Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Тамара миансарова - биография, информация, личная жизнь. Горькая судьба Тамары Миансаровой  Карьера эстрадной певицы

Ответ редакции

Публикация от Alika Smekhova (@alika_smekhova) Июл 12 2017 в 1:29 PDT

«Сегодня, 12 июля, поздно вечером умерла Тамара Миансарова — советская и российская эстрадная певица, профессор РАТИ, мой педагог по вокалу в пору учебы в ГИТИСе», — написала Смехова.

Тамара Миансарова была легендой советской эстрады. Она исполнила такие популярные песни, как «Чёрный кот», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка», «Рыжик», «Давай никогда не ссориться», «Топ-топ», «Золотой ключик», «Глаза на песке» и другие.

Биография

Тамара Григорьевна Ремнёва (первая фамилия певицы) родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевске (ныне Кропивницкий). Отец — Ремнёв Григорий Матвеевич , был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать — Алексеева Анастасия Фёдоровна , певица, работала в Минском оперном театре.

Детство Тамары прошло в Минске, куда она переехала с семьёй. Там же застала её война.

Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. «Я мечтала стать музыкантом. В музыкальной школе при Белорусской консерватории занималась по ночам, когда подходила моя очередь к инструменту. Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке», — делилась воспоминаниями певица.

В 1951 году Тамара поехала в Москву, поступила в консерваторию.

После окончания консерватории в 1957 году работала концертмейстером в ГИТИСе, но вскоре перешла на эстраду и начала выступать с сольными концертами.

Карьера певицы

В 1958 году на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Миансарова получает третью премию. Далее она выступает с концертами. Солирует в Мюзик-Холле в спектакле «Когда зажигаются звёзды».

Выступала солисткой в джазовом квартете Игоря Гранова . Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара.

В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки была удостоена первой премии и золотой медали. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила весёлую песенку «Ай-люли». «В финских газетах меня так потом и называли: „Девушка Ай-люли“: им трудно было разобрать мою фамилию», — вспоминала Миансарова.

В 1963 году становится лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Начиная с этого времени на многие годы песня останется визитной карточкой певицы. Миансарова рассказывала: «Где бы я с тех пор ни выступала, из зала мне всегда кричали: „Солнце давай!“»

С 1964 года Тамара Миансарова — популярная исполнительница в Советском Союзе. Для неё Леонидом Гариным собрана группа «Три плюс два».

31 декабря 1964 года на новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню про гриб «Рыжик».

В 1965 году на новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню «Чёрный кот».

В 1966 году победила на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба». СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Польша принимали у себя певцов (в каждой стране по туру) с песней этой страны. Тамара Миансарова выиграла 4 тура из 6.

5 июня 1969 года в Ленинградском доме прессы состоялся её концерт, который сопровождал эстрадный ансамбль под руководством И. Кондакова . Также певица выступала в Ленинграде с группой Шурова и Рыкунина .

В 1970 году, во время работы в Москонцерте, Тамара Миансарова попала в немилость у властей. По словам самой Миансаровой, карьеру ей сломал один высокопоставленный чиновник. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её выступления исчезли из теле- и радиоэфира, а гастрольная концертная деятельность стала окончательно невозможной. Фактический запрет на профессиональную деятельность привёл к тому, что она вынуждена была уволиться из Москонцерта и в поисках работы покинуть столицу.

Об этих событиях Миансарова рассказывала: «Я много выступала, в том числе и за границей. В Польше вообще бывала, как у себя дома: меня не раз приглашали в жюри Сопотского фестиваля. Намечалась поездка в Южную Америку. И вдруг из списков на эти гастроли меня вычеркнули, когда я стала выяснять, почему, придумали отговорку: якобы кому-то не хватило места. К тому времени я была уже лауреатом шести международных премий. Филармонии разных городов СССР буквально дрались за меня, зная, что зал будет полным. Меня выдвинули на звание заслуженной артистки, но документы вдруг бесследно исчезли.

Я чувствовала, как вокруг меня сжимается кольцо. В конце концов не выдержала и написала заявление об уходе из Москонцерта. Я ждала, когда меня вызовут и спросят: „Как же так?!“ Но никто со мной не вёл разговоров по душам, никто не удерживал, как будто моё имя ничего не значило на эстраде. Я стала невыездной, мой фильм-концерт „Солнечная баллада“ лёг на полку, записи на радио размагничивались, меня не пускали на телевидение: так продолжалось 17 лет».

