Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Вопросы по белый бим черное ухо. Беседа по повости "белый бим черное ухо" троепольского материал на тему. Сочинение «Белый Бим Черное Ухо»

Департамент образования администрации города Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31 им. А.П.Жданова»

муниципального образования г. Братска

Сценарий городского конкурса

«Преданный друг»

по книге Г.Н.Троепольского

«Белый Бим Черное ухо»

Подготовила и провела:

Руководитель МО гуманитарного цикла,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СОШ № 31»

им. А.П. Жданова

Шилина О.В.

г. Братск, 2015г

«Преданный друг» по книге Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Цели и задачи:

1. Создание условий для проявления интеллектуально-творческого потенциала учащихся, привлечение их к поиску нужной информации.

2. Формирование познавательной активности, развитие потребности учащихся в

повышении своего интеллектуального уровня, формирование коллективного

читательского мнения, воспитание умения глубоко анализировать прочитанное и

аргументированно отстаивать свое мнение.

4. Формирование связей ученических коллективов школ города, организация взаимного общения, развитие потребности учащихся в повышении своего интеллектуального уровня.

5. Воспитывать личность, умеющую сострадать; нравственные качества: доброту,

ответственность за своих близких, совесть, милосердие.

Ход мероприятия.

Слайд 1

    Вступительное слово. Добрый день! Дорогие ребята, коллеги! Жюри!

Большинство из вас отмечали - день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.
Слайд 2

29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Троепольский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо». Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы сегодня вспомним о нем самом и его замечательной книге «Белый Бим Черное ухо».
В своей книге писатель обращается к вам, ребята!
Слово Писателя.

Слайд 3

Читатель - друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке…
Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке - мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Слайд 4

Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Преданный друг» по книге «Белый Бим Черное ухо» этого замечательного автора.

Вашему вниманию будет предложено 4 конкурсных задания:

Задание № 1 «Художественное чтение отрывка» из книги

Задание № 2 «Биография писателя»

Задание № 3 «Белый Бим Черное ухо» -задания по книге

Задание № 4 « Викторина о собаках»

Позвольте представить наше жюри:

Председатель жюри: Безкровная Юлия Владимировна –зам. директора по НМР ЦРО г.Братска;

Члены жюри:

1.Сапрыкина Елена Анатольевна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»

2. Тетюшкина Елена Евгеньевна – зам. директора по ВР МБОУ «СОШ № 31»

3. Иванова Лариса Леонидовна - педагог – организатор МБОУ «СОШ № 31»

4. Баранова Ольга Александровна - учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 31»

5. Немцева Галина Алексеевна – учитель русского языка и литературы – ветеран МБОУ «СОШ № 31»

В каждой команде будет сидеть эксперт следить за работой группы, считать баллы за каждый конкурс и передавать их в жюри для подведения общего итога.

Начинаем наш конкурс.

Ведущий:

Писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности.

Человеческая жизнь – великое чудо. И чтобы она прошла не без пользы, нужно каждый день делать доброе, хорошее.

Нельзя жить только в свое удовольствие, нужно защищать природу, заботиться о близких и они ответят тебе тем же».

Слайд 5

Задание № 1 Художественное чтение отрывка (не более 3 минут).

Жюри оценивает ваше чтение по 5- бальной системе и заносит свои баллы в протокол.

Чтение отрывков (подведение итого задания 1)

Ведущий: Эта книга о верности, о преданности, бескорыстии, о высоких чувствах. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг – только потому, что не все они и не так уж часто обладают верностью и преданностью. Вот так и среди нас есть скромные люди, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой и честным сердцем. Они то и украшают жизнь простотой, доверием.

Таким человеком был Гавриил Николаевич Троепольский, о нем и поговорим сейчас, выполнив задание № 2.

Слайд 6-7

Задание № 2

Дайте ответ, каким образом эти слова и цифры связаны с биографией писателя

1 . 110 лет (29 ноября исполнится 110 лет со дня рождения Троепольского)

2.Сельский священник (отец писателя)

3.6 (столько детей было в семье писателя)

4. Селекция, просо (был селекционером, вывел 8 сортов проса)

5. Григорий Романович Ширма (школьный учитель писателя, который привил ему любовь к литературе)

6.25 лет (отдал агрономии)

7. Учитель (работал учителем)

8. 1938 год «Дедушка» (первое произведение Троепольского)

9. Александр Трифонович Твардовский – друг и помощник писателя

10. «Белый Бим Черное ухо» - трогательная лирическая повесть о судьбе собаки, теряющей любимого хозяина, об отношении людей к “братьям меньшим”, которая как рентгеном просвечивает души, выявляя в одних низость и мелочную подлость, а в других – благородство, способность сострадать и любить.

11. 1975 год (удостоен государственной премии)

12. 52 языка мира (переведены книги Троепольского)

14. Воронеж (жил и похоронен писатель)

Слайд 8-9

Проверяем правильные ответы+ эксперты ставят баллы. Молодцы, 2 конкурса уже позади. Продолжаем.

Ведущий:

Повесть "Белый Бим, Черное ухо" была напечатана в 1971 .

"Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми" , так написал Гавриил Николаевич Троепольский.

Итак, главный герой повести – Бим. Сейчас мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

Задание № 3(в нем будет несколько заданий, все они лежат в конвертах и подписаны)

Слайд 10 Задание 3А «Реши кроссворд»

По горизонтали:

1. «Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья..»

По вертикали:

2. Латунный жетон-пластинка с надписью: «Зовут его Бим. Он ждёт хозяина. Хорошо знает свой дом. Живет в квартире один. Не обижайте его люди»

3.Имя девушки, которую нашел Бим на вокзале.

4. Причина болезни хозяина Бима.

5.Новая кличка Бима в деревне.

6. Соседка хозяина Бима.

7. Какую птицу поймал Бим, когда остался в лесу один?

8. Как звали хозяина Бима?

9. С кем оказался Бим в железном фургоне?

Слайд 11 Проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий: В жизни не всегда легко отличить добро и зло, но в повести о Биме добро и зло не перемешивается, а узнается с первого взгляда. На одном полюсе – доброта, доверие, на другом – бесчеловечность, жестокость, зло рядом с ложью. Отношение к судьбе одинокого пса разделило людей на два лагеря: Зло и добро.

Слайд 12 Задание 3Б

Заполните таблицу «Друзья и враги Бима»

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу.

неравнодушные люди

Враги Бима- это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого, люди,
потерявшие человечность. Враги Бима имеют только клички.

Равнодушные люди -

это люди, которые встречаются на жизненном пути Бима, но не принимают должного участия в его судьбе.

Слайд 13 Правильные ответы: проверяем правильные ответы, а эксперты ставят полученные баллы.

