Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Курсовая работа по дисциплине "Психология" на тему: Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Формирование познавательных интересов дошкольников в процессе восприятия художественной литературы и фольклора Выявляя уровен

Выступление на методическом объединении воспитателей "Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками"

1.Особенности восприятия художественной литературы у детей на разных этапах развития.

2. Восприятие художественной литературы на разных этапах дошкольного развития.

    Как дети понимают литературное произведение в младшей группе?(3-4 г.) Какие задачи по речевому развитию мы ставим в этом возрасте?

    Как воспринимают дети средней группы литературное произведение? На что педагогам следует обратить внимание при анализе художественного произведения? Каковы задачи развития речи в этом возрасте?

    Какая задача ставится перед педагогами при ознакомлении детей старшей группы с литературным произведением? На что способны дети этого возраста?

    Какие задачи ставятся в подготовительной к школе группе? Как направлены задачи по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста? На что стоит обратить особое внимание?

4. Алгоритм работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста.

1.Как известно, современные дети всё чаще проводят время за компьютерными играми, просмотром телепередач, постепенно усиливается влияние на детей телеобразов. Всё реже читаются книги. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью с образованностью. Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в создании художественных образов, придуманных автором

    Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему?

Потому что книга: расширяет представление ребёнка о мире знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.

Влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка

Развивает мышление - как логическое, так и образное

Расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия

Учит правильно составлять предложения.

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

2.Младшая группа (3-4 г.)

В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения - герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого образа не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. д.) Усваивая содержание сказки, дети учатся передавать слова разных героев. Например, после слушания сказок " Волк и козлята", "Кот, петух и лиса", можно предложить детям повторить песенку действующих лиц. Народные сказки, песенки, потешки, дают образы ритмической речи. Знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Ознакомление со сказками в младшей группе связано с задачами речевого развития:

Воспитание звуковой культуры речи;

Формирование грамматического строя речи;

Обогащение, расширение словарного запаса;

Развитие связной речи.

Все вышеназванные уменияможно формировать с помощью разных игр и упражнений, проводимых после чтения рассказов и сказок.

    Средняя группа (4-5 л.) Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые открытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем раньше.

После рассказывания сказок необходимо учить детей отвечать на вопросы, связанные ссодержанием произведения, и самые простые- по художественной форме. Только такой анализ даёт возможностьвоспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы.правильный анализ литературного текста делает художественную речьдостоянием самого ребёнка, а в последующем она станет осознанно включаться в его речь, особенно в таких видах деятельности, как самостоятельное рассказывание. Прим: рассмотреть сказку.

    Старшая группа (5-6 л.) Главная задача- воспитывать у детей старшего дошкольного возраста способностьпри восприятии содержания литературно-художественных произведений замечать выразительные средства.

Дети старшей группы способны более глубоко осмыслитьсодержание литературного произведения и понять некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые их специфические особенности.

После чтения сказки надо так проводить её анализ, чтобы дети смогли понять и почувствовать её глубокое идейное содержание и художественные достоинства сказочного жанра, чтобы поэтические образы сказки надолго запомнились и полюбились детям.

Чтение стихотворений ставит задачу-прочувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его содержание.

При ознакомлении детей с жанром рассказа необходимо проводить анализ произведения, который раскрывает общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращает внимание, какими словами автор их характеризует. Вопросы, предложенные детям после чтения рассказа, должны выяснить понимание ими основного содержания, умения оценивать действия и поступки героев.

    В подготовительной к школе группе ставятся задачи:

Воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ;

Развивать поэтический слух, интонационную выразительность чтения;

Помогать почувствовать и понять образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научаться различать жанры художественных произведений, понимать их специфические особенности.

В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства(стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков.

В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предпологает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

3. Формирование у детей понимания смысловой стороны слова.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Развитие образной речи необходимо рассматривать в нескольких направлениях: как работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической), восприятием разнообразных жанров литературных и фольклорных произведений и как формирование языкового оформления самостоятельного связного высказывания.

Дошкольник первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.

