Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Святая мелания елецкая чем помогает. Мелания затворница презентация к уроку по краеведению на тему. Восстающий из руин

Мелания (Пахомова) ( - ), затворница Елецкого Знаменского монастыря

Родилась в г. в слободе Ламской Елецкого уезда Орловской губернии, в бедной благочестивой семье. Трудолюбивая, молодая и красивая девица Мелания с юных лет возлюбила Господа. Она избегала мирских удовольствий, часто проводила время в храме. Когда после смерти родителей ей предстояло вступить в брак, она тайно покинула дом и в году поселилась послушницей в Знаменской обители на Каменной горе . Узнав о местонахождении Мелании, родные настойчиво просили её вернуться домой и вступить в брак, в противном случае грозились лишить её наследства. Но она осталась непреклонна.

В Знаменском монастыре Мелания подвизалась 58 лет в непрестанном посте и молитве. Из пищи принимала лишь хлеб и воду. Носила всегда ветхую одежду с частыми заплатами.

Двадцать два года в монастыре жила с Меланией младшая сестра ее Екатерина. По кончине ее Мелания начала юродствовать , но начались искушения, и ее отговорили от подвига юродства современные ей подвижники: о. Иоанн Жданов, Иларион Троекуровский и юродивый Иоанн Каменев.

6 августа г. Мелания, приобщившись Святых Христовых Тайн, приняла на себя добровольный подвиг затворничества . С этого момента до самой кончины (17 лет) она не выходила из своей кельи, усилив свои духовные подвиги. Она стяжала дар прозорливости и духовного врачевания телесных и душевных недугов.

Скончалась 11 июля года. Она найдена лежащей на полу своей келии, с лицом, обращенным к образу Спаса Христа. Похоронена вблизи соборной Знаменской церкви.

Дивные знамения сопровождали ее кончину. Виден был путниками, возвращавшимися из Задонска, огненный столп, стоявший над Каменной горою. Совершались многочисленные исцеления больных. Многочисленные чудеса, истекающие от ее гроба, побудили монастырское начальство завести особую книгу для их записи, а почитатели блаженной соорудили над ее гробом чугунный памятник-часовню.

Видео

Елецкая подвижница Мелания затворница. Программа "Свет миру" телеканала "Союз"

Владимир Губанов

Из книги «Православные чудеса в XX веке».

Непридуманные рассказы

Прозорливая Меланья

В Елецком Знаменском монастыре затворница Меланья славилась своей прозорливостью.Как‑то раз монахиня Любовь, которая долго страдала опухолью, ло-мотой и тяжкой болезнью в ногах, по-слала к ней свою послушницу просить её свя-тых молитв.Мелания дала послушнице щепотку чаю и при-казала немедленно напоить больную.На утро больная почувствовала себя лучше и решила, положившись на Господа, больше не беспокоить затворницу из‑за своего здоровья. Спустя некоторое время, уже по другому де-лу она вновь послала свою послушницу к Мелании.

На пути послушница размышляла в себе: «Ис-тинно, наша затворница — угодница Божия!».С этою мыслью и творя молитву, она и постучала в окно Меланьи. Дверь сразу отворилась, и Мелания жёстко сказала ей:

— Как ты называешь меня?! Я нищая, слепая! Если ты будешь так называть меня, забудь сюда дорогу! Скажи больной монахине, пусть через не-дельку купит калачиков, да сама ко мне и принесёт.

Так и сбылось. Больная выздоровела без ле-карств, к удивлению всех, и в назначенный день сама принесла калачи своей исцелительнице.

Подарки хорошие и плохие

Две женщины пришли к Мелании просить её мо-литв и благословения.

Одна из них, бедная, приготовила ей калач и со-вестилась, что ничего, кроме этого, не может ей больше предложить. Другая, чтобы угодить Мелании, накупила всякой снеди — калачей, кренделей… Однако помышляла в себе: «Куда ей столько?».
Только подошли они к её окну и, сотворив мо-литву, постучались, как дверь распахнулась, и Мелания ска-зала, обращаясь к первой:
— Что‑то я проголодалась, дай‑ка мне твой калач, — и поце-ловала его.
Затем, обращаясь к другой сказала:
— Вот накупила добра! Сухие да чёрные! Ешь са-ма, мне они не нужны.
И не взяла их.
По дару и благодарение. Какою мерою меряем, такою и нам воздастся от Бога.

Чудо сошествия огня при крещении


Это было в алтайской деревне в 1919-1920-х годах в Православном Храме.
Крестили одного алтайца. Стоял большой чан воды, в которой он должен был креститься… Крёстным отцом у него был его дядя, то-же алтаец, уже крещёный.
Во время чтения священником молитвы с призы-ванием Святого Духа на сию воду, новокрещаемый оставался спокоен, а вот его дядя вдруг в ужасе и удивлении закричал:
— Это и со мной так было?! Это и со мной так было?!
Оказывается, в этот момент он увидел, как -из-под ку-пола церкви на воду в чане сходит огонь.
После крещения крестивший священник подробно расспросил крестника о происшествии и доложил архиерею. Тот послал отца Инно-кентия расследовать это дело под присягою. Всё подтвердилось.
Дух Святой в виде огня сошёл на воду, как на апостолов в день Пятиде-сятницы.

