Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Классный час с психологом. Классный час с психологом "Дружный ли наш класс" (6 класс). Какая это эмоция

МБОУ Филинская сош

Методическая разработка

классного часа

тема: «Познай и оцени себя»

в 8 классе

( психологический классный час )

Выполнила: Минеева Светлана Владимировна

Тот, кто правильно указывает

на мои ошибки,- мой учитель;

тот, кто правильно отмечает

мои верные поступки.- мой

друг;

тот, кто мне льстит,- мой враг.

Сюнь-цзы.

Важно не то, кем тебя считают,

а кто ты есть на самом деле.

Публий Сир.

Тема: «Познай и оцени себя»

Классный час, посвященный обсуждению психологических проблем подростков

Цели: дать детям представление о различных видах самооценки, об адекватной самооценке; формировать позитивное отношение к себе. Чувство собственного достоинства; побуждать к самоанализу, самовоспитанию.

Подготовительная работа с детьми:

За день до классного часа провести тестирование детей. Попросить детей подсчитать и запомнить свой результат в баллах и сдать тесты учителю. Ключ к тесту учитель огласит в ходе классного часа.

Проанализировать результаты тестирования. Выявить уровень самооценки детей в классе.

Тест «Вербальная диагностика самооценки личности»

Фетискин Н.П.. Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии. 2002г.

    Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

    Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

    Я беспокоюсь о своем будущем.

    Многие меня ненавидят.

    Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

    Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

    Я боюсь выглядеть глупым.

    Внешний вид других куда лучше, чем мой.

    Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

    Я часто допускаю ошибки.

    Как жаль, что я не умею говорить с людьми как следует.

    Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

    Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.

    Я слишком скромен.

    Моя жизнь бесполезна.

    Многие неправильного мнения обо мне.

    Люди ждут от меня слишком многого.

    Люди не особенно интересуются моими достижениями.

    Я слегка смущаюсь.

    Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

    Я не чувствую себя в безопасности.

    Я часто волнуюсь понапрасну.

    Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

    Я чувствую себя скованным.

    Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

    Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

    Мне кажется. Что со мной должна случиться какая - нибудь неприятность.

    Меня волнует, как люди относятся ко мне.

    Мне жаль, что я необщителен.

    В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

    Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключи к тестовому заданию

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» - 4 балла, «часто! – 3, «редко» - 2, «никогда» - 0.

Ход классного часа.

1.Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Сегодня мне хотелось бы пригласить к разговору, который волнует всех: «Каков путь к себе?». Ещё древние говорили, что самый загадочный сфинкс на Земле – человек. А философы тысячелетиями пытаются разгадать феномен своего «Я».

Когда человек рождается, врачи, которые его приняли. Облегчённо вздыхают и говорят: «Ну, вот и слава Богу!» и устало улыбаются. А женщина, которая стала матерью, сквозь боль, слёзы и ожидания тоже пытается улыбаться. « Вот и всё»,- говорят врачи. « Нет,- качает она головой, - это только начало, начало новой жизни, начало нового человека». Мыслители говорили, что человек – это самое простое и самое сложное.

2.Интерактивная беседа по теме « Зачем нужна самооценка?»

Великий немецкий поэт И.В. Гёте утверждал: « Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя».

- Можете ли вы считать себя умными людьми ? (ответ)

- Что можно узнать о себе ? (1.свои физические возможности, состояние здоровья)

2. Свои таланты, способности (умственные, творческие).

3. Свой характер, темперамент, волю.

4. Свои вкусы, привычки.

5. Свои сильные и слабые стороны.)

3.Работа по теме « Определение уровня самооценки».

Знание самого себя называется самооценкой. Самооценка , оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам, Самооценка это не то, каким вы есть на самом деле или то, как вас видят другие люди, а то, ЧТО ВЫ САМИ ДУМАЕТЕ О СЕБЕ.

А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая- с заниженной и третья- с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны прикрепить к доске. Дополнительное условие- обосновать свой выбор. (В течение3-5 минут дети работают.) Время истекло, слушаем мнение групп. (Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют магнитами в соответствующие колонки таблицы.)

Самооценка.

Завышенная

заниженная

Объективная

Уверенность в себе

Вспыльчивость

Скромность

Внушаемость.

Высокомерие

Нахальство

Обидчивость

Чувство собственного

достоинства

Пассивность

Уравновешенность

Самоуверенность

Внушаемость.

Работа у доски

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, внушаемость.

Объективная : уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Результаты тестирования: Вчера вам был предложен тест на самооценку. Я проанализировала его результаты и пришла к выводу, что большинство ребят в нашем классе имеют завышенную (заниженную, правильную) самооценку. Тесты были анонимными, я попросила вас запомнить свои результаты. Сейчас и вы сможете узнать свою самооценку (ключ к тесту)

0-25 баллов – свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.

26-45 баллов – показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает комплексом неполноценности, лишь время от времени старается подстроится под мнение других людей.

46-128 баллов – уровень самооценки низкий. Человек болезненно переносит критические замечания. Не уверен в себе.

Кто согласен с результатами теста?

Кто не согласен?

Что вызывает возражения?

(дети высказываются)

Анализ ситуаций (работа в группах)

Проанализируем две ситуации.

1. Учительница вызвала мальчика к доске отвечать домашнее задание и за ответ поставила ему 4. Он обиженно произнес «За что?» Я все ответил правильно. Мне надо поставить 5, а не 4.

2. Девочка занимается в художественной студии и хорошо рисует. Но когда в студии проходят выставки, она не выставляет своих работ. Ее многие спрашивают, почему она не выставляет свои картины. Она говорит, что они недостаточно хорошие, могут не понравиться людям.

Что вы можете сказать о мальчике? (очень любит себя, не видит в себе недостатков, у него неправильная самооценка).

Что можно сказать о девочке? (Недооценивает себя, стеснительная, скромная)

Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т.п.).

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т.д.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т.п.).

4. Пантомима «Люди с разной самооценкой»

А как окружающие определяют, у кого правильная самооценка, а у кого завышенная или заниженная? Кто уверен в себе, а кто нет? Дело в том, что внутреннее состояние человека всегда отражается в движениях его лица, тела. Сейчас вы это сами увидете. Я прошу выйти к доске трех моих помощников.

(три ученика выходят к доске)

Каждому из вас придется сыграть в театре роль человека с определенной самооценкой. Я – режиссер, читаю вам. Как должен выглядеть этот человек. Вы изображаете его. Все остальным я предлагаю сделать то же. Встаньте, пожалуйста, можете выйти из-за парт. Начинаем. Послушайте, как должен выглядеть этот герой. Этот человек…

Неуверенный в себе человек

Уверенный в себе человек

Самоуверенный человек

    Не выдерживает прямого взгляда, отводит глаза в сторону.

    Голова опущена

    Спина сутулая.

