Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Группа ария - состав, фото, клипы, слушать песни. Текущий состав группы ария Ария современный состав

«Ария» - это российская группа, которая играет музыку в стиле британского хеви-металла. Это одна из самых успешных и старейших в России металл-групп. В 2007 году она была лауреатом премии Fuzz, как лучшая live-группа. Участниками «Арии» были созданы многие известные группы («Маврин», «Мастер», «Артерия», «Кипелов»), составляющие плеяду название которой «семейка Арии».

Большинство текстов для группы писали поэты: Александр Елин и Маргарита Пушкина.

Предыстория :

Знакомство будущих музыкантов «Арии» Владимира Холстинина и Виталия Дубинина состоялось во время учебы в МЭИ, где была создана любительская рок-группа «Волшебные сумерки». Изначально Дубинин выступал в роли басиста, потом вокалистом стал Артур Беркут. В 1982 году Дубинин ушел из группы, чтобы закончить образование. Спустя время на место вокалиста в популярную арт-рок группу «Автограф» был приглашен Беркут, а «Волшебные сумерки» распались.

Бас гитарист Алик Грановский и Холстинин стали участниками группы «Альфа», которая исполняла хард-рок. Просуществовала группа всего несколько лет. В 1982-1984 годах, когда велась борьба с самодеятельными коллективами, музыканты были вынуждены подыскивать работу в официальных ВИА. В 1985 году Дубинин, Холстинин и Грановский присоединились к ансамблю «Поющие сердца». Туда же перешел Валерий Кипелов из распавшегося ансамбля «Лейся, песня». Спустя несколько месяцев Дубинин ушел из группы «Поющие сердца», чтобы учиться в Академии имени Гнесиных на вокалиста.

Ранняя история :

Параллельно с участием в «Поющий сердцах» Грановский и Холстинин создавали сайд-проект, который подразумевал создание группы, исполняющей хеви-метал. Художественным руководителем и менеджером новой группы стал Виктор Векштейн, который был директором «Поющих сердец». Он предоставил свою студию музыкантам. Название группы придумал Холстинин.

Впоследствии музыкантов и фанатов группы стали называть «арийцами». Холстинин, Векштейн и Грановский занялись подбором состава группы. За этот период в группу пробовались вокалист Николай Носков, гитарист Сергей Потемкин, клавишник Александр Мясников. Постоянного вокалиста «Арии» утвердили в феврале 1985 года, им стал Валерий Кипелов. Место ударника занял Александр Львов, который был звукоинженером «Поющих сердец», а бэк-вокалистом и клавишником стал Кирилл Покровский.

31 октября 1985 года считается днем рождением группы, именно в этот день был создан первый студийный альбом группы под названием «Мания величия». Материал, который был выпущен самиздатом на магнитной кассете, являлся традиционным хэви-металлом в духе модных в тот период американских и английских групп типа Black Sabbath и Iron Maiden. Этот альбом записали всего с одним гитаристом Холстининым в составе. Но для концертной деятельности все же пригласили второго гитариста Андрея Большакова. Помимо этого, за ударными Львов, который остался звукооператором группы, был заменен Игорем Молчановым.

5 февраля 1986 года в ДК МАИ состоялся первый концерт Арии. Они играли на разогреве «Поющих сердец». В этом же году группа сольно участвовала в фестивалях «Литуаника-86» и «Рок-панорама-86». «Арию» встретили на фестивалях весьма одобрительно, и группа завоевала даже несколько премий и Underground популярность.

В следующем году Ария записала второй альбом под названием «С кем ты?». В отличие от первого, этот альбом имел утяжеленное звучание. Большую часть композиций написал Большаков, который был поклонником Judas Priest, поэтому в его композициях присутствовал стиль этой группы. Для большинства песен тексты писал Александр Елин (за исключением «Без тебя» и «Память о…» - Маргарита Пушкина), из-за чего альбом имел остро-социальную и антивоенную тематику («Встань, страх преодолей», «Воля и разум», «Игры не для нас», «С кем ты?»). В роли звукоинженера снова выступил Александр Львов, который был в группе барабанщиком.

После ряда аншлаговых концертов в группе между менеджеров Виктором Векштейном и новым гитаристом Андреем Большаковым произошел конфликт. Кроме Кипелова и Холстинина, все остальные участники группы встали на сторону Большакова и разорвали отношения с Векштейном, однако права на название Виктор сохранил. Молчанов, Грановский, Покровский и Большаков создали группу «Мастер», и их первый одноименный альбом, в котором были несколько песен Арии, был выпущен в 1987 году.

«Ария» - российская группа, играющая в стиле метал. Музыка «Арии» выдержана в стиле групп «новой волны британского хеви-метала».

«Ария» является одной из старейших и самых успешных метал-групп России. Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её участниками были образованы многие другие известные группы («Мастер», «Кипелов», «Маврик», «Артерия»), которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка «Арии»».

Предыстория

Будущие музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились во время учёбы в МЭИ, где создали любительскую рок-группу «Волшебные сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы закончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок-группе «Автограф», и «Волшебные сумерки» распались.

Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали участниками группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982-84 гг., музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА. Холстинин, Дубинин и Грановский присоединились к ВИА «Поющие сердца» в 1985 году. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся песня» перешёл Валерий Кипелов. Дубинин покинул «Поющие сердца» спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных.

Ранняя история

Играя в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива стал Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», который предоставил музыкантам свою студию. Название группы придумал Холстинин, выбрав его наугад как удобно переводящееся в латиницу. Также, по одной из версий, немаловажным фактом при выборе названия стала легкость его скандирования. Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами».

Векштейн, Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (затем - в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент»). В феврале 1985 постоянным вокалистом «Арии» был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов, клавишником и бэк-вокалистом - Кирилл Покровский.

Днем рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над альбомом «Мания величия». Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе - Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.

Первый концерт «Арии» прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях «Рок-панорама-86» и «Литуаника-86». На фестивалях группа была встречена одобрительно и сразу завоевала несколько премий и некоторую андеграундную популярность.

Второй альбом «Арии», «С кем ты?», был записан в следующем году. Он отличался от первого утяжелённым звучанием. Большая часть композиций была написана Большаковым, поклонником Judas Priest, под влиянием стиля этой группы. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» - Маргарита Пушкина - и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший ударник группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.

После ряда аншлаговых концертов в «Арии» происходит конфликт между новым гитаристом Андреем Большаковым и менеджером Виктором Векштейном. Большая часть группы, кроме Холстинина и Кипелова, встаёт на сторону Андрея и разрывает отношения с Векштейном, но Виктор сохраняет права на название. Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский создают группу «Мастер» и в 1987 году выпускают дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных ими для «Арии».

Путь к славе

Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба - экс-«Чёрный кофе» и «Металлаккорд»).

В 1987 году новый состав «Арии» записывает альбом, который первоначально должен был называться «На службе силы зла». Это был первый альбом, выпущенный государственным монополистом компанией «Мелодия», поэтому в него были внесены значительные изменения: альбом был переименован в «Герой асфальта» и обложка изменена соответственно, некоторые тексты подвергнуты цензуре. В конечный вариант альбома не вошла, из-за объёма пластинки, композиция «Дай руку мне» - позже она была издана на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии». На песню «Улица роз» был снят первый в истории группы видеоклип.

