Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Как проходит пасхальная служба в церкви. Пасхальная служба в церкви: во сколько начинается

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.

Д орогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

П еред Вами аудиозапись Пасхального Богослужения, записанная в Сретенском монастыре в Пасхальную ночь.

Т ем из Вас, кто не может посетить сию торжественную и благодатную службу, предлагаем приобщиться к молящимся прихожанам Сретенского монастыря:

Ниже приведен весь текст Пасхальной службы

СВЕТЛАЯ ПАСХАЛЬНАЯ ЗАУТРЕНЯ

О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое, и клеплет довольно. И, вшед во храм, вжигает свещи вся и кандила: устрояет же сосуды два со углием горящим и влагает в них фимиама много благовоннаго, и поставляет един сосуд среди церкве, другий же во святом алтаре, яко да исполнится церковь вся благовония. Таже настоятель, вшед во святый алтарь со иереи и диаконы, облачатся в весь светлейший сан. И раздает свещи братии, и вземлет Честный Крест: кадило же вземлет диакон: иерей же святое Евангелие, ин иерей образ Воскресения Христова: и ставятся лицем на запад. И затворят врата церковная, яже к западу. Исходит настоятель со иереи в притвор, северными дверьми, предыдущим пред ним диаконом со двема свещами, и оба лика поюще стихиру, глас 6:

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.

Т аже ударяют во вся кампаны и тяжкая, и клеплют довольно. И, вшедше в притвор, станут со Евангелием и со образом, лицем на запад, якоже указася прежде. Таже настоятель вземлет у диакона кадило в правую руку, Крест же в левую и кадит образы и клиросы, и братию по обычаю. Диакону же предносящу пред ним свещу горящу. Братия же вси стоят держаще свещи своя, со вниманием молящеся в себе, и благодаряще нас ради пострадавшаго и воскресшаго Христа Бога нашего. По скончании же каждения, приходит настоятель пред великия врата церкве и покадит диакона, предстояшаго ему со свещею. Тогда взем кадило диакон от руку настоятеля, и покадит самого настоятеля. И паки восприим настоятель кадило, став пред церковными дверьми, зря на восток, и назнаменает великия врата церкве, (затвореная суща), кадилом крестообразно, трижды, держа в левой руце Честный Крест, и светильником стоящим со обою страну.

И велегласно возгласит:

Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Неразделимей Троице: всегда, ныне и присно, и во веки веков.

И нам отвещающим: Аминь.

Н ачинает настоятель, с прочими служители, велегласно настоящий тропарь, во глас 5:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

И мы тойжде поем подобне, со сладкопением. Поется же сей тропарь трижды от настоятеля, и трижды от нас.

Т аже настоятель глаголет стихи:

Первый стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его.

И на кийждо стих мы поем тропарь : Христос воскресе: весь по единожды.

В торый стих: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе: единожды.

Т ретий стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Христос воскресе: единожды.

Ч етвертый стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Христос воскресе: единожды.

Слава: Христос воскресе: единожды.

И ныне: Христос воскресе: единожды.

Т аже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И отверзает врата.

Входит настоятель с Честным Крестом, предыдущим ему со двема лампадами, и братиям поющим: И сущим во гробех живот даровав. Таже ударяют во вся кампаны и клеплют довольно, три звоны.

Вшед же настоятель со иереи во святый алтарь. И диакон глаголет ектению великую: Миром Господу помолимся. Возглас: Яко подобает Тебе всякая слава:

И начинает предстоятель канон, творение господина Иоанна Дамаскина. Глас 1. Ирмос: Воскресения день: Ирмосы на 4: и тропари на 12, с припевы: Христос воскресе из мертвых. И паки последи кийждо лик ирмос. Последи же на сходе катавасиа, ирмос тойже: Воскресения день: И по нем Xристос воскресе: весь трижды. Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель, десной или левой стране случившейся начати. И кадит в начале канона святыя иконы и оба лики, и братию по чину. И по коейждо песни бывает ектениа малая вне олтаря, якоже рехом, во святый сей день. Возглас внутрь олтаря от иереа. По 1-й песни поет десная страна. По 3-й же поет левая. Сице поем и по прочих песнех.

