Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Роды: традиции и суеверия. Макошь Родовые обычаи славян. Женские энергии Черн Обряды, традиции Рода

Родовые традиции наших предков Часть 1 Ведающие женщины знают как обрести семейное счастье: для того, чтобы стать хорошей матерью, в начале надо быть хорошей женой, а ещё прежде - хорошей женщиной. В традициях русов все родовые навыки и знания передавались естественно и свободно... Почему наши мудрые предки уделяли такое особое значение привлекательности женщин, женскому умению привлечь и удержать любимого? Почему женщине так уж необходимо быть чаровницей. Все из-за женского кокетства, легкомыслия, из-за "врожденного" желания нравиться, - скажете вы. Конечно, и поэтому тоже. Но давайте заглянем в глубину веков, может там найдется ответ. Язык - главный носитель духа народа, его традиций и истории, поэтому путем выяснения его глубинных смыслов историки, ученые докапываются до истины. Давайте и мы обратим внимание на самое женское по сути, самое дорогое для каждого человека слово "мать". Исконной древнейшей индоевропейской формой его является слово "матэр". В некоторых однокоренных корнях эта форма прощупывается и поныне, например, в словах "материя", "материк", "матерый" ("матерой"). По мнению исследователей слово "матерый" ("сильный, крепкий, здоровый, старый") образовалось невероятно давно и косвенно говорит о том, какое высокое положение занимала женщина-мать в древности. Дело в том, что в древнейшие времена женщина была объектом поклонения со стороны мужчины. Женщина рожает детей. Издревле символ женского начала выражал идею плодородия и жизни. В традиционной славянской вышивке сохранился ромбовидный знак, разделенный на четыре части с четырьмя точками. Именно в него славяне вложили суть плодородия - этот знак, обозначает одновременно и засеянное поле, и женскую беременность. Вся жизнь нашего далекого предка была пронизана ощущением единства с Богами. Обнимая любимого, славянская женщина порой отождествляла себя с Землей, когда-то вступившей в брак с Небом. Людская любовь ощущалась продолжением любви Богов. И благоговейное отношение к Земле-Матушке, кормящей и плодородной, порождало такое же отношение к людской женщине, ее удивительной возможности рожать детей. В те отдаленные времена славяне жили большими родовыми общинами. Жизнь каждого человека определялась жизнью его рода - большой семьей из нескольких поколений родственников. Жили они большой семьей из нескольких поколений родственников под общей крышей или же в тесном соседстве, вместе трудились, вместе потребляли продукты своего труда, вместе отдыхали, соблюдали обычаи. Соответственно, жизнь рода являлась определяющей для жизни отдельного ее члена. Для людей, живущих в таких условиях, самым главным было существовать в ладу друг с другом и с Матушкой-Природой. Из века в век переходил славянский традиционный уклад семьи. Главой такой семьи, по словам историков, был мужчина - "большак", "старшой" (у русских), "домачин", "госпадарь", "главатарь". Его жена, главная женщина в семье, ее называли "большуха" ("старшая"). Всем хозяйством в доме и другими "женскими" делами заведовала именно большуха. И в этих вопросах глава семьи не мог ничем распоряжаться без ее согласия. Уважение и почет большухе оказывали все женщины и мужчины рода. Как уже говорилось, в традиционной семье не было униженного положения женщины, мнение женщины было уважаемо, и положение ее зависело от ума, интуиции, силы духа, хозяйственности и трудолюбия. Случалось даже, что после смерти большака, энергичная большуха нередко становилась главой рода, причем при наличии взрослых сыновей, имеющих свои семьи. Большак и большуха руководили трудом родственников, и сами были первыми в работе, показывая пример во всем. Но высшей властью в роду был семейный совет, на котором решались все вопросы, касавшиеся жизни рода: хозяйственная деятельность, обряды, вопросы брака. И на этом совете мужчины и женщины имели равные права. Наш далекий пращур, в первую очередь, осознавал себя членом определенного рода и всю свою жизнь чувствовал его мощную поддержку, помощь в трудных ситуациях. Не было в таком роду ни одиноких стариков, ни брошенных детей. По законам древних славян род нес ответственность за каждого своего члена: возмещал обиженному или платил штраф. Затем дома, конечно же, доставалось провинившемуся: впредь не срами рода! И помогало! Человеку было стыдно перед всем родом - как перед живущими, так и перед умершими и теми, кто еще не рожден. Ведь, по поверьям древних славян, твой Род - это не только ныне здравствующие родственники, но и множество твоих предков и будущих потомков. "До седьмого колена..." Семь поколений за твоей спиной, 254 предка, выглядят как крылья птицы... Задумайся, какова твоя роль в бесконечной линии от предков к потомкам.

Беременная женщина в народе пользовалась дополнительным вниманием: ее освобождали, по возможности, от трудной работы и пытались удовлетворить ее запросы в пище и питье, неисполнение ее желаний считалось грехом. Считалось, что она способна приносить счастье: ее охотно угощали яблоками, поскольку если беременная отведает плода с молодой яблони, впервые принесшей урожай, эта яблоня весь свой век будет обильно плодоносить.

