Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Сибирские древние люди. Самые страшные кладбища и могилы – фото, реальные истории, легенды, поверья Древнее захоронение человека

Невероятные факты

Мы склонны полагать, будто археологи - это "пыльные" эксперты, которые изучают людей и их культуру с помощью артефактов и человеческих останков.

Но иногда они больше похожи на древних сказителей, которые при помощи найденных древностей рассказывают интереснейшие сюжеты, волшебно переносящие нас в далёкие времена и места.

В историях, представленных ниже, мы перенесёмся в древние миры давно забытых детей. Некоторые истории трогают за душу, другие просто загадочны, а некоторые ужасны.

10. Возрождение Ориенса

В октябре 2013 года на одном из полей Лестершира, Англия, охотник за сокровищами с помощью металлоискателя обнаружил метровый гроб римского ребёнка . Чтобы не говорит о ребёнке в третьем лице, научное сообщество решило назвать его "Ориенс", что означает "восходить" (как Солнце).

Считается, что Ориенс был захоронен в 3-4 веках. Доподлинно неизвестно, сколько лет было ребёнку, но браслеты на руках позволяют предположить, что это была девочка .

Браслеты с руки девочки

Застёжка браслетов

Ориенс, должно быть, жила в богатой семье или её родные имели высокий социальный статус, потому как её нашли свинцовом гробе, который был редкостью в то время, особенно в вопросах детских захоронений.

Гроб внутри

Большинство детей тогда предавали земле, одев в саван (одежда для усопшего). От малышки осталось лишь несколько фрагментов костей. Тем не менее, археологам удалось собрать воедино некоторые подробности её жизни, в том числе и информацию об обществе, в котором она жила.

Они многое узнали, анализируя некоторые смолы, найденные в её гробу.

Молочные зубы Ориенса

По рассказам Стюарта Палмера (Stuart Palmer) из команды археологов Уорикшира (Archaeology Warwickshire ), присутствие ладана, оливкового масла, а также масла фисташковых орехов в почве, найденной в гробу, говорит о том, что Ориенса можно отнести к очень небольшому количеству римских захоронений людей с самым высоким статусом.

Девочка была похоронена по очень дорогим средиземноморским и ближневосточным обычаям.

"Гвозди", которые удерживали внутренние составляющие гроба

Смолы маскировали запах разлагающего тела во время проделывания загробных ритуалов, что, по мнению древних, облегчало переход к загробной жизни. С социальной точки зрения это говорит о том, что жители Римской Британии продолжали следовать континентальным обрядам захоронения, поэтому они должны были импортировать масла и смолы с Ближнего Востока.

9. Секреты ребёнка – певца

Почти 3000 лет назад семилетняя Tjayasetimu пела в хоре в храме фараонов Древнего Египта. Несмотря на то, что большинство секретов девочка унесла с собой в могилу, кураторы Британского музея, где в 2014 году была выставлена её мумия, сумели выяснить некоторые детали о ребёнке.

Доподлинно неизвестно, где она жила и работала, потому что Британский музей купил мумию у дилера ещё в 1888 году. Однако, тело Tjayasetimu невероятно хорошо сохранилось. В 1970-х годах в рамках проекта по реставрации были найдены иероглифы и рисунки под почерневшими от масел повязками на теле.

Инструменты, которыми, возможно, пользовалась Tjayasetimu

Благодаря надписям удалось выяснить её имя и должность. Имя Tjayasetimu, которое означает "богиня Исида победит их", защищает от злых духов. Её работа певицы в храме считалась очень важной для бога Амона.

Неизвестна и причина получения девочкой такой "должности": её голос или семейные связи. Известно лишь, что она была важной персоной, потому как тело мумифицировалось с золотой маской на лице.

Сканирование показало молочные зубы девочки

В 2013 году компьютерная томография показала, что её тело, в том числе лицо и волосы, до сих пор хорошо сохранилось. В связи с отсутствием признаков длительной болезни и травм, она, как полагается, умерла от непродолжительного по времени заболевания, такого как холера.

8. Загадка "канализационных" младенцев

В Римской империи детоубийство широко практиковалось с целью ограничить размеры семьи, потому как надёжных методов контроля над рождаемостью не существовало. Это помогало сохранить дефицитные ресурсы и улучшить жизнь других членов семьи.

К детям в возрасте до 6 месяцев в римском обществе вообще не относились как к людям.

В этом колодце было обнаружено захоронение

Тем не менее, даже зная этот факт, исследователи всё равно ужаснулись, когда в 1988 году в Ашкелоне, на южном побережье Израиля, сделали страшное открытие. Археологи обнаружили в древней канализации, находившейся под римскими банями, массовое захоронение почти 100 детей.

Развалины церкви в Ашкелоне

Большинство найденных костей были нетронутыми, и, по мнению учёных, дети были брошены в канализацию сразу после смерти. Учитывая общий возраст деток и отсутствие признаков заболеваний, причиной смерти почти наверняка служило детоубийство.

По этим костям эксперты определили, что погибшие были младенцами

Хотя римляне больше предпочтения отдавали детям мужского пола, исследователи не сумели найти доказательства того, что они намеренно убивали больше младенцев женского пола. Они не сумели найти этому подтверждение и при исследовании этой находки.

Некоторые эксперты отмечают, что баня над канализацией работала и как публичный дом. Они предполагают, что младенцы были нежелательными детьми женщин древнейшей профессии, которые там работали.

Некоторым младенцам женского пола, возможно, жизнь была сохранена, чтобы они впоследствии стали куртизанками. Несмотря на то, что в Римской империи древнейшей профессией занимались и женщины, и мужчины, всё-таки первые были более востребованными.

Древние археологические раскопки

7. Необычный ребёнок рабочих – металлистов

Около 4000 лет назад в доисторической Британии дети получали задание украшать ювелирные изделия и оружие золотыми, тонкими как человеческий волос, нитями. На некоторых экземплярах на одном квадратном сантиметре дерева располагалось более 1000 таких нитей.

Учёные обнаружили это после того, как в 1800-х годах в районе кургана Буш возле Стоунхенджа была найдена богато украшенная ручка деревянного кинжала.

Найденные тогда же в Буше кинжалы. Равнина Солсбери. Были обнаружены в самой богатой и в самой важной могиле бронзового века, среди всех, когда-либо найденных в Британии

Работа настолько ювелирная, что невооружённым глазом сложно разглядеть все детали. После проведённых исследований эксперты пришли к выводу, что, скорее всего, подростки и дети в возрасте до 10 лет были авторами такого чрезвычайного мастерства на ручке кинжала.

Без увеличительного стекла обычный взрослый человек не смог бы такое сделать, потому что его зрение не обладает достаточной резкостью. Уже после 21 года зрение человека постепенно начинает ухудшаться.

