Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художник мультфильмов из серии простоквашино. Юрий Норштейн: «Ежик в тумане» появился после криков и сердечных капель. Смотреть что такое "Художник мультипликационного фильма" в других словарях

По итогам опроса кинокритиков и мультипликаторов со всего мира на международном фестивале «Лапута» в Токио «Ежик в тумане» был официально назван лучшим мультипликационным фильмом всех времен и народов. Первое место из 150 работ. Второе - «Сказка сказок». Автору обоих произведений, художнику Юрию Норштейну , 15 сентября исполняется 75 лет. «КП » вспоминает, чем он еще знаменит и в чем тайна работ аниматора.

В сумрачном лесу

«Ежик в тумане», несмотря на легкую грусть и загадочность, стал абсолютным хитом среди взрослых и детей. Автор наполнил фильм необыкновенной полифонией. Маленького зрителя привлекла необычная анимация, запоминающияся герои и таинственно блуждающий сюжет. Это добрая сказка про друзей. Взрослых - тех, кто любит мультик - аллегоричная философия. В нем есть и путешествие из реального мира в потусторонний. Есть и куча символов, и космос и мерцание природы. Откровение в виде лошади, говорящая рыба и древо жизни. Самовар и звезды. По сути этот мультик - воплощенный русский дзен, философская притча про путь к познанию мира через отказ от познания.

Путь души через мглу и одновременно путь России в тумане. Национальная психология и философия. Препятствия не так важны, дыхание, звон и шелест сопровождают каждый шаг к цели. Надежда на чудо не умирает даже в сумраке. Это же про всех нас.

Объясняя на студийном худсовете про что, собственно, история, Норштейн процитировал Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…» Мультфильм был выпущен в 1975 году. Его сценарий практически совпадает с одноименной сказкой Сергея Козлова , а озвучили героев известные советские артисты: Мария Виноградова (Ежик), Вячеслав Невинный (Медвежонок) и Алексей Баталов (рассказчик).

С помощью карандашей, красок, бумаги, пленки и света Норштейн сделал фильм по технологии «плоская марионетка» (действие кукол театра теней), а объем пространства создал техникой перекладки - когда перед объективом выкладывается несколько слоев стекла, и элементы анимации перемещают с одного на другой. Но главная фишка - это туман. Ежик то приближается, то пропадает в нем. Как?

Однажды я читал лекцию в Америке перед сотней мультипликаторов, художников, специалистов по компьютерной графике, - вспоминал Норштейн. - Мне задавали вопросы и неизбежно добрались до тумана. Я положил фигурку Ежика на белый фон, а на него - тончайшую кальку. Она почти прозрачная, и, когда лежит прямо на картинке, ее не заметно. Приподнимаешь - и фигурку видно хуже. Проекция шла на экран. Как только на глазах этих людей Ежик расплылся в тумане, они были в шоке. Я несколько раз опускал и поднимал кальку на бис.

Довел жену до белого каления

Не все знают, что Норштейн создавал наброски кадра, композиции, эскизы к мультфильмам, а вот отрисовывала их его жена - художник Франческа Ярбусова . Существует известная легенда, что визуально ежик - это слепок с профиля писательницы Людмилы Петрушевской (которая позже написала сценарий мультфильма «Сказка сказок»). В шестом томе мемуаров она так и указала. Если взглянуть на профиль Петрушевской, то вздернутый нос и взъерошенные волосы действительно напоминают ежика. Но все было иначе.

Это все она выдумала, - разоблачил слух Норштейн. - Чепуха. Ежик очень трудно рисовался. Этих ежиков переходило на мультипликационном экране не одна сотня, и прорваться сквозь этот строй и найти своего было сложно. Франческа сделала множество эскизов, и однажды мы дошли до белого каления. Я кричал: «Он должен появиться на доли секунды - и отпечататься! Профиль должен быть абсолютно четкий, ясный!» И вот после всех этих страшных криков, сердечных капель она вдруг села и нарисовала.