Ведущий:

К врагам Бима добавляются еще и равнодушные люди. Равнодушный человек надеется, что все обойдется и без него. У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого. Равнодушие всегда маскируется. Оно обманывает. И само верит в свой обман.
Равнодушные люди – полулюди..., недочеловеки, и по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие методично убивает все живое в человеке, все чувства, уничтожает любовь, убивает веру в людей лишает и надежды.
Равнодушным людям не доступны краски жизни. Они не способны переживать, и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Если люди будут равнодушны друг к другу, не будут общества, не будет семей, дружбы, любви. Бойся равнодушия! Равнодушие, безразличие способны убивать .

Слайд 14 Задание 3В Посовещавшись в команде, ответьте на вопрос «Какой «след» в вашей душе оставила книга Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? Члены жюри вас выслушают и поставят вам баллы.

Говорят свое мнение.

Ведущий: Меня до глубины души задела трагичность окончания этой повести. Ведь быть добрым, отзывчивым, честным в отношениях человеком - это благодарное занятие. И даже животные ценят это и понимают…

Слайд 15 Видеоролик «Стихи о рыжей дворняге» Э.Асадов

Эти произведения, невозможно прочитать без слёз! Бедный Бим, бедная дворняга, а ведь они так хотели найти хозяина! Но умерли из-за подлости человеческой! ЛЮДИ, ЛЮБИТЕ ЖИВОТНЫХ!

Надо верить в добро. Ведь хороших людей намного больше, чем злых и равнодушных.

Слайд 16 Ведущий:

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный день и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим…Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!

Слайд 17

Задание 4 «Викторина о собаках в литературе, музыке, кино, живописи». За каждый правильный ответ, вы получаете балл, если не ответили, на этот вопрос отвечает следующая команда. Жюри ставит баллы.

    Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес - представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него - не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской. (Дог) слайд 18

    Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала итак любила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко. (Ньюфаундленд, или водолаз) слайд 19

    Эта собака очень красива. Шуба - главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли) слайд 20

    До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры, и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник. (Сенбернар). Слайд 21

    Как называется наука о собаках (Кинология) слайд 22

    Что важнее для собаки? (нюх)

    Любимая собака президента Российской Федерации? (Лабрадор Конни), а вообще у него три собаки: болгарская овчарка Баффи, японская собака акита-ину Юмэ в переовде «Мечта» слайд 23

    Порода Артемона из произведения А.Толстого «Буратино» (Пудель) слайд 24

    Главный герой (порода собаки) в кинофильме «Ко мне, Мухтар!» (Овчарка) слайд 25

    В каком произведении есть собака по кличке Соколко («Сказка о мертвой царевне» А. Пушкина)

    Этот замечательный пёс умел не только дом сторожить, но и окучивать картошку задними лапами, и посуду мыть -языком облизывать. А вот с охотой ему не везло. Как его звали? (Шарик. Э. Успенский. «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

    В чем главное отличие зрения собак и человека? (У собаки черно-белое зрение)

    Как звали собаку, о печальной кончине которой поведал в своем рассказе Иван Сергеевич Тургенев? (Муму)

    В каком произведении Михаила Афанасьевича Булгакова главного персонажа профессор Ф.Ф.Преображенский с помощью операции превратил собаку в человека? («Собачье сердце»)

    Как назвали Каштанку в рассказе Антона Павловича Чехова, когда она попала в цирк? (Тетка)

    Название какой породы с английского переводится как «бычья собака»? (Бульдог) слайд 26

    Как звали трехглавого пса, охранявшего вход в Аид - царство мертвых у древних греков? (Цербер) слайд 27

    У какой породы собак язык фиолетового цвета? (Чау-Чау) слайд 28

    Как зовут собаку Микки-Мауса? (Плуто)

    Какой породы была чеховская Каштанка? (Помесь таксы с дворняжкой)

    Какой породы была собака в повести Гавриилы Николаевича Троепольского «Белый Бим Черное ухо»? (Шотландский сеттер) слайд 29

    Как на Руси в древности называли собаку? (Сторожок)

    Как звали собаку, впервые полетевшую в космос?(Лайка, 1958г.) слайд 30

    Какая собака очень часто мелькает на экране центрального телевидения? (Филя, передача "Спокойной ночи малыши")

    Как называется порода самых маленьких в мире собак? (чихуахуа, вес не более 2,5 кг) слайд 31

    Какая собака стала известной под кличкой, состоящей из 4 слов? (Белый Бим Чёрное Ухо, повесть Г.Троепольского)

    Как называется репродукция картины, по которой вы будете писать сочинение? («Вратарь» С.Григорьев) слайд 32

    Как бы вы дали название данной репродукции? Совпадет ли она с авторским? Слайд 33

(«Друзья» Е.Широков)

    Как называется репродукция картины, на которой только собака радуется пришедшему домой двоечнику? (Ф.П. Решетников «Опять двойка») слайд 34

    Как называется песня, в которой поется о ее пропаже, но счастливом возвращении с потомством (Р.Газманов «Люси») слайд 35

    Прослушайте музыку и назовите песню («Пропала собака» или «Висит на заборе, колышется ветром…») слайд 36

    Как звали собаку из кинофильма «Приключение Электроника?» (Рэсси) слайд 37

    Кому поставлен этот памятник? (фронтовым собакам, они спасли 700 тысяч жизней) слайд 38

    Где и чем лечился Бим после ухода из деревни? (В лесу, травами).

    Как называется кинофильм из просмотренного ролика? Кто автор сценария этого фильма? («Белый Бим Черное ухо» Станисла́в Ио́сифович Росто́цкий) слайд 39-40-41

    Как называется кинофильм, посвященный японскому псу, который в течение 9 лет приходил на станцию и ждал своего хозяина («Хатико») слайд 42

    Назовите произведение Л.Андреева, о собаке, с которым вы познакомились летом, готовясь к обучению в 7 классе? («Кусака»)

    В каком возрасте Бим попал к Ивану Ивановичу? (1 месяц)

    Когда Бим плакал первый раз в жизни? (Соседка Степановна дала Биму чистый листок бумаги, от которого пахло руками хозяина).

Вопросы на скорость

    Как называется домик собаки? (будка)

    Как называется «общежитие» для собак? (псарня, питомник, вольер)

    Как звали собаку, которая помогала вытянуть из земли большой овощ? (Жучка, сказка «Репка»)

    Сколько раз выстрелил Иван Иванович в лесу, когда похоронил Бима? И почему?

