Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

План-конспект занятия по художественной литературе на тему: Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. План-конспект открытого занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой. Чтение произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке"

Цель: Познакомить детей с произведением С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»

Задачи:1. Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. 2. Упражнять в словообразовании.

3. Воспитывать умение сопереживать персонажам.

Предварительная работа: Чтение сказок «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба».

Оборудование: выставка книг «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Репка», «Курочка Ряба», игрушка мышонок, фигурки героев сказки для показа на фланелеграфе.

Ход: Дети заходят в группу. Слышится шорох.

Воспитатель: Тихо, послушайте, кто-то шуршит. Пойду, посмотрю. Приносит в закрытых ладонях маленькую мышку. Ай да гостья у нас. Отгадай загадку, кто же это к нам пришел.

Живет в пещере чудовище

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Крепки у него лапищи,

Кривы на лапищах когтищи,

Остры у него зубищи,

Черны у него глазищи,

Блестящи его усищи!

Догадались кто это? Дети отвечают. Воспитатель раскрывает ладони и показывает мышку.

Да, вы не бойтесь малышки

Чудовище это - мышка!

Пещера - мышкина норка,

А сокровище - хлебная корка!

Посмотрите, какая маленькая хорошенькая мышка. В загадке говорится, что у мышки длинный хвостище. Хвостище это грубо или ласково сказано? Правильно, грубо. А как ласково сказать? Какой хвостик у мышки? Правильно, длинный хвостик, значит мышка длиннохвостая. Какая мышка? Дети повторяют. Затем называю ласково:

Воспитатель: Не лапищи, а. … Не когтищи, а. Не зубищи, а. … Не усищи, а …

Где живет мышка? Правильно, в норке. А наш мышонок потерялся и пришел к нам за помощью. Он убежал из сказки, а из какой забыл. Давайте ему поможем. В каких сказках есть мышка?

Подходят к стенду с выставленными книгами: «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «У страха глаза велики», «Курочка Ряба». Воспитатель показывает указкой на книги по очереди. Какая это сказка? Правильно, «Курочка Ряба» Какая там была мышка? (Маленькая, шустрая) В сказке «Репка»? (трудолюбивая, сильная) В сказке «Теремок»? (Мышка-норушка) В сказке «Рукавичка? » (Мышка-поскребушка) В сказке «У страха глаза велики», какая мышка? (Мышка –хлопотушка) Хлопотать, это что значит? Наверное, мышка-хлопотушка и пироги печь умела. Давайте вспомним стихотворение про такую мышку. Дети садятся на стулья.

Пальчиковая гимнастика.

Мышка зернышко нашла

И на мельницу снесла

Намолола там муки

Испекла всем пирожки:

Мышонку с капустой,

Мышонку-с картошкой,

Мышонку с морковкой,

Мышонку с морошкой.

Для большого толстячка, аж четыре пирожка:

С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой!

Воспитатель: Ребята, есть еще одна сказка, где есть мышонок. Она называется «Сказка о глупом мышонке» Может быть наш мышонок из этой сказки? А ее сейчас расскажу, а вы вместе с мышонком послушаете.

Воспитатель рассказывает сказку с показом персонажей сказки на фланелеграфе.

Беседа по содержанию сказки.

Как называется сказка? - Какой был мышонок в этой сказке? (глупый, маленький, капризный)

Какая была мама у мышонка? Как она заботилась о мышонке?

Кто приходил нянчить мышонка? Куда исчез мышонок? Как вы думаете, мама переживала за мышонка?

Пересказ вместе с детьми понравившихся отрывков. Дети выбирают героев по желанию. Рассказывают три-четыре отрывка с показом на фланелеграфе.

Воспитатель задает наводящие вопросы. – Каким голосом пела лошадка? (утка, жаба и другие герои.) Воспитатель дает положительную оценку каждому ребенку принимавшему участие в рассказывании сказки. Мы сегодня с вами вспомнили, какие разные мышки живут в сказках. Дети перечисляют. Какая была мама у мышонка? А мышонок, какой был? Жалко вам мышонка? Мне тоже жалко. Но я открою вам секрет. Кошка не съела мышонка, а только унесла его с собой. И что случилось дальше с ним, мы узнаем с вами из этой книжки (Показывает книгу «Сказка об умном мышонке») О приключениях нашего мышонка мы почитаем на следующем занятии. А сейчас давайте вспомним, какие бывают смелые мышки.