Беременная наделялась способностью заражать окружающих, поэтому ей не следовало посещать чужие семьи, а если она это делала, то только используя специальные меры предосторожности. Ее нельзя было приглашать быть кумой - считалось, если она станет крестной, то ее крестник не будет жить.

Приметы и обычаи для беременных женщин

Родится мальчик, если у последнего ребенка в семье волосы не заканчиваются на шее косичкой; когда отец ожидаемого дитяти на дороге найдет кнут; когда кто-нибудь из семьи, выбежав с ткацким прутком, увидит первым какого-нибудь мужчину; когда ребенок, посаженный за стол, выберет из разложенных перед ним вещей какую-нибудь принадлежность мужчины, а не женщины, например трубку, а не платок.

Беременная не должна была также целовать покойника при прощании и провожать его на кладбище.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам - нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Рождение ребенка

И беременная женщина, и только что родившая женщина считалась нечистой, поэтому она даже зимой уходила рожать подальше от жилья - в баню, хлев, сарай (чаще в баню, которую протапливали). Впрочем, из хлева роженица все же, разрешившись от бремени, шла в баню и часто сама ее топила, если ей некому было помочь. Делали и по-другому: в момент родов все домашние уходили, с роженицей оставались только муж и бабка-повитуха, которые старались облегчить ее страдания.

Без повивальной бабки (как ее еще называли, пупорезки, пуповязницы, пупорезницы) не обходилась ни одна крестьянская семья. Обычно она жила или проводила большую часть дня у роженицы в течение трех дней: она купала роженицу и ребенка (повитуха должна была уйти только после трех бань), поила отварами различных лекарственных трав, правила опустившийся после родов живот, заговаривала младенца на долголетие. Но ее главной обязанностью было следить за тем, чтобы никто не испортил ребенка или роженицу, поскольку до крещения ребенок, а с ним и его мать считались незащищенными от всякой порчи. Поэтому повитуха находилась вместе с роженицей и новорожденным в бане (месте, по представлениям крестьян, весьма нечистом), не отходила от них, когда к ним наведывались посторонние лица. Если в доме не было ни одной взрослой женщины, кроме роженицы, то она играла роль хозяйки до тех пор, пока роженица не сможет работать сама. Если родившийся ребенок был слабеньким, болезненным, повивальная бабка могла его окрестить. Для этого святую воду разбавляли простой водой, она полива-ла малыша три раза со словами: «Во имя Отца, во имя Сына, во имя Святого Духа. Аминь», - и давала ребенку имя. В случае, если ребенок оставался жив, священник довершал обряд без погружения в воду и нарекал именем, которое дала повитуха. Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь за собой немедленную кару.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились, потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца. Во время умывания родильницы бабка иногда говорила ей: «Как хмель легок да крепок, так и ты будь такая же; как яичко полное, так и ты полней; как овес бел, так и ты будь бела!» Когда повивальная бабка мыла ребенка, то приговаривала: «Расти с брус вышины да с печь толщины!» Этот обряд часто называют размыванием рук: обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения, бабку награждали подарком (обычно мылом и полотенцем, иногда деньгами). После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка. Повитуха возвращалась в дом родильницы накануне сорокового дня после рождения ребенка: она должна была подпоясать его и напомнить матери о необходимости очистительной молитвы. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья. Повитуха приговаривала: «Как шнур длинен, так жить тебе; как шнур белый - так быть тебе: рая видать, а в горестях не бывать». Пояс символически делит человеческое тело на две половины - земную и небесную, нечистую и чистую - и выполняет функцию защиты от злых сил. Считалось, что неопоясанный ребенок может умереть. Современный обычай обвязывать одеяльце, в которое завернут новорожденный, розовой или голубой лентой, идет от обычаев царского дома Романовых: родившегося великого князя награждали орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а великую княгиню - орденом Святой Екатерины (красная орденская лента).

На сороковой день мать с новорожденным, по правилам церкви, входила в храм: мать выслушивала очистительную молитву, а младенец воцерковлялся, то есть вводился в общину верующих.

Приметы и обычаи для беременных

О том, что на свет вот-вот появится ребенок, никто не должен знать: роды бывают тем труднее, чем больше народу о них знает.

На одежде роженицы и ее мужа не должно быть никаких узлов, тогда роды будут легкими. В доме надо отпереть все замки, открыть все двери и ящики, рас-плести косы.

В бане повивальные бабки готовили воду от уроков - одно из самых сильных средств народной магии. Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, по-витуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленную емкость, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призеры не держитесь!» При этом вела счет до девяти с отрицанием - не одна, не два, не три и т. д. Таким образом воду на локоть черпала три раза. С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа емкость так, что пролитая вода опять стекала в нее же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» После этого вода считалась столь сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу. Затем бабка ставила родильницу лицом на восток - если только она могла стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божьей (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.