    Сенбернар с кличкой - как фамилия известнейшего немецкого композитора и пианиста. (Бетховен)

    Замечательный розыскной пёс, который нёс службу в полиции и имел звание комиссара. (Рекс)

    Героиня басни И.А.Крылова, облаявшая слона. (Моська)

    Врач для собак (ветеринар)

    Какие собаки (их две) стали известны всему миру с 1960 года? (Белка и Стрелка)

    Назовите стихи, басни, которые вы читали о собаках и кто их написал (С.Есенин «Песнь о собаке», «Дай Джим на счастье лапу мне», Э. Асадов «Стихи о рыжей дворняге», «Люблю я собаку за верный нрав…», «О собаках» Н.Рубцов, «Бульдог и таксик» Д.Хармс, «Собачкины огорчения» Б.Заходер, Крылов «Слон и Моська»)

    Есть ли в мире памятники собакам? Назовите их? Слайд 43-44

(Воронеж «Памятник Биму», Памятник преданности в Тольятти, Памятник собаке космонавту Лайке в Москве, «Влюбленные собачки в Краснодаре», памятник собакам-подрывникам в Волгограде, Памятник собаке Бобке в Костроме, Памятник собаке Павлова в Санкт-Петербурге» и др.)

Подведение итогов жюри (считают баллы)

Подводя итоги, хочется отметить, что никто из участников не остался равнодушным.

Повесть “Белый Бим Черное ухо” произвела неизгладимое впечатление на Вас, юные читатели. Эта повесть не только о собаке по кличке Бим, но и о людях добрых и злых, равнодушных и сердобольных.

У писателя Троепольского была любимая собака, он очень часто разговаривал с ней, читал ей свои рукописи. Наши “братья меньшие” отзывчивы на ласку, на человеческую доброту. Дружба с ними нужна нам, наверное, для того, чтобы мы становились мудрее, отзывчивее, добрее ко всему живому.

Слайд 45

Давайте смотреть друг другу в глаза,
Друг друга запоминать.
Нас всех ожидает разлука,
Нам всем предстоит умирать.
Давайте же будем добрее,
Друг друга жалеть и любить.
Спасатель нас всех обогреет.
И тьма не сумеет сгубить.
Не знать нам, как смерть обернется,
Как долго мы будем стареть.
И в Вечности может придется
В глаза нам друг другу смотреть.
И, встретившись в новом теле,
Не будет ли стыдно тогда,
Что часто мы здесь не смотрели
Друг другу с любовью в глаза.

Награждения победителей. Сертификаты.

Представляем вам викторину по знаменитой повести «Белый Бим Чёрное ухо» писателя Гавриила Троепольского! Викторину составили юная пиратка из команды нашего детского сайта-фрегата Леся Максим и её мама Кристина.

Писатель Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (сейчас Новоспасовка Грибановского района Воронежской области). Окончил сельскохозяйственное училище. Первые пять лет после того (1925-1930 гг.) работал сельским учителем.

Первая литературная попытка Г. Н. Троепольського относится к 1938 году. Тогда в альманахе «Литературный Воронеж» был опубликован его рассказ «Дедушка». Примерно в 1953-1954 гг. к его предыдущим рассказам добавилось ещё несколько, и вышла целая книга, которую читатели и критики оценили как вещь талантливую и самобытную. В 1956 году вышла вторая книга - «У крутого яра». По его сценарию был поставлен кинофильм «Земля и люди». В сорокавосьмилетнем возрасте Г. Троепольский стал известным писателем - случай в истории литературы очень редкий. Произведения писателя переведены на многие языки народов СССР и на иностранные языки.

В повести «Белый Бим Чёрное ухо» (1971 г.) Г. Н. Троепольский с большой верой показывает победу добра над злом и неправдой, поднимает сложные нравственные проблемы. Это произведение отмечено Государственной премией СССР за 1975 год.

Коротко о произведении. Эта широко известная повесть о собаке - умном, добром сеттере Биме, и о людях - добрых и злых, который встречает на своем пути Бим. Он, ища своего хозяина Ивана Иваныча, попадает в различные приключения, преодолевает расстояние, боль и страх, но всё равно не покидает надежды на то, что он найдёт своего хозяина и они будут вместе, как прежде.

Вот что в предисловие к своей повести написал сам автор, Гавриил Троепольский. Прислушайтесь:
«...Читатель, друг!.. Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьёзно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным...
...И в тишине уходящей осени, овеянный её нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всём этом - слово . Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми. Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности.
...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.
...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...»

Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 6 класса II отделения школа II вида к уроку внеклассного чтения по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Этот материал поможет учащимся осознанно понять текст и сделать вывод о прочитанном. (Это трагическая история о собаке, которая осталась без хозяина и оказалась на улице (хозяин её попал в больницу). Собака за время скитаний встречает на своём пути разных людей: добрых и злых, жестоких и добросердечных, равнодушных и отзывчивых, способных на подлость и готовых прийти на помощь. Финал у книги трагичный. Бим, уже почти дождавшийся своего хозяина, по злобе соседки, которая ненавидит животных, попал к собаколовам и погиб.)

Он способствует развитию умений грамотно и полно отвечать на вопросы, предупреждая речевые и грамматические ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Повесть Гавриила Николаевича Троепольского

«Белый Бим Чёрное Ухо», 1971 год

1.Глава «Двое в одной комнате»

Кто такой Бим? Что запрещал хозяин делать Биму? Какие достоинства и какие недостатки были у Бима? Что беспокоило хозяина собаки?

«Записки хозяина»

Почему хозяин привязался к своей собаке? Чего он боялся? На что стал обращать внимание хозяин? На какие мысли натолкнула картина Д.Бассано (XVI век) «Моисей иссекает воду из скалы»? Чем занялся хозяин, чтобы защитить родословную Бима? Каким рос Бим? Какое слово для Бима стало законом жизни? Как Бим вёл себя дома и на лугу? Запах какой птицы почувствовал он и совершил свою первую стойку? Каким он стал к двум годам? Сколько слов он уже знал к этому времени? До чего он дошёл своим умом? Получил ли Иван Иванович родословную своей собаки?

2 глава «Весенний лес»

С чем познакомил Иван Иванович своего друга на третьем году от рождения? Какую птицу подстрелил Иван Иванович и познакомил Бима с ней? Почему второй поход в лес оказался для Бима неудачным?

«Записки хозяина»

На какой цветок в лесу обратил внимание Иван Иванович? Чем он его удивил и порадовал? Каким видит собака голубой цвет?

3 глава «Первый неприятель Бима»

Какие люди были мало интересны для Бима? С какой собачкой познакомился Бим? О какой судьбе Лохматки догадался Иван Иванович? Что сообщил Иван Иванович Биму и тем самым обрадовал его? Кто зашёл к Ивану Ивановичу, когда он и Бим выходили из дома? С чем пришёл этот Гость? Кого он привёл в свидетели? На что жаловалась Тётка? А как было на самом деле? Как Иван Иванович доказал Гостю, что собака интеллигентная? Почему Бим не подал лапу Тётке? Как поступил Гость?