КАНОН, Глас 1

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася, и радуйтеся рекуща, ясно да услышим, победную поюще.

Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый: Христос бо воста, веселие вечное.

Таже ектениа, и возглас: Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 3

Ирмос : Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся.

Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя: да празднует убо вся тварь востание Христово, в немже утверждается.

Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе, сраспинахся Тебе вчера. Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

Таже ектениа, и возглас: Яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Ипакои, глас 4:

П редварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

И чтение в Григории Богослове, егоже начало: На стражи моей стану:
По чтении же паки вжигают свещи братия.

Песнь 4.

Ирмос: На Божественней стражи богоглаголивый Аввакум да станет с нами и покажет светоносна Ангела, ясно глаголюща: днесь спасение миру, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос: яко человек же, Агнец наречеся: непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха, и яко Бог истинен совершен речеся.

Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце.

Богоотец убо Давид, пред сенным ковчегом скакаше играя, людие же Божии святии, образов сбытие зряще, веселимся Божественне, яко воскресе Христос, яко Всесилен.

Ектениа, и возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 5

Ирмос: Утренюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща.

Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху, Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную.

Приступим, свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко жениху, и спразднуем любопразднственными чинми Пасху Божию спасительную.

Ектениа, и возглас: Яко святися и прославися пречестное и великолепое имя Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 6

Ирмос: Снизшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя, содержащия связанныя, Христе, и тридневен, яко от кита Иона, воскресл еси от гроба.

Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы не вредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери.

Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привел Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба.

Ектениа, и возглас: Ты бо еси Царь мира и Спас душ наших, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Таже кондак, глас 8:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу и воскресл еси, яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Икос: Еже прежде солнца Солнце зашедшее иногда во гроб, предвариша ко утру, ищущия яко дне мироносицы девы, и друга ко друзей вопияху: о другини, приидите, вонями помажем Тело живоносное и погребенное, плоть Воскресившаго падшаго Адама, лежащую во гробе. Идем, потщимся, якоже волсви, и поклонимся, и принесем мира яко дары, не в пеленах, но в плащанице обвитому, и плачим, и возопиим: о Владыко, востани, падшим подаяй воскресение.

Воскресная песнь

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. [Трижды.]

Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость. [Трижды.]

Песнь 7

Ирмос: Отроки от пещи избавивый, быв Человек, страждет яко смертен, и страстию смертное в нетления облачит благолепие, Един благословен отцев Бог и препрославлен.

Жены с миры богомудрыя в след Тебе течаху: Егоже, яко мертва, со слезами искаху, поклонишася радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша.

Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития, вечнаго, начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго.

Яко воистинну священная и всепразднственная сия спасительная нощь, и светозарная, светоноснаго дне, востания сущи провозвестница: в нейже безлетный Свет из гроба плотски всем возсия.

Ектениа, и возглас: Буди держава Царствия Твоего благословенна и препрославленна, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Песнь 8

Ирмос: Сей нареченный и святый день, Един суббот Царь и Господь, праздников праздник и торжество есть торжеств: воньже благословим Христа во веки.

Приидите, новаго винограда рождения, божественнаго веселия, в нарочитом дни Воскресения Царствия Христова приобщимся, поюще Его яко Бога во веки.

Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе, яко богосветлая светила, от запада и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки.

Троичен: Отче Вседержителю, и Слове, и Душе, треми соединяемое во Ипостасех Естество, Пресущественне и Пребожественне, в Тя крестихомся и Тя благословим во вся веки.

Таже ектениа, и возглас: Яко благословися имя Твое, и прославися Царство Твое, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.

Припевы на 9-й песни

Величит душа моя воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца.