Для легких родов женщина должна трижды обойти вокруг стола, на углах которого насыпана соль кучками. Она должна съесть несколько крупинок от каждой их них, приговаривая: «Ты, соль, свята; ты, соль, солона; ты, соль, крепка; расступись, соль, мне недуги отпусти, что во животной кости, во черной крови; услади все колотья и болести на трудну пору, а я, раба (имя), Богом молюся, утробою ласкаюся, скорого от тебя дитятка дожидаюся».

Чтобы облегчить роды, надо зажечь в доме страстную или четверговую (при-несенные из церкви в Страстную пятницу или Великий четверг), или венчальную свечу.

Родовой обряд: из древности в современность
Роды издревле считались процессом мистическим. Считалось, что в момент рождения нового человека грань между потусторонним миром и миром людей так тонка, что беспрепятственно пропускает через себя всякую нечисть. Верили, что помешать этому могут только особые сакральные слова и ритуалы.
К тому же, беременность и роды были для женщины своеобразной инициацией: давая жизнь новому существу, она сама переставала существовать как просто женщина и возрождалась уже как плодородная мать. Начинался совершенно новый этап в ее жизни, и это начало было магическим, отчасти языческим, но обильно сдобренным христианской символикой. Вот почему еще в середине прошлого века роды в крестьянских семьях превращались в настоящий обряд, который длился не один день.

За несколько суток до предполагаемых родов начиналось раздевание беременной . К самому важному моменту она должна была остаться в одном нижнем белье с расстегнутым воротом, без украшений и с распущенными волосами. Все это время будущая мать ходила по избе, переступая через пороги, — считалось, что это облегчит младенцу выход на свет, а заодно простимулирует родовую деятельность. С этой же целью в доме открывали все, что было закрыто — лари и двери, окна и сундуки, печные заслонки и шкафы. Все завязки развязывали, пуговицы и пряжки расстегивали. При этом произносились заговоры, которые «комментировали» происходящее и в которых упоминались двери и манипуляции с ключами: «Железная дверь, отопри засов. Каменная гора, золотые купола, святые кресты, Господи, благослови, воды проткни, роды начни, кого Бог дает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Если же роды были особенно трудными, глава семьи шел в церковь и просил открыть царские врата, отделяющие алтарь от остального помещения.
В добавление к этому домочадцы молились, благословляли друг друга, просили прощения.

Момент родов до последнего хранился в тайне — считалось, что чем больше людей знает о родах, тем сложнее они будут проходить. Круг посвященных был очень узок — мать, повитуха, иногда муж и свекровь. Особенно «опасными» считались незамужние девушки: если «девица прознает о родах, роженице предстоит отмучиться за каждый волосок на девичьей голове». При этом надо отметить, что скрыть дату родов было не трудно: будущие мамы работали до последнего в поле, а не сидели напряженном ожидании «часа Х». Когда приходил срок, женщина либо сама удалялась в укромное место, либо ее мать или свекровь под благовидным предлогом удаляла из дома всех домочадцев. Те же, кто не мог уйти, притворялись спящими.
Место родов тоже было секретным для окружающих. Считалось, что в доме рожать нельзя. Для самих родов выбиралось нежилое, отдельно стоящее место — баня, овин, хлев. Туда и уходила женщина с началом схваток.
Страх перед сглазом был так велик, что даже повитуха, направляющаяся на роды, не должна была никому рассказывать о цели своего похода. Посыльные от роженицы приходили к повитухе в дом не заблаговременно, а уже в период схваток, тайными тропами, и сообщали о родах «эзоповым», иносказательным языком. После этого повитуха также задними дворами и огородами пробиралась, молясь, в дом роженицы. Попутно она заглядывала в окна домов, и по увиденному там могла предсказать будущую судьбу ребенка. Если видела красавицу перед зеркалом — быть новорожденной дочке красивой невестой, если старика — доживет младенец до глубокой старости.
Переступив порог, повивальная бабка переодевалась во все чистое, осматривала роженицу и подбадривала ее. Во время схваток она помогала женщине ходить по дому, массировала роженице поясницу, гладила ее по животу и приговаривала между схватками: «Христос родился, и мы младенца ждем. Аминь». Если роды затягивались, зажигали свечу и читали другой заговор: «Пока свеча догорит, тут и она родит. Аминь». А ближе к финалу повитуха обязательно вызывала у роженицы рвоту: считалось, что от этого хорошо раскрывается шейка матки.

В разных местностях по-разному относились к мужьям, присутствующим при родах. Где-то супруга просто выпроваживали из дома. Но чаще он играл весьма активную роль, перенимая на себя часть родовой боли жены. Муж одевался в ее одежду, повязывался ее платком и катался по полу со стонами и плачем. Если роды затягивались, мужа просили перешагнуть через жену или… снять с себя штаны и вывернуть их. При этом ему надо было произносить: «Не ходи, золотник, по утробе, не ищите младенца, он здесь, он идет — его мать да отец ждет. Богородица благословляет, утроба на свет выпускает. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Впрочем, иногда помощь мужа была более практичной: он водил жену по избе, помогал тужиться, и вообще «был на подхвате».

