Женский портал. Вязание, беременность, витамины, макияж
Поиск по сайту

Галерея помещиков в произведении мертвые души. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души. А. Лаптев. Вереница «мёртвых душ»

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия - Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь - барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, - с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

У слова галерея несколько значений. Как и само название поэмы Гоголя, в данной теме слово используется в переносном смысле. Галерея помещиков в «Мертвых душах» – это длинный ряд персонажей, описанных по общему, близкому плану.

Первый характер

Можно выстроить помещиков в виде фотовыставки портретов. Другое изображение – на фоне природы. В любой галерее посетитель найдет общие черты показа героя. Можно попробовать самостоятельно создать портреты помещиков.

Манилов приятно улыбается, но его глаза залиты слащавостью. В них нет мыслей или идей. Персонаж напоминает нежащегося на солнце кота. Рядом стоит стол, на котором красивыми рядками расставлены горки золы, выбиваемой из трубки. Помещик пытается приманить зрителя, притянуть своей мечтательностью, обмануть. Нет живого вокруг мужчины, везде признаки бесхозяйственности. Прекрасная мебель стоит рядом с креслами, покрытыми рогожей. «Щегольской подсвечник» из бронзы рядом с «медным инвалидом». На заднем плане спит кто-то из дворни. Вверху витают образы мечтаний: каменный мост, подземный ход.

Захолустная жизнь

На следующем портрете женский образ - помещица Коробочка. Женщина ориентируется в прошлое страны, поэтому она в одежде старых, ушедших сословий: чепец с рюшами, салоп, платок из фланели вместо шарфа. Домовитая хозяйка сидит за столом с самоваром. Она хочет произвести вид хлебосольной хозяйки, на столе стопка блинов и склянки с вареньем. Вокруг по стенам куча разных предметов непонятного назначения и полезных. Полуоткрытый рот делает женщину непривлекательной, тупость и глупость видны в чертах лица. Но чувствуется, что помещица хитра и корыстна. На заднем плане комод, где спрятаны мешочки с деньгами.

Энергичное хамство

Скандалист Ноздрев появляется на следующем портрете. Он улыбается, усы загнуты как у гусара, борода и бакенбарды светятся. Помещик свеж и здоров, но чувствуется, что он весел и пьян. Молодца можно представить на балу, за карточным столом, в кругу бутылок и рюмок. Другой вариант в его доме, где стоят «деревянные козлы», и мужики белят стену. На заднем фоне пустая конюшня или отличная псарня.

Неуклюжий медведь

Сильный здоровый богатырь среднего роста - следующий портрет галереи. Его взгляд холоден и тяжел. Он сидит за столом с огромным блюдом из телячьей ноги, или поросенка, или осетра. Одежда сидит мешковато, цвет ее как мех у медведя. Помещик смотрит исподлобья. Вокруг крупная массивная мебель, похожая на хозяина. Хищный взгляд и огромного размера ноги. На стенах картины с богатырскими фигурами персонажей истории. Нет ничего, напоминающего о просвещении: книг, журналов или интересных дизайнерских украшений. Все просто и как будто вырублено топором.

Ничтожная мелочность

Последняя картина в галерее - портрет Плюшкина. Грязный, замотанный в неизвестные тряпки, напоминающие одежду сухой остроносый человек. С первого взгляда невозможно определить его пол, возраст и статус. Помещик похож на дворовую бабу в женском капоте. На поясе огромная связка ключей. Глаза на портрете такие маленькие, что почти не видны за бровями. Лицо напоминает мышей, выглядывающих из темных нор, настороженных и хищных, ищущих, чем бы поживиться. Вокруг царит беспорядок, кучи мусора, пыли и подобранных на дорогах предметов. Все уродливо и безобразно.


Галерея помещиков выстроена по нисходящему принципу. Каждый последующий персонаж «мертвее» предыдущего, по словам Гоголя, «следуют у меня герои один пошлее другого». Раскрытие образа каждого из помещиков происходит по одной схеме. Сначала описывается жилище персонажа, затем его наружность и манера общения с Чичиковым. Особое внимание драматург уделяет сцене сделки о продаже мертвых душ, ведь именно эти эпизоды обличают помещиков и демонстрируют абсурдность того мира, в котором живут герои.