Миансарова была приглашена в Донецкую областную филармонию, где впоследствии проработала 12 лет. Все эти годы она гастролировала по Украине, пела во многих шахтёрских городах.

В 1972 году получила звание Заслуженной артистки Украинской ССР.

В 1980 году прошёл сольный концерт Тамары Миансаровой в Ленинградском Театре эстрады имени А. И. Райкина.

В восьмидесятые годы, возвратившись в Москву, Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе, в доме творчества молодёжи «На Таганке» и Московском институте современного искусства. О своих учениках артистка рассказывала: «Талантливые ученики были. Юлиан , Алика Смехова , Лада Марис , которая поёт в спектакле „Иисус Христос — суперзвезда“. Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии».

Однако на родине былой популярности уже не получилось. Были концерты, но гораздо меньше, чем прежде.

В 1994 году прошёл сольный концерт Тамары Миансаровой в Московском Театре Эстрады.

В 1996 году удостоена звания «Народная артистка России»

В 2004 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 года прошёл её вечер в концертном зале «Россия».

Награды

  • 1962 — победитель песенного конкурса на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки
  • 1963 — золотая медаль (первая) лауреата Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни «Солнечный круг» (А. Островский — Л. Ошанин)
  • 1966 — победитель конкурса эстрадной песни «Дружба», проходившего в столицах шести стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии)
  • 1972 — Заслуженная артистка Украинской ССР
  • 1996 — Народная артистка России
  • 2004 — именная звезда на «Площади звёзд» в Москве
  • Орден «Знак Почёта»
  • Орден Дружбы народов
  • Полный кавалер орденов «Шахтёрская слава»
  • Золотой Орден Дипломата Камбоджи
  • Лаосский орден Трёх Слонов

Личная жизнь

Первый муж — Эдуард Миансаров — пианист, заслуженный артист России, лауреат Первого Международного Конкурса им. П. И. Чайковского. Расстались в 1956 году, сразу после рождения сына Андрея .

Второй муж — Леонид Гарин , композитор. Брак длился полгода.

Третий муж — Игорь Хлебников , звукорежиссёр, администратор концертной группы. В 1971 году в браке родилась дочь Екатерина .

Четвёртый муж — Марк Фельдман , скрипач, директор концертных групп.

Тамара Миансарова родилась 5 марта 1931 года. Отец оставил семью, когда ей было всего лишь шесть месяцев. Годы войны Тамара провела в Минске. Во время учебы в консерватории она вышла замуж за пианиста Эдика Миансарова. Несмотря на то, что брак вскоре распался, Тамара родила от него сына Андрея.

ПО ТЕМЕ

В 1957 году артистка окончила Московскую консерваторию. Работать ее направили в ГИТИС концертмейстером. Но вскоре Тамара решила, что эстрада ей ближе и стала успешно выступать с сольными концертными номерами, а также участвовать в различных конкурсах. Апогеем популярности певицы стал 1963 год, когда с песней "Солнечный круг" она выиграла Международный фестиваль песни в польском Сопоте. Эта песня стала ее визитной карточкой. В прессе Миансарову называли "соловей Москвы".

До 1970 года артистка успешно работала в "Москонцерте". Но потом она впала в немилость у влиятельного человека в минкультуры. Так она стала "невыездной", а выступления певицы пропали с телеэкранов и радиостанций. Тамара Григорьевна была вынуждена уйти из "Москонцерта". Она переехала в Донецк и в местной филармонии проработала 12 лет. В это время певица была замужем за Игорем Хлебниковым, администратором своего коллектива. От него у Миансаровой родилась дочь Екатерина. Однако брак долго не продлился.

В 1980-х годах Миансарова вернулась в Москву. Тогда же она встретила скрипача Марка Фельдмана. В российской столице певица с 1988 по 1996 год преподавала вокал в ГИТИСе и в доме творчества молодежи "На Таганке". Затем вышла на пенсию.

Несколько лет назад артистка попала в скандал. Все началось с безобидного сообщения Алики Смеховой, которая через соцсети попросила у людей помочь Миансаровой, являющейся до недавнего времени ее преподавателем по вокалу. Тамара сломала шейку бедра и не могла вставать с постели. Потом выяснилось, что певица живет буквально на грани нищеты. По словам мужа артистки, дети не хотят помогать, поэтому он нанял сиделку.

