Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Картина над вечным покоем описание. Левитан. Над вечным покоем. Сентиментальность или уникальный дар

Описание картины Левитана «Над вечным покоем»

Исаак Ильич Левитан - мастер пейзажа настроения.
Его мазку принадлежит множество пейзажей русской природы.
Произведение «Над вечным покоем» считается самой русской с, когда-либо написанных картин.

В данном сюжете картины художник противопоставляет торжествующую вечность природы нелепости человеческой жизни.
Земные страсти кажутся ничтожными и смешными напротив грозной вечности способной поглотить все.

Картина нарисована в холодными оттенками и не очень яркими цветами.
Верхнюю часть картины занимают холодные, массивные, свинцовые тучи.
Кажется, будто они вот-вот упадут на землю от своей тяжести.
На переднем плане расположен крутой утес.
На нем находятся маленькая церковь и кладбище.
По-видимому, про них уже давно забыли.
Церковь совсем старая и прогнившая, а кладбище заброшенно, это видно по согнутым крестам.
Пространство от утеса к тучам занимает озеро.
От одного только взгляда на него дрожь пробирает до костей.
Мрачный и холодный необъятный простор.
Видно как ветер клонит к земле кладбищенские деревья.

Множество различных мыслей вызывает картина Левитана «Над вечным покоем».
И возможно рисуя, ее автор испытывал свои душевные переживания и страхи, но кто бы, ни смотрел на нее сейчас, чувствует тоже для себя.
Одни думают о своих несбывшихся надеждах и мечтах, другие опечалены своей ничтожной жизнью, третьим она как толчок к новому началу.
Началу чего-то лучшего и красочного, а не мрачного и холодного.
Но все эти мысли объединяет одна, самая основная и заключительная.
Каждый, глядя на картину замысливался о быстротечности своего существования.
Время не стоит на месте.
Нужно жить сегодня и сейчас.
На смену массивным тучам всегда придет светлое небо и солнце.
Делайте свою жизнь ярче.

Один из самых интересных вопросов когнитивистики - что такое человеческая гениальность.

Имеются, например, более-менее общепринятые взгляды на гениальность в области математики, физики и других естественных наук.

Но кто такой гений от живописи? По нашему мнению, это художник, который при помощи образов, символов и знаков, порой скрытых, но легко улавливаемых коллективным бессознательным, способен оказывать глубочайшее воздействие на окружающих.

Этому и посвящено данное небольшое исследование.

Felix, qui potuit rerum cognoscere causas

Publius Vergilius Maro

Скрытые образы и смыслы одной из самых известных картин Левитана

(Опыты художественного расследования)

В крупных музеях мира, а Третьяковская галерея по праву относится к их числу, порой интересно наблюдать не столько за картинами, сколько за посетителями. Точнее, за некоторыми закономерностями их поведения при осмотре экспозиций. Часто можно обратить внимание, как они, часто спешащие осмотреть как можно больше залов за один заход, задерживаются чуть дольше возле той или иной картины. Это означает, что картина «зацепила» - порой на уровне бессознательного, что часто трудно бывает вербализовать.

Например, в одном из моих любимых залов Третьяковки - «зале Левитана» - таких картин несколько. Картин, в которых удивительный художник-пезажист сумел зашифровать свое послание на уровне прямого обращения к коллективному архетипическому бессознательному - на уровне знаков, образов и символов.

Давайте разберем одну из самых известных его картин «Над вечным покоем».

Над вечным покоем. 1894 г. Холст, масло. 150 x 206. Третьяковская Галерея, г.Москва

Вот как она описывается на сайте Третьяковской галереи:

«Образ русской природы, лишенной ярких красок и контрастов, наделен в этом пейзаже героическими чертами. Художник созерцает мир, словно с высоты птичьего полета. Перед его взглядом величественно разворачивается панорама природной стихии…»

"Поиски больших образов. 1892-1894". Творчество И.Левитана первой половины 1890-х годов отличается разнообразием тем, мотивов, синтетичностью образов, богатейшим арсеналом художественных средств. Один из центральных разделов выставки включает общепризнанные шедевры мастера, монументальные полотна "У омута" (1892), "Владимирка" (1892), "Над вечным покоем" (1894, все - ГТГ). В них раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности. (из материалов к выставке «ИСААК ЛЕВИТАН. К 150-летию со дня рождения», 2010-2011 гг., (http://www.tretyakovgallery.ru/ru/calendar/exhibitions/exhibitions2160/)

И, пожалуй, последняя цитата:

«1892 - создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем".» (http://isaak-levitan.ru/hrono.php)

Мы абсолютно не готовы согласиться с последним утверждением. Может это покажется и чисто субъективным мнением, но как минимум две картины из этой «трилогии» никогда не производили «мрачное впечатление», что мы и попробуем показать на примере картины «Вечный покой».