Игра «Смелые мышки»

Вышли мышки как - то раз

Посмотреть который час.

Час, два, три, четыре!

Мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон!

Воспитатель: посмотрите, наш мышонок убежал, наверное, он вспомнил, где его дом и побежал к своей маме.

Воспитатель: Кривых Елена Анатольевна.


Тема:

“В гостях у писателя С. Я. Маршака”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения. Развивать интонационную выразительность речи, артистические способности дошкольников.

Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.

Оборудование: книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, портрет писателя, атрибуты костюмов для чтения-драматизации стихов, схематические рисунки для заучивания наизусть, поделки оригами, цветные карандаши.

Предварительная работа:

Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений С.Я. Маршака. Словесные игры и упражнения на развитие темпа, тембра, мелодики речи и логического ударения. Разучивание наизусть отрывков из стихотворений “Усаты – полосатый”, “Вот какой рассеянный”, “Багаж”, “Урок вежливости” и их инсценировка. Изготовление с детьми поделок оригами “кошка”

Ход занятия

Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я. Маршаку. Взгляните на его портрет. Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, ваши мамы, папы и даже бабушки и дедушки.

Сейчас дети нашей группы выступят перед вами. А вы посмотрите, послушаете и вспомните названия этих произведений.

1) Стала девочка учить котенка говорить:
– Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
– Скажи: лошадь.
А он говорит: мяу!
– Скажи э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все “мяу” да “мяу”!
Вот какой глупый котенок!

2) Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки-
Оказалось, это брюки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

3) Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван, чемодан, саквояж,
Картина, корзина, картонка
И маленькая собачонка.

4) Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести:
– В гостях, медведь
Нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу.

А теперь взгляните на эти иллюстрации. Узнаете, к каким сказкам или стихотворениям они нарисованы?

Ребята, вы знаете, оказывается, Маршак учился в Англии в Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок он узнавал разные английские стихи, потешки и перевел их для нас на русский язык.

Сегодня мы выучим наизусть небольшое стихотворение, которое называется “Разговор”

Тетя Трот и кошка
Сели у окошка,
Сели рядом вечерком
Поболтать немножко.
Трот спросила: Кис-кис-кис,
Ты ловить умеешь крыс?
– Мурр, – сказала кошка,
Помолчав немножко.

Разбор текста. Примерные вопросы детям.

1) Назовите главных героев стихотворения.
2) Как вы думаете тетя Трот какая хозяйка для своей кошки? Опишите ее характер.
3) Как тетя Трот разговаривает с кошкой?
4) Какая интонация слышится в ее голосе?
5) А какой вам представляется кошка? Расскажите про нее.
6) Как вы считаете, что хотела сказать кошка своим “мурр”?

Рассмотрим схематические рисунки, которые помогут выучить это стихотворение.

Дети рассказывают по желанию стихотворение по схеме с помощью воспитателя, а потом самостоятельно.

В конце нашего занятия, я предлагаю разрисовать “кошек” оригами, которых мы сделали с вами заранее. Пусть у вашей кошки будет своя особенная окраска и свой характер.

Тема:

“На сказочном дворе”.

Цели и задачи: Вспомнить с детьми значение слова “сказка”. Обобщить знания детей о знакомых сказках.Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания. Развивать речевое творчество дошкольников.Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Оборудование: набор плоскостных фигурок сказочных героев, мультимедийное оборудование (проектор, экран).

Ход занятия

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о сказках. Что такое сказка? Как вы думаете?

(Ответы детей)

Кто придумывает сказки?

Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей её впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнёшь – и не найти.

Предлагаю вам поиграть со сказками.

Давайте соберём букет из знакомых и любимых вами сказок. Называйте сказки и внимательно смотрите на экран.