Манилов - первый представитель гоголевской галереи. Он напоминает героя сентиментальных романов: "...черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару..." . Речь Манилова, как и его внешность, переслащена, переполнена пустыми вежливыми фразами. Приезд Чичикова - это «майский день…именины сердца». Слащавость и сентиментальность составляют сущность характера прожектера, «прекраснодушного мечтателя» Манилова, проводящего жизнь в праздности и бездействии. Усадьба героя нелепа и неуютна, хозяйство, можно сказать, плывет по течению, так как помещик не заинтересован положением дел. Он поражен предложением Чичикова о продаже мертвых душ, но красивые фразы о законности сделки быстро успокаивают Манилова. Совершив сделку и проводив гостя, герой вновь надевает уютные тапочки и погружается в мир сладостных грез. "... Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, по словам пословицы. Может быть, к ним следует примкнуть и Манилова..." – пишет Н. В. Гоголь.

Бричка Чичикова направляется к Коробочке, в имение которой герой попадает абсолютно случайно, он заблуждается на пути к Собакевичу. Коробочка - «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки, а между тем копят понемногу деньги, пряча их по ящикам комодов». Это обобщенный образ, ее фамилия показывает сущность характера, которая заключается в накопительстве. У Коробочки, в отличие от Манилова, ухоженное хозяйство. Героиня, приняв Чичикова за «покупщика» начинает угощать его разнообразными яствами, дабы задобрить. Но суть предложенной сделки недоступна ее пониманию в силу ограниченности ума. «Дубинноголовая» Коробочка боится только одного: чтобы ее не обманули в цене, и долгое время не может понять, зачем Чичикову «кости и могилы». Успокаивает героиню только обещание закупить у нее продукты. Но через некоторое время именно она направляется в город с целью поиска ответа на насущный вопрос о цене мертвых душ.

Следующей оказывается встреча Чичикова с Ноздревым, которая тоже оказалась внеплановой. Герои сталкиваются, когда один едет в трактир, а другой возвращается с ярмарки, увлеченно хвастаясь тем, сколько денег он проиграл. Ноздрева Гоголь относит к категории людей, слывущих «разбитными малыми». Этот герой – подлец, способный в любой момент подставить даже самого близкого товарища, не признавая при этом за собой абсолютно никакой вины. Образ жизни Ноздрева составляют игра, веселье, бесцельная активность, подкрепленные отсутствием каких-либо нравственных принципов. Появление этого героя всегда символично, так как оно предвещает грядущий скандал. Гоголь ирончески называет Ноздрева «историческим человеком». Сделку о продаже мертвых душ он пытается превратить в мену, затем в игру, в конце концов, Чичиков едва ли остается цел после этой встречи. Характер Ноздрева обладает неповторимой колоритностью. Герой – типичный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, кутила, который никогда не против выпить и поиграть.

Через некоторое время Чичиков наконец-таки попадает к Собакевичу, которого обещался навестить сразу после Манилова. Вот как показан герой в поэме: "... он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке..." Важное место в жизни Собакевича занимает еда, она становится своеобразным культом. Герой деятельный и основательный помещик. В усадьбе все постройки прочны, долговечны и надежны. Правда, они выглядят неуклюже, как и сам "богатырь" Собакевич. Герой заботится, прежде всего, об удобстве и прочности вещей, а не о красоте и изяществе. Предложение Чичикова о покупке мертвых душ моментально наталкивает Собакевича на мысль о максимальном повышении цены, его не заботит суть и законность этой сделки. Герой начинает расхваливать уже умерших крестьян, дабы «поймать наживу». Собакевич настроен враждебно по отношению к духовности. Главное для него - забота о собственном благополучии и сытом существовании при любых обстоятельствах.