Когда журналисты связались с внуком Миансаровой, он представил совсем другую картину событий. Якобы это Марк Фельдман не дает видеться с женщиной. "Когда папа недавно приехал ее навестить, Марк Михайлович не открыл дверь. Он не пускает нас к ней, отключает телефон. Вот папа и перестал приезжать. В этой ситуации очень сложно что-то делать, поэтому мы отстранились", – говорил в интервью 2015 года мужчина.


По словам внука Миансаровой, Марк Фельдман намного моложе певицы, вполне крепкий и здоровый мужчина. Они познакомились на репетиции, а когда поженились, Фельдман стал представляться ее администратором. "Я был ребенком и помню, что, когда я жил у бабушки, дядя Марик на нее кричал, мог прилюдно сказать, что она старая. По-моему, это некорректно по отношению к женщине, тем более актрисе. Но у бабушки очень мягкий характер, а Марк Михайлович ее подавлял", – рассказывал внук певицы.

Что касается второго ребенка Тамары, то это дочь Екатерина, которой уже под 50 лет. Семьи у нее нет, а несколько лет назад ее сбила машина, результатом чего стали травма таза и проблемы с ногами. Работать она не может, мужа убили в драке. Поэтому родители-пенсионеры отправляли ей через сиделку продукты и обезболивающее.


Самое чудовищное в жизни Миансаровой то, что якобы ее предал и ограбил собственный сын. "Пока деньги зарабатывала, мать нужна была, а потом все. Он всю жизнь ее обманывал, – рассказывал в интервью Фельдман. – Еще до перестройки она хотела обеспечить Катю приданым – купить ей кооператив на деньги, вырученные с продажи дачи. Тогда Андрей предложил: "Мам, ну что ты будешь чужим людям продавать, давай я куплю. Она переписала дачу на Андрея, в итоге не увидела ни денег, ни дома".

Более того, по словам супруга певицы, когда она просила сына отвезти ее на кладбище, чтобы убраться на могиле матери, он потом брал с нее деньги за бензин.

О горькой судьбе артистки высказался в своем "Живом журнале" Станислав Садальский. "Сколько писал о ней, сколько просил первые каналы снять программу, взять интервью, сколько вообще о них обо всех писал, о всей этой уходящей плеяде эстрадных звезд 50-60-х – и все, как в космическую пустоту. Говорил – снимите, человеку девятый десяток, а ум светлый, голос чистейший, непрокурила, не***, несмотря на то, что всю жизнь ее затирали, зажимали, глушили, запрещали, предавали. Но порядочные люди никому не интересны… " – констатировал актер.

Тем не менее, ведущий Борис Корчевников в своей передаче "Прямой эфир" поднял вопрос о помощи Тамаре Миансаровой. По словам Садальского, врачи были на низком старте, чтобы госпитализировать певицу. Однако именно Марк Фельдман отказался от медицинской помощи.

"Нет! – сказал тогда Тамарин муж Марк, – нам нужны только деньги, чтобы платить за сиделку, теперь нужны и лекарства! Он полностью приватизировал право общения с Тамарой, сидел рядом, как цербер, никого не подпуская – и я его понимаю, несмотря на то, что прожили они с Тамарой около сорока лет и она любила его, расписаны они не были, он гражданин другой страны (Украина), на квартиру прав никаких. Если бы заботы о ней взяли на себя другие люди, он вынужден был бы уехать в Винницу", – отметил Станислав в своей публикации.

Высказался Садальский и о сыне Миансаровой. "У сына я тоже особого рвения общаться с матерью не заметил – на момент съемки программы он не видел ее больше двух лет. Мотивация убийственная: последний раз, когда ехал к ней, попал в пробку и задержался, а когда выехал, Марк ему сказал – уже не приезжай. Я тогда сказал ему – был бы я сыном, я б пинками разогнал всех и был бы сейчас рядом со своей мамой", – поведал артист.

О покойной артистке высказался и мэтр Иосиф Кобзон. "Очень быстро, выступая на "Голубых огоньках", она завоевала популярность. Тамара впервые на эстраде стала "играть" песни: мы же все были зашоренные, при галстуках, платьях и костюмах... Я помогал с лечением как мог… Очень жаль, конечно, мои соболезнования Марку", – цитируют Кобзона РИА "Новости".

Тамара Миансарова скончалась 12 июля на 87-ом году жизни в Первой Градской больнице. "Что я могу сказать? Сейчас я ничего не знаю. Не знаю, на каком свете даже нахожусь. Шестого числа ее госпитализировали – воспаление легких", – рассказал убитый горем муж Миансаровой Марк Фельдман.