Показателем богатства речи является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Так, лексическая работа, направленная на понимание смыслового богатства слова, помогает ребенку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность.

В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретают: владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное место формы слова в предложении и в целом высказывании.

Синтаксический строй считается основной тканью речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребенка выразительной.

Развитие образной речи является важной составной частью воспитания культуры речи в широком смысле этого слова, которая понимается как соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства (приложение).

4. Подготовка к восприятию художественного произведения.

Чтобы вызвать у детей интерес к содержанию, пробудить ассоциации с аналогичными событиями, в которых они сами принимали участие, воспитатель проводит вводную беседу (не более 2-3 мин.)

Очень важно в самом начале привлечь внимание яркой картинкой, небольшим стихотворением, песенкой, загадкой и т.п. Но иногда детям просто сообщают название произведения, имя автора, тему.

Первичное чтение.

При чтении воспитателю обязательно нужно время от времени подглядывать на детей. Лучше всего делать это между предложениями или абзацами. Этот визуальный контакт имеет огромное значение для понимания детьми мыслей и чувств воспитателя.

В процессе чтения или рассказывания не следует задавать вопросы или делать замечания-это отвлекает дошкольников. Если они недостаточно внимательны, чтец должен усилить эмоциональность исполнения.

Чувственный анализ текста .

Можно задать вопрос: " Понравился ли рассказ?" или " Кто из героев понравился?". Далее провести анализ языка произведения. Затем даётся установка: " Я прочитаю вам рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте".

Вторичное чтение.

Полный анализ художественного произведения.

Прежде всего это анализ структуры и содержания. В этой части занятия можно провести беседу, а также использовать разнообразные приёмы, облегчающие восприятие художественного произведения.

Заключительная часть.

Не должна занимать более 1-2 минут. Это подведение итогов: педагог ещё раз обращает внимание детей на название произведения, его жанровые особенности; упоминает, что понравилось детям. Кроме того, отмечает активность детей, их внимание, проявление доброжелательного отношения к высказыванию сверстников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предполагает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы . Важнейшим условием реализации этой задачи является знание возрастных особенностей восприятия дошкольников, в данном случае, восприятия произведений художественной литературы.

В 3-4 года (младшая группа) дети понимают основные факты произведения , улавливают динамику событий. Однако понимание сюжета часто бывает фрагментарным. Важно, что понимание связано у них с непосредственным личным опытом. Если повествование не вызывает у них никаких наглядных представлений, не знакомо по личному опыту, то например, Колобок, может быть им более не понятен, чем золотое яичко из сказки «Курочка Ряба».
Малыши лучше осмысливают начало и конец произведения . Представить самого героя, его внешность они смогут, если взрослый предложит им иллюстрацию. В поведении героя они видят только действия , но не замечают его скрытых мотивов поступков, переживаний. Например, они могут не понять истинных мотивов Маши (из сказки «Маша и медведь»), когда девочка спряталась в коробе. Эмоциональное отношение к героям произведения у малышей ярко выражено.

Особенности восприятия литературного произведения детьми младшего дошкольного возраста определяют задачи :
1. Обогащать жизненный опыт детей знаниями и впечатлениями, необходимыми для осознания литературного произведения.
2. Помогать соотносить имеющийся детский опыт с фактами литературного произведения.
3. Помогать устанавливать простейшие связи в произведении.
4. Помогать видеть наиболее яркие поступки героев и правильно их оценивать.

В 4-5 лет (средняя группа) у детей обогащается опыт знаний и отношений, расширяется круг конкретных представлений . Дошкольники легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны.
Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки . Скрытые мотивы героев по-прежнему не замечают.
Эмоциональное отношение к произведению в этом возрасте более контекстно, чем у 3-летних.

Задачи:
1. Формировать умение устанавливать в произведении разнообразные причинно-следственные связи.
2. Обращать внимание детей на разнообразные поступки героя.
3. Формировать умение видеть простые, открытые мотивы поступков героев.
4. Способствовать тому, чтобы дети определяли свое эмоциональное отношение к герою и мотивировали его.

