Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Влияние театра на зрителей. Роль театра: Его величество и мы Роль сыгранная на театре

И всё же, как театр может влиять на нашу психику? Что такого он даёт человеку, что даже с повсеместным развитием кинематографа его роль не ослабевает, а где-то даже и усиливается? И полезно ли вообще, ходить в театр? Есть ли в этом толк?

Важность театра в развитии личности

Давайте посмотрим, что нам об этом говорит Кевин Брауни, антрополог, искусствовед и режиссёр. На одной из конференций он выделил 10 причин, почему театр так важен в нашей жизни. Обратимся только к тем, которые затрагивают интересующую нас тему.

Театр помогает нам осознать свою человечность. Только сопереживая, наблюдая за обыденными ситуациями со стороны, мы можем осознать, что делает нас людьми.

Регулярное посещение театра развивает способности к коммуникации, выражению наших чувств и эмоций, улучшению взаимопонимания с миром и другими людьми.

Он даёт понимание того, как работает наше сознание, как среда обитания, в которой мы находимся, влияет на наше мышление и наше поведение.

Подмостки выносят в центр всего - человеческое тело, следуя древнему греческому антропоцентризму, что меняет роли в наших отношениях с технологическим процессом, заставляет подчинять нам технику, а не подчиняться ей самим.

Расширение сознания и принятие других людей и культур. Сложно сказать, насколько сильно это может влиять на нас, но для глобализации и успешной социализации - это важный момент. Современный мир диктует свои правила, и нам лучше им следовать.

Театр - отличный способ исследовать мир, человеческие взаимоотношения, анализировать их. Он выступает некой лабораторией, зеркалом того, где мы живём, и того, с чем постоянно сталкиваемся.

Представления развивают креативность силой искусства, вдохновляют на новые свершения и придают уверенности в решении различных проблем.

Университет Арканзаса провёл исследование о том, как живые представления могут влиять на учеников школ. Всё это было направлено на то, чтобы в их практику вошёл, наконец, столь необходимый театр. Из-за чрезмерного упора на точные науки, дети теряют много важных вещей, которые во взрослом возрасте приобрести будет сложнее.

По итогам исследования выяснилось, что спектакли вырабатывают способность понимать и сочувствовать. В контрольной группе, которая читала оригинальное произведение или смотрела фильм по мотивам, это было не так явно выражено, но тем не менее, было.

Исследователи отметили важность того, чтобы наблюдать действие здесь и сейчас. Вариант с записями или фильмами имеют некоторый вес. Но никогда не сравнятся с эмоциями, которые возникают в режиме реального времени.

Часто люди пренебрегают комедиями и мюзиклами, считая эту фривольность - недостойным зрелищем. Однако, именно такие постановки влияют на ментальное здоровье. Эмоциональный фон также приходит в норму.

Учёные рекомендуют обратить внимание на местные независимые и любительские театры. Во-первых, они помогают людям всех возрастов исполнять свои мечты и играть роли, о которых всю жизнь мечтали. Во-вторых, меньший масштаб действа упрощает видимость и слышимость, а камерная обстановка способствует уюту и спокойствию. В-третьих, всегда можно влиться в коллектив и самому принять участие в одной из постановок, что даст незабываемый опыт и привнесёт новые эмоции.

Как театр влияет на нашу психику?

В Древней Греции театр был настоящим институтом психологической практики. Здесь тебе и отличный способ оздоровления, и коррекция психики сопереживанием, и анонимность, и универсальная художественная идея. Уже тогда все прекрасно понимали, что театр очень сильно влияет на личность. В современном психоанализе это будет называться переводом из дистресса (стресса вредного и неприятного, ведущего к патологии) в эустресс (полезный и приятный стресс, ведущий к выздоровлению).

Как работает психологическая реабилитация театром?

Искусствовед Юрий Григорьевич Клименко размышляет над этим вопросом детально и практически.