В течение 1987-88 годов «Ария» совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине.

В это время отношения участников группы с менеджером снова и окончательно испортились. Музыканты настаивали на записи нового альбома, в то время как Векштейн требовал все новых концертных туров. В октябре 1988 года по причине конфликта «Арию» покидает Удалов и в ноябре вместо него приглашают Александра Манякина. В то время Удалов же остаётся в группе звукоинженером. В 1989 году группа выпускает очередной альбом под названием «Игра с огнём» с Юрием Фишкиным в качестве менеджера. Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, из-за чего группа весь год выступала как «Ария-89». Однако Виктор так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.

В начале 90-х годов из-за экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив количество концертов. Музыканты вынуждены искать дополнительные источники заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин - частным извозом. В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart» и на время уезжают в Мюнхен (в составе группы их заменяли сессионные Горбатиков и Булкин), но возвращаются в группу в августе. После празднования пятилетнего юбилея и нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом «Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.

В 1994 году была основана своя собственная студия «ARIA Records» и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые пять альбомов группы, включая ранние, неизданные, «Мания величия» и «С кем ты?». Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов. В сентябре был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском хард-рок-кафе.

К концу тура 1994 года в Германии у группы появились разногласия с организаторами, которые отразились на взаимоотношениях внутри команды. После окончания тура Валерий Кипелов фактически покинул группу: перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, и провёл несколько концертов с группой «Мастер». В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии он стал постоянным членом группы. Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп (Slade, Black Sabbath и др.), а также песнями «Арии». Существует бутлег одного из таких концертов. Но проект не увенчался успехом, и в конце 1995 года Кипелов вернулся в «Арию» под угрозой санкций за срыв договора со стороны компании Moroz records. Он записал вокальные партии для нового альбома «Ночь короче дня», выпущенного в сентябре 1995 года. «Ария» провела серию концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера, записав концертный альбом «Сделано в России», ставшим лидером чартов.

В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие и Алик Грановский. Дубинин и Холстинин записали свой собственный, названный «АвАрия», где Виталий принимал участие также и в качестве вокалиста. В 1998 году «Ария» выпустила «Генератор зла», где впервые присутствовали песни Терентьева и впервые не были указаны продюсеры (продюсерами предыдущих альбомов были Дубинин и Холстинин).

До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям. Первым решило включить «Арию» в регулярную ротацию «Наше радио» во главе с Михаилом Козыревым. Уже в 2000 году сингл «Потерянный рай», принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал «MTV Россия». Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.

В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива. В 2001 году «Ария» выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы - Жорик, придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо тебя найдёт» и «Осколок льда», сразу же попада

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни группы Ария

Идея создания группы, играющей бескомпромиссный heavy metal, родилась у Владимира Холстинина давно, ещё во времена его сотрудничества с Сергеем Сарычевым и группой "Альфа".

В "Альфе" Владимир познакомился с Аликом Грановским. Поделившись своими идеями, Владимир нашёл в нём единомышленника, и вскоре ребята приступили к работе над своим первым альбомом. К началу 1985 года большая часть материала была готова, открытым оставался вопрос о студии записи и вокалисте. В это время Алик и Владимир знакомятся с Виктором Векштейном - услышав материал, тот решает стать менеджером будущей группы и предоставляет ребятам свою студию для записи альбома. Вокалиста нашли достаточно быстро - им стал Валерий Кипелов.

Название группе придумал Владимир Холстинин - слово "АРИЯ", кроме краткости и удобства написания, как на русском, так и на английском языках, несло в себе определённый смысл: фанатов и музыкантов группы сразу стали называть "арийцами".

В записи первого альбома приняли участие Александр Львов (барабаны) и Кирилл Покровский (клавишные). Профессионально сыгранный альбом получился настолько непохожим на весь рок, исполнявшийся в то время в СССР, что группу сразу заметили и оценили поклонники серьёзной, тяжелой музыки.

На альбоме все партии были записаны одним гитаристом, но для выступления на концертах группе был необходим второй. Им стал Андрей Большаков. Игорь Молчанов (играл с Владимиром и Аликом в "Альфе") сменил Александра Львова за барабанами. Первый концерт АРИИ состоялся 5 февраля 1986 года в ДК МАИ. Большинство присутствовавших сошлись во мнении, что группа весьма перспективна, но достаточно было и недоброжелателей. Пессимистические прогнозы не оправдались - вскоре АРИЯ становится лауреатом "Рок-Панорамы-86", а на фестивале "Литуаника-86", проходившем в Вильнюсе, получает приз за профессионализм. И хотя пресса упорно обходит группу молчанием, АРИЯ продолжает стремительно идти вверх, собирая полные залы.

В ноябре 1986 года группа выпускает свой второй альбом "С кем ты?". Ко времени его выхода в группе назрел настоящий раскол, причинами которого стали как недовольство администраторской политикой Виктора Векштейна, так и разногласия музыкантов в вопросе дальнейшего стиля группы. После гастрольного тура в январе 1987 АРИЮ покидают, выразив желание играть другую музыку, Алик Грановский, Андрей Большаков, Игорь Молчанов и Кирилл Покровский.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Вскоре на место бас-гитариста в группу приходит Виталий Дубинин (друг Владимира ещё по институту и коллега по "Волшебным сумеркам"), вторым гитаристом становится Сергей Маврин, а барабанщиком - Максим Удалов. Последние до АРИИ вместе играли в "Черном кофе" и "Металлаккорде".

Первое большое выступление обновлённой АРИИ состоялось в апреле 1987 на концерте, открывающем фестиваль "Мелодии друзей". Этот ежегодный фестиваль проходил по столицам и крупнейшим городам СССР и длился около месяца. Концерты доказали, что АРИЯ, вопреки витавшим слухам, не умерла. После фестиваля АРИЯ отправилась в концертный тур, продолжавшийся вплоть до августа. Во время него, в перерывах между выступлениями, музыканты работали над песнями для нового альбома.

В августе 1987 группа приступила к записи своего третьего альбома, закончив работу в течение месяца. После выхода "Героя асфальта" (изначально альбом должен был называться "На службе силы зла") стало ясно, что смена состава пошла коллективу на пользу. Многие характеризуют альбом как один из лучших дисков группы. Гастрольный тур в поддержку продолжался два года с аншлагами на каждом концерте. Изданный спустя год тиражом более одного миллиона винил разошелся мгновенно, через год найти его на прилавках было практически невозможно.

На песню "Улица Роз" был снят клип, в котором в качестве массовки приняли участие фанаты группы. Режиссёрами клипа стали Дмитрий Маматов и Сергей Комаров, клип появился на экранах в передаче "Музыкальный лифт" и сразу занял первое место в хит-параде.

Зимой АРИЯ отправляется в свое первое зарубежное турне, в Берлин. Дав несколько успешных концертов, группа получает приглашение на фестиваль "Дни стены" летом 1988 года, где выступает перед аудиторией в 120.000 человек.

Всё это время продолжали накаляться отношения с менеджментом, наметился очередной конфликт, музыканты всерьёз задумались об уходе от Виктора Векштейна. Первым не выдержал Максим Удалов. В октябре 1988 года он уходит, а в ноябре на его место принимают Александра Манякина.

