Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Художественные мысли в авангарде науки. Художественное мышление в авангарде науки. А) «20 тысяч лье под водой»


Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились. Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились. Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.


Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел! Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел! Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.


Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучении кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова. Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучении кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"

Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.

▫ Это всего лишь красивая легенда. Призадумался так сильно, что написал историческую монографию о поисках Куликова поля `Каменный Конь на Куликовом Поле`, которая опубликована и в сети http://kamenny-con.narod.ru/index/kamennyj_kon_na_kulikovom_pole/0-76
▫ `Заступлюсь` некоторым образом за Резуна. Как известно, основной смысл его произведений сводится к доказательству того, что СССР вел подготовку к войне с Германией с целью дальнейшего захвата европейских стран и установления в Европе коммунистического режима. Намеренно оставлю в стороне военные выкладки Суворова, в настоящий момент они не представляют интереса, обращу внимание на политическую сторону его доводов. Ссылаясь на Маркса, Энгельса, Ленина и Троцкого, автор проводит мысль, что СССР, дабы мог продолжать свое существование как социалистическое государство, ВЫНУЖДЕН был `разжигать пожар мировой`, другими словами вести войны для установления нового режима в других странах. Вот, в частности, что он пишет в книге `Последняя республика`: `Советский Союз должен был расширяться на весь свет, ибо не мог существовать рядом с нормальными государствами. Спасение коммунизма было только в его распространении по всему миру, в уничтожении нормальной жизни в остальных странах, чтобы для советского народа не было страны, о которой можно мечтать, не было бы страны, в которую бежать, не было бы в заграничье другой, не такой как у нас, жизни. Надо было установить коммунизм везде, чтобы через несколько поколений люди забыли, что возможна какая-либо другая форма существования.` Неоднократно упоминается в книгах и г-н Троцкий со своей теорией `Перманентной революции`. `Перманентная революция (в том смысле, какой Маркс дал этом понятию), - писал Троцкий, - значит, революция, не мирящаяся ни с одной из форм массового господства, не останавливающаяся на демократическом этапе, переходящая к социалистическим мероприятиям и к войне против внешней реакции, каждый последующий этап которой [революции] заложен в предыдущем, и которая может закончиться лишь с полной ликвидацией классового общества.` (Елена Де-Бове) Ну, и предоставим слово Лейбе Давыдовичу: `Советский Союз вышел из октябрьской революции как рабочее государство. Огосударствление средств производства, необходимое условие социалистического развития, открыло возможность быстрого роста производительных сил. Аппарат рабочего государства подвергся тем временем полному перерождению, превратившись из орудия рабочего класса в орудие бюрократических насилий над рабочим классом и, чем дальше, тем больше, в орудие саботажа хозяйства. Бюрократизация отсталого и изолированного рабочего государства и превращение бюрократии во всесильную привилегированную касту является самым убедительным не теоретическим, а практическим опровержением социализма в отдельной стране. Режим СССР заключает в себе, таким образом, ужасающие противоречия. Но он продолжает оставаться режимом переродившегося рабочего государства. Таков социальный диагноз. Политический прогноз имеет альтернативный характер: либо бюрократия, все более становящаяся органом мировой буржуазии в рабочем государстве, опрокинет новые формы собственности и отбросит страну к капитализму, либо рабочий класс разгромит бюрократию и откроет выход к социализму.` Обычно про врунов говорят, делает(не могу произнести вслух слово) как Троцкий:) Хотя сейчас мы на собственном опыте убедились - произошла реставрация капитализма в СССР, распался лагерь соцстран... Что Вы обо всем этом думаете, Игорь Вячеславович?

Цель презентации: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Художественное мышление в авангарде науки Урок искусства 9 класс, Учитель Сомко е.В.

Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни. Ж. Ренье

Какие знания даёт искусство? Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине«Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки. Художник Винсент Ван Гог утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Художник В. Кандинский, р азработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Художник XVIII в. Жан Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Жан- Этьен Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике. Картина "Шоколадница" отличается законченностью в каждой детали, к которой постоянно стремился Ж.-Э. Лиотар. Искусствовед М. Алпатов считает, что "в силу всех этих особенностей "Шоколадница" может быть отнесена к чудесам обмана зрения в искусстве, вроде тех гроздей винограда в картине знаменитого древнегреческого художника, который пытались клевать воробьи". После условности и манерности некоторых мастеров XVIII века почти фотографическая точность картины Ж.-Э. Лиотара производила впечатление откровения.

Французский писатель-фантаст XIX в. Жюль Верн

Художник Винсент Ван Гог

Василий Кандинский Москва Наплыв импровизации

Функции искусства Искусство выполняет функции: эстетическую, общественного преобразования, познания действительности, предвосхищения событий, воспитания личности, внушения ценностей, служит средством социальной коммуникации и доставляет наслаждение.

«Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде». Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Модель летательного аппарата «Витрувианский человек»

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) «Человеческая комедия», Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), «20 тысяч лье под водой», «Гиперболоид инженера Гарина» . Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), «Гиперболоид инженера Гарина». Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент.

Вопросы: 1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества? 2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки. 3. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.


Урок № 12 .

Тема: Художественное мышление в авангарде науки

Цель урока: формирование у учащихся представления о многочисленных функциях искусства, умение соотносить новые науки с искусством, формирование грамотно высказывать своё отношение к произведениям искусства .

Задачи: расширить знания учащихся о научном значении художественного знания на примерах шедевров литературы, музыки, изобразительного искусства, воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма урока: рассказ учителя с элементами творческой работы учащихся.
Техническое оснащение урока : компьютерная презентация, тесты, репродукции картин.


План урока:

1.Вступление. Эмоциональный настрой с помощью эпиграфа :

«Искусство не достигает своего значения, когда ограничивается тем, что чарует людей, не вызывая в них в то же время воодушевления ко всему, что составляет величие жизни.»

Ж. Ренье

Постановка проблемы: Какие знания дает искусство? Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это. Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Искусство помогает людям обратить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны. Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво. В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, художник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по законам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIX в. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подводной лодки, а русский писатель XX в. А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» - появление лазера. Художник Василий Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).
Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие произведения французского художника В. ван Гога , утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, - воздушные потоки. Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явление турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф становится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. - фуга - жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная - слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.
Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования.


На примерах деятельности Леонардо да Винчи можно понять, насколько неразрывно научное и художественное творчество. Рисунок «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, Божественную пропорцию человеческого тела. Две наложенные одна на другую фигуры вписаны в круг и квадрат. Этот рисунок определил канонические пропорции изображения человека для европейского искусства последующего времени. В XX в. на основе этого рисунка была оставлена шкала пропорций, которая повлияла на образные решения современной архитектуры.

Гений эпохи Возрождения Леонардо да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.
Удивительны тексты Леонардо да Винчи, которыми он сопровождает свои рисунки компаса и плуга: «Настойчивое упорство», «Препятствие не сгибает меня. Всякое препятствие разрушается упорством. Не оборачивается тот, кто устремлен к звезде».

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писатель Жюль Верн (1828-1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писателя звучит протест против использования науки в преступных целях. Значит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произвелений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) предвидел появление современного синтезатора и звучание электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс - электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазовых) музыкальных произведений, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса - «Вокализ» С. Рахманинова.Научная фантастика не только проектировала технический прогресс человечества, но и стремилась предугадать будущее человека и общества.

Вопросы:

1.В чём заключается одна из многочисленных функций искусства, дающая понимание значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества?

2. Приведите примеры предсказания в произведениях искусства будущих открытий и достижений науки.

3. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.

Класс: 9

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: совершенствование знаний о значимости культуры в художественной картине мира.

Задачи:

  • учить размышлять о соотношении и взаимосвязи науки и искусства в современном мире; приводить примеры научного значения художественного знания;
  • раскрыть целостный образ эпохи XX века по произведениям различных видов искусств;
  • уметь создать цветовую палитру музыкального фрагмента;
  • формирование духовной культуры учащихся.

Тип урока: урок сообщения и систематизации знаний.

Жанр: интегрированный.

Вид урока: урок-размышление.

Оборудование: ТСО, наглядные средства, фортепиано

Конспект урока:

Слайды 1, 2

Вступление

Уже в начале жизни у человека проявляется потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление – один из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
Наука и искусство – вполне самодостаточные области культуры, научная и художественная деятельность существенно отличны. Тем не менее, издавна замечена и определенная близость, родство науки и искусства.

– А существует ли граница между наукой и искусством? (Ответы детей)

Рассмотрим эти 2 сферы жизни:

Основная часть

ИСКУССТВО: НАУКА:

чувственное рациональное
конкретное абстрактное
ценностноэмоциональное познавательно-теоретическое

Действительно, художественное восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира.
Давайте с вами разберём, что такое научное мышление и творческое мышление? В чем разница и сходство?