В 5-6 лет (старшая группа) дети более внимательно относятся к содержанию произведения, к его смыслу. Эмоциональное восприятие менее выражено.
Дети способны понять события, которых не было в их непосредственном опыте. Они способны установить в произведении многообразные связи и отношения среди героев. Наиболее любимыми становятся «длинные» произведения – «Золотой ключик» А. Толстого, «Чипполино» Д.Родари и др.
Появляется осознанный интерес к авторскому слову, развивается слуховое восприятие . Дети учитывают не только поступки и действия героя, но и его переживания, помыслы. При этом старшие дошкольники сопереживают вместе с героем. Эмоциональное отношение опирается на характеристику героя в произведении и более адекватно авторскому замыслу.

Задачи:
1. Способствовать установлению детьми многообразных причинно-следственных связей в сюжете произведения.
2. Формировать умение анализировать не только действия героев, но и их переживания.
3. Формировать осознанное эмоциональное отношение к героям произведения.
4. Обращать внимание детей на языковую стилистику произведения, авторские приемы изложения текста.

В 6-7 лет (подготовительная группа) дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст . Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям. Оно зависит не от отдельного яркого поступка, а от учета всех действий на протяжении сюжета . Дети могут не только сопереживать вместе с героем, но и рассматривать события с точки зрения автора произведения.

Задачи:
1. Обогащать литературный опыт дошкольников.
2. Формировать умение видеть авторскую позицию в произведении.
3. Помогать детям осмысливать не только действия героев, но и проникать в их внутренний мир, видеть скрытые мотивы поступков.
4. Способствовать умению видеть смысловую и эмоциональную роль слова в произведении.

Знание возрастных особенностей восприятия детьми литературного произведения позволит педагогу разработать содержание литературного образования и на его основе реализовать задачи образовательной области «Речевое развитие» .

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Кировское областное государственное профессиональное

образовательное бюджетное учреждение

«Кировский педагогический колледж»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по МДК 03.02

Теория и методика развития речи у детей

Особенности восприятия дошкольниками художественной литературы

специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»

заочная форма обучения

группа Д-31

Чистякова Дарья Александровна

МКДОУ 102 «Колосок»

Введение. 3

1. Роль художественной литературы в развитии речи детей. 4

2. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. 5

3. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению с художественной литературой. 6

4. Принципы отбора литературных произведений для чтения и рассказывания детям. 11

5. Особенности восприятия детьми художественной литературы во второй младшей группе. 12

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение

Дошкольное образование - основа всеобщего образования детей.

В ФГОС ДО (пункт 2.6) образовательные области представляют следующие направления развития ребенка дошкольного возраста: речевое развитие; познавательное развитие; коммуникативное развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования указывается: «ребенок знаком с произведениями детской литературы».

ФГОС ДО – опора для разработки перспективных планов, написания конспектов занятий, которые должны быть направлены на восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это тот период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста может стать главным увлечением не только одаренных дошкольников, но и почти всех остальных детей данного возраста, следовательно, увлекая ребенка дошкольного возраста в сказочный мир восприятия художественной литературы, мы развиваем у него творческие способности и воображение .

Роль художественной литературы в развитии речи детей.

В условиях реализации ФГОС особое место вдошкольном образовании отведено роли художественной литературы в развитии речи дошкольников.

Речевое развитие дошкольника включает : овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;развитие речевого творчества;развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой , понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи . Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь кхудожественной литературе . Ведь, как сказал В. А. Сухомлинский : «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

В таблице 1 приведены возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы.

Таблица 1 – Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы.

Возраст (лет), группа

Возрастные особенности восприятия детьми художественной литературы
2-3-4 Младший дошкольный возраст В младшем дошкольном возрасте начинает складываться первич­ный круг детского чтения, в него входят поэтические и прозаические жанры фольклорных и литературных произведений. Восприятие худо­жественного текста ребенком этого возраста характеризуется наивнос­тью и яркой эмоциональностью. В центре внимания ребенка находит­ся главный герой, его внешность, действия, а понимание переживаний и мотивов поступков героя затруднены.
4-5 Средний дошкольный возраст В возрасте 4-5 лет ребенок знакомится с широким кругом лите­ратурных произведений разных видов и форм, у него появляется осмысленный интерес к художественным текстам и к различным видам творческой деятельности на их основе. У детей качественно меняется восприятие литературного текста. Они начинают осознавать разницу между реальной действительностью и ее отражением в книге. Это активизирует появление самоценного интереса к книге, к слушанию литературных произведений.
5-6-7 Старший дошкольный возраст На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и диффе­ренциация читательских интересов, появляются предпочтения в вы­боре видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази­тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера­турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы­разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони­мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте­тической деятельности.