(Из книги: «О вере, неверии и сомнении», митрополит Вениамин [Федченков], 1992 г.).

«Есть, есть, есть!»


В Москве во время гражданской войны жили две сестры — Ирина и Анастасия.
В их квартире жила ещё их подруга Надежда, она была маловерная, не тверда в вере Христовой.
Анастасия ушла на фронт медицин-ской сестрой, там она заболела сыпным тифом и умерла. Когда Ирина и Надежда получили горестное из-вестие о смерти Анастасии, у Надежды появилась мысль: «Вот если бы пришла ко мне Настя и сказала, есть ли что в том мире или нет».
В ту же ночь Ирина видит во сне свою покой-ную сестру Анастасию, и та говорит ей:
— Скажи Наде: «Есть, есть, есть!».
И она исчезла.
Проснувшись, Ирина недоумевала: «Что это значит? Что озна-чают эти непонятные слова?».
Когда она рассказала Надежде свой сон, та по-бледнела и в изнеможении опустилась на стул. Она по-лучила ответ на свой вопрос, что тот мир действи-тельно существует.
По промыслу Божию Анастасия явилась не самой На-дежде, а сестре Ирине, которая не знала о мыслях Надежды. Это ещё больше убедило последнюю: тот мир есть!


Причастники и соборники

Рассказ матушки Елены (служительницы церкви Рождества Богородицы села Никольско-Трубецкого Московской области).


У одной благочестивой женщины умер родственник. Она молилась Богу о его спа-сении, чтобы по смерти уна-следовал он Жизнь вечную, регулярно заказывала сорокоусты, панихиды, подавала записки о его упокоении… В общем, де-лала всё, что только могла. Не ведая о его судьбе в том мире, она очень мучилась и смиренно просила:
— Господи, если угодно Тебе, открой мне, что стало с ним после смерти, где он?
И вот однажды, через несколько дней после такого обращения к Богу, она видит сон: длинная-предлинная очередь, и очередь эта куда‑то движется, народ куда‑то идёт, колонной. А в конце идут какие‑то оборванные, неопрятные, очень измождённые люди… И в самом хвосте колонны, поза-ди всех плетётся её покойный родственник. Она спрашивает его:
— И ты идёшь?
— Иду, — ответил он грустно.
— Что же ты так отстаёшь? — спросила она.
Он вздохнул и сказал, указывая на идущих впе-реди:
— Да то кто? Всё причастники да соборники. А я — кто?.. — И он горестно махнул рукой…
Велика сила Православных Таинств! И здесь, и на том свете — как помогают! Бог один везде!..
Православный ловит рыбу

Эту историю рассказал священник, отец Ио-анн из балашихинского храма Рожде-ства Богородицы. Произошла она на Украине в то время, когда она ещё не отделилась от Советского Союза. Его дядя отправился на рыбалку. В том месте живёт много неправославных: католиков, униатов, членов самых различных сект.
Приходит на речку. Раскладывает удочки. Всё крестит истово, по‑православному. Крестит и реку перед собой. Проходит несколько минут — и на крючке болтается рыба. Он снимает её с крючка, снова закидывает удочку, крестится. Опять рыба. И так одну за другой… Неподалёку ловят и другие рыбаки. Но у них не клюёт. Некоторые подсаживаются к нему поближе, но из этого всё равно ничего не выходит. Наловив полный садок, он, победоносно посмотрев на инославных, идёт домой. Они садятся на его место, но у них всё равно не клюёт.

«Я думаю, — говорит отец Иоанн, — что это было для назидания им, неправославным, а не потому, что мой дядя такой уж благочестивый. Этим чудом Господь хотел показать, какая вера по‑настоящему истинная».

«Ей суждено было, многое претерпев, стать истинным украшением процветшего здесь в веке XIX цветника духовного »

24 июня 2016 года исполнится 180 лет со дня кончины великой подвижницы и молитвенницы монастыря затворницы Мелании.

История Меланьи Затворницы заслуживает особого внимания. Её жертвенность, аскетизм, духовные подвиги, борьба с искушениями, высокая нравственность могут служить поучительным примером.