И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев и ирмос. Таже первый лик поет вторый припев:

Величит душа моя волею страдавша и погребена, и воскресшаго тридневно от гроба.

И ирмос: Светися: И вторый лик поет тойже припев, и ирмос. Таже первый лик поет третий припев:

Христос новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира.

И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих. Таже первый лик поет четвертый припев:

Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

И стих. И вторый лик поет тойже припев и стих.

И прочих осмь припевов припевают по единожды ко стихом:

Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкавый яко от Иуды лев.

Магдалина Мариа притече ко гробу и, Христа видевши, яко вертоградаря вопрошаше.

Ангел облистаяй женам вопияше: престаните от слез, яко Христос воскресе.

Христос воскресе, смерть поправый и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся.

Днесь всяка тварь веселится и радуется: яко Христос воскресе и ад пленися.

Днесь Владыка плени ада, воздвигнувый юзники, яже от века имяше люте одержимыя.

Величит душа моя Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу.

Радуйся, Дево, радуйся, радуйся, Благословенная, радуйся, Препрославленная: Твой бо Сын воскресе тридневен от гроба.

Последи же первый лик поет паки первый припев и ирмос.

Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют ирмос и тропарь: Христос воскресе: трижды.

Песнь 9

Ирмос: С ветися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего.

О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе: Егоже, вернии, утверждение надежди имуще, радуемся.

О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего.

Ектениа, и возглас: Яко Тя хвалят вся силы небесныя, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и Тебе славу возсылают, ныне и присно, и во веки веков.

Ексапостиларий

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение. [Трижды.]

На хвалитех, Всякое дыхание: на глас 1. Поставим стихи 4, и поем стихиры воскресны, глас 1:

Стих: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его.

Поем Твою, Христе, спасительную страсть и славим Твое Воскресение.

Стих: Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

Крест претерпевый и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко Един Всесилен.

Стих: Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе.

Ада пленивый и человека воскресивый Воскресением Твоим, Христе, сподоби ны чистым сердцем Тебе пети и славити.

Стих: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания, всякое дыхание да хвалит Господа.

Боголепное Твое снизхождение славяще, поем Тя, Христе: родился еси от Девы и неразлучен был еси от Отца: пострадал еси яко человек и волею претерпел еси Крест, воскресл еси от гроба, яко от чертога произшед, да спасеши мир, Господи, слава Тебе.

Стихиры Пасхи. Глас 5

Стих: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха, двери райския нам отверзающая: Пасха, всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения, жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку предсташа гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той, провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха! Радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога, возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.

Слава, и ныне, глас 5:

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем: братие, и ненавидящим нас простим вся Воскресением и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Таже Христос воскресе: трижды. И поем сие многажды, дондеже целуют братия друг друга.

Иже во святых отца нашего Иоанна, Архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово Огласительное во святый и светоносный день преславнаго и спасительнаго Христа Бога нашего Воскресения.

А ще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет, радуяся, в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый, плени ада, Сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле: огорчися, ибо упразднися: огорчися, ибо поруган бысть: огорчися, ибо умертвися: огорчися, ибо низложися: огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися: прият землю, и срете небо: прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо, востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава во веки веков. Аминь.

Таже глаголется тропарь святаго. Глас 8:

У ст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиреномудрия показа, но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.

Посем диакон глаголет ектении: Помилуй нас, Боже: и Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.

И по возгласе, диакон: Премудрость. Мы же: Благослови. Настоятель: Сый благословен Христос Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Утверди, Боже: Посем настоятель, держа Крест, вместо: Слава Тебе, Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. И мы поем: И сущим во гробех живот даровав. И абие настоятель глаголет отпуст: Христос воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый: истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Таже, Крест возвышая, глаголет: Христос воскресе. Трижды. Мы же отвещаем: Воистину воскресе. Трижды. Таже поем конечное: Христос воскресе: трижды, весь тропарь. И по нем пением кончим: И нам дарова живот вечный, покланяемся Его тридневному Воскресению. Посем многолетны, и целуем Честный Крест, держимый в руку настоятеля.