Хотя дети и пользовались простыми инструментами, у них было особое понимание дизайна и геометрии. Однако, за красивую ручную работу они платили высокую цену. Их зрение быстро портилось, миопатия настигала их в возрасте 15 лет, а к 20 годам они уже были частично слепы.

Это делало их непригодными для другой работы, поэтому они вынуждены были полагаться на свои общины.

6. Очень хорошие родители

Полагая, что к неандертальцам отношение со стороны некоторых учёных было не совсем объективное, археологи из университета Йорка решили переписать историю этих доисторических людей. До недавнего времени считалось, что дети неандертальцев проживали опасную, трудную и короткую жизнь.

Однако, команда вышеуказанных археологов пришла к другим выводам после того, как изучила социальные и культурные факторы жизни первых людей по находкам разных времен в разных местах по всей Европе.

"Мнение о неандертальцах меняется", - рассказывает Пенни Спайкинс (Penny Spikins), ведущий исследователь. "Отчасти из-за того, что они спаривались с нами, а это уже говорит о нашем сходстве. Но не менее важными оказались и последние находки. Существует принципиальное различие между суровым детством и детством, проведённом в суровых условиях".

Неандертальский ребёнок исследует своё отражение в воде. Неандертальский музей в Кропине, Хорватия

Спайкинс полагает, что дети неандертальцев были очень сильно привязаны к своим семьям, а семьи были сплочёнными. Он также отмечает, что детей обучали обрабатывать инструменты. В двух местах двух разных стран команда археологов обнаружила камни, которые были хорошо обработаны на фоне других, обладавших сколами.

Они выглядели так, будто дети обучались у взрослых, как делать инструменты.

Хотя нет никаких убедительных доказательств этому заявлению, Спайкинс считает, что доисторические детки «играли в пикабу», подражая взрослым, потому что в такую же "игру" играли люди и большие обезьяны.

При изучении захоронений неандертальских младенцев и детей Спайкинс пришла к выводу, что родители предавали земле своё потомство с большой осторожностью, так как чаще находились сохранившиеся до наших дней останки детей, а не взрослых.

Команда археологов также подчёркивает, что есть свидетельства, подтверждающие факт заботы родителей в течение нескольких лет о своих больных или травмированных детях.

Древнейшие находки археологов

5. Бой скауты Древнего Египта

Чтобы узнать о том, как жили дети в городе Оксиринх Древнего Египта, историки исследовали около 7500 документов предположительно шестого века. В городе проживало более 25 000 человек, а сам он считался римским административным центром своего района, в котором процветала ткацкая промышленность Египта.

Более века назад были найдены артефакты времён существования Оксиринха, после анализа которых историки пришли к выводу, что в Древнем Египте активно работала молодёжная группа бойскаутов, известная как "гимназия", где молодые люди обучались тому, чтобы стать хорошими гражданами.

Мальчики на верблюде. Мозаика периода поздней античности, начало 6 века.

Мозаичный музей Great Palace в Стамбуле, Турция.

На обучение принимали мальчиков, родившихся в свободных египетских, греческих и римских семьях. Несмотря на "богатую" демографию, членство в гимназии ограничивалось 10-25 процентами семей города.

Для мальчиков, оставлявших заявки на обучение в гимназии, - это был переход ко взрослой жизни. Они становились полноценными взрослыми, когда женились в возрасте "слегка за двадцать". Девочки, которые вступали в брак в подростковом возрасте, готовились к своей роли, работая в родительских домах.

Мальчики из свободных семей, которые не попадали в гимназии, начинали работать, будучи детьми, по контракту в течение нескольких лет. Многие контракты были на работу в ткацком производстве.

Римский мальчик с причёской в египетском стиле. Боковая прядь волос отрезана и пожертвована богам перед предстоящей церемонией совершеннолетия. Первая половина второго века нашей эры. Музей истории культуры, Осло.

Историки обнаружили один ученический контракт, заключённый с девочкой. Но, как выяснилось, её случай был уникальным, потому что она была сиротой и вынуждена была погашать долги её покойного отца.

Дети рабов могли заключать такие же рабочие контракты, как и мальчики, родившиеся в свободных семьях. Но в отличие от последних, которые жили со своими семьями, дети рабов могли быть проданы. В таком случае они проживали со своими владельцами. Обнаруженные документы показали, что некоторые детки рабов продавались уже в возрасте двух лет.

4. Загадка "лосиного" геоглифа

В этой истории наше открытие прошлого вызвано любопытством относительно того, что же будет в будущем. Изображения, полученные из космоса в 2011 году, поведали о существовании гигантского лосиного геоглифа (нанесённый на землю геометрический узор) в Уральских горах, который, как предполагается, предшествовал известным в геоглифам Наски тысячелетнего возраста, найденных в Перу.

Тип кладки, известный как "каменный скол", говорит о том, что эта структура могла быть построена примерно в 3000 – 4000 гг. до н.э.

Геоглифы Наски

Структура около 275 метров в длину с двумя рогами, четырьмя ногами и длинной мордой, обращённой к северу. В доисторические времена геоглиф можно было разглядеть с соседнего хребта. Он выглядел как блестящая белая фигура на фоне зелёной травы. Сегодня это место покрыто почвой.

Археологи были поражены продуманностью конструкции. "Копыта лося были сделаны из мелких дроблёных камней и глины", - объясняет Станислав Григорьев, специалист Российской академии наук. "Стены были очень низкими, как я полагаю, а проходы между ними очень узкими. Также ситуация обстояла и в области морды: щебень и глина, четыре небольших широких стены и три прохода".

"Лосиный" геоглиф

Исследователи также обнаружили свидетельства наличия двух мест, в которых лишь единожды разжигали костры. Они полагают, что эти места использовались для проведения важных ритуалов.

Однако, много вопросов осталось без ответов, в особенности таких, как: кто построил этот геоглиф и почему. Нет никаких археологических доказательств того, что культура в тот период была настолько продвинутой, чтобы люди могли построить такую структуру в этом регионе.

Но эксперты полагают, что наиболее интересное открытие касается детей. Им удалось найти более 150 инструментов на месте, длиной 2-17 сантиметров. Они считают, что эти инструменты принадлежали детям, которые работали бок о бок со взрослыми в рамках общественного проекта.

То есть это был не рабский труд, а совместные усилия во имя достижения важной цели.

Археология: находки

3. Дети облаков

В июле 2013 года в высотной области региона Амазонас в Перу археологи обнаружили 35 саркофагов, каждый из которых был длиною не более 70 сантиметров. Небольшие гробы навели исследователей на мысль, что они принадлежат детям таинственной культуры Чачапоя, известной также как "воины облаков", потому что они жили в тропических лесах гор.