Тамара Григорьевна Миансарова (урождённая Ремнёва). Родилась 5 марта 1931 года в Зиновьевске (ныне Кропивницкий Кировоградской области, Украина) - умерла 12 июля 2017 года в Москве. Советская и российская эстрадная певица (лирическое сопрано). Заслуженная артистка Украинской ССР (1972). Народная артистка России (1996).

Тамара Ремнёва, получившая широкую известность под фамилией Миансарова, родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевск, позже ставшим Кировоградом, а ныне переименованном в Кропивницкий.

Отец - Григорий Матвеевич Ремнёв (1903-1982), работал артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, позже стал художником.

Мать - Анастасия Федоровна Алексеева (1905-1988), певица, работала солисткой в Минском оперном театре.

С детства увлекалась музыкой, собиралась стать пианисткой. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. Как она вспоминала, была буквально одержима музыкой: "Засыпала на рассвете, устроившись под роялем на специально сшитом мамой тюфячке".

По ходатайству директора школы ей как подающей большие надежды пианистке в послевоенном Минске выделили персональную двухкомнатную квартиру (позже, став студенткой Московской консерватории, она обменяла ее на комнату в московской коммуналке).

Окончила музыкальную школу при Минской консерватории в 1951 году.

В том же 1951 году поступила на фортепианное отделение Московской консерватории, в класс профессора Л. Н. Оборина. Одновременно со 2-го курса факультативно занималась на вокальном отделении у профессора Д. Б. Белявской.

В 1957 году, после окончания консерватории, работала концертмейстером в ГИТИСе, но вскоре перешла на эстраду и стала выступать со своими сольными концертными номерами. Произошло это после того, как в 1958 году она была удостоена третьей премии на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, исполнив вальс Штрауса под собственный аккомпанемент на фортепиано.

"На Всесоюзный конкурс артистов эстрады я пришла как музыкант, а уходила уже певицей. Спела там просто так, без надежды на успех, и вдруг все завертелось, закрутилось", - вспоминала она.

После конкурса Тамара Миансарова некоторое время выступала с оркестром Лаци Олаха, а с 1960 года стала солисткой Московского Мюзик-Холла, участвуя в спектакле «Когда зажигаются звёзды» вместе с Бернесом, Мировым, Новицким и Капитолиной Лазаренко.

В 1958 году Игорь Гранов создал джазовый квартет (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в его собственной обработке и джазовая классика. В поисках солистки Гранов обращает внимание на недавно покинувшую мюзик-холл Тамару Миансарову - молодую певицу с двумя высшими музыкальными образованиями и высоким голосом классического диапазона.

Поработав над её манерой исполнения, Игорь Гранов подготовил Тамару к исполнению эстрадного репертуара.

Как рассказывала певица, поначалу у нее были проблемы с репертуаром, потому что композиторы писали для известных уже певцов. "Я садилась у радиоприемника, ловила зарубежные мелодии и тут же записывала их по нотам - мне как профессиональному музыканту это не составляло труда. А потом заказывала у поэтов стихи на эту музыку. Так родилась «Летка-Енка», «Бабушка, научи танцевать чарльстон»", - вспоминала она.

Она тесно сотрудничала с Леонидом Дербеневым, тогда начинающим поэтом-песенником.

В 1962 году на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки была удостоена первой премии и золотой медали. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского «Ай-люли». "В финских газетах меня так потом и называли. «Девушка Ай-люли» - им трудно было разобрать мою фамилию", - делилась певица.

В 1963 году Миансарова стала лауреатом Международного фестиваля песни в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина «Солнечный круг» («Пусть всегда будет солнце»). Начиная с этого времени, на многие годы песня останется визитной карточкой певицы.

В 1963 году, на волне большой популярности в Польше, певица снялась в музыкальном фильме «25 minut z Tamarą Miansarową» (TVP).

С 1964 года выступала с созданной специально для неё Леонидом Гариным группой «Три плюс два» (Виктор Прудовский - фортепиано, Адольф Сатановский - контрабас, Александр Гореткин - ударные).

В 1965 году певица исполнила несколько песен в фильме-концерте (TVP) с участием польских и зарубежных исполнителей, в разное время выступавших на сопотском фестивале (H. Hegerová, H. Kunicka, E. Rutten, Z. Sośnicka, V. Villas, B. Wilke).