Во время схваток роженица чаще всего сохраняла вертикальное положение, чтобы ребенок «не подкатился под ложечку». Во время потуг женщина либо хваталась за веревку, перекинутую через центральную балку потолка, либо становилась на четвереньки или на корточки. Во время рождения головки роженица должна была просить счастья и хорошей доли для ребенка. Именно в этот момент, по поверью, спустившийся с небес Ангел вкладывал в младенца душу. Потом новорожденного принимали на солому или шкуру животного, которая считалась оберегом.

В принципе, повитуха могла даже не участвовать в самих родах — принять ребенка могла опытная родственница, например свекровь. Но послеродовой период должен был проходить обязательно под контролем повивальной бабки. Именно повитуха должна была перевязать ребенку пуповину материнским или собственным волосом. Затем пуповину перерезали на разных предметах, в зависимости от пола рожденного или желаемого пола последующего ребенка. Как правило, пуповину мальчиков обрезали на топорище, а пуповину девочек — на прялке или веретене. Затем повитуха брала ребенка и «расправляла» его: гладила ручки, ножки, животик, придавала головке правильную форму. Если ребенок рождался слабеньким, его «перепекали» — на печной лопате для приготовления еды трижды помещали в печь, будто выпекали хлеб.
В первый раз новорожденного заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, причем потную, только что снятую с тела. Считалось, что таким образом отец дает младенцу защиту, отчего тот будет спокойнее спать. Затем новорожденного «привязывали к дому» — подносили к особой балке под потолком, на которой тужилась его мать. Первое омовение должно было смыть болезни и сглаз. Купание совершалось в особой заговоренной воде, куда были положены магические предметы: серебряная монета, щепоть соли, яйцо. Считалось, что соль очищает, серебро дарит богатство, а яйцо делает ребеночка ладным и пригожим. Использованную воду выливали во дворе на «красный угол» (именно в нем висели в доме иконы), причем старались выплеснуть ее повыше — чтобы ребенок лучше рос.
Затем наступал черед матери: повитуха «ставила на место» живот, «расправляла пуп», «поправляла золотник» (матку). Послед назывался «постелькой», считался двойником ребенка и требовал особых ритуалов. Во-первых, его выкликали, как запропастившуюся кошку, словами «кис-кис-кис». Если послед не появлялся в течение часа, это считалось дурным знаком. После выхода детского места его надо было схоронить особым образом — завернуть в холстину вместе с ломтем хлеба, яйцом, головкой лука. Все это должно было уберечь ребенка от колдовских чар. После этого послед зарывали в месте, куда не могла ступить нога человека. Обычно оно находилось под полом избы около печки, или под корнями дерева, или в яслях домашних животных.

Несколько дней, а иногда и недель, повивальная бабка жила в доме роженицы и помогала ей с ребенком. Работа повитухи заканчивалась после крещения ребенка. Ее одаривали одеждой или тканями и с почетом провожали. Но сначала она должна была обязательно «размыть руки» вместе с матерью новорожденного. Кусок мыла, который применялся при этой процедуре, также шел в плату повитухе. В деревнях повитуха становилась близким родственником: на семейных праздниках ее усаживали на лучшие места, дарили ей к праздникам подарки. 8 января даже праздновали особый «профессиональный» праздник — «бабьи каши». Профессия повитухи была уважаема не только при жизни: считалось, что в загробном мире ей не придется страдать за свои грехи.

Каким бы странным это ни казалось, но даже в нашем цивилизованном обществе родовой обряд не ушел в прошлое. Многие приметы и «правила поведения» сохранились до настоящего времени, хотя в несколько модифицированном виде. Да и функции повитух теперь выполняет медицинский персонал роддомов, справляясь с задачей выстраивания отношений между матерью, ребенком, обществом и Вселенной.
Современные методы диагностики позволяют достаточно точно определить срок беременности и дату родов. Несмотря на это, беременные женщины крайне неохотно сообщают окружающим предполагаемую дату родов, предпочитая отделываться общими приблизительными фразами. Особенно долго в неведении остаются незамужние и бездетные подруги. Зачастую беременные даже сами не могут логично объяснить эту свою скрытность, самое распространенное оправдание: чтобы не сглазить.
Конечно, ныне никто не пробирается в роддом тайными тропами и задворками, но очень часто о том, в каком именно роддоме будет рожать женщина, знают лишь близкие — мама и муж. Для остальных, в лучшем случае, оглашается вариант «или-или» — называется несколько предполагаемых мест.

Современный роддом
К слову, о месте родов, а именно — о роддоме. Роддом — помещение явно нежилое и к тому же «нечистое». То есть место само по себе, конечно, стерильное, но на некоем мистическом уровне люди упорно поддерживают иллюзию его «нечистоты». Не зря же вокруг роддомов создается такое количество слухов о внутрибольничных инфекциях, о пресловутом стафилококке. Все это — миф, но крайне важный для русской родовой традиции. Женщина должна рожать в «нечистом» месте, и все тут!

