Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Почему желтков маленький человек гранатовый браслет. История персонажа. Обстановка в комнате главного героя

Какое великолепное, сильное, пылающее и огромное чувство живет в одном из героев повести « ». Конечно же, это любовь, которой было безгранично наполнено сердце Желткова. Но, как эта любовь повлияла на жизнь и судьбу данного персонажа? Она одарила его счастьем или стала самой большой трагедией?

В его случае, есть доля правды и того и того. Желтков до последнего вздоха и до последнего стука своего сердца любил княгиню Веру Николаевну. Он и минуты не мог прожить без мысли о прекрасной женщине. Он высылал ей любовные письма, он объяснялся в своих сильных чувствах, но все это было зря. Вера Николаевна не могла ответить ему взаимностью. Ее семейное положение и положение в обществе не давали ей сделать ни малейшего шага. Поэтому, она старалась игнорировать все случаи внимательности Желткова к ее персоне. Из-за этого, герой постоянно оставался один, наедине со своими мечтами и желаниями.

В один миг он был безумно счастлив, но, в другой миг, он был одинок, с чувством безответной любви. И, попыток исправить это положение он не делал.

Конечно, можно было убежать в другой город, заняться работой и добиваться жизненной цели. Но, Желтков не предпочел бороться за свою свободную от любви жизнь. Он остался со своими не принятыми чувствами один на один. Так, его жизнь и закончилась, без ощущения важности и нужности своей любви.

Однако герой все равно оставался счастлив. Даже, после смерти, на его лице было умиротворение и покой. Это чувство счастья от такой сильной и вечной любви не покинули его. Желтков принял свою судьбу, как знак свыше, как послание. Он никого не упрекал и ни на кого не жаловался. Ведь за такое чистое, ясное и сильное чувство, как любовь, он готов был расстаться с жизнью. И эта любовь все время жила в его сердце, радовала и осчастливливала героя.