Интерактивная игра “Букет из сказок”

– А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

Интерактивная игра “Угадай сказку”

Он от дедушки ушёл,
Он от бабушки ушёл.
Круглый сам, румяный бок,
А зовётся … (Колобок )

Только за козой закрылась дверь,
Тут как тут уже голодный зверь…
Знает сказку каждый из ребят:
Это … (Семеро козлят )

На печи лежал Емеля,
Долго мучился бездельем.
А потом пошло везенье,
Всё … (По щучьему веленью )

Он не низок, не высок,
И не заперт на замок,
Весь из брёвен, из досок
Стоит в поле … (Теремок )

Где и когда приключилось такое?!
Мышка разбила яйцо золотое.
Дед горевал. И печалилась баба…
Только кудахтала … (Курочка Ряба )

Тянут дедка, бабка, внучка,
Тянет маленькая Жучка,
Кошка с мышкой тянут крепко…
Догадался? Это … (Репка )

Сказочная физминутка “Буратино”

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

Ребята, вы любите сочинять сказки? Попробуйте сейчас сами это сделать. Я думаю у вас получится.

Предлагаю вам разделиться на три группы по цвету ваших бейджиков. Каждая группа подходит к своему столу. Герои из каких сказок пришли к вам в гости? (Курочка Ряба, Колобок, Три медведя). Но обратите внимание, среди знакомых вам сказочных героев есть и новые персонажи. Постарайтесь сейчас сочинить сказку на новый лад, при этом, чтобы сохранился сюжет, но поменялся конец. Что произошло бы в вашей сказке, если в ней оказались новые герои?

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. Помните, в сказке всегда добро побеждает зло.

(Работа в малых группах со сказками)

А теперь давайте послушаем ваши сказки. (Прослушивание сказок)

Ребята, какие вы молодцы! У вас получились интересные, необычные, не похожие друг на друга сказки. Чуть позже, в свободное время вы можете нарисовать рисунки к своим новым сказкам.

Подготовительная группа

Тема:

“Путешествие по сказкам К. И. Чуковского”.

Цели и задачи: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям. Развивать воображение, речетворческие способности у детей. Воспитывать интерес к литературе, любовь к книге и чтению.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, атрибуты костюмов для чтения – драматизации стихов, рисунки по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского. Экскурсия в городскую библиотеку. Выставка рисунков детей и родителей “Мои друзья из книг Чуковского.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы с Вами отправимся в путешествие. А куда – догадайтесь сами. Из какого стихотворения эти строки, и кто автор?

Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Чудо-чудо, чудо, чудо
Расчудесное.
Ни листочки на нём,
Ни цветочки на нём.
А чулки и башмачки,
Словно яблоки!
Маша по саду пойдёт,
Маша с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки,
И с помпончиками,
Вот такое дерево!

Дети: “Чудо-дерево” К.И. Чуковского.

Воспитатель: Правильно. (Звенит телефон, воспитатель берёт трубку.) У меня зазвонил телефон. Кто говорит?

Дети: Слон.

Воспитатель. Откуда?

Дети. От верблюда.

Воспитатель. Что Вам надо?

Дети. Шоколада.

Воспитатель. А вы откуда всё это знаете?

Дети. Из книги К.И. Чуковского “Телефон”

Воспитатель. Правильно, эти стихи написал К.И. Чуковский.

Посмотрите на его портрет. Корней Иванович Чуковский жил давно, когда ваши дедушки и бабушки были такими же маленькими, как вы сейчас. У него было четверо детей: две дочери и два сына. Он очень любил их, часто играл с ними в прятки, в салочки, купался с ними, катал их на лодке, читал им книжки. Но однажды случилось несчастье. Его маленький сын тяжело заболел. У мальчика была высокая температура, он не мог уснуть, плакал. Чуковскому было очень жалко своего сынишку, хотелось его успокоить, и он на ходу стал придумывать и рассказывать ему сказку. Сказка мальчику понравилась, он перестал плакать, внимательно слушал и на конец уснул, а через несколько дней совсем поправился. После этого случая Чуковский стал сочинять сказки. И придумал их очень много.

– А вы любите сказки?

Наши дети приготовили вам сюрприз. Они расскажут вам отрывки из произведений Корнея Чуковского, а вы попробуйте отгадать название.

1 ребенок:

Прыг, да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!
Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету Великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося. (“Тараканище”)

2 ребенок:

Ой Вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою Вас умою ключевой,
Я почищу Вас песочком,
Окачу Вас кипяточком,
И Вы будете опять,
Солнышко сиять. (“Федорино горе”)

4 ребенок:

Я злодея зарубил!
Я тебя освободил!
И теперь, душа-девица,
На тебе хочу жениться! (“Муха-Цокотуха”)

5 ребенок:

Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди – поймаю,
Пополам переломаю.
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать! (“Краденое солнце”)

– Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит – (доктор)
Бармалей – (разбойник)
Федора – (бабушка)
Каракула – (акула)
Мойдодыр – (умывальник)
Тотошка, Кокошка – (крокодильчики)
Цокотуха – (муха)

Расшифруйте имена сказочных героев. Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, чтобы получились имена сказочных сказочных героев.