1)Всё начинается с процесса сотворчества актёра и зрителя. Сюда входят воображение, ролевые игры, игровая свобода, разделение сознания на Я и не-Я.
2)Затем начинается перевод из дистресса в эустресс, который зиждется на механизмах психологической защиты. Сюда входят: агрессия, проекция, вытеснение, фантазия, отрицание, подавление, конверсия и др.
3)И последним приходит катарсис, который и является целью. Он возникает в результате совокупного воздействия всех вышеперечисленных механизмов, которые появлялись на разных уровнях: эмоционально-поведенческом, вегетативном, когнитивном и социально-психологическом.

Узнавание и работа над собой

Карл Густав Юнг, широкоизвестный психолог, ученик Фрейда, говорит о роли театра, как «мистической сопричастности», в которую погружается личность. Здесь он ощущает себя не отдельным человеком, но народом, общностью. Юнг также полагал, что самое сильное воздействие, приводящее к избавлению от комплексов, будет иметь то произведение искусство, которое объективно и имперсонально.

Происходит это «влияние» примерно так: актёр своей игрой побуждает зрителя находить в персонаже бессознательно то, что требует компенсации на сознательном уровне.

Любовь или нелюбовь к театру возникает по ряду разных причин. Среди психологических явно лидирует одна. Зритель видит в герое себя, узнаёт свои слабые места, осуждает своё же поведение. И здесь очень важно, чтобы он нашёл в себе силы восстать против своих слабостей, оценить себя с негативной стороны. Тогда он сможет избавиться от отрицательного героя в себе самом.

Психолог Эрик Берн считает, что любое общение людям выгодно и полезно, а театр даёт отличную возможность для него. Анализируя экспериментальные данные, он отмечает, что отсутствие эмоциональных и сенсорных раздражителей может привести к психическим нарушениям. Человек должен организовывать свою жизнь на высоком эмоциональном уровне, в чём ему и может помочь театр. Ведь последний наполнен актами скрытого общения.

Комедии и трагедии равно одинаково влияют на эмоциональное здоровье человека, даже несмотря на то, что первые заставляют нас смеяться, а вторые сочувствовать.

Катарсис не всегда является целью трагедии. Во время сценического действа в голове у зрителя идёт свой спектакль, который может не соотноситься с тем, что на происходит на сцене, ни по сюжету, ни по жанру.

Комедия, несмотря на уже давно устаревшее звание «низкого жанра», никак не связана с унижениями ближнего или высмеиванием личности.

Театр - это те же игры, в которые мы все играем ежедневно, если верить Берну. Можно было бы сказать, что театр делает человека свободным, но на самом деле он делает его рабом. Зритель, приходя в театр, надеется, что тот решит его проблему. И он действительно может её решить, если человек сам найдёт в себе мужество не пугаться ситуаций, в которые могут погрузить «его» персонажа, а использовать их для исцеления.

Отсюда вытекают и театральные привычки. Кто-то может несколько раз ходить на полюбившийся спектакль, потому что в нём он увидит уже знакомые игры, в которых он с удовольствием принимает участие, отказавшись от общественного ролевого поведения. Обрести свободу в театре можно только тремя способами: вовлечённостью в настоящее, спонтанностью и близостью.

Если переложить психологическую теорию эмоций на театр, то можно увидеть, что последний приводит к сочувствию и сопереживанию. Сочувствуя, зритель понимает и оправдывает поступки персонажа, как свои собственные. Сопереживать он может не только положительному (по сюжету) герою, но и отрицательному, вкладывая в него свои причины и свою мотивацию для тех или иных поступков.

Зритель - пациент?

Николай Николаевич Евреинов, драматург, искусствовед, психолог и философ отмечал, что театр пробуждает волю к жизни в зрителе, властно заставляя того преображаться.

В чём же прелесть театра, как психологического инструмента? В традиционном лечении человек осознаёт себя пациентом - а это всегда дистресс. Но театр предоставляет свободу, обезличивает пациента и таким образом погружает его в эустресс. Театр способен влиять на стресс житейский, вытесняя его, и в этом его неповторимая сила.

Моделирование различных ситуаций на театральных подмостках - возможность объединить в моменте сопереживания самых разных людей, которые находят свой личностный смысл в них. Получается вполне себе групповая терапия, которая сохраняет каждого «пациента» инкогнито.