Рассказ Куприна «Гранатовый браслет» увидел свет в 1907 году. В его основе лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.
В центре его находится повествование о чувствах мелкого чиновника Желткова к холодной красавице княгине Вере Николаевне Шеиной. Шеины – типичные представители русской аристократии начала 20 века. Автор замечает, что на всех членах этой семьи лежал, в той или иной степени, отпечаток вырождения.
Так, сестра Веры Николаевны, Анна Николаевна, была несчастна в браке. Пожилой и некрасивый муж не привлекал ее, и эта молодая еще женщина искала утешения в многочисленных романах, от которых, впрочем, тоже не получала желаемого. От нелюбимого мужа у Анны Николаевны родились слабые и некрасивые дети, на которых тоже лежал след вырождения.
Брат Веры Николаевны, Николай, вообще не был женат. Он насмешливо и презрительно относился к браку и любви, считая все это выдумками и романтическими сказками. Да и сама Вера Николаевна испытывала к своему мужу какие угодно благородные и возвышенные чувства, но только не любовь.
Куприн показывает нам, что люди разучились любить. «..любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения», - такими словами генерала Аносова передает Куприн современное ему положение вещей.
И вот в этой убогой и серой, по сути, действительности появляется яркий луч света – любовь мелкого чиновника Желткова к княгине Вере. Поначалу это чувство воспринимается семьей героини совершенно негативно – невсерьез, презрительно и насмешливо. Николай Николаевич кипит возмущением – как этот плебей посмел докучать его сестре! Василий Львович, муж княгини, видит в этой истории всего лишь забавный случай, казус.
Так что же представляет собой история любви мелкого чиновника Желткова? Куприн достаточно подробно излагает ее нам в рассказе. Сначала мы в искаженной, насмешливо-издевательской форме слышим эту историю от князя Шеина, причем муж Веры Николаевны пророчески говорит о смерти маленького чиновника. Затем, постепенно, по ходу действия, мы узнаем о реальном ходе вещей.
Г.С. Желтков служил чиновником контрольной палаты. Однажды в его жизни (на горе или радость?) произошла роковая встреча – Желтков увидел Веру Николаевну Шеину. Он даже не разговаривал с этой, незамужней еще тогда, барышней. Да и как бы он посмел - слишком неравным было их социальное положение. Но человеку не подвластны чувства такой силы, он не способен контролировать жизнь своего сердца. Любовь настолько захватила Желткова, что стала смыслом всего его существования. Из прощального письма этого человека мы узнаем, что его чувство – это «благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
Кроме того, нам становится известно, что чиновник следил за Верой Николаевной, старался бывать там, где бывала она, чтобы еще раз увидеть объект своего обожания, подышать одним с ней воздухом, прикоснуться к ее вещам: «Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите».
Вера Николаевна, да и мы следом за ней, начинаем задаваться вопросом - а уж не сумасшедший ли этот Желтков? Может быть, его страстное и глубокое увлечение было следствием душевной болезни: «И что это было: любовь или сумасшествие?» Но сам герой отвечает на этот вопрос в последнем письме к княгине. Он проверял себя и сделал вывод, что его чувство – это дар небес, а не болезнь. Ведь Желтков не претендует на внимание своей возлюбленной, ему было хорошо лишь от осознания того, что Вера Николаевна существует.
В знак своей любви чиновник дарит княгине самое ценное, что у него есть – фамильную драгоценность в виде гранатового браслета. Возможно, материально этот браслет не представлял большой ценности – неказистый, дутый, грубо обработанный. Его главным украшением были пять кроваво-красных гранатов, «разбавленных» одним зеленым, располагающимся посередине. «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти», - писал Желтков в сопроводительном письме к этому подарку.
Чиновник подарил Вере Николаевне самое дорогое, что у него было. Я думаю, что этот жест княгиня, даже простив своей воли, оценила по достоинству.
Но жертвенная и возвышенная любовь Желткова закончилась трагически – он по своей воли ушел из жизни, чтобы не мешать княгине Шеиной. Даже свое физическое существование этот человек положил на алтарь высокого чувства. Важно, что герой никому не говорил о любви, не добивался расположения или внимания Веры Николаевны. Он просто жил, наслаждаясь тем, что ему подарила судьба. И ушел из жизни с чувством великой благодарности за то, что ему довелось испытать.
Куприн показывает, что любовь такой силы и жертвенности не могла не оставить след в душе людей, причастных к этой истории. В Вере Николаевне Желтков пробудил тоску и светлую грусть по любви, помог раскрыться ее истинным потребностям. Недаром в конце рассказа, слушая сонату Бетховена, героиня плачет: «Княгиня Вера обняла ствол акации, прижалась к нему и плакала». Мне кажется, что эти слезы – тоска героини по настоящей любви, о которой люди так часто забывают.
Даже муж Веры Николаевны, князь Шеин, испытал невольное уважение к чувству Желткова: «Мне жалко этого человека. И мне не только что жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать».
Таким образом, любовь, подаренная маленькому чиновнику Желткову свыше, наполнила его жизнь смыслом, стала источником света не только для этого человека, но и для окружающих. История чувства Желткова к княгине Вере еще раз подтвердила, что любовь – главное в жизни человека. Без этого чувства жизнь превращается в бессмысленное и пустое существование, неизбежно приводящее к смерти. Смерти души и божественного духа в нас.


Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. "Да святится имя Твое"...

В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое"...

А. Куприн

В XX веке, в эпоху катаклизмов, в период политической и социальной нестабильности, когда начинало формироваться новое отношение к общечеловеческим ценностям, любовь часто становилась единственной нравственной категорией, уцелевшей в рушащемся и погибающем мире. Тема любви стала центральной в творчестве многих писателей начала века. Стала она одной из центральных тем и в творчестве А. И. Куприна. Любовь в его произведениях всегда бескорыстная, самоотверженная, ее не касаются "никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы". Но эта любовь всегда трагична, заведомо обречена на страдания. Герои уходят из жизни. Но их чувства сильнее смерти. Их чувства не умирают. Не потому ли так надолго остаются в памяти образы "Олеси", "Поединка", "Суламифи", "Гранатового браслета"?

В повести "Суламифь" (1908), написанной по мотивам библейской Песни Песней, представлен идеал любви по Куприну. Он описывает такую "нежную и пламенную, преданную и прекрасную любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти". Рассказ "Гранатовый браслет" (1911) призван был доказать, что подобная любовь существует и в современном мире, и опровергнуть мнение, которое в произведении высказал генерал Аносов, дедушка главной героини: "...любовь у людей приняла... пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения". И виноваты в этом мужчины, "в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью..."

Куприн представил историю, которую окружающие воспринимают как анекдот о влюбившемся телеграфисте, как трогательную и возвышенную Песнь Песней о настоящей любви.