К Р К Д Л Ф Д Р А Б РМ Л Й

Понравилось вам, ребята, путешествовать по сказкам Корнея Ивановича Чуковского? Почему вы любите эти сказки? Чему они вас учат?

А сейчас давайте пройдем к нашей книжной выставке и еще раз перелистаем эти удивительные книги.

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой в средней группе «В гостях у дедушки Чуковского»

Цель: Продолжать знакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Способствовать полноценному восприятию произведений. Продолжать учить детей внимательно слушать отрывки из сказок. Познакомить с тем, что одно и то же произведение иллюстрировали разные художники. Объяснить, как важны в книге иллюстрации. Способствовать развитию интереса к художественному чтению.
Воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.
Словарь: Художник – иллюстратор, иллюстрации, лист, обложка.
Оборудование: Портрет К. И. Чуковского. Книжная выставка « Любимые сказки дедушки Чуковского», на ней несколько сказок « Муха – цокотуха», иллюстрированных разными художниками. Выставка детских рисунков. « Чудо – дерево», на нём висят: крокодил, телефон, кусок мыла, градусник, шапочка врача, чайник и блюдце, монета, маска к сказке « Путаница». Карточки с цифрами 1, 2, 3, плитка шоколада, набор детской посуды, картинки для разукрашивания по теме.

Ход занятия.

Воспитатель снимает ткань, которая накрывает дерево и говорит:
Воспитатель: Как у наших у ворот, чудо дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо, расчудесное.
Не листочки на нём, Не цветочки на нём…
Кто написал эти строчки,
Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Да, это замечательный детский писатель, поэт и переводчик К. И. Чуковский. Вот его портрет. Дети я открою вам один секрет. Оказывается, настоящее имя этого человека – Николай Васильевич Корнейчуков, А Корней Чуковский – это псевдоним. Он составлен из начального слога фамилии. Первая сказка, которую написал К. И. Чуковский, называлась « Крокодил». А было это так. Корней Иванович сочинил её,
когда вёз сына в больницу. Мальчик сломал руку и все время плакал. Чуковский, чтобы утешить сына, стал сочинять сказку в стихах:
Жил, был крокодил,
Он по улицам ходил…
Пожалуй, самым любимым сказочным героем Чуковского был крокодил. Поэтому он и поселился на нашем дереве.
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Татошей и с Какошей
По аллее проходил.
А вы вспомнили какие – нибудь строки, где говорилось про крокодила?
Дети:
*А потом позвонил крокодил,
И со слезами просил …
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил…
*А в большой реке –
Крокодил лежит, И в зубах его
Не огонь горит…
Воспитатель: Молодцы. А что ещё висит на нашем дереве?
Дети: Телефон.
Воспитатель: Да, это сказка называется « Телефон».
У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? Слон.
Воспитатель: Кто сможет отыскать эту книгу на нашей выставке, (ребёнок приносит).
Открой, пожалуйста, любую страницу, а мы по картинкам попробуем вспомнить содержание этого эпизода.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А что ещё висит на нашем дереве? (Мыло). Как вы думаете, из какой сказки этот предмет?
Дети: Из сказки « Мойдодыр».
Воспитатель: Найдите эту книжку на выставке. Ой, а странички в книге перепутались, все листочки рассыпались. Посмотрите внимательно на иллюстрации и и подумайте, какая из них должна стоять вначале, какая подом. Нужно расставить все иллюстрации по порядку.
Вызванный ребёнок выполняет задание, остальные контролируют и исправляют.
Воспитатель: А теперь, я вам тоже предлагаю « помыться».
Физкультминутка:
Мылом, мылом, мылом, мылом.
И ручки, и ножки, и спинку и животик.
Ну всё, все чистые. А теперь давайте все вместе скажем:
До здравствует мыло душистое.
И полотенце пушистое…