В период между 9 веком и 1475 годом, когда их территории были завоеваны инками, Чачапоя основывали деревни и фермы на крутых горных склонах, растили там свиней и лам, а также воевали между собой.

Их культура, в конечном счёте, была уничтожена заболеваниями, такими как оспа, которые принесли с собой европейские исследователи.

О Чачапоя и их детях известно очень мало, потому что они не оставили никакого письменного языка после себя. Однако, согласно испанским документам 1500-х годов, они были свирепыми воинами.

Педро Сьеса де Леон (Pedro Cieza de Leon), который вёл хронику истории Перу, так описал их внешний вид: "Они самые белые и самые красивые из всех людей, которых я видел в Индии, а их жены настолько прекрасны, что из-за их мягкости, многие из них заслуживают быть женами инков и жить в храме Солнца".

Но эти воины облаков всё же оставили кое-что после себя: мумифицированные тела в необычных и странных саркофагах, которые были найдены на высоких уступах с видом на долину. Глиняные гробы были расположены вертикально и по оформлению очень напоминали по декорированию людей: туники, украшения и даже трофейные черепа.

Но никому неизвестно, почему детей хоронили на их собственном кладбище отдельно от взрослых. Также непонятно, почему все маленькие саркофаги «смотрели» на запад, в то время как взрослые гробы были расположены иначе.

Загадочные археологические находки

2. Дары богам озёр

Древние деревни бронзового века раскинули свои просторы вокруг альпийских озёр Германии и Швейцарии. Когда некоторые из деревень были обнаружены в ходе раскопок 1970-х и 1980-х годов, археологи не могли нарадоваться, потому что они нашли более 160 домов возрастом 2600 – 3800 лет.

Это были дома вдоль прибрежной полосы озера, которые оказались затопленными. Чтобы защититься от подъёма уровня воды, жители часто переселялись на менее опасные территории, поближе к суше. Когда же условия улучшались, они снова возвращались.

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении — то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали — возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита). Часто покойника посыпали охрой — вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы. Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе. Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку — это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи. Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев — взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами — это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapiens (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным. Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека. Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55—65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия — кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки — еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы — в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины — оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком — кремневый наконечник, между голенями — кремневый нож, а еще — зубы песца и остатки мясной пищи.

Сложно понять, к какому жанру следует отнести предлагаемый текст. В нём немало интересных моментов, вот только с доказательной базой несколько проблематично.

Однако учитывая, что славяне прибегали к сожжению покойного, можно считать, что автор на верном пути.

Многие годы занимаясь инвентаризацией кладбищ в России, имею крупнейшую базу данных по стране CKORBIM.COM и четкое представление, что трехсотлетние кладбища есть только в Питере, а в целом нашим погостам не больше 200 лет.

Но косточки то человеческие пролежат и тысячу лет, если в каких-то местах десятилетиями хоронить людей. И как это понимать?

В такой ситуации строительство в центральной части страны постоянно натыкалось бы на кладбищенские захоронения и сталкивалось с археологической экспертизой, а массово это не происходит. Мы имеем лишь единичные случаи даже в городах с тысячелетней историей. Почему?

Сами по себе древние захоронения в землю есть, но это либо монастырские могилы служителей культа, либо курганы скифских князей в южной без(с)лесой части страны и на Украине.

А где хоронили обычных жителей страны? Где кладбища XIII, XIV, XV, XVI,XVII, XVIII веков? Либо в силу археологической монополии государства от нас это все скрывается, либо их не было вообще?

Сейчас, для законных археологических исследований нужно просить разрешения в Москве , и табу наложены на многие темы и интересные объекты . Но не возможно скрыть тысячи кладбищ в границах городов с миллиардом похороненных людей за время официальной истории христианства на Руси.

Значит еще двести-триста лет назад основным погребальным укладом был погребальный костер, а страна находилась в формате двоеверия, когда христианство проникло лишь в столицы и западную часть России.

Наша реальная история - это самый большой секрет, и мы сейчас не будем в него особо влазить, просто оценив объективные факты. Миллиарда русских людей похороненных в землю просто нет, поскольку от них осталось бы процентов десять костей в культурном слое крупнейших городов.

Как хоронили до религиозных реформ времен Петра I и смутного времени? Видимо, до XVIII века в России имела преимущественный характер родовая общественная структура, выстроенная на ведических принципах староверия.

В литературе остались описания многочисленных случаев самосожжения под натиском религиозных гонений. Но ничего не говориться о погребальном костре и тризне для умерших людей, в чем усматриваю явную церковную цензуру .

Зачем людям во времена никонианских церковных реформ было уходить из жизни таким страшным способом как самосожжение? Очевидно, для того чтобы выполнить сразу же и все требования погребального обряда, поскольку потом хоронить на погребальном костре уже было некому.

Сожжение еретиков по всей Европе в этом случае представляется как сознательно исковерканный обряд тризны в отношении так называемых "язычников" или староверов. Молот ведьм заботился о нарушении всех ведических правил ухода из жизни с тем, чтобы душа замученного человека не могла попасть в высшие миры.

Предположу, что сожжение "еретиков" на кострах сопровождалось специальными черномагическими обрядами католической церкви.

Таким образом, самосожжение староверов - это тризна, в которой еще живые люди сами себе пели последнюю погребальную песню. Кто-то скорее всего оставался в живых, чтобы проводить обряды на девять, сорок дней и годину.

Соответственно, основным русским погребальным укладом до сих пор остается кродирование или кремация .

Лишь в последние два века похороны в землю взяли верх под давлением государства и окатоличенной церковной системы . Слово православие при этом относится к ведическим верованиям, и состоит из перечисления высших миров Прави и Слави. Но это все нам приказано забыть.

Полное название РПЦ - ортодоксальная, греко-кафолическая церковь. Ортодоксальный - это правоверный, а не православный, ну а замена одной буквы в русском варианте в слове кафолический не должна никого обманывать.

РПЦ - это правоверная, греко-католическая церковь, теперь уже ничего общего не имеющая с русским православием.

Со всем этим связано настороженное отношение РПЦ к кремации, по началу ее отвергали вовсе, хотя исходя из Библии тело умершего человека должно стать ПРАХОМ , а не ТЛЕНОМ . Оно должно сгореть.

Сейчас под давлением объективных процессов в крематориях повсеместно проводят обряды отпевания. На новом витке развития кремация восстанавливает погребальный костер, а наша общая задача состоит в возвращении ТРИЗНЫ, как правильного обряда проводов души в высшие миры.

В своей статье о жизни и смерти я подробно разобрал обстоятельства возникновения кладбищ в Российской Империи, остановлюсь на этом под другим углом, чтобы выйти на главную проблему: а как правильно душе уходить на тот свет, и какое значение в этом играет кремация.