Давайте вместе приступим к нашему небольшому исследованию.

Для начала несколько предварительных замечаний, которые нам потребуются в дальнейшем для подтверждения своих выводов (здесь важны будут даже самые мелкие детали).

Первое: Вода

Стоит напомнить, что, по преобладающему мнению искусствоведов, на картине изображено воображаемое место, сведенное из впечатлений о Волге в районе города Плёс и о озере Удомля. Волга около Плёса достаточно широкая, и течет в основном с запада на восток (до Юрьевца, где она поворачивает на юг). Ширина Волги в районе Плёса более полукилометра. Выше по течению на реке есть острова, и её ширина там составляет уже более полутора километров.

Считается, что работать Левитан начинал на озере Удомля, которое находится неподалеку от Вышнего Волочка. Представить себе, каким было озеро в то время, можно по пейзажам художника Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули:

Час тишины. Озеро Удомля. 1911 г.

Церковь на Удомельском озере. 1910 г.

Современный вид на озеро

г.Плёс

Второе: Храм

Также считается, что Левитан изобразил на картине не ту церковь, что в действительности стояла на берегу озера (см. выше). За образец он взял церковь из города Плёс (деревянная церковь Петра и Павла XVI века, сгорела в 1903 году):

Этюд «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца», 1988 г., частное собрание, г.Москва (http://isaak-levitan.ru/good/18.php)

В настоящее время в городе Плёс на так называемой «Горе Левитана» вместо сгоревшей церкви стоит очень похожая на неё деревянная церковь Воскресения. Она тоже старинная, и была перенесена из села Билюкова всё той же Ивановской области. Церковь, помимо своего официального названия, получила в народе второе, также почти «официальное» - «Над вечным покоем», - по причинам, вполне понятным и достойным уважения (http://stage1.10russia.ru/sights/1/2297 , http://www.volga-ples.ru/attractions/9.php). Правда, когда-то церковь имела свою колокольню.

Воскресенский храм сельца Билюково (дореволюционное фото)

Современные фотографии церкви «Над вечным покоем»

Перенесемся на время в одно из самых красивых мест мира, находящихся на Средиземное море. Это Которский залив в Черногории. В заливе находятся два маленьких острова - остров Святого Георгия и остров Госпа од Шкрпела.

Остров Святого Георгия. Бенедиктинское аббатство.

Остров Госпа од Шкрпела. Православная церковь Божьей Матери на Скале.

Более подробную информацию можно найти, например, здесь:

Давайте сравним эти два острова:

Здесь, как нигде в другом месте мира, мы отчетливо видим, что алтари (и колокольни) католических и православных храмов расположены прямо противоположным образом в их ориентации «Восток-Запад).

Зачем нам это потребовалось? А вот зачем:

К постройкам, которые довольно строго ориентированы по сторонам горизонта, относятся церкви, мечети, синагоги.

Алтари и часовни христианских и лютеранских церквей обращены на восток, колокольни на запад.

Алтари католических костелов располагаются на западной стороне.

Опущенный край нижней перекладины креста на куполе православной церкви обращен к югу, приподнятый - к северу.

Почему? Вот одно из объяснений:

«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, - на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды - Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.» (Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)

А вот краткое наглядное правило для установки крестов (в том числе и на могилы):

Третье: Гроза

Левитан. Перед грозой. 1890 г. Этюд. Холст, масло. 26,2x35,8 см. Смоленский областной музей изобразительных и прикладных искусств, г.Смоленск

Несомненно, Левитан был не просто выдающимся, а гениальным пейзажистом. Поэтому, как мы видим на этом этюде, создать ощущение тревоги при приближении грозной стихии для него не составило бы большого труда.

Впрочем, если мы пройдем в соседний зал, то увидим там такую картину:

Дубовской Н.Н., Притихло. 1890г.

Когда мы смотрим на этюд Левитана и на находящуюся рядом картину Дубовского, у нас рождаются вполне определенное внутреннее состояние тревоги и понимания того, что скоро будет гроза - настоящая, сильная и сметающая всё на своём пути. Поскольку все мы попадали под грозу, и не раз, то ошибиться в этом невозможно.

И последнее: Эскиз

Левитан. Эскиз к картине «Над вечным покоем»

Как мы видим, первоначальный замысел картины был несколько иным.

Вот теперь мы имеем всё необходимое, чтобы приступить к нашему небольшому расследованию.

Гипотеза

Прежде всего, нам сразу бы хотелось выдвинуть гипотезу, которую мы и собираемся далее доказать.

Гипотеза: Картину Левитана «Над вечным покоем» несправедливо называть «мрачным» периодом творчества гениального русского художника. На самом деле картина более чем оптимистичная.

Это подтверждается в том числе и тем, что, как мы покажем ниже, во время работы над картиной он кардинально пересмотрел её замысел и символику, поменяв их на противоположные.