Воспитатель: Что ещё вы видите на дереве, (градусник).
Из какой сказки К. И. Чуковского этот предмет?
Дети: Этот предмет из сказки « Айболит».
Воспитатель: Вы правы. Эта книжка о добром человеке. Она начинается словами: « Добрый доктор …» , и заканчивается словами « Слава добрым докторам».
Скажите пожалуйста, куда же отправился Айболит? (в Африку) А зачем? (лечить несчастных зверей). А чем он лечил зверей? (гоголем – моголем и шоколадом) Давайте поиграем, я буду Айболитом (надеваю шапку доктора), а вы изобразите больных животных. Я буду вас лечить.
И всем по порядку, даёт шоколадку. (в кусочки шоколада воткнуты палочки)
А как закончилась сказка, хорошо или плохо?
Вот и вылечил он их – Лимпомпо!
Вот и вылечил больных – Лимпомпо!
Воспитатель: Скажите пожалуйста, а что ещё висит на дереве?
Дети: Чайник и блюдце.
Воспитатель: А из какой сказки эти предметы»
Дети: Из сказки « Федорино горе».
Воспитатель: Федора очень расстроилась, из за того, что от неё ушла посуда. Что же она сделала? Найдите книгу с этой сказкой.А сейчас послушайте отрывок из сказки, о том, как Федора подружилась с посудой.(Чтение отрывка).
А сейчас я предлагаю поиграть в игру « Что изменилось « с использованием посуды.
Воспитатель: А какой предмет ещё на дереве?
Дети: Монетка.
Воспитатель: Как вы думаете, из какой сказки Чуковского этот предмет?
Дети: Из сказки « Муха – Цокотуха».
Воспитатель: Что в сказке случилось с мухой? Кто её спас? (Ответы детей).
Найдите среди книг сказку « Муха – Цокотуха». Одна ли здесь книга? Здесь книжек несколько. И на всех иллюстрациях муха разная.




Это потому, что иллюстрации к книгам рисовали разные люди. Людей, которые рисуют картинки к книжкам, называют художники – иллюстраторы. Давайте повторим это трудное слово.
Посмотрите на обложки этих книг, на всех нарисована муха. Люди берут в руки книгу, и уже могут догадаться, о чем она. Иллюстрации в книгах очень важны, без них не было бы интересно, особенно детям.
Сейчас я покажу вам иллюстрации, на которых нарисованы счастливые Муха и Комар. Кому из вас какая муха нравится и почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Посмотрите, на веточках висит маска котенка, а вместо носика у него пятачок от свинки. Кто догадался, из какой сказки этот зверь? (« Путаница».)
Сейчас мы поиграем в эту сказку. Наденьте приготовлены маски. Вот мы и превратились в героев сказки.
(Дети инсценируют начало сказки « Путаница»).
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру « Найди правильный ответ». Перед вами лежат карточки с цифрами 1, 2, 3. Я буду задавать вопросы, а вы должны поднять карточку с правильным ответом.
1) Кто проглотил солнце в сказке К. И. Чуковского? (Цифра 1 – осьминог, цифра 2 – крокодил, цифра 3 – волк).
2) Кто ехал на велосипеде?(лошади, медведи, павлины)
3) Кто поймал именинницу? (клещ, клоп, паук).
4) Кто сел на ежа? (ящерица, слониха, тигрица).
5) Что пришил доктор Айболит зайчику? (голову, ножку, хвостик).
Воспитатель: Молодцы дети. Сегодня на занятии мы продолжили знакомиться с творчеством замечательного детского писателя К. И. Чуковского.. Мы вспомнили, какие сказки он написал. Сегодня на занятии вы хорошо отвечали, были внимательны.. А я приготовила для вас небольшие подарки. Это рисунки для раскрашивания по сказкам К. И. Чуковского. На этом занятие окончено.

Конспект занятия

по ознакомлению с художественной литературой

«Путешествие в мир литературы» для детей

среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие представлений о разных жанрах литературы. Знакомство с загадками.

Задачи: Способствовать усвоению содержания знакомых литературных

произведений.

Развивать связную речь, чувство рифмы.

Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к книге.

Средства: «Книговик» с подбором иллюстраций к русским народным сказкам, стихами, загадками. Набор героев к сказке «Теремок». Стихотворение «Помощница» А.Барто в аудиозаписи.

Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Разучивание детских стихотворений.

Словарь: Иллюстрация.

