюже пытается он прикрыть книжицей улику своего неблагополучия – убогий завтрак, состоящий из ломтя черного хлеба. Картина отличается очень выразительной композицией. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, - призрачный мир иллюзий. Он мастерски рисует интерьер комнаты: ковер под ногами молодого щеголя, яркие картины на стене, полированный столик из редкой породы дерева, изящное кресло. Автор не скупится на аксессуары – мы видим корзину в форме античной вазы, статуэтку, лампу в кружевном абажуре, вывернутый наизнанку пустой кошелек. В сопоставлении мира дорогих вещей и самого героя есть оттенок комичности. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска.

Зрительские умения и их значение для современного человека (1 ч.)

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства – звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.

История искусства и история человечества.

Стиль и направление в изобразительном искусстве (2 ч.)

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль ХVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений ХХ века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.

Личность художника и мир его времени в произведениях искусства (2 ч.)

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения.

Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.

Крупнейшие музеи изобразительного искусства (4 ч.)

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства.

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(месяц, четверть)

учебного

Раздел, тема

Формы контроля результатов

ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА

сентябрь

1 четверть

Изображение фигуры человека в истории искусства

сентябрь

1 четверть

Пропорции и строение фигуры человека

сентябрь

1 1четверть

Лепка фигуры человека

сентябрь

1 1четверть

Набросок фигуры человека с натуры

1 1четверть

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

проверочная работа

ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

1четверть

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

1четверть

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

2 четверть

2 четверть

Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве

2 четверть

Жизнь в моем городе в прошлых веках

2 четверть

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве

проверочная работа

ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ

Декабрь, январь

2, 3 чет.

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

3 четверть

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

3 четверть

Процесс работы над тематической картиной

3 четверть

Библейские темы в изобразительном искусстве

3 четверть

Монументальная скульптура и образ истории народа

3 четверть

Место и роль картины в искусстве XX века

проверочная работа

РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

3 четверть

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

3 четверть

Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

3 четверть

Зрительские умения и их значение для современного человека