Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Обзор произведения последний поклон в астафьева. В.п. астафьев "последний поклон". анализ произведения - сочинения, рефераты, доклады. Из истории создания повести “Последний поклон”

Белый Клык (повесть)

Белый Клык
White Fang

Первое издание 1906 года
Жанр:
Язык оригинала:
Год написания:
Публикация:

май 1906 года

Издательство:

Macmillan and Company,
New York

в Викитеке
Сборники рассказов

Сын Волка (1900) · Бог его отцов (1901) · Дети мороза (1902) · Мужская верность (1904) · Луннолицый (1906) · Рассказы рыбацкого патруля (1906) · Любовь к жизни (1907) · Потерявший лицо (1910) · Рассказы южных морей (1911) · Когда боги смеются (1911) · Храм гордыни (1912) · Смок Беллью (1912) · Сын Солнца (1912) · Рожденная в ночи (1913) · Сила сильных (1914) · Черепахи Тасмана (1916)

Другие произведения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Белый Клык (повесть)" в других словарях:

    Белый Клык: Белый Клык повесть Джека Лондона. Белый Клык (фильм, 1946) советский фильм режиссёра Згуриди. Белый Клык (фильм, 1974) фильм режиссёра Фульчи производства Италии. Белый Клык (фильм, 1991) фильм режиссёра… … Википедия

    Белый Клык (фильм, 1946) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Белый Клык (фильм). Белый Клык Жанр киноповесть Режиссёр Александр Згуриди Автор сценария Александр Згуриди … Википедия

Отрывок, характеризующий Белый Клык (роман)

Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.

Даву был Аракчеев императора Наполеона – Аракчеев не трус, но столь же исправный, жестокий и не умеющий выражать свою преданность иначе как жестокостью.
В механизме государственного организма нужны эти люди, как нужны волки в организме природы, и они всегда есть, всегда являются и держатся, как ни несообразно кажется их присутствие и близость к главе правительства. Только этой необходимостью можно объяснить то, как мог жестокий, лично выдиравший усы гренадерам и не могший по слабости нерв переносить опасность, необразованный, непридворный Аракчеев держаться в такой силе при рыцарски благородном и нежном характере Александра.
Балашев застал маршала Даву в сарае крестьянскои избы, сидящего на бочонке и занятого письменными работами (он поверял счеты). Адъютант стоял подле него. Возможно было найти лучшее помещение, но маршал Даву был один из тех людей, которые нарочно ставят себя в самые мрачные условия жизни, для того чтобы иметь право быть мрачными. Они для того же всегда поспешно и упорно заняты. «Где тут думать о счастливой стороне человеческой жизни, когда, вы видите, я на бочке сижу в грязном сарае и работаю», – говорило выражение его лица. Главное удовольствие и потребность этих людей состоит в том, чтобы, встретив оживление жизни, бросить этому оживлению в глаза спою мрачную, упорную деятельность. Это удовольствие доставил себе Даву, когда к нему ввели Балашева. Он еще более углубился в свою работу, когда вошел русский генерал, и, взглянув через очки на оживленное, под впечатлением прекрасного утра и беседы с Мюратом, лицо Балашева, не встал, не пошевелился даже, а еще больше нахмурился и злобно усмехнулся.
Заметив на лице Балашева произведенное этим приемом неприятное впечатление, Даву поднял голову и холодно спросил, что ему нужно.
Предполагая, что такой прием мог быть сделан ему только потому, что Даву не знает, что он генерал адъютант императора Александра и даже представитель его перед Наполеоном, Балашев поспешил сообщить свое звание и назначение. В противность ожидания его, Даву, выслушав Балашева, стал еще суровее и грубее.
– Где же ваш пакет? – сказал он. – Donnez le moi, ije l"enverrai a l"Empereur. [Дайте мне его, я пошлю императору.]
Балашев сказал, что он имеет приказание лично передать пакет самому императору.
– Приказания вашего императора исполняются в вашей армии, а здесь, – сказал Даву, – вы должны делать то, что вам говорят.
И как будто для того чтобы еще больше дать почувствовать русскому генералу его зависимость от грубой силы, Даву послал адъютанта за дежурным.
Балашев вынул пакет, заключавший письмо государя, и положил его на стол (стол, состоявший из двери, на которой торчали оторванные петли, положенной на два бочонка). Даву взял конверт и прочел надпись.
– Вы совершенно вправе оказывать или не оказывать мне уважение, – сказал Балашев. – Но позвольте вам заметить, что я имею честь носить звание генерал адъютанта его величества…
Даву взглянул на него молча, и некоторое волнение и смущение, выразившиеся на лице Балашева, видимо, доставили ему удовольствие.
– Вам будет оказано должное, – сказал он и, положив конверт в карман, вышел из сарая.
Через минуту вошел адъютант маршала господин де Кастре и провел Балашева в приготовленное для него помещение.
Балашев обедал в этот день с маршалом в том же сарае, на той же доске на бочках.
На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Ф.И.О.: Кулагина Лилия Ильмурзовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: средняя общеобразовательная школа № 18 Кировского района г. Уфы