Меланья Пахомова родилась в 1759 году в бедной семье в Ламской слободе Ельца. Родители её рано умерли, оставив старшим в семье брата Меланьи. Она с детских лет тянулась к иноческой жизни. Посещала монастырь, слушала монахинь и уговаривала брата отпустить её к ним навсегда. Но брат и думать не хотел об этом. Кроме того, Меланья заботилась о своей младшей сестре — Екатерине, болезненной и слабой от природы. Три года после смерти родителей Меланья работала в доме, помогая во всём брату. В свободные часы она бегала на место сгоревшего женского монастыря, где ещё жили старицы в кельях. Здесь она слушала рассказы из Евангелия и Псалмы, которые производили на неё большое впечатление. В один из таких дней Меланья почувствовала страстное желание уйти сюда, на Каменную гору к старицам и жить в келье, молясь Богу. Простая семейная жизнь показалось ей вдруг совершенно противной.

И осенью 1778 года она пришла в общину на каменной горе. Меланья заняла самую ветхую келью, в которой никто не жил, и первая зима здесь показалась ей страшным испытанием. С первых дней своей монашеской жизни Меланья ревностно соблюдала все правила монастырской жизни, и даже более того, аскетизм её превосходил духовные подвиги местных стариц. Питалась она только водой и хлебом, а дни проводила в молитве. Она была неграмотна, но знала наизусть Псалтырь и многие места Евангелия, запомнив их на слух.

Единственной её отрадой были дни, когда приходила в гости сестра Екатерина. Они были рады видеть друг друга и всегда долго беседовали. Меланья никогда не сожалела о своем уходе из дома, напротив, была уверена в правильности избранного пути.

Три года жизни на Каменной горе были наполнены трудностями и лишениями. Однако Меланья становилась сильней в вере, трудности только укрепляли её. Вскоре она познакомилась с Тихоном Задонским, который был поражен её аскетизмом.

Сестра Меланьи всё чаще приходила к ней, так как жизнь её в доме брата была довольно тяжелой. Придя однажды к сестре, Екатерина решила остаться у неё навсегда. Эта была особенно радостная весть для Меланьи, поскольку сестра была единственным настоящим другом, беззаветно преданным и послушным во всем. Монастырское предание сообщает, что Екатерину старицы прозвали Исидорой, сравнивая со святой подвижницей, жившей в древности и прославившейся своим беспрекословным послушанием.

Молчаливая, кроткая Екатерина стала опорой Меланьи в её жизни, теперь вместе они несли тяжкий крест благочестивой жизни. Рассказывали о том, что жизнь сестёр была наполнена сплошными молитвами с потоками слез. Старицы дивились такому благочестию юных Меланьи и Екатерины. Между тем сёстры менее всего думали о земной жизни. Старая их келья приходила в ветхость. Приезжавшие к старицам люди дивились тому, как можно было жить в таком доме. Когда сёстрам давали милостыню, они все раздавали, ничего не оставляя себе. Даже подаренные им шубы они считали греховной одеждой и редко использовали. Когда Меланья и Екатерина посетили в Задонске святителя Тихона, они просили его благословения на изучение грамоты, чтобы читать святые книги. Тихон запретил это делать. «На что вам учиться по книгам? — сказал святитель, — Вас благодать Божья свыше научит».

Меланья очень строго относилась к себе и требовала того же от сестры. Рассказывают, как однажды монахиня из соседней кельи угостила их огурцами. Обрадованная подаркам Екатерина, разломив и посолив огурец, собиралась его съесть, как вдруг Меланья с укором сказала ей: «Что ты делаешь?! Это плотоугодие! ». Немедленно Екатерина бросила огурец на землю. Не выдержав тяжелой жизни, Екатерина скончалась в 1804 году.

22 года сёстры прожили в одной келье, и Меланья сильно скучала по сестре. Наконец, Меланья решила принять на себя юродство, которое исполняла столь усердно, что многие ельчане принимали её за безумную. В эти годы, как сообщает нам житие, Меланья подвергалась всяческим искушениям, но она, однако, не поддавалась обольщению. Искушения Меланьи были плотские и подступали к ней незаметно. Это и появившаяся вдруг привычка к питью чая, гордыня, явление бесов под видом ангелов и прочее. Пост и молитва помогали Меланье в борьбе с искушениями. Келья, в которой жила Меланья, была так ветха, что даже мох, которым заросли стены, осыпался, а труба никогда не закрывалась, и потому жила она в постоянном холоде.

Вскоре Меланья оставила свое юродство и приняла другой еще более тяжёлый путь — обет добровольного затворничества. 6 августа 1819 году она навсегда заперлась в своей ветхой, полутемной и холодной келье. Подвиг затворничества — один из самых трудных в православном христианстве, решались на такой способ немногие святые подвижники.

Слух о затворнице на Каменной горе начал распространяться повсюду, и уважение к Меланье ельчан усилилось еще больше. К ней шли люди из Ельца и окрестностей, считая, что она имеет дар исцеления от болезней. Ей приносили большую милостыню, но она ничего не оставляла себе, выбрасывая всё подальше от кельи в окно. Вскоре руки Меланьи покрылись язвами, которые неустанно кровоточили.