Удивительно, но «Ежик в тумане» еле-еле пробился в прокат. В него никто не верил, фильм выпустили на малый экран кинотеатра «Россия». А он четырнадцать месяцев собирал аншлаги.

Сам аниматор, слегка подуставший от одних и тех же вопросов про мультик, обычно отшучивается, вспоминая слова бессменного оператора Александра Жуковского: «Лучше портвейн в стакане, чем ежик в тумане». Зато к «Сказке сказок» Норштейн относится с большим пиететом. В 1984 году в Голливуде по результатам международного опроса, проведенного Академией киноискусства, именно эту работу признали лучшим мультфильмом.

Дед и морж

Франческа Ярбусова и Юрий Норштейн живут на севере Москвы , около метро «Войковская», там же расположена и студия аниматора. Сейчас он работает над завершением мультфильма «Шинель» по повести Гоголя . Чтобы собрать средства на это, лично продает альбомы своих работ с автографами. Работу над «Шинелью» семья художников ведет с 1981 года. Часто Норштейна можно встретить в метро или выгуливающим собаку в парке «Покровское-Стрешнево ». Аниматор любит лес, а зимой регулярно купается в проруби.

У пары двое взрослых детей. Сын Борис Норштейн еще в пять лет помогал отцу придумывать мультфильмы «Лиса и заяц», «Ежик в тумане» и «Сказка сказок». Но по стопам отца не пошел - выбрал духовную живопись. Хотя выбор понятен: Норштейн-старший одним из первых стал внедрять в советскую анимацию элементы готической фрески и православных икон («Сеча при Керженце »). Борис стал писать иконы, он глубоко верующий человек, воспитывает пятерых детей и работает в городе атомщиков Курчатове Курской области. Там он на протяжении пяти лет расписывал Успенский храм - отцу работу показал только в финале.

Когда мы делали первый фильм «Лиса и заяц», я помню, что задавал Борьке провокационные вопросы, - рассказывал Юрий Норштейн. - «А как бы ты поступил в этой ситуации? Как бы ты выгнал лису?» У него было кардинальное решение: петух с зайцем найдут спички, подожгут избу, и лиса оттуда выскочит сама.

Всего у Норштейна восемь внуков. Троих подарила дочь Екатерина, которая живет в США , - там она занимается анимацией.


КСТАТИ

А на причинном месте - варежка

Интересные факты об аниматоре

1. Юрий Норштейн был художником-мультипликатором всеми любимого мультика «38 попугаев». Сначала он придумывал и рисовал кукол, а потом руководил ими. Попугая он срисовал с директора студии «Союзмультфильм » Иосифа Боярского , попросив Михаила Козакова , озвучившего персонажа, скопировать манеру Боярского говорить.

2. В мультике «Левша» 1964 года Норштейн отрисовал танец блохи. Во время создания этой картины он и познакомился со своей будущей женой Франческой Ярбусовой. Тогда она была еще студенткой.

3. Осенью 1999 года зрители программы «Спокойной ночи, малыши!» увидели новую заставку работы Норштейна. На трехминутный мультик аниматор потратил полтора года. Но за странность и медлительность заставка была отвергнута. «Когда японцы узнали, что в России она нигде не идет, они захотели ее купить, - рассказывал Норштейн. - Обратились на Первый канал, но там заломили такую цену, что японцы крякнули. И на том все кончилось. Заставка лежит на полке.

4. Он морж. В японской книге, посвященной мультипликатору, есть карикатура: обнаженный Норштейн, бегущий к пруду. Вместо фигового листика на причинном месте нарисована варежка (кукольный мультфильм 1967 года «Варежка» - тоже его работа).


СКАЗАНО

Главные цитаты из «Ежика в тумане»

- «Если я не буду протирать звезды каждый вечер, - думал Ежик, - они обязательно потускнеют…»

- «Я в реке, пускай река сама несет меня», - решил Ежик, как мог, глубоко вздохнул, и его понесло вниз по течению».

- «Думает, думает, - проворчал Муравей. - Что бы стало в лесу, если б все думали».

