Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Почему золушка получила такое имя. Три признака современной Золушки (и почему они мешают вам быть счастливой). Созависимость и злая мать

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное


«Выпрями спину, ты же будущая принцесса», - говорит женщина за соседним столом в ресторане. Она обращается к дочке лет пяти, которая действительно выравнивает спинку, умильно поджимает губу и осторожно подносит вилку к макаронам. Каких-то династических признаков у ребенка я при этом не вижу, но мама знает лучше. «Фу, как ты растрепалась! Такую принц никогда не полюбит», - раздается на детской площадке питерского двора. Это мама хочет расчесать шестилетнюю Любочку, которая играет со своими подружками в догонялки. Принц в планы девочки в этот момент точно не входит.

Принц и принцесса - персоны для современного человека мифические. Нет, конечно, в Европе сохранились династии, но давайте будем честны: эти ребята давно уже не походят на персонажей, которых хочется ставить в пример детям, они обычные люди с земными проблемами. Поэтому мне кажется, когда мама говорит что-то подобное, она вкладывает в эти слова образ героя, взятого из детской литературы, понятный ее чаду. И я, как человек, пишущий сказки и с удовольствием читающий чужие, предлагаю подумать о том, что мы несем своим дочерям, желая вырастить из них принцесс, ожидающих принцев? Давайте возьмем за основу, например, всем известную «Золушку».

Это не только узнаваемая, но и древняя сказка: встречалась она на египетских папирусах, существует ее итальянский пересказ начала XVII века, французский вариант Шарля Пьеро и, конечно, кровожадная и потому наиболее приближенная к жизни версия Братьев Гримм. Но важно то, что сюжет, согласно которому бедная девушка чудом оказывается на балу, где в нее влюбляется принц, выходит за него замуж, и уже это само по себе является счастливым концом, сегодня вызывает сомнения.

Эта история, как и любая другая, идущая из народа и лишь записанная сказочниками, придумана простыми людьми далеко не в XXI веке. Передавалась она из уст в уста в крестьянских домах в бедных кварталах городов сотни лет назад. В те времена единственным шансом женщины повысить свой социальный статус было выйти замуж за человека выше по положению. Наверное, тогда «выйти замуж за принца» действительно было счастливым «концом» не только для самой девушки, но и для всей ее семьи. Хотя и тут мне хочется усомниться, потому что слишком уж много возникает вопросов. А как себя чувствовала Золушка, когда она оказалась на приеме в честь датского посла и выяснилось, что все говорят на иностранных языках, а она нет? А им было, о чем поговорить с принцем, увлеченного древнегреческой философией? А каково было самой Золушке чувствовать себя бедной родственницей? А ее папа был желанным гостем во дворце?


Сценарий «выйти замуж за принца» уже давно не является идеалом женского счастья, да и «жениться на принцессе» - спорный вариант для современного мужчины. Счастливым в нашем бурное свободолюбивое время можно назвать союз максимально равных и созвучных между собой людей. Конечно, стопроцентных совпадений не бывает, но глупо отрицать тот факт, что чем больше общего у пары, в том числе в социальном статусе, тем меньше коэффициент сопротивления и тем лучше состыкуются шестеренки сложного механизма под названием «семья». Так почему до сих пор звучат все эти «принцессы» и «принцы» в педагогических речах родителей абсолютно не королевского происхождения?

Приходишь потом в ресторан «Ginza», а там все столы золушками забиты, только принцев нет, а если есть, то лысеющие и с барсетками. Девушек хозяева дорогих ресторанов называют не «принцессами», а «чайками», потому что те только заказывают чай и часами ждут. Мне не жалко рестораторов, столов, принцесс с лысеющими принцами, пусть сидят, но я бы не желала такой судьбы своим дочерям.


Справедливости ради, замечу, что историй с подобным сюжетом, идущих из прошлых веков, много: «Рапунцель», «Белоснежка и розочка», немецкий и шведский фольклор, наш русский Иван-дурак тоже в конце каждой сказки не прочь на царевне жениться. А в «Золушке», кроме выделенной мной сюжетной линии, можно найти много полезного для современной девочки: не встречать по одежке, судить о человеке по его поступкам, не держать зла и уметь прощать. Это лишь маленькая часть того, на что можно обратить внимание ребенка в этой красивой древней истории. Ну а выйти замуж за принца - если только очень захочется.