Герой рассказа - Желтков Г. С. пан Ежий - чиновник контрольной палаты, молодой человек приятной наружности, "лет около тридцати, тридцати пяти". Он "высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами", "очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Мы узнаем, что Желтков музыкален и наделен чувством прекрасного. Духовный облик героя раскрывается в его письмах к княгине Вере Николаевне Шеиной, в разговоре с ее мужем накануне самоубийства, но наиболее полно характеризуют его "семь лет безнадежной и вежливой любви".

Вера Николаевна Шеина, в которую влюблен герой, привлекает своей "аристократической" красотой, унаследованной от матери, "своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах". Желтков считает ее необыкновенной, утонченной и музыкальной. Он "начал преследовать ее своею любовью" еще за два года до замужества. Впервые увидев княгиню в цирке в ложе, он сказал себе: "я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни. человека прекраснее... и нежнее". Он признается, что с тех пор его "не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей". Для Желткова в Вере Николаевне "как будто воплотилась вся красота земли". Не случайно он постоянно говорит о Боге: "Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам", "любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить".

Сначала письма Желткова к княгине Вере носили "вульгарный и курьезно пылкий" характер, "хотя и были вполне целомудренны". Но со временем он стал раскрывать свои чувства более сдержанно и деликатно: "Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма... Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность". "Для меня вся жизнь заключается только в Вас", - пишет Желтков Вере Николаевне, В этой жизни для него дорог каждый миг, когда он видит княгиню или с волнением наблюдает за ней на балу или в театре. Уходя из жизни, он сжигает все самое дорогое его сердцу: платок Веры, который она забыла на балу в Благородном собрании, ее записку с просьбой "не утруждать ее больше своими любовными излияниями", программу художественной выставки, которую княгиня держала в руке, а потом забыла на стуле при выходе.

Прекрасно зная о неразделенности своих чувств, Желтков надеется и "даже уверен", что когда-нибудь Вера Николаевна вспомнит его. Она же, сама о том не подозревая, больно ранит его, подталкивает к самоубийству, произнося в телефонном разговоре фразу: "Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее". Тем не менее, в прощальном письме герой "от глубины души" благодарит Веру Николаевну за то, что она была его "единственной радостью в жизни, единственным утешением". Он желает ей счастья и чтобы "ничто временное и житейское не тревожило" ее "прекрасную душу".

Желтков - избранный. Его любовь "бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды...". Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"... такая любовь, "для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...". По его собственным словам, эта любовь послана ему Богом. Он любит, и его чувство "заключает в себе весь смысл жизни - всю вселенную!". Каждая женщина в глубине своего сердца мечтает о такой любви - "святой, чистой, вечной... неземной", "единой, всепрощающей, на все готовой".

И Вера Николаевна также избранная, ведь это ее жизненный путь "пересекла" настоящая, "скромная и самоотверженная" истинная любовь. И если "почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм", то мужчины в современном мире, к сожалению, обнищали духом и телом; Но Желтков не таков. Сцена свидания раскрывает многие стороны характера этого человека. Сначала он теряется ("вскочил, подбежал к окну, теребя волосы"), признается, что сейчас "настала самая тяжелая минута" в его жизни, и весь его облик свидетельствует о непередаваемой душевной муке: с Шеиным и Тугановским он говорит "одними челюстями", а губы его "белые... как у мертвого". Но самообладание быстро возвращается к нему, Желтков снова обретает дар речи и способность здраво рассуждать. Как человек тонко чувствующий и умеющий разбираться в людях, он сразу дал отпор Николаю Николаевичу, перестал обращать внимание на его глупые угрозы, в Василии же Львовиче он угадал человека умного, понимающего, способного выслушать его признание. Во время этой встречи, когда состоялся непростой разговор с мужем и братом любимой и Желткову был возвращен его подарок - чудесный гранатовый браслет, семейная реликвия, которую он называет "скромным верноподданническим подношением", герой продемонстрировал сильную волю.

После звонка Вере Николаевне он решил, что у него есть только один выход - уйти из жизни, чтобы более не причинять неудобств любимой. Этот шаг был единственно возможным, ведь вся жизнь его была сосредоточена вокруг любимой, а теперь ему отказано даже в последней малости: остаться в городе, "чтобы хотя изредка ее видеть, конечно, не показываясь ей на глаза". Желтков понимает, что жизнь вдали от Веры Николаевны не принесет избавления от "сладкого бреда", ведь где бы он ни был, сердце его останется у ног любимой, "каждое мгновение дня" будет заполнено Ею, мыслью о Ней, мечтами о Ней. Приняв это нелегкое решение, Желтков находит в себе силы объясниться. Его волнение выдают поведение ("он перестал держать себя джентльменом") и речь, которая становится деловитой, категоричной и жесткой. "Вот и все, - произнес, надменно улыбаясь Желтков. - Вы обо мне более не услышите и, конечно, больше никогда меня не увидите... Кажется, я сделал все, что мог?"