Таким образом, художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение, мотивирует поведение.

Процесс восприятия литературы можно рассматривать как психическую деятельность, суть которой заключается в воссоздании художественных образов, придуманных автором.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание)

На основании исследований педагогов и психологов Л. М. Гурович выделила особенности восприятия литературы у детей на разных этапах дошкольного возраста.

Младшая группа (3-4 года). В этом возрасте понимание литературного произведения тесно связано с непосредственным личным опытом. Сюжет дети воспринимают фрагментарно, устанавливают наиболее простые связи, прежде всего последовательность событий. В центре восприятия литературного произведения – герой. Воспитанников младшей группы интересует, как он выглядит, его действия, поступки, а переживаний и скрытых мотивов поступков они ещё не видят. Воссоздать образ героя в воображении самостоятельно дошкольники этого возраста не могут, поэтому им нужны иллюстрации. Активно содействуя с героем, дети пытаются вмешаться в события (прерывают чтение, бьют изображение и т. п.).

Средняя группа (4-5 лет). Дошкольники этого возраста легко устанавливают простые, последовательные причинные связи в сюжете, видят так называемые скрытые мотивы поступков героя. Скрытые же мотивы, связанные с внутренними переживаниями, им ещё не понятны. Характеризуя персонаж, дети выделяют одну, наиболее яркую черту. Эмоциональное отношение к героям определяется прежде всего оценкой их поступков, которая более устойчива и объективна, чем ранее.

Старшая группа (5-6 лет). В этом возрасте дошкольники в какой то мере утрачивают яркую, внешне выраженную эмоциональность, у них возникает интерес к содержанию произведения. Они способны понять и такие события, которых не было в их собственной жизни. В связи с этим возникает возможность знакомить детей с познавательными произведениями.

Дети продолжают воспринимать главным образом действия и поступки, но начинают видеть и некоторые наиболее простые и ярко выраженные переживания героев: страх, горе, радость. Теперь ребёнок не только содействует с героем, но и сопереживает ему, что помогает осознавать более сложные мотивы поступков.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет). В поведении литературного героя дети видят разнообразные, иногда противоречивые поступки, а в его переживаниях выделяют более сложные чувства (стыд, смущение, боязнь за другого). Осознают скрытые мотивы поступков. В связи с этим усложняется эмоциональное отношение к персонажам, оно уже не зависит от отдельного, даже наиболее яркого поступка, что предполагает способность рассматривать события с авторской точки зрения.

Таким образом, изучение особенностей восприятия литературного произведения на разных этапах дошкольного возраста позволяет определить формы работы и отобрать средства ознакомления с литературой. Для эффективного восприятия детьми художественной литературы педагогу необходимо провести анализ произведения, который включает: 1) анализ языка произведения (объяснение непонятных слов, работа над образностью языка автора, над средствами выразительности); 2) анализ структуры и содержания.

В соответствии с ФГОС ДО можно определить основные принципы работы по приобщению детей к художественной литературе. - Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. В отборе художественных текстов учитываются предпочтения и особенности педагогов и детей. - Содействие и сотрудничество детей и взрослых. Ребёнок - полноценный участник (субъект) образовательных отношений. - Поддержка инициативы дошкольников. - Сотрудничество организации с семьей. Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, праздников и др. - Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на произведениях литературы. - Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в процессе восприятия художественной литературы. - Возрастная адекватность: соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей.

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном и коллективном) характеристик объективной реальности. Познание носит социально и культурно опосредованный исторический характер и в большинстве случаев предполагает более или менее ярко выраженное осознание используемых средств и способов познавательной деятельности.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является наиболее специфичным для старшего дошкольного возраста.