В январе 1989 года группа, уже без поддержки Виктора Векштейна, приступает к записи четвёртого альбома - "Игра с огнём". Менеджером АРИИ становится Юрий Фишкин (знакомый Холстинина и Дубинина по группе "Волшебные сумерки").

Альбом выходит в апреле 1989 года. После его выхода и съемок клипа на песню "Дай жару!" (режиссёр Евгений Пахоменков), группа отправилась в длительное турне по России и Германии. АРИЯ приняла участие в берлинском фестивале "Rock Summer" и отыграла весьма успешные концерты в четырёх крупных городах. Весной 1990 года Виталий Дубинин и Сергей Маврин подписывают контракт с группой "Lion Heart" и уезжают в Мюнхен, но уже в августе, найдя возможность разорвать контракт, возвращаются. АРИЯ, отметив свой пятилетний юбилей концертами в ДК ЗИЛ, начинает готовить к записи свой пятый альбом.

"Кровь за кровь" выходит осенью 1991 года на фирме "Синтез рекордс". С "Кровь за кровь" оформлением альбомов группы занимается художник Василий Гаврилов.В начале 90-х у АРИИ (как и у многих других групп) резко сокращается количество выступлений.

Концертный тур "Кровь за кровь", в котором в качестве звукорежиссёра участвовал Максим Удалов, записал в свой багаж всего 9 городов. Музыканты решают пойти по известному пути - созданию собственной студии звукозаписи. Так в середине 1994 года появляется "АРИЯ рекордс".

В том же году АРИЯ заключает пятилетний контракт с фирмой "MOROZ Records", одним из результатов которого становится издание летом 1994 года всех пяти ранних альбомов группы (включая не издававшиеся "Мания величия" и "С кем ты?").

Летом 1994 группа приступает к записи следующего альбома (первые наброски для него появились уже в конце 1992, а записанная в 1993 году новая песня "Ангельская пыль" вышла на сборнике "Russian Metal Ballads Vol.1", выпущенном в начале 1994 года фирмой "MOROZ Records"). В сентябре 1994, записав партии ударных, АРИЯ в четвёртый раз отправляется на двухнедельные гастроли по Германии, дав концерты в семи городах и в легендарном берлинском Hard Rock Cafe. В конце тура возникли серьёзные трения с организаторами, что послужило причиной напряжения отношений внутри самой группы. После возвращения в Москву, Валерий Кипелов ни разу не появился на студии, где полным ходом шла работа над альбомом. Через месяц стало известно, что он выступает с группой "Мастер". "АРИЙцы" занялись поисками нового вокалиста, продолжая записывать инструментальные партии к альбому. В декабре на место Кипелова пробуется Алексей Булгаков (солист группы "Легион"). А в январе 1995 группу покидает Сергей Маврин, заявив, что не верит в успех с новым вокалистом.

В качестве сессионного музыканта на место Маврина в АРИЮ берут Сергея Терентьева, который впоследствии остаётся в группе. Проблему с вокалистом решает Александр Морозов, президент фирмы "MOROZ Records", пригрозив штрафными санкциями за срыв контракта. В результате Валерий Кипелов возвращается в группу и записывает вокальные партии к альбому "Ночь короче дня", увидевшему свет в сентябре 1995 года.

После выхода нового альбома снимается клип на песню "Возьми мое сердце" (режиссер Дмитрий Великанов). В это же время менеджером АРИИ становится Сергей Задора, который, собрав мощную административную группу, организует серию концертов в Москве и других городах. Во время этого тура был записан и выпущен двойной концертный альбом "Сделано в России", неожиданно, но прочно и надолго занявший в хит-парадах высокие места.

20 августа 2004 АРИЯ отыграла последний концерт турне "Крещение Огнём" и тут же приступила к записи нового, уже десятого по счёту альбома, материал для которого группа начала готовить еще весной-летом.

Однако, в отличие от прошлых студийных сессий, "арийцы" не собираются запираться в своей студии пока не завершат творческий процесс. В подтверждение этого, уже в октябре группа вновь отправляется в дорогу, с обновленной концертной программой, условно названной "Лучшее". До конца 2004-го АРИЯ выходила на сцену почти 30 раз, посетив вначале Украину, а затем проехавшись по родной стране от Астрахани до Оренбурга и обратно. Завершили же год настоящим праздничным утренником – уже традиционным предновогодним концертом в московском CDK МАИ, который, вне всяких сомнений, стал самым оригинальным выступлением АРИИ уходящего года!

Неделей же раньше, вспомнили и самое запомнившееся событие года 2003-го – спустя чуть больше года после грандиозного действа в "Лужниках", наконец, поступил в продажу двойной концертный альбом и двойной DVD "Живой огонь", запечатлевшие историческое шоу.
Наступивший 2005-й – год для АРИИ юбилейный, а для ее поклонников – весьма многообещающий: помимо нового, кстати, уже десятого по счёту, студийного альбома, выход которого ожидается до наступления лета, и последующего турне в поддержку диска, ожидается масса сюрпризов, приуроченных к 20-летию легендарного коллектива! Так что, история продолжается!!!

«Ария» – отечественная хеви-метал-группа, флагман этого жанра в СССР. Через горнило коллектива прошли многие известные музыканты, впоследствии запустившие свои проекты или присоединившиеся к уже существующим: «Кипелов», «Мастер», «Маврин», «Артерия», «Артур Беркут».

История создания

Основатели «Арии» долго шли к этому проекту, попутно занимаясь музыкальной деятельностью с другими коллективами. Владимир Холстинин и Виталий Дубинин познакомились во время учебы в вузе. Студенты МЭИ основали собственную рок-группу «Волшебные сумерки», куда пригласили солистом Артура Беркута. Но в 1982 году из «Сумерек» ушел поглощенный учебой Дубинин, а следом и Беркут, принявший приглашение от группы «Автограф». «Волшебные сумерки» прекратили существование. Холстинин начал играть на гитаре в группе «Альфа», где познакомился с басистом Аликом Грановским. Именно эти двое музыкантов считаются основателями «Арии».


Начало 80-х было омрачено борьбой властей с «нелегальными» музыкальными группами. Чтобы избежать проблем, музыкантам приходилось искать работу в «одобренных» ВИА. Так судьба свела Дубинина, Грановского, Холстинина, а также члена распавшегося ВИА «Лейся песня» (любопытно, что там же начинал карьеру Николай Расторгуев) Валерия Кипелова в ансамбле «Поющие сердца». Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», хотел создать коллектив, больше отвечающий запросам времени. Он просматривал многих начинающих артистов, давая им возможность самовыражения, позволяя проявлять индивидуальность.


Хотя будущие члены «Арии» формально были приписаны к «Поющим сердцам», с 1985 года музыканты работали над альтернативным направлением, записывая песни в новом для СССР стиле «хеви-метал». Название придумали путём выбора из нравящихся слов, легко произносимых и запоминающихся. Нужна была краткость и звучность без какого-либо подтекста. Грановский и Холстинин дополнили состав коллегами, закрыв прорехи по каждой из позиций: Игорь Молчанов сел за ударные, а потом переквалифицировался в звукорежиссера, Кирилл Покровский отвечал за клавишные и бэк-вокал, а Валерий Кипелов утвердился в роли солиста. Худруком группы стал Векштейн.