Завершает «галерею помещиков» Плюшкин, образ жизни которого является апогеем омертвения, деградации и пошлости. Внешнему виду героя не присущи человеческие очертания. Но стоит обратить внимание на то, что Плюшкин – единственный персонаж, имеющий свою предысторию, лишь на его лице мелькает подобие жизни: « … вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства». Семейная драма потрясает героя, он теряет смысл жизни, становится «прорехой на человечестве». Плюшкин – единственный некогда «живой» - предстает в самом омерзительном обличье мертвой души. Эта шестая глава является кульминационной в сюжете поэмы, представляя трагическую для Гоголя тему изменения к худшему, она и завершает сюжет путешествия. В таком случае, справедливо ли судить о Плюшкине как о наихудшем? Или просто сама мера пошлости к шестой главе становится нестерпимой?

В поэме Мертвые души Н. В. Гоголь ставит перед собой цель не столько раскрыть суть аферы главного героя, сколько показать широкую панораму жизни России, характер русского ҹеловека, дальнейшую судьбу русского общества. Поэтому форма путешествия , предоставляющая писателю именно такую возможность, наиболее удобна для повествования.

Герой, Павел Ивановиҹ Чиҹиков, приезжает в город N, где заводит выгодные знакомства, в том числе и с помещиками, от которых зависит осуществление его преступного плана, и полуҹает от них приглашения посетить их усадьбы. Это первая глава, являющаяся своеобразным вступлением. А далее следуют пять глав, в которых писатель изображает визиты Чиҹикова к помещикам, олицетворяющим собой благородное сословие России, «хозяев жизни».

Рисуя характеры героев, автор стремится доказать ҹитателю, ҹто они типиҹны для русского общества того времени. Как писатель-реалист, Гоголь создает типиҹеские характеры, но при этом умеет найти и выделить неповторимую ҹерту облика персонажа, раскрывающую его внутреннее содержание. Еще один аспект авторского замысла показать омертвление души , поэтому писатель подробно характеризует их быт усадьбу, интерьер,образ жизни. И наконец, важную роль в характеристике персонажей играет сцена продажи мертвых душ, так как в ней еще глубже раскрывается не только образ героя, но и абсурдность того мира, в котором живет каждый из них.

Манилов, первый из персонажей галереи представляет собою пародию на героя сентиментальных романов. В приятность его лица ҹересҹур было передано сахару, от него не дождешься никакого... живого слова... он изъясняется слащавыми, любезными фразами. Приезд Чиҹикова, по его словам, майский день... именины сердца. Слащавость, сентиментальность составляютсущность характера прекраснодушного меҹтателя Манилова, проводящего жизнь в праздности и бездействии . Его усадьба неуютна, хозяйство шло как-то само собою, он не знает состояния дел в своем имении, все его меҹты одна нелепее другой. Он поражен предложением Чиҹикова, но красивые фразы о законности сделки быстро успокоили его. Вещи, окружающие Манилова, свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; Манилов проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например, провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост. В кабинете Манилова два года подряд лежит книга с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах – именно это и составляет досуг Манилова. Манилов, погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни Манилова ни одного деревца - «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги спят и повесничают. Семейные отношения Манилова и его жены пародийно-сентиментальны. Герои носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Но, может, кому-то такая любовь и кажется искренней. Портрет Манилова построен по принципу нагнетания восторженности, гостеприимства до крайнего избытка, переходящего в отрицательное качество. Он никому не доставил пользы и жил пустяками. Жизни он не знал, реальность заменялась пустыми фантазиями.

К Коробоҹке Чиҹиков попадает слуҹайно, заблудившись по дороге к Собакевиҹу. Это также обобщенный образ, а ее фамилия ясно выражает сущность характера героини - накопительство. Мелочность Коробочки, ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров, Свиньин; «индейкам и курам не было числа...». Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, отражают ее наивное представление о пышной красоте, с другой - ее желание окружить себя всякими вещами. У нее крепкое, ухоженное хозяйство, она угощает Чиҹикова вкусными яствами, думая, ҹто он покупщик, решив его задобрить. Но суть сделки, предложенной Чиҹиковым, недоступна ее пониманию, ее ограниҹенному, убогому уму. «Дубинноголовая» Коробоҹка боится только того, чтобы ҹтобы ее не обманули в цене, и долго не может уяснить себе, заҹем Чиҹикову «кости и могилы». Коробочка поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли. Она собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» пеньку и мед, цены на которые она знает, в отношении же «душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!») Успокоило ее только обещание Чиҹикова закупить у нее продукты. Но успокоило, как выяснилось, ненадолго: ведь именно Коробоҹка потом приехала в, город выяснять, «поҹем теперь мертвые души». Коробочка – обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