В контексте ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, организацию занятий в форме партнёрской деятельности со взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она развивает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

В начале XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и детском чтении. Исследователи отмечают проявление следующих негативных тенденций в этой области: снижение интереса к книге, замедленное вхождение детей в книжную культуру, сокращение доли чтения в структуре свободного времени подрастающего поколения. На процесс чтения оказывает существенное влияние мощное развитие аудиовизуальных средств информации. Становится очевидным, что на современном этапе вопросы воспитания у детей интереса к художественной литературе и фольклорному жанру требуют повышенного внимания со стороны педагогов дошкольных образовательных учреждений .

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Исходя из этого – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е.А. Флерина, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, Н.А. Ветлугина, Е.И. Тихеева, Р.М. Жуковская.

Современные исследователи детского чтения, такие как М. К. Боголюбский, Л. М. Гурович, Э. П. Короткова, В. В. Шевченко и др., большое значение придают воздействию художественного произведения на нравственное, эстетическое, эмоциональное, речевое развитие детей, обращая при этом особое внимание на психолого-педагогические особенности ознакомления детьми дошкольного возраста с художественной литературой.

Образовательная область «Познавательное развитие» ставит перед собой задачи:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве;
  • представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Изучение художественной литературы и фольклора способствует реализации задач Стандарта.

Целью работы ДОО в соответствии с ФГОС ДО, по ознакомлению детей с художественной литературой должно стать формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

Развитие литературной речи;

Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Выбирая круг произведений для чтения, необходимо вводить дошкольника в художественные тексты, которые раскрывают перед ним богатства окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное эстетическое отношение к действительности. При выборе произведения предпочтение отдается тем из них, которые содержат в себе нравственную основу, герои которых близки и понятны дошкольникам. Необходимо учитывать такие особенности детей, как восприимчивость, стремление подражать полюбившимся героям.

Во всех странах дошкольное литературное образование и воспитание базируется в первую очередь на национальном материале. Именно в литературе находят свое отражение принципы и модели поведения, свойственные данной культурной традиции. Они играют важную роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения.

Выбирая произведения для чтения с детьми необходимо учитывать возрастные особенности их восприятия художественной литературы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности:

  • зависимость понимания текста от их личного опыта;
  • установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;
  • в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;
  • эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;
  • наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В различных разделах программы, по которой успешно работает наш детский сад, прописаны задачи по ознакомлению детей с народной культурой:

  • расширение представлений о русском народном искусстве,
  • народном быте, культуре, о традициях и обычаях;
  • накопление сенсорно - эмоциональных впечатлений о произведениях народно - прикладного искусства;
  • обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театральную деятельность;
  • приобщение детей к народным играм.

Перед педагогами стоит задача помочь детям постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народного творчества. Важно не просто добиться механического воспроизведения игр, песен, закличек, а вернуть им живое, естественное существование.

При формировании круга детского чтения необходимо, в первую очередь, руководствоваться принципом всестороннего развития ребенка, так как подбор художественной литературы в соответствии с прикладными принципами (по жанрам, периодам, писателям) ориентирован в большей степени на изучение литературы, или литературное образование детей. Условия эффективности организации процесса чтения - систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности - радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Важно также учить детей сопоставлять услышанное с фактами жизни. В детском саду у ребенка формируют некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму). К моменту поступления в школу каждый ребенок должен уметь определить основных героев (о ком говорится в произведении, показать свое отношение к ним, кто нравится и почему), определить жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), уловить наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

Часть программных произведений дети должны выучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры), часть - уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Таким образом, задачи и содержание работы ДОО по освоению детьми образовательного модуля «Чтение художественной литературы» направлены на достижение цели формирования познавательного интереса и потребности в чтении и восприятии книг в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Эффективные формы и методы формирования познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора.

Формирование познавательных интересов в процессе восприятия художественной литературы и фольклора включают в себя как традиционные, так и инновационные методы и приемы.