Основные этапы творчества

Конец октября 1985 года – окончательное формирование группы и финал записи дебютного альбома «Мания величия». Это и стало стартом истории «Арии». Необычное звучание быстро привлекло к коллективу внимание. Их стали приглашать на фестивали и сборные концерты: музыканты выступили на «Рок-панораме-86» и «Литуанике-86». Расширился и коллектив: понадобилась помощь второго гитариста, которым стал Андрей Большаков. В таком составе музыканты записали следующую пластинку «С кем ты?» (1986).


Однако вскоре из-за конфликта с Векштейном «Арию» покинули все музыканты, кроме Кипелова и Холстинина (ушедшие основали свою группу «Мастер»). Также сотрудничество прекратил писавший тексты песен Александр Елин. Зато желание поучаствовать в проекте выразил Дубинин, с тех пор не расстававшийся с коллективом – с 1987 года он играет на басу, подпевает и пишет музыку для «Арии». Также в это время к группе присоединились ударник Максим Удалов и Сергей Маврин – талантливый самоучка, освоивший гитару и клавишные без специального образования.

Маврин принял участия в записи трех альбомов, которые представляют, по мнению фанатов, золотой период «Арии»: «Герой асфальта», «Игра с огнём» и «Кровь за кровь».

В 1988 году вышел третий альбом «Герой асфальта». Фирма «Мелодия» выпустила более миллиона копий пластинки. Тексты песен в альбоме написаны журналисткой и поэтессой Маргаритой Пушкиной.

«Позади Америка» – первый клип «Арии» (1987)

В этот период группа начинает много гастролировать, набирая фанатскую базу. Прошёл тур по СССР, а также выездное выступление в Берлине на фестивале «Дни стены» в 1988 году. В это время Векштейна заменил Юрий Фишкин: под его руководством были записаны следующие альбомы «Игра с огнём» (1990), выпущенная тиражом 850 тысяч пластинок, и «Кровь за кровь» (1991). После ухода Векштейна «Арию» покинул и Удалов; новым барабанщиком стал Александр Манякин.


Вскоре после выхода альбома «Кровь за кровь» СССР распался. Это не могло сказаться на тираже – в России было продано всего 40 тысяч копий. Зарабатывать на жизнь музыкой на родине не получалось; Маврин и Дубинин заключили контракт с немецкой группой «Lion Heart» и уехали за границу, Кипелов устроился сторожем, Холстинин начал таксовать.

В ноябре 1994 года группа, казалось, выбралась из черной полосы: они заключили контракт с независимым рок-лейблом Moroz Records и отправились в тур по Германии. Но из-за ошибки организаторов коммерческая выгода у гастролей получилась нулевой. Возможно, это сказалось на ухудшении атмосферы в группе. Так, Валерий Кипелов перестал появляться на репетициях «Арии» и начал выступать вместе с группой «Мастер», ссылаясь на недостаток денег. В начале 1995 следом за ним ушел Маврин, заявив, что не хочет играть в группе без Кипелова. Впоследствии Кипелов и Маврин записали совместный альбом «Смутные времена», куда вошла и знаменитая композиция «Я свободен».


Для работы над альбомом «Ночь короче дня» (1995) продюсеры «Арии» пригласили солиста «Легиона» Алексея Булгакова. Но руководству Moroz Records не понравился новый вокалист. Кипелова удалось убедить вернуться для записи пластинки (точнее, CD – это первый альбом «Арии», вышедший на этом носителе), ну а место Маврина занял Сергей Тереньтев, который оказался не только хорошим гитаристом, но и поэтом. Несколько его композиций вошли в альбом «Генератор зла» («Дьявольский зной», «Грязь»).


Во время концертного тура в поддержку «Генератора зла» место за барабанами вновь занял Максим Удалов (Манякин сломал руку).

Ария – Потерянный рай

Выпуск альбома «Химера» (2001) проходил в нервозной обстановке. Отношения между участниками группы трещали по швам. Конфликт привел к тому, что музыканты записывали свои песни и партии к ним по отдельности (за исключением песни «Химера», написанной Кипеловым и Холстининым в соавторстве). Весной 2002 года Кипелов объявил об уходе. 31 августа музыканты отыграли прощальный концерт в Лужниках, затем Валерий с Терентьевым и Манякиным вышли из состава «Арии».


«Ветераны» Холстинин и Дубинин начали искать новых музыкантов. Так в составе появились новые-старые лица: вместо Кипелова теперь солировал Артур Беркут, а за ударные вернулся Максим Удалов. Гитаристом стал Сергей Попов.

В 2003 году вышел альбом «Крещение огнём», кроме того, «Ария» отпраздновала долгожданную победу в «Чартовой дюжине» с песней «Колизей», первым синглом после распада группы. Клип на песню явно был вдохновлен фильмом «Гладиатор », но при иронизировал над современностью: сытые патриции сравнивались с владельцами звукозаписывающих лейблов, а плюющая и беснующаяся толпа – со слушателями. Холстинин признавался, что композиция и видеоряд во многом автобиографичны:

Мы столкнулись с предательством своих друзей и поклонников, в то же время с поддержкой. В общем, у нас был тяжёлый период, поэтому это довольно автобиографичная история.

В целом, новый альбом, в котором преобладала военная тематика, пришелся по душе и поклонникам коллектива, и критикам.

Ария – Колизей

На 2006 год пришлись два знаменательных события: новый альбом «Армагдеддон», продолжавший «военную» линию и 20-летие «Арии». В масштабном юбилейном туре приняли участие все бывшие музыканты «Арии», кроме Валерия Кипелова. В качестве подарка коллеги-рокеры в лице Вадима и Глеба Самойловых,

«Классическая Ария» – как это было

После альбома «Через все времена» (2014) «Ария» сосредоточилась на праздновании юбилея группы, а также на совместных и экспериментальных проектах, например, выступали с симфоническим оркестром в туре под названием «Симфоническая ария» (2016).

Скандалы

У «Арии» довольно часто меняется состав, а бывшие музыканты уходят из коллектива, но не со сцены. Они продолжают исполнять песни группы, что не нравится их коллегам и вызывает споры, как общественные и личные, так и судебные. Например, в 2013 году представители «Арии» подали иск против Артура Беркута за использование на своих концертах композиций «Потерянный рай», «Воля или разум», «Улица роз» и прочих, потребовав с него 840 тысяч рублей.

Дискография

  • «Мания величия» (1985)
  • «С кем ты?» (1986)
  • «Герой асфальта» (1988)
  • «Игра с огнём» (1990)
  • «Кровь за кровь» (1991)
  • «Ночь короче дня» (1995)
  • «Генератор дня» (1998)
  • «Химера» (2001)
  • «Крещение огнём» (2003)
  • «Армагеддон» (2006)
  • «Феникс» (2011)
  • «Через все времена» (2014)

Группа «Ария» сейчас

В 2018 году группа выступила на фестивале «Нашествие», который пропускала на протяжении пяти лет по разным причинам. Музыканты не просто исполнили новые и старые песни, но и устроили на сцене настоящее пиротехническое шоу. На ноябрь группа анонсировала выход нового, тринадцатого альбома «Проклятье морей».