Папа на родах
Еще совсем недавно в любом роддоме отказывали папашам, желающим присутствовать на родах. Теперь отношение к мужьям на родах полностью изменилось. Их не отсылают прочь со словами, что мол, «это бабские дела». Напротив, от них ждут действенной помощи. Конечно, вряд ли современные отцы будут кататься по полу, имитируя схватки, или выворачивать штаны наизнанку. Но подышать вместе с женой, подержать ее за руку, оказать поддержку во время потужного периода и тем самым частично взять на себя страх и боль женщины отцы вполне способны.

Подготовка к родам
Первое, что делают с роженицей, прибывшей в роддом, — переодевают «в казенное». Это, как правило, просторная сорочка, на которой нет ни одной пуговицы или завязки. Свои вещи и украшения роженица должна оставить за порогом предродовой палаты. Раньше беременные усматривали в этом нищету роддомов и равнодушие персонала, который следует «глупым правилам». Но на самом деле нужно было увидеть следование традициям: не имея возможности несколько дней раздевать женщину, готовя ее к родам, как это делалось раньше, нянечки и медсестры таким образом облегчают ребенку выход в свет, «отпирая» ему «двери», согласно древним ритуалам.
Врач и акушерка, подобно повитухам, одеваются в чистое — свежие халаты, шапочки, перчатки. Конечно, можно было бы объяснить это только соображениями стерильности. Но по большому счету, дети раньше рождались в хлеву, овине, даже в поле, где вопрос гигиены не стоял. Зато перед лицом новой жизни непременно нужно было представать обновленным и очищенным. И потому не стоит так уж роптать при виде очистительной клизмы, потому что чисто физиологически она помогает очистить организм и способствует открытию родовых путей.
Наконец, пациентку осматривают. При этом задача врача — не только оценить состояние матери и плода, но и успокоить роженицу, помочь ей советом (так, как делала это когда-то повивальная бабка).
Для многих женщин наиболее обидной процедурой предродовой подготовки становится сбривание волос на лобке. Считается, что делается это в целях гигиены, но это лишь часть правды. С древности бритье — один из наиболее распространенных способов принижения статуса женщины (о необходимости которого речь пойдет чуть дальше).

Униженные и оскорбленные
В наши дни многие женщины приходят в роддом уже подготовленными: они посещали курсы будущих матерей, знают, как проходят роды, овладели многими телесными и дыхательными техниками. Их не нужно учить рожать, что существенно облегчает задачу акушерке и врачу. Но еще лет 20 назад женщина, рожающая первого ребенка, попадая в роддом, будто переносилась на другую планету. Врачам приходилось за считанные часы обучить женщину искусству рожать. Церемониться было некогда, именно поэтому медперсонал казался неопытной и испуганной роженице грозным и грубым. И потому рассказы о родах наших мам не обходятся без упоминаний об унижениях и оскорблениях: как кричала акушерка, как «воспитывала» нянечка, как женщина оставалась один на один с болью и страхом.
Впрочем, у страха глаза велики, и то, что трепетные барышни принимали за ругательства, на самом деле нередко оказывалось командами, произнесенными громким, внятным голосом. Но именно так руководили процессом и повивальные бабки. Роды — переходный обряд, в ходе которого женщина поднимается на новую социальную ступень: она становится матерью. А инициация всегда предполагала некий набор испытаний, которые надо было с честью выдержать. И это не только болезненные ощущения или страх неизвестности. Это еще и символический переход из одного качества в другое, который выражается во временном лишении социального статуса. Это за дверьми роддома будущая мать — успешная бизнес-вумен с научной степенью, знанием трех языков и зарплатой, равной бюджету маленького государства. Здесь, на родильном кресле, все равны.
Очень часто женщины жалуются на то, что врачи общаются между собой на «птичьем» языке, непонятном непосвященным: их диагнозы невозможно разобрать, а объяснений невозможно добиться. Но ведь и заговоры повивальной бабки никогда не растолковывались, а ее действия никогда не объяснялись. Повитухи, как и врачи, — «посвященные». Чтобы быть допущенным в родовой зал, врачу нужно учиться …дцать лет, сдавать экзамены, проходить практику и набираться опыта. Повивальные же бабки своих преемниц воспитывали чуть ли не с рождения: как правило, это была одна из дочерей, которая всюду ходила с матерью и постигала искусство посвящения в таинство материнства.
Очень часто слова врачей, подобно заговорам, иносказательны. Не всегда можно называть вещи своими именами — это еще наши предки знали. И до сих пор никто не скажет женщине во время потуг: «Рожай-рожай». Ее будут призывать к действию иначе: «Давай-давай!» Нередко советы и предписания даются медиками не прямо («Пожалуйста, напрягите мышцы живота и промежности…»), а опосредованно. Например, в форме угрозы: «Ты что, хочешь задушить ребенка? Тужься!» Испуг — очень древний прием, к которому прибегали еще повитухи, если нужно было вызвать или ускорить роды. На женщину кричали, пугали ее стрельбой или внезапно обрызгивали водой.