К традиционным методам относятся чтение и рассказывание произведений литературы на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, на прогулке и др.).

К инновационным методам работы с художественной литературой можно отнести следующие:

Интегрированные занятия, объединяющие содержание разных образовательных модулей (например, «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» и др.),

Театрализованные представления, поставленные с участием детей по сюжетам рассказов, сказок;

Обсуждение иллюстраций известных художников на тему сказок,

- «сочинение» сказки. Предлагается детям вспомнить известную сказку и рассказать ее по-новому. Например, добавить новый персонаж, привнести новую информацию;

- «салат из сказок». Предлагается детям свести в новой сказке героев различных произведений. Например, трех медведей, Волка и семерых козлят, Красную Шапочку, и описать их приключения в лесу;

Проектная деятельность (например, игровой проект «Играем в сказку»);

Занятия с использованием мультимедийных средств;

Занятия – экскурсии (например «Золотая осень в стихах А. С. Пушкина») и др.

Взаимосвязь традиционных и инновационных методов и приемов делают процесс ознакомления дошкольников с художественными произведениями более эффективным.

Ознакомление с художественной литературой осуществляется как на занятиях, так и в совместной, и самостоятельной деятельности детей. В процессе занятий работа над текстом включает в себя четыре этапа.

1. До чтения необходимо назвать фамилию автора, название произведения, можно зачитать из него фрагмент, показать детям предшествующую тексту иллюстрацию. Это побуждает ребят строить предположения о содержании текста, его тематике, героях. Главное - вызвать у детей желание прочитать книгу.

2. Чтение текста. В процессе чтения необходимо делать короткие остановки, чтобы объяснить и уточнить значения слов, предложить детям вообразить ту или иную сцену, домыслить последующие события, прочувствовать эмоциональное состояние героев, задать вопросы. Таким образом, у ребят развивается умение внимательно слушать, осмысленно воспринимать текст, выражать свое отношение к прочитанному.

После чтения провести обсуждение текста с целью выявления:

  1. как дети поняли главную мысль произведения;
  2. каково их отношение к поступкам персонажей;
  3. каково отношение автора к своим героям;
  4. насколько сбылись предположения о содержании текста.

В заключение дети воспроизводят содержание текста: инсценируют эпизоды, «оживляют» иллюстрации, разыгрывают пантомимы, рисуют картинки, озвучивают их и пересказывают с помощью пиктограмм.

Подготовку детей к восприятию нового произведения можно осуществлять по-разному. Например: поместить в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга (сказка, рассказ), о чем она. В начале занятия спросить воспитанников об их предположениях, похвалить за наблюдательность, догадливость. Назвать произведение. Затем продемонстрировать игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помочь детям запомнить их названия, объяснить назначение, рассказать об особенностях. Кроме того, провести специальное речевое упражнение, помогающее детям освоить новые слова. Так, перед чтением сказки «Заяц – хваста» сказать детям: «Стоит дом-великан. «Не дом, а домище!» - восхищаются прохожие». И предложить детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Выслушать ответы. Попросить завершить фразы, которые будут произнесены («У кота усы, у тигра - усищи, у кота лапа, у льва? - лапища»). Объяснить, что слова усищи, лапищи принадлежат зайцу - герою новой сказки «Заяц - хваста». Этот заяц, хвастаясь, говорил: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». Попросить детей повторить, как говорил заяц. Спросить: «Как вы думаете, как в сказке пойдет речь про зайца - великана?» Выслушать мнения детей, затем предложить: «Ну что же, давайте проверим, кто из вас прав», - и прочитать сказку. Еще один прием: сообщить, что сейчас будете рассказывать сказку с совершенно необычным названием - «Крылатый, мохнатый да масленый». Спросить: «Как вы думаете, кто это такие?» «Название сказки вы знаете. Попробуйте сочинить ее начало», - предложить новое задание. Затем предложить придумать концовку к произведению.