Однако искушения, посылаемые ей в виде бесов и плотских желаний, были не так сильны, как зависть к ней со стороны некоторых стариц. Особенно долго досаждала Меланье монахиня Елпидифора, которая старалась сделать всё, чтобы затворница вышла из своей кельи. Она страстно желала доказать, что Меланья не святая, а самая обычная, гордая и заносчивая женщина. В начале она положила ей под окна больную родственницу, бесконечно стонавшую день и ночь, уверяя, что здесь, на солнце и свежем воздухе, ей будет лучше. Многие монахини ждали, что Меланья выйдет из кельи, не выдержав такого соседства, однако затворница так и не появилась. Наступала осень, и больной родственнице Елпидифоры нельзя было оставаться на улице. Тогда завистники решили привязать под окном ветхой кельи козу. Голодное животное без конца блеяло и мешало молитве и сосредоточению Меланьи.

Жизнеописание так описывает этот случай: «Бедное животное, привыкшее к свободе, блеянием своим горько выражало свою неволю, и до того надоело уединенной затворнице, что ей оставалось дать место злобе и уйти из своего затвора…». Не выдержав, Меланья вышла из кельи и отломала загородку от окна, освободив козу. Здесь ей представился во всей своей красоте ясный солнечный день. На миг задумалась она о своём отшельничестве. Но этого только и надо было завистливым к ней соседям, которые давно подстерегали её. Елпидифора, а за ней и другие «с воплями как безумные» накинулись на Меланью, опрокинув на земли и избивая её. Затем монахини втолкнули ее обратно в келью. Устыдившись своего поступка, старицы решили отправить Меланью в Орёл в дом для умалишённых, объявив её безумной, но настоятельница не дала этого сделать.

Таким образом, путём смирения и унижения шла блаженная Меланья по жизни. Последние её искушения были связаны с видениями бесов, которые приходили к ней каждую ночь. Однако затворническая жизнь обернулась для Меланьи духовными дарованиями. Ельчане считали, что она имела дар предвидения и исцеления больных, часто обращались к ней за советами в решении своих житейских дел.

Высокая подвижническая жизнь смиренной отшельницы низвела на нее благодать Божию и праведный Бог щедро обогатил Свою избранницу и верную рабу. Она могла прозревать будущее. В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, она силою молитв наставляла многих на правый, спасительный путь.

24 июня 2016 года по окончании Божественной Литургии будет отслужена Панихида по великой угоднице Божией затв. Мелании. Приглашаются все желающие, вместе помолится и почтить ее память. Молитвами затворницы Мелании спаси нас Господи!

Иеромонах Афанасий Медведев-Таврический.
Благословенный лик Придонья (часть II) — Липецк, 2000.

Преподобная Мелания затворница
Елецкая, старица (+ 1836 г.)

Любя безмолвие, созерцание, ты с юности спешила в храм. Ты, преподобная Меланья, блюлася и греховных ран. Молитвою встречая утро, спасения искала суть. И непорочный, целомудрый в девицах избрала ты путь.

С тобой жила Екатерина, вдвойне любимая сестра, в обители богохранимой для вас была светла пора. Юродство во Христе оставив, ушла в пожизненный затвор - нередко в Ангельския стаи твой проникал духовный взор.

Себя смиряла власяницей, молитвой долгой и постом, и легко-крылой голубицей душа парила над Ельцом. Терпела клевету, злоречье: враг неприязненный не спал.

К концу клонился жизни вечер, тебя Жених Предвечный ждал…

И по Господнему веленью тебя объял последний сон… Несешь ты верным утешенье, и от недугов исцеленье и утешаешь горький стон. И огненным столпом дивились в ту полночь люди над Ельцом. Нам испроси у Бога милость, молись о нас перед Творцом!

Смогу воспеть тебя едва ли я, твой след досель неизгладим и свет доныне негасим, трудолюбивая Меланья, — пришли хвалу делам твоим!.. Ты возлюбила подвиг тесный, красу души искать взялась, Христовой стала ты невестой. Она всесильна Божья Власть!

Усердный труд Уединенье. Ты, как над сотами пчела. Серьезна жизнь, невесела; имея о душе раденье, нектар духовный собрала, — любосмиренна и светла. И, согреваясь верой крепкой, молитву знала, Божий храм. И в том отшельничестве редком душевный свободилась ран.

Ты обрела Господню милость: в Елецкой Каменной горе навек Мелания вселилась в девичьем том монастыре. Как стража на часах,- трезвенье. Тебе хотелось выше стать, принять от Спаса озаренье, в молитвах испытать горенье, стяжать Христову благодать.

Терпенье — в подвиге едином. И очищение души. Жила с тобой Екатерина- как две свечи вы хороши! И расцвела обитель Знаменья: Боголюбивая Мелания, знать, тако восхотел Христос. Струился на горе той Каменной родник молитвы, светлых слез…

Послушная премудрым старицам ты от зари и до зари Затвор. А в келье останется? — кувшин воды. И сухари. Одежда ветхая, в заплатах. И лишь по праздникам — калач. Какая узкая палата! Каков он, неутешный плач!