В современном акушерстве традиционной считается поза при родах на спине. В таком положении врачу удобно осматривать роженицу, проводить манипуляции, подключать монитор. Кроме того, в положении «лежа» схватки менее болезненны (хотя могут быть более долгими). В старину в позе «на спине» женщины рожали гораздо реже. Однако только ли потому, что вертикальные роды более физиологичны? Вовсе нет — просто часто женщина рожала самостоятельно, без посторонней помощи. Лежа на спине, сделать это совершенно невозможно — только на четвереньках или на корточках. Так что, даже в эру повитух роженица могла переживать схватки как угодно, но перед выходом ребенка на свет ложилась на спину — чтобы открыть повитухе доступ к месту главного действа. В современных роддомах правила поведения рожениц во время схваток уже не так строги, как в советское время: женщины ходят, танцуют, сидят на мячах, опираются на спинку кровати, даже плескаются в бассейнах.

Встреча новорожденного
Малыш родился. Раньше считалось, что сразу после родов нужно обозначить место младенца в этом мире. Повитухи, прежде чем перерезать пуповину, проговаривали, кого «поймали»: «коня с седлом» (мальчика) или «зассыху» (девочку). Сейчас в роддомах после родов родильнице показывают ребенка и просят назвать его пол (иногда также спрашивают имя). Пол — это первая характеристика нового человечка. Называя ребенка «мальчик» или «девочка», ему как бы закладывают определенную программу дальнейшей жизни.
Затем наступает черед первого туалета новорожденного. С ребенка смывают первородную смазку, очищают ему дыхательные пути — так некогда делали это и повивальные бабки. После этого, как и встарь, ребенка прикладывают к груди матери — это не только «знакомит» мать и дитя, но и ускоряет отделение плаценты.
Ритуалы «приведения матери в чувство» за века почти не изменились: когда-то бабка, а ныне врач осматривает родильницу, где надо — «штопает», что надо — вправляет, и затем в течение нескольких дней следит за тем, правильно ли сокращается матка, пришло ли вовремя молоко и т.д. Неделя, проведенная в роддоме под наблюдением врачей, аналогична «малому очистительному периоду», который длился раньше 5–7 дней и проходил в присутствии повитухи.
При выписке из роддома молодым родителям даются последние «напутствия». Те, в свою очередь, благодарят медиков, медсестер и нянечек деньгами и подарками. И это ни в коем случае не «взятка», а «благодарственный выкуп», традиция которого насчитывает сотни лет! Считалось и считается, что соблюдение этого ритуала обеспечивает благополучие ребенка и всей семьи в будущем. Стоит добавить, что выкуп за девочку традиционно меньше, чем выкуп за мальчика.

В заключение
Как видите, многие традиции современного акушерства имеют свои корни в прошлом. Не всегда мы можем логически проследить эти многовековые связи, но что удивительно — мы их чувствуем интуитивно. Поэтому, как встарь, уберегая дитя от сглаза, не любим хвалить своих детей, и складываем фигу в кармане, когда их хвалят другие. Но что ж делать, если подобные вещи у нас в крови?

  • Родовые позы
  • Муж во время родов
  • Суеверия и приметы
  • Момент рождения человека - важнейшая точка в его жизни. Неудивительно, что издавна наши предки находили объяснение процессу родов в существовавших верованиях и окружали его множеством ритуалов, обрядов. Часть из них в наши дни приходится слышать беременной женщине от окружающих в виде народных советов или суеверий. Давайте посмотрим, какие они бывают и что за ними кроется!

    Примечательно, что часто традиции, связанные с родами, схожи у разных народов. Это объясняется представлениями наших предков о рождении человека. Во-первых, роды рассматривались, как акт перехода из одного мира в другой, то есть как процесс, в котором участвуют сверхъестественные силы. Считалось, что во время родов душа умирает в потустороннем мире и рождается в мире земном. Поэтому роды, впрочем, как и вся беременность, рассматривались, как опасный для женщины и младенца период, в который требуется особая защита от злых сил. Во-вторых, множество обрядов, таких, как наговоры, заклинания, молитвы, были направленны на облегчение боли. Основным действующим приемом в них являлось внушение, а также отвлекающие и стимулирующие возникновение измененных состояний сознания факторы. Большинство методов сводилось к различным воздействиям на психику женщины.

    Кроме того, с моментом рождения связывали дальнейшую судьбу человека. От того, каким будет переход из невидимого мира в материальный, и какие впечатления получит ребенок в момент рождения, считалось, зависит его дальнейшая жизнь.


    Обычай развязывания и раскрытия накануне родов

    Широко распространен у различных народов обычай развязывания и раскрытия всего в доме, призванный способствовать свободному прохождению ребенка по родовым путям. Рядом с роженицей не должно было быть закрытых сундуков, запертых замков, завязанных узлов.