В подготовительной группе используются присказки, особенно в тех случаях, когда не проводилась подготовительная работа к занятию. По своему настрою, присказка связана с произведением. Во втором полугодии дети, научившись вслушиваться в присказку, нередко довольно верно угадывают, о чем будет идти речь. Присказку следует рассказывать дважды. Для подготовительной группы используются следующие присказки:

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила

Лиса лычки драла, Лиса лапотки плела

Конь у крыльца в три копыта бьет,

А Уточка в сапожках избу метет.

Как Кот в печи пироги печет,

Кошка у окошка рубашку шьет,

Поросенок в ступе горох толчет.

Рассказывание сказки завершается одной из традиционных для русского фольклора концовок, например:

Так они живут,

Пряники жуют,

Медом запивают,

Нас в гости поджидают.

Присказки можно использовать, читая детям сказки в свободное время. Все это помогает детям запомнить присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

После чтения проводится беседа, задаются вопросы, которые помогают воспитанникам лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; повторяются наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, чтобы постичь языковую особенность произведений данного жанра. Другая группа используемых приемов имеет тренировочную и оценочную направленность: подсказ слова или фразы, пересказ по частям, оценка, вопросы. Если в тексте есть диалог, используется пересказ по ролям.

Для формирования интереса к чтению проводятся разнообразные формы организации совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя.

Для развития познавательного интереса в группе немаловажное значение имеет создание развивающей предметно-пространственной среды, которая включает «Книжный уголок», в которой подобраны альбомы с портретами писателей, иллюстрациями и сериями сюжетных картинок к книгам, красочные издания различных жанров – стихи, рассказы, сказки, фольклор, загадки и другие. Кроме того, имеются аудиокниги, которые можно прослушивать. В книжной мастерской можно самому ребенку изготавливать мини-книжки с иллюстрациями и брать их домой для семейного чтения.

Важнейшим средством работы с художественной литературой является игра - драматизация. Своеобразие ее состоит в том, что она объединяет в себе сюжетно-ролевую игру и творческую деятельность детей. Кроме игр-драматизаций, где в основном сохраняется сюжет и язык произведений, в детском саду используются также ролевые игры на сюжеты художественных произведений, которые в целом развиваются произвольно по замыслу детей. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении героя, в проникновении в его внутренний мир.

Особое эмоциональное воздействие на детей оказывают литературные праздники, праздники книги - комплексные мероприятия, включающие в себя различные формы - беседа, рассказ, просмотр фильма, конкурс, викторина, театрализованное представление. Литературные праздники можно посвятить юбилейной дате любимого детского писателя, а также определенной теме («Поздравляем маму», «Посмеемся вместе с писателем» и др.) Эффективным средством приобщения детей к книге, чтению так же являются экскурсии в детскую библиотеку, встречи с детскими писателями.

Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре. Нам, взрослым, необходимо окружить детей любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками и взрослыми. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира и осознания себя в этом мире, играя с ним, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

При знакомстве детей с народной культурой совершаю активное, творческое усвоение многих, казалось бы уже отмерших и застывших традиций народной культуры.

Пополняя развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготовила пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеки.

Работая на младшей группе, постоянно замечала интерес детей к потешкам, загадкам. Им нравилось, когда я брала куклу Катю на руки и ласковым голосом начинала припевать, покачивая ее:

Баю, баю, баю, бай!

Ты собачка не лай,

Белолапка, не скули,

Мою дочку не буди!

Во время умывания, причесывания детей знакомила их с песенками «Водичка, водичка…», «Расти коса …». После таких коротких обыгрываний дети легко запоминали песни и переносили их в повседневную игру. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объясняется значение новых слов, которые ребята слышали в потешке. Приятно наблюдать, как дети используют песенки во время игры «Дочки-матери», как бережно относятся к своим куклам.

Дети взрослели, нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня. Например, в потешке:

Тень, тень, потетень,

Выше города плетень,

Сели звери под плетень,

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

«Всему свету я краса!»

Похвалялся зайка:

«Поди, догоняй-ка!»

Далеко не все дети могут передать характер персонажа. Но постепенно каждый ребенок моет научиться сыграть любую роль.