Это здорово, ребята. Верьте нам в этом.

В эту пятницу (13 марта) по всей стране зрители влюбятся в «Золушку»... снова. Уже в который раз.

Тем не менее, мы сообщаем вам, что режиссер Кеннет Брана, Лили Джеймс – исполнительница главной роли, очень приятно пересказали, хоть и чрезвычайно знакомую, но абсолютно волшебную историю Золушки так, что любой взрослый (даже бездетный!) при просмотре почувствует себя совершенно счастливым.

И вот почему:

1. Химия между двумя исполнителями главных ролей очаровывает.

Единственный наиболее важный элемент в истории любви – химия между двумя исполнителями главных ролей, так что спасибо тебе, фея-крёстная, за изначальную химию Джеймс и Ричарда Мэддена. Многие сказки превращают исполнительниц главных ролей в этаких девиц, а их принцев в мягкотелых типов без индивидуальности, но «Золушка» позволяет охарактеризовать Джеймс как решительную, а принц Кит в исполнении Мэддена на самом деле достоин звания «Прекрасный».

К тому же мы на самом деле полагаем, что, встретившись до большого бала, вместо обычной «любви с первого взгляда» при помощи потрясающей ситуации с бальным платьем, оба эти персонажа влюбились в особенности личностей друг друга.



2. Кейт Бланшетт заставляет зло выглядеть здорово.

Гламурная, физически впечатляющая Бланшетт отработала каждый цент из, вероятно, астрономического гонорара, полученного за «Золушку». Хорошо украшенная актриса полностью доминирует в каждой сцене, где появляется, что прекрасно подходит к этой теме. Вы с легкостью можете увидеть, почему Синди подчиняется каждой ее команде, и к концу фильма, MTV News одновременно страшились ее появления и стремились к ее разоблачению, – красноречивый символ великой злодейки.



3. Костюмы и сценография – натуральное сказочное волшебство.

Гипнотическое синее бальное платье Сэнди Пауэлл уже стало культовым, и это только после предварительных просмотров. К счастью, остальной дизайн фильма так же очарователен: небольшое, но идиллическое, расположенное на скалистых склонах, королевство принца Кита выступает в качестве идеального места для волшебного романа. Проще говоря, в следующем году мы ожидаем увидеть «Золушку» в списке номинантов по костюмам и воплощению дизайна костюмов.



4. Он разноплановый.

Конечно, большинство исполнителей «Золушки» белы как снег, но они наняли несколько вспомогательных актеров с другим цветом кожи, и не только играть представителей класса слуг. И это, определенно, шаг в правильном направлении.



5. Исполнители ролей второго плана ужасно забавны.

Хелена Бонэм Картер, как причудливая, гламурная добрая фея-крёстная, которая распознает в нелепой стекляшке обувь? Есть. Восхитительная выдающаяся Хейли Этвелл, как невероятно совершенная мать Золушки? Дважды есть. Стеллан Скарсгард, как злодей герцог в комплекте с подкрученными зловещими усами? Есть, есть, есть.

Мэдден и Джеймс великолепны, но они, конечно, не знаменитости – так Брана принял мудрое решение, когда подобрал на роли стада гусей звезд большого экрана (и Этвелл, которая достаточно скоро появится там ), что пополнит кассу долларами.



6. Они действительно рискнули со всеми этими животными штучками.

К их чести, искренностью Золушка приближается к некоторым наиболее манерным, наиболее волшебным элементам сказки. (В отличие от версии Дрю Бэрримор в «Истории вечной любви» 1998 года, которую мы так же любили.) Здесь нельзя найти ничего издевательского, что особенно заметно при таких волшебных моментах, в основном, с друзьями-животными Золушки. Они говорят с ней (просто не на английском) и существенно наделены человеческими качествами, но ничто не выделяется так сильно, как превращение феей-крестной ящерицы в ящерицу-человека, и актер в полном смысле слова исчезает. Ради. Этого. Вы поймете, когда увидите это. Он – мой настоящий герой.