«Записки хозяина»

Как хозяин догадался, почему Бим зарычал на Гостя? Кем оказался Гость? Что он рассказал Ивану Ивановичу?

4 глава «Жёлтый лист»

Что произошло, когда Иван Иванович и Бим садились в автобус? Кто попался Биму в лесу, но хозяин запретил его трогать? О чём забывал Иван Иванович во время охоты? Почему Бим был недоволен охотой? Как прошла ночь для Ивана Ивановича?

«Записки хозяина»

Почему Ивана Ивановича мучила совесть? Почему он решил убивать не более одного – двух вальдшнепов? Почему его волновала судьба птиц, особенно судьба серой вороны?

5 глава «На облаве в Волчьем яру»

Кто приходил к Ивану Ивановичу? О чём они говорили? Куда отправился хозяин на рассвете? Почему охотники не хотели брать с собой Бима? Что сделал Главный (охотник) в лесу? Где появился волк? Кто его убил? Почему нервничал Бим? За что похвалили охотники Бима? Почему Биму не понравилось в кузове грузовика? Как Бим реагировал на волка?

6 глава «Прощание с другом»

Что стал однажды замечать Бим за хозяином? Кого попросил Иван Иванович вызвать врачей? Как Бим встречал врачей? Почему он так повёл себя? Что сделали врачи? Что приказал Иван Иванович Биму? Как вела себя собака ночью? Что сделала Степановна, придя утром к Биму? Что она сказала ему? Что делал Бим на улице? Куда направился он в середине дня? Почему он сидел у этого дома до вечера? Почему в сумерках побежал домой? Как прошла вторая ночь? Куда утром отправился Бим? Как реагировали люди на Бима, сидящего на проспекте? Кто устроил скандал? Кого повели в милицию? Кого разыскивал по телефону милиционер? Кто привёл Бима домой? Как Даша накормила Бима? О чём попросила Даша Степановну?

7 глава «Поиски продолжаются»

Что за жетон закрепила Даша на ошейнике Бима? Что вы узнали о Даше? Чем был занят Бим днём? Кто к нему подошёл? Как отнеслись дети к нему? Кто отнял Бима у детей? Что сделал Серый, приведя Бима к себе домой? Что это за человек? Чем закончилась ночь для Бима у Серого?

8 глава «Случай на стрелке»

Что узнал Бим о людях, разыскивая своего хозяина в городе? На чей след ему удалось напасть? Чем закончились поиски Даши? Кто подошёл к обессиленному и лежащему на путях Биму? Что это за женщина? Как отнеслись остальные женщины к собаке? Что произошло с Бимом, когда он возвращался в город по железнодорожным путям? Кто его спас и как? Что случилось с его ногой? Чем обрадовала его Степановна, когда Бим вернулся домой? Какой совет дал Павел Титыч Рыдаев (председатель домкома) Степановне? Прислушалась ли она к его совету?

9 глава «Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима и отступления автора»

Какой слух распространили ребятишки в школе? Что сделал учитель – методист? Как узнал Толик о судьбе Бима? Что он пообещал в своём сочинении? Куда отправился мальчик после уроков? Как встретил Толика Бим? Что пообещал мальчик Степановне? Какой разговор состоялся у Толика с Серым? Чем закончился приход Серого в ветеринарный пункт? О чём договорился Серый с Тёткой? Какие письма стали поступать в редакцию после напечатания в ней объявления? Кто и как прекратил эту дискуссию? Куда Толик отвёл Бима?

10 глава «За деньги»

Когда зажила больная лапа у Бима? С кем подружился Толик? Что он пообещал Люси принести на следующий день? Пришёл ли Толик на следующий день? Как все отнеслись к этому? Кто стал гулять с Бимом? С кем встретился Бим на трамвайном переходе? Куда он уехал на автобусе? Как шофёр поступил с Бимом? Как назвал Бима новый его хозяин?

11 глава «Черноух в деревне»

Что удивило Бима в деревне? С кем он познакомился? Какие звуки и запахи удивили Бима? В чём убедил Бим Папаню, Алёшу и Бригадира? Кто разбудил Бима? Чем Петровна угостила Бима? С кем стал жить Бим в мире и согласии? Как кормили Бима? Почему ему стало невмоготу? Чем он занялся? Кто ему помешал? Что понял Хрисан Андреевич?

12 глава « На просторе полей. Необычная охота. Побег.»

Как началось утро в доме Хрисана Андреевича? Куда повели Бима? Что понравилось Алёше в поведении Бима (Черноуха)? О чём Алёша попросил отца? Какое новое качество у Черноуха обнаружили отец и сын? Какая жизнь началась для собаки? С какой целью пришёл Клим к Хрисану Андреевичу? О чём они договорились? Чем закончилась охота Клима? За что он избил Бима? В каком состоянии Клим оставил в лесу Бима? Чем лечился Бим? Почему он не остался в деревне? Куда направился Бим? О чём разговаривали вернувшиеся с базара Хрисан Андреевич и его жена? Что они рассказали Алёше про Клима? Как они догадались, что Клим избил Черноуха? Как Алёша переживал утрату собаки?

13 глава «Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу»

Куда добрался Бим? Какую еду он нашёл себе в лесу? Где улёгся спать? Чем был лес для больной собаки? Кто разбудил Бима на рассвете? На кого он стал охотиться? Как случилось, что он съел дичь? Сколько дней лечился в лесу Бим? Куда затем он направился? На чей след он наткнулся в городе? Как приняли Бима в доме Толика? Что сделал глубокой ночью отец Толика? Куда он отвёз собаку? Где он её оставил? Какой поступок совершил этот человек? Почему Биму было жутко в лесу? Как он освободился от верёвки? О чём предупредила сорока собаку? Как Биму удалось спастись от волчицы? Почему волчица убежала от Бима? Что хорошего говорит автор о волках? Куда снова отправился Бим? О чём узнал Толик, проснувшись?

14 глава « Путь к родной двери. Три уловки»

В каком состоянии Бим добрался до города? Где он остановился? Кто его покормил? Где он провёл день? Куда отправился вечером? Где Бим лёг отдохнуть? Кто подъехал к нему? Кто его преследовал? Удалось ли Биму уйти от преследования?

15 глава «У последней двери. Тайна железного фургона»

Где Биму удалось утром найти еду? С кем он встретился? Удалось ли ему дойти до своего дома? Кого он встретил у подъезда? Почему Тётка поднималась раньше всех в доме? Что её интересовало? Чем Тётка занималась в выходные дни? По чьей вине собаколовы забрали Бима? Куда они привезли несчастную собаку? Кто из знакомых Бима оказался в карантине?