В старших группах много времени уделяется рассказыванию сказок. Во время рассказывания необходимо показывать детям эмоции, мимику. Это помогает детям понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей целесообразно проводить конкурс на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, «Что за чудо эти сказки…», «Кого встретил Колобок?». Проводить игры-драматизации отдельных эпизодов по желанию детей.

Используется и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогают детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.

Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.

Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: «Семеро одного не ждут», «Поспешишь – людей насмешишь».

Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: «Весна красна цветами, а осень плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т.д. изучая пословицы о труде, дети становятся помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они совместно с родителями оформляют их, а в детском саду объясняют их смысл, учатся понимать, в каких ситуациях их можно применять. Ребята часто подбадривают друг друга: «Терпение и труд – все перетрут», «Дело мастера боится», «Закончил дело - гуляй смело». В свободной деятельности проводятся соревнования «Продолжи пословицу».

Чтобы углубить и уточнить знания детей об окружающем мире, полезно загадывать загадки: «Кто и что это?», «Я загадаю, а ты отгадай», «Подскажи словечко».

Русский фольклор нашел свое отражение в хороводных играх, поэтому большое значение необходимо уделять обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Постепенно, побуждая интерес к совместному и самостоятельному проведению игр, знакомлю детей с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривая с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, необходимо знакомить их с национальными обычаями, фольклором. Рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего, выбрать его, используя считалки.

Дети узнали множество различных игр: «Гуси – лебеди», «Плетень», «Жмурки» и др.

В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте – маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации.

В группе был разработан проект “Талантливые читатели”, что позволило обрести в лице родителей необходимых и надежных помощников, углубляющих у детей любовь к книгам и устному народному творчеству.

Проект «Талантливые читатели» включает:

  1. анкетирование родителей «Читательские пристрастия моей семьи»;
  2. домашние задания на развитие восприятия и понимания литературных произведений детьми и произведений фольклора;
  3. составление картотеки для семейного чтения;
  4. тематическое родительское собрание «Приучение детей к чтению»;
  5. литературные вечера;
  6. памятки для родителей по организации семейного чтения.

В течение года совместно с родителями были организованы литературные вечера: - «Моя любимая книжка», «Вечер поэзии», «Покажи сказку». Весной в детском саду традиционно проводился праздник детской книги. В большей части это деятельность, организуемая взрослыми. При косвенной поддержке воспитателей, дети уже по своей инициативе, рассматривают или рисуют иллюстрации к понравившимся книгам, общаются друг с другом, рассматривая иллюстрации и рассказывая наизусть, будто «читая» другу любимую книгу. Анализ результатов выполнения образовательной программы по данному направлению работы показал, что дети относятся к книгам с интересом. У книжного шкафчика каждый раз оказывались дети, рассматривающие иллюстрации, делающие мини-книжки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитию у детей восприятия и понимания литературных произведений способствует разнообразная, интересная и содержательная деятельность, которая может включать как формы, организуемые взрослыми, так и самостоятельную творческую деятельность самих детей, тем самым формируя познавательный интерес.

Заключение

Произведения художественной литературы и фольклора формируют познавательный интерес ребенка, открывают и объясняют детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Они не только развлекают, радуют детей, но и закладывают основы нравственности, развивают мышление и воображение ребенка, обогащают его эмоции, дают образцы литературного языка. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду.

Роль художественной литературы и фольклора в развитии познавательных интересов детей действительна велика. И во многом, как от родителей, так и воспитателей зависит, станет ли ребенок испытывать радость от общения с книгой, чтобы это общение стало потребностью, тогда книга будет способствовать развитию и воспитанию ребенка.

Список литературы:

  1. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 1980 – 224 с.
  2. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие - С.-Пб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
  3. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб. : Питер, 1996. – 324 с.
  4. Даль В.И.Пословицы русского народа. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, Изд-во ННН-2002.
  5. Детство: Программа развития и воспитания детей в д/с.
  6. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4, 1997.
  7. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры/ Программа. Уч.- метод, пособие / СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  9. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 1982. – С. 128.
  10. Старинные русские пословицы и поговорки/ Вступ. статья, сост., примеч. В.П.Аникина; - 2-е доп. изд.- М.: Дет. лит.,1984.
  11. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 334 с.