Педагогический стаж: 32 года
ТЕМА УРОКА: «Поклон добрым людям» (по повести В. Астафьева «Последний поклон»)

Класс: 9-ый

Количество часов: 2 часа
ЭПИГРАФ: «Я никогда не забуду того счастливого утра». (В.П. Астафьев)
ЦЕЛИ УРОКА:


  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. П. Астафьева.

  2. Воспитание в учащихся чувства любви к Родине, окружающему миру, людям.

ХОД УРОКА

1-ый час
ВВЕДЕНИЕ

I. Вступительное слово учителя о В.П. Астафьеве.

Урок хочется начать со слов деда писателя со стороны отца, Павла Яковлевича Астафьева.

Когда-то о своём внуке дед скажет:

“Счастлив ты, однако… Не участью долей, душой счастлив. Красивое да доброе видеть, может, в этом – то счастье и есть”.

Дед как в воду глядел. Именно таким человеком, зорким, внимательным, замечающим красоту человеческих отношений, красоту окружающего мира и был писатель В. П. Астафьев.

II. Биография писателя (сообщение ученика).

Имя В. П. Астафьева известно всему миру. Он родился в мае 1924 года в селе Овсянка, что на берегу могучего Енисея, неподалёку от Красноярска, “в трудовой, огромной, степенной и певучей семье”. Рано лишился матери – она утонула, в реке зацепившись косой за сплавную бону. Был отдан на попечение бабушки и дедушки – сибирских крестьян.

В 1934 году вынужден был покинуть родное село вместе с новой семьёй отца, вскоре был брошен на волю судьбы. Пройдя через сиротство, беспризорничество, в 15 лет попал в детдом заполярного города Игарки. До войны работал составителем поездов возле города Красноярска. Осенью 1942 года ушёл добровольцем на фронт. Служил шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.

Демобилизовавшись в 1945 году, прожил 18 лет на Урале, в Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком, одновременно учился в вечерней школе.

Писать начал из чувства протеста, хотелось написать о войне то, что видел сам, “больше всего заботился о том, чтобы всё было точно, чтобы всё было, как было”.

В 1958 году его принимают в Союз писателей, а в 1959 – направляют на Высшие литературные курсы в Москву, где он учился до 1961 года.

Перу писателя принадлежат такие замечательные произведения, как повесть в рассказах “Последний поклон”, повествование в рассказах “Царь-рыба”, роман “Печальный детектив”, трагическая тема войны звучит в повести “Пастух и пастушка” (автор определяет её как современную пастораль). О войне – роман, написанный в 90-е годы – “Прокляты и убиты”, повесть “Так хочется жить”.

Ведущие темы творчества писателя: детство; природа и человек; война и любовь.

В 1968 году вышла I книга повести в рассказах “Последний поклон”. В последующие годы напечатаны II и III книги.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по повести “Последний поклон”.


  • От чьего лица идёт повествование?
Повесть автобиографична. И всё-таки цикл этих рассказов нельзя назвать автобиографией самого писателя, так как в повести много других главных героев, открывших маленькому мальчику огромный, невидимый глазу мир человеческих отношений.