16 глава « Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела.»

С какой целью приехал в город Хрисан Андреевич? Чем должен был заняться в городе Алёша? Кто ещё разыскивал Бима в городе? Где встретились Алёша и Толик? С кем встретились мальчики на вокзале? О чём они рассказывали Ивану Ивановичу? Куда они пришли втроём? Кто их встретил? Где договорились они искать Бима? Куда приехал Иван Иванович? Что он увидел, когда он открыл фургон? Что он сказал мальчикам, когда встретил их? Как расстались Алёша и Толик? Какой след оставил Бим в душе папы Толика? Где Иван Иванович похоронил Бима? Почему он сделал четыре выстрела? Почему собаколовы выпустили Лохматку? Кто организовал поиски Бима? Что было написано о Биме в газете? Как Бим прославился дважды?

17 глава « Лес вздохнул»

Каких друзей оставил Бим Ивану Ивановичу? Какой подарок сделал Иван Иванович Хрисану Андреевичу? Кого приобрёл « на двоих» Иван Иванович? Почему Иван Иванович пришёл на ту полянку, где он всегда останавливался на отдых? О чьей судьбе он подумал?

Понравилась ли вам эта книга? О чём вы узнали, прочитав её? Чему она учит нас? Что вы можете сказать о главном герое?


Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Ведущий 1 . Ребята! Сегодняшнюю нашу встречу мы начинаем немного необычно. Назовите свой любимый праздник.

Ответы детей:

— Новый год.

— День рождения.

Ведущий . Большинство из вас ответили — день рождения. И я не стану спрашивать, почему: ясно и так! Именинный пирог со свечами, сюрпризы, подарки. Представьте себе, у писателей тоже бывают дни рождения.

29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Воронежской области родился русский писатель Гавриил Николаевич Трое- польский, автор очень известной книги «Белый Бим Черное Ухо», и в прошлом году у него был юбилей — 100 лет. Самым лучшим подарком для писателя будет то, что мы вспомним о нем самом и его замечательной книге.

Гавриил Троепольский написал цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (1953 г.), повесть «В камышах» (1963 г.), где поэтизируется земледельческий труд, природа; пьесы, публицистику, но, видимо, у каждого писателя есть книга, особенно дорогая ему. Книга судьбы. И в своей книге писатель обращается к вам, ребята!

Писатель . Читатель — друг, к тебе обращаюсь! Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну-две сатирические картинки. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же. Последнее вредно. Ты подумай! Если писать только о добре, то для зла это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и, в конце концов, не будут их замечать; если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. Впрочем, ведь я пишу только о собаке...

Ведущий 2 . Кто в детстве не мечтал о собаке? Жизнерадостное, любящее, ласковое существо с преданными глазами. Любящее беззаветно и самоотверженно. Способное разделить и радость, и горе. Конечно, мечта о собаке — мечта о друге, чья любовь к нам гораздо больше той заботы, которая требуется от нас.

Чуть-чуть обогнали мартышку,

К высотам прогресса направив шаги,

За нами сейчас же

Помчались вприпрыжку

С пути нам случается сбиться

(Кругом темнота, и не видно не зги),

Но нам не дадут насовсем заблудиться

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Пусть в чаще

Свирепые хищники воют —

Тебе не страшны никакие враги.

«Не бойся, мы рядом!» — тебя успокоят

Мордашка, хвост и четыре ноги.

А если порою

Тоска тебя гложет

(Бывает такая тоска, хоть беги).

Что тебе так никто не поможет, как

Мордашка, хвост и четыре ноги.

Маленечко мяса,

Маленечко каши...

(Короче, влезать не придется в долги!..)

Матрасик в углу...

И вот они — наши:

Мордашка, хвост и четыре ноги.

(Б. Заходер)

Ведущий 1 . Среди собак встречаются злые, агрессивные, трусливые, но предательство собаки — дело неслыханное. Наоборот, ради обожествленного хозяина они готовы на все. Вот величественный, благороднейший поступок собаки, хозяев которой фашисты бросили в концлагерь. Сеттер Сильва каким-то немыслимым образом разыскала лагерь, куда заточили ее хозяев. Она прорыла ход под колючей проволокой и по ночам (днем застрелит охрана!) приносила вконец изголодавшимся людям то косточку с остатками мяса, то сырую морковку. Сама Сильва была худющей, как скелет.

Ведущий 2. А вот поступки другого кормильца — спаниеля, жившего в Париже в начале века. Спаниель добывал клиентов мальчику — чистильщику обуви. Пес пачкал в луже мохнатые лапы и как бы нечаянно наступал на башмаки прохожих. Если же клиентов было вдоволь, спаниель мирно лежал возле маленького хозяина.

Ведущий 1. Еще в древние времена воспевали собачью преданность. Например, славили Меламфита — пса, который уплыл в море вслед за своим господином, не взявшим его на корабль. А единственному оставшемуся в живых боевому псу, спасшему Каринф от атаки врагов, из казны выдали дорогую награду — массивный серебряный ошейник с надписью «Защитник и спаситель Каринфа». Какой же тогда ошейник (золотой, бриллиантовый?) нужно было надеть на Дика? Эта овчарка в трудные годы Великой Отечественной войны по запаху взрывчатки нашла 12 тысяч немецких мин и огромную бомбу с часовым механизмом, спрятанную фашистами в фундаменте здания. Не менее знаменит ратный труд небольшой серенькой Дины. Она обезвреживала мины, доставляла донесения, уходила в немецкий тыл и подорвала фашистский эшелон... После войны Дину прикомандировали к Музею боевой славы. Здесь она и дожила до глубокой старости.

Ведущий 2. Много тысяч лет назад дикая собака подошла к костру первобытного человека и стала его другом. Человек кочевал с места на место, добывая средства к существованию. Помогала ему в этом собака, великолепное чутье которой, быстрота ориентации делали ее неоценимым союзником людей.

Разнообразие человеческой деятельности, в которой собака находит применение, и направленный отбор, привели к выведению необходимых пород. Породы собак отличаются по внешнему виду и рабочим качествам. До 1973 года у нас в стране было принято разделение собак на три группы: служебные, охотничьи и комнатно-декоративные.

Разносторонне применение служебных собак: они охраняют вместе с пограничниками границы нашей Родины, отыскивают и обезвреживают преступников, помогают пасти скот. Нередко в мире то тут, то там случаются землетрясения. Туда посылают собак для участия в спасательных операциях. Благодаря их нюху десятки жертв были спасены из-под завалов.

Проходя таможню, ты можешь видеть, как спаниель или Лабрадор обнюхивают мотор, колеса и бамперы машины. А в аэропорту обнюхивают вещи пассажиров. Собака старательно ищет наркотики.