ЛУЧШИЕ РАБОТЫ

Режиссер:

- «Ежик в тумане» (1975)

- «Сказка сказок» (1979)

Художник-мультипликатор:

- «Левша» (1964)

- «Как один мужик двух генералов прокормил» (1965)

- «Каникулы Бонифация» (1965)

- «Варежка» (1967)

- «Чебурашка» (1971)

- «Лошарик» (1971)

- «38 попугаев» (1976)


Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…



Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком – таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился », – говорил Успенский.





На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия – «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.





Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка – птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.





У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные », – рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом – уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной ».







Образ дяди Федора стал предметом бурных споров – режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией – «Каникулы в Простоквашино» – к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии – «Зима в Простоквашино» – он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю », – сокрушался Левон Хачатрян.







Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина – правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию – ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.





Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже – я бы еще подумал… ». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел ». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, – гениальным Олегом Табаковым.





По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме ». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе ».



Цензуре подвергались многие тексты детского писателя: .

Повесть Эдуарда Успенского «Дядя Федор, пес и кот» была опубликована в 1973 г., а спустя 5 лет по ней сняли знаменитый мультфильм, который давно стал классикой советской мультипликации и вот уже 40 лет не теряет популярности ни у детей, ни у родителей. Но даже самым преданным поклонникам вряд ли известно о том, что у некоторых персонажей были реальные прототипы, а сами герои первоначально выглядели совсем по-другому, а от серии к серии их внешний облик претерпевал существенные изменения…

Эта история началась в пионерском лагере, где на тот момент Эдуард Успенский работал библиотекарем. Хороших детских книг в его библиотеке было недостаточно, и начинающий писатель стал придумывать сюжеты о приключениях жителей деревни Простоквашино. Так родились дядя Федор, кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин. Изначально дядя Федор был взрослым лесником, проживающим в сказочной деревне, но по совету писателя Бориса Заходера Успенский сделал его 6-летним мальчиком - таким же, как его потенциальные читатели. «И я переписал всю книжку. Поэтому дядя Федор такой взрословатый получился», - говорил Успенский.

Предварительный эскиз к мультфильму *Трое из Простоквашино*

На самом деле впервые книга Успенского была экранизирована еще в 1975 г. Однако трехсерийный мультфильм «Дядя Федор, пес и кот» не имел успеха. Спустя 3 года его решили переснять, для чего Эдуарду Успенскому пришлось переписать сценарий. Однако результат оправдал все потраченные усилия - «Трое из Простоквашино» пользовались невероятной популярностью, в сотни раз большей, чем книга.

Кот Матроскин в первом мультфильме 1975 г.

Продукт коллективного творчества художников-мультипликаторов

Над новым мультфильмом работали два художника-постановщика: Левон Хачатрян создал образы почтальона Печкина, дяди Федора и его родителей, а Николай Ерыкалов был создателем кота Матроскина, Шарика, коровы Мурки и теленка Гаврюши. Сложнее всего работа продвигалась над образом Галчонка - птичка никак не получалась такой, какой ее хотел видеть режиссер. В результате над ней пришлось потрудиться сразу нескольким художникам-мультипликаторам.

Предварительный эскиз к мультфильму

У некоторых персонажей были реальные прототипы. Например, внешний облик мамы дяди Федора Левон Хачатрян срисовал со своей жены, актрисы Ларисы Мясниковой. «Маленького роста, короткая прическа, в очках. Попов внес свои поправки… Очки. На моем эскизе они были круглые, какие носит моя жена, но Попов считал, что лучше квадратные», - рассказывал Хачатрян. Лариса Мясникова не была довольна результатом - уж слишком капризной и нервной выглядела на экране списанная с нее героиня. Однако та самая форма очков заставила ее сменить гнев на милость: «Я бы такие ни за что не надела. Надеюсь, все это понимают, и никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной».