играющая в жанре хеви-метал.

«Ария» является одной из старейших и самых успешных метал-групп России, музыка которой выдержана в стиле групп новой волны британского хеви-металла. Лауреат премии Fuzz 2007 года как лучшая live-группа. Её участниками были образованы многие другие известные группы («Мастер», «Кипелов», «Маврин», «Артерия»), которые вместе составляют плеяду, называемую «семейка Арии».

Предыстория

Будущие музыканты «Арии» Виталий Дубинин и Владимир Холстинин познакомились во время учёбы в МЭИ, где создали любительскую рок-группу «Волшебные Сумерки». Дубинин поначалу был поющим басистом, потом на роль вокалиста был приглашён Артур Беркут. В 1982 году Дубинин покинул группу, чтобы закончить образование. Вскоре Беркут получил приглашение на место вокалиста в популярной арт-рок группе «Автограф», и «Волшебные Сумерки» распались.

Холстинин вместе с бас-гитаристом Аликом Грановским стали участниками группы «Альфа», исполнявшей хард-рок. Группа просуществовала всего несколько лет. В период борьбы с самодеятельными коллективами в 1982-84, музыканты вынуждены были искать работу в официальных ВИА. Холстинин, Дубинин и Грановский присоединились к ВИА «Поющие сердца» в 1985 году. Туда же из распавшегося ВИА «Лейся, песня» перешёл Валерий Кипелов. Дубинин покинул группу «Поющие Сердца» спустя несколько месяцев, чтобы учиться на вокалиста в Академии им. Гнесиных.

Ранняя история

Играя в «Поющих сердцах», Холстинин и Грановский параллельно создали сайд-проект: группу, которая должна была исполнять хеви-метал. Менеджером и художественным руководителем нового коллектива стал Виктор Векштейн, директор «Поющих сердец», который предоставил музыкантам свою студию. Название группы придумал Холстинин.
Владимир Холстинин:
… название я придумал, прочитав Словарь Иностранных Слов толщиной с руку. Ушло на это три дня, все названия, которые мне нравились, я выписывал на листок, потом обдумывал. Пытался составлять названия из двух слов и т. д. Мне хотелось, чтобы название легко скандировалось, чтобы его не надо было переводить на английский, хотелось, чтобы оно начиналось на букву «А» (первая буква алфавита, не забывайте про «манию величия» и чтобы было со скрытым смыслом.

Благодаря этому музыкантов и поклонников группы впоследствии стали называть «арийцами». Векштейн , Холстинин и Грановский начали подбирать состав группы. В этот период в него пробовались гитарист Сергей Потёмкин (экс-«Альфа»), вокалист Николай Носков (затем - в «Парке Горького»), клавишник Александр Мясников (экс-«Акцент») В феврале 1985 постоянным вокалистом Арии был утверждён Валерий Кипелов (экс-«Лейся, песня»). Ударником стал звукоинженер «Поющих сердец» Александр Львов , клавишником и бэк-вокалистом - Кирилл Покровский .

Днем рождения группы сами музыканты называют 31 октября 1985 года, когда была закончена работа над первым студийным альбомом «Мания величия». Материал, выпущенный самиздатом на магнитной кассете, представлял собой традиционный хеви-метал в духе модных в то время английских и американских групп типа Iron Maiden и Black Sabbath. Альбом был записан лишь с одним гитаристом в составе - Холстининым. Для концертной деятельности был приглашён второй гитарист, Андрей Большаков (экс-«Зигзаг», экс-«Коктейль»). Кроме того, Игорь Молчанов (экс-«Альфа») заменил за ударными Львова, оставшегося звукооператором группы.

Первый концерт Арии прошёл в ДК МАИ 5 февраля 1986 года, на разогреве у самих себя в качестве «Поющих сердец». В том же году группа, уже сольно, приняла участие в фестивалях «Рок-панорама-86» и «Литуаника-86». На фестивалях группа была встречена одобрительно и сразу завоевала несколько премий и некоторую андеграундную популярность.

Второй альбом Арии, «С кем ты?», был записан в следующем году. Он отличался от первого утяжелённым звучанием. Большая часть композиций была написана Большаковым, поклонником Judas Priest, под влиянием стиля этой группы. Автором текстов к большинству песен (кроме «Без тебя» - Маргарита Пушкина - и инструментальной «Память о…») был Александр Елин, с чем связана остро-социальная и антивоенная тематика альбома («Воля и разум», «Встань, страх преодолей», «С кем ты?», «Игры не для нас»). Бывший барабанщик группы Александр Львов снова выступил в роли звукоинженера.

После ряда аншлаговых концертов в «Арии» происходит конфликт между новым гитаристом Андреем Большаковым и менеджером Виктором Векштейном. Большая часть группы, кроме Холстинина и Кипелова, встаёт на сторону Андрея и разрывает отношения с Векштейном, но Виктор сохраняет права на название. Грановский, Большаков, Молчанов и Покровский создают группу «Мастер» и в 1987 году выпускают дебютный одноимённый альбом, содержащий в том числе несколько песен, написанных ими для Арии.

Состав с Мавриным

Валерий Кипелов и Владимир Холстинин остаются в «Арии». В коллектив приглашают басиста Виталия Дубинина, который играл с Холстининым и Артуром Беркутом в «Волшебных сумерках» и «Альфе» ещё в начале 80-х, а также гитариста Сергея Маврина и барабанщика Максима Удалова (оба - экс-«Чёрный кофе» и «Металлаккорд»).

В 1988 году новый состав Арии записывает альбом, который первоначально должен был называться «На службе силы зла». Это был первый альбом, выпущенный государственным монополистом компанией «Мелодия», поэтому в него были внесены значительные изменения: альбом был переименован в «Герой асфальта» и обложка изменена соответственно, некоторые тексты подвергнуты цензуре. В конечный вариант альбома не вошла, из-за объёма пластинки, композиция «Дай руку мне» - позже она была издана на сборниках Арии «Штиль» и «Легенды русского рока». Тираж третьего альбома на виниле составил более 1 000 000 экземпляров и разошёлся за несколько месяцев. Диск считается одним из лучших в истории группы, его часто включают в число «классических» для «Арии». На песню «Улица Роз» был снят первый в истории группы видеоклип.

В течение 1987-88 годов Ария совершает гастрольный тур по всему СССР и первую поездку за рубеж, в Германию, где выступает на фестивале «Дни Стены» в Берлине. Газеты называют Арию «русским Iron Maiden» и «казаками с гитарами».

В это время отношения участников группы с менеджером снова и окончательно испортились. Музыканты настаивали на записи нового альбома, в то время как Векштейн требовал все новых концертных туров. В октябре 1988 года по причине конфликта «Арию» покидает Удалов и в ноябре вместо него приглашают Александра Манякина. В то время Удалов же остаётся в группе звукоинженером. В 1989 году группа выпускает очередной альбом под названием «Игра с огнём» с Юрием Фишкиным в качестве менеджера. Тираж альбома на грампластинках составил 850 000 экземпляров. Виктор Векштейн сохранил формальные права на название, из-за чего группа весь год выступала как «Ария-89». Однако Виктор так и не предъявил группе претензий на название, а через год погиб.