    Руки помещены перед собой

    Ноги несколько напряжены, переплетены между собой или плотно сжаты.

    Смотрит окружающим в глаза.

    Голову держит прямо и даже чуть приподнимает подбородок.

    Спина у него прямая, плечи развернуты.

    Руки могут быть убраны за спину.

    Ноги на ширине плеч и расслаблены

    Стоит вполоборота.

    Правое плечо слегка выставлено вперед.

    Грудь колесом.

    Голова высоко поднята.

    Смотрит высокомерно, дерзко.

    Руки на поясе.

    Упор на левую ногу, правая выставлена вперед

У всех все прекрасно получилось. Какого же героя мы изобразили? Можно сказать, что это уверенный в себе человек? (нет, это человек с низкой самооценкой, неуверенный в себе)

(второму ученику) А ваш герой выглядит немного иначе. Этот человек… (дальше читает признаки уверенного в себе человека)

(Дети изображают)

А что можно сказать об этом герое и его самооценке? (что это человек с правильной самооценкой. Уверенный в себе)

А теперь прошу вас изобразить еще одного героя. Этот герой…

(Дети изображают)

Посмотрели на себя? Какой герой у вас получился? (получился человек самоуверенный, нахальный, хвастливый)

В наше время, к сожалению, уверенность в себе многие связывают с нахальством, хамством. Этот пример очень хорошо показывает различия между уверенным и самоуверенным человеком.

А сейчас мы с вами поиграем:

Игра «Апельсин»-Подойдите ко мне 4 человека, выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш?(ведущий спрашивает: «чей это апельсин»? Почему трудно определить?

Вывод: внутри и снаружи все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Все снаружи одинаковые: но не внутри. Что бы узнать вкус этого апельсина нужно его попробовать. Также что бы узнать человека нужно с ним пообщаться и посмотреть на его поступки. Какими вы станете – это зависит от вас.

А сейчас я попрошу вас составить о себе синквейн

Синквейн: какой «Я»

Домашнее задание: Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

Классный руководитель иногда пишет ученикам характеристики. Я решила обратиться к вашей помощи и попрошу вас составить самохарактеристики. Для этого прошу ответить на вопросы анкеты.

Анкета « Самохарактеристика».

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью).

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чём хотели бы подражать?)

Рефлексия. Предложено ребятам продолжить фразу: Сегодня на занятии я понял, что……

ИТОГ: Каждый человек когда родится он чистый, как белый лист бумаги. Начинает расти и жизнь оставляет свои отпечатки: черные и белые. У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Чаще всего мы видим недостатки у других людей, иногда говорим им об этом. Пытаемся их изменить, а над своими чаще всего не задумываемся.
Вывод: человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, быть счастливее.

Классный час на тему «Путь к себе (самопознание, самооценка)

Классные часы для старшеклассников

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг.

Сюнь-цзы

Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.

Публий Сир

Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоопределение неразрывно связано с пониманием себя, своих возможностей и стремлений. Между тем многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут внятно сформулировать свои цели, принципы, не имеют нравственного идеала, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная ситуация, анкетирование (самохарактеристика), групповая форма работы, игровые ситуации. В конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты).

Цели: расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа : за 1-2 дня до классного часа втайне от остальных детей помочь 2-3 ученикам составить самохарактеристики по вопросам анкеты. Попросить разрешения прочитать эти анкеты во время классного часа.

Оборудование: можно сделать ксерокопии анкеты для самохарактеристики (из дополнительных материалов к сценарию).

Оформление:

Написать тему, эпиграфы;

Для групповой работы начертить на доске таблицу «Самооценка». В колонках признаки указаны неверно. Правильные ответы - в тексте сценария;

Написать на доске:

Как правильно оценить себя?

1. Судите о себе по делам.

2. Сравнивайте себя с теми, кто лучше вас.

3. Тот, кто вас критикует - ваш друг.

- Критикует один - задумайтесь.

- Критикуют два - проанализируйте свое поведение.

- Критикуют три - переделывайте себя.

4. Строго относитесь к себе и мягко - к другим.

План классного часа

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки».

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы.

2. Принципы.

3. Идеалы.

VI. Составление самохарактеристики (ответы на вопросы анкеты).

VIII. Заключительное слово.

IX. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Знаем ли мы себя?»

Классный руководитель. Скоро вы окончите 9 классов и вам придется выбирать свой дальнейший путь: десятый класс, работа и вечерняя школа, училище, колледж, техникум. Кто-то сделает этот выбор осознанно и самостоятельно. А кто-то пока и сам не знает, чего он хочет. Девятиклассники знают много формул, теорем, правил, законов, могут решать трудные задачи и давать оценку литературным персонажам, но далеко не каждый может ответить на простые вопросы: кто я? какой я? каким я хочу быть? что думают обо мне другие? Сегодня мы будем учиться отвечать на эти вопросы.

II. Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»

Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Дети отвечают.)

Что можно узнать о себе?

Примерные ответы детей:

Свои физические возможности, состояние здоровья.

Свои таланты, способности (умственные, творческие).

Свой характер, темперамент, волю.

Свои вкусы, привычки.

Свои сильные и слабые стороны.

Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка?

Примерные ответы детей:

Узнать призвание, выбрать профессию.

Избежать ошибок и разочарований.

Правильно вести себя с окружающими.

Не браться за невыполнимые дела.

Правильно определить цель в жизни.

Классный руководитель. Действительно, человек, который объективно оценивает свои способности и возможности, сможет безошибочно выбрать свое призвание, определить цель в жизни. Такому человеку легче избежать крушений жизненных планов, разочарований, ошибок. И если возникнут неприятности, он будет искать причину не в других, а в себе.

III. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки»

Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно разместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах (по рядам, можно объединиться по 2 пары). Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа - с завышенной, вторая - с заниженной и третья - с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие - обосновать свой выбор.

(В течение 3-5 минут дети работают.)

Время истекло, слушаем мнения групп.

(Дети поднимают руки, отвечают, обосновывают свой выбор. Правильные ответы прикрепляют скотчем в соответствующие колонки таблицы.)

Записи на листках

Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.

Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.

Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.

Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)

Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)

IV. Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые записаны на доске - «Как оценить себя?» (читает). Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя?

Примерные ответы детей:

Судила о себе по мнению мамы и бабушки.

Учебные неудачи объясняла придирками учителей.

Сравнивала себя не с более сильными, а с более слабыми.

Требовательно относилась к другим, к себе - снисходительно.

Не прислушивалась к критике, три человека ей говорили одно и то же, а она не сделала выводов.

Поругалась с друзьями, которые говорили об ее недостатках.

Ставила себе нереальные цели.