В Европе совершенное обоняние собак используют даже при поиске украденных музейных экспонатов, картин. На все ценные предметы во избежание неприятностей наносят неядовитую химическую смесь. Ее состав держат в тайне, и только несколько собак знакомы с этим запахом.

Ведущий 1 . Собака может быть настоящим другом, который скрашивает вашу жизнь и даже помогает человеку остаться здоровым. Дружеское присутствие собаки — лучшее лекарство от грусти и одиночества. Простое ее поглаживание успокаивает. Если у тебя серьезные огорчения, ты скорее доверишь их своей собаке, чем родителям. Она не станет судить, плохо это или хорошо, она выслушает тебя, лизнет своим мокрым языком, как бы говоря: «Не бойся, я с тобой!»

Ведущий 2 . Писатели, делая собак персонажами своих произведений, использовали возможность показать человека как бы со стороны, высвечивая его хорошие и не очень стороны. Не случайно русская литература дала такие широко известные, нестареющие шедевры, как «Муму», «Каштанка», «Белый пудель», «Сны Чанга». И повесть «Белый Бим...» — это повесть о чести и достоинстве, о верности и преданности. Это размышление о жизни, с предельной интонацией доверия и искренности.

Вопросы к обсуждению книги Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо»

1. Вспомните и перескажите понравившиеся вам эпизоды.

2. Как вы думаете, на чем основывалась дружба человека и собаки? Приведите примеры.

«Бим — пес с выдающимися способностями, так-таки и остался сомнительным — свидетельство родословной не выдали. Дважды Иван Иваныч выводил его на выставку: снимали с ринга без оценки. Значит — изгой. Хозяин взял Бима на колени и гладил его шерстку. Биму было тепло и уютно. Он тут же понял, не важно, кто его хозяин, важно — он хороший и близкий. А человек посмотрел на портрет женщины и проговорил:

— Видишь, мне стало легче. Я уже не одинок».

Или случай на охоте. «Бим мчался до тех пор, пока не потерял из виду перепела, а затем веселый и радостный, вернулся. Но что это значит? Хозяин сумрачен, смотрит строго, не ласкает. Все было ясно: ничего не чует его друг! Несчастный друг... Бим как-то осторожно лизнул руку, выражая этим трогательную жалость к выдающейся неполноценной наследственности самого близкого ему существа. С этого дня Бим понял, что только он один может узнать, где птица, и что хозяин-то беспомощен, а нос у него пристроен только для виду. Игра на равных: хозяин без чутья, собака без ружья.

Так теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

3. На что Бим обиделся на своего хозяина в весеннем лесу?

«— Ты посмотри, посмотри-ка, Бим! — воскликнул Иван Иванович, увидев подснежник.

— Здравствуй, первенький!

Бим понял точно: «Здравствуй!» сказано не ему. А Иван Иванович еще и наклонил нос собаки к цветку. Такого Бим вынести уже не мог. Он отвернулся, затем незамедлительно отошел и лег на полянке, всем видом выражая одно: «Ну и нюхай свой цветок!» Расхождения требовали срочного выяснения отношений, но хозяин смеялся в глаза Биму счастливым смехом, и это было обидно. А для Ивана Ивановича подснежник этот — первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, — доброту, простоту, доверие. Бим этого не понимал, но разве мог бы Иван Иванович вынести столь жуткое одиночество, если бы не было Бима. Дома отношения наладились, и этот день, если бы они вспоминали, казался бы им огромным счастьем».

4. За что Тетка написала жалобу на Бима?

«...В этот момент зашел человек:

— У вас, значит, собака, а у меня жалоба на нее, — и протянул бумагу.

— Глупости здесь, — сказал Иван Иванович. — Чепуха. Бим — собака ласковая, никого он не укусил и не укусит никогда, никого не обидит. Собака интеллигентная. Вы позовите жалобщицу.

Бим знал ее: небольшого роста, визгливая, она целыми днями сидела на скамейке во дворе с другими свободными женщинами. Однажды Бим даже лизнул ей руку (не от избытка чувств к ней лично, а к человечеству вообще), отчего та взвизгнула и стала кричать что-то на весь двор, обращаясь к открытым окнам:

— Укусить хотел! Укусить! Почти укусил!

Что уж она кричала, Бим не понял, но испугался, бросился прочь и зацарапался в дверь домой. Больше вины его перед Теткой не было. Тетка стрекотала сорокой и все время показывала свою руку. По этим жестам, по этим сердитым ее взглядам Бим понял: за то, что лизнул не тому, кому надо. Молод, молод был Бим, и невдомек ему было, что обвиняли его ложно».

5. Как хозяин Бима попал в больницу?

«Как-то после охоты Иван Иванович пришел домой, покормил Бима, лег в постель, не поужинав и не выключив свет. В этот день Бим здорово наработался, потом быстро уснул и ничего не слышал. Но в последние дни стал замечать, что хозяин все чаще ложится днем, о чем-то печалится, иногда охнет от боли.

— Худо мне, Бим, плохо. Осколок... подполз под сердце. Плохо, Бим.

Приехала «скорая помощь». Ивана Ивановича уложили на носилки. Бим сел у носилок и положил на них лапу. Иван Иванович пожал ее.

— Ждать, мальчик. Ждать.

Ждать! Вот теперь вся цель жизни Бима».

6. Кто помогал Биму, пока не было Ивана Ивановича?

Девушка Даша. Соседка Степановна. Мальчики Алеша и Толик.

7. Как Бим относился к детям?

«Бим относился к детям особо, а теперь он окончательно убедился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это не собачье дело — рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди».

8. А как он относился к взрослым?

«После разлуки с Иваном Ивановичем Бим стал (чутьем, что ли) определять, кого надо обходить стороной. Добрых было огромное большинство, злых — единицы, но все добрые боялись злых, не хотели с ними связываться. Бим же — нет, не боялся, но ему было не до них. Познание человеков расширялось и углублялось, а с собачьей точки зрения он уже не казался идеалистом, готовым вилять хвостом каждому прохожему. Бим за короткое время стал худущим, но серьезным псом, и у него была цель жизни — искать и ждать».

9. Почему Бима стали звать Черноухом?

«Итак, Бим продан за деньги. Он понимал, что происходит не то, совсем не то. Но человек, пахнущий травой, был явно добрый, и Бим пошел с ним рядом, печальный и расстроенный.

За деньги люди продали доброе имя Бима. Хорошо, хоть Бим не знал этого, как не знал и того, что за те бумажки иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого! Но Бим теперь обязан забыть свое имя. Что ж поделаешь — тому, значит, быть. Только не забудет он своего друга Ивана Ивановича».

10. За что охотник побил Бима?