Прощание с Верой Николаевной для героя - прощание с жизнью. Не случайно княгиня Вера, наклонившись над умершим положить розу, замечает, что в его закрытых глазах сокрыта "глубокая важность", а губы улыбаются "блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь". Последние слова Желткова - слова благодарности за то, что княгиня была его "единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью", пожелание счастья любимой и надежда, что она выполнит его последнюю просьбу: исполнит сонату D-dur № 2, ор. 2.

Все вышесказанное убеждает нас, что образ Желткова, выписанный Куприным с таким благородством и просветленной любовью, образ не "маленького", жалкого, побежденного любовью, нищего духом человека. Нет, уходя из жизни, Желтков остается сильным и самоотверженно любящим. Он оставляет за собой право выбора, защищает свое человеческое достоинство. Даже муж Веры Николаевны понял, как глубоко было чувство этого человека, и с уважением отнесся к нему: "Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим, - сообщает Шеин после встречи с Желтковым. - Я не сводил с него глаз и видел каждое движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают".

Незаметный чиновник, "маленький человек" со смешной фамилией Желтков совершил подвиг самопожертвования во имя счастья и спокойствия любимой женщины. Да, он был одержим, но одержим высоким чувством. Это была "не болезнь, не маниакальная идея". Это была любовь - великая и поэтическая, наполняющая жизнь смыслом и содержанием, сберегающая человека и само человечество от нравственного вырождения. Любовь, на которую способны только избранные. Любовь, "о которой мечтает каждая женщина... любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет"...

«Гранатовый браслет» был создан, чтобы доказать существование настоящей, чистой любви в современном мире. Для этого он создал историю, одни воспринимают её в качестве анекдота о телеграфисте, который влюбился, а другие - как трогательную «Песню о любви» - трогательной, чистой.

Героем рассказа является Желтков Г.С. Он был чиновником контрольной палаты. Писатель изображает его как молодого человека «около тридцати пяти лет», достаточно приятной внешности: ростом высок, довольно худой, с длинными мягкими волосами. Постоянно бледноват, лицо столь нежное, как будто девичье, с детским подбородком и голубыми глазами. Желтков наделён чувством прекрасного, а именно музыкальным.

Наш герой влюблен в Веру Николаевну Шеину, женщину «аристократической» внешности. Желтков считает, что она необыкновенная, утонченная. Сначала Желтков писал письма вульгарного и, одновременно, мудрого характера. Но спустя некоторое время, он начал раскрывать чувства уже более сдержанно, деликатно. Каждый миг, который он видит княгиню - него дорого как ничто другое.

Желтков - он избранный. Та бескорыстность, самоотверженность его любви действительно сильна как смерть. Она не ждет награды, ради неё можно отдать жизнь. Все женщины мечтают о такой «вечной, святой» любви.

Веру Николаевну можно считать избранной, так как это сквозь её жизнь прошла настоящая, самоотверженная любовь. К сожалению, в отличии от женщин, в современном мире мужчины совсем обнищали как духом так и телом; Но Желтков далеко не является таковым. И это доказывает сцена свидания. Как он хорошо чувствует и разбирается в людях, то обращать внимание на угрозы со стороны Николая Николаевича перестал сразу.

Тогда, когда состоялся этот сложный разговор Желткову вернули его же подарок - изумительный гранатовый браслет, семейную реликвию, герой показал сильную волю. Он решает, что единственный выход - это уход из жизни, так как не хочет причинять любых неудобств возлюбленной. Это для него было прощанием с жизнью. Его последние слова благодарности княгине за то, она - его единственная радость, единственное утешение, были пожеланием счастья для любимой.

Все это доказывает то, что Желтков наделён Куприным благородством. Это образ не «маленького» человека, нищего духом, которого победила любовь. Прощаясь с жизнью, он оказывается любящим и сильным самоотверженно.

Таким образом, чиновник, «незаметный» человек довольно смешной фамилии Желтков за-ради счастья любимой отдал свою жизнь Богу. Конечно, тот факт, что он был одержим это правда, но чем? Высоким чувством! Это нельзя считать «болезнью». Эта любовь - великая, та, которая наполняет жизнь смыслом и сохраняет человека от вырождения нравств. Это любовь, которой заслуживают лишь избранные.

