Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Прощёное воскресенье. Чин прощения. Прощеное воскресение. Чин прощения Вседневная вечерня с чином прощения

прот.
  • прот.
  • архим. Мелхиседек (Артюхин)
  • схиархим.
  • сщмч.
  • прот. Александр Геронимус
  • Ю. Рубан
  • Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

    При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной и принимают . Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

    В Прощёное воскресенье принято испрашивать и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя ), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя) » – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

    Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

    История чина прощения

    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

    Богослужение

    Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

    Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ().
    Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та.

    Прослушать Великий прокимен:

    Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

    После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

    После отпуста вечерни совершается Чин прощения :

    На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу ем святы я и честны я ико ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На река х Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та ко возопии м».

    Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?

    Основа чина прощения связана с древней традицией египетского . Согласно этой традиции, на время поста перед ) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

    Однако прежде чем покидать стены , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

    Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (), хранении мира, любви ().

    Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже - вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

    Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди . Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

    Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после . Общие его черты таковы.

    Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».

    Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.

    Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.

    Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.

    Христианская сущность праздника Прощеное Воскресенье, история возникновения и значение. Как правильно вести себя в этот день. Традиции церковного богослужения в честь праздника. Народные традиции и праздничный стол.

    Прощеное Воскресенье – это праздник христианского высочайшего смирения. В этот день православный человек скорбит о своей гордыне и просит прощения у окружающих, которых задел намеренно по злобе или по простоте ума, или мог обидеть нечаянно словом или делом, даже не осознавая этого факта, поддавшись невоздержанию или в душевном ослеплении. Однако важно при этом искренне прощать самому, то есть провести такую работу над собственной душой, чтобы суметь отпустить обиды, даже незаслуженные и лично попросить прощения у обиженного.

    Почему воскресенье называется прощеным?

    Прощеное Воскресенье Церковь почитает в преддверие Великого поста, на масленичной неделе. Этот день заключает последнюю неделю, в которую разрешается употреблять в пищу молоко, творожные блюда и яйца в ходе подготовки к грядущему сорокодневному посту. Примирение с обиженными является первым шагом к последующей работе над собой, к очищению души и подготовке к глубокому покаянию перед Пасхой. С облегченной, примиренной душой верующий входит в пост и стремится к самосовершенствованию, к Богу, чтобы исповедаться и заслуженно причаститься Святых Таинств, обрести в духовном подвиге евангельские добродетели.

    Как правильно просить прощения?

    С давних пор существует традиция искренне и чистосердечно просить прощения у сослуживцев, соседей, родственников со словами: «Прости за то, что согрешил перед тобой!», на что следует ответ: «Бог простит, и я тебя прощаю, прости меня и ты!» После чего совершается христианское лобызание трижды в щеку. В случае, если человек не может сам простить и попросить прощения, ему закрыта дорога к покаянию и Благодати Божией, поскольку гордыня парализовала его душу. Поэтому так важно искренне молиться об обиженном некогда человеке, видеть, прежде всего, собственные грехи и личное несовершенство. Если даже он не может простить давний грех, нужно найти в себе силы не ответить озлоблением, предать забвению все дурное, избежать осуждения.

    Совет. Начните молиться за своих врагов и обязательно сходите на исповедь в Церковь!

    История Прощеного Воскресенья

    Истоки этого праздника берут начало из жизни первых праведников Египта, которые уединялись с молитвами в пустыне на 40 дней для подготовки к (уподобляясь Господу), для преодоления искушений и укрепления души.

    В безводной пустоши подвижников ожидали большие опасности: дикие животные и ядовитые насекомые, слабость телесная из-за недостатка воды. Поэтому они просили друг у друга прощения, как будто готовились к смерти, прощали все грехи. Постепенно эта традиция утвердилась в обрядах Церкви.

    В русском народе Прощеное Воскресенье всегда почиталось: в семьях старшие просили прощения у младших, богатые и знатные – у своих слуг и крестьян. На селе крестьяне ходили в гости к соседям и к родне, посещали болящих и вспоминали об одиноких родственниках с желанием посильно им помочь.

    Царь первый подавал пример христианского смирения: просил прощения у монастырской братии и архиереев, в войсках – у солдат, проводил амнистию осужденных и раздавал повсеместно милостыню. В этот день даже приостанавливались военные действия.

    Богослужение в храме

    Служба в Прощеное Воскресенье начинается с воспоминания о событиях изгнания Адама из Эдема (Рая) из-за грехопадения. Литургию священники служат в золотом облачении, читают Евангелие от Матфея и выдержку из Нагорной проповеди, в которой идет речь о прощении окружающим обид как о важном условии прощения Господом собственных грехов, об условии стяжания небесных сокровищ. Проводится аналогия между греховностью человечества и состоянием души падшего Адама. Пронзительно звучат строки сокрушения Адама о собственных грехах.