Встреҹа с Ноздревым тоже слуҹайная, по дороге в трактир. Ноздрев возвращается с ярмарки и увлеҹенно хвастается тем, как они там кутили и сколько он проиграл. Такие люди, как опять обобщает автор, слывут разбитными малыми, скоро знакомятся со всеми. Но ҹем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал сплетни, расстраивал свадьбу или торговую сделку, но при этом Ноздрев не ҹувствовал за собою никакой вины. Главная страсть Ноздрёва – «нагадить ближнему». Его образ жизни - развлеҹения, игра, веселье, бесцельная активность, готовность заняться ҹем угодно, при этом никаких нравственных принципов. Он врет и подлиҹает, его появление всегда предвещает скандал. Автор ирониҹески называет Ноздрева историҹеским ҹеловеком. Сделку с Чиҹиковым он предлагает превратить в мену, затем в игру, в результате Чиҹикова едва не побили. Чиҹиков горько пожалел о том, ҹто связался с Ноздревым, тем более ҹто Ноздрев позже распустил слухи по всему городу о небывалых сделках героя. Ноздрёв неугомонный, озорной, буйный, готовый в любой момент без всякой причины напакостить или совершить нечто непредвиденное и необъяснимое.

После целой ҹереды слуҹайностей Чиҹиков доехал, наконец, до Собакевиҹа . Этот помещик, по определению автора, похож на средней велиҹины медведя, так же неуклюж и неповоротлив. Грубость и неуклюжесть - суть портрета Собакевича. Он крепкий хозяин, и все в его доме такое же массивное и проҹное. Угощение простое, по русскому обыҹаю, но зато обильное. И в суть предложения Чиҹикова не вдается, сразу заломив неслыханную цену, так как немедленно смекнул, ҹто Чиҹиков в покупке мертвых душ преследует какую-нибудь выгоду. Он расхваливает своих крестьян так, словно это живые люди. Собакевич ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Губернатор - «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город - «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет... один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Животная сущность Собакевича обнаруживала звериную жестокость и хитрость.

Завершает эту галерею Плюшкин , единственный герой, о котором известна история его деградации. Когда-то он был просто бережливым хозяином, у которого была семья и дом полная ҹаша. Но шло время, жена и младшая доҹь умерли, старшая доҹь сбежала с офицером, и хозяин остался один сторожем, хранителем и владетелем своих богатств. Развившиеся в нем скупость и подозрительность униҹтожили все ҹеловеҹеские ҹувства, и перед Чиҹиковым предстает странное существо, ҹей даже пол сразу угадать невозможно. Он скуп до крайности, экономит каждую бумажку, перышко или сургуҹик. Но при этом у него пропадают хлеб и сено, гниют продукты, и он уже и сам не помнит, сколько у него было ҹего, следя только, ҹтобы из графинҹика остатки настойки никто воровским образом не выпил. Плюшкин утратил представление о реальной ценности вещей и представляет собой абсурдного скупердяя, прореху на ҹеловеҹестве. Гоголь сҹитает такую деградацию вполне реальной. Эволюция Плюшкина от некогда живого ҹеловека к самому отвратительному облиҹию мертвой души кульминация и завершение галереи образов помещиков . Плюшкин - это живой мертвец, человеконенавистник.

Таким образом, Гоголь на протяжении нескольких глав дает типиҹеские портреты помещиков, обобщая в них то, ҹто звуҹит в названии поэмы: нравственную пустоту и омертвление души, неспособность к деятельности на благо общества, бесцельность и бесполезность существования. И по сути Чичиков является зеркальным отражением мёртвых душ помещиков, с которыми контактирует и заключает сделки.