Итак, представим себе сказочную картинку ведической Руси, которая существовала еще триста или чуть более лет назад. Смерть не естественный процесс, все живут долго и счастливо, и никто умирать не собирается.

На каком-то этапе духовного развития люди впадают в летаргический сон, для чего у царей имеются усыпальницы, а у простых людей склепы.

Склеп представляет из себя деревянную конструкцию, склепленную извне специальными креплениями методом клепки. Во сне спящие красавицы находятся много месяцев под контролем жрецов, перестраивают свой организм и после пробуждения практически не стареют.

Проснувшись из летаргического сна, человек легко отбивает изнутри доски склепа, защищающие его от диких и домашних животных, и выходит наружу.

Известная нам жизнь для них выполняет лишь роль первичной стадии: кокона или гусеницы. А после летаргического сна, который обрисован также и в истории с воскресением Иисуса Христа, люди и начинают жить полноценной вечной жизнью бабочки в перестроенном физическом теле.

Общие верования упрощенно можно описать как культ радости и культ предков. Общая организационная основа круговая, властная структура представляет собой матрешку (а не пирамиду). В ней старшие обволакивают и защищают младших, относясь к ним по отечески.

Люди умирают мало и редко, в основном на поле брани. Родовая структура обеспечивает реинкарнацию умерших в том же роду, через обряд оклички. То есть дедушка уговаривается со своими внучатами перед уходом из жизни родиться их ребенком. Оклички выполняют кликуши, окончательно истребленные уже в советские годы.

Любящие люди могут продолжать свой семейный союз во многих жизнях, поэтому если муж скоропостижно погибал, то жена могла войти с ним на погребальный костер, чтобы выйти в новое рождение одновременно, и продолжить свой путь в новой инкарнации.

Просто отнеситесь к этому как к русской сказке о золотом веке, с которой все начиналось, и посмотрите что и как сделали с нами вороги. Погребальный костер в те времена выполняет роль мгновенного уничтожения физического тела, к которому была привязана душа и астральное тело .

Человек - это общность физической и духовной составляющей, после смерти эти связи не разрушаются до момента истления мягких тканей. Кремация приводит к тому, что душу больше ничего не держит, и она с помощью тризны легко направляется по инстанции, а астральное тело становится ангелом хранителем живых родичей.

Через обряд развеивания праха в жилище ангел хранитель четко привязывается к родовому гнезду и выполняет охранные функции для семьи, а все ангелы хранители в совокупности для всей страны.

В этом плане большое значение имеет порог, куда закладывалась значительная часть праха, поэтому здороваться через порог нельзя, и поэтому во время свадьбы жених переносит невесту через порог на руках, тем самым авторизируя ее у ангелов хранителей как составную часть себя, на которую теперь распространяется родовая защита.

Выражения типа "враги на пороге" также характеризуют работу родовой теперь уже защиты в масштабах всей страны, Родины.

Эту непобедимую социальную структуру наших предков, которые могли жить веками в молодом теле в итоге победили.

В результате гигантских катаклизмов и Потопа большая часть русов была уничтожена, а оставшихся зачистили международные вторжения, известные нам как подавление генералиссимусом Священной Римской Империи Суворовым Пугачевского восстания и война с Наполеоном.

Люди старшего поколения у нас повсеместно не знают как звали деда их деда, поскольку в какой-то момент нас почти полностью истребили, а оставшихся детей латинянские палачи (кат - палач, резать) воспитали в новой традиции.

Дали новые имена, религию смерти вместо культа предков, новую одежду, праздники, музыкальные инструменты, календарь, летоисчисление, историю, продукты питания, обряды погребения и т.д.

Ни одно слово в современной погребальной культуре никак не связано с его реальным смыслом, потому что все эти слова в рамках русской культуры означали вообще другие вещи, не относящиеся к смерти физического тела. Что означает само слово погребальный или погребенный исходно?

Погреб - это специально оборудованное место для долговременного хранения в земле чего-то ценного. При чем тут смерть и мертвое тело? Его кто-то собирался доставать к определенному сроку?

Нет. Кладбище - это место с большим количеством кладов, а клад - это что-то важное спрятанное на время от посторонних глаз. Что такое похороны и хоронить? Первое значение прятать и прятаться, второе значение схоронить=сохранить. Попытайтесь вставить смерть во все эти слова - и ничего не выйдет.

Теперь сам термин смерть. Корень то в нем МЕРА , смерить, умерять, измерить, умереть, умерить - однокоренные глаголы, которых почему-то нет у смерти с корнем смерть.

Смерть исходно - это смена мерности в которой пребывает человек, переход в иное измерение. А нам от ПЕРЕхода оставили только Уход из жизни, и в итоге вообще свели все вопросы к биологии, к остановке жизнедеятельности организма.

Илюстрация процесса разделения сущности и тела после смерти. Из книги Н.Левашова «Последенее обращение к человечеству »

Слова усопший и покойник никак не относятся к гибели организма. Усопший, усыпальница, спальня и успение связано со сном, скорее всего долговременным летаргическим сном, обеспечивающим фазовый переход человека в новое физиологическое состояние. В какой-то момент сон сделали вечным и приравняли к смерти и туда же прикрутили покойника и почившего.

У покоя прослеживается два смысловых ядра. Первое связано опять же со сном, когда покои близки к спальне, где люди отдыхают. Почивший в опочивальне - это тоже разновидность спящего.

Слова усопший, спящий, почивший, опочивший, (и возможно) покойный раньше имели разные смыслы скорее всего относясь к разным видам сна. Нужно понимать, что в русском языке исходно синонимов не было, они образовывались лишь с утратой каких-то объектов и явлений, когда слова оставались в языке и прилеплялись к чему-то близкому.

Второе смысловое ядро покоя - это спокойствие , как состояние разума (системы), в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

В данном случае речь идет о балансе и равновесии, а не о нулевом уровне, когда никакое восприятие уже не возможно. Покоиться с миром означает быть с ним в позитивном резонансе, а не потерять все взаимосвязи.

Если правильным образом расставить смыслы русских слов, то картина исторической действительности станет очевидной и очень наглядной. Попробуем сделать это для... теперь уже и не знаю какими словами описать нашу тему про смерть.

Вернемся к нашей русской сказке, в какой-то момент захваченной латинянами. Подчинив страну и перебив почти все взрослое население, они обнаружили огромное количество деревянных ящиков (склепов), в которых лежали в летаргическом сне спящие красавицы и красавцы.

Эти люди осуществляли переход на новый физиологический и духовный уровень достигая без(с)смертия физического тела, что было продемонстрировано Иисусом Христом при большом скоплении народа после мучений со стороны латинян (римлян).

Получив жестокие травмы он вошел в состояние кратковременного летаргического сна перестроил свой организм, проснулся (воскрес), спокойно отвалил многотонную глыбу и вышел к международной общественности.