Хитом стала в ее исполнении японская народная песня «Ключик золотой». При первом исполнении в сопровождении ансамбля п/у В.Пищальникова Тамара Миансарова использовала чёрный веер, а песня была снята на чёрно-белую пленку.

Тамара Миансарова - Ключик золотой

31 декабря 1964 года на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила знаменитую песню про гриб «Рыжик» (музыка Б. Климчука, слова А. Эппеля).

В 1965 году на Новогоднем «Голубом огоньке» Тамара Миансарова исполнила свою знаменитую песню «Черный кот» (Ю.Саульский - М.Танич). Песня получила чрезвычайную популярность на долгие годы.

Тамара Миансарова - Чёрный кот (1965)

В 1966 году она победила на конкурсе эстрадной песни социалистических стран «Дружба». Конкурс состоял из шести туров, проходивших в шести странах (СССР, ГДР, Чехословакии, Польше, Болгарии, Венгрии), и по условиям которого каждый участник должен был исполнить песню той страны, где проходил тур. Тамара Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

В 1966 году на польском ТВ был снят киноконцерт «Поет Тамара Миансарова».

В 1970 году, во время работы в «Москонцерте», Тамара Миансарова попала в немилость у влиятельных руководителей культуры, и её постигла незавидная участь, которую не раз испытывали на себе многие представители отечественной эстрады. В результате негласного запрета она сразу попала в разряд «невыездных», её выступления исчезли из теле- и радиоэфира, а гастрольная концертная деятельность стала окончательно невозможной.

Фактический запрет на профессиональную деятельность привёл к тому, что она вынуждена была уволиться из Москонцерта и в поисках работы покинуть столицу. К счастью, работа нашлась в Донецкой областной филармонии, куда она была приглашена, и где впоследствии проработала 12 лет. "Здесь, между прочим, в то время была лучшая филармония из всех в СССР. Миансарова, Ободзинский, квартет «Четыре Ю», симфонический оркестр - очень сильный был состав", - вспоминала певица. Тамара Миансарова - полный кавалер орденов Шахтерской Славы.

В 1974 году в Киеве был снят фильм-концерт «Поёт Тамара Миансарова». Музыкальное сопровождение - ансамбль под управлением Евгения Дергунова.

В репертуаре Тамары Миансаровой более 400 песен (на русском, украинском, польском языках), многие из которых стали шлягерами («Чёрный кот», «Ай-люли», «Пусть всегда будет солнце», «Летка-енка», «Рыжик», «Топ-топ», «Бабушка, научи меня танцевать», «Давай никогда не ссориться», «Коханий», «Дикие гуси», «Золотой ключик» и многие другие), но большинство из них были размагничены в хранилище в 1970-х гг. согласно указанию руководства.

В 1980-е годы вернулась в Москву, преподавала вокал в ГИТИСе (с 1988 по 1996 год), в доме творчества молодёжи «На Таганке» и в Московском институте современного искусства. Профессор Российской академии театрального искусства (бывшего ГИТИСа).

О своей педагогической практике рассказывала: "Талантливые ученики были. Лариса Гордьера, Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, которая поет в спектакле «Иисус Христос - суперзвезда». Я горжусь тем, что дала им что-то в плане профессии".

В 1980-е годы польский журнал «Панорама» назвал четверку самых популярных певцов за 25 лет. По версии журнала список лучших составляли: Эдит Пиаф, Карел Готт, Шарль Азнавур и Тамара Миансарова.

В 1988 году была членом жюри Международного фестиваля песни в Сопоте.

С 1991 года принимала участие в программах-ретро, посвящённых советской песне совместно с другими исполнителями 1950-1970-х годов - Капиталиной Лазаренко, Ириной Бржевской, Владимиром Трошиным. Часто она исполняла попурри из своих самых известных песен и ей подпевали, как и прежде, преданные слушатели просили у неё исполнить песню про Чёрного кота. Эта песня входила в репертуар многих современных исполнителей - и группы «Браво», Евгения Осина.

Тамара Миансарова - Чёрный кот

Тамара Миансарова - автор музыки к трем песням: «Моя Россия», «Песня о песнях» и «Руки». В 1994 году с Оркестром театра эстрады под управлением В. Старостина исполнила и записала песню «Как будто вчера» (Музыка М. Райко, слова Б. Шифрин).

В 1994 году по приглашению известного американского телеведущего Олега Фриша выступила в Америке.