V. Работа с понятиями: цели, принципы, идеалы

Цели

Классный руководитель. Многие не могут определить свои цели, принципы, идеалы. Мне кажется, они просто плохо представляют себе, что это такое. Давайте разберемся с этими понятиями. Жизненные цели - что это такое? (Это мечта. То, к чему человек стремится.)

Зачем нужно ставить перед собой цели? {Чтобы к чему-то стремиться, чтобы был смысл жизни.)

Сколько целей может быть у человека?

Какие же бывают цели в жизни? {Могут быть краткосрочные, долгосрочные цели.)

Примерные ответы:

Богатство, слава, власть.

Стать мастером своего дела, чтобы все тебя уважали.

Быть просто хорошим человеком, любить людей.

Создать хорошую семью, построить дом, посадить дерево, вырастить детей.

Жить для себя: учиться, развиваться, путешествовать.

Принести пользу людям, жить для людей.

Найти свою любовь.

Жить для удовольствия, наслаждения.

Совершить научное открытие, найти лекарство от неизлечимой болезни.

Жить для Бога. Не грешить, бороться со своими страстями.

Классный руководитель. Ученые говорят, что жизненная цель дает человеку силы, он начинает что-то делать для достижения этой цели, и в конце концов его мечты сбываются. Но жизненные цели бывают разные. Одни дают силы на всю жизнь, а другие только на короткий период. Как вы думаете, какие цели могли бы стать целями всей жизни? {Дети отвечают.)

Говорят, что достигнуть цели совсем не трудно: надо просто каждый день делать к этой цели хотя бы один шаг. Иначе эта цель так и останется мечтой.

Принципы

Классный руководитель. Но даже самая красивая цель может быть человеком отвергнута, если нужно поступаться принципами. Жизненные принципы - это убеждения, взгляд на вещи, жизненные правила. Какие бывают принципы? Прежде всего, это 10 христианских заповедей. Давайте их вспомним. {Дети поднимают руки, отвечают.)

Есть люди, которые руководствуются другими принципами, например: «Человек человеку - волк» (закон джунглей), «Не верь, не бойся, не проси» (тюремный закон), «Бери от жизни все!», «После нас - хоть потоп!» и т. п. Какие еще вы знаете принципы? (Высказывания детей.)

Зачем нужны принципы? Может ли человек изменять свои принципы в течение жизни? Бывают ли люди без принципов? [Дети дают ответы.)

В истории много примеров, когда за принципы люди сознательно шли на смерть, если ценой жизни было предательство - веры. Родины или друзей, ведь изменить своим принципам - значило потерять себя как человека, потерять уважение к себе. Можете ли вы привести примеры? (Высказывания детей.)

Идеалы

Классный руководитель. Идеал - совершенное воплощение чего-то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Я прочитаю качества идеальных людей. Представьте себе, что нужно выстроить их в порядке убывания. Какие качества вы бы поставили на первое место?

Идеал мужчины: привлекательность, верность, мужественность, мастеровитость, деликатность, понимание.

Идеал женщины: обаяние, верность, женственность, хозяйственность, уступчивость, понимание.

Идеал гражданина: коллективизм, патриотизм, национальная честь и достоинство, совесть, мужество, ответственность.

Идеал работника: профессиональная компетентность, высокая работоспособность, организованность и деловитость, деловое сотрудничество и самодисциплина, требовательность к себе и другим, культура труда и бережливость, потребность к самообразованию, самосовершенствованию.

VI. Составление самохарактеристики

Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты.

(Учитель читает вопросы анкеты (из дополнительных материалов к сценарию), разъясняет их смысл, дети дают ответы.)

Кто хочет, может оставить анкету у себя. Надеюсь, она поможет вам в вашей самооценке.

(Желающие сдают анкеты.)

VII. Игра «Маска, я тебя знаю!»

Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.

(Учитель читает 3-4 характеристики, дети угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя? (Дети высказываются.)

Эти характеристики очень помогут мне в конце учебного года. Я тоже постараюсь быть объективной.

VIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Как известно, все люди уникальные, но осознать эту уникальность многие не могут или не хотят. А для этого нужно всего лишь познать себя, дать себе объективную оценку. Оказывается, это совсем непросто. И даже составить объективную характеристику в конце 9 класса удается немногим. Процесс познания себя у каждого свой, индивидуальный, неповторимый. Он будет длиться всю жизнь. С познания себя начинается и познание других людей, и познание мира, и познание смысла жизни.

IX. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других?

Дополнительный материал

Анкета «Самохарактеристика»

1. Ваш внешний вид. (Довольны ли вы своей внешностью?)

2. Убеждения и идеалы. (Есть ли у вас принципы? К чему вы стремитесь в жизни?)

3. Способности и интересы. (Что вас интересует больше всего, что у вас получается лучше, какие книги вы читаете?)

4. Отношение к труду. (Какую работу вы выполняете с удовольствием, а какую делаете нехотя? Есть ли у вас трудовые обязанности в семье?)

5. Нравственно-волевые качества. (Какие человеческие качества вы считаете самыми ценными; какие самыми отвратительными? Кто ваш любимый герой? Кому и в чем вы хотели бы подражать?

Литература

Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. Минск, 1990.

Классный час

Эмоции и стресс

Цель: определить понятие и причины стресса, понять страхи, устойчивость организма к стрессу, пути выхода стрессовых состояний.

Оснащение: тетради, ручки.

У ч и т е л ь. Эмоции — радость, печаль, страх, гнев и др. — это субъективная оценка жизненных ситуаций. Эмоции ж столько отражают действительность, сколько отношение к ней человека. Эмоции оказывают существенное влияние на физиологические и психические процессы в организме Положительные эмоции благотворно влияют на состояние организма. Зачем же природа наделила человека отрицательными эмоциями? Они помогают мобилизовать силы организма для преодоления опасных ситуаций, например, спастись от нападения, убежать от опасности. При любой сильной эмоции (страхе, гневе) в организме выделяет адреналин, который повышает артериальное давление, усиливает сердцебиение, в результате чего кровь прилива-ет к мышцам и человек мобилизует свои силы для совер-шения действия. Описанная реакция называется стрессо-вым ответом.

Термин «стресс» в науку ввел канадский ученый Ганс Селье. Стресс — это защитная реакция организма на воздействие стрессового фактора (ситуация опасности, силь-ная эмоция, как положительная, так и отрицательная, эмоциональный конфликт). Стресс, длительно воздейству-ющий на организм, ведет к дистрессу: например, в тече-ние жизни «неотреагированные реакции» накапливаются; приводя к болезням. Самыми распространенными из них являются гипертоническая болезнь, язва желудка, стено-кардия, инфаркт. Вот и кажется нам, что стресс— это плохо. В состоянии дистресса организм не в состоянии адекватно ответить на сильный раздражитель. Состояние стресса и дистресса для каждого человека индивидуально. Все зависит от уровня психического здоровья, состояния нервной и сердечно-сосудистой системы.