И в житии том достохвальном минуло целых двадцать лет. Смерть Катерины. Год печальный. «Иди одна стезей побед!. Суровый подвиг. Пост. Лишенья. Жесток, но радостен затвор. Ты для врага была мишенью. Всезлобен он. И искушенья. С великим старцем разговор…

Твоя душа все возвышалась. Духовный посещал восторг. В моленьях ночи оставались, но вот опять алел восток. И тою бодренной молитвой ты от Христа стяжала дар. И вражья нипочем ловитва, горяч и славен твой удар. Труды пред Господом немалые, заступница всего Ельца, Боголюбивая Мелания, — нам испроси к себе внимания, благословение Творца. Молись о нас с тем же старанием. И Спас не отвратит Лица, нас не оставит без венца!

28 июля, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира в Михаило-Архангельском храме села Демшинка Добринского церковного округа состоялась Божественная Литургия.
31.07.2019 Липецкая Епархия 28 июля, в воскресной школе Казанского храма города Грязи состоялась встреча прихожан с гостьей из города Ростов-на-Дону Валентиной Феоктистовой,
31.07.2019 Липецкая Епархия 6-ой год подряд в детском археологическом лагере Аргамач, в селе Аргамач-Пальна Елецкого района, проходит православная летняя лагерная смена «Преображение».
30.07.2019 Allelets.Ru

День Крещения Руси Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, духовными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у дошкольников такие черты характера,
29.07.2019 Отдел образования 26 июля руководитель Епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иерей Виктор Архипкин совершил чин освящения поликлиники Областной больницы №2 г. Липецка.
28.07.2019 Липецкая Епархия 21 июля, в праздник Казанской иконы Божией Матери, активисты Липецкого православного общества «Трезвение», действующего при храме преподобного Сергия Радонежского г. Липецка, совершили поездку в г. Чаплыгин.
26.07.2019 Липецкая Епархия

Жизнеописание девицы Мелании затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего монастыря

Краткая история Елецкого женского монастыря на Каменной горе

Орловской епархии при городе Ельце находится уединенная Каменная гора. Она с южной стороны отделяется от города речкою Ельником, а с восточной и северной - сухим каменистым рвом, прозываемым "Сухой лучек". В прежнее время гора эта вся была покрыта лесом и привлекала своею тишиною любителей безмолвия, которые и селились на ее отлогости к востоку. Тут же в подгории, на малой каменной равнине к югу, бьет превосходный ключ холодной воды, которую древние иноки назвали святою.

Предание, подтверждаемое и письменными документами, говорит, что с начала здесь жили отшельники монахи, а в 1675-м году здесь был уже монастырь курской иконы Божией Матери* с малыми келиями для монахов. Но не было приличного приюта для стариц-монахинь, которые, за неимением обители, с болезнью сердца и воздыханиями скитались по домам благочестивых жителей Ельца, и для слушания богослужения приходили то в ту, то в другую приходскую церковь г. Ельца. Такое грустное положение благочестивых стариц, между которыми в то время Иулитта была уже игуменьею, обратило на себя сердобольное внимание первого епископа Воронежского и Елецкого, ныне богопрославленного угодника Божия, святителя и чудотворца св. Митрофана. Проникнутый отеческою заботливостью о своей пастве, святитель Христов писал** о столь безотрадном положении Елецких монашествующих к царствовавшим тогда Иоанну и Петру Алексеевичам с сестрою их Софиею; а в 1683 году - монахинь с игуменьею Иулиттою, не имевших монастыря, св. Митрофан поместил в монастырь курской иконы Божией Матери, что на Каменной горе, а монахов из этого монастыря перевел в Елецкий Троицкий монастырь***.

* Материалы для истории и статистики г. Ельца. Д. члена статистического комитета Ридингера, 1865 года.

*** Троицкий Елецкий мужской монастырь существовал с древних времён в г. Ельце; в 1775 году, по ветхости зданий, был переведён в г. Лебедянь, Тамб. епархии, и причислен к Лебедянскому Троицкому монастырю, а в 1831 году снова открыт в городе Ельце по-прежнему, перемещением штата из брянского Петропавловского монастыря. (Истор. росс, иерарх, ч. IV, стр. 83).

Таким образом, 1683 год можно считать годом основания монастыря на Каменной горе, как обители женской. Столь милостивое архипастырское попечение святителя Митрофана о честных Елецких старицах свидетельствуется древними монастырскими актами и письменными документами, хранящимися в подлинниках в архиве елецкого уездного суда за 1697 год.