В 2004 году на «Площади звёзд» в Москве была установлена именная звезда Миансаровой, а 9 февраля 2005 года прошёл юбилейный вечер в концертном зале «Россия».

В сентябре 2007 года в рамках выставки «Блошиный рынок» было выставлено собрание концертных платьев эстрадной певицы Тамары Миансаровой.

В 2012 году вышла книга Тамары Миансаровой «Тамара Миансарова. И в жизни, и на сцене». Она представляет из себя воспоминания о жизни и карьере.

21 февраля 2014 года подписала, вместе с Василием Лановым, Иосифом Кобзоном, Элиной Быстрицкой и космонавтом Александром Волковым, призыв к тогдашнему президенту Украины В.Ф. Януковичу «применить всю власть и силу, которая есть в Ваших руках, чтобы навести порядок в стране».

«То, что произошло с Тамарой - вина Андрея. Дочь приходила к ней, а сын нет. Она очень переживала. За два месяца до смерти она звонила ему, просила приехать, но он так и не появился», - говорил Марк Фельдман.

Фильмография Тамары Миансаровой:

1964 - Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль) - песня "Рыжик"
1965 - Эскадра уходит на запад - песня "Уснувший Париж"
1970 - Солнечная баллада
2005 - Пёстрая лента. Аркадий Островский. Песня остается с человеком (документальный)
2007 - Пусть всегда буду я. Лев Ошанин (документальный)
2010 - Спето в СССР (документальный)

Песни Тамары Миансаровой:

«Ай-люли»
«Аленький цветочек»
«Бабушка, научи меня танцевать»
«Багульник»
«Вальc расставания»
«Глаза на песке»
«Гроздья рябины»
«Давай никогда не ссориться»
«Дикие гуси»
«Золотой ключик»
«Кохай мене»
«Коханий»
«Крылья удачи»
«Лебеди мои»
«Летка-енка»
«Мамин праздник»
«Нас копируют дети»
«Парасольки»
«Последний звонок»
«Пусть всегда будет солнце»
«Рассветные года»
«Рыжик» (кавер-версия песни «Rudy rydz», оригинал исполняла польская певица Хелена Майданец)
«Топ-топ»
«Чёрный кот»



Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, затем художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре. Супруг - Фельдман Марк Михайлович, скрипач, директор концертных групп. Сын - Миансаров Андрей Эдуардович, пианист, композитор. Дочь - Хлебникова Екатерина Игоревна, поэтэсса. Внуки: Миансаров Андрей, заканчивает музыкальную школу; Тамара, художник; Анна, учится на экономическом факультете.

Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее отец и мать, две тетушки пели в церковном хоре. Позже родители брали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сразу пение, танец, художественное чтение. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.

Затем семья переехала в Минск, где ее и застала война. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели обратно, в чужой теперь уже город. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара даже в то трудное время не порывала с музыкой.

В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году после окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако работа эта удовлетворения ей не принесла, и через три месяца она ушла в эстраду.

В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под собственный аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты отлично чувствуешь малую форму, тебе надо петь песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.

В тот период перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос этот решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней молодая артистка уже не смогла расстаться.

Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась победа на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был настоящий экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с большой творческой группой вместе с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И вдруг оказалось, что заболел один из артистов и ему нужно было срочно искать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на стихи Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала очень популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.

В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за исполнение песни А. Островского на стихи Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть всегда будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль начальство без энтузиазма восприняло решение Миансаровой петь именно эту песню: считали, что надо петь что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и руководитель ансамбля Игорь Гранов и даже не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.

Успех был буквально ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и через минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза...".

Неожиданное решение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и потому смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.

После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице ее узнавали, совсем незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел новый сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.

Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где каждый участник должен был исполнить и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сразу 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.

Обаятельная на сцене, веселая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в очень короткий срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она много ездила на гастроли по стране и за рубеж, и где бы ни выступала, залы всегда были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская манера певицы, ее умение артистически "распоряжаться" своим от природы высоким голосом.

Каждая песня в ее исполнении - это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придает произведению иногда совершенно необычное, но в то же время очень сильное по эмоциональному воздействию звучание.

Театральным актерам хорошо известно, как иногда трудно после нескольких месяцев работы над одной ролью "входить" в другую роль. Тамара Миансарова "входила в образ" буквально в течение нескольких минут, причем рождение образа происходило на глазах у зрителя.