Научное мышление – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной и оригинальностью, уникальностью.
Слайд 5

Особенности научного мышления (познания):

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Один из первых исследователей творческого мышления Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
  • Оригинальность, необычность идей.
  • Семантическая гибкость – способность видеть объект под разными углами зрения.
  • Образная гибкость – способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны.
  • Способность использовать разные идеи в неопределённой ситуации.
Слайд 6

Универсальные методы научного мышления (познания):

  • анализ – разложение целого на части;
  • синтез – воссоединение целого из частей;
  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  • аналогия – сходство нетождественных объектов;
  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
  • экспериментирование
Универсальные методы творческого мышления (познания):
  • Синтез логического мышления и воображения
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Абстрагирование
  • Идеализация
  • Экспериментирование
Слайд 7
Еще одним существенным поводом для сближения науки и искусства является полифункциональность научной и художественной деятельности. Ряд функций оказывается для них общими. Это, например, такие как:
упорядочивающая (наука и искусство создают и непосредственновыражают представления о порядке мироздания, общества, человеческой жизни);
воспитательная (посредством обращения к ценностно-насыщенным сюжетам; в науке эта роль относится прежде всего к гуманитарным исследованиям);
инновационная (создание новых социокультурных образцов).
Вывод: Художественное мышление использует ряд средств, общих с научной деятельностью, – аналогию, абстрагирование, идеализацию, экспериментирование, моделирование и др. Художественное произведение обладает своеобразной логичностью, внутренней смысловой связностью, адекватностью формы и содержания, опирается на закономерности выразительного языка, а научное творчество невозможно без оригинальности, гибкости, образности.
Слайд 8
Научное познание включает в себя и определенные моменты художественного восприятия. Искусство дарит ученому плодотворные интуиции, обогащает его тонкими смыслами, развивает его чувствительность, способность понимания и умственного созерцания.

Так что же такое творчество, научное и творческое мышление ? (Ответы детей)

Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. (Я. А. Пономарёв).

Сращивание искусства и науки

Научное творчество невозможно на основе одной чистой логики.
Наука – это сочетание логического и интуитивного, Вагнера и Фауста или Сальери и Моцарта. Иными словами, науку создают и Моцарт и Сальери, но искусство – только Моцарт.

Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деятельность, вызывающим у него состояние эмоционального подъема и вдохновения, раскрепощающим фантазию и воображение. Искусство просветляет и обогащает его разум. Биографические наблюдения показывают, что многие крупные ученые были весьма не чужды искусству.

А. Эйнштейн играл на скрипке, М. Планк был талантливым пианистом, Слайд 11 Л. Эйлер занимался теорией музыки и вопросами цветомузыкальных ассоциаций, а И. Пригожин связал свою жизнь с музыкой уже в раннем детстве (он выучил ноты раньше, чем научился читать).

Так существует ли разница между научным и художественным познанием? (Ответы детей)

Обобщение: И наука, и искусство обитают в общем культурном поле, имеют дело с одной и той же реальностью. В философской литературе даже высказывается точка зрения, что на самом деле не существует двух разных видов познания – художественного и научного, существует единое познание, базирующееся на единых фундаментальных законах человеческого разума.
Любое художественное произведение устремлено в будущее . Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.
Как известно, культурное развитие включает в себя и достижения технического прогресса. В истории культуры много различныхфактов, подтверждающих это.
Леонардо да Винчи изобрел модель летательного аппарата, танк, дельтаплан и еще более сотни других современных устройств в.. . 15 веке!
Давайте послушаем подготовленные сообщения ваших одноклассников о гениальных творцах мировой культуры, опередивших своё время и предсказавших будущие открытия.

В более позднее время образцом сочетания художественного и научного мышления явилось творчество И.В. Гете (1749-1832).

Французский писатель Жюль Верн (1828–1905), один из основателей жанра научной фантастики, предсказал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было.

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о научных открытиях не научат ставить эксперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интересов личности.

Французский художник В. ван Гог обладал уникальным даром видеть воздушные потоки.Своеобразная, будто хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока, теория которого была заложена великим математиком А.Колмогоровым (Слайд 17) лишь к середине XX в.

Великий математик XX века А.Эйнштейн непосредственно ощущал неразрывную связь науки и искусства, задачи которых в конечном счете едины – они сводятся к познанию и отображению гармонии реального мира. Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира... Этим занимается художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Таким образом, наука сближается с искусством.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. – фуга – жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столетия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная – слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голосами представляет собой некую образную модель строения Вселенной

(Слушание музыки И.С.Баха)

Опишите ваши впечатления – (ответы детей)

Конечно, для искусства предсказание будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания
значимости художественно-образного мышления в культурном развитии человечества.

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799-1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, раньше ученых сделал отдельные наблюдения, связанные с биологической природой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Русский писатель, граф Алексей Николаевич Толстой (1882-1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фантастических произведений. В них он предсказал появление лазера и космических кораблей.
Искусство, как и наука, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности.

Новые направления XX века

В искусстве начало XX в. отмечено резким усилением идейно-стилистической конфронтации между различными направлениями, стремительной сменой художественных течений.
Некоторые представители новых музыкальных течений заговорили об устарелости, "бесполезности" великой симфонии с ее слишком строгим распорядком" и заранее предусмотренными структурными схемами.