В этих документах ясно сказано об отдаче Царскою милостию, по ходатайству св. Митрофана, во владение старицам, игуменьи Иулитте с сестрами, не только одной Каменной горы с ее лесом, но еще 20-ти четвертей, пашни и прочих угодий в других окрестных пустошах. Величина тогдашнего их монастыря в этих документах показана: 3 сажени в ширину и 16 сажень в длину. Это пространство и теперь видно; оно покрыто могилами на оконечности горы. Там, на месте бывшей церкви* стоит теперь небольшой памятник, и близ него могила схимонахини Елизаветы, честной супруги схимонаха Митрофана, ученика святителя Тихона задонского, скончавшейся 1765 года, августа 1 дня.

* В упомянутых материалах для истории и статистики г. Ельца Н. Ридингера, на стр. 51-й пишется, что до пожара в этом монастыре были две церкви: одна во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенная монахом Савватием, а другая во имя святителя Николая-чудотворца, построенная Шакловитым, гостем Григорием Шустовым и купцом Моисеем Росихиным.

Из любви к Богу она оставила мирскую жизнь и богатство, также и честное супружество, по взаимному согласию с мужем своим, и довольное время подвижнически пожила на Каменной горе. Общий голос, хотя и по отдаленному преданию, удостоверяет о схимонахине Елизавете, что она была весьма благочестивой жизни. В то время вокруг Каменной горы был пустынный лес, в котором часто укрывались беглые солдаты и разные бродяги: они приходили иногда к дверям келии схимонахини Елизаветы, требуя себе пищи. Она же, милосердствуя о ближних, не страшилась их, как опасных людей, но с кротостью, как братьям, подавала им хлеб и овощи, по заповеди Христовой: просящему у тебе дай (Мф. 5,42).

По кончине сей благочестивой схимонахини Елизаветы, задонский подвижник Никандр Алексеевич Бехтеев возымел столь великое уважение к добродетельной ее жизни, что по просьбе его, благословением святителя Тихона, над ее могилою, на Каменной горе, был устроен памятник в виде высокого красивого столпа с прекрасным фонарем на верху, внутри которого пред малым Распятием теплилась неугасимая лампада*. Утвержденный благословением святителя Митрофана и одаренный царскими милостями великих Государей
Иоанна и Петра Алексеевичей, этот первый женский монастырь на Каменной горе продолжал существовать около ста лет, в благоустроенном порядке и изобилии**.

* Памятник этот, по приказанию Орловского епископа Никодима, был снять 1847 года и заменен обыкновенной) чугунною с надписью доскою, которая и доселе скромно покрывает эту достопамятную могилу.

** Это можно видеть из подписи богослужебных книг, сохранившихся доныне. В книгах Минеи февральской и июльской 1696 года сделана надпись рукою некоего подьячего Ивана Савельева, сына Коротиева, по прошению игуменьи Иулитты, что она мирским подаянием выменяла эти книги для своего монастыря Знамения Пресвятой Богородицы, что на Каменной горе. А это приобретение тогда дорого стоило, и по редкости печатных книг, и по скудости денег.

Чудесное незлобие

11 / 24 июня – память Елецкой затворницы Мелании (Пахомовой)

Девица Мелания Пахомова родилась в 1759 году в бедной, но благочестивой семье. Пред кончиною родители заповедали старшему сыну заботиться о доме и малолетних дочерях – Мелании и Екатерине.

Мелания еще прежде совершенных лет почувствовала влечение к иноческой жизни. Трудолюбивая, словно пчелка, молодая и красивая собою, она часто ходила на Каменную гору и, возвращаясь домой, уговаривала брата отпустить ее в монастырь. Но доброе дело не совершается без испытания, и брат Мелании захотел выдать девицу замуж. Однако в день, назначенный для помолвки, возлюбившая не земного, но небесного Жениха Господа подвижница скрылась из дома на три дня. После этого случая брат отпустил ее в обитель, в денежной же помощи отказал. Но в сердце юной Мелании утвердилась непоколебимая вера в Промысл Божий, и она, помолившись, взяла с собою только то, что служило ей вседневным одеянием. Это было осенью 1778 года, когда Мелании не исполнилось еще и 20-ти лет.

Водворившись на Каменной горе, не обнесенной тогда никакою оградою, кроме густого леса, среди которого, молитвами и благословением святителя Тихона, возрождался девичий монастырь, блаженная Мелания день и ночь ревностно подвизалась в посте и молитве и с горячею верою и покорностью смиренно принимала добрые внушения честных стариц. Она трудилась и радовалась, проходя различные послушания и соблюдая в тайне постоянную молитву и молчание уст. Дух ее горел желанием подвигов. Вскоре она сподобилась принять благословение святителя Тихона, которого после многократно посещала.