  • Кто является главным героем повести?

  • Задумайтесь над название произведения. “Последний поклон”.

  • Последний поклон кому?
(Всем тем добрым людям, которые повстречались писателю на дорогах детства, которые так или иначе повлияли на формирование взглядов подростка).

  • Какие 2 темы проходят через всё произведение?
(Тема детства и родины).

Эти темы очень тесно переплетаются в рассказе, который открывает воспоминания детства – “Далёкая и близкая сказка”.

1). “Далёкая и близкая сказка”.


  • Расскажите о Васе – поляке.
Включить “Полонез Огинского”.

Выборочное чтение учителем отрывка со слов “Но из-за увала, из глубокого нутра земли возникла музыка…” до слов “раненное на всю жизнь музыкой”.


  • О чём рассказывала музыка? Почему так тревожно и горько Витьке? Почему хочется заплакать, как он никогда ещё не плакал?
(О любви к Родине, к родной земле. Зачитать слова Васи-поляка об авторе музыки.)

  • Какой след оставил в душе мальчика Вася-поляк, его игра на скрипке?
(Самые лучшие чувства – воспоминания о матери, любовь к родной земле.)

  • Как односельчане относились к Васе-поляку?

  • Можно ли Васю-поляка назвать учителем жизни для Витьки Потылицына? Как вы думаете, почему глава “Далёкая и близкая сказка” первая в книге “Последний поклон”.
(Она о родине.)

  • Кто оставил Витьке самое дорогое воспоминание о детстве?
Всю любовь и нежность, на какую способно мужское сердце, отдал писатель прежде всего своей бабушке. Ей первой шлёт он низкий поклон своей повестью.

  • Расскажите о бабушке.
(Портрет бабушки из гл. “Монах в новых штанах”.)

  • Какую роль она сыграла в становлении характера и в судьбе своего внука?

  • Бабушка учит своего внука любить и понимать природу, передавала ему свой житейский и нравственный опыт, учила любить землю и всё живое вокруг.
2). Работа по главе “Зорькина песня”. (Краткий пересказ).

  • В каких главах рассказывается о том, как бабушка учит внука видеть прекрасное, учит бережному и трепетному отношению к земле, даёт первые уроки труда.
(4).“Деревья растут для всех” – сжатый пересказ).

  • Какие ещё уроки, данные бабушкой, запомнились Витьке?
(5).“Конь с розовой гривой” – сколько лет прошло с тех пор, но этот урок доброты, данный бабушкой навсегда запомнился внуку).
2-ой час

    Что нового мы узнали о бабушке в главе “Ангел - хранитель”? Как бабушка учила своих домашних переносить трудности?
(Бабушка – хранительница домашнего очага. Она поддерживает семью в трудные моменты жизни. Из любой сложной ситуации найдёт выход. Бабушка – добрая душа, подбирает брошенного щенка) .

  • Мудрые мысли бабушки.

  • Глава называется “Ангел - хранитель” – почему?
7). В повести “Последний поклон” много картин крестьянского труда, крестьянской жизни. Остановимся на главе “Пеструха”.

  • Что интересного узнали о жизни крестьян, о народных традициях, обрядах?
а). - Почему детей оберегали от вида крови?

б). Остановиться на сцене, как дед с бабушкой собирают детей, чтобы показать недавно родившегося телёночка и вместе придумать имя новорождённому.

в). Вечерняя дойка коров.

г). “Какой добрый наступает вечер! Хочется поделится с соседями и всеми людьми на свете хлебом, молоком, солью и сердцем”.

д). Вечерняя молитва бабушки.

8). – О чём говорится в рассказе “Осенние грусти и радости”?


  • Почему у бабушки Катерины Петровны самая вкусная капуста получалась?
(“Труд не в труд, а в удовольствие, праздник. С песней солили капусту”).

9). Глава “Бабушкин праздник”.


  • О каком празднике говорится в этой главе?

  • Как проводится этот праздник?
(Песня будила добрые чувства к друг другу, навсегда оставляла память о родном доме).

  • Каким запомнился дед внуку Илья Евграфович?
(Сообщение ученика).