Он показывал израненные руки и объяснял сбежавшемуся народу принципы вечной жизни в ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ, которое может самообновляться и восстанавливаться.

Потом фарисеи все передернули и смыслы поменяли, толкуя про без(с)смертие души, утверждая тем самым культ смерти физического тела, которому сейчас и подчинена вся наша цивилизация.

На Руси же пришедшие с РОМАновыми латиняне (римляне) обнаружили сотни тысяч склепов, ящиков со спящими людьми, ожидающими своего "воскресения".

Они естественно начали все это уничтожать. Родственники спящих пытались разными способами сохранить (схоронить) своих близких от властей третьего Рима , от чего образовалось слово похороны. И для этого было всего лишь два способа: либо спустить склепы в погреб, либо вывести их в чисто поле и закопать на небольшую глубину, слегка присыпав землей.

От погребенных в погребах пошло "погребение", предполагающее извлечение усопшего после пробуждения. От кладов в укромных местах пошло слово "кладбище", где почившие лежали в больших количествах. А самым ценным кладом который прятали (схоранивали) и была жизнь близкого человека.

Новая власть безжалостно убивала спящих найденных в погребах и кладах, забивая осиновые колья в грудную клетку, что потом было представлено как метод борьбы со всякой нечистью.

Проснувшиеся люди вылезали из склепов на кладбищах, приходили домой и дальше подвергались гонениям. Сожжение еретиков повсеместно в Европе применялось потому, что только оно давало стопроцентную гарантию невоскресения человека после казни.

После истребления знающих и ведающих людей преемственность была потеряна и мы перестали контролировать процессы летаргического сна. Латинянские врачи (от слова врать) квалифицировали и до сих пор квалифицируют глубокий сон без признаков пульса, дыхания и сердцебиения как смерть.

Уснувших людей стали закапывать в землю на ровне с мертвыми на кладбищах, которые поменяли свой смысл, поскольку погребальные костры (кстати они не могут быть "погребальными") и тризны повсеместно запретили и перешли на похороны умерших в землю.

С этим связаны все кладбищенские ужастики, потому что люди, которых посчитали умершими спустя время вылезали из могил и возвращались домой. Их квалифицировали как нечисть и истребляли, поскольку понимание процессов было утеряно.

Когда случаи оживления на кладбищах приобрели массовый характер, властью и церковью было принято решение приваливать захоронение могильной плитой . Спрессовавшаяся земля под камнем в 100 килограмм практически не давала шансов вырваться пробудившемуся из могилы.

Умершим связывали руки, склеп был заменен на добротно сколоченный гроб , который теперь еще и выполнял функцию переноски тела до места погребения или места захоронения.

Сами эти места потеряли смысловую разницу, хотя исходно погребение - это частный случай захоронения, когда склеп схоранивали в погребе.

В XIX веке самой распространеной фобией в России и Европе стала боязнь быть похороненным живым, поэтому в итоге запретили хоронить раньше трех дней после смерти, в могилах делали слуховые окна и священники обходили свежие захоронения, проверяя наличие признаков гниения.

Были даже могилы для богатых с запасом пищи и еды на первое время, что обильно описано в литературе.

Окончательный удар по летаргическому сну и без(с)смертию физического тела нанесла римская медицина, придумав делать вскрытие с целью гарантированного добивания всех, впавших в пограничное состояние между жизнью и смертью.

Потихоньку нас сподвигают к стопроцентному вскрытию, дающему окончательное решение данной проблемы, хотя сейчас люди практически не доходят до необходимого летаргическому сну духовного уровня.

В духовном аспекте разрушение родового уклада, отказ от кродирования (кремации) привели к тяжелейшим последствиям за последние двести лет:

1. Похороны в землю реально умершего человека долгое время сохраняют связь неразложившегося тела и астрального тела, а может быть и души. Астральное тело не становится ангелом хранителем живых родичей, оно теряет ориентацию, имея привязку к неразложившемуся трупу.

Вместо того, чтобы защищать родичей начинается обратный процесс, астральный двойник умершего напитывает энергией тело на кладбище, стремясь его реанимировать. Сама же энергия отнимается у близких родственников, горюющих об утрате.

2. Наши мертвые не становятся "как часовые" в песне у Высоцкого. Астральные тела уходящих людей приобретают вампирические характеристики и собираются в огромных количествах на кладбищах.

Они не становятся защитниками рода и земли русской, а наоборот, потребителями энергии и жизненных сил своих живых сородичей . Со временем, такие сущности могут приобрести ярко выраженную демоническую направленность, являться во снах и приведениях, третируя близких родственников и знакомых

3. Лучших, наиболее сильных в духовном плане людей дербанят на "мощи святых " препятствуя разложению тела навсегда. Тем самым могучие души монахов и святых людей не могут окончательно разорвать связь с нашим миром и нормально двигаться по загробной жизни в правильном направлении и в новых воплощениях.

4. Пирамиды, зиккураты и мавзолеи с мумиями, храмы с мощами, кладбища в городах программируют все окружающее пространство и людей на СМЕРТЬ, являющуюся неестественным процессом.

5. Физические действия по заколачиванию, свзыванию, заматыванию умерших, по приваливанию могильной плитой, сопровождающиеся разного рода молитвами и выражениями смысл которых давно никто не понимает, на самом деле выполняют функцию запечатывания без(с)смертной души в нашем мире.

Все это препятствует ее уходу и чревато гибелью в связи с потерей энергии в междумирье. Почему смысл заупокойных молитв давно никто не понимает, я пояснил на примере разбора значения слов.

Сама заупокойная молитва в действительности - это молитва о спящем в летаргическом сне, это молитва о его чудесной трансформации и переходе к без(с)смертию в физическом теле.

6. Переход на похороны в землю стал ключевым элементом по утверждению культа смерти в современной цивилизации. Кремация не оставляет материальных следов от тела, а похороны в землю непрерывно накапливают и нагнетают эти следы.

Даже с точки зрения санэпидстанции кладбища отравлены сотней инфекций и трупным ядом в разных проявлениях. Они непрерывно чадят и негативной астральной энергетикой, от неупокоенных душ и обитающих там демонических сущностей.

При этом кладбища превращены в места поклонения предкам, и стали местом поклонения смерти.

7. На протяжении двух-трех веков похороны в землю нашими руками и руками врачей, фиксирующих смерть, убивают лучших из нас впавших в пограничные состояния летаргического сна.

Врачи не могут отличить глубокий сон от смерти, не знают ни одной реальной причины естественной (некриминальной и нетравматичной) смерти, и тем не менее уже в ближайшее время вскрытие для определения этих причин может стать стопроцентным.

8. Сейчас труп человека превращен в улику против родственников, его вскрывают, делают экспертизы, могут несколько раз эксгумировать. Надругательство над мертвым телом оказывает плачевные последствия на душу. Не случайно воины всех времен и народов прежде всего спасали от врагов тела павших товарищей .