7. Это невинная забава.

Все вышеупомянутое в основном выражается в этом одном простом моменте: «Золушка» – чистая, невинная забава. Вы можете потеряться в его физической красоте, милых, все еще старомодных представлениях о романтике, его магии, и у большинства его персонажей нет и следа пессимизма или постыдности.

Конечно, вы как сформировавшийся взрослый, вероятно, понимаете, что не должны полагаться на прекрасного принца, который унесет вас прочь, но в отсутствие какого-либо низкопоклонничества, анти-феминистских элементов, которыми приправляли истории о Золушках прошлых лет, нет причин не любить «Золушку».

7 причин, почему «Золушка» является волшебно обязательной для просмотра

Вы никогда не задумывались, как сложилась судьба Золушки и Принца после того, как повествование сказки оборвалось на слове «конец»? Великолепная история любви, торжество справедливости, роскошная свадьба и намек на долгую и счастливую жизнь вместе – знаменитая сказка раскрыла перед десятками поколений девочек одну важную истину: «будешь много трудиться и заботиться о других – и воздастся тебе по заслугам». Чему же история о Золушке нас так и не научила – так это тому, что эту самую важную истину полезно иногда разделить надвое.

«Все мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, – пишет в своей книге «Как попасть во дворец, если ты не Золушка» клинический психолог Люция Сулейманова. – Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть вот такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать – и непременно из воздуха соткет и наколдует всяческих приятностей какая-нибудь залетная фея, и жизнь окончательно удастся. При этом остальных героинь – Мачеху и ее Дочек – мы привыкли считать лишь жестокими и не стоящими внимания и интереса злодейками, а Фею – просто инструментом для раздачи наград хорошим девочкам».

Дрю Бэрримор и Дюгрей Скотт в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

В своей книге Люция описывает, что случается с женщинами, которые так и не выросли из роли Золушки в отношениях с мужчинами (и не только). Вот из самого очевидного: скандалы в семье, скука в браке, измены со стороны «принца», несчастная, скрывающая свое надовольство «Золушка» и, как следствие, развод. По крайней мере, именно так сложится судьба искренней, чистой и наивной девушки, если она вовремя не поймет, что живет по одному-единственному и неэффективному шаблону. Как же это понять – рассказываем подробнее на основании наблюдений и исследований психолога.

Посмотрите на себя: быть может, вам стоит что-то поменять в своей жизни, если вы…

Всегда пытаетесь его «спасти» (и неважно, от чего)

Именно это однажды и сделала наша сказочная Золушка, придя на бал и выцепив Принца из лап хищных и жестоких красоток, падких лишь на его деньги и положение. В качестве стратегии для знакомства это сработало. Но будет ли работать дальше? Большой вопрос.

Кадр из советского м/ф "Золушка" («Союзмультфильм», 1979 г.)

Проблема всех Золушек в том, уверена Люция Сулейманова, что они всегда готовы поставить чьи-то интересы выше своих. Взять хотя бы отца нашей героини, который с легкостью позволил злой Мачехе сделать свою дочурку семейной прислугой. «На самом деле, для своего отца Золушка всегда была на последнем месте, но она упрямо вуалировала его истинный, слабый характер и верила, что он все сделает из любви к ней», – отмечает психолог.

Эдакая жертвенность трогает мужчину и продолжает трогать какое-то время после свадьбы. Искренность и непосредственность Золушки подкупает, равно как и ее желание окружить любимого чрезмерной заботой, предупредить все его желания, поставить его в центр собственной Вселенной, быть всегда рядом, покорной, некапризной. Удобной.

Путаете заботу и хлопотливость

Золушка расценивает как чудо тот факт, что на нее обратил внимание сам Принц. Большой парадокс: несмотря на то, что подсознательно она постоянно жаждет пожертвовать собой во спасение любимого, она так же считает, что это ее только что спасли. И надо быть благодарной. Вот только в этом чувстве бесконечной благодарности Золушка теряет саму себя, собственную индивидуальность, полностью сливаясь с личностью своего спасителя, своего Единственного. А может, и не было никакой индивидуальности?