Так менялась мама дяди Федора

Так менялся дядя Федор из серии в серию

Образ дяди Федора стал предметом бурных споров - режиссер не был доволен конечным результатом. Во время работы над следующей серией - «Каникулы в Простоквашино» - к работе подключился еще один художник-мультипликатор, Аркадий Шер. Он изменил внешний вид практически всех персонажей, но самые заметные трансформации произошли с дядей Федором. Из-за этого с режиссером повздорил Левон Хачатрян и после этого ушел из проекта. В создании третьей серии - «Зима в Простоквашино» - он уже не принимал участия. А дядя Федор тем временем изменился до неузнаваемости. «Если поставить Дядей Федоров из всех трех серий рядом, окажется, что это совершенно разные мальчики! Я такого не понимаю», - сокрушался Левон Хачатрян.

Дядя Федор на предварительном эскизе и в мультфильме *Трое из Простоквашино*, 1978

Свой прототип был не только у мамы дяди Федора, но и у кота Матроскина - правда, это касается книжного, а не мультипликационного персонажа, и в большей степени его характера, а не внешнего облика. Эдуард Успенский «списал» кота со своего друга, сотрудника сатирического киножурнала «Фитиль» Анатолия Тараскина. От него кот Матроскин унаследовал рассудительность, обстоятельность, практичность, рационализм, хозяйственность, а заодно и фамилию - ведь в первоначальном варианте он был котом Тараскиным.

Анатолий Тараскин - прототип кота Матроскина

Однако прототип взбунтовался против излишней карикатурности образа: «Ты с ума сошел! Ты хочешь меня на всю Москву высмеять? Не хочу быть каким-то книжным котом. Если бы ты предложил мне увековечить себя в более известном персонаже - я бы еще подумал…». Тараскин даже представить не мог, каким популярным станет списанный с него персонаж. По словам Успенского, позже он пожалел о своем решении и сказал: «Какой же я был дурак! Фамилию пожалел дать! Так хоть в историю бы вошел». А вот у зрителей Матроскин больше ассоциируется с актером, который подарил ему свой голос, - Олегом Табаковым.

Олег Табаков и Кот Матроскин, которому он подарил свой голос

По требованию сценарного отдела многие реплики персонажей пришлось переписать. Эдуард Успенский рассказывал, что изначально кот Матроскин, расхаживая из угла в угол «как политзаключенный», должен был произносить: «На дворе социализм построили, а у нас одна пара валенок на всех, как при царизме». Но в окончательном варианте эта фраза звучит более «политкорректно»: «На дворе конец ХХ века, а у нас одна пара валенок на всех, как при царе Горохе».

Художник-мультипликатор — это художник, работающий в мире мультипликационного кино. Он создаёт рисунки ключевых моментов движения персонажей и определяет промежуточные фазы на листе экспозиции. Мультипликация (лат. Multiplicatio — умножение) представляет собой создание и многократное умножение большого количества кадров с небольшим смещением элементов в каждом последующем кадре. При скоростной демонстрация этих кадров и получается мультфильм. Художник-мультипликатор — более широкое понятие, чем современный аниматор, который занимается только оживлением персонажей. Профессия подходит тем, кого интересует рисование и мировая художественная культура (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Художники-мультипликаторы классифицируются на несколько специализаций в зависимости от технологии анимации и масштаба проекта. При создании небольших мультфильмов один художник может выполнить все технологические задачи. Крупные проекты требуют командной работы, в которой каждый художник специализируется на определённой операции по объектам мультипликации.

Специализации художников-мультипликаторов зависят от применяемой технологии мультипликации:

  • рисованный фильм;
  • кукольная мультипликация;
  • трёхмерная графика.

В рисованных крупномасштабных мультфильмах существует множество специализаций по объектам мультипликации:

  • художник-постановщик — самый главный художник мультфильма, разрабатывающий общий стиль фильма в тесном сотрудничестве с режиссером и руководящий всем процессом создания мультфильма;
  • художник по персонажам создаёт образы героев мультфильма, работает над их действиями и диалогами;
  • художник-фоновщик, или художник-декоратор, или мультипликатор заднего плана создаёт фон, панораму, интерьер и прочий антураж;
  • художник-контуровщик осуществляет перенос рисунка с бумаги на плёнку;
  • художник-фазовщик создаёт промежуточные фазы действий персонажей между рисунками, учитывая характер их движения;
  • художник-прорисовщик создаёт чистовые рисунки с тщательно прорисованными деталями на основе образа, предложенного главным художником;
  • мультипликатор спецэффектов воссоздаёт необходимые природные явления (снег, дождь) и различные эффекты, предполагаемые сценарием.