О чем мы говорили на прошлом уроке? Что вы записали в тетрадях? Теперь давайте представим, что испытывают люди, которым нагрубили, которых обругали, на которых накричали, а они не могут ответить? Что испытываете вы в такой ситуации? (Обсуждение в группах и ответы.)

Когда на нас кричат, а мы не можем ответить, каждый из нас сильно переживает, сильно волнуется, внутри зреет взрыв. Такое состояние называется стрессом. Стресс переводится с английского как «давление, напряжение, усиление». Мы сейчас с вами говорили о стрессе со знакомом минус». А бывает ли стресс со знаком «плюс»? (Обсуждение в группах 3 минуты.)

Стресс со знаком «плюс» — это двигатель жизни», - говорил Ганс Селье, канадский, ученый» который впервые описал это состояние у человека и животных. Рассчитайтесь в группах на первый-второй и встаньте в пары. Первые номера начинают шуметь и пугать, вторые номера, которые пускаются наутек, — начинают бежать на месте. (1—3 минуты.)

Стоп! А теперь поменяйтесь ролями. (1—3 минуты.)

Стоп! Вы продолжаете кричать, а номер один стоит на месте. (1 - 3 минуты.)

Стоп! Вопрос к номеру один: что легче, бежать или стоять на месте? .

Учитель (подводит итог): .Стресс —это выделение в организме гормона адреналина— особого вещества, которое заставляет наши мышцы двигаться быстрее, и если мы двигаемся, нам легче, а если мы стоим на месте, нам хочется бежать. То есть активное действие — это хороший, естественный выход из стресса, способ справиться с ним. Какие есть другие пути выхода из стресса? (Если прозвучит ответ «наркотики, алкоголь, сигареты», то учитель говорит, что выход из стресса бывает естественный v искусственный.)

А что такое, по-вашему, страх? Попробуйте нарисовать страх.(5 минут.)

Когда человеком овладевает страх, он сильный или слабый? Вы знаете, что люди в разных странах, в том числе и в России, подвергаются угрозе терроризма? А что такое терроризм? Что вы о нём знаете? (Можно напомнить о террористических актах в Москве, Нью-Йорке, Тель-Авиве.)

Послушайте, что написал лейтенант армии обороны Израиля Григорий Асмолов. «Мы все хотим быть в безопасности, к этому стремится все живое, на Земле. Терроризм стучится в каждую дверь, в сердце каждого, заражая его страхом. Главные жертвы террора — это не те, чьи тела лежат под покрывалом на асфальте, а оставшиеся в живых. Самое бесчеловечное в терроризме то, что убивают тебя потому, что ты — тело, ты — средство, материал, и тех, кто тебя убивает, совершенно не интересует твоя личность, которая достойна любви или ненависти».

Сожмитесь на своих стульях, согнитесь, плотно сожмите веки, закройте голову руками. (15 секунд.)

Откройте глаза, выпрямляйтесь. Как легче сидеть? А когда люди сидят согнувшись? Когда труднее сидеть? Вы секунды были в том состоянии, когда страшно, а наркотик проникает в организм человека и действует на него устрашаю-ще. Человек подчиняется ему, начинает слушать только этот наркотик. Наркотик все разрушает внутри человека, как тер-роризм. Ему не важно, какой ты человек, какие у тебя проблемы, какие люди окружают тебя. Человек слушает только наркотик, повинуется ему, становится его рабом. Но нам он не страшен, потому что мы сильнее его. Мы можем преодолеть и стресс, и страх.

Психологический практикум

«Чувства, мысли, поступки: умеем ли мы их раз-личать?»

Нередко бывает так, что человек долго не может пережить обиду. Настроение испорчено на многие дни. А можно попробовать исправить ситуацию?

Давайте потренируемся в умении различать мысли, чувства, действия. Предварительно загляните в словарь в конце книги и убедитесь, что правильно понимаете понятия «чувство», «мысль», «поведение». Теперь приступаем к работе.

Обозначьте каждую ситуацию буквой:

А— мысль, Б — действие, В — чувство.

1) Вы ищете новый способ решения задачи по матема-тике __

2) Вы подходите к холодильнику и достаете банку с компотом__

3) Вы краснеете от смущения __.

4) Вы мечтаете о летних каникулах ___.

5) Вы едите мороженое __

6) Вы предвкушаете завтрашний день рождения _____.

7) Вы радуетесь неожиданной посылке ____.

8) Вы быстро мчитесь вниз с горы на велосипеде ___.

9) Вы огорчаетесь оттого, что отец пообещал, но за-был вас взять к себе в гости ____.

10) Вы приходите в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получили двойку ___

11) Вы аккуратно развешиваете одежду в шкафу__

12) Вы огорчаетесь от известия, что лучший друг пере-езжает в другой город ___

13) Вы пытаетесь решить, пойти в кино или поиграть с друзьями __

14) Вы злитесь от того, что в школе потеряли новый калькулятор ____,

15) Вы размышляете над тем, продолжить учебу в школе или пойти в училище __

16) Вы плачете от того, что поссорились с подругой ______.

17) Вы выполняете домашнее задание ___.

18) Вы сердитесь из-за того, что сестра включила теле-визор очень громко __

19) Вы выбираете книгу в библиотеке __

20) Вы интересуетесь, как живется знакомой в Кана-де ___ .

Соберитесь все вместе и обсудите свои ответы в группе. После объяснения каждого пункта приведите собственные примеры. Используйте рисунок «Мысли, чувства, поведение», проставив количество своих ответов по вопроснику.

Попробуйте ответить на вопрос: какова доля чувств и мыслей в поведении мужском? женском?

Какая это эмоция?

Умеем ли мы распознавать эмоции? Свои? Чужие? Рас-смотрите рисунки и определите настроение, изображен-ное на них. Радом со словом поставьте номер рисунка, который соответствует перечисленным эмоциям.

1, Огорчение.

2, Веселье.

3, Удивление

5, Грусть.

6, Недовольство.

7, Удовольствие.

8, Доброжелательность.

Сравните свои ответы с ответами других. Уточните друг у друга, какое настроение вы имели в виду под тем или иным номером. Если есть расхождения, выясните: поче-му? Придите к общему мнению. Подумайте над многооб-разием эмоционального мира: насколько по-разному мы воспринимаем одного и того же человека, насколько по-разному мы воспринимаемся разными людьми, находясь в одном настроении. Что, по-вашему, облегчает взаимо-понимание? Какова роль правильного распознавания эмо-ций другого человека для общения с ним?

Аутогенная тренировка как средство самовоспитания

X. Ибрагимов, Воспитание школьников № 4, 1995г .

Аутогенная тренировка первоначально использовалась в медицинских кабине-тах, со временем стала применяться не только в лечебных целях. Все более активно она проникает ныне в сферу педагогики.