    В Индии повитуха открывает все двери, все окна и откупоривает все бутылки. У шотландских горцев существовал обычай во время родов развязывать все узлы в доме, распускать пояса и развязывать все ленты на женской одежде. В Китае около роженицы ставили раскрытый зонт. В еврейских и православных традициях в случае проблемных родов обращались к священнику с просьбой открыть двери церкви, а также Царских врат алтаря, что тоже должно было помочь ребенку прийти в этот мир.

    На Руси рожающей женщине также предписывалось распустить косы, развязать пояс, снять все украшения, а в доме нужно было открыть окна, двери, ворота, сундуки и шкафы.


    Помощница в родах

    Традиционно помощь роженице оказывалась женщинами. Так, с древнейших времен у египтян, евреев и китайцев, а также в Древней Греции и Древнем Риме акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). К помощи врача-мужчины прибегали только в тяжелых случаях. Долгое время для врача считалось недостойным заниматься акушерством и принимать роды. Во многих племенах, сохранивших архаичный образ жизни, женщины и сейчас рожают самостоятельно либо при помощи старшей женщины в семье (племени).

    На Руси также акушерскую помощь оказывала бабка-повитуха. Но ее роль заключалась не только в том, чтобы принять ребенка. Она оказывала помощь по хозяйству после рождения младенца, принимала участие в обрядах, связанных с важными событиями в жизни повитых детей (крестины, свадьба), становилась для семьи родным человеком. В народе к повитухам относились уважительно, как к носительницам сакральных знаний, помогающих божественному акту рождения. Существовал даже особый праздник - «бабьи каши» (8 января), во время которого повитух благодарили, одаривали подарками и угощали специально приготовленной по этому случаю кашей.


    Место родов

    Место , где женщины должны были рожать, и позы для родов могли быть разными. Чаще всего, например, в европейских странах, в Древнем Египте и Греции, рожали просто в доме. Но для этих целей могло использоваться и отдельное строение. В горной Осетии похожим убежищем служил хлев . В народе уйгуров женщины должны были рожать первенца в доме своей матери.

    На Руси помещением для родов традиционно считалась баня - изолированное хозяйственное строение, стоящее на границе земельного участка, и словно бы между миром «своих» и «чужих». Роды в бане проходили без лишнего внимания недобрых людей, которые могли помешать процессу, а кроме того, в ней всегда было достаточно тепла и воды. Даже в крупных городах до начала 20 века женщины предпочитали рожать дома, хотя и под присмотром акушерки.

    Первый Родильный госпиталь был основан в 1771 году в Петербурге, но предназначался он для бедных рожениц или тех, кто хотел отказаться от ребенка. И только после революции 1917 года родильные дома стали основным местом родов в России.

    Родовые позы

    Что касается родовых поз , то можно сказать, что у разных народов была общая традиция - отсутствие статичной позы лежа на спине . Широко известна принятая в азиатских странах и у многих племен поза на корточках. В Голландии в VIII -XIX веках предпочитали сидячую позу , в приданое невесты даже входил специальный родильный стул. Древние египтянки рожали, сидя на корточках на священном камне, в Японии женщины также рожали, сидя на связке соломы. В традициях индейских племен была принята поза, когда родители садились на корточки спиной друг к другу и сплетали руки в районе локтей. Эстонки во время родов сидели на коленях у мужа.

    На Руси обычно рожали, стоя на корточках или на коленях, а иногда - держась за какую-нибудь опору и, таким образом, провисая. До самых потуг роженице не давали спокойно сидеть - повитуха массировала и разминала ей живот; заставляла задерживать дыхание; ходила с ней, заставляя обходить вокруг предметов или перешагивать через порог, метлу, мужнины штаны; часто перед родами женщина должна была сама истопить баню. Стоит заметить, что подобная физическая активность во время родов была своеобразной профилактикой слабости родовой деятельности и способствовала быстрому разрешению женщины от бремени.


    Муж во время родов

    По-разному традиции предписывают и вести себя мужу во время родов. В ряде мест муж обязательно присутствует и помогает жене, «разделяет боль», иногда даже физически служит ей опорой или «стулом». Такое поведение мужчин характерно для некоторых регионов Италии, Испании, Франции, Югославии и стран Скандинавии. В других случаях роды проходят только в окружении женщин, а мужу категорически запрещено даже стоять за дверью. Например, в Осетии мужчина уезжал из дома, пока ему не сообщат о рождении ребенка. В Китае муж роженицы вместе с другими домочадцами покидал дом, и во время процесса родов ему не разрешалось произнести ни слова.

    На Руси в разных местностях к присутствию мужа относились по-разному, но в целом считалось, что активное сопереживание и определенные действия мужа могут во многом облегчить страдания женщины и ускорить роды. Например, на мужа одевали юбку роженицы, повязывали голову жениным платком, укладывали на кровать и просили изображать родовые муки, стонать и кричать. Если женщина сильно мучилась, мужу вменялось в обязанность периодически разминать или надавливать ей на спину своим коленом: считалось, что это уменьшит боль. Когда женщина рожала, отцу ребенка давали съесть хлеб с солью и горчицей или ложку каши с солью и перцем, приговаривая: «Солоно и горько рожать».