    После Литургии начинается Вечерня, перед которой идет чтение 9 часа. Открывается служба пением прокимна «Благословен Бог наш» одновременно осуществляется выход духовенства с каждением. Далее звучат прокимны «Свете тихий», «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего…». Творится молитва «Сподоби , Господи».

    В минорном тоне творятся вечерние молитвы. Настоятель громко читает молитву св. Ефрема Сирина с троекратным поклоном. Затем он произносит «Владыко Многомилостиве », присутствующие преклоняют колена.

    Далее проводится Чин Прощения.

    Настоятель кладет поклоны перед образами Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, целует крест и прикладывается к иконам. Звучат стихиры и прокимены , прославляющие Отца Небесного, Духа Святого, Христа и Богородицу, призывающие к духовному подвигу Поста и приготовлению к сопричастию в вечной пасхальной радости.

    После этого настоятель произносит текст проповеди, по окончании которой со смирением просит прощения у прихожан. Присутствующие священнослужители вслед за ним прикладываются к образам и к кресту. Просят друг у друга прощения. Миряне также целуют крест.

    Народные традиции

    Прощеное Воскресенье совпадает с периодом массовых гуляний в честь Масленицы, однако этот праздник наполнен глубоким духовным смыслом, является преддверием поста как периода духовных испытаний и борьбы со страстями.

    В честь праздника принято было накрывать стол и созывать ближних и дальних родственников.

    Готовили скоромные блюда, исключая мясо и птицу.

    На стол ставили:

    – запеченную рыбу;

    – рыбные закуски, икру;

    – блины простые и дрожжевые на пшеничной, гречневой, овсяной муке со сметаной и с начинкой;

    – вареники и сырники;

    – пироги и расстегаи.

    Это застолье собирало всех родных, молодых и старшее поколение: здесь сглаживались разногласия и прощались давние обиды. Традиции праздника живы и поныне. Принято дарить подарки и делать пожертвования бедным, проявлять милосердие и любовь к ближним. При дворах богатых людей ставили угощение для нищих, всякий желающий мог принять в нем участие.


    Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
    все желающие пожать плоды от своего покаяния,
    услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
    простите ближним согрешения их пред вами.
    Святитель Игнатий (Брянчанинов)


    Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
    никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.
    Святитель Иоанн Златоуст


    Если ты, человек, не прощаешь всякого
    согрешившего против тебя, то не утруждай себя
    постом и молитвой… Бог не примет тебя.
    Преподобный Ефрем Сирин


    Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.


    В этот день все православные просят друг у друга прощения — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху — день Воскресения Христова.


    В этот день последний раз употребляется скоромная пища.


    «В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.


    Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.


    Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир — это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.


    Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним» — Архимандрит Иоанн Крестьянкин.


    Чин прощения, как правило, совершается в храмах в воскресенье вечером — это служба вечерни сырной седмицы. Начинается служба как обычная вечерня, но в храме уже все по-другому: на аналоях великопостные черные или фиолетовые аналои, в середине службы и священники меняют облачение на темное. По-особенному торжествено и радостно: начинается весна постная, весна духовная!


    Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».


    Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: «Бог простит «, прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.


    В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост – это путь к Пасхе, которая уже близко.


    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверие Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения — чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и — благодаря этому — с Самим Богом.


    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века — расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.


    «Нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели, – напоминал в проповеди архимандрит Иоанн (Крестьянкин) – Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.


    Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф. 6, 14).


    А в настоящее время эта традиция вышла и за пределы храмов.


    Прощеное воскресенье — это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки: способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления?


    Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.


    В эпоху интернета и мобильных телефонов церемония прощания начала приобретать новые странные формы – например, просьбы о прощении в виде рассылки большому списку абонентов. Хочется спросить – если бы этот разговор был последним, мы бы на самом деле ограничились безличной смс-кой? Понятно, что так намного проще – попросить прощения сразу у всех и сразу за все, и так же оптом всех за все простить. Гораздо труднее простить конкретному человеку конкретный проступок . Трудно, но необходимо, если есть желание жить дальше, а не перетирать по десятому разу старую обиду.


    Но прежде, чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.


    В этот день вспоминает Церковь страшную трагедию, свершившуюся с человечеством на заре его истории — изгнание его, в лице общего нам всем праотца Адама, от лица Божия, изгнание Адама из рая.


    Юдоль плача и печали — земля приняла изгнанника, чтобы по заповеди Божией израстить преступнику волчцы и терния, чтобы в поте лице снесть ему хлеб свой, чтобы в боли, слезах и печали родить и вскармливать детей своих, чтобы пожать все горькие плоды своего преслушания Отцу Небесному.