Особенности профессии

Современные компьютерные программы намного упрощают процесс создания мультфильмов:

3ds Max (3d Studio Max)

  • Maya;
  • Cinema 4D;
  • LightWave;
  • Softimage XSI;
  • Blender;

Но есть такие виды творческих работ, которые не могут выполнить компьютерные программы. На стадии подготовительного этапа художник-мультипликатор:

  • создает концепты и эскизы персонажей и декораций;
  • подбирает вместе с режиссёром художников разных специализаций;
  • организует, распределяет работу между всеми специалистами и осуществляет контроль за работой художников по созданию персонажей и фонов для мультфильма.
  • На стадии производственного этапа художник-мультипликатор:
  • организует процессы создания персонажей и фонов, прорисовки, заливки;
  • занимается проработкой движений, мимики, раскадровкой и колорированием;
  • анимирует ключевые и промежуточные фазы;
  • принимает участие в создании чистовых компоновок.

Не художник — особая разновидность человека,

а каждый человек — особая разновидность художника.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

  • интересная творческая работа
  • возможность реализации таланта
  • высокая оплата труда в крупных проектах
  • востребованность профессии
  • спокойная обстановка.

Минусы

  • некоторые задачи могут показаться монотонными и однообразными;
  • работа сидячая.

Место работы

Мультипликационные студии, киностудии, телевидение, рекламные агентства, студии web-дизайна, компании по созданию компьютерных игр.

Важные качества

  • пространственное воображение и мышление;
  • понимание принципов динамики идвижения;
  • глубокая наблюдательность;
  • хороший глазомер;
  • дар карикатуриста, умение ухватить суть характера;
  • художественный вкус;
  • чувство стиля;
  • актерские способности;
  • ответственность;
  • позитивное отношение к жизни;
  • целеустремленность, одержимость;
  • терпение, работоспособность;
  • умение находить общий язык стехническим персоналом.

Обучение на художника-мультипликатора (образование)

(Очно, Москва)

Школа-студия «ШАР» - уникальное учебное заведение, получившее признание во всем
мире, одна из старейших и наиболее авторитетных студий в России по производству
авторской анимации. Школа основана более 20 лет назад легендарными
режиссёрами-аниматорами Фёдором Хитруком, Эдуардом Назаровым, Юрием
Норштейном, Андреем Хржановским.

Основными направлениями деятельности Школы-студии являются:

Профессиональная подготовка режиссеров анимационного кино и аниматоров;
- производство анимационных фильмов.

Вузы

B&D - проводит набор на . Программа нацелена на формирование основных профессиональных навыков, знаний и умений художника/дизайнера книжной, игровой и анимационной индустрии, который способен решать концептуальные задачи визуализации. Выпускник профиля сможет работать в качестве художника-аниматора, иллюстратора, motion-дизайнера. Основная задача курса - дать будущему специалисту знания в области иллюстрации и анимации, научить создавать неповторимые образы с присущими чертами авторского стиля и «оживлять» их. 3 минуты пешком от метро Проспект Мира.

Оплата труда

Оплата труда художника-мультипликатора зависит от его квалификации, региона работы, специфики и величины студии.

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьера художника-мультипликатора может развиваться в направлении освоения смежных специальностей. В вертикальном направлении роста карьеры художник-мультипликатор может стать руководителем проекта, контролирующим работу всей команды специалистов. Возможен рост до владельца или директора мультипликационной студии.

Номинация «Лучший анимационный полнометражный фильм» в национальной премии киноакадемии США «Оскар» учреждена в 2001 году. Короткометражным мультфильмам премия «Оскар» вручалась с 1932 г. Первый полнометражный мультфильм, получивший «Оскар», - «Шрек».