В начале 90-х годов из-за экономического кризиса группа испытала спад в своей деятельности, резко снизив количество концертов. Музыканты вынуждены искать дополнительные источники заработка. Кипелов в этот период подрабатывал сторожем, Холстинин - частным извозом. В 1990 году Дубинин и Маврин подписывают контракт с группой «Lion Heart» и на время уезжают в Мюнхен (в составе группы их заменяли сессионные Горбатиков и Булкин), но возвращаются в группу в августе. После празднования пятилетнего юбилея и нескольких живых концертов группа начинает работать над своим пятым альбомом «Кровь за кровь», который был выпущен в 1991 году.

В 1994 году была основана своя собственная студия «ARIA Records» и подписан пятилетний контракт с компанией «Moroz Records». На этом лейбле летом 1994 года были переизданы первые пять альбомов группы, включая ранние, неизданные, «Мания величия» и «С кем ты?». Оформление альбомов выполнил художник Василий Гаврилов.

«Смутное время»: второй раскол

В сентябре 1994 года был совершён двухнедельный тур по Германии в семи городах, включая выступление в берлинском Hard Rock Cafe. По вине организаторов, тур проходил в ужасных условиях и не принес «арийцам» ни копейки. Скандал с организаторами отразился и на положении дел в группе.

После окончания тура Валерий Кипелов фактически покинул группу: перестал появляться на репетициях и записи альбома в студии, и провёл несколько концертов с группой «Мастер». В декабре Алексей Булгаков (вокалист и лидер «Легиона») пробовался как замена Кипелову. В январе 1995 года Сергей Маврин покинул коллектив, заявив, что отказывается продолжать выступления без Кипелова. На место Маврина, сначала как сессионный музыкант, был приглашён Сергей Терентьев, впоследствии он стал постоянным членом группы.

Кипелов и Маврин несколько месяцев выступали вдвоём с программой «Назад в Будущее» с кавер-версиями песен иностранных рок-групп (Slade, Black Sabbath и др.), а также песнями «Арии». Существует бутлег одного из таких таких концертов. Но проект не увенчался успехом, и в конце 1995 Кипелов вернулся в Арию под угрозой санкций за срыв договора со стороны компании Moroz Records. Он записал вокальные партии для нового альбома «Ночь короче дня», выпущенного в сентябре 1995 года. «Ария» провела серию концертов в московском регионе с Сергеем Задорой в качестве нового менеджера, записав концертный альбом «Сделано в России», ставшим лидером чартов.

В 1997 году Кипелов и Маврин вновь объединили усилия, записав в дуэте альбом «Смутное время», в котором принял участие и Алик Грановский. Дубинин и Холстинин записали свой собственный, названный «АвАрия», где Виталий принимал участие также и в качестве вокалиста.

Состав с Терентьевым

Сергей Терентьев, сперва просто заменявший Маврина, вскоре закрепился в постоянном составе группы и начал активно писать песни. В 1998 году Ария выпустила «Генератор зла», где впервые присутствовали песни Терентьева и впервые не были указаны продюсеры (продюсерами предыдущих альбомов были Дубинин и Холстинин). Тур в поддержку альбома едва не был сорван из-за аварии, в которую попал ударник Манякин, поэтому в течение полугода его заменял Максим Удалов.

В 1999 году вышла книга «Ария. Легенда о Динозавре», авторы которой - Дилан Трой, Маргарита Пушкина и Виктор Троегубов - попытались написать «реалистичную» биографию группы, в которой повышенное внимание уделялось конфликтам между музыкантами и разнообразным курьёзам. В 2002 вышла ещё одна книга о группе «Ария Маргариты» Маргариты Пушкиной, где, кроме истории группы, рассказывались подробности написания Пушкиной текстов.

До конца 1990-х годов песни «Арии» редко транслировались по центральным радиостанциям. Первым решило включить «Арию» в регулярную ротацию «Наше радио» во главе с Михаилом Козыревым. Уже в 2000 году сингл «Потерянный рай», принёс группе успех в чарте «Нашего радио», а клип на эту песню впервые вывел группу на канал MTV Россия. Общий формат как «Нашего радио», так и MTV Россия был ориентирован на широкий круг слушателей и в целом был весьма далёк от рок-музыки 80-х, в стиле которой группа продолжала играть. Тем не менее, ротация на этих медиаресурсах позволила группе снова добиться популярности и приобрести поклонников среди нового поколения слушателей.

В это время «лицом» группы стал Валерий Кипелов, дававший интервью от имени всего коллектива. В 2001 году Ария выпустила альбом «Химера», на обложке которого впервые появляется талисман группы - Жорик, придуманный художником Лео Хао. Песни «Штиль», «Небо Тебя Найдёт» и «Осколок Льда», сразу же попадавшие в ротацию радиостанций, повторили успех «Потерянного рая». В поддержку альбома Ария провела тур с участием Удо Диркшнайдера в качестве гостя. Группа стала хедлайнером фестиваля «Нашествие-2001», где выступала вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, дирижёра, известного оригинальной внешностью и экспрессивным поведением, подходящими для рок-шоу. В 2002 году группа совершила тур с «Глобалисом», который получил название «Классическая Ария».


Судный день

В конце 2001 года напряжение во взаимоотношениях между музыкантами нарастало. По словам Валерия Кипелова, нездоровая атмосфера в группе была уже во время записи альбома «Химера», где каждый автор записывал и сводил свои песни отдельно. Он предложил Дубинину и Холстинину на время приостановить деятельность группы и заняться сольным творчеством. Те отказались, так как материал для нового альбома был уже почти готов. Тогда Кипелов отказался от участия в записи альбома. Сергей Терентьев, Александр Манякин и менеджер группы Рина Ли поддержали Кипелова, выступив против двух лидеров группы и продюсеров Юрия Соколова и Сергея Шуняева. Дубинин и Холстинин, в свою очередь, обвинили Кипелова в срыве записи альбома и издания старых альбомов в Германии, а также менеджера группы Рину Ли - в том, что она подбила Терентьева и Манякина на разрыв с группой.

Возникал также вопрос о правах на название «Ария». Кипелов в интервью заявлял о неком «джентльменском соглашении» о том, что никто не будет использовать его в дальнейшей карьере. Он также приписывал коллегам планы выступать под названием «Химера», в честь последнего альбома. Дубинин и Холстинин категорически отвергали такие намерения, настаивая, что права на название принадлежат им, и что этот вопрос был урегулирован - по словам Дубинина «мы с ним решали какие-то вопросы, касающиеся названия, Валера был в курсе всего». «На переговорах у Шуняева мы предложили Валере стать совладельцем названия». Группа под названием «Химера» действительно была основана в 2002 году при поддержке Александра Елина и «арийцев», но никто из них никогда не выступал в её составе. В то же время вокалист «Химеры», Андрей Храмов, провёл один концерт с Дубининым, Холстининым и Удаловым, исполняя «арийские» песни.

Последним релизом старого состава был альбом редких треков и каверов «Штиль». В августе прошёл прощальный тур группы «Зелёная Миля». После финального концерта 31 августа 2002 года в Лужниках, который получил название «Судный день» (что дало имя произошедшему расколу), Кипелов, Терентьев и Манякин покинули Арию. На следующий день, включив в свой состав Сергея Маврина и Алексея Харькова, они объявили о создании новой группы под названием «Кипелов». Холстинин предпринял в сентябре попытку вернуть Кипелова в группу, Валерий приходил в студию на переговоры, но отказался воссоединяться без Терентьева и Манякина, которые не были приглашены.