О часех Святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы.

Подобает ведати, яко от сего дне святыя и великия Недели Пасхи даже до субботы, часы сице поются.

Наченшу иерею: Благословен Бог наш: Лик: Аминь. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. трижды.

Таже глаголем трижды:

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Таже ипакои, глас 4, единощи:

Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от Ангела: во свете присносущнем Сущаго с мертвыми что ищете, яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть: яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Таже кондак, глас 8, единощи:

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко Победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Таже и сей тропарь единощи:

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный.

Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.

И ныне, Богородичен:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся. Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Таже Господи, помилуй, 40. Слава, и ныне: Честнейшую Херувим: Именем Господним благослови, отче. Иерей: Молитвами святых отец наших: Мы же речем: Аминь. И паки глаголем подобне: Христос воскресе: трижды. Слава, и ныне: Господи, помилуй. Трижды. Благослови. И отпуст перваго часа.

Последование Литургии, бывает порану.

Наченшу диакону: Благослови владыко. Настоятелю же возгласившу: Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. И мы: Аминь. Настоятель поет с прочими служители во святом олтаре: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Трижды. И лики тойжде, трижды.

Настоятель глаголет припевы: 1-й. Да воскреснет Бог: Лик: Христос воскресе: единожды. 2-й. Яко исчезает дым: Христос воскресе: единожды. 3-й. Тако да погибнут грешницы: Христос воскресе: единожды. 4-й. Сей день: Христос воскресе: единожды. Слава: Христос воскресе: единожды. И ныне: Христос воскресе: единожды. Таже настоятель поет вышшим гласом: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ. Мы же: И сущим во гробех живот даровав.

Посем глаголет диакон ектению великую.

По ектении же и по возгласе

Антифон 1, псалом 65, глас 2.

Стих 1: Воскликните Господеви вся земля. Припев: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

И другий лик тойжде стих: Воскликните Господеви вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 2: Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя, во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Стих 3: Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему Вышний. Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Слава, и ныне: Купно оба лика вышшим гласом: Молитвами Богородицы, Спасе спаси нас.

Таже, ектениа малая.

Антифон вторый, псалом 66, глас тойже.

Стих 1: Боже ущедри ны и благослови ны. Припев: Спаси ны Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа. единожды.

Другая страна, тойже стих: Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 2: Да познаем на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое. Спаси ны Сыне Божий:

Стих 3: Да исповедятся Тебе людие Боже, да исповедятся Тебе людие вси. Спаси ны Сыне Божий:

Слава, и ныне: вкупе два лика: Единородный Сыне:

Таже, ектениа.

Антифон 3-й, псалом 67, глас 5.

Стих 1: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Тропарь: Христос воскресе из мертвых:

Другая страна, той же стих: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Христос воскресе:

Стих 2: Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Христос воскресе:

Стих 3: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся, да возрадуются пред Богом. Христос воскресе:

И бывает вход. И возглашает диакон, аще есть, аще же ни, иерей: Премудрость, прости. Мы же входное: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. И поем тропарь: Христос воскресе: ипакои: Предварившия утро: Слава, и ныне: кондак: Аще и во гроб снизшел еси:

Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся: аллилуиа.

Подобает ведати, яко сие начало Литургии, и антифоны, и Елицы во Христа крестистеся: поем во всю седмицу Светлую, даже до Недели новыя: такожде и причастный.

Прокимен, глас 8: Сей день егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Стих: Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Апостол, Деяний чтение, зачало 1. [Деян. 1, 1 – 8.]