    Плакал Адам по изгнании своем, седе «прямо рая», плакал, вспоминая, кем он был, и чем обладал, и Кого лишился. И по Адаме первом все человечество по сей день плачет и воздыхает о неуловимом теперь призраке счастья. А мир весь, издерганный и усталый, плачет от беспутия, от того, что обнажена душа, что бесцельна и безрадостна жизнь. И ничто не может наполнить нашу жизнь так, чтобы почувствовал вполне человек безоговорочную полноту действительного, а не призрачного счастья, ибо она, эта полнота, только в Боге.


    Но мы — изгнанники. Рай далеко, и чем дальше живет человечество от времени падения, тем туманнее в нем становится прекрасный образ рая, тем глубже боль и страдание человечества и тем больше стирается образ и подобие Божие в душе человека. И погиб бы мир давно, если бы не Второй Адам — Христос, вновь отверзший заключенный рай и давший человеку возможность в него вернуться.


    И мы все несем сейчас на себе тугу и тяжесть жизни изгнанника. Но и мы же, те, кто живет жизнью Церкви, знаем и райскую радость отверзтых Царских врат, и животворящих ликующих слов: «Христос Воскресе!» и в них — изначальную близость Божественной любви к человеку. Но предшествует этой райской радости на земле Великий пост, и Церковь постоянно учит, что то, что мы потеряли грехом, найти, обрести, вернуть можно лишь покаянием, подвигом и трудами великого воздержания.


    Пройдет всего несколько часов, и все мы с вами с изумлением заметим, что вокруг нас и в нас что-то изменится; произойдет нечто, что наложит на все печать особой сосредоточенности и внимания. Это настанет святой Великий пост. И мы вместе с Церковью от призыва к покаянию должны будем перейти к самим покаянным трудам, к делу покаяния».

    Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

    Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

    Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

    Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

    На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

    Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

    Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

    Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

    Прости Христа ради!

    - «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

    Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

    На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

    Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

    Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

    П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

    Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

    Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

    Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

    Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

    Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

    Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

    Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

    Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

    В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

    «Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

    Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

    Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

    «Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

    Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).


    Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

    Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

    Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

    «Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

    Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

    Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

    Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

    «Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

    В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

    В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
    Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

    - Прости меня, отец, Господа ради прости!
    Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
    В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

    - О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
    Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

    - Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
    Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

    - О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
    Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
    Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

    - О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
    Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

    - Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
    Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


    Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

    Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

    «Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

    Прощеное воскресенье в народных традициях

    Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

    Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

    Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

    Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

    Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

    Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

    Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.

    В воскресенье, 22 февраля, настоятель о. Николай и другие клирики нашего собора отслужат Великую вечерню с чином прощения. Прихожанки нашего храма Елена Думби и Надежда Королёва (Зайцева) подготовили материал об истории этой традиции.

    Чин прощения

    Последнее воскресенье перед Великим постом называется Неделей сыропустной и посвящено воспоминанию Адамова изгнания из рая. Второе название – Прощеное воскресенье – этот день получил благодаря совершаемому в конце вечерни чину прощения. Попытаемся проследить историю возникновения этого истинно христианского обряда.

    Впервые тема прощения в Неделю сыропустную звучит еще на литургии, когда мы слышим слова Христа из Нагорной проповеди: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (). В конце вечерни, открывающей богослужения Великого поста, во всех православных храмах совершается чин прощения. Примечательно, что он не упоминается ни в Типиконе, ни в Триоди постной, однако считается одним из древнейших христианских обрядов.

    Истоки чина прощения накануне Великого поста видят в практике древних египетских и палестинских монахов. Всегда отличавшиеся крайним аскетизмом и строгостью жизни, на время Святой Четыредесятницы пустынножители брали на себя дополнительные подвиги воздержания и абсолютного уединения. Преподобные Евфимий Великий и Савва Освященный на время поста покидали свои монастыри и уходили в отдаленные пустынные горы, причем святые отцы начинали великопостные подвиги раньше, чем это принято в наши дни: Евфимий – после отдания Богоявления 27 января, Савва – 2 февраля . Позднее установился обычай покидать монастырь накануне Четыредесятницы, о чем мы узнаем из жития Марии Египетской: «В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и положенное число земных поклонов, старцы, испросив друг у друга прощения, брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь защититель живота моего: от кого устрашуся?» (Пс. 26:1) открывали монастырские ворота и уходили в пустыню» . В монастыре на это время оставались только больные старцы, ухаживающие за ними иноки и один священник для совершения служб. Все же остальные пребывали в горах, питаясь сухим хлебом, зернами и корнеплодами, молясь и занимаясь рукоделием на нужды обители. В Лазареву субботу отшельники со всех концов стекались в монастырь, держа в руках пальмовые ветви и крестики из сучков пальмы. С пением «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше крест Твой глаголем: благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних » они входили в храм ко всенощному бдению.