Слово «аутогенный» состоит из двух греческих слов: «ауто» - сам, «генный» - порождающий, производящий, т.е. "самопорождающая» тренировка, или тре-нировка, производимая самим челове-ком. Источником аутогенной тренировки считают европейскую систему самовну-шения, древнейшую индийскую систему йогов и учение о гипнозе.

Начало целенаправленного использо-вания этого метода относится к 1932 г., когда вышла книга немецкого пси-хотерапевта И. Г. Шульца «Аутогенная тренировка», вскоре переведенная на многие языки и выдержавшая большое число изданий. И. Шульц рекомендовал аутогенную тренировку как средство ле-чения и профилактики неврозов.

Аутогенная тренировка, по Шульцу, складывается из двух ступеней: низшей и высшей. Первая ступень состоит из шести упражнений, получивших назва-ние стандартных. На этой ступени ос-ваиваются формулы, с помощью кото-рых, натренировав себя, можно нау-читься управлять сосудами, солнечным сплетением, печенью, сердцем и т.д. Вторая ступень - овладение аутогенной медитацией (самосозерцанием), в ре-зультате чего человек может научиться управлять своими чувствами, представ-лениями и мыслями, вызывая у себя те или иные образы и ощущения.

За последние годы теоретические и практические знания об аутотренинге значительно обогатились. Создан и в течение ряда лет работает «Интерна-циональный координационный комитет для клинического применения и обуче-ния аутогенной терапии», созываются международные конгрессы по этой про-блеме.

В нашей стране аутогенная трениров-ка стала систематически изучаться и применяться с конца 50-х годов - сна-чала для лечения и профилактики рас-стройств нервной системы. Пионерами в лечебном применении аутогенной тре-нировки в нашей стране стали А.М. Свядощ и Г. С. Беляев.

Отсутствие ритма в деятельности, не-обходимость сдерживать внешнее про-явление эмоций создают у человека предпосылки к утрате навыка произ-вольного расслабления, к появлению стойкого гипертонуса мышц. Исследо-вания показывают, что у школьников, студентов, преподавателей вузов навык произвольного расслабления находится на низком уровне, вследствие чего рез-ко проявляются беспокойство, тревога, гнев и другие отрицательные эмоции. Это препятствует созданию чувства по-коя, удовлетворенности.

Аутогенная тренировка предполагает мышечное расслабление и самовнуше-ние. При помощи специальных упраж-нений достигается состояние расслаб-ления - релаксация. В этом состоянии оказывается возможной саморегуляция тех функций организма, которые в обычных условиях не поддаются управ-лению. В состоянии физического и пси-хического расслабления путем внушения и самовнушения можно создать уста-новки, которые улучшат поведение школьника. Ценность аутогенной трени-ровки состоит также в том, что она способствует уменьшению эмоциональ-ного напряжения, что особенно важно при выходе из стрессовых ситуаций.

Особенность релаксации, достигаемой при помощи аутогенной тренировки, со-стоит в том, что это своеобразное гипноидное состояние, для которого характерно произвольное расслабление мускулатуры и вегетативного аппарата, а также известное сужение сознания. Некоторые педагоги считают недопусти-мым такое воздействие на ребенка. Но современная медицина характери-зует аутогенную тренировку как оказы-вающую положительное влияние на пси-хическое состояние и здоровье чело-века.

Состояние релаксации - это, разуме-ется, не гипноз. В гипнозе человек пассивен, он полностью подчинен гип-нотизеру. Релаксация достигается ак-тивным воздействием человека на соб-ственный организм. В этом одно из его достоинств в сравнении с гипнозом.

Сеанс релаксации проводит препода-ватель. Но это отнюдь не означает, что школьник остается пассивным. В ходе сеанса ученик сам при помощи специальных словесных формул и пред-ставляемых образов вводит себя в со-ответствующее состояние. Одновремен-но действуют самовнушение и внушение извне.

В условиях релаксации (при физиче-ском и психическом расслаблении) зна-чительно повышается сила внушения и самовнушения. Кроме того, возникает эффект, названный Г. Лозановым гипермнезией (сверхзапоминанием). Применение аутотренинга с исполь-зованием специальных внушений оказывает нормализующее воздействие на некоторые психические отклонения.

Опыты, проведенные с разными воз-растными группами учащихся, показали, что коллективной релаксацией под ру-ководством педагога могут заниматься школьники, начиная с 12 лет. Однако легче организовать планомерные заня-тия аутогенной тренировкой со школь-никами 14 - 15 лет. Это связано со стойким стремлением старшеклассников заниматься самовоспитанием. В более раннем возрасте интересы детей быстро меняются, и провести систематический курс сложнее. Но и для старших под-ростков занятия аутотренингом не всег-да представляют интерес. Ведь в группу приходится часто собирать «трудных» детей, которые обычно проявляют не-гативизм ко всякого рода занятиям, если не видят в них реального смысла. Далеко не всегда мы встречаемся с желанием школьников заниматься ауто-генной тренировкой. Поэтому одна из первоочередных задач педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребят тех-никой психической саморегуляции, по-казать им возможности, которые от-крывает перед человеком этот вид ра-боты над собой.

С чего начать? Первую встречу с ребятами целесообразно начинать с де-монстрации опытов, чтобы пробудить у школьников интерес к аутотренингу.

Как уже на первом занятии раскрыть подросткам сущность психорегулирующей тренировки, какие дать сведения о психической саморегуляции? На этот вопрос обстоятельно отвечает И.Е. Шварц. В своих работах он приводит примерное содержание первой беседы со старшеклассниками.

«Все вы умеете сознательно управлять своим поведением. Это первооснова всей нашей деятельности. Вы на уроке слушаете учителя и стремитесь понять и запомнить то, что он рассказывает; вы управляете своим поведением, об-щаясь с товарищами; вы принимаете решение, когда перед вами выбор - пойти в кино или сесть делать уроки. Однако внутреннее состояние человека не подвластно сознательному управле-нию. Мы не можем себе приказать не краснеть, если смущены или взволно-ваны. Мы не можем, приказать себе вмиг изменить грустное настроение на веселое, мы не в состоянии созна-тельно повысить или понизить темпе-ратуру тела - все это происходит не-произвольно. Более того, мы нередко краснеем, смущаемся, волнуемся по-мимо нашего желания, во вред той деятельности, которой занимаемся.

Учитель вызвал ученика к доске для ответа. Материал школьник знает не очень глубоко и думает про себя: «Толь-ко бы не покраснеть». И тут же кровь приливает к лицу. Учитель говорит

Успокойтесь, Петров, не краснейте. — А я и не краснею. Сказал и еще более смутился, стал пунцово-красным.