Ход занятия:

Организационный момент:

Солнце утром рано встало,

Всех ребяток приласкало (руки вверх, ладони скрещены)

Дружно к солнышку тянитесь

И друг другу улыбнитесь (руки через стороны вниз, улыбнуться)

Солнца лучики поймайте

Всем вокруг скорей раздайте.(руки вперед, к себе резким движением, снова вперед)

Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие по интересному миру литературы. Мы с вами побываем в стране сказок, загадок и в мире стихов. А путешествовать нам поможет, угадайте кто.(читаю загадку)

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает.

Правильно, конечно же, это книга. Из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги с самого раннего возраста становятся нашими друзьями. И сегодня к вам в гости пришел мой друг Книговик. Надеюсь, вы с ним тоже подружитесь, потому что все кто любит книги становятся его друзьями.

Но Книговик - это не простая книга, а необычная. Страницы у него не сшиты, а складываются как в коробочку, поэтому их можно пакапливать много- много. Давайте посмотрим, что же сегодня Книговик приготовил нам для нашего путешествия в мир литературы. (Достаю первую страницу).

Ребята, Книговик принес с собой наши любимые сказки. Но он хочет, чтобы вы ему напомнили, что же такое эти сказки (ответы детей). Правильно,сказка это то, чего не бывает на самом деле, в сказках бывает волшебство, звери в сказках умеют разговаривать. Хорошо, что такое сказка мы с вами вспомнили. А теперь пора заглянуть в гости к сказкам. Для этого послушайте строчки из сказок и угадайте, про какую сказку идет речь, а тот, кто узнает сказку, пойдет и подберет иллюстрацию к ней. А для того, чтобы очутится в сказке нужно произнести волшебные слова. Физкультминутка: Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Мы руками хлоп-хлоп.

Мы ногами топ-топ.

Раз-туда, два-туда,

А потом вокруг себя.

Чтобы в сказке очутится,

Надо низко поклониться.

(проводится Д/и «Угадай сказку».)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти, маленькие дети? (козлята из сказки « волк и семеро козлят»).

Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несет ее ответь, быстрыми шагами?

А несет ее медведь вместе с пирогами. («Маша и медведь»).

У Аленушки -сестрицы

Унесли братишку птицы.

Далеко они летят,

Далеко они глядят. («Гуси-лебеди»).

Ах, ты Петя-простота

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. (« Кот, лиса и петух».)

В этом домике на тесно,

Всем зверушкам хватит места.

Что за дом среди дорог?

Этот домик…. («Теремок».)

Воспитатель: Правильно, это теремок, только зверушек в нем я что-то не вижу. Кто нам поможет? (Книговик.) Ребята, а Книговик мне сказал, что вернуть зверушек в сказку нам помогут загадки о них. Только некоторые слова в них потерялись, и если мы найдем это слово, то отгадаем загадку. (Достаю страницу с загадками.)

Хитренько взглянула

Хвостиком махнула

И исчезла-чудеса

Где ты, рыжая … (лиса)

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый, серый… (волк)

На лугу по кочкам

Прыгают листочки.

Выпуклые глазки

И кривые лапки.

Только где же ушки,

Кто это… (лягушки)

Всех важней она в загадке.

Хоть и в погребе жила.

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (мышка)

Кто большой и косолапый

Мед достал из улья лапой?

Скушал сладость и реветь

Как зовут его… (медведь)

В стайке живет, корову мамой зовет? (бычок)

Воспитатель: Молодцы, всех героев отгадали, никого не забыли? Давайте еще раз вспомним всех героев, только называть их будем ласково как в сказке. Кто же первый прибежал в теремок? Правильно, мышка.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить, да поживать

Да жильцов к себе пускать.

А потом прискакала лягушка. Как ее в сказке называют? (лягушка-квакушка)

Прискакал и зайчик, зайчик-побегайчик. Ребята, а зайчика то у нас нет.Я забыла про него загадку, может вы мне поможете?(дети придумывают загадку про зайчика).

Кто всегда грызет морковку

Прыгает и скачет ловко?

Быстрый маленький трусишка

Это серенький … (зайчишка).

А потом пришла лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, медведь и бычок. (Дети замечают, что бычка в этой сказке нет.)

Воспитатель : А что же нам теперь делать? Давайте отправим бычка в свою сказку «Бычок - смоляной бочок», наверное, в этой сказке ему будет неуютно. (Дети подбирают иллюстрацию к сказке и помещают бычка.)