Английский психолог Роберт Бернс разработал Я-концепцию, которая ведёт к достижению внутренней согласованности. Зритель постоянно сравнивает своё Я с тем, что происходит на сцене, пытается встроить себя в этот новосозданный театральный мир. Тем самым он пытается миновать когнитивный диссонанс. Для этого нужно соблюдать несколько простых условий: принимать всё происходящее (быть готовым к сотворчеству), адаптироваться (подчиниться правилам игры), активировать психологическую защиту (выбрать приемлемые для себя правила), или же отторгнуть постановку (не принять правила игры).

Капля негатива в бочка позитива

Как бы там ни было, но театр - не всегда исключительно позитивный опыт. Особенно в том, что касается периода ожидания спектакля. Врач Леонид Александрович Китаев-Смык выделяет такие зрительские фобии, как публичное обнаружение своего истинного Я, страх пережить катарсис, боязнь провала любимого актёра (автора пьесы, персонажа), неудовольствия и зря потраченного времени.

Однако, даже такой негативный стресс даёт свои плоды, а именно - внутренний самоанализ. Если наблюдать за активностью мышления актёра и зрителя во время постановки, можно заметить «озарения», которые и будут теми самыми моментами самокопания.

Карл Роджерс, лидер гуманистической психологии, в своей теории утверждает, что личность не может менять события, но вполне может изменить своё отношение к ним. И спектакль в театре побуждает к этому, выступая в качестве реальности, которая будет уникально воспринята каждым индивидом.

Театр берёт своё начало ещё в античности и до сих пор, этот вид искусства, не теряет своей актуальности. Мы все хотя бы раз были в театре и смотрели спектакли, даже не подозревая, что в жизни мы те же самые актеры. «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Так говорил родоначальник английской драмы Уильям Шекспир.

Театр – это жизнь, в которой каждый играет по своему сценарию. Каждый день на сцене нашей жизни мы разыгрываем трагедии, комедии, фарсы, драмы… Театр этот импровизированный, да и вообще жизнь – это сплошная импровизация.

ТЕАТР ЖИВ, ПОКА У НЕГО ЕСТЬ ЗРИТЕЛИ: ВНИМАТЕЛЬНЫЕ И ЧУТКИЕ, МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ, ВОСТОРЖЕННЫЕ ПРЕДАННЫЕ ПОКЛОННИКИ И НОВЫЕ ЦЕНИТЕЛИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА.

Большинство современных людей относятся к театру скептически. Возможно, это связано с тем, что они редко посещают театральные постановки, возможно, отдают предпочтение другим жанрам искусства. К примеру, сейчас многие люди предпочитаю ходить в кино. Я вполне уважаю их выбор, но театр – это нечто другое. Для зрителя театр во все времена имел исключительно важное нравственное значение. Он несет идеи гуманизма, формирует эстетические ценности, обогащает нашу жизнь, делает ее более яркой и полной. Театр – это «живое искусство», некий прямой эфир, где у актёров нет права на ошибку, нет второго, третьего, четвёртого дубля, это способ осмысления жизни, способ понять себя.

ПОМНИТЕ! ТЕАТР – ЭТО НЕ СТАРОМОДНО, ПО ТОЙ ПРИЧИНЕ, ЧТО ИСКУССТВО НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ, А ЖИЗНЬ – ВЕЧНА.

Современное общество часто недооценивает влияние театра на жизнь человека. Со всеми сегодняшними технологиями, люди забыли, что значит настоящее искусство, а в обществе, где нет истинного искусства, всегда будут проблемы. Театр воплощает все хорошее и все плохое, что есть в социальном мире, что не менее важно, театр вне политики. Театр развивает в людях воображение, чувство прекрасного – это всё духовное развитие человека. Это место, где человек может посмотреть на себя как бы со стороны, такой отрыв от реальности благоприятно сказывается на психическом и эмоциональном состоянии человека. Ещё один очень важный момент, театр никогда не навязывает свою или нужную точку зрения, в отличие от телевидения и интернета, он всегда оставляет возможность зрителю самому для себя всё решить.