«Охотник Клим не мог понять в своем озлоблении, что Черноух не приучен рвать подранков и душить их, что это ниже достоинства интеллигентного сеттера, что сеттер не терпит таких охотников, как он. И тут Клим с размаху ударил Бима изо всей силы носком громадного сапога в грудь снизу...

Бим охнул. Как человек охнул: «За что?!» — и смотрел мучительным страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

С Бима спросили больше того, что он может; от него потребовали: ты должен, обязан сделать то, что не можешь сделать против своей собачей чести и совести. За неисполнение жестоко и свирепо избили. А он, Бим, не позволит душить подранка».

11. Как вы думаете, почему ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным?

«Для собаки это естественно. Люди придумали превозносить это чувство как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу, когда благородство души -— само собой разумеющееся состояние».

Один из классиков сказал: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак».

12. Как по-вашему, поведение Тетки, отца Толика, охотника — это норма или жестокость?

Душевная глухота, неспособность сострадать есть проявление жестокости.

13. Смогли Бим оказать влияние на людей, героев повести?

а) «Степановна раньше была равнодушна к собакам (собака и собака, делов-то!), а Бим заставил ее любить, заставил своей добротой, доверием и верностью своему другу — человеку».

б) «Семен Петрович, папа Толика, не учел маленького обстоятельства, что дружба и доверие не покупаются и не продаются. Но Бим, наш добрый Бим, оставил след в душе папы Толика. Может, это был укор совести? От нее никогда и никому не уйти. Бим разбудил в нем совесть».

в) «Молодой Иван слишком уж близко принял к сердцу свою маленькую ошибку. На обратном от леса пути, где похоронили Бима, он вдруг остановил фургон и выпустил Лохматку.

— Беги, собака, в деревню, спасайся, там цела будешь!

Стало окончательно ясно, что он считает себя тоже виноватым в гибели Бима. И это делает ему честь.

Вот и еще один след на земле доброй, преданной и верной собаки».

14. Повесть заканчивается гибелью Бима. Не думаете ли вы, что зло одержало победу, что оно сильнее гуманности и добра?

Ответы детей.

Повесть Троепольского утверждает идеи добра, разума, справедливости. Добро в повести активно, оно вступает в борьбу с бездушием и подлостью. Хозяин нашел собаку погибшей, но он узнал тех, кто пытался помочь Биму, и все они стали его друзьями. Одна из важнейших мыслей повести Гавриила Троепольского — человек не может быть одиноким.

Ведущий 1 . А жизнь идет. Идет потому, что есть надежда, без которой отчаяние убило бы жизнь. Может, через много-много лет наши мальчишки, Толик и Алеша, расскажут своим детям про Бима. Ведь любой отец или дедушка, если у них был друг — собака, не преминет рассказать детям и внучатам о забавных или печальных событиях, происшедших с нею.

В городе Вероне стоит памятник Биму безо всякого постамента, прямо на земле. Тревожно вглядывается пес в толпу прохожих, ждет своего хозяина, и обязательно дождется.

Ведущий 2. У тебя пропала собака? Или кошка? Расстраиваться и плакать по этому поводу — только время терять. Надо взять себя в руки и действовать.

Правда, пожарные с милицией тут тебе вряд ли помогут. Друзей из беды выручат только друзья.

Шарик, домой!

Если ты обнаружил пропажу животного, первое, что ты должен сделать, — это поискать рядом с домом. Обследуй все окрестности, зовя своего питомца по имени.

Объявление.

Пропала Собака! Белая с коричневыми пятнами (девочка). Кличка — Маруська. Нашедшего или видевшего просьба обращаться в кв. 116.

Ваши документы?

Некоторые животные не любят носить ошейники и бирки, но ты должен приучить своего питомца к ним как можно раньше, ведь никто не знает, в какой момент он убежит. Повесь на шею любимца жетон, на котором.будет написано твое имя и фамилия, адрес и обязательно телефон. Можно написать все это даже на ошейнике.

Понравилось отдыхать

Если животное убежит из дома и начнет бродяжничать где-нибудь в ближайших окрестностях, у тебя больше шансов его найти. Хуже, если кот или собака убежит во время загородной поездки или во время летнего отпуска у моря. В этом случае на ошейнике нужно обязательно прикрепить адрес и телефон тою места, где вы отдыхаете. Таким образом, если твой питомец потерялся, нашедший его человек может связаться с тобой, где бы ты ни находился.

Защита на все случаи

Неприятно то, что бездомных животных подбирают непорядочные люди, которые потом их продают. В этом случае ошейники и жетоны не служат защитой, так как их легко можно снять. По желанию хозяев, ветеринары делают татуировку на внутренней стороне задней лапы или уха твоего зверя. Этот код вводится в специальную базу данных. Тогда, если животное найдут, то служба приюта, запросив базу данных, сможет идентифицировать питомца и вернуть его хозяевам.

Фотка тоже документ

Опытные хозяева знают, что обязательно нужно на всякий случай иметь под рукой фотографии своих братьев меньших. Если пес исчез, ты можешь в объявлении о пропавшей собаке дать и ее фотографию. Тем больше вероятность, что тебе принесут именно твое животное.

Колышется ветром листок на заборе...

Большинство людей находят своих любимцев, развешивая объявления вокруг того места, где пропало животное. На таком объявлении должны быть следующие сведения: порода, рост, вес, особые приметы, кличка, на которую отзывается животное. Кроме этого: дата пропажи, твой адрес и номер телефона. Не забудь снять эти листки после того, как питомец воротится на место.

Ведущий 1 . Ну, а теперь несколько конкурсов.

К столику приглашаются два участника. У каждого набор открыток, изображающих ту или иную породу собак. Ведущий зачитывает описание породы, игрок находит и поднимает эту открытку.

Конкурс I. «Узнаю любимую породу»

1. Одна из самых крупных собак. Ох, и красив пес — представительный, внушительный, солидный. Характер у него уравновешенный, как у хорошо воспитанного гражданина. Дрессируется превосходно. Силенки у него — не всякий человек может похвалиться такой, поэтому не пытайтесь применить к нему силу: надо убеждать уговором, лаской.

2. Нет другой собаки, которая бы так хорошо плавала и так люб ила воду. Собака красивая, с длинной волнистой шерстью, нрава доброго и покладистого. Рассердить ее трудно, лает редко.