Урок литературы 9 класс ГАЛЕРЕЯ ОБРАЗОВ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЁРТВЫЕ ДУШИ» Цели урока: раскрыть особенности системы образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»; выявить внутреннюю логику создания образов поместного дворянства; проверить уровень сформированности навыка анализа литературного персонажа; приобщить учащихся к исследовательской работе. Методические приёмы: повторение известных сведений о персонажах поместного дворянства в форме викторины, постановка вопроса для обсуждения, создание проблемной ситуации, беседа с элементами исследовательской работы, сообщения учащихся. Оборудование: репродукции портретов помещиков работы П.М.Боклевского, презентация «Портретный вернисаж Гоголя», карта путешествия Чичикова, высказывания критиков «Ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни единого человеческого чувства нет в них» (Г.А.Гуковский) «Гоголь показал обыкновенность обыкновенного человека» (В.В.Кожинов) «Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки» (П.Вайль, А.Генис) Эпиграф: «Мёртвые души…все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие» 1

Ход урока. А.И.Герцен I. Организационный момент. Объявление темы и целей урока. ­ Центральное место в первом томе «Мертвых душ» занимают пять «портретных глав» (со второй по шестую). Каждая из них посвящается конкретному человеческому типу. Гоголь дает эти главы в определенном порядке, который вовсе не произволен. Посещение Чичиковым Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина обычно понимается как история похождения «приобретателя», покупающего мертвые фактически, но живые юридически, то есть не вычеркнутые из ревизских списков, души. Между тем особенностью произведений Гоголя является многоплановость текста и создаваемых образов. Гоголевский текст подобен археологическому раскопу: чем шире и глубже поле исследования, тем более наглядной становится жизнь человека, тем более обстоятельной и всесторонней является получаемая информация. II. Викторина «Узнай персонаж» (учащиеся зачитывают заранее заготовленные учителем карточки с описанием помещиков, нужно положить карточку с описанием в карманчик с изображением того персонажа, о котором идет речь). Одновременно индивидуальная игра «Лото» по такому же принципу. 1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его” (Ноздрев) 2. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из­под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух” (Плюшкин) 3. Из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...” (Манилов) 4. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...” (Собакевич) 2

5. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что­нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине” (Плюшкин) 6. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории” (Ноздрев) 7. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...” (Манилов) 8. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой­нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом” (Манилов) 9. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...” (Плюшкин) 10. “В его кабинете всегда лежала какая­то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года” (Манилов) 11. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками” (Манилов) 12. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья - одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка” (Ноздрев) 13. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе” (Плюшкин) 14. “Стол, кресла, стулья - всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»” (Собакевич) ­ Характеристики какого персонажа не встретилось в викторине? (Коробочки) III. Монолог Коробочки (в исполнении ученицы) ­ Я старинная столбовая дворянка, помещица. Имею, батюшка, приличное поместье, дворик, где полно всякой домашней твари: и индеек, и кур, и петухов, и боровков. А какие у меня огороды, сударь, прости бог хвастунью: и капуста, и репа есть, и лук, а свёкла… А за огородом, напротив свиного хлева, ­ избы моих крестьян, их у меня душ восемьдесят. Торгую пенькой и салом, и крестьянами, коли бог пошлет. Вот правда Чичиков предложил продать мертвых крестьян. Я, скажу прямо, растерялась и стала торговаться, а вдруг – продешевлю (ещё мертвых не продавала). 3