() Творчество Куприна своеобразно и интересно, в нем поражает наблюдательность Автора и удивительное правдоподобие, с которым он описывает жизнь людей. Как писатель-реалист, Куприн внимательно всматривается в жизнь и выделяет в ней главные, существенные стороны. Признанный мастер короткого рассказа, автор замечательных повестей, он сумел показать в своих произведениях широкую, многообразную картину русской жизни конца прошлого и начала нынешнего века. «Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья» - эти слова из купринского очерка можно было бы взять эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь станет лучше, и мечтал, что придет время, когда, когда все люди будут счастливы. Мечта о счастье, мечта о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Не обошел эти темы и А.И. Куприн. С присущим ему высокохудожественным вкусом, прекрасным языком, тонким пониманием психологии своих героев он пишет о любви.
«Гранатовый браслет»
Рассказ

Рассказ о великой неразделенной любви, любви, которая «повторяется только один раз в тысячу лет».

Желтков Г.С. – появляется в рассказе ближе к концу: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине: лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». Наряду с княгиней верой может быть признан главным героем в рассказе. Завязка конфликта – получение княгиней верой 17 сентября, в день своих именин, письма, подписанного инициалами «Г.С.Ж.», и гранатового браслета в красном футляре. Семь лет назад незнакомый княгине Ж. влюбился в неё, писал письма, потом по её просьбе перестал беспокоить, но сейчас снова признался ей в любви.

Тема «маленького человека»
В «Гранатовом браслете» даром любви наделен бедный чиновник Желтков. Великая любовь становится смыслом и содержанием его жизни. Героиня – княгиня Вера Шеина – не только не отвечает на его чувство, но и воспринимает его письма, подарок – гранатовый браслет – как нечто ненужное, нарушающее привычный уклад жизни. Только после смерти Желткова она понимает, что мимо прошла «любовь, о которой мечтает каждая женщина». Взаимная совершенная любовь не состоялась, но это высокое и поэтическое чувство, пусть сосредоточенное в одной душе, открывает путь к прекрасному перерождению другой. Здесь автор показывает любовь как феномен жизни, как нежданный подарок – поэтический, озаряющий жизнь среди обыденности, трезвой реальности и устойчивого быта.
Любовь озаряет «маленького человека», простого чиновника Желткова. Но по богатству его внутреннего мира, величию его души и силе чувства назвать его «маленьким человеком» никак нельзя. Ему смешны угрозы Николая Николаевича «обратиться к власти». Никто не может лишить его главного чувства жизни - любви к Вере Николаевне: и в тюрьме, и в другом городе он будет продолжать любить ее. Только смерть может прекратить это чувство, которым нельзя управлять живущему на этом свете человеку. И даже князь Шеин почувствовал, что он присутствует «при какой-то громадной трагедии души». Испытываемое чувство становится для него великим счастьем и великой трагедией. Он любит прекрасную княгиню Веру, не рассчитывая уже ни на какую взаимность. Как точно замечает генерал Аносов, «любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться». Для Желткова и не существует ничего, кроме любви, которая «заключает весь смысл жизни – всю Вселенную!» Но трагедия рассказа не только в том, что Желтков и княгиня Вера принадлежат к разным сословиям, и даже не в том, что он влюблен в замужнюю женщину, а в том, что окружающие прекрасно обходятся в жизни без настоящей любви и видят в этом чувстве все что угодно, но только не святую и чистую привязанность.
Существует мнение, неоднократно высказанное критиками, что в образе Желткова есть некоторая ущербность, ибо для него весь мир сузился до любви к женщине. Куприн же своим рассказом подтверждает, что для его героя не мир сужается до любви, а любовь расширяется до размеров целого мира. Она настолько велика, что заслоняет собой всё, становится уже не частью жизни, пусть даже самой большой, а самой жизнью. Поэтому без любимой женщины Желткову незачем больше жить. Он жертвует собой во имя возлюбленной, её счастья, а не умирает от безысходности, лишившись единственного смысла жизни.
Маленький человек Куприна вызывает не жалость, не снисходительную усмешку - Желтков прекрасен в своей чистой и великой любви. Эта любовь стала его потребностью, смыслом жизни. В своем предсмертном письме к Вере он признается: "Это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя твое"".