Современный состав Арии

Несмотря на слухи о прекращении существования группы, в ноябре 2002 года был оглашён новый состав «Арии». Бывший музыкант «Мастера» Сергей Попов стал вторым гитаристом, Артур Беркут (экс-«Автограф», экс-«Маврик») был приглашён в качестве нового вокалиста, в «Арию» также вернулся барабанщик Максим Удалов. 5 декабря «Ария» выпустила сингл«Колизей», предшествовавший альбому «Крещение огнём». Релиз стал успешным, песни «Колизей», «Там, высоко» и «Крещение огнём» достигли первых мест в рок-чартах. Также был снят клип на песню «Колизей», транслировавшийся по MTV Россия и дошедший до первого места в хит-парадах канала. Однако часть старых фанатов не приняла смену вокалиста, считая, что голос Беркута не соответствует музыке «Арии».

Беркут и Холстинин приняли участие в «Эльфийской рукописи» (2004 г.), метал-опере группы «Эпидемия». Артур сыграл роль Ирдиса, эльфийского волшебника, в то время как Владимир сыграл на мандолине и выступил в роли продюсера оперы. В 2007 году Артур снова исполнил партию Ирдиса в продолжении оперы, «Эльфийская рукопись: Сказание на все времена», а также спел дуэтом с Кипеловым в проекте Маргариты Пушкиной «Династия посвящённых».

В 2005-06 годах Ария отметила свой двадцатилетний юбилей новым концертным туром, совместно с группой «Маврик». Бывшие участники группы были приглашены для участия в праздничном концерте в Лужниках. «Мастер» и Сергей Маврин откликнулись на приглашение, Кипелов же отказался из-за плотного графика собственного тура. За этот тур в 2007 году Ария была удостоена премии журнала Fuzz в номинации «Лучшая Live-группа года». «Юбилейная» версия песни «Воля и разум», записанная с участием Константина Кинчева, Вадима и Глеба Самойловых, Юрия Шевчука, Вячеслава Бутусова, а также Маврина и автора песни Большакова, добралась до первых строчек в «Чартовой дюжине».

В это же время музыканты подписали долгосрочный контракт с лейблом CD-Maximum, который, по их словам, предоставил более выгодные условия чем Moroz Records, с которым они сотрудничали последние десять лет. Следующий альбом «Арии», «Армагеддон», вышел в сентябре 2006 года. Для его создания группа пригласила двух новых авторов текстов - Нину Кокореву и Игоря «КЭШ» Лобанова (вокалист альтернативной группы Слот), а Беркут дебютировал как композитор. Песни «Чужой» и «Свет былой любви» возглавили «Чартову дюжину».

В 2007-2008 году Ария провела концертный тур, посвящённый 20-летию альбома «Герой асфальта». На заключительном концерте тура в Москве и Санкт-Петербурге приняли участие Кипелов и Маврин в качестве гостей (в том же году этот концерт был выпущен на DVD и CD). В ноябре 2008 года стартовал тур «Дай Жару», в котором прозвучали давно не исполнявшиеся и вообще не звучавшие в живую песни.

В 2009-2010 годах музыканты начали сочинять песни для нового альбома, выход которого ожидается в 2011 году. В ожидании альбома выпущен сингл «Поле битвы». Также вокалист группы Артур Беркут принимает участие в записи альбома «На подступах к небу» пермской хэви-металл группы «Виконт». Беркут исполнил партию Перуна в композиции «Две грозы».

В честь двадцати пятилетия группы в 2010 году был организован концерт «Ария Фест», на котором собрались все члены «семейки Арии».
Большая часть текстов группы написана поэтами Маргаритой Пушкиной и Александром Елиным.

27 июня 2011 г. было заявлено об уходе Артура Беркута из группы. Еще до этого заявления ходили слухи о возможном возвращении Валерия Кипелова, которые позже не подтвердились. Валерий Александрович заявил, что в Арию он не вернется. Виталий Дубинин позже сообщил, что вопрос о воссоединении обсуждался с Кипеловым два года назад, но тот отказался покинуть свою группу. Дубинин также сказал, что музыканты были вынуждены расстаться с Беркутом, поскольку им требовался вокалист несколько иного плана. Последний концерт с участием Беркута состоялся 31 августа в Рязани.

Состав с Житняковым

26 июля 2011 года было объявлено, что новый альбом будет называться «Феникс», а тур в его поддержку начнётся 15 октября. Песня «Поле битвы», выпущенная на сингле в 2009 году, в альбом не войдёт. Многими название альбома было воспринято как привязанное к событиям в группе (группа продолжит существовать без Беркута), а многими - как «символ возвращения» (имеется в виду Валерий Кипелов). Некоторые сочли название продолжением «Армагеддона» (после Армагеддона человечество возродилось). Сам Холстинин отрицает связь названия альбома с событиями в группе:
Песни для нашего нового альбома были отрепетированы и даже большей частью записаны ещё до перемен. Дело в том, что в юности мы с Виталием Дубининым вместе фанатели от группы Grand Funk Rail Road, у которой в 1972 году вышел потрясающий диск Phoenix. Мы переиграли огромное количество песен Grand Funk и всегда мечтали приблизиться к своим кумирам. Поэтому, когда Виталий С Маргаритой Пушкиной написали песню «Феникс», название альбома было предрешено.- Интерактив с Владимиром Холстининым на Официальном сайте группы

Интрига по поводу нового вокалиста Арии, участвующего в записи альбома разрешилась 16 сентября 2011 года. Им стал Михаил Житняков (вокалист группы «Гран-КуражЪ»), о чём было объявлено в студии «Нашего радио». Также в эфире прозвучала студийная версия песни «Бои без правил» (с грядущего альбома «Феникс») с вокалом Михаила, и была исполнена песня «Штиль» (альбом «Химера» 2001 года) под аккомпанемент двух акустических гитар.

Сам Михаил будучи ещё в составе группы «Гран-КуражЪ», записал кавер-версию на неизданную композицию «Вулкан» группы «Ария», для трибьют-альбома «A Tribute to Ария. XXV».

1 марта 2012 года на официальном сайте группы было объявлено о выходе альбома «Live in studio » со старыми песнями, заново исполненными новым вокалистом, Михаилом Житняковым. 1 апреля 2012 года на лейбле CD Land выходит альбом «Live in studio», автограф-сессия состоится в гипермаркете АШАН Гагаринский в 14.00.

В апреле 2012 года группа уезжала в турне по городам Германии, а после возвращения на Родину, выступила впервые обновлённым составом в Москве в клубе «Arena Moscow» 14 апреля 2012 года и в Санкт-Петербурге в клубе «ГлавКлуб» 21 апреля 2012 года. На московском концерте велась видеосъёмка официального DVD.

28 января 2013 года группа объявила о своём намерении в судебном порядке запретить Артуру Беркуту использовать в своих концертах и записях материал группы Ария за авторством Виталия Дубинина, Владимира Холстинина, Маргариты Пушкиной, Сергея Попова и Сергея Терентьева. Причиной такого решения стало то, что Беркут, по словам группы, сольно исполнял песни «Арии» на своих концертах без разрешения правообладателей.