Таинственная темнота кулис, волнительное ожидание и встреча… с волнующими, где-то безумно отталкивающими, где-то безумно притягательными персонажами. Театр и театральная жизнь увлекает и захватывает, рождает новые чувства и переживания. Роль театра в нашей жизни неоценима.

Однако, далеко не все разделяют наши чувства к роли театра в жизни человека. Театр и все, что с ним связано, привлекает обладателей только двух векторов. Позволим себе сразу не называть их, а немного углубиться в суть.
Итак, первое, что дарит нам театр - это новые зрительные переживания. Красивые интерьеры переносят нас то в прошлый век, то в мир будущего, а чего стоит одиноко стоящий на сцене в лучах софитов и читающий пронзительный монолог актер. Сколько новых впечатления для глаза. Краски, цвет, свет, красивые, полные чувств лица…

Второе это, конечно же, собственно игра. Как оценивают ту или иную постановку? Конечно, и здесь пробуют составлять некие рейдеры - сколько человек задействовано, какие костюмы куплены, какая сцена использована. Однако продавать театральную постановку по фантику-обертке не очень получается. Для театрального зрителя самая важная роль театра - это всплеск чувств, глубоких переживаний, который вызывает спектакль. Нет чувств, нет переживаний, нет новых мыслей после спектакля - не захочется и на него ходить.

Настоящая роль театра в культуре, драматическая, так как она нередко доводит до настоящего зрительного катарсиса - до слез. Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана слезы, очистительные слезы наружу, а не когда безумно жалко себя, это одно из самых полезных действий для любого (внимание) зрительного человека - то есть обладателя зрительного вектора .

Когда мы плачем, в нас сменяются состояния. Слезы для зрительного человека - это и есть смена состояний. Театр тому в помощь.

Роль театра в воспитании детей, особенно подрастающего поколения зрительников трудно переоценить. Хорошие театральные постановки - это лучшее воспитание чувств, нравственности. Хорошие спектакли поднимают вопросы морали, ценности жизни.

Но и это еще далеко не все в театральном деле. Самые лучшие спектакли задаются не только общечеловеческими вопросами, но и ставят вопрос о смысле человеческой жизни. Такие театральные постановки созданы, прежде всего, для звуко-зрительных людей (обладателей и зрительного, и звукового векторов одновременно), и создают их также звуко-зрительники.

После таких спектаклей вы уходите не только с катарсисом, но и с чувством соприкосновения с чем-то очень важным. В вас пробуждается ваш внутренний поиск и на какое-то мгновение вы даже можете ощутить это удивительное чувство, что все в этой жизни не зря, зачем-то оно все создано. Как минимум потому, что бывают такие замечательные люди, которые делают такие замечательные постановки.

Как нетрудно догадаться, лучшими актерами, которые повышают роль театра в человеческой жизни, также становятся обладатели зрительного вектора и звуко-зрительной связки векторов. Актер с развитым зрением - это не шут гороховый, это не ярко размалеванная и не очень умная птичка на сцене, это всегда человек, который может донести до других подлинные чувства, пробудить все самое светлое и показать самое ужасное в человеческой натуре.



Звуко-зрительный актер - это еще и объем. Такой актер может играть относительно простые роли, но само наличие звука будет делать их многозначительными, углублять их содержание. Лучшие актеры - это звуко-зрительники. Такие как Олег Меньшиков, Марлон Брандо, Олег Басилашвили и многие-многие другие.

Может ли роль театра в культуре полностью наполнить собой пустоты звуко-зрительных людей сегодня? Что касается нового поколения, то, конечно же, нет. Один только театр не сможет. Мы должны реализовывать свои свойства в социум, отдавать от себя в зрительном сострадании и звуковом поиске смысла.

Роль театра в нашей жизни - это подарить нам дополнительное вдохновение на этом пути. Наполнить новыми мыслями, чувствами, чтобы они выросли в новые действия. Роль театра в жизни человека - это помочь развиться нашим зрительным и звуко-зрительным детям с тем, чтобы старт своего поиска они делали с осознанного нового уровня - прочувствованного и понятого на лучших уроках драматических классиков прошлого и современности. Роль театра в культуре - это подарить нам кусочек счастья в самый темный день нашей жизни.