Такие или подобные картины вы часто наблюдаете в жизни. Излишнее волне-ние мешает спортсмену в ответственных соревнованиях, чувство скованности де-лает нас замкнутыми, неуклюжими именно там, где хочется быть общи-тельным, ловким.

Нельзя ли найти способ, при помощи которого человек сам мог бы надежно управлять своим внутренним состояни-ем?

Такой способ есть. Для того чтобы вы поняли, на чем он основан, проведем опыт. Посмотрите мне в глаза! Очень хорошо. Представьте себе лимон. Отрезаем ломтик лимона. Посыпали его сахаром. Отчетливо, ярко представляйте себе, как мы это делаем. Влажный от сока ломтик лимона кладем на язык. Во рту кисло. Чувствуем кислоту. Представили отчетливо: лимон во рту, чув-ствуем кислоту, кисло...

Вот теперь у нас началось сильное слюноотделение. Под влиянием словес-ного внушения рот увлажнился. Прямого пути для этого нет. Если мы скажем сами себе: «Рот увлажнился» - резуль-тата не будет, а вот путем внушения, через яркие представления мы достигли цели.

На этом принципе основана методика аутогенной тренировки - своеобразной психической гимнастики, помогающей управлять своим внутренним состоянием. Суть аутогенной тренировки заключа-ется в том, что мы путем расслабления мышц, а также специально подобранных словесных формулировок и образных представлений, связанных с ними, до-биваемся желаемых физиологических или психических состояний.

Например, мысленно представляя се-бе тепло в кисти правой руки, можно добиться расширения сосудов и усиле-ния притока крови в правой руке. Рука становится теплее на несколько десятых градуса.

Техника психической саморегуляции требует серьезной, систематической ра-боты. Вы должны научиться погружаться в физический и психический покой, ощущать тяжесть и тепло руки. Состо-яние это очень полезное, его можно использовать как отдых после трудной работы.

Если у вас нет вопросов, мы можем приступить к первому сеансу».

В целом занятие аутотренингом со-стоит из нескольких частей:

1. Успокоительная часть. На основе мышечного расслабления и внушения достигаются раскованность всего орга-низма и психический покой.

2. Направленное управление вегета-тивной системой организма. Путем вну-шения и самовнушения достигаются ощущения тяжести, повышенного тепла правой руки и другие состояния.

3. Мобилизационная часть. Вводятся формулы, направленные на решение воспитательных задач, или предлагается для прочного усвоения учебная инфор-мация.

Вот несколько упражнений, предло-женных И.Е. Шварцем.

Первое упражнение: психический покой .

Займите на стуле удобную для себя позу. Опустите голову слегка вниз. Руки положите на колени. Закройте глаза. Начинайте выполнять первое упражнение «физический покой». Расслабьте мышцы тела. Шепотом произносите:

«Мои мышцы расслаблены».

Расслабиться - значит, освободиться от всех мышечных зажимов. Произне-сите еще раз: «Мышцы расслаблены», постарайтесь почувствовать расслабле-ние.

Сконцентрируйте внимание на руках. Произнесите: «Руки расслаблены». Сде-лайте паузу. Постарайтесь почувство-вать расслабление рук. Произнесите: «Руки расслабленные, вялые. Хорошо чувствую это».

Ваше внимание устремилось к ногам. Произнесите: «Расслаблены ноги, рас-слаблены мышцы ног, расслаблены пальцы ног, расслаблены мышцы бе-дер, все мышцы ног расслабленные, вялые».

Шепотом сказали эти фразы и по-чувствовали расслабление рук и ног. Продолжайте расслабление всего тела.

Произнесите: «Расслабились мышцы спины, расслабились шейные мышцы. Все тело расслабленное и вялое».

Представьте себе, что вы лежите на пляже, закрыли глаза, и все тело, согретое солнцем, расслабилось. Про-изнесите шепотом несколько раз с па-узами: «Каждый мой мускул расслаблен и вял. Невесомость. Я как парящая птица в воздухе».

Через 5-6 минут вы добьетесь от-четливого состояния отдыха всего тела.

Повторите в следующие дни это уп-ражнение. Если у вас не получится, значит, вы допустили ошибки.

Ошибки могут быть нескольких видов:

вы плохо концентрируете внимание. Постарайтесь сосредоточиться на выра-батываемом состоянии;

не удается добиться глубокого рас-слабления определенных групп мышц. Определите, какие мышцы плохо рас-слабляются. Увеличьте время на их рас-слабление;

не удается представить картину рас-слабления на пляже. Ищите другой со-ответствующий вашему предшествующе-му опыту образ (картину), используйте его во время упражнения.

В течение недели вы должны нау-читься вырабатывать у себя состояние физического покоя.

Следующее задание дается через не-делю после овладения первым упраж-нением.

Вы уже овладели первым упражнени-ем. Научились расслаблять мышцы и вырабатывать физический покой. Те-перь следует научиться вырабатывать психический покой .

Займите позу пассажира в самолет-ном кресле. Закройте глаза. Проведите первое упражнение.

Итак, вы расслабились. Шепотом ска-жите: «Полный физический покой». По-чувствуйте состояние покоя. Переходите к следующему упражнению. Только на фоне физического покоя можно достичь состояния психического покоя. Шепотом скажите: «Все мысли ушли. Я сосре-доточен на покое. Все тревоги, заботы ушли. Покой, как одеялом, окутал ме-ня». Вызовите знакомые вам по пред-шествующему опыту представления (ле-жу на берегу, смотрю на воду, лежу на поляне, смотрю в небо). Шепотом:

«Сливаюсь с природой. Растворился (лась) в природе. Покой, отдых. Я отдыхаю».

На выработку состояния психического покоя надо затрачивать 5 - в минут, не считая времени, которое потрачено на первое упражнение. Следовательно, продолжительность самостоятельного занятия, в течение которого выраба-тывается психический покой, - 10 - 12 минут. Если все делалось правильно, с желанием и верой в успех, вы до-стигли состояния релаксации - физиче-ского и психического расслабления.

Теперь необходимо постепенно выйти из этого состояния. Шепотом скажите:

«Расслабленность мышц ушла. Сила, энергия, мощь. Готов к работе». От-кройте глаза. Сделайте небольшую фи-зическую разминку.

В течение недели, в удобное для вас время, ежедневно проводите упражне-ния «физический и психический покой». Продолжительность каждого занятия — 12 - 15 минут.

Третье упражнение «Тяжесть» прово-дится через неделю после разучивания упражнений «физический и психической покой».