Книговик хвалит детей, какие они молодцы, сколько сказок знают, умеют отгадывать загадки.

Воспитатель: Конечно, наши ребята молодцы. Но они еще и сами умеют загадки загадывать. (Ребенок читает загадку в стихах).

А, сейчас послушайте, куда же еще Книговик предлагает нам отправится. (звукозапись стихотворения А.Барто «Помощница».)

Что вы сейчас прослушали? Правильно, стихотворение. Стихи бывают коротенькие, например такие стихи вы рассказывали, когда были совсем маленькие. А бывают большие стихи, как только что вы прослушали. В стихах некоторые последние слова созвучны, или мы их называем слова-друзья. Стихи в книжках очень легко узнать, они записываются в столбик. Рассказывать стихи нужно громко, с выражением.

(Дети читают стихи).

Воспитатель: Молодцы, замечательно читаете стихи. Но я открою вам небольшой секрет, стихи можно не только рассказывать, но используя их можно поиграть в пальчиковую игру. (проводится пальчиковая игра по стихотворению И. Токмаковой «Мы на пальчиках считали».)

А теперь давайте вспомним еще знакомые стихи, но только слова из них выпали, помогите мне их вставить.

(Д/и «Вставь слово».)

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался… (вскачь)?

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и громко… (топал)

Маша варежку надела:

Ой, куда я пальчик… (дела)?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не … (попал)

Мама спит, она устала

Ну, и я играть не… (стала)

Я волчка не завожу,

А уселась и … (сижу).

Воспитатель: А сейчас давайте еще поиграем в подвижную игру со стихами.

Проводится подвижная игра на стихи:

Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть, который час.

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мыши вон.

(Дети в соответствии со стихами сначала идут как мышки, на цыпочках, затем бегут на место.)

Воспитатель: Вот наше путешествие заканчивается. Вам понравилось? А посмотрите, какая улыбка у нашего друга Книговика. Он очень рад, что мы выполнили все его задания. Он хочет, чтобы вы еще раз вспомнили, где сегодня побывали. (В стране сказок, загадок и в мире стихов). Как мы узнавали сказки? (По строчкам из сказок, по иллюстрациям). Что помогло нам вернуть героев в сказку «Теремок»? (Загадки.) А во что мы так весело играли? (В игру с пальчиками и подвижную игру). А что помогло нам в них играть? (Стихи). А как вы думаете играть в игры интереснее со стихами или без них? Конечно же, со стихами. Замечательно. Книговик говорит, что вы стали его самыми лучшими друзьями и приглашает вас в круг:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, а ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

ТЕМА: ЧТЕНИЕ СКАЗКИ «ВЕРШКИ И КОРЕШКИ»

Программные задачи: Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Упражнять в умении отвечать на поставленный вопрос. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы.

Словарь: потешка, вершки, дуброва, ботва, воз, рожь, урожай, сеять, пахать, жать, заломать, накопать, натаскать, срезать, народная, злой, сильный, ленивый.

Методы и приемы: чтение сказки, объяснение, показ, дидактическая игра, беседа, указание, поощрение, сюрпризный момент, пословицы о труде.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Ребята посмотрите сколько гостей к нам пришло. Давайте поздороваемся.

Дети: здравствуйте.

Наша беседа совсем неслучайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.

Ребята, приготовьте ладошку, поставьте на нее пальчик, а теперь повторяйте за мной все движения и слова.

Сорока-ворона кашу варила,водят пальцем по ладошке

Деток кормила.

Этому дала, он дрова рубил.загибают по очереди пальцы

Этому дала, он дрова носил.

Этому дала, он печку топил.

Этому дала, он воду носил.

А этому не дала, он дрова не рубил,грозят пальчиком

Печку не топил, воду не носил,

Сиди голодный.

Что мы с вами рассказали?(Дети: Стихотворение) Это русская народная потешка. Как вы понимаете слово «потешка»? (Дети: Сказка) Для чего она нужна? Развлекать или раньше говорили потешать малышей. Потеха от слова потешать. Русский народ сочинял не только потешки, но и песенки, сказки, чтобы занимать своих детей. С давних времен люди рассказывали их своим детям, те вырастали и рассказывали своим, и так далее. Вот так сказки и дошли до наших дней. Эти старые сказки стали печатать в книгах, рисовать к ним картинки. Сегодня я познакомлю вас с русской народной сказкой «Вершки и корешки».
Слушайте внимательно. Я буду задавать вопросы.