В начале 20 века появилось новое художественное направление в культуре:

Экспрессионизм , который впервые эмоционально выразил различные состояния и размышления человека.

В середине века возникло немало модернистских течений, усилилось стремление использовать новые выразительные средства. Одним из самых ярких направлений стала так называемое авангардное искусство.

Слайды 23-25

Одним из ярких представителей авангардного искусства является художник Василий Кандинский (1866-1944).

Самые знаменитые работы Кандинского. «Композиция 7», 1913 г., «Композиция 8», 1914 г.;«Москва», 1916 г. В. Кандинский, разработав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению задач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Русский художник Михаил Фёдорович Ларионов (1881-1964) стал создателем одного из направлений абстрактного искусства – лучизма (под влиянием открытий радиоактивности и ультрафиолетовых лучей в науке).

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898-1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным математиком в графике. Изображение города в гравюре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, а в правой – ночь. Образы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из неправильных асимметричных форм фона постепенно проявляются фигуры.

Русский художник Павел Николаевич Филонов (1882-1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую композицию – одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение субатомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

Развитие науки, творческий подъём во всех сферах жизни общества 20 века приводит к тому, что появляются новые музыкальные инструменты.

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896-1993) – русский и советский изобретатель, создатель оригинального музыкального инструмента – терменвокса. Он предвидел появление электронной музыки. В 1920 г. им был изобретен терменвокс – электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны. Терменвокс может звучать как скрипка, виолончель, флейта; исполнять любые (классические, эстрадные, джазовые) музыкальные произведения, а также может создавать различные звуковые эффекты (скрип колеса, пение птиц, свист и др.). Л. Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса – «Вокализ» С. Рахманинова.

Просмотр видеоролика.

Принципы работы, положенные в основу терменвокса, использовались Терменом и при создании охранной системы, реагирующей на приближение человека к охраняемому объекту. Такой системой был оборудован Кремль и Эрмитаж, а позднее и зарубежные музеи.

В современном мире происходит дальнейшее слияние науки и искусства. Мы с вами становимся свидетелями новых течений в искусстве, ярких научных открытий.

В лазерных шоу широко используется «светомузыка» (световая картина, сопоставленная с музыкальным сопровождением), компьютерная музыка; появилась техника создания 3D картин на асфальтах и домах и т.д.

Слайды 33-34

Заключение

Культура и все ее высшие достижения, точно так же как все произведения искусства, созданы не толпою, но отдельными гениальными и талантливыми личностями. Это они ведут человечество по пути прогресса. Лишь опередивший в своем развитии других способен улавливать, поверх изжитых и разложившихся течений современности, струи новых творческих веяний и быть истинным художником, творцом истинных и художественных произведений искусства.

Искусство должно идти впереди жизни, должно давать направление ей, должно давать людям духовную пищу, без которой жизнь немыслима, которая в переживаемое нами время всевозможных кризисов более необходима, чем в какое-нибудь другое время.

Итог и рефлексия

Оценивание учителем работы на уроке каждой группы детей.

Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «Змеи», «Солнце и луна». Какие эмоциональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.
Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей».

Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.(д/з)

Домашнее задание:

Художественно-творческие задания

  • Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетическихпотоков, как это делали художники – лучисты. Выполните композицию в любой технике.
  • Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.
  • Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изображения (по типу гравюр М. Эшера).

Список литературы и Интернет-ресурсы:

1. Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашекова . Учебник «Искусство 8 – 9 класс – Москва, Просвещение, 2009г. (электронное издание)
2. Линдсей Г., Халл К.С., Томпсон Р.Ф. Творческое и критическое мышление// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981 г.
3. Пономарёв Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
4. К.А.Свасьян. Философское мировоззрение Гёте. Москва, «Evidentis», 2001. © К.А. Свасьян, 2001-2014 © Электронная публикация – РВБ, 2006-2014.
5. Фейнберг E.П. Взаимосвязь науки и искусства в мировоззрении Эйнштейна. «Вопросы философии» №3. 1979.
6. Колмогоров А.H. Проблемы передачи информации, т. 1, 1965: т. 5, 1969.
8. Реферат по дисциплине «Практическая психология» на тему: «Психологические особенности творческого мышления личности» ГБС(О)ОШ-интернат вида,п.г.т. Уруссу, учитель-логопед Галяутдинова Зульфия Абузаровна ba.zakachate.ru/docs/2800/index-1922233-1 .html
9. bookwa.org ›
10. Copyright © 2014 PPt4WEB Inc. ll rоights reserved.
11. yourlib.net/content/view/5242/63/
12. www.grandars.ru › Социология ›
13. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/943/Алеаторика
14. slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Додекафония/
15. esthetiks.ru/mishlenie-hudozhestvennoe.html
16. yourlib.net/content/view/5242/63/