IV. Аналитический вопрос. ­Зачем Чичикову мертвые души? V. Слово учителя. ­ Имена Манилова, Коробочки, Ноздрева. Собакевича, Плюшкина, пожалуй, относятся к числу наиболее известных среди всех имен героев классической русской литературы. Некоторые из них давно приобрели обобщающий смысл и стали нарицательными. Но что значат эти имена? Какими соображениями руководствовался писатель, размышляя о «наречении» героев поэмы? VI. Сообщение учащегося «Что означают фамилии помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (сообщение ученики слушают на фоне презентации «Портретная галерея Гоголя») ­ Литературные имена героев «Мертвых душ» можно назвать скрытоговорящими. Они неоднозначны, потому что именование героя может осознаваться самим Гоголем на разных «срезах» текста. Для осмысления имени необходимо установить его внутреннюю связь с образом, а самого образа – с контекстом произведения. Фамилия Манилов образована от диалектного слова манила (то же маниха, манщик, манильщик), имеющий значение: «тот, кто обещает, но обманывает; тот, кому чудится; обманщик». Отличительная особенность Манилова – неопределенность его характера. Первое впечатление оказывается обманчивым, «манливым». Помещица Коробочка как домовитая хозяйка олицетворяет вещизм, накопительство. Фамилия ее, равнозначная прозвищу, ассоциируется с коробом, который может отождествляться как символ достатка и богатства. Фамилия следующего персонажа – Ноздрева – ассоциируется со словом ноздря, о которого образуется прилагательное ноздреватый в значении «с небольшими отверстиями, пористый». В диалектах имеется прилагательное ноздрявый – «исполненный скважин, дыр». Все это воспринимается нами в качестве намека на нравственную ущербность помещика. Фамилия Собакевич связана со словом собака, хотя сам Михаил Семенович кажется Чичикову «весьма похожим на средней величины медведя». Окончательный, завершающий этап омертвения души, распада, разложения всего истинно человеческого являет собой Плюшкин, раздавленный, расплющенный жизнью. Фамилия Плюшкин, связанная со словом плюшка в значении «маленькая сдобная булочка», которую изготавливают, сдавливая, делая плоским тесто, косвенно 4

ассоциируется с изменением, раздавленностью, плющением духовного начала в человеке. Не исключена и косвенная ассоциация фамилии Плюшкина с глаголом плюхнуть(ся) «грузно, тяжело сесть, упасть», как символ духовного падения героя. VII. Слово учителя. Постановка проблемного вопроса. ­ Что же объединяет всех помещиков, изображенных Гоголем? Перед вами высказывания современных критиков. 1) одни считают, что «ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них» (Гуковский Г.А.); 2) другие утверждают, что гоголевские герои не добродетельны, и не порочны, это «обыкновенные». «средние» люди, но воссозданные с уникальной гоголевской «яркостью, силой и крупностью»; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово «пошлый» означало «обыкновенный» ­ Гоголь показал «обыкновенность обыкновенного человека» (Кожинов В.В.); 3) третьи полагают, что «гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. Величественные в своих страстях и пороках эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной» (Вайль П., Генис А.) ­ Какое из этих мнений ближе вашему восприятию поэмы и почему? (Мнения ребят разные. Одни доказывают традиционную точку зрения. Другие приводят такие доказательства: «Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка ­ скупые в разной степени; Манилов и Ноздрёв – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде». «Я согласен с мнениями Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – Кот Баюн, завлекающий окружающих в сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей – разбойник») 5

­ Действительно, имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, которые словно возвращаются в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кощея Бессмертного и т.д. ­ С другой стороны, говоря о типичности героев Гоголя, давайте вспомним персонажей пушкинского романа «Евгений Онегин». VIII. Выразительное чтение подготовленным учеником отрывка из романа «Евгений Онегин» (глава пятая, XXV – XXVIII) С утра дом Лариных гостями Гвоздин, хозяин превосходный, Весь полон; целыми семьями Владелец нищих мужиков; Соседи съехались в возках, Скотинины, чета седая, В кибитках, в бричках и в санях С детьми всех возрастов, считая В передней толкотня, тревога; От тридцати до двух годов; В гостиной встреча новых лиц, Уездный франтик Петушков, Лай мосек, чмоканье девиц, Мой брат двоюродный, Буянов, Шум, хохот, давка у порога, В пуху, в картузе с козырьком Поклоны, шарканья гостей, (Как вам, конечно, он знаком), Кормилиц крик и плач детей. И отставной помещик Флянов, С своей супругою дородной Тяжелый сплетник, старый плут, Приехал толстый Пустяков; Обжора, взяточник и шут. 6

С семьей Панфила Харликова Вошел… Ах, новость, да какая! Приехал и мосье Трике, Музыка будет полковая! Остряк, недавно из Тамбова, Полковник сам её послал. В очках и в рыжем парике… Какая радость: будет бал! И вот из ближнего посада Девчонки прыгают заранее; Созревших барышень кумир, Но кушать подали. Четой Уездных матушек отрада, Идут за стол рука с рукой. Приехал ротный командир; 7