В июне 2013 года музыканты приняли участие во втором рок-фестивале «Остров» в городе Архангельске.

23 августа 2013 года группа приняла участие в XVIII Международном Байк-Шоу «Севастополь - Сталинград» в Волгограде. 9 ноября группа провела «Ария-фест» - метал-фестиваль, на который были приглашены как русские группы (Чёрный Обелиск, Catharsis), так и иностранные (Rage, Sirenia и Symfomania).

В ноябре и декабре 2013 года группа впервые выступила в США и Канаде. Выступления прошли в Нью-Йорке (29.11.2013), Бостоне (30.11.2013), Торонто (01.12.2013).

В конце ноября 2014 года, группа выпустила очередной альбом «Через все времена», этот альбом стал уже двенадцатым по счёту. Михаил Житняков в новом альбоме дебютировал как композитор, написав, в соавторстве с Виталием Дубининым, музыку к песне «Точка невозврата». Новый альбом был выпущен лейблом М2БА 25 ноября 2014 года. С этого дня альбом был доступен в музыкальном магазине iTunes и 27 ноября вышел на физических носителях.

5 ноября 2014 стало известно, что Владимир Холстинин, вынужден временно приостановить своё участие в группе, из-за проблем со здоровьем, а его место временно займёт Михаил Бугаев. Об этом он объявил в своём обращении:

« Дорогие друзья!
Я сейчас прохожу курс лечения в клинике и не смогу участвовать в ближайших концертах. Временно мое место на сцене будет занимать гитарист группы Гран-КуражЪ Михаил Бугаев. Надеюсь он вам понравится и вы поддержите его. Обещаю в скором времени вернуться в строй.

Вклад в музыку

«Ария» стала первой (и, по мнению некоторых, единственной) общенационально известной и коммерчески успешной метал-группой в СССР и России. По опросам, «Ария» входит в десятку самых популярных рок-групп России. Успех «Арии» в немалой степени способствовал развитию соответствующего направления «тяжёлой» музыки в России. «Ария» - одна из немногих российских рок-групп, известных и гастролирующих за пределами бывшего СССР.

Стиль

Основным жанром «Арии» является традиционный хеви-метал в его «английской» школе («классический хеви-металл британского разлива», по выражению Дубинина): «галоповые» гитарные риффы, высокий пронзительный вокал, продолжительные гитарные соло. Группа начинала играть, подражая таким классикам метала, как Rainbow, Scorpions, Deep Purple, Iron Maiden (сами музыканты для себя особо выделяют влияние «Iron Maiden» и «Judas Priest» говоря: «В свое время эти две группы нам казались ориентирами»). Из-за этого критики обвиняли «Арию» в эпигонстве и неоригинальности, а также заимствовании музыкальных ходов у этих групп.

Виталий Дубинин в книге «Легенда о динозавре» отметил напевность и мелодизм вокальных линий песен «Арии», свойственные русской народной песенной традиции, что существенно отличает музыку группы от тех же Iron Maiden. Кроме того, на Арию оказала влияние классическая музыка. В некоторых композициях, например «Игра с огнём», «На службе силы зла» цитируются фрагменты из классических произведений Бородина, Паганини и др.

В последующие годы стиль группы стал более самостоятельным. По мнению бывшего гитариста группы, Большакова, своим успехом Ария обязана композиторскому таланту Виталия Дубинина: «Ведь все-таки главный композитор „Арии“ - Виталий Дубинин. Холстинин придумывает эффектные риффы, Дубинин же просто замечательный мелодист… Его мелодии смахивают на традиционные наши российские песни под гитару». Холстинин тоже признал, что группа использует «русские гармонические и мелодические обороты». Тогда же у «Арии» появилась склонность к лирическим рок-балладам, благодаря которым, во многом, группе удалось завоевать широкую известность. Баллады «Потерянный рай», «Штиль», «Осколок льда» транслировались радиостанциями, в то время как более «жёсткие» композиции по большей части оставались «неформатом».

Со сменой состава и приходом нового вокалиста в репертуаре «Арии» снова начали преобладать «тяжёлые» композиции, а также появились некоторые элементы пауэр-метала (однако сами музыканты отрицают причастность группы к этому жанру).

Средняя длина песен составляет около 4,5-6 минут. Самым коротким треком является «Мания Величия» - 1 минута 49 секунд, а самым длинным - «Игра с Огнём» - 9 минут 4 секунды.

Семейка Арии

Бывшими и действующими участниками Арии в разные годы был образован ряд сайд-проектов и полноценных групп. С легкой руки Сергея Маврина, эти группы называют по его циклу радиопередач о них: «Семейка Арии» (или «Семейка Ария»). В английском языке термин family применяется к группам, которые сопровождает большое количество связанных проектов (Deep Purple family, Black Sabbath family, Slipknot family).

К «семейке» относят :

Мастер - группа Алика Грановского, образовавшаяся после раскола в 1987 году. Андрей Большаков, сооснователь «Мастера», впоследствии покинул группу. В конце 1980-х была самым популярным в СССР исполнителем трэш-метала. Сергей Попов и Артур Беркут (сессионно), нынешние участники Арии, до этого побывали в составе «Мастера». Две группы неоднократно сотрудничали в различных проектах.

Маврин - сольный проект Сергея Маврина, основанный в мае 1998 году после успеха сайд-проекта «Смутное время». Маврин исполняет хэви-метал, более мелодичный и с некоторым влиянием прогрессив-метала. Артур Беркут был первым вокалистом этой группы.

Кипелов - группа под руководством Валерия Кипелова, отколовшаяся от Арии в 2002 году. В ее создании участвовали также Маврин, Терентьев и Манякин.

Артерия - проект Сергея Терентьева, основанный в 2004 году, после того, как Терентьев расстался с «Кипеловым».
Сольные альбомы «Смутное время» и «АвАрия», выпущенные в 1997 году.


Нынешний состав

  • Михаил Житняков - вокал (с 2011)
  • Владимир Холстинин - гитара (с 1985)
  • Сергей Попов - гитара (с 2002)
  • Виталий Дубинин - бас-гитара, бэк-вокал, реже вокал (с 1987)
  • Максим Удалов - ударные (1987-1988, 1998, с 2002)

Бывшие участники

  • Артур Беркут - вокал (2002-2011)
  • Валерий Кипелов - вокал (1985-2002)
  • Андрей Большаков - гитара (1985-1986)
  • Сергей Маврин - гитара (1987-1995)
  • Сергей Терентьев - гитара (1995-2002)
  • Алик Грановский - бас-гитара (1985-1986)
  • Александр Львов - ударные (1985)
  • Игорь Молчанов - ударные (1985-1986)
  • Александр Манякин - ударные (1988-2002)
  • Кирилл Покровский - клавишные (1985-1986)

Сессионные участники

  • Дмитрий Горбатиков - гитара (1990, временно заменял Маврина)
  • Алексей Булкин - бас-гитара (1990, временно заменял Дубинина)
  • Алексей Булгаков - вокал (1994, заменял Кипелова, записал 6 песен на демо-диск)
  • Евгений Шидловский - клавишные (до 2002)
  • Александр "Змей" Цветков - клавишные (2006-2008)