Янина Жеймо и Эраст Гарин в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

Благодарность – хорошее чувство, но не тогда, когда оно проявляется в пассивной услужливости. Но беда в том, что Золушка умеет проявлять заботу только так – прислуживая любимому, как она когда-то прислуживала Мачехе и ее Дочерям. Словно послушный щенок, она смотрит на хозяина влюбленными глазами в ожидании очередной команды. То же и в сексе – полное подчинение, покорность и никаких собственных желаний. Словно это то, что она просто обязана дать своему Принцу, который вытащил ее из лап Мачехи и перевез во дворец. И не дай бог ей самой получить удовольствие.

Потому что только так счастлива Золушка – когда она слаба, послушна, когда ей трудно и тяжело. Ведь тогда и ценность награды, которая ей полагается за старания, выше. Вот только никакой награды не будет: добрая Фея не прилетит снова, а если и прилетит – то ничем не поможет. «Золушка никогда не была ведущей, всегда ведомой, – пишет Люция. – Изначально она пассивна в целях и не умеет мечтать, у нее нет навыков планирования и трансформирования идей в реальность. Бесконечно отдавая, она находится вне взаимного обмена, который лежит в основе успешных отношений. И не получая отдачи, ответной энергии, она теряет баланс и начинает злиться».

Либуше Шафранкова в к/ф "Три орешка для Золушки" (реж. Вацлав Ворличек, 1973 год)

Не можете без него жить

Предположим, уехал Принц на охоту. Или заперся в кабинете, чтобы поработать. Что будет делать Золушка? Перемоет всю посуду, прогнав предварительно прислугу, погладит его носки, уложит спать детей. Все это она переделает за час-два. А дальше? Может, перемоет посуду по второму кругу. А может, начнет наивно стучаться в дверь к своему принцу, чтобы узнать, не нужно ли чего. И будет удивляться, что тот ей не открывает.

Янина Жеймо в к/ф "Золушка" (реж. Надежда Кошеверова и Михаил Шапиро, 1947 год)

«Наполненное содержанием личное время – одна из поначалу кажущихся непосильных задач, ведь Золушка привычно живет чужими заботами, – рассказывает Люция Сулейманова в книге. – Своих желаний не имеет, искренне полагая ими бесконечные хлопоты вокруг других. То есть технически создать в ежедневнике пункт «личное время» легко, а вот докопаться до самой себя, своих «хочу» – ох как непросто». Золушка, застрявшая в собственном шаблоне поведения, никогда не поймет, чего хочет на самом деле. А Принц в определенный момент устанет искать для нее занятие. И разведется с ней. Ибо от той таинственной красавицы, заворожившей его на балу, уже не осталось и следа.

Когда полезно быть Золушкой

Лили Джеймс и Ричард Мэдден в к/ф "Золушка" (реж. Кеннет Брана,2015 год)

Да, совсем скоро прекрасный Принц разочаруется в своей Золушке, но если в этот момент ему посчастливится встретить мудрого человека, то он, скорее всего, услышит следующие слова: «А не нужно было очаровываться».

Впрочем, проще сказать, чем сделать. Ведь если вспомнить первый день их встречи, то не останется никаких сомнений: тогда Золушка действительно была великолепна. Такая необычная, непохожая на других, трепетная, влюбленная… И такая недоступная. Ведь чуть пробила полночь, она со всех ног умчалась от него, оставив на память о себе лишь туфельку. Настоящая девушка-загадка.

«В этот момент (в полночь – прим.ред. ) Золушка совершает единственное свое верное действие: выбирает, пусть и невольно, правильную тактику побега, – убеждена Люция Сулейманова. – Не в том дело, что она движима ужасом перед тем, как волшебство рассеется и закончится сладкая иллюзия, наведенный шик-блеск-красота. Принц-то не знает, что она убегает из страха перед последним ударом часов. Он знает только, что она в принципе убегает».

Кадр из американского м/ф "Золушка" (Walt Disney Productions, 1950 г.)

И это, убеждает нас психолог, единственно правильная стратегия всех Золушек – ускользать, пробуждая в заинтересовавшем мужчине инстинкт охотника. Предлагая ему увлекательнейшую ролевую игру.