Проведите в течение 8-10 минут знакомые вам упражнения «физический и психический покой». Теперь начинай-те разучивание нового упражнения. Ше-потом произнесите: «Мои руки тяжелые, в руках ведра с водой, тяжелые руки. Кисти рук тяжело давят на бедра. Чув-ствую тяжесть в правой руке». Мышцы напрягать не надо. Пальцы в кулак не сжимайте. Правая рука тяжелая. В пра-вой руке тяжелый портфель, набитый книгами. Портфель своей тяжестью тя-нет правую руку вниз. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спо-койно, неподвижная, тяжелая. Сами вырабатываем тяжесть правой руки. Тя-желая. Полный физический и психиче-ский покой. Правая рука тяжелая. Вы чувствуете тяжесть правой руки. Со-средоточьте все свое внимание на вы-работке состояния тяжести рук. Затем шепотом скажите: «Тяжелые ноги. Ноги наливаются свинцом. Тяжесть». Про-должайте упражнение до тех пор, пока не почувствуете тяжесть рук и ног. Шепотом произнесите: «Все тело тя-желое. Тяжелые руки, тяжелые ноги, все тело тяжелое».

Продолжительность выработки состо-яния тяжести на каждом занятии - 6 - 7 минут. Ежедневно на протяжении недели проводите занятия аутотренин-гом, включая в него все три упражнения (физический покой, психический покой, тяжесть). Примерная продолжительность каждого занятия - 15 - 20 минут.

Не забывайте правильно выходить из состояния погружения. Сначала уберите тяжесть. Произнесите шепотом: «Тя-жесть ушла. Руки стали легкие. Ноги легкие». Почувствовав легкость, сразу приходите к выходу из состояния ре-лаксации. Снимите состояние психиче-ского и физического покоя. Шепотом произнесите: «Энергия, мощь. Готов активно действовать. Глаза открыть».

Упражнение четвертое « Тепло » прово-дится через неделю после овладения упражнением «Тяжесть».

На фоне состояния физического и психического покоя, тяжести тела на-чинайте самовоздействие, направленное на выработку состояния тепла. Шепотом произнесите: «Полный физический и психический покой, тело тяжелое. Руки теплеют. Руки в теплой воде. Теплая вода согревает руки. Вода приятно ще-кочет кончики пальцев. Кисти рук теп-лые. Ладони на горячей батарее. Чув-ствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука погружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке рас-ширились. Приятное тепло струится из плеча в предплечье, из предплечья а кисть правой руки. Правая рука теп-лая».

Постарайтесь после каждой произне-сенной фразы почувствовать тепло. Ше-потом скажите: «Теплые ноги, теплые стопы ног. Теплые голени ног. Теплые бедра. Теплая волна прошла по ногам. Все тело тяжелое и теплое. Горячая кровь согревает правую руку. Приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал состояние фи-зического и психического покоя, тяже-сти и тепла правой руки». Ваше внимание, как теплый луч све-та, которым вы медленно проводите по всем мышцам тела. Через 5-6 минут вы должны отчетливо почувство-вать состояние тепла. Тренировку че-тырехэлементного сеанса проводите ежедневно на протяжении всей недели. Постепенно сокращайте на 1 - 2 минуты время, отводимое на каждое упражне-ние. Доведите время (не снижая ка-чество вырабатываемых состояний) до 10 - 15 минут.

Напоминаем, что каждый сеанс дол-жен завершаться выводом из состояния погружения. Опорные формулы для вы-вода из состояния погружения: «Хорошо отдохнул (ла). Чувствую легкость во всем теле. Чувствую бодрость и све-жесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до 10. Когда скажу 10, глаза будут открыты. Раз-два... Тяжесть правой ру-ки уходит. Три-четыре... Тепло правой руки уходит. Пять-шесть... С каждым вдохом уходит теплота и тяжесть правой руки. Семь-восемь... Настроение хоро-шее, хочется встать и действовать. Девять-десять... Глаза открыты, глубо-кий вдох. Потянулись и улыбнулись. Я — как сжатая пружина, готовая распря-миться. Настроение хорошее, хочется встать и действовать. Глаза открыть, глубокий вдох». Сделайте физическую разминку.

При подготовке к занятиям не следует заучивать весь текст формул с ком-ментариями и пояснениями. Но основ-ные формулы необходимо запомнить. Во время сеанса неизбежна импрови-зация. Каждая фраза должна быть ко-роткой, категоричной, понятной уча-щимся.

По мере овладения школьниками тех-никой аутотренинга время проведения релаксопедического занятия сокращает-ся с 30 — 35 минут до 20 - 15 минут. Сокращается и количество вводимых формул. Необходимо только соблюдать строгую последовательность: сначала даются формулы физического и психи-ческого покоя, затем - ощущения тя-жести и теплоты руки.

Весь сеанс преподаватель проводит тихим, спокойным, уверенным голосом. Отдельные, наиболее существенные формулы произносятся несколько гром-че. После каждой основной формулы - пауза 5-10 секунд. Комментарии и пояснения даются шепотом, быстро. Начиная сеанс, следует обратить вни-мание на позу учащихся, посмотреть, в каком положении находятся руки, посоветовать расслабить мышцы. На первых сеансах необходимо предупреж-дать школьников, что самим, без ко-манды, глаза открывать нельзя.

Иногда, в начале сеанса, отдельные ученики не могут или не желают со-средоточиться на внушающем воздей-ствии. Все уже закрыли глаза, а один подросток еще не решается это сделать или закрыв глаза улыбается. В этих случаях педагогу следует подойти к уче-нику и категорично приказать: «Никакой критики! Спокойно!». Можно при этом легко положить руку на голову ученику.

Стимулирование активности достига-ется следующими формулами: «Повто-рите шепотом», «Повторяйте за мной как эхо», «А теперь прочувствуйте ска-занное!», «Вспомните это ощущение!».

Для того чтобы учащиеся чувствовали уверенность в правильности своей ра-боты, можно во время сеанса их под-бадривать: «Работаете правильно!», «Хорошо, все вошли в состояние по-коя!», «Продолжайте так же хорошо работать!», «Я вижу, как вы все ра-ботаете. У всех получается хорошо!».

Практическое значение аутогенной тренировки определяется прежде всего содержанием ее мобилизационной части. Оно обусловлено задачей, которую ста-вит перед собой педагог. После ауто-генного погружения следует учебная ин-формация. Вследствие эффекта сверх-запоминания учащиеся усваивают зна-чительный объем учебного материала.

В мобилизующую часть занятия вво-дятся также формулы воспитательного значения, легко реализуемые школьни-ком в его поведении или отношениях к окружающим. Например: «Сегодня в 6 часов примусь за уроки». После до-стижения успеха в реализации простых и конкретных внушений можно перейти к формулам, требующим изменений в установках и в мотивационной сфере школьников. Например: «Я полностью контролирую свое поведение», «Я спо-коен и сосредоточен», «Я могу и хочу во всем быть сдержанным», «Я всегда отвечаю за свои поступки». Можно ис-пользовать также настрои Г.Н. Сытина (см. «Воспитание школьников», 1993 г., № 1).