Теперь мы отдаем на растерзание победившим нас врагам из римской системы права и медицины тела всех своих близких родственников, умерших не от старости. Осквернение тела может осложнить или сделать невозможным правильный загробный путь души.

9. Покойники на кладбищах массово перестали гнить, что подтверждается данными судебных эксгумаций. Тела в гробах напитаны консервирующими лекарствами и неправильной пищей, астральные тела передают им энергию от безвыходности, потеряв свое объективное предназначение.

Мертвые перестали превращаться в прах, но разве это кого-то смущает?

Я конечно собираюсь жить вечно, и пока все идет нормально. Но если вдруг, что-то пойдет не так, то завещаю сжечь меня в лесу рядом с домом. На нашей полянке положите два больших листа металла, а сверху машину березовых дров. Прах развеете по дому и по подвалу. С лесом договорено.

ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ

Древние погребения

Первые в истории человечества известные захоронения - это погребение неандертальцев. В 1908 г. швейцарец Отто Гаузер сделал удивительное открытие: он нашел в долине реки Везерн (Франция) могилу неандертальского юноши, жившего несколько десятков тысячелетий назад. В неглубокой могиле лежал скелет на правом боку, правая рука под головой, ноги согнуты. Около скелета лежали кремневые орудия и несколько обожженных звериных костей: они были даны мертвому на дорогу в вечность. В 1938 г. было обнаружено погребение неандертальского мальчика в Узбекистане. Его кости лежали в мелком углублении. Вокруг черепа были воткнуты в землю рога сибирского козла, причем они образовывали вокруг черепа мальчика что-то вроде ограды.

Эти находки многих убедили в том, что человеческое сочувствие и уважение к мертвому восходят в истории человечества к самым древним временам. Известный археолог А. П. Окладников писал: "...неандерталец уже убедился, что мертвец - не просто "спящий", что по отношению к нему нужны особые заботы, качественно иные, чем касательно живого человека. Он не просто оставлял мертвеца на поверхности земли в той позе, в какой его застала смерть, а придавал ему, пока еще не окоченело тело, определенную, строго выдержанную позу; клал его не как пришлось, а в определенном направлении - головой на восток или запад, наконец, помещал его в яму и засыпал землей. Отсюда следует, что у неандертальца уже возникли какие-то идеи о качественно иной форме существования умерших после смерти, т. е. первые идеи о "жизни за гробом".

С первой эпохой позднего палеолита связаны и первые бесспорные погребальные обряды. Мертвых часто хоронили там же, где они до того жили, а сами люди покидали это место.

Иногда клали труп прямо в огонь очага, тело обгорало или превращалось в пепел и золу. В других местах мертвых хоронили в специально выкопанных могилах, причем зачастую обкладывали голову и ноги камнями. Кое-где на голову, грудь и ноги покойника накладывали камни, как будто хотели предупредить возможность для мертвого встать. Возможно, поэтому мертвых подчас связывали и хоронили в сильно скорченном виде. Покойников иногда оставляли в пещере, а вход в нее заваливали большими камнями. Нередко труп или только голову посыпали красной краской. С мертвым в могилу клали украшения, каменные орудия, пищу.

Для многих народов, находящихся на стадии первобытного общества, как отмечает С. Рязанов в книге "Философия смерти", свойственны также наземные захоронения. Так, первобытные племена австралийских аборигенов подсушивали тела своих умерших над медленным огнем, снимали с них кожу, окрашивали охрой и помещали нагими на помосте.

У другого австралийского племени тело покойного помещают на сплетенном из ветвей помосте, на сучьях дерева, и оставляют там, пока не обнажится весь скелет. После этого кости обертывают корой и уносят на особую поляну, где члены племени садятся вокруг них и плачут. После этой траурной церемонии кости относят обратно на дерево и уже окончательно оставляют там.

С. Крашенинников, посетивший в 1737-1740 годах Камчатку, отметил обряд погребения у камчадалов. Привязав ремень к шее мертвеца, его вытаскивают из юрты и почти тут же оставляют на съедение собакам. Считалось, что съеденный собаками покойник на том свете будет иметь хорошую собачью упряжку.

Отголоски обычаев наземных захоронений сохраняются в религиозных воззрениях огнепоклонников, исповедующих учение Заратустры (между Х и серединой VI вв. дон.э.; пророк и реформатор древнеиранской религии). Религия запрещает сжигать или зарывать в землю умерших, чтобы не осквернять тем самым огонь и землю, поэтому их тела отдают на съедение птицам.

В наше время в Бомбее проживают 100 тысяч парсов - потомков древних парсов-огнепоклонников. Здесь же, в Бомбее, существуют мрачные Башни молчания, служащие для погребальных обрядов парсов. Все деревья под этими башнями обычно облеплены тучами грифов и воронья, терпеливо ждущих своего часа. В дни похорон в Башни молчания имеют доступ только родственники умершего. Тело умершего парса по крутой лестнице поднимают на носилках на вершину башни и кладут на решетку совершенно раздетым. Носильщики стремглав убегают вниз, так как грифы немедленно набрасываются на добычу. В течение часа от мертвого тела остаются лишь кости. Когда грифы сделают свое дело, прислужники Башен молчания специальными щипцами сбрасывают останки под решетку в глубокий колодец на дно башни. Таким образом соблюдается неосквернение четырех священных стихий: огня, воды, земли и неба.

В середине 2-го тысячелетия до нашей эры рождается новая форма захоронения - кремация. Появляется новая идея - идея душ предков, которые, попадая с дымом погребального костра на небо, должны содействовать всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшихся на Земле.

В эпоху античности вплоть до периода Римской империи, наряду с погребением в землю, существовала также и кремация. Римские урны с пеплом обычно устанавливались в колумбарии (лат. columbarium - ниша голубятни). Так назывались ниши, в которых устанавливали урны с пеплом умерших. Они располагались в специально выстроенных для этой цели помещениях прямоугольной или овальной формы, которые строились также и под землей и вмещали до 700 ниш с замурованными урнами. В основном колумбарии, являлись местом захоронения бедных граждан.

Обряд трупосожжения был распространен очень широко. Помимо стран греко-римского мира, он соблюдался в Индии, Индокитае, Китае, Монголии, у древних финнов и славян. Таким образом, в дохристианские времена в мире существовали два основных способа захоронения - сожжение и погребение в землю. К последнему прибегали, в частности, древние египтяне и иудеи, от которых он был заимствован христианством и распространен в обеих частях Римской империи вместо общепринятого там прежде сожжения трупов.