  • “Последний поклон” – сокровищница народных мыслей. Послушаем их.
(Сообщение учащихся).

  • В какой тональности написаны все рассказы из этого произведения?
(Дать слово учащимся, которые заранее провели исследовательскую работу).

  • Лейтмотивом I книги являются слова: “Я никогда не забуду того счастливого утра”.

ЗАКЛЮЧНИЕ

“Последний поклон” это разговор о детстве и о тех людях, что согрели это детство теплом своего сердца и лаской своих трудовых рук. Значение этого произведения в эмоционально – нравственном заряде, способном разбудить в читателях самые светлые чувства: радость жизни, любовь к родине, родной земле, труду, людям, живущим рядом с тобой.

Последняя глава произведения – “Последний поклон”. Именно здесь автор передаёт главную мысль произведения.

(Выразительное чтение учителем сцены последней встречи внука с бабушкой).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Напишите сочинение на тему: “Уроки доброты бабушки Катерины Петровны”.

«Последний поклон»


«Последний поклон» - этапное произведение в творчестве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографической повести - судьба рано оставшегося без матери мальчика, которого воспитывает бабушка.

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное

К деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины детских шалостей и забав, простые домашние разговоры, будничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является образ бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее большие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолюбие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим людям столько тепла и заботы, что воспринимаются как праздник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повести посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пытался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величественный Енисей является одним из центральных образов повести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детства и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама главного героя. И через много лет на страницах своей автобиографической повести писатель мужественно поведал миру о последних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные находки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой туманы»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили головами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бесшумно»).

В самозабвенном любовании красотами родной природы герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заговоры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не обходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был гостеприимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафьев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, хранимую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сельских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хомуты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека проходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гуманное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают оставшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная проделка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голодное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ребята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посудины», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехитрыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческого существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувствовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель подчеркивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с бабушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радости и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.

«Последний поклон» - этапное произведение в творчест­ве В.П. Астафьева. В нем сопряжены две основные темы для писателя: деревенская и военная. В центре автобиографиче­ской повести - судьба рано оставшегося без матери мальчи­ка, которого воспитывает бабушка. 108

Порядочность, трепетное отношение к хлебу, аккуратное - к деньгам - все это при ощутимой бедности и скромности в сочетании с трудолюбием помогает семье выживать даже в самые трудные минуты.

С любовью В.П. Астафьев рисует в повести картины дет­ских шалостей и забав, простые домашние разговоры, буд­ничные заботы (среди которых львиная доля времени и сил уделяется огородным работам, а также простую крестьянскую еду). Большой радостью для мальчика становятся даже первые новые штаны, так как ему все время перешивают их из старья.

В образной структуре повести центральным является об­раз бабушки героя. Она уважаемый человек на селе. Ее боль­шие рабочие руки в жилках еще раз подчеркивают трудолю­бие героини. «В любом деле не слово, а руки всему голова. Рук жалеть не надо. Руки, они всему скус и вид делают», - говорит бабушка. Самые обычные дела (уборка избы, пирог с капустой) в бабушкином исполнении дарят окружающим лю­дям столько тепла и заботы, что воспринимаются как празд­ник. В тяжелые годы помогает семье выжить и иметь кусок хлеба старенькая швейная машинка, на которой бабушка умудряется обшивать полсела.

Наиболее проникновенные и поэтичные фрагменты повес­ти посвящены русской природе. Автор подмечает тончайшие детали пейзажа: соскобленные корни дерева, по которым пы­тался пройти плуг, цветы и ягоды, описывает картину слияния двух рек (Манны и Енисея), ледостава на Енисее. Величест­венный Енисей является одним из центральных образов по­вести. Вся жизнь людей проходит на его берегу. И панорама этой величественной реки, и вкус ее студеной водицы с детст­ва и на всю жизнь отпечатывается в памяти каждого жителя деревни. В этом самом Енисее и утонула когда-то мама глав­ного героя. И через много лет на страницах своей автобиогра­фической повести писатель мужественно поведал миру о по­следних трагических минутах ее жизни.