(Ньюфаундленд, или водолаз)

3. Эта собака очень красива. Шуба — главное ее украшение, пожалуй, ни одна собака не может похвастаться такой. Морда заостренная, похожа на морду борзой, ушки остроконечные, приподнятые. Окрас обычно из сочетания 3-х или 2-х цветов: белого, коричневого, иногда черного. (Колли)

4. Охотничья порода. Приземистая, коротконогая, с вытянутым туловищем. Окрас одноцветный рыжий разных оттенков. Рост 17—25 см. Используется для охоты на лисиц и барсуков в норах. Обладает хорошим чутьем, злобностью к зверю, настойчивостью к преследованию. (Такса)

5. Декоративная порода. В течение долгих столетий жила только в китайском императорском дворце и его садах в Пекине. Право разводить этих собак было предоставлено только императорам. Другим это было запрещено под страхом смерти. Маленькая, живая, различного окраса: золотистого, серого, пятнистого. Рост до 25 см. Независимая, умная, смелая, преданная хозяину. (Пекинес)

6. До чего величественный пес! Поражает в нем все! И размеры. и удивительно разумное, прямо-таки человеческое выражение «лица». Голова большая, массивная, шерсть такая, что до тела не доберешься. Эти собаки часто спасали людей, являя пример милосердия. Одной из них в Швейцарии в горах поставлен памятник.

(Сенбернар)

Конкурс II. «Выбери правильный ответ»

1. Что такое кинология?

а) наука о кино

б) наука о собаках (в переводе с греческого «киноз» — собака) +

в) наука о путешествиях

2. Что важнее для собаки?

а) нос (чутье) +

в) умение быстро бегать

3. Собака виляет хвостом:

а) просится на прогулку

б) отгоняет мух

в) выражает дружелюбие +

4. Если собаке жарко, она:

а) высовывает язык +

б) обмахивается хвостом

в) купается в луже

5. Если собачий хвост опущен между задними лапами, это означает:

а) они у собаки замерзли

б) таким способом заметает следы

в) он что-то натворил и боится неприятностей +

6. Собака визжит, если:

а) она голодна

б) случается неприятная для нее ситуация +

в) гонится за кошкой

7. Любимая порода современных президентов:

а) доберман

б) лабрадор +

в) командор

8. Порода Артемона («Буратино»)

а) пудель +

б) крендель

в) арлекин

г) дуремар

9. Главный герой в фильме «Ко мне, Мухтар!»

а) дворняга

б) Ю. Никулин

в) овчарка +

г) майор Пронин

10. Умещается на ладошке, и выгуливать не надо

а) чау-чау

в) чи-хуа-хуа +

Конкурс III. Литературный

(Для проведения этого конкурса необходимы две пары карточек. На одной написаны клички собак, на другой — названия произведений.)

Ведущий 2. Каждый владелец собаки знает, что у его любимца определенный характер и надо уметь вести себя с ним гак, чтобы обе стороны, т. е. владелец и его собака, были довольны. При помощи данного теста можно определить характер твоей собаки, а заодно и друзей-собачников, ведь недаром говорят, что собаки похожи на своих хозяев.

1. Как ведет себя твоя собака в чужом районе?

а) Она любопытна и сразу «идет в разведку» 0

б) Ей нужно немного времени для того, чтобы освоиться с новыми условиями 1

в) Боится и не отходит от тебя ни на шаг 2

2. Кто чаще ищет контакта?

а) Одинаково часто собака и я 0

б) Чаше собака приходит ко мне 1

в) Чаще я должен (а) подойти к моей собаке 2

3. Случается ли, чтобы ваша собака рыскала по квартире? а) Только тогда, когда в квартире что-то изменилось 1

б) Нет, это ее не интересует 2

в) Да, она очень любознательна 0

4. Где спит ваша собака?

а) На своей подстилке 0

б) На ковре 1

в) В моей кровати 2

5. Сидишь в кресле, в комнату входит собака — что она делает?

а) Садится или ложится где-нибудь 2

б) Садится или ложится рядом со мной 1

в) Подходит и хочет, чтобы ее взяли на колени 0

6. Кто может погладить или взять на руки твою собаку?

а) Люди, которых она любит 0

б) Только другие члены семьи 1

в) Только я 2

7. Выполняет ли собака твои команды?

а) Естественно, как и следует хорошо воспитанной собаке 2

б) Вообще-то нет, всегда делает, что хочет 1

в) Обычно да, но иногда делает по-своему 0

8. Как ведет себя твоя собака, если ты не даешь ей еды в обычное время?

а) Она ведет себя беспокойно 1

б) Просто напоминает мне о еде 2

в) Подбегает и смотрит с упреком мне в глаза 0

9. Разборчива ли она в еде?

а) Не очень, но не ест все подряд 1

б) Очень разборчива 0

в) Ест все, что дадут 2

10. Как реагирует, когда хочешь с ней поиграть?

а) Обычно ей не хочется 2

б) Иногда играет, иногда нет 1

в) Играет всегда очень охотно 0

11. Как она ведет себя, когда к тебе кто-то приходит?

а) Если чувствует, что человек мне нравится, то ведет себя дружески 0

б) Сразу же прячется, и выходит тогда, когда гостей уже нет 2

в) Недоброжелательно, рычит на чужих 1

12. Что происходит, если она встречает на улице другую собаку?

а) Обнюхивает ее с интересом 0

б) Рычит и защищает свой участок 2

в) Не удостоит ее даже взглядом 1

Подведем итоги

0—8 баллов.

Твоя собака необыкновенно требовательна. Тебе удалось прекрасно ее воспитать. Она обладает сильным характером, настойчивостью, личным обаянием и всегда знает, чего хочет. Она заслужила награду.

9—16 баллов.

Твоя собака обладает достаточно выработанным характером. Она находится на верном пути к тому, чтобы стать сильной «личностью», но еще не всегда знает, чего хочет. Над ее воспитанием надо немного поработать, и она станет весьма симпатичной.

17—24 балла.

Твоя собака не очень требовательна, и у нее слабо развит характер: этакий пес-простак. Приспосабливается к актуальной ситуации, невынослива, со слабой волей. Очевидно, она разбалована домочадцами и немного капризна.

Ведущий 1 . Чудачеств много... Например, в Англии некая расторопная мисс получала немалый доход от гадания на собачьих лапах. Мисс утверждала, будто ей ничего не стоит узнать характер щенка и его будущую судьбу. Не зарождается ли новая ветвь стародавнего гадания по ладони?

Ведущий 2. А во Франции, наоборот, хотят по собаке узнать характер хозяина. Вот какую заметку не так давно опубликован один из журналов. «Скажи, какая у тебя собака, и я скажу, кто ты», — уверяет французский зоопсихолог Доде. По его мнению, владельцы пуделей — люди скупые, собственники, овчарок — лишены чувства юмора, те, у кого таксы, — великодушны, у кого доги — мужественны. Самые же лучшие люди те, у кого живут фокстерьеры. Некий владелец овчарки подал на Доде в суд «за оскорбление». И Доде заявил судьям: «Вот, видите сами...»