    В период персидских нашествий на Палестину (VII–XI века) монахи вынуждены были часто оставаться Великим постом в монастыре, чтобы в случае нападения неприятелей защитить беспомощных больных собратьев. По этой причине в древнейших списках Иерусалимского устава есть специальное указание, строго запрещающее игумену покидать монастырь и выходить из него во время Великого, Рождественского и Апостольского постов . Так обычай проведения поста в пустыне упразднился. Однако память о нем осталась в литургических текстах: гимн победителей греха, с которым отшельники возвращались из пустыни в монастырь, по сей день используется в богослужении Вербного воскресенья в качестве многократно повторяемой стихиры. Особый обряд прощения накануне Великого поста тоже не был забыт: на основе житий древних подвижников благочестия и уставных чинов прощения он был восстановлен и постепенно распространился во всей Церкви.

    Ежедневно в своих вечерних молитвах христиане просят у Бога прощения грехов, которые сотворили за день «делом, словом и помышлением». Естественно примириться перед сном и со своими ближними, поэтому последнее богослужение астрономического дня, повечерие, оканчивается чином прощения, описанным в Часослове. В монастырях Афона он совершается следующим образом: «Иерей по отпусте делает поклон стоящему на середине храма игумену, затем братия подходит к игумену, кланяется ему до земли и берет благословение. Перед этим братия по кругу обходит литийный притвор и прикладывается ко всем иконам, начиная с образов Христа и Богоматери. Во время этого трогательного чина поется стихира праздника или святого, которому посвящен монастырь» .

    Похожий чин прощения в конце повечерия для всех дней Святой Четыредесятницы предписан Триодью постной. После прочтения коленопреклонной молитвы «Владыко многомилостиве» служащий священник, поклонившись до земли, испрашивает прощение у братии монастыря: «Благословите, отцы святии, простите ми грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы» . Ему отвечают: «Бог да простит ти, отче святый» . Затем все монахи по двое подходят к священнику, просят прощение с земным поклоном .

    Особый обряд прощения в Неделю сыропустную появился в русских монастырских обиходниках и архиерейских чиновниках не ранее XVI–XVII веков, однако быстро получил широкое распространение и приобрел интересные особенности. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре после отпуста вечерни на аналое помещали образ Пресвятой Богородицы. Архимандрит прикладывался к раке преподобного Сергия и аналойному образу, потом просил прощения, положив земные поклоны, у монахов на клиросах. За архимандритом следовали священники по двое и братия по двое. Приложившись к раке и иконе, они просили прощения у архимандрита и у клиросов, келаря , казначея и друг у друга. Все это время клирос пел покаянные стихиры. В Кирилло-Белозерском монастыре чин прощения совершался у иконы Пресвятой Богородицы, которую после заупокойной литии выносили в середину храма для целования. Братия ходили по двое и прощались у клиросов. Игумены монастырей в этот день посещали в кельях немощных, больных, престарелых братьев, которые не могли присутствовать на службе.

    На вечерней трапезе после чина прощения троицкий архимандрит торжественно угощал всю братию, слуг и трудников монастыря медом в знак того, что никакой горечи обид не осталось в сердцах иноков перед Великим постом. Монахи сидели в трапезе за столами, клирос пел стихи, диакон держал большую зажженную свечу, а архимандрит обходил всех: сначала священников, потом клиросных монахов и остальную братию. Каждому он подавал по два ковша меду: «обварного» и паточного. Затем садился на скамью, устланную ковром, к нему подходили слуги и также получали по ковшу меда .

    В современной приходской практике чин прощения обычно проходит следующим образом. После вечерни клирики храма выходят с крестами (Евангелием, чтимыми иконами) на амвон, настоятель обращается к народу с проповедью, в конце которой просит прощения и делает земной поклон. Все отвечают ему земным поклоном. Затем прихожане поочередно подходят сначала к священникам, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время исполняет песнопения периода подготовки к Великому посту «Покаяния отверзи ми двери », «На реках Вавилонских » и стихиры Пасхи «Да воскреснет Бог… », оканчивая словами «простим вся воскресением » («Христос воскресе » не поется). Пение стихир Пасхи служит напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

    Кирилл Скифопольский. Житие преподобного отца нашего Саввы Освященного.

    Святитель Софроний Иерусалимский. Житие преподобной Марии Египетской.

    И. Д. Мансветов. Церковный устав (Типик): его образование и судьба в греческой и русской церкви.

    М. М. Клименко. Особенности совершения всенощного бдения в монастырях святой горы Афон.

    Триодь постная. Седмица первая Великого поста. Понедельник на великом повечерии.

    Келарь (в переводе с греческого «амбарный») – должностное лицо монастыря, в обязанности которого входит заготовка, хранение продуктов, их отпуск на монастырскую кухню.

    Е. Романенко. Повседневная жизнь русского средневекового монастыря.