В.П. Астафьев подчеркивает широту родных просторов. Писатель часто использует в пейзажных зарисовках образы звучащего мира (шорох стружки, грохот телег, стук копыт, песню пастушьей дуды), передает характерные запахи (леса, травы, прогорклого зерна). В неспешное повествование то и дело вторгается стихия лиризма: «А по лугу стелился туман, и была от него мокра трава, никли долу цветы куриной слепоты, ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках».

В этих пейзажных зарисовках есть такие поэтичные на­ходки, которые могут служить основанием для того, чтобы назвать отдельные фрагменты повести стихотворениями в прозе. Это олицетворения («Тихо умирали над рекой тума­ны»), метафоры («В росистой траве загорались от солнца красные огоньки земляники»), сравнения («Мы пробили го­ловами устоявшийся в распадке туман и, плывя вверх, брели по нему, будто по мягкой, податливой воде, медленно и бес­шумно»),

В самозабвенном любовании красотами родной приро­ды герой произведения видит прежде всего нравственную опору.

В.П. Астафьев подчеркивает, как глубоко укоренились в жизни простого русского человека языческие и христианские традиции. Когда герой заболевает малярией, бабушка лечит его всеми имеющимися на то средствами: это и травы, и заго­воры на осину, и молитвы.

Через детские воспоминания мальчика вырисовывается трудная эпоха, когда в школах не было ни парт, ни учебников, ни тетрадей. Лишь один букварь да один красный карандаш на весь первый класс. И в таких сложных условиях учитель умудряется проводить уроки.

Как каждый писатель-деревенщик, В.П. Астафьев не об­ходит вниманием тему противостояния города и деревни. Особенно усиливается оно в голодные годы. Город был госте­приимен, пока потреблял сельскую продукцию. А с пустыми руками он встречал мужиков неохотно. С болью В.П. Астафь­ев пишет о том, как понесли мужики и бабы с котомками вещи и золотишко в «Торгсины». Постепенно туда сдала бабушка мальчика и вязанные праздничные скатерти, и одежду, храни- 110 мую для смертного часа, а в самый черный день - сережки погибшей матери мальчика (последнюю памятную вещицу).

В.П. Астафьев создает в повести колоритные образы сель­ских жителей: Васи-поляка, который по вечерам играет на скрипке, народного умельца Кеши, мастерящего сани и хому­ты, и других. Именно в деревне, где вся жизнь человека про­ходит на глазах односельчан, виден каждый неприглядный поступок, каждый неверный шаг.

В.П. Астафьев подчеркивает и воспевает в человеке гу­манное начало. Например, в главе «Гуси в полынье» писатель рассказывает о том, как ребята, рискуя жизнью, спасают ос­тавшихся во время ледостава на Енисее гусей в полынье. Для мальчишек это не просто очередная детская отчаянная про­делка, но маленький подвиг, испытание на человечность. И хотя дальнейшая судьба гусей все равно сложилась печально (одних потравили собаки, других съели односельчане в голод­ное время) экзамен на мужество и неравнодушное сердце ре­бята все-таки выдержали с честью.

Собирая ягоды, дети учатся терпению и аккуратности. «Бабушка говорила: главное в ягодах - закрыть дно посуди­ны», - отмечает В.П. Астафьев. В простой жизни с ее нехит­рыми радостями (рыбалкой, лаптой, обычной деревенской пищей с родного огорода, прогулками по лесу) В.П. Астафьев видит наиболее счастливый и органичный идеал человеческо­го существования на земле.

В.П. Астафьев утверждает, что человек не должен чувст­вовать себя сиротой на родине. Он также учит философски относиться к смене поколений на земле. Однако писатель под­черкивает, что людям необходимо бережно общаться друг с другом, ибо каждый человек неповторим и уникален. Произ­ведение «Последний поклон» несет в себе, таким образом, жизнеутверждающий пафос. Одной из ключевых сцен повести является сцена, в которой мальчик Витя сажает вместе с ба­бушкой лиственницу. Герой думает о том, что дерево скоро вырастет, будет большим и красивым и принесет много радо­сти и птичкам, и солнышку, и людям, и речке.