Впрочем, беда в том, что каноническая Золушка даже не поймет, что она использует какую-то там стратегию. Как и не поймет, что эта стратегия нужна ей снова, когда Принц, поймав добычу, потеряет к ней интерес.

Что делать

Дрю Бэрримор в к/ф "История вечной любви" (реж. Энди Теннант, 1998 г.)

Для начала осознать, что Золушка – это отнюдь не тот идеал, на который нужно всегда равняться. Далее – постараться избавиться от токсичного шаблона поведения, «выйти из деструктивной программы, изменить заданный стереотип». Перестать быть Золушкой трудно – прежде всего, из-за вечного комплекса жертвы. Но вполне возможно. Особенно если посмотреть на то, как сложились судьбы других героинь сказки: Мачехи, Мачехиной Дочки, Феи и Королевы.

Стоп. Какой еще Королевы, спросите вы? Ведь в сказке не было никакой Королевы. В один день ею должна была бы стать Золушка, но она, как нам стало известно теперь, съехала из дворца и вернулась к грязным кастрюлям и друзьям-мышам. Между тем, в своей книге Люция рассказывает и о ней – как об идеале, умеющим в нужный момент включать в себе и Золушку, и Фею, и Мачеху с ее Дочкой (иначе говоря, социальные роли).

Впрочем, для того, чтобы стать Королевой, будет полезно узнать о том, как ведут себя в реальной жизни другие персонажи сказки – в том числе и мужчины. Обо всем этом Люция Сулейманова живо и подробно рассказывает на страницах книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка», приобрести которую можно в издательстве Maier , в магазине «Подписные издания» (г.Санкт-Петербург), а также в ряде других магазинов, список которых будет опубликован на сайте Люции Сулеймановой .

Люция Сулейманова ─ практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, эксперт Первого и других телевизионных и радиоканалов, эксперт Forbes, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор и ведущая тренингов «Встань и иди», «Ловушки любви», «Жизнь после предательства», «Секс, гормоны и рок-н-ролл».
Личный сайт автора: luciasuleimanova.ru

Фото: кадры из фильмов, архивы пресс-служб

Сказка о Золушке (в разных вариантах) циркулировала по миру с первого века до нашей эры, во всех этих историях молодая девушка была обижена мачехой и сводными сестрами, и только любовь принца (или другого знатного лица) спасала ее от ужасной жизни. Хотя есть сотни версий Золушки, факт неоспорим: нам ближе всего рассказанная в конце XVII века французом Шарлем Перро. В XIX веке родился более мрачный вариант сказки – от немцев братьев Гримм. Сказка становилась источником вдохновения для композиторов, хореографов, мультипликаторов и кинематографистов. Наибольшую популярность завоевали две диснеевские «Золушки»: рисованный полнометражный мультфильм, снятый в 1950-х, и кино 2015-го года с Лили Джеймс. Они следуют истории Перро, потому что сказка Гримм слишком мрачна. Почему? Этот и другие интересные факты о Золушке вы узнаете из нашей подборки.

Золушка: факты о всеми любимой героине, малоизвестные и порой шокирующие

Она стала именем нарицательным

Почему героиня получила такое имя? Наверное, этот факт о Золушке знают даже маленькие дети – из-за золы. Ведь слуги мылись очень редко, а жили в холодных помещениях, где жались к печуркам, чтобы согреться. Поэтому они были чумазыми. А еще – они чистили хозяйские камины, и их одежда была припорошена пеплом. Но сегодня слово «Золушка» уже стало нарицательным – так называют тех, кто вышел из «низов», но добился успеха.

Эффект Золушки

Многие удивляются – почему мачеха относится к Золушке так плохо, ведь она добра и трудолюбива? В современной психологии есть термин, который специалисты называют «эффектом Золушки». Согласно этой теории, приемные родители часто более строги к детям, чем их биологические папы и мамы. Некоторые считают, что это происходит из-за отсутствия биологической связи, которая возникает между родителями и маленькими детьми, другие объясняют феномен банальной ревностью: людям кажется, что неродные отпрыски могут как-то «потеснить» их собственных детей.

Куда смотрел отец?