Статья написана с использованием материалов

Театр по праву можно считать одним из древнейших оплотов человеческой культуры. В той или иной форме он сумел занять свое место в культурной традиции каждого народа мира независимо от расовой, религиозной, этнической и других принадлежностей. Роль театра в жизни человека и общества разнилась в зависимости от времени (эпохи) и цели, которую преследовали театральные деятели. Так, например, в древней Греции задачей театра было духовное развитие и нравственное очищение зрителей через сопереживание героям (главенствующий жанр в античной драматургии – трагедия), а также отражение важнейших исторических событий.

Театр в жизни человека


Основной функцией театра была и остается развлекательная, все остальные (воспитательная, просветительская, пропагандистская и прочие функции театра, актуальные для разных лет и исторических вех) могли существовать только в развлекательном ключе. Отсюда следует, что театр издревле удовлетворял естественную потребность человека в зрелищах.
Театр родом из жизни, а значит, каждая театральная постановка всегда рассказывает нам о нас самих.
Вторая важнейшая роль театра в жизни человека – развивающая. Театральная практика – популярный способ саморазвития, а также полезный активный отдых и просто приятное времяпрепровождение. Актерская практика развивает в человеке:
  • эстетическое чувство;
  • чувство внутренней свободы;
  • чувство ритма и владение телом;
  • умение сопереживать и ставить себя на место другого человека;
  • умение грамотно излагать и доносить свою мысль, а также выражать ее без помощи слов;
  • умение разбираться в людях и жизненных ситуациях;
  • любовь к литературе и способность к осмысленному полезному чтению.

Значение театра в воспитании детей


Казалось бы, роль театра в воспитании детей очевидна, однако не для всех. Поясним. Популярность детских самодеятельных театров и театральных кружков обуславливается тремя главными факторами:
  1. Возможность игрового обучения. Основой театра является мировая классическая литература, которая так сложно усваивается детьми через чтение, и так просто – через действие на сцене.
  2. Постановка спектакля – это коллективный труд, постоянная работа с партнером, умение брать на себя ответственность за других людей и за общее дело.
  3. Театр способен увлечь подростка, стать его хобби и уберечь от попадания под пагубное влияние дурных привычек и неблагополучных компаний.
Кроме того, роль театра в формировании личности ребенка подтверждена детскими психологами как верное средство для преодоления неуверенности в себе, развития важных коммуникативных навыков и формирования здоровой самооценки у детей всех возрастов.

Изменение роли театра в современном обществе


Значение театра в жизни современного человека стало ощутимо снижаться в результате возникновения искусства кино и, тем более, совершенствования технологии съемки и показа кинофильмов.
С появлением домашних телевизоров театр лишился значительной части зрителей, а в перспективе – целых поколений, воспитанных не сценой, а «голубым экраном».
Это привело к потере театром роли главного поставщика «зрелищ» народным массам и значительному снижению интереса к нему. Однако именно сегодня, в цифровую эпоху, когда на сантиметровом кусочке пластика умещаются целые архивы фильмов, доступные для просмотра на любом мобильном устройстве, происходит изменение роли театра в обществе. Он снова набирает популярность и обретает второе дыхание. Тому есть несколько причин.
  • Пресыщенность. Когда-то сумасшедший рост популярности кино обуславливался новизной явления, особенно в сравнении с традиционным театром. Сегодня кино – настолько рядовое и массовое явление, что театр на его фоне выглядит почти экзотично и стремительно возвращается в моду.
  • Низкое качество массового продукта. Чтобы обеспечить фильму высокие кассовые сборы, достаточно вложиться в спецэффекты и рекламу с хорошим трейлером, т. к. зритель идет на яркую картинку в первую очередь. В результате – массив некачественных высокобюджетных однодневок, ценность которых очевидна только для их создателей. А возникающий интеллектуальный голод современного зрителя может удовлетворить только «умное» кино, которого не так уж много, и конечно же, театр.

В школе ораторского мастерства обучение деловому общению подразумевает развитие коммуникативных навыков и обмен опытом ведения переговоров такими же учениками как и вы. Вместе с педагогом вы разберете самые сложные моменты в переговорах и научитесь их преодолевать.