Впрочем, это относится и к картине «У омута», в которой еще больше символизма и скрытых образов.

Исследование картины и доказательства гипотезы

Небольшое вступление. Автор данной работы когда-то был чемпионом страны по спортивным походам, в которых выполнял роль штурмана, постоянно работавшего с картами. Кроме этого, он был еще и профессиональным военным, и поэтому чисто автоматически, по привычке, сразу привязывается по местности для определения точки своего нахождения.

Именно этим и объясняется тот факт, что не будучи искусствоведом и не принадлежа к миру художников, он, тем не менее, взял на себя смелость трактовать с не совсем необычной точки зрения всем известную картину (иногда со стороны можно увидеть мелкие детали, пропущенные специалистами, обращающими (вполне закономерно) больше внимания на художественные стороны картин и особенности творчества/биографий их авторов).

Кроме того, помогло и то, что на юбилейной выставке Левитана в 2011 году в новом здании Третьяковской галереи на Крымском Валу рядом оказалась и сама картина, и этюд из частной коллекции «Деревянная церковь в Плёсе в последних лучах солнца». Удачное совпадение.

Можно было бы определиться, например, по течению реки и по силам Кориолиса в северном полушарии (по разнице крутизны левого и правого берегов). Однако в данном случае мы видим, что художник изобразил оба берега пологими. Сравним, например, с берегами на другой картине Левитана:

Вечер. Золотой Плес, 1889 год

Но это вряд ли удастся еще и потому, что даже если это и Волга в районе Плёса, то, как мы уже упоминали ранее, там она течет с запада на восток.

Примечание: Однако на картине возникает чисто субъективное ощущение движения воды , что не бывает на озере. При этом движение направлено на зрителя, что опять же характерно для течения Волги как раз в районе Плёса.

Тем не менее, мы видим, что берега нам тут не помогут. Надо искать другую подсказку.

И она есть. Церковь.

Нам поможет расположение церкви - а точнее, расположение её алтаря и креста на куполе.

Посмотрим чуть ближе.

Первый взмах кисти: Храм

А вот тут то мы с вами сталкиваемся и с первой загадкой, даже с тайной.

Нижняя перекладина креста на куполе смотрит правым концом вверх, то есть на Север. Поэтому мы стоим со стороны Востока и смотрим на Запад.

Но если внимательно присмотреться, то видно, как художник переписывал крест, что видно даже невооруженным глазом.

Заинтересовавшись этим, пришлось более внимательно присмотреться к этюду. Давайте и мы с вами сделаем это:

Как мы видим, на этюде Левитан вовсе не уделял большого внимания точному изображению креста. Более того, он у него не прописан тщательно, и даже можно предположить, что смотрит в другую сторону (если справа солнце, а не его отблески).

Но если посмотреть внимательно, то мы увидим входную дверь в храм, обращенную к нам. То есть с обратной стороны находится алтарь, обращенный на Восток.

А церковь на основной картине развернута в другую сторону . Причем она была развернута позже, и это мы прямо сейчас и увидим.

Как? Мы видим тропинку, которая может вести только ко входу в церковь:

Второй взмах кисти: Дорога

А поскольку мы уже знаем, что нам следует искать, то это не составит большого труда. Если художник менял концепцию картины, то он должен был поменять и направление тропинки, которая в первом варианте должна была бы заворачивать влево раньше. Давайте присмотримся:

Точно. Мы угадали. Видно, что раньше тропинка (желтый цвет) уходила влево гораздо раньше, и следы этого остались на картине - видны остатки желтой краски слева:

Но потом художник закрасил первую тропинку (но не полностью, как бы оставив нам подсказку) - направив её несколькими легкими мазками этой самой желтой краски дальше, к противоположной стороне храма..

Ну и, наконец,

Третий взмах кисти: Свет

И теперь Левитан, не прорисовывая специально алтарное окно (как это видно на фотографиях выше), «прорубает» его красно-желтым светом, идущим изнутри алтаря:

То есть в алтаре есть живой человек, и этот человек (священник? монах?) служит вечернюю службу. И, скорее всего, один, потому что тропинка явно малохоженная.

Что остается «доделать» художнику? Загородить алтарную часть зарослями (на эскизе, как мы видели, деревья располагались по обе стороны церкви).

И нарисовать заброшенное кладбище:

Где, как мы видим, три шестиконечных креста расположены аналогично кресту на куполе, а три других - в противоположную сторону, словно очередная подсказка художника. При этом один из этих последних крестов прописан как бы «небрежно», а два оставшихся (крайние справа у деревьев) - достаточно основательно и отчетливо.

Краткие выводы

Левитан как бы все время дает нам подсказки о том, как именно он менял замысел своей картины. Что он хотел сделать, и что получилось в итоге.