Применение аутотренинга как средства воспитания эффективно лишь в тех слу-чаях, когда внушение не только реали-зуется, но и приносит удовлетворение школьнику. Следовательно, необходимо стимулировать реализацию применяемых внушений, поощрять школьников при их осуществлении. Занятие должно быть связано со всей системой воспитания, а не представлять собой изолированное педагогическое средство.

Занятия, преследующие психогигиени-ческую цель, проводятся с группой уча-щихся, объединенных в соответствии с характером имеющихся у них психиче-ских отклонений. Например, в моби-лизационной части занятия вводятся формулы типа: «Я уверен в себе», «Я спокоен». Внушенные установки оказы-вают нормализующее влияние на пси-хическое состояние, помогают школь-нику воспитать волю и характер.

Классный час

«Роскошь и нищета общения»

Цель классного часа: Помощь в самоопределении подростков, выборе жизненных позиций, осознании своих отношений с окружающим миром. Способствовать выработке у них адекватной самооценки, позитивного отношения к окружающему миру, механизма противостояния отрицательным явлениям жизни.

Форма проведения: этический диалог на заданную тему.

Литература: А. Шемшурина «Этическая грамматика» - Воспитание школьников: №2, 1996г.

Этот раздел - о культуре общения. Что мы с вами знаем об этом? Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Постараемся выделить основные составляющие процесса общения. Как выдумаете, каковы они?

Любое общение - это контакт как минимум двух людей. И он непременно сказывается на нашей психике, на здоровье и самочувствии. Почему?

Потому что общение имеет несколько функций: обмен информацией, побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.), ответную реакцию. При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Иными словами, психологический эффект общения зависит иногда больше, чем от содержания. Попробуйте вспомнить ситуации, которые были у вас дома, в транспорте, лицее, группе.

(Обучающиеся приводят примеры диалогов, которые анализируются, отрицательные диалоги переигрываются на более доброжелательной волне).

Чувствуете разницу? Группа медиков, изучая связь между поведением и здоровьем человека, пришла к выводу, что люди несдержанные, вспыльчивые, предъявляющие слишком много претензий к окружающим, не умеющие налаживать контакт, в подавляющем большинстве своем поражены сердечно-сосудистыми заболеваниями, либо предрасположены к ним. Более того, общение с ними является фактором риска и провоцирует такие же заболевание у окружающих. Специалисты подчеркивают, что сердечно-сосудистые заболевания - это болезни образа жизни!

Как видите, культура общения чрезвычайно важна. В чем она? Попробуем это установить, занеся в «свиток» «секреты общения », которые у каждого есть.

(Заполняется «свиток». При чтении его наиболее важные «секреты», помогающие общению, выписываются на доске. Получается своеобразная «памятка общения», выработанная самими детьми.)

Следовательно, культура общения - это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми. В чем суть такой нравственной установки? Попробуем разобраться.

Учитель веером раскладывает на столе или укрепляет на доске листы, на которых записаны составляющие элементы нравственной установки. Обучающиеся о желанию вытягивают листочки и, читая написанное, стараются привести пример.

Заряд на доброжелательность с утра (дома, на улице, в лицее, в общественном месте);

Спорь, да не вздорь;

Не ищи виноватого;

чувство юмора укрепляет общение.

Помни о нашем «веере», и тогда, общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете. Но душу другого надо стремится понять. Душа по-гречески - «психе». Внимание к душе другого научит пониманию состояния другого человека по еле уловимым признакам, знакам его проявления.

Поверим, насколько мы владеем таким вниманием в небольшой игре . Требуется определить психологическое состояние, т.е. состояние души соседа по парте по его сегодняшним проявлениям.

Так надо ли учитывать состояние другого в общении с ним?

Концовкой может служить чтение отрывков из сказки Джанни Родари, рассказывающей о путешествии в страну соломенных людей, готовых вспыхнуть от одного слова, страну ледяных, не знающих слова «любовь», восковых, стеклянных, сахарных.

Классный час с психологом «Дружный ли наш класс?»

Форма проведения классного часа – деловая игра.

Цель – воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу, сплочение коллектива.

В результате занятия участники смогут :

    сформулировать понятие « дружба »,

    практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем,

    приобретут навыки работы в сотрудничестве.

Необходимые материалы:

    клей-карандаш и ножницы в каждую группу,

    ручки, фломастеры,

    четыре белых круга А4, цветные листы А5 по количеству обучающихся.

Блок – схема занятия.

    3. Мозговой штурм «Дружба – это …». Качества настоящего друга.

    6. Подведение итогов занятия.

    7. Притча. Дарение классному уголку «Кодекса Дружбы»

Ход занятия.

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию».

С помощью этого метода учащиеся могут высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос. Для этого на доске вывешиваются два плаката. На одном написано - « Дружба в классе не нужна», на другом - « Дружба в классе нужна». Обучающимся предлагается определить свою позицию и встать около того плаката, который соответствует их точке зрения на данный вопрос. Обсуждение.

2. Выделение «Правил сотрудничества».

Участникам предлагается обсудить, что такое климат. Продолжить разговор обсуждением климата в коллективе. Что нужно для создания хорошего климата в коллективе? Выделить Правила сотрудничества.

3. Мозговой штурм «Дружба – это …».

Обучающимся предлагается подумать над вопросом, что значит «дружба». Каждый высказывают свои мысли. Психолог подводит итог и дает определение понятию «дружба». Обсуждается вопрос, зачем дружба нужна людям и качества настоящего друга.

4. Упражнение «Наши качества».

Обучающимся предлагается на цветных листочках обрисовать свою ладошку и вырезать ее. Далее - подписать и передавать в команде по часовой стрелке – каждый должен написать на ладошке положительные качества «владельца» этой ладошки.

5. Работа в группах «Солнышки дружбы».

Участникам предлагается смоделировать «Солнышко дружбы»: совместно придумывается название солнышку (его пишут в кружках). Затем каждый приклеивает свою ладошку как лучики солнышка. По окончании работы команды представляют свои работы.

6. Подведение итогов занятия. (5 мин.)

Психолог вместе с детьми подводит итог классного часа:

    Что вы сегодня делали на уроке?

    Каковы результаты работы?

    Как вы чувствовали себя во время работы?

    Взаимодействие в группе помогало или мешало вам?

    Что важнее, работать вместе и сообща, или врозь?

    Что нового о дружбе узнали в процессе работы?

    Можно ли назвать ваш класс дружным?

7. Притча. Подарок классному уголку «Кодекса Дружбы»

Притча

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо». В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения». Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!» Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его, Но всегда останется рана. И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая. Друзья – это редкое богатство! Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают. Они готовы всегда выслушать тебя. Они поддерживают и открывают тебе свое сердце. Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.