    " Примечательна послеродовая роль мужа - новорожденного заворачивали не в пеленку, а в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, затем клали на отцовский тулуп — чтобы был богат. А в Древнем Риме обмытого младенца клали к ногам отца, и тот должен был взять его на руки, поднять перед собой, демонстрируя таким образом, что принимает его в семью.

    Суеверия, связанные с родами

    И напоследок разберем несколько суеверий, связанных с родами:

    • Никому нельзя сообщать о предполагаемом дне родов: тогда роды будут легкими. Обычай скрывать день родов очень древний и существует у многих народов. Он связан со стремлением уберечь мать и ребенка от злых духов. Поэтому о беременности и родах не говорили часто даже родственникам, так как «глаз у людей может быть разный». Очень удобный запрет, если будущая мама чувствительна, и ее в последние недели перед родами раздражает, что окружающие то и дело спрашивают, когда она наконец родит.
    • До родов нельзя покупать детские вещи. Такая примета также связана с мистической стороной родов - считалось, что через одежду можно навредить малышу. Однако сложно представить, что сразу женщина начинала готовить пеленки. Обычно приданое готовили все-таки заранее, но тайком от злых глаз. Часто это делала не сама беременная, а ее мать. Сейчас, даже если женщина не хочет ничего готовить заранее, стоит составить точный список необходимых вещей и заранее пройтись по магазинам, чтобы отправить родственников за детскими вещами с четкими инструкциями.
    • Родить без боли - растить без любви. На Руси считалось, что через боль растет и формируется материнское чувство к ребенку. Современные данные подтверждают это - отмечено, что в процессе родов у женщины кардинальным образом меняется гормональный статус. В кровь выбрасывается множество различных гормонов, в том числе и гормонов, задействованных в механизме стресса. Если вмешиваться в процесс (например, применять обезболивающие препараты), то гормональный статус роженицы будет нарушен. Ученые склонны рассматривать естественный родовой стресс, как одну из платформ для взаимного запоминания матери и ребенка и установления между ними особых любовно-доверительных отношений.

    Обновлено 15.11.15 г.
    Шмакова Елена,
    инструктор дородовой подготовки,
    общественный консультант по грудному вскармливанию (АКЕВ),
    мама пятерых детей

    В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей?

    Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений.


    Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья - это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.

    Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом.

    Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

    Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

    Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

    В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

    Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Возможно, стоит добавить немного интересных традиций?


    Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

    Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

    • Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
    • Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
    • Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
    • Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
    • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.
    • Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.
    • Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
    • Дни памяти умерших родных и близких.
    • Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

    Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

    Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?


    Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

    Итак, примеры интересных семейных традиций:

    • Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!
    • Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
    • Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
    • Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.
    • Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».
    • Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.
    • Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.
    • Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!
    • Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
    • «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!
    • Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?
    • Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».
    • Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!


    Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

    1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
    2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
    3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
    4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

    Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!


    В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

    Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

    Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

    В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

    В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

    В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

    В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

    В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

    В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

    Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

    Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

    Культ семейных традиций в разных странах

    В Великобритании важным моментом в воспитании ребенка является цель вырастить истинного англичанина. Детей растят в строгости, учат их сдерживать свои эмоции. На первый взгляд может показаться, что англичане любят своих детей меньше, чем родители в других странах. Но это, конечно же, обманчивое впечатление, ведь они просто привыкли проявлять свою любовь по-другому, не так, как, например, в России или в Италии.

    В Японии очень редко можно услышать детский плач – все желания детей до 6 лет сразу же исполняются. Все эти годы мать занимается только воспитанием малыша. Зато потом ребенок идет в школу, где его ждет строгая дисциплина и порядок. Любопытно также то, что под одной крышей обычно живет вся большая семья – и старики, и младенцы.

    В Германии существует традиция поздних браков – там редко кто создает семью до тридцати лет. Считается, что до этого времени будущие супруги могут реализоваться на работе, построить карьеру, и уже способны обеспечить семью.

    В Италии понятие «семья» всеобъемлющее – в него включаются все родственники, в том числе и самые отдаленные. Важной семейной традицией являются совместные обеды, на которых все общаются, делятся своими новостями, обсуждают насущные проблемы. Интересно, что в выборе зятя или невестки далеко не последнюю роль играет итальянская мама.

    Во Франции женщины предпочитают карьеру воспитанию детей, поэтому по истечению совсем недолгого времени после рождения ребенка мама возвращается на работу, а ее чадо направляется в детский сад.

    В Америке интересной семейной традицией является привычка с раннего детства приучать детей к жизни в обществе, якобы это поможет их чадам во взрослом возрасте. Поэтому вполне естественно увидеть семьи с маленькими детьми и в кафе, и на вечеринках.

    В Мексике культ брака не столь высок. Семьи часто живут без официальной регистрации. А вот мужская дружба там довольно крепка, сообщество мужчин поддерживает друг друга, помогает в решении проблем.


    Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

    «Любите свою семью, проводите с ней время вместе и будьте счастливы!»
    Анна Кутявина для сайта сайт