При этом следует помнить, что художник глубоко знал православие, его ритуальную часть и догматику. Поэтому он не мог ошибаться расположением (ориентацией) церкви, пусть даже и на придуманном им же самим месте.

Получается, что при первоначальном замысле храм смотрел совсем в другую сторону, и тогда это было утро перед грозой . Тогда облака действительно должны были бы быть грозовыми (сравним с описанным выше этюдом самого Левитана и соседней картиной Дубовского).

Но в процессе работы Левитан решил изменить всё с точностью до наоборот. То есть изобразил на окончательном варианте картины вечер . И теперь это обычная для второй половины дня ситуация, когда на фоне заходящего на западе солнца облака становятся темнее, а у воды поднимается ветер, характерный для времени восхода и заката.

Примечание: по картине можно определить и точное время, но нам это особо и не нужно в данном конкретном случае.

Мы специально не стали здесь разбирать другие сильные архетипические образы. Например, очень коротко можно только упомянуть триаду «Земля-Человек-Небо», которую Левитан вводит в свою картину обозначением присутствия в ней человека (свет в алтаре). Как истинный пейзажист, он не может изображать людей, но гениальным простым мазком красной краски он заставляет нас буквально физически увидеть Человека, присутствующего как раз посередине между Землей и Небом. Символ триадности - это символ объединения, в то время как дуализм - это всегда противостояние. И благодаря этой на первый взгляд незначительной детали картина преображается. Попробуем мысленно заслонить этот свет, и всё мгновенно «потухает». Возвращаем свет - и природа одухотворяется, потому что в этот поздний час человек присутствует в этом мире и молится за него.

Вот почему эта картина бессознательно вовсе не производит того мрачного впечатления, о котором нам говорят. Она вполне светлая, оптимистичная, насыщенная символами, знаками и скрытыми подсказками.

Мы уже никогда не узнаем, сделал ли это Левитан специально или нет. С учетом своего таланта он вполне мог бессознательно прорываться на такой высокий уровень творчества. Отчего воздействие картины на зрителя становится еще сильнее.

Легко, как бы играючи, гений русского пейзажа изменил на своей картине Пространство и, тем самым, Время. Несколькими взмахами кисти.

P.S. Большое спасибо смотрительницам Третьяковской Галереи, позволившим фотографировать картины Левитана на выставке в обмен на обещание обязательно написать и опубликовать статью. Я выполняю свое обещание.

г.Москва
2011- 2015гг.
©Митрофанов А.Н.
Контакты для предложений и замечаний:
[email protected]

1894 г. 150 x 206 см. Масло, холст.
Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Над вечным покоем»

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» не только одна из самых известных работ мастера, но и самая философски наполненная, глубокая.

Работа велась в Тверской губернии, рядом с городом Вышний Волочек, а сама живописная церквушка перекочевала на полотно из ранее созданного этюда на Плесе.

Сам Левитан по-особенному относился к этой картине, существуют даже свидетельства, что весь период, который ушёл на работу мастер просил свою сердечную подругу Софью Кувшинникову играть Героическую симфонию Бетховена.

Итак, перейдём к описанию. Вначале нельзя отвести взгляд от широких водных просторов, которые располагаются почти на половину картины, лишь позже глаз замечает небольшую деревянную церквушку и покосившиеся от времени кресты – вот тут-то и начинает открываться весь глубинный смысл, заложенный автором.

Тяжёлые облака нависают над водными просторами, порывистый ветер качает деревья – всё это навевает мысли о бренности и мимолётности жизни, одиночестве и быстротечности, смысле существования и человеческого назначения.

«Над вечным покоем» затрагивает извечные размышления о Боге, природе, мире, о самом себе. Один из ближайших друзей художников назвал картину реквиемом по самому себе. Никогда больше не создаст Левитан такого пронзительного творения.

Несмотря на философскую грандиозную программу картины, она проникнута любовью к великой красоте природы, родных просторов, Родине. Родина, которая гнала мастера из любимой Москвы из-за его еврейского происхождения, Родина, которая считала излюбленный Левитаном жанр пейзажа второстепенным, Родина, которая не оценила до конца выдающегося уникального дарования – всё равно Левитан продолжал её любить, восхвалять в своём творчестве, и не зря представленная картина считается «самой русской» из всех написанных.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию.Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
Архип Иванович Куинджи родился 15 января 1842 года в Мариуполе. Его отец был бедным сапожником. Родители Куинджи умерли рано, поэтому мальчику приходилось постоянно бороться с бедностью. Он пас гусей, работал у подрядчика, занимавшегося постройкой церкви, у хлеботорговца. Знания приходилось получать урывками. Куинджи брал уроки у учителя-грека, ходил в городское училище.

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860-1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.


Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892.

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.


Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.


Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.


Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.


Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди - песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.


Исаак Левитан. Весна - большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.