Могилами у древних иудеев служили простые ямы, выкопанные в земле, или пещеры, которых множество в Палестине. Вход в пещеру заваливали камнем. Иногда могилы высекались в скалах и имели внутри вид обширной комнаты с маленькими боковыми камерами. Только царей и пророков погребали в городах. Богатые обыкновенно имели фамильные могилы и любили высекать их высоко в скалах. Считалось унизительным не быть погребенным в могиле своих отцов. Над могилами иногда ставили памятники из камней или высеченные из скалы. После зимних дождей могилы белили мелом для того, чтобы предупреждать единоверцев от осквернения при прикосновении к могиле, и потому Иисус Христос уподоблял фарисеев окрашенным, т.е. наружно красивым гробам, внутри наполненным костями мертвых и всякою нечистотою (Евангелие от Матфея, гл. 23, 27).

Монголы, наоборот, держали в тайне место захоронения своих ханов. Неизвестно до сих пор, где похоронен Чингисхан. В одной из монгольских летописей говорится, что над могилой Чингисхана прогнали табун в 10 тысяч лошадей, чтобы сровнять место погребения с землей.

Вспоминая древний Египет, нельзя не сказать о практике бальзамирования умерших.

Самой древней человеческой мумии - 7041 год. Она найдена не в Египте, а в Чили, и находится в настоящее время в Сантьяго, в национальном музее природы. Но, конечно, слово "мумия" ассоциируется у нас, в первую очередь, с культурой Древнего Египта.

Для процедуры бальзамирования умерших и церемонии погребения каста жрецов создала специальный церемониал. Манускрипт о смерти и сохранении тел умерших, названный позднее "Книгой мертвых", создали жрецы во времена первой египетской династии около 4266 г. до н. э.

Процесс мумифицирования был довольно долгим и кропотливым, он длился 70 дней. Сразу же после предполагаемой смерти человека жрец делал надрез на левой половине живота умершего и поспешно извлекал нож, чтобы не навлечь на себя гнев близких и родственников покойника. Такой обычай возник в результате случаев преждевременного ошибочного установления смерти. Затем помощники извлекали внутренние органы, за исключением сердца - средоточения души и мысли, тщательно промывали их ароматическими жидкостями и заполняли их миром и ароматическими веществами. Затем все вновь помещали на место и зашивали, натерев бальзамирующими веществами. С помощью хитроумного крючка через ноздри покойного извлекали по частям мозг, а полость черепа также заполняли специями. Тело обмывали солевым раствором и оставляли на 70 дней, затем обмывали еще раз, натирали камедью, обертывали полотнами тканей и помещали в деревянный саркофаг.

Плакальщицы - непременные участницы похорон на древнем Востоке. От них зависело, как пройдут похороны, наполнит ли "пение их глаза наши слезами" (Иеремия). Плакальщицы шли в погребальной процессии с распущенными волосами и обнаженной грудью. Например, египтяне верили, что плач профессиональных плакальщиц может вернуть к жизни умершего.

В древности близкие покойного громко сетовали на удары непостижимой судьбы. По обычаю, они тоже били себя в грудь, посыпали голову пеплом.

Многие дохристианские погребальные обряды отличались сложными церемониями и кровавыми жертвами. Наиболее суровыми и жестокими были обычаи при похоронах скифских вождей. Вот как их описывает греческий историк Геродот (IV в. до н. э.): после смерти царя разрезали живот умершего, вычищали его и наполняли шафраном, толченым ладаном, семенами сельдерея и аниса. Затем покрывали тело царя воском и возили по скифским селениям и станам. И только после этого тело предавали погребению в большой четырехугольной могиле в выбранном еще при жизни царя месте. В знак печали простые скифы обрезали себе кончик уха, волосы, делали надрезы на руках, распарывали кожу на лбу и носу, прокалывали левую руку стрелами.

Вместе с царем хоронили одну из его наложниц, а также виночерпия, повара, конюха, слугу, вестового, а затем лошадей, "первенцев" всякого скота; клали золотые и серебряные чаши, и над всем этим насыпали высокий холм.

В те времена, когда приверженцы христианства преследовались, погребения проводились тайно, в катакомбах, рудниках, каменоломнях. Для захоронений в катакомбах использовали стенные ниши - их закрывали плитами или замуровывали. Такие катакомбы обнаружены в Александрии, Риме, Неаполе, Сиракузах.

Христианство запретило кремацию как противоречащую учению о воскрешении из мертвых, и к 400 году в Римской империи кремация практически прекращается. В 768 г. последовал официальный церковный запрет.

В средневековой Европе простых крестьян и горожан хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника.

С установлением христианства как государственной религии сформировалась единая, дошедшая до наших дней погребальная обрядность. Изменить и поколебать ее не смогли не только движения многочисленных сект и ересей, но даже войны, революции и смена общественного строя.