В диснеевской версии сказки и мать, и отец Золушки умерли, оставив ее под присмотром жестокой мачехи. Но в сказках и Перро, и Гримм, отец жив-здоров. Почему он не вступается за дочку? По мнению Перро, отец просто слишком мягок и не может сопротивляться диктату новой жены. Братья Гримм вообще заявляли, что Золушка – ребенок первой супруги героя, то есть опять-таки, она ему приемная дочь.

Факт о диснеевской Золушке Илен Вудс

А вот факт не о Золушке, а об ее голосе – первой актрисе, которая озвучивала сиротку в мультфильме Диснея. Широко известна история, как подруги Илен Вудс послали Диснею ее демо-записи. Сама она об этом ничего не знала. Но именно ее голос поразил Уолта Диснея, и он выбрал Илен из трехсот с лишним претенденток. Увы, жизнь «Золушки»-Вудс не была особенно радужной, и в конце концов она потеряла память из-за болезни Альцгеймера. Правда, медсестры вспоминали, что песня Золушки, которую когда-то пела Илен (о том, что мечта – это желание вашего сердца) всегда успокаивала старушку.

Сиротка была убийцей?

Мы все привыкли видеть героиню невинной милой девушкой, но как вам такой шокирующий факт о Золушке: в некоторых версиях сказки она убивает свою мачеху. В одном случае гувернантка провоцирует сироту, и та ломает шею «мамочки», захлопнув над ней крышку тяжелого сундука. В тибетской сказке, напоминающей «Золушку», девушка тоже является убийцей, а потом она сжигает труп мачехи.

На «Золушке» могла закончиться диснеевская анимация

Уолт Дисней сильно рисковал, когда взялся за реализацию проекта «Золушка» в 1948-м году. Ведь даже «Белоснежка и семь гномов» (1937 год) заставил студию влезть в 4-миллионный долг. «Золушка» стоила 3 млн. долларов, если бы она провалилась в прокате, студия бы закрылась (что означало конец диснеевской анимации). К счастью, «Золушка» стала хитом, на полученную прибыль Уолт смог запустить телевизионное производство, основать дистрибьюторскую компанию и начать строительство первого «Диснейленда».

Мрачная версия от братьев Гримм

Теперь поговорим о мрачности версии братьев Гримм, вот вам факты. Золушка лишилась матери в самом начале истории – ее унесла эпидемия чумы. Безутешная девушка втыкает ореховый прутик на могиле матери, поливает его своими слезами на протяжении многих лет, тот вырастает в большое дерево. Этому исполину Золушка молится по три раза в день. Однажды прилетает белая птица и бросает все, что нужно Золушке (серебряное и золотое платье и красивые туфли) на ветви дерева. Так что тут обошлись без всяких фей-крестных.

Но это еще не все. Другой факт о Золушке – мачеха пыталась выдать свою дочку за принца, а для этого отрезала одной дочурке пятки, другой – пальцы (чтобы те втиснули огромные ступни в хрустальный башмачок). Правда, это не помогло, птички нашептали принцу: «Посмотри на окровавленные ноги!». Мало того, разозлившиеся пернатые налетели на сестер и выклевали им глаза – отомстили за падчерицу!

Хрустальную туфельку никто даже не надевал!

Вот еще один интересный факт о Золушке – на этот раз, о фэнтези 2015-го года. В ней никто не носил хрустальную туфельку! Как же так – скажете вы – ведь мы все видели невероятно красивые туфельки, созданные компанией Сваровски. Специалисты этой фирмы даже разработали специализированное оборудование, чтобы сотворить сверкающее чудо (было изготовлено восемь копий сказочной обуви). Оказывается, эти туфли не подходили , и использовались в качестве реквизита. А на ноги актрисы туфельки добавили на более позднем этапе – с помощью CGI-технологии.

Цена красоты: Лили Джеймс и ее наряд

Что же касается тонюсенькой талии этой киношной Золушки, тут велись споры: многие думали – фигура Лили тоже подверглась компьютерной обработке. Но нет: Джеймс на самом деле была очень худенькой (ее талия доходила до 43 см), при этом она носила утягивающий корсет, даже во время сложных танцевальных сцен. Прибавьте еще тяжелую пышную юбку платья и поймете: вот она – цена красоты, актрисе приходилось очень туго!