Вот на сцене мальчишка с трубой в руке - герой "Песни о маленьком трубаче" О. Крылова и С. Никитина. Всего за три минуты зритель проходит с артисткой по полю сражения, вместе с ней до боли в пальцах сжимает воображаемую трубу... Минутная пауза - и в зал полились задорные слова "Молодежной песни" И. Дунаевского и Лебедева-Кумача. Певица вкладывает в эту песню столько своего темперамента, энергии, жизнерадостности, что старая песня обретает новое звучание. В результате музыка в буквальном смысле заполняет зал, а по нему идет юная счастливая девушка и поет задорную песню радости. Но вот уже нет этой радостной девушки, а есть героиня песни Ю. Соболева "Баллада о цыганке Мариуле", бесстрашной разведчице, даже перед лицом смерти не склонившей гордой головы. Заканчивается лирическая песня "Для тебя" - и уже перед микрофоном стоит девочка и детским, чуть резковатым голоском поет песню "Зачем?"...

Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.

Всего в репертуаре Тамары Миансаровой более 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Первые шаги" ("Топ-топ, топает малыш"), "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик" ("Руды-рыдз"), "Давай никогда не ссориться", "Черный кот", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Береза", "Руки" и многие, многие другие.

Громкую популярность певицы не смогла пригасить даже непонятная ситуация, когда в начале 1970-х годов вокруг нее образовался какой-то вакуум. Певица вдруг стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнесся слух, будто певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для нее закрытыми.

Тем временем Миансарова продолжала много ездить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и поселках, в клубах горняков и даже в конторах шахт, и более благодарной и отзывчивой публики, по ее словам, не встречала. Поэтому особенно дорог ей нагрудный знак "Шахтерская слава", которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но работать ей все равно не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.

Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.

Тамара Григорьевна вновь популярна, а ее творчество востребовано. Артистка проводит многочисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы ("Нам рано жить воспоминаниями" А. Мажукова на стихи В. Меньшикова, "Я - акация" А. Билаша на стихи Л. Татарченко, "Моя глубинка" Я. Френкеля на стихи И. Гофф, "Кони привередливые" В. Высоцкого, памяти В. Шукшина "Калина черная" Б. Киселева на стихи А. Жигулина). Недавно вышел компакт-диск старых популярных песен Миансаровой в новой аранжировке музыканта и композитора, ее сына Андрея Миансарова. Ее приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля "Золотой шлягер", была почетным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.

С 1988 по 1996 год Т.Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Ее учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. Ныне она преподает в доме творчества молодежи "На Таганке".

В свободное время увлекается вязанием, шитьем, профессионально занимается выделкой меха, любит рисовать.

Живет и работает в Москве.

Песню «Черный кот» поют часто совершенно разные люди. А ведь это показатель популярности исполнителя! Тамара Миансарова однажды спела – и песня «пошла в народ», да так здесь и осталась. А у певицы получилась долгая интересная жизнь.

Тамара Григорьевна Ремнева (первая фамилия певицы) родилась 5 марта 1931 года в украинском городе Зиновьевске (теперь Кропивницкий), в семье, где ценили песни. Впервые Тамара вышла на сцену в 4 года. Отец был артистом театра, мама работала на заводе, но выиграла конкурс вокалистов и переехала с дочерью в Минск, став оперной певицей.

Официальный сайт

Детство Тамары прошло в Минске, там же застала ее война. Училась в музыкальной школе при Минской консерватории. В 1951 году Тамара поехала в Москву, поступила на отделение фортепиано в консерваторию. Однако она так хорошо пела, что через год ее взяли и на вокальное отделение. После окончания консерватории в 1957 году работала концертмейстером, но жизнерадостной девушке явно мешали рамки классического исполнения. Ей хотелось большего.

Карьера эстрадной певицы

В 1958 году на III Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Миансарова получает третью премию. Далее она выступает с концертами. Солирует в Мюзик-Холле, в спектакле «Когда зажигаются звезды».

Руководитель джазового квартета Игорь Гранов в 1958 году искал солистку. Красавица Тамара, с уникальным голосом, высшим консерваторским образованием (по сути – с двумя) и желанием петь, не могла остаться незамеченной. И она стала выступать с квартетом.

И вот с 1958 года начинается новый этап жизни певицы. Теперь интересные факты ее побед выстраиваются один за другим. Будет триумфальное шествие по Советскому Союзу и ряду стран (особенно ее полюбят в Польше). Песни Миансаровой станут звучать из каждого раскрытого окна, песня "Глаза на песке" заставит прослезиться не одну поклонницу ее таланта.