Спустя несколько лет, младшая сестра ее Екатерина была принята в монастырь и помещена к Мелании. Поистине, жительство их было чудным и достохвальным! В келии, кроме кувшина с водою и малого запаса сухарей, ничего не имелось. Их ветхая одежда часто поновлялась заплатами, но при этом содержалась в опрятности и чистоте. Сестры имели обильный источник слез и плакали ежедневно о грехах своих. Во время святой Четыредесятницы Мелания и Екатерина вкушали лишь сухари с водою, и то только в субботу и в воскресенье, а в прочие дни безмолвие, плач и молитва к Богу насыщали и увеселяли души добрых подвижниц. Приобщение Святых Божественных Таин бывало у них наравне со старицами во все посты, а иногда и дважды в пост. В остальное время года они постились умеренно, то есть вкушали мягкий хлеб, но редко прибавляли к нему что-либо другое, кроме соли и воды. Однажды монахиня Евагрия принесла им свежих огурцов. Екатерина разрезала огурец, посолила и хотела есть. Мелания же тихонько тронула ее за руку и сказала: «Что ты делаешь? Это плотоугодие!» «Прости, матушка сестрица! Я забылась», – ответила Екатерина и отложила овощ в сторону.

Двадцать два года прожила Екатерина на Каменной горе. По кончине ее Мелания затосковала и долго не могла прийти в душевное спокойствие. Чтобы избежать докучливых посещений и расспросов, она приняла на себя подвиг юродства. Но, по попущению Божию, враг рода человеческого, злобствующий на подвижницу, готовил ей разные сети в надежде погубить ее самомнением. В одну ночь Мелания, утомившись от борьбы со сном, присела у дверей своей келии и забылась. Вдруг ей показалось, будто огненная колесница с крылатыми конями спустилась на землю и юноша в белой одежде подошел к ней и сказал: «Прииди, о возлюбленная Богом, и восприими мзду трудов твоих. Бог послал меня, Ангела Своего, вознести тебя в райские селения, где ожидает тебя сестра твоя Екатерина». Мелания, услышав о сестре, так обрадовалась, что забыла оградить себя крестным знамением. Ей представилось, что она взошла в колесницу и крылатые кони понесли ее по воздуху к великолепному дому, около которого белоризец высадил ее и хотел ввести внутрь. Тут Мелания наложила на себя крестное знамение, и все внезапно исчезло. Вдали послышался неистовый хохот, и подвижницу объял невыразимый страх. Она увидела себя на краю моста, на самом опасном месте.

С помощью Божией с тех пор она была весьма осмотрительна в своих помыслах, усерднее вооружалась смирением и молитвою и на всякий час остерегалась козней вражиих. Господь послал ей духовную помощь и утешение в лице старца Илариона Троекуровского и двоих его сподвижников. Все они начали увещевать Меланию, обещали молиться о ней и строго наказали оставить юродство, сидеть в своей келии с молчанием и приготовлять себя к затворнической жизни. Мелания вняла наставлениям и решилась испытать себя в новом великом подвиге добровольного заключения.

В день Преображения Господня в 1819 году блаженная приобщилась Святых Божественных Тайн и, помолившись Пресвятой Богородице, закрыла глаза платком и просила одну из послушниц довести ее до келии, объяснив ей, что у ней болят глаза и она не может идти без посторонней помощи. С тех пор она неисходно до кончины своей пребывала в своем полутемном затворническом жилище.

Но подвижницу ожидало испытание многоразличными скорбями. Из всех искушений, постигших блаженную Меланию, одно, на первый взгляд, незначительное оказалось для нее по немощи человеческой самым лютым и едва не расстроило прохождение подвига. Недалеко от затворницы жила сестра обители Елпидифора, которая по зависти бесовской часто поносила ее и своим злоречием соблазняла посетителей монастыря. Она дошла до такой степени ожесточения, что день и ночь всеми способами старалась нарушить безмолвие и досадить Мелании. Долгое время блаженная переносила все с кротостью и, по заповеди Господней, молилась о сестре. Но вот наступила весна. У Елпидифоры тяжело заболела родственница, и она устроила постель стонавшей от боли женщины прямо под окном затворницы и оставила ее там на все лето. Когда же холода заставили переместить больную в келию, Елпидифора на ее место привязала козу и загородила ей выход. Бедное животное своим блеянием так докучало Мелании, что ей хотелось дать место злобе и покинуть затвор. Долго колебалась она, но в конце концов вышла из келии и отломала загородку от своего окна. К несчастью, подстрекаемая бесами соседка увидела это и с диким воплем бросилась на затворницу. К ней присоединились и другие и, как безумные, избили бедную старицу, насильно втолкнули ее в келию и заперли дверь. Вскоре, опомнившись и испугавшись содеянного, они пустили в народе молву, будто затворница помешалась. Этот слух быстро разнесся по монастырю и по городу, и некоторые стали советовать игуменье отвезти блаженную Меланию в Орел, в дом умалишенных.

Тогда-то Мелания познала свою немощь и побеждение от врага. С глубоким чувством раскаивалась она в своем малодушии и нетерпении, смиряясь от всего сердца. После этого случая враг начал сильно нападать на подвижницу ночными привидениями и устремлялся на нее в зверских подобиях. Но Мелания, положившись на Господа, терпеливо все переносила и с сокрушением духа день и ночь умоляла Бога, да не предаст душу ее стужающим ей бесам. И за несколько лет она столь преуспела в любви и смирении, что с радостью благодарила Бога за все.