IX. Слово учителя ­ Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать всё», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что­нибудь интересное у каждого». Об этом мы узнаем из письма Гоголя к В.А.Жуковскому. Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя. Исследователи языка Гоголя отмечают, что работа над словом велась писателем с предельным напряжением всех душевных сил, поскольку помимо самого предмета изображения автора всегда занимало и слово, обозначающее этот предмет. Гоголь отличался умением «поворачивать» слово так, чтобы при этом извлечь из него максимальный художественный эффект. Чтобы показать, что даже самые, на первый взгляд, незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку, обратимся к теме «Описание еды и его роль в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души». X. Выступление ученицы с сообщением «Описание еды и его роль в поэме «Мертвые души» ­ С первых страниц поэмы Н.В.Гоголь дает понять, что образам еды он отводит немалое место в произведении. Писатель привык относиться к еде с уважением, но все же резко отделяет сытость от чревоугодия. Главный герой, путешествуя от помещика к помещику первым делом оказывается за столом. Хозяева считают своим долгом попотчевать Чичикова чем­нибудь удивительным, будь то «щи от чистого сердца» у Манилова, или «блинцы» у Коробочки, или «чудный балык» у Ноздрева, или «бараний бок» у Собакевича, или «сухарь из кулича» у Плюшкина. Деловые разговоры предваряются застольем. Автор таким образом строит повествование, что каждая выделенная им «съедобная» деталь отражает черту характера того помещика, с которым обедает гоголевский герой. Так, по хлебным крошкам, оставшимся с вечера на утро на скатерти в столовой Ноздрева, он делает вывод о безалаберности хозяина дома. А это в свою очередь наталкивает Чичикова на размышления: следует ли вести себя запанибрата и прямо сказать хозяину о цели или лучше не настаивать упорно на своем. Эта обывательская тактика героя – судить по угощению – легко переносится на видение мира и людей. В трактире старуха старается применить чичиковский способ «угадывания» людей: «Манилов будет поделикатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печенка, то и бараньей печенки спросит, а Собакевич одного чего­нибудь

спросит, да уж зато все съест, даже и подбавки потребует за ту же цену». Помещики изображены так же. У Плюшкина еда – мерило человеческих качеств: «Хорошего общества человека хоть где узнаешь: он и не ест, а сыт». А Собакевич даже разделяет людей на провинциальных и столичных жителей с помощью чичиковской «философии». Одни, по его мнению, «упишут полбараньего бока с кашей, закусивши ватрушкою в тарелку», а другие едят «какие­нибудь котлетки с трюфелями». В провинции, подсказывает Собакевич, другой масштаб: то, что мелковато в столице, здесь разрастается до размеров необычайных. И, действительно, читатель видит, что пошлость героев увеличивается вдвое. XI. Слово учителя ­ Итак, неслучайно столь частое обращение Гоголя к образам еды. Традиционные для всей мировой литературы, они становятся для героев «Мертвых душ» мерилом человеческих качеств, а для автора поэмы – средством изображения душевной пустоты персонажей, занятых только удовлетворением животных потребностей и потому достойных называться «свиными рылами» в гораздо большей степени, чем людьми. ­ Какие пороки олицетворяют каждый из помещиков? (Манилов – пустое мечтательство; Коробочка – дубиноголовость; Ноздрев – необузданность характера; Собакевич – жадность, страсть к стяжательств (стремление к наживе); Плюшкин – «прореха на человечестве») XII. Рассматривание карты путешествия Чичикова (творческая работа учащихся) ­ Почему изображение российских помещиков представлено нам в такой последовательности? На первый взгляд, это продиктовано чисто внешними обстоятельствами. Чичиков на вечеринке у губернатора знакомится с Маниловым и Собакевичем. Чичиков сначала поехал к Манилову, а от Манилова к Собакевичу, но в грозу заблудился и попал к Коробочке. Затем по дороге остановился в трактире «перекусить» и неожиданно повстречался с Ноздревым. От Ноздрева, наконец, попал к Собакевичу. Когда же узнал от Собакевича, что в пяти верстах живет Плюшкин, владелец восьмисот душ крепостных крестьян, которые мрут у него «как мухи», Чичиков поехал к этому помещику.