В 1962 году коллектив в составе делегации советских артистов едет на VIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки. И песня Л. Лядовой и Б. Брянского «Ай-люли» в исполнении Тамары Миансаровой так зацепила сердца зрителей и жюри, что певица получила первую премию и золотую медаль.

Через год, в 1963, Миансарова отправляется в Сопот, на Международный фестиваль песни, задолго до того, как там покорила публику . И здесь стала победительницей. Она спела «Солнечный круг» так, что зал почувствовал все, что можно было выразить этой песней: и страх маленькой девочки, очутившейся среди ужаса оккупированного Минска, и стремление людей к миру, и желание счастья для каждого человека, независимо от веры, национальности и гражданства. С той минуты Миансарова стала кумиром польских слушателей, снялась в музыкальном фильме, давала концерты, записывала диски, а песня превратилась в ее визитную карточку.

С 1964 года Тамара Миансарова – популярная исполнительница в Советском Союзе. Для нее собрана группа «Три плюс два» Леонидом Гариным. Ее с восторгом встречают, фото раскупают вмиг. Она поет в новогодних передачах «Голубой огонек».

И снова польская слава из Сопота обогрела Миансарову своими лучами – песня «Рыжик» (кавер-версия песни полячки Хелены Майданец «Rudy rydz») стала супер популярной в нашей стране. А через год появился и «Черный кот» (Авторы – Ю.Саульский и ).

Закат карьеры

В 1966 году среди 6 социалистических стран Европы проходил песенный фестиваль. СССР, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария и Польша принимали у себя певцов, в каждой стране по туру с песней этой страны. Тамара Миансарова выиграла 4 тура из 6 и оказалась победительницей этого музыкального марафона. Так продолжается до 1970 года. А потом ее просто перестали приглашать в эфир, на концерты, прошел негласный запрет на Миансарову, как иногда бывало с артистами.


Официальный сайт

1970-ый год принес полное разочарование. По словам самой Миансаровой, карьеру ей сломал один высокопоставленный чиновник, постоянно и безрезультатно ее преследовавший. Не стало концертов, исчезли песни из эфира радио и ТВ. Миансарова была вынуждена уволиться из Москонцерта и уехать из Москвы. Далее была Донецкая филармония. 12 лет поездки с концертами по Украине. Тамара Миансарова пела во многих шахтерских городах, в 1972 году получила звание Заслуженной артистки Украинской ССР.


Официальный сайт

Возвратившись в 1980-х, певица, которую носили на руках и плакали от звука ее живого голоса, артистичного исполнения каждой песни, уже не смогла подняться до прежних высот, но и сейчас ее любят и с удовольствием слушают в нашей стране. К этому времени в Киеве сняли фильм про певицу в молодости, а в Польше журнал «Панорама» объявил 4 самых популярных певцов за 25 лет. Ими стали , Готт и Миансарова.


Официальный сайт

Однако на родине былого блеска и популярности уже не получилось. Были концерты, но гораздо меньше, чем прежде. Миансарова учила вокалу студентов в в ГИТИСе, приглашалась в жюри конкурсов, участвовала в программах, посвященных ретро-музыке, получила звание Народной артистки России в 1996 году, написала книгу.

В 2016 году отметила свое 85-летие.

Личная жизнь

Яркая певица, жизнерадостная брюнетка, Тамара Миансарова всегда пользовалась успехом у мужчин, четырежды была замужем, появились дети. Она прожила достаточно бурную жизнь, о которой написала в своей книге.


Первый муж – Эдуард Миансаров был другом детства певицы и отцом ее сына Андрея, после рождения которого молодая семья распалась. Далее короткий брак с Леонидом Гариным, погибшим через полгода после свадьбы. С Игорем Хлебниковым, своим администратором, Тамара Миансарова прожила дольше, появилась дочь Екатерина.

Последние 30 лет ее муж - Марк Фельдман. Внуки: Андрей, Тамара и Анна. Увы, талант мамы и бабушки им не передался.


Официальный сайт

На склоне лет семья Миансаровой оказалась замешанной в скандалах с квартирами и взаимоотношениями с детьми.

Смерть

Вечером 12 июля 2017 года, в среду, в Первой градской больнице Москвы. По словам Марка Фельдмана, за неделю до этого Тамару Григорьевну госпитализировали с воспалением легких. Врачи пытались спасти певицу, однако болезнь оказалась сильнее.