Высокодуховная подвижническая жизнь Мелании низвела на нее благодать Божию, и праведный Господь щедро обогатил верную рабу свою необыкновенными дарами. Она могла прозревать будущее, находящихся в недоумении о своих обстоятельствах снабжала мудрыми советами и нуждающимся подавала помощь.

Так, в Елецком тюремном замке ею в последние часы своей жизни был утешен узник. Имя этого старца теперь забыто, помнят только, что он страдал безвинно и впоследствии оказался совершенно правым, но судебное оправдание уже не застало его в живых. В тот день, когда он был болен и, чувствуя приближение смертного часа, просил священника, затворница Мелания ранним утром послала нарочного к купчихе Лавровой, приказывая ей отложить чаю и сахару и того сладкого пирога, который та в тот день для себя приготовила, и сейчас же отослать все это в острог болящему узнику. Изумилась Лаврова таким словам: как могла знать затворница даже и то, что у нее в печи? Удивился и болящий узник и со слезами благодарил Бога, когда подали ему от затворницы Мелании именно то, чего он желал, но не смел никому и мысли своей открыть об этом. Спустя несколько часов он умер. Тогда явился другой посланник от купца Перекалина: привез новую одежду, гроб и немного денег. Вручая это смотрителю для погребения новопреставленного узника, посланный сказал: «Все это прислано от нашего хозяина по приказанию матушки затворницы». Свидетели сего были поражены и возблагодарили Бога.

Так прошла жизнь простой неученой девицы, которая возмогла усвоить мудрость духовную. Приблизилось время блаженной кончины затворницы. Наступил пост святых апостолов Петра и Павла, она начала приготовляться к принятию Святых Таин. В день причащения священник шел к ней из церкви со Святыми Дарами, а причетник нес впереди зажженную свечу. Вдруг подул сильный ветер, и свеча погасла. Причетник хотел возвратиться зажечь свечу в церкви, но священник, поторопив его, сказал: «Там зажжем». Когда же прошли весь монастырь и причетник ступил на порог келии затворницы, свеча загорелась сама собою.

Достигшая 77-летнего возраста великая подвижница затворница Мелания отошла ко Господу, Которому усердно служила все дни своей жизни, в ночь с 10-го на 11-е июня 1836 года. Вошедшие в ее келию нашли подвижницу благообразно лежащею на полу, с воздетыми руками, молитвенно и радостно смотрящею на икону Спасителя. Лицо ее было светло и покойно. Дивные знамения сопровождали ее кончину: возвращавшиеся из Задонска путники видели в полночь огненный столп, стоявший над Каменной горою.

После успения подвижницы доставлявшая ей скорби монахиня Елпидифора рассказала следующее: «По кончине блаженной Мелании поручено было мне, как ближайшей соседке, хранить ее келию и, за послушание, вводить в нее приходящих. По зависти вражьей кто-то донес игуменье, что я воспользовалась деньгами, которые подавали усердствующие. Меня оштрафовали монастырским наказанием: не позволили получать милостыню и читать неусыпаемую Псалтирь. Через это я должна была лишиться монастырского пособия и при всегдашней моей бедности терпеть еще большую нужду. Я плакала, просила прощения, оправдывалась, но тщетно. В одну ночь вижу во сне затворницу Меланию, и она говорит мне: „Не плачь. Я знаю твою скорбь. Иди, выполи траву около моей келии, и Господь утешит тебя“. Я встала и, помолясь Богу, тотчас пошла полоть траву около ее кельи. К концу моей работы в углу маленького ее задворка я нашла узелок и в нем несколько серебряных монет. Я заплакала от радости. Не столько деньгам я обрадовалась, сколько тому, что угодница Божия утешила меня своею милостынею. И, к удивлению, я на эти деньги купила все, в чем имела нужду. Но вот что еще более поразило меня: в жизни моей я много оскорбляла ее. И постигшую меня скорбь я уже принимала как заслуженное мною наказание от Бога, а она меня так видимо утешила. Впрочем, она еще и при жизни своей мне все простила: позвала к себе, угощала меня чаем, дала мне подарки и сама просила у меня прощения. И теперь вот как помогла мне в скорби моей!»

Таково незлобие истинных рабов Христовых, что и ненавидевшие их делаются проповедниками добродетели их. И исполняется слово Господне: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят и уразумеют сердцем своим ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

Подготовила Ксения МИРОНОВА

По книге: «Жизнеописание девицы Мелании,
затворницы Елецкого Знаменского на
Каменной горе девичьего монастыря».
Задонский Рождество-Богородицкий
мужской монастырь, 2006.

© ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ. Разрешается перепечатка материалов со ссылкой на источник