2. Чтение сказки

В тексте нам встретилось такое слово «вершки», что оно означает? (Это то, что у растений находится над землей.) А слово «ботва» вам приходилось когда-нибудь слышать? Листочки у растений, которые нельзя есть, и называют ботвой. Показываю картинку (Морковь).

«Положил мужик репу на воз и повез в город». Что это за «воз» такой? (Дети: Телега) А как вы понимаете выражение «жать рожь»? (Дети: Убирать урожай)

3. Беседа по содержанию сказки

Как называется сказка? (Дети: «Вершки и корешки»)

Кто ее сочинил? (Дети: Народ)

Значит это... русская народная сказка.

Каким вам показался в сказке медведь? Какими словами можно сказать о нем? (Дети: Он жадный, злой, ленивый, глупый)

Давайте вспомним, что делал в сказке медведь. (Дети: Грозился: «Мужик, я тебя заломаю». Договорился с мужиком «и ушел в дуброву». Пришел свою долю забирать. Как репу попробовал, так грозно заревел. Дожидался, когда мужик опять приедет за урожаем и стал требовать свою долю).

А что можно сказать о мужике? (Дети: Мужик умный, обхитрил медведя)

Чем он занимался в сказке? (Репу сеет. Пашет да работает. Репу копает. Репу наклал на воз и повез в город продавать. На другой год посеял рожь. Приехал жать).

Как одним словом назвать все, что он делал? (Дети: Трудился)

Вспомните, как разделил мужик урожай в первый раз? (Дети: Медведю - вершки, себе -корешки

А во второй? (Дети: Медведю – корешки, а себе – вершки)

Как думаете, почему мужик не захотел делиться с медведем по-честному, обхитрил его? (Дети: Мужик не захотел делиться с медведем по-честному, потому что тот ему не помогал)

Кто в сказке вышел победителем? (Дети: Победителем в сказке оказался мужик)

Почему сильного медведя победил слабый мужик? (Дети: Потому, что мужик был умным. А еще, в сказке добро побеждает зло)

В жизни тоже так бывает, что ум побеждает силу. В народе есть такая пословица: «Разум силу победит». Что такое «разум»? (Дети: Разум – это ум) Кто повторит пословицу? Что она означает? (Дети: она означает, что умный может победить сильного) А другая пословица говорит: «Не потрудиться, так и хлеба не добиться». Как вы ее понимаете? (Дети: Для того, чтобы добиться хлеба и любой другой еды, надо потрудиться)

4. Физминутка: речь с движением «В огороде»

У мужика в сказке каждый раз был хороший урожай. Давайте и мы в огород пойдем, урожай соберем.

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем,имитация движений

И картошки накопаем,

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный, очень вкусный, показывают круг

Щавеля нарвем немножкоимитируют

И вернемся по дорожке,идут по кругу, взявшись за руки

5. Дидактическая игра «Вершки и корешки»

В сказке медведь показан глупым, а был бы чуть-чуть поумнее, знал бы у каких овощей съедобные вершки, а у каких - корешки, с ним бы такого не случилось. А вам знакомы все вершки и корешки? Сейчас проверим.

Воспитатель на фланелеграф выставляет вершки (картинки) со словами: «Вершок - вершок, где твой корешок?» Ребенок находит подходящий корешок – овощ (картинку) и подставляет, называя его: Вот, это морковь. И так далее.

6. Давайте вспомним, какую сказку мы слушали?(«Вершки и корешки»). А чтобы вы не забыли сказку, вы раскрасите репку, а дома родным вы расскажите сказку.

Берем стульчики и садимся за столы. Раскрашивание репки.

7. Подведение итогов. Оценка работы детей

Молодцы, ребята! Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались. (Дети: Играли с пальчиками. Слушали сказку «Вершки и корешки». Играли в игру «Урожай». Находили вершки и корешки, разукрашивали репку)

Сказка «Вершки и корешки»

Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:- Мужик, я тебя сломаю.

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки.

Быть так,- сказал медведь.- А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь?

Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

Дай-ка попробовать - каков корешок? Мужик дал ему репу. Медведь, как съел:

А-а! - заревел.- Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сла-деньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.