Обряды и таинства. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДРЕВНИЕ ПОГРЕБЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДРЕВНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ДРЕВНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    древние, …
  • ДРЕВНИЕ в Орфографическом словаре:
    др`евние, …
  • ДРЕВНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    древние мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    мн. разг. Те, кто жили в отдаленные времена, …
  • ДРЕВНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    мн. Те, кто жил в отдаленные времена, …
  • ОБЫЧАИ ХРИСТИАНСКОГО ПОГРЕБЕНИЯ в Словаре Обрядов и таинств:
    Обычаи христианского погребения в старой России Христианские похоронные ритуалы с XVI в. были внедрены во всех частях Московского государства путем …
  • ПОГРЕБЕНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН в Словаре Обрядов и таинств:
    Погребение у древних славян У славян обряд трупосожжения появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной …
  • ПОГРЕБЕНИЕ
    или ПОХОРОНЫ (Быт 23:4, Мф 26:12). Между Иудеями на детях или близких родственниках почившего лежала непременная обязанность закрывать глаза умирающему …
  • ИЕРУСАЛИМ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (основание, или жилище мира; - этот всемирно известный город, древнейший и знаменитнейший из городов Обетованной земли, назывался в древности Иевусом …
  • АКЕЛДАМА в Библейской энциклопедии Никифора:
    (Деян 1:19; Сирийское слово, зиачущее поле или село крови) встречается только в указанной цитате, как название части земли, купленной за …
  • УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРАФИМ ВЫРИЦКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серафим (Муравьев) (1866 - 1949), иеросхимонах, Вырицкий чудотворец, преподобный. Память 21 …
  • КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра, …
  • ГРОБ ГОСПОДЕНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гроб Господень - гробница в Иерусалиме вблизи Голгофы, где было положено тело Иисуса Христа после …
  • ГАВРИИЛ (ГОРОДКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Гавриил (Городков) (1785 - 1862), архиепископ Рязанский и Зарайский, святитель. Память 7 …
  • ВЕНИАМИН (САХНОВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Сахновский) (1693 - 1743), епископ Воронежский и Елецкий. Родился в 1693 году …
  • БЫТ 50 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 50 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БЫТ 23 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Бытие. Глава 23 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • БОДБИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Бодбийская епархия Грузинской Православной Церкви. История Согласно грузинской летописи "Обращение Картли" VII века, епархия была …
  • АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Афанасий Высоцкий Младший (ок. 1362 - 1395), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный. …
  • 2 МАК 5 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Ветхий Завет. Вторая книга Маккавейская. Глава 5 Главы: 1 2 3 4 …
  • СРЕЗНЕВСКИЙ ИЗМАИЛ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Срезневский (Измаил Иванович) - знаменитый филолог-славист, родился 1 июня 1812 г. в Ярославле, умер 9 февраля 1880 г. в Петербурге. …
  • ИЛИАДА в Литературной энциклопедии:
    эпическая поэма, приписывавшаяся Гомеру (см.) , древнейший из сохранившихся памятников греческой лит-ры (см.) , представляет собой переработку и объединение многочисленных …
  • ЯЁИ КУЛЬТУРА
    культура, археологическая культура эпохи неолита - раннего железного века в Японии. Названа по находкам на одноименной улице в Токио. Я. …
  • ТАДЖИКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА
  • СССР. ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    строение Крупнейшие элементы структуры земной коры на территории СССР: Восточно-Европейская и Сибирская платформы и разделяющие их складчатые геосинклинальные пояса - …
  • САМТАВРСКИЙ МОГИЛЬНИК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    могильник, обширный (около 18 га) разновременный могильник на северной окраине древней Мцхеты в Грузинской ССР. Назван по находящемуся вблизи …
  • РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА, РСФСР в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МИНГЕЧАУР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Азербайджанской ССР. Расположен на обоих берегах р. Кура. Соединён ж.-д. веткой (18 км) со станцией М. (на …
  • КЛАДБИЩЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    территория, специально отведённая для захоронения покойников. Типы К. и порядок их содержания определяются обрядами погребения, принятыми теми или иными …
  • КАМЕННЫЙ ВЕК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    век, культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня и ещё отсутствовала …
  • ЗЕМЛЯ (ПЛАНЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от общеславянского зем - пол, низ), третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы, астрономический знак Å или, +. I. …
  • АФРИКА (МАТЕРИК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет …
  • АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    памятники, изготовленные человеком древние предметы, сооружения или древние погребения, сохранившиеся на земной поверхности, под землёй или под водой и служащие …
  • АЗИЯ (ЧАСТЬ СВЕТА) в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ КРИТИКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    совокупность приемов, способствующих восстановлению истинного текста литературного произведения и уяснению его содержания и значения в истории литературы. В двух последних …

Около 12 тысяч лет назад люди устроили торжественный поминальный ритуал в честь загадочной женщины. Группа наполнила ее могилу разнообразными предметами. Что особенно удивительно, в конце ритуала они бросили в яму и остатки своей еды. Недавно следы этого захоронения были найдены в Израиле в пещере, где прежде находили и другие останки древнейших людей.

Недавнее исследование

Археологи заняты исследованием останков с того самого дня, как они были обнаружены. На данный момент удалось реконструировать точный порядок действий, которого требовала тризна у древних. Все открытия ученые публикуют в посвященном антропологии журнале. Как оказалось, захоронение принадлежит представителям натуфийской культуры, которая была распространена на территории Леванта от 15 до 11 тысяч лет назад.
Носители этой культуры жили в группах и практиковали оседлость еще до развития фермерства. Это и является их отличительной чертой - в те времена большинство людей жили командами охотников и собирателей, кочуя с места на место. Натуфийцы были также среди первых, кто начал проводить организованные ритуалы похорон.

Отличительная особенность находки

Итак, натуфийская культура в числе первых начала придавать значение ритуалам захоронения. Возможно, именно тогда устройство общества начало становиться сложнее. К такому выводу пришел Леор Гросман из Университета Израиля, занятый исследованиями в пещере на протяжении восьми лет. Торжественный ритуал был связан с одним из наиболее продолжительных похоронных банкетов, когда-либо обнаруженных учеными. Кроме того, он входит в число старейших. Банкет отличался внушительным меню - рыба, горные газели, лисы, куницы, змеи и зайцы, все эти животные были обнаружены на месте захоронения. Главным блюдом были жареные черепахи - найдены останки более чем восьмидесяти животных, то есть съедено было около двадцати килограммов черепашьего мяса. Видимо, здесь было очень много людей, хотя ученым и трудно определить их точное количество.

Шесть стадий подготовки

Как определили ученые, церемония похорон требовала серьезной подготовки, занимавшей шесть четко распланированных этапов. Прежде всего, представители натуфийской культуры раскопали в пещере яму, чтобы сделать могилу. После этого они разместили в могиле известняковую чашу, наполнив ее странными объектами, - к примеру, рогом оленя, куском красной охры, несколькими панцирями черепах и обломками мела. Потом все это было засыпано пеплом. Лишь после этого тело женщины было размещено в могиле, причем ему придали практически сидячее положение. Ногу дикого кабана подложили ей под голову, а в области таза расположили еще несколько черепашьих панцирей. Кроме того, вокруг женщины и сверху на теле были расположены другие объекты, необычные даже для натуфийских захоронений. В числе таковых - морские ракушки и перья орла. Наиболее странная находка - это отрубленная человеческая нога, то есть фрагмент останков другого человека. Пятым этапом был пир, после которого остатки пищи бросали в могилу. То, что кажется нам мусором, тогда было совершенно уместно - просто чтобы придавить тело. На шестом этапе могилу закрыли большим куском известняка весом в 75 килограммов. Это самый крупный фрагмент известняка из всех, когда-либо найденных в натуфийских захоронениях.

Загадки таинственного захоронения

Выходит, похоронный ритуал требовал немалой подготовки. Охота на животных и собирательство наверняка занимали недели. Ученым по-прежнему не ясно, почему эта женщина получила столь необычную могилу, в то время как по соседству располагаются куда более скромные захоронения. Видимо, если судить по ее могиле, она была очень важным человеком. Вещи, расположенные вокруг тела, намекают на деятельность шаманки, уникальной для своей общины. Кроме того, ее скелет демонстрирует наличие деформации, вероятно, она хромала. Такой похоронный ритуал, который получила эта женщина, показывает, что в натуфийской культуре была сложная система социального взаимодействия. Небольшие команды охотников и собирателей не могли придумать столь сложных традиций, потому что передвигались слишком часто для создания крепких связей с определенными группами людей. Натуфийская культура отличалась символизмом и особенной идеологией. Теперь ученым предстоит заняться поисками других могил с подобным оформлением, а может, и более необычных. Помимо этого, предстоит изучить также культуры, которые позаимствовали свои обычаи у натуфийцев.