XIII. Постановка проблемного вопроса ­ Но в таком порядке, в котором знакомит Гоголь читателей с помещиками, есть и другой, глубокий внутренний смысл. Какой? Послушайте несколько точек зрения на именно такую последовательность расположения помещиков в тексте поэмы «Мертвые души». Традиционная точка зрения литературоведов: помещики расположены по степени их деградации (у Манилова еще все есть – семья, дети, мебель (хотя уже намечены черты запустения – «два кресла стояли обтянуты просто рогожею» и др.); у Плюшкина все это было, но с годами утрачено) Современная точка зрения: помещики делятся условно на накопителей и расточителей: Манилов – расточитель; Коробочка – накопитель; Ноздрев – расточитель; Собакевич – накопитель; Плюшкин – «прореха на человечестве» (расточитель от накопительства, накопитель от расточительства) Точка зрения Ю.Манна: помещики расположены в тексте поэмы по степени возрождения их души (обратите внимание на тот факт, что, описывая Манилова, Гоголь обращает наше внимание на вещи, его окружающие. У Манилова нет внутреннего мира, его душа умерла. И еще, только у Плюшкина, как отмечает автор, «живые глазки», а известно, что глаза – зеркало души, следовательно, только Плюшкин способен к возрождению души) XIV. Исследование характеристик персонажей – помещиков (сообщение ученицы) ­ У Гоголя контраст живого и мертвого, омертвление живого часто обозначается именно описанием глаз. В «Мертвых душах» в портрете персонажей глаза или никак не обозначаются (так как они просто излишни), или подчеркивается их бездуховность. Так, Манилов «имел глазки сладкие, как сахар», применительно к глазам Собакевича отмечено орудие, которое употребило на этот случай натура: «большим сверлом ковырнула глаза» (как в деревянной кукле!) О глазах Плюшкина говорится: «Маленькие глазки еще не потухнули и бегали из­под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая

усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух». XV. Импровизированный диалог с Плюшкиным (подготовленная учащимися сценка) ­ Как живете господин Плюшкин? ­ Беднею, господа. Грабители в разор вводят. Хотя бы Прошка, вор эдакий. Кругом издержки. ­ А ведь когда­то вы были прекрасным хозяином, соседи ездили к Вам учиться мудрой скупости, разумной бережливости. Фабрики работали, станки, прядильни, плуги, косы. Хозяйка была приветливая, славилась хлебосольностью. ­ Да, все это было. Не теперь хозяйка умерла, старшая дочь выскочила замуж. Сын уехал. Младшая дочь умерла. Остался я один. XVI. Проблемный вопрос ­ Кто из персонажей поэмы имеет биографию? (Плюшкин и Чичиков) ­ У кого есть прошлое, у того будет и будущее. Кто способен на возрождение? Если вспомнить, что «Мертвые души» задумывались по аналогии с «Божественной комедией» Данте – в трех частях: первая часть – «Ад», вторая часть – «Чистилище», третья часть – «Рай», то замысел, таким образом, не ограничивался изображением «ада», «пошлости пошлого человека», предел его – в спасении этого самого «пошлого человека». Биография Чичикова (так же, как и Плюшкина) – это история «падения души»; но если душа «пала», значит, была когда­то чистой, значит, возможно ее возрождение – через покаяние. Что необходимо для покаяния, очищения души? Внутреннее «я», внутренний голос. Право на душевную жизнь, на «чувства» и «раздумья» тоже имеют только Плюшкин (в меньшей степени) и Чичиков (в большей степени). «С каким­то неопределенным чувством глядел он на домы…»; «неприятно, смутно было у него на сердце…»; «какое­то страшное, непонятное ему самому чувство овладело им», ­ фиксирует Гоголь моменты «интроспекции» (внутреннего голоса) у своего героя. Мало того: нередки случаи, когда внутренний голос Чичикова переходит в авторский голос или сливается с ним в знаменитых поэтических отступлениях. Но это тема нашего следующего разговора…

XVII. Домашнее задание: выписать из текста поэмы отрывки из лирических отступлений. О чем они?