Первое убо слово сотворих о всех, о, Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала
Даже до дне, в оньже, заповедав Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся: До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,
Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии: Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.
С нимиже и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
Яко Иоанн убо крестил есть водою, вы же имате креститися Духом Святым не по мнозех сих днех. Ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Они же убо сошедшеся вопрошаху Его, глаголюще: Господи, аще в лето сие устрояеши царствие Израилево? Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?
Рече же к ним: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во Своей власти: Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,
Но приимете силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие во Иерусалиме же и во всей Иудеи и Самарии и даже до последних земли. Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Аллилуиа, глас 4: Ты воскрес ущедриши Сиона. Стих: Господь с Небесе на землю призре.

Евангелие от Иоанна, зачало 1. [Ин. 1, 1 – 17.]

В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Сей бе искони к Богу: Оно было в начале у Бога.
Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть. Все чрез Него на’чало быть, и без Него ничто не на’чало быть, что на’чало быть.
В Том живот бе, и живот бе свет человеком: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тме светится, и тма его не объят. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн: Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
Сей прииде во свидетелство, да свидетелствует о Свете, да вси веру имут ему. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
Не бе той свет, но да свидетелствует о Свете: Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
Бе Свет истинный, Иже просвещает всякаго человека грядущаго в мир: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В мире бе, и мир Тем бысть, и мир Его не позна: В мире был, и мир чрез Него на’чал быть, и мир Его не познал.
Во своя прииде, и свои Его не прияша. Пришел к своим, и свои Его не приняли.
Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его, А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
Иже не от крове, ни от похоти плотския, ни от похоти мужеския, но от Бога родишася. которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Иоанн свидетелствует о Нем и воззва глагола: Сей бе, Егоже рех, Иже по мне Грядый, предо мною бысть, яко первее мене бе. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать воз благодать: И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
Яко закон Моисеом дан бысть, благодать (же) и истина Иисус Христом бысть. ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Времене же приспевшу чтения святаго Евангелиа, начальный диакон, хотяй Евангелие чести, глаголет: Благослови владыко благовестителя: Таже настоятель глаголет: Бог молитвами святаго славнаго: и прочая, якоже указася в литургиарии. И исходит диакон, и на обычном месте прямо царских врат, на восток лицем станет, настоятелю прежде возгласившу пред престолом: Премудрость прости услышим святаго Евангелиа. Тожде и вси иереи, елицы суть служащии, по сих же и диакони глаголют, на различных местех ставше, от святаго престола, и до западных врат церковных, един по единому. Посреди же всех стоит архидиакон, и чтут вси по настоятели, един по единому по статиям, якоже настоятель расположит. И предначинает настоятель: От Иоанна святаго Евангелиа чтение. Прочии тожде. Настоятель: Вонмем. Прочии тожде. Настоятель стоя пред престолом на восток лицем, чтет: В начале бе Слово: и прочая. Прочии тожде. И на всяком возгласе, или статии Евангелиа, ударяют в церкви по единощи в кандию. Параекклисиарх же вне церкве в великое било, и в великий кампан: на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны, и в великое било, и бывает по чину Божественная Литургиа Златоустаго.

Вместо же Достойно: поем:

Ангел вопияше благодатней, Чистая Дево радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся.

Таже ирмос: Светися, светися новый Иерусалиме:

Причастный: Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите, аллилуиа. трижды.

Егда же настоятель глаголет: Со страхом Божиим и верою приступите. Мы вместо, Благословен грядый во имя Господне: поем: Христос воскресе: единожды. Настоятель глаголет: Спаси Боже люди Твоя: И мы: Христос воскресе: единожды. Егда же изглаголет иерей: Всегда ныне и присно: И мы: Христос воскресе: единожды. Посем ектениа. Вместо же, Буди имя Господне: и вместо псалма, Благословлю Господа: поем: Христос воскресе: дванадесять, и множае: дондеже анафора от игумена раздастся. Таже настоятель, Благословение Господне на вас: Лик: Аминь. Посем настоятель вместо, Слава Тебе Христе Боже: поет: Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ. И лик: И сущим во гробех живот даровав. Посем настоятель глаголет отпуст со Крестом по обычаю, якоже указася на Утрени .

Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви...

Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…

Итак, оригинальные, яркие, причудливые , и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.

Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.

А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:

  • 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
  • 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
  • 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.

Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы - обязательный "пункт" праздника для каждого верующего...

Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:

  • одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
  • есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь , но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
  • входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
  • во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
  • во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю . Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
  • если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться . Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
  • ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
  • когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом , Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
  • если вы что-нибудь захотите спросить , сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
  • уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху - в частности.

Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.

Пасхальная служба – одна из самых красивых и торжественных. Священнослужители, облаченные в светлые праздничные одежды, пение церковного хора, колокольный звон, разлитый в воздухе... Все это создает неповторимую атмосферу и проникает в душу величественными и важными для каждого верующего словами: «Христос Воскресе!».

Начало пасхальной службы

Служба начинается незадолго до полуночи. Первая ее часть называется «Полунощница» с каноном Великой субботы. Во время нее читаются Деяния Апостолов. После этого служители церкви переносят из середины церкви в алтарь и возлагают на престол плащаницу – изображение Христа во гробу.

При этом хор и священники поют: «Восстану бо и прославлюся». На Великом престоле плащаница будет находиться до момента Отдания Пасхи, то есть до праздника Вознесения Господня.

Перед самой полуночью рождается и набирает мощь колокольный звон – Благовест. Он возвещает, что светлый праздник начался.

Священники трижды, сначала очень тихо, а потом все громче и громче поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Первый раз поют при затворенных Царских вратах и задернутой завесе (катапетасме); второй раз – громче, при закрытых Вратах, но при раскрытой завесе; третий – при отверстых Царских вратах и только половину текста. Вторую половину допевает хор.

Заутреня и крестный ход

Ровно в полночь начинается Заутреня. Под звуки Благовеста священнослужители с крестом, хоругвями, иконами, благовониями и пасхальными светильниками выходят из алтаря и шествуют через всю церковь к выходу. Это крестный ход.

Впереди несут фонарь, следом – большой запрестольный крест, образ Богородицы, а далее уже идут попарно: хоругвеносцы, певцы, свещеносцы с большими свечами, диаконы с кадилами и свечами поменьше, священники.

Последняя пара священников несет Евангелие и икону Воскресения. Замыкает шествие предстоятель храма с тремя перекрещенными и связанными свечами (трисвешником) и еще одним крестом.

Трижды священники и прихожане обходят церковь против часовой стрелки. У мирян в руках зажженные свечи. Снова звучит стихира, стих шестой: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». А над церковью взлетает сменивший Благовест ликующий пасхальный трезвон, символизирующий радость от вести, что Христос воскрес.

Во время крестного хода священники многократно приветствуют прихожан словами: «Христос Воскресе!», каждый раз повторяя их три раза подряд. И миряне отвечают слаженным хором: «Воистину Воскресе!».

Как проходит пасхальная служба в церкви

После тройного обхождения церкви процессия входит в притвор и останавливается перед закрытыми дверями храма. Колокольный звон смолкает, а священник, приняв от диакона кадило, окропляет иконы и прихожан святой водой. Остальные служители поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Предстоятель читает стихи из пророческого псалма: «Да воскреснет Бог», на что прихожане отвечают: «Христос воскресе».

После этого звучит стихира, и снова: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Священник кадилом изображает на воротах знак креста животворящего, и ворота отворяются.

Продолжение Заутрени

Пасхальное шествие заходит в церковь, празднично украшенную цветами и многочисленными зажженными свечами. Пасхальная служба продолжается второй частью Заутрени. Во время нее поется пасхальный канон и читается «Слово святого Иоанна Златоуста», напоминая верующимо значении Пасхи . Завершает Заутреню пение стихир Пасхи: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением».

Потом прихожане подходят к священнику, целуют крест и христосуются (прим. ред. – целуются троекратно ) с батюшкой. Во многих церквях раздают освященные крашенки (